Прошло немало времени с тех пор, как православные христиане различных приходов и учебных заведений стали отвечать на письма заключенных. Накопился какой-то опыт. Многие пришли к выводу, что материальную помощь необходимо либо сильно ограничить, либо исключить совсем из своей деятельности. На причинах этих выводов я сейчас не буду останавливаться,- я хочу высказать свое мнение о востребованности, целесообразности и необходимости духовной переписки.
В последнее время некоторые наши соратники в этом направлении стали высказывать мысли о том, что переписка не эффективна и даже не нужна, а нужно лишь обучение основам православия в любых формах: дистанционное обучение, воскресные школы на местах. Связано это с тем, что многие заключенные, освободившись, не находят пути к церковной жизни (по разным причинам) и, как говорится, возвращаются на «круги своя». Да, явление это есть, и оно печально. Однако вернусь к переписке — я занимаюсь этим делом с конца 1997 года. Сначала вела личную переписку с отдельными людьми длительное время, а с 2000 года через мои руки, вернее через глаза и сердце, стало проходить все множество писем, поступающих из тюрем в ПСТГУ. Среди этого количества постоянных просьб есть и материального характера, немало желающих учиться в нашем университете или дистанционно обучаться по нашим разработкам. Очередь на обучение огромная. Но моя специфика заключается главным образом в сортировке этих писем по назначению: отправить на очередь на обучение, на личную переписку, либо дать стандартный ответ с отказом на материальную помощь, анкету на переписку или на обучение, ответить на какие-то вопросы, послать литературу, лампадное масло, ладан, крестики. Есть и внутренняя,- она состоит в том, чтобы откликнуться! Из опыта я теперь хорошо знаю, что значит для этих людей, часто ощущающими себя загнанными в тупик, ОТКЛИК. Даже отрицательный отклик, отказ в их просьбе не редко возвращается благодарностью,- благодарностью только за то, что им ответили! Один человек написал мне, что у них был случай, когда заключенный повесился из-за того, что написав множество писем в разные места, он не получил ни одного ответа. Да, есть такие, которые везде пишут и отовсюду что-то получают, но есть и противоположные им. Цена письма там очень велика. Мы не можем заранее знать, что будет потом с человеком, обратившимся к нам сейчас. Но сейчас он просит «глоток воды». Не можем же мы не дать пить тяжело больному из-за того, что он все равно скоро умрет.
Да, есть там церкви и общины, и батюшки приходят. Но есть контингент, который к этому еще не подошел. Я сама помню, как в самом начале пробуждения интереса к церкви, мне было необходимо общение с человеком, который уже в Церкви и все об этом знает,- «все» в начальном, элементарном. Часто нужно видеть не только священника, а простого верующего — видеть (чувствовать) его веру. В их окружении редко встречают они в этом для себя подкрепление от собрата. Однажды, в начале своей деятельности, у меня возникло затруднение с ответом на один вопрос заключенного. Я решила обратиться за помощью к о. Димитрию Смирнову. Он подсказал, как можно ответить, при этом дал понять, что не столько важен конкретный ответ на вопрос, сколько само общение. Эта направленность в дальнейшем мне очень помогла.
Эти люди очень чутко чувствуют настрой человека за простыми словами письма. Если у нас есть вера, достаточно выслать нужную литературу и написать несколько слов сопроводительных. Это будет воспринято как подарок от Бога, принесет большую радость и согреет сердце. Например, можно прочесть такое: «чувство благодарности переполняет меня: просто весь мир готов обнять. Давно такого воодушевления не было».
Судить ли нам, что будет потом с этим человеком!? Такие подарки часто попадают им в руки в праздничные или чем-то знаменательные для них дни, что усиливает впечатление и подтверждает мысли о том, что во всем этом участвует и руководит Сам Господь. В чем я сама ни на минуту не сомневаюсь,- иначе как бы могла я, например, догадаться послать человеку книгу, которую он не просил, но которая оказалась ему очень нужной и ответила многие его вопросы, а это происходило не раз.
Однажды один мой переписчик рассказал мне, как адвентисты седьмого дня пришли к ним в колонию и человек, входивший в православную общину, с ними пообщался и решил перейти к ним. «Почему это произошло,- пишет он,- а потому, что они принесли ему не Катехизис или основы веры, а принесли самих себя». Видимо, это были хорошие искренние люди, поверившие в это учение и они от сердца к сердцу передали свою веру. Вот наши письма и должны играть именно эту роль,- от сердца к сердцу идет невидимая нить, даже через письма, потому что придя к вере, надо в ней утверждаться, а это происходит и через общение. По своему опыту я знаю, что происходит именно это — утверждение в вере. Вот как раз и письмо об этом из Кировской ИК-17: «… благодарим вас за все от всей православной общины нашей колонии, а также администрации. Сердечное спасибо за книги и замечательные иконы, за то, что вы помогаете укреплять веру в человеке…»
Не велика наша роль в этом деле в сравнении со священнослужителями, но каждый ведь делает что может, а все устраивает Бог. Вот одно из ярких свидетельств тому. Незадолго до своего освобождения моей знакомой написал заключенный из Марий Эл и попросил материальную помощь (одежду на выход и немного денег). Неожиданно для себя она выслала эту помощь (хотя материально помогала тогда уже очень редко и денег не высылала). Получила ответ: «Вашу вещевую посылку получил, перевод денежный тоже. Искренне признаюсь — приятная неожиданность. Ваше внимание и небезразличие к почти незнакомому человеку, тем более к зеку (кто нет никто и звать никак) до глубины затронули мою черствость. Содержание Ваших писем, наставления и советы подтолкнули меня, неразумного, на взгляд и восприятие окружающей действительности по-новому, другими глазами. Теперь в своем искаженном годами подсознании узрел то, что глубоко ошибался в искренности бескорыстных, чистых отношений между людьми разных социальных прослоек. А именно последняя капля моего неверия или заблуждения испарилась при получении высланной Вами посылки. Ваш поступок осеняет сознание и дает надежду на будущее. Непроизвольно в памяти ярко всплывают моменты беззаботного мальчишеского прошлого, той чистоты и непосредства. Вспоминается мама, ее любовь и забота. Невольно и слеза навернется, и так отрадно на душе, такой уют и умиротворение. И даже здесь, в заключении, хочется делать и думать только хорошее и доброе.
У меня просто не хватает словарного запаса выразить свою Благодарность за все, что Вы сделали для меня. Это, наверное, должно быть что-то Выше и Больше, чем Благодарность…»
Такой отклик вызвал факт посылки и короткого простого,- обычного письма. В нем был совет о жизни на свободе: «держись за Церковь и не пропадешь». Вот эта фраза сыграла решающую роль в его последующей жизни. По освобождении он занялся коммерческой деятельностью, как и ранее, и, как он пишет, «высоко взлетел». А в итоге все потерял, был жестоко избит, «еле кости собрал» и вот тут вспомнил эту фразу, и она повела его в монастырь, где он остался. Оттуда писал: «…Если бы мне кто-то чуть раньше сказал о будущем монастырском послушничестве, о слезах, разрывающих душу, я бы просто рассмеялся в глаза, — ан вон как вышло. Не знаю, как и выразить Вам свою благодарность за содействие, участие в моей судьбе…»
Примеров благодарности очень много. Приведу еще. Заключенный из Свердловской области г.Ивдель (2007 г.): «Цель, с которой я пишу,- это выразить Вам мою благодарность и сказать огромное спасибо. Во-первых, спасибо за проявленную ко мне заботу и внимание. Спасибо за подробное и доброе письмо. Спасибо за столь необходимую моральную поддержку. Благодаря Вашим письмам во мне возродился духовный подъем. Спасибо за Ваше участие в моей судьбе… Спасибо Вам, что вселили в меня чувство, что я кому-то необходим, что я — непотерянная душа, не оставлен, не брошен… Спасибо, что не дали мне потерять цель жизни, вселили уверенность в себя и свои силы и укрепили дух мой. Спасибо за Ваше безграничное доверие и веру в меня. Этим самым Вы побудили меня оправдать его…»
Вспомнились пушкинские строчки: «И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал…» Хочется надеяться, что многие из нас, — пишущих,- будут любезны Богу тем, что чувства добрые пробуждали с Его же помощью.
Известно, что благодарность — очень ценное пред Богом качество души. Благодарный человек — живой человек, — живой для Бога. Не зря святые отцы учат нас за все благодарить Бога. Ведь и главная служба Церкви — Евхаристия (Благодарение). Важно, что эти благодарности не за те добрые дела, которыми, как известно, «выстлана дорога в ад», а за те, которые проясняют дорогу к спасению. По этому поводу хочется процитировать еще одно письмо. Пишет староста православной общины ИК Свердловской области Камышинского района: «…Очень рады той тоненькой ниточке, которая связывает нас с вами. Конечно, поскольку все мы являем одно Тело во Христе, Святую Церковь Господа нашего, невидимо нас объединяет нечто гораздо большее. Но не стоит упускать из вида и видимое общение, которое укрепляет немощные в вере сердца, вселяет надежду в больные опустошенные души. Спасибо вам! Наша община на сегодняшний день насчитывает 35 человек… Разумеется, все эти люди отличаются повышенной индивидуальностью, и по разным причинам оказались в заключении. Но есть и общее между нами: на мой взгляд так или иначе все они ощущают потребность в помощи Божией, в исправлении жизни. Они понимают, что в их жизни что-то не так, что-то такое происходит, что заставляет искать выход душевному неудовлетворению. И, как правило, эти люди очень одиноки, они осторожно относятся к откровенности и не очень рассчитывают на помощь людей. Однако скептицизм их исчезает как дым, когда видят они заботу и внимание братьев и сестер до этого совершенно им незнакомым и посторонним. И очень важно укрепить этих заблудших, несчастных людей в уверенности, что мир не всегда такой, каким они привыкли его видеть, что Господь с ними, что Он не отверг их, и Он посылает Своих верных в больницы, темницы, к обездоленным нуждающимся в помощи людям…
Осуществляя служение Господу во славу Его, вы спасаете очень многих и даже тех, кто потерял всякую надежду. Да хранит вас Господь. Да дарует Он силы духовные и душевные на ваше нелегкое служение Имени Его.
Находясь в изоляции от общества, помимо всего прочего, очень ощущается дефицит духовного характера, очень много возникает вопросов и тема, интересующая людей, довольно обширна…». Конечно, я привела наиболее яркие и показательные примеры, но и других есть немало.
С другой стороны надо представлять себе общую картину письменного потока, где нередко встречаются и ложь, и эгоизм, и требовательное высокомерие, и прочие неприглядные качества; но не будем унывать и опускать руки, — среди всего этого затеряны жемчужины человеческого духа, иногда не бросающиеся в глаза, замутненные. Вот им и нужна живительная струя. Они впитают ее, возможно не сразу, но откликнутся, а дальше все будет продолжать делать Бог.
Бывает, что из недр этого покоренного врагом рода человеческого пространства изливаются совершенно живые, сильные, светлые духом слова:
«Любить людей есть высшее блаженство,
Любовь есть исцеление от мук,
В любви есть все для совершенства,
Любовь — альтернатива злых разлук.
Душа в любви бывает терпеливой,
В ней исчезают зависть и вражда.
Любовь по праву будет править миром,
Любовь не прекратится никогда…»
Олег Красноруцкий. ИК Свердловской области.
Так нужно ли нам писать письма, братья и сестры!? На войне имеют значение все средства и силы: и артиллерия, и пехота, и танки, и самолеты, и разведка, и радиосвязь, и засада… Убери что-то, и вражеским силам легче наступать и побеждать.
Статью подготовила член Центра духовной поддержки православных общин в заключении при Миссионерском факультете ПСТГУ София.
Свежие комментарии