В этом материале Руководитель Центра дистанционного обучения заключенных Уфимской епархии Антонова Ирина Алексеевна подводит итог девятилетней деятельности, рассказывает о сложностях, с которыми приходится сталкиваться в нелегком деле тюремного служения.
Пару месяцев назад из колонии для пожизненников в Соль-Илецке, где наш Центр дистанционного обучения заключенных осуществляет свою деятельность, пришло письмо, в котором брат пенял: «У вас что, храм без прихожан? Неужели некому со мной переписываться?». К сожалению, братья в заключении не всегда правильно представляют приход, думая, что он состоит преимущественно из горячих ревнителей веры, готовых в любое время и по первому требованию исполнить все к чему призывал Христос. На практике же церковную службу посещают обычные люди, пришедшие на нее, чтобы найти утешение в каких-то своих личных невзгодах, получить ответы на свои вопросы, и вовсе не готовые или не способные по разным причинам решать чужие проблемы. Поэтому в ответ на письмо пришлось описать несколько реальных разговоров из приходской практики. Вот они:
1.- Татьяна, возьмись за переписку. Это очень поучительно и интересно. Обучая других, ты и сама глубже узнаешь Православную веру и людям пользу принесешь.
— Да я за всю жизнь не одного письма не написала.
— Вот, как раз самое время начать.
— Меня мать покромсает в мелкий винегрет и перемешает, если узнает, что переписываюсь с зэком.
2. – Коля, тебе пришло письмо из зоны.
— Мне пишут, пишут, А Я ДАВНО НЕ ОТВЕЧАЮ.
— Почему не отвечаешь? Возьми, для разнообразия и ответь. У тебя же всего один человек в переписке, это не так много времени занимает.
— Ладно, что-нибудь напишу…
Полгода спустя.
– Коля, тебе пришло письмо из зоны.
— Мне пишут, пишут, А Я ДАВНО НЕ ОТВЕЧАЮ…
Полгода спустя.
— Передайте письмо Коле…
3. – Раиса, возьмись за переписку.
— Да я мало чего знаю. Собственные дети меня дразнят «неграмотной».
— Может ты и не очень грамотная, но людям не красивый слог нужен, а доброе слово. Я тебе подберу брата попроще, будешь ему молитвы переписывать или из книжек понравившиеся места.
— Господи, благослови.
— Вот, смотри, это его адрес, а это наш. Письма передавать буду я.
— Ладно, ладно.
Неделю спустя.
— Возьми, Бога ради, письмо назад. Я его мужу показала, так, мол, и так, Миша, давай с тюрьмой переписываться. А он как заорет: «Я сам в зоне сидел, знаю, что это такое!» Чуть не побил меня, насилу убежала из дома.
4. — Надежда, возьми письмо в переписку.
— Я, наверное, не сумею.
— Для этого большого умения не требуется. Опиши куда съездила, какие святыни к нам привезли, пару ободрительных слов и письмо готово. Никто же от вас не требует писательского таланта. Давай дам три письма на выбор. Если захочешь, можешь и всем троим написать.
— Хорошо, давай.
— А муж не заругает? Многим мужьям не нравится, когда их жены переписываются с другими, даже с духовной целью. Может они и правы. Иногда переписка действительно скатывается на «люблю», и нужно строго следить и предупреждать братьев, с которыми переписываешься, чтобы этого не произошло.
— Неужели подобное бывает? Я и не представляла.
— Такова специфика нашего служения.
— Думаю, и с мужем не будет проблем, и я сумею соблюсти необходимые рамки.
Неделю спустя.
— Ира, забери письма обратно. Все произошло, как ты сказала. Я сидела, читала письма, и зашел муж. Говорит так грозно: «Ты что, с зоной переписываешься?» Отвечаю: «Нет, просто дали почитать».
5. – Лидия, хотите переписываться с зэками? Дело богоугодное. Будет, кому о вас помолиться. У меня много адресов, могу дать на выбор.
— Не-е-е-е-т, что ты!
Действительно, очень трудно найти желающих заниматься тюремным служением. Не смотря на то, что деятельность Центра дистанционного обучения постоянно освещается в «Уфимских епархиальных ведомостях», фактически в нем осталось только два преподавателя. Когда призываешь людей в волонтеры, напоминая слова Христа «в темнице был, и вы пришли ко Мне» (Мф.25,36), то часто собеседник либо нападает на тебя: «зачем так много на себя взваливать?», либо ограничивается вежливым сочувственным покачиванием головы. Когда же ему поясняешь, что в Дистанционном центре обучения переписываются с заключенными, обучают их, проводят конкурсы стихов и рисунков, махают рукой: «Ну, в зоне делать нечего, они с удовольствием и нарисуют и спляшут». Но на самом деле, нужно приложить большие усилия, чтобы подвигнуть братьев в узах на общение именно в том ракурсе, который предполагает духовная, а не «любовная переписка». Ведь многие заключенные изначально ищут не духовного общения, а женщину для приятного времяпрепровождения. Как-то мне прислали письмо, где чуть ли не в каждой строчке слово «Бог», и все это проиллюстрировано рисунком обнаженной натурщицы. В нашем случае практика показала, что, не смотря на все усилия, таких людей развернуть к духовной тематике не удается. Поэтому после одного-двух предупреждений общение с ними приходится прерывать.
Тюремным служением мы занимаемся с 2001 года. За это время бывало и такое: учится брат, освобождается, проходит какое-то время, и он опять обращается с просьбой о продолжении занятий уже из СИЗО или другой колонии. Или на уроки отвечает правильно, освобождается, даже приходит к нам в воскресную школу для взрослых, а потом звонит, что он подрался и в таком виде не может посещать занятия. А еще через год опять уже и от него приходит письмо из СИЗО.
Несколько раз в Центре дистанционного обучения уже поднимался вопрос о том, что в ходе обучения у человека набирается некоторый багаж богословских знаний, который в каждодневных поступках никак не отражается и в лучшем случае лежит в голове мертвым грузом, а в худшем — служит к вящему развращению, так как, не изменившись, человек начинает поучать окружающих как им жить. Так один брат написал письмо нашему архиепископу, где обвинял его в экуменизме и прочих «смертных» грехах. Мало того, что оно было написано в весьма дерзкой форме, так еще совершенно не соответствовало действительным фактам. Хорошо, что это письмо по случайности попало не Владыке, а мне. Другой сообщил, что он впал в неверие, сложил иконки в коробочку, а Библию и молитвослов сдал в библиотеку. И пришлось обращать его внимание на то, что подобная проблема рассматривалась в таком-то уроке, на который он в свое время с блеском ответил, и в данной ситуации нужно наоборот более активно пользоваться святыней и не прекращать молиться хотя бы короткими молитвами.
Каких же реальных результатов мы добивались в дистанционном обучении.
1. Если человек учится, что называется «с нуля», то отрадно уже то, что после непродолжительного срока обучения он отвечает, что «Им же вся быша» — это все-таки о Боге Сыне, а не о Боге Отце (как многие отвечают поначалу). Значит, человек, по крайней мере, задумывается о том, что пишет, а не просто автоматически переписывает ответ из книжки.
2. Бывали случаи, когда переписка и обучение останавливали человека от самоубийства (мне два раза в этом признавались). Впрочем, в остальном жизнь этих людей не менялась.
3. Многие сообщали, что обучение приносит утешение и облегчение в терпении своей участи.
Поэтому я пришла к выводу, что только в 30% случаев наша деятельность востребована именно как учеба, а в остальных 70% просто помогает перенести тяготы заключения, богословие же служит уздой для соблюдения некоторых рамок при общении с ближними. Тем не менее, нашим Центром дистанционного обучения уже выдано 70 свидетельств об окончании курса по Закону Божию, одно по курсу о нравственности «Смысловик» и два — по Посланиям святых Апостолов. Некоторые из учеников документу радовались и сообщали: «Свидетельство, что учился у вас – отправил домой. Там только диву даются. Не верили мне», а другие братья, напротив, спрашивали, зачем вообще нужно свидетельство, ведь они получают образование для себя. Один брат в шутку сообщил, что когда по почте пришло свидетельство, с ним чуть инфаркт не случился, так как он думал, что общение на этом прекратится, благо, что в конверте были задания к следующему курсу.
Вообще, учитывая, что мы имеем дело не только с заключенными из обычных колоний Башкирии, но и с имеющими пожизненный срок из Соль-Илецка, к которым не применим термин «закончил обучение», то приходится постоянно придумывать все новые и новые уроки различной степени сложности. Сначала это были олимпиады по православным праздникам, потом Закон Божий и методика для детской колонии «Смысловик». Теперь обучение проходит по новому курсу: «Толкование посланий святых Апостолов», созданного на основе книг архиепископа Аверкия «Апостол», «Толкования Апостольских посланий по трудам Феофана Затворника», «Толковой Библии» под редакцией Лопухина и других. Честно говоря, только после того, как братья (вернее, те из них, кто не отсеялся на протяжении нескольких лет) стали изучать толкования на Послания апостолов, почувствовала, что они действительно учатся, а не просто проводят время в обществе приятного для них собеседника. Брат Серафим даже написал: «Благодарю за хороший урок — и за буквальный (Послание к Коринфянам) и за скрытый (что я, к сожалению, еще очень мало знаю свою веру). Толкований на Послания апостола Павла я не читал, так что вы явились для меня первооткрывателем толкований этих глав. Сначала ответил на вопросы, а потом все исправлял. Что же, это хороший стимул для того чтобы посерьезнее заняться духовным». Дело в том, что при внешней казалось бы простоте уроков, они составлены таким образом, что по ответу сразу видно — знает ли отвечающий материал или пишет наобум. Есть вопросы провокационные, предлагающие на выбор точки зрения разных конфессий. Поэтому брат Серафим, ответив определенным образом на вопросы, вынужден был после переписывать весь урок, когда понял, что все время отдавал предпочтение католичеству.
Как и в методике по Закону Божию, в каждом уроке по Посланиям апостолов приведены вопросы с вариантами ответов, среди которых нужно выбрать правильный. Затем вопросы, на которые нужно ответить «да» или «нет». В конце каждого урока помещено несколько вопросов без подсказок, на которые необходимо дать ответ самостоятельно.
Таким образом, за 9 лет нашей работы были составлены курсы обучения для людей разного уровня воцерковленности. Кроме того, в прошлом году закончен сборник для военнослужащих «Береги честь смолоду». Все наши методики обучения помещены на сайты ПСТГУ www.4prison.ru и Синодального отдела www.pobeda.ru .
Ирина Антонова
6 июня, 2010 at 20:36
Ирина помоги вам Господь!интересное ваше письмо. я думал стоит ли заводить дистанционное обучение и теперь решил этого не делать.просто буду писать каждому из них о том что его самого интересует и тем дать его душе самой возрастать в познании веры.мы один раз ездили с моим духовным отцом в колонию и по дороге он мне он мне неожиданно говорит. а знаешь какое мы спасительное делаем дело,ведь Господь Себя Самого причислил к братиям в темнице находящимся. сказав в темнице был и вы посетили Меня. меня это очень утешило и укрепило в моем послушании которое дал мне игумен.прошу ваших святых молитв.Храни вас Бог за молитвы Богородицы и Святой Анастасии.
19 октября, 2010 at 17:00
Дистанционное обучение имеет смысл начинать только в случае невозможности организовать очное. Ни какой урок на бумажке не сможет заменить реального христианского опыта общения. поэтому почти с завистью или скажем, с великим уважением отношусь к людям, которые лично посещают заключенных. То же что делаем мы — это хорошо, но полумеры
27 сентября, 2011 at 13:27
Знаете, а в Украине та же ситуация. Мало кто хочет заниматься тюрьмами т.к. дело это не…..
У людей находящихся там-это может последняя надежда и зацепка в жизни, а тут…м времени на зеков нет…