Сен 14

Среди всех направлений тюремного служения на настоящем этапе наименее разработанным является направление работы с пострадавшими от преступления. В то время как в мировой практике служения в местах лишения свободы это направление является одним из основных и разрабатывается очень активно. Это направление работы согласуется с Восстановительным правосудием — новым взглядом на то, как обществу необходимо отвечать на преступление. Суть предлагаемого ответа состоит в том, что всякое преступление приводит к обязательствам правонарушителя загладить вред, нанесенный пострадавшим от преступления. Государство и социальное окружение жертвы и правонарушителя должны создавать для этого необходимые условия.

 

Современное правосудие отвечает на три основных вопроса:

1. Что именно случилось?

2. Кто виноват?

3. Что надо сделать, чтобы обнаружить и наказать преступника?

Основная идея – наказание, ФСИН – федеральная служба исполнения наказаний, именно поэтому на наш взгляд исправительные функции в ней пока еще достаточно слабо представлены. Наказать переступника – это запрос общества.

Однако давно известно, что наказание без сочувствия, понимания корней преступления и Любви только ожесточает человека и редко заставляет размышлять.

Если разбудить совесть – то именно она является наиболее строгим судьей человека и больше всего наказывают совершившего преступление именно муки совести.

В современной системе правосудия потерпевший от преступления либо вообще не фигурирует, либо фигурирует лишь в качестве свидетеля… Причем его интересы порой вообще не рассматриваются. Чаще всего о жертвах заботятся потом правозащитные и общественные организации – и то, если преступление имело общественную огласку.

Кто может вернуть человеку разорванную куртку после нападения и драки: «дяденька дай закурить!» или украденный телефон, если преступник, испугавшись, выкинул его куда-то? Кто извинится перед пострадавшими? Кто посочувствует им и пожалеет их? Кто в конце концов поддержит сыщиков и милицию, родителей и других людей втянутых в преступление, даже казалось бы очень незначительное?

Восстановительное правосудие в центре своего внимания имеет как раз всех, кто пострадал от преступления. Прежде всего, именно жертву, против которой было совершено преступление, пострадавшего конкретно человека. Но и не только его.

С самого начала Восстановительное правосудие отвечает на пять вопросов:

  1. Что случилось?
  2. Кто пострадал прежде всего?
  3. Кто и в какой степени претерпел от преступления вообще?
  4. Что можно сделать, чтобы изменить ситуацию и в настоящем и в будущем?
  5. Кто несет ответственность и в какой степени?
  6. Как и кто может возместить ущерб пострадавшим от преступления?

Таким образом восстановительное правосудие направлено на то, чтобы:

  • Совершивший преступление осознал, что именно произошло, кому и в какой степени он нанес ущерб, сколько людей и служб были вовлечены в конфликт, что именно чувствовал пострадавший, как это изменило его жизнь.
  • Совершивший преступление согласился с тем, что необходимо менять образ мыслей и жизни, чтобы такого больше не произошло. Согласился бы участвовать в программах, направленных на личностные изменения и принял бы ответственность за совершенные преступления, по возможности решился бы как-то компенсировать нанесенный ущерб.
  • Пострадавший от преступления – почувствовал бы удовлетворение и простил бы  совершившего преступления или хотя бы принял от него извинения.
  • Общее состояние вовлеченных в последствия преступления было бы более спокойным и удовлетворенным.
  • Ближайшему социальному окружению оно помогает восстановить мир в сообществе, сохранить активную роль в решении конфликтов за счет оказания помощи и поддержки, оказываемой сторонам процесса.

Вот что пишет Р. Максудов — Президент Межрегионального общественного Центра «Судебно-правовая реформа».

«Карательная и полностью профессионализированная организация процесса наказания затрудняет социальную реинтеграцию правонарушителей. В рамках господствующей парадигмы уголовного процесса почти невозможно добиться ответственного поведения правонарушителя, хотя принято говорить, что тот, кто совершил преступление, должен нести ответственность. Нести ответственность в официальном правосудии значит быть наказанным. Но часто бывает, что если правонарушителю назначается наказание (особенно в виде лишения свободы), он скорее считает себя жертвой обстоятельств и уголовного правосудия, нежели осознает причиненное им зло другому человеку. И практически ничего не делает для устранения негативных последствий содеянного. Причиной многих преступлений становятся отсутствие взаимопонимания, черствость и неумение сопереживать, отсутствие навыков позитивной самореализации и стремление к получению статуса в референтной группе, личная неустроенность и неспособность избавиться в одиночку от тех или иных зависимостей.

Понимание, что есть немало случаев, когда применение уголовной репрессии не только бессмысленно, но и вредно, приводит к иному пониманию «криминальной ситуации». В ней, оказывается, существуют новые грани, в частности, ее собственный ресурс (потенциал самих участников) в поисках выхода, компенсации негативных последствий и предотвращения подобного в дальнейшем. Такой взгляд присущ восстановительному правосудию.

Восстановительный подход иначе, чем в официальном правосудии, трактует и понятие ответственности. Ответственность правонарушителя в восстановительном правосудии включает:

— осознание последствий причиненного вреда;

— принятие обязательств по «заглаживанию» вреда;

— определение такой стратегии дальнейшей жизни, которая исключала бы криминальные способы решения проблем.

При этом конструктивное обсуждение проблем правонарушителя и помощь ближайшего окружения в их решении создают условия для нормального возвращения человека в общество.»

(Программы восстановительного правосудия. Пособие для ведущих. Под ред. Л.М. Карнозовой и Р.Р. Максудова, ПрезидентА Межрегионального общественного Центра «Судебно-правовая реформа».)

Программы восстановительного правосудия. Общие принципы.

Реализация восстановительного подхода предполагает использование специфической формы организации процесса примирения.

Такой формой работы является программа восстановительного правосудия.

Ядро таких программ составляет встреча жертвы и правонарушителя, предполагающая их добровольное участие.

В первую очередь встречи, проходящие в рамках программ восстановительного правосудия, ориентированы на удовлетворение потребностей пострадавшего от преступления: как мы уже говорили, это возмещение ущерба, восстановление чувства безопасности, возможность поделиться личной историей и быть услышанным, получить ответы на волнующие вопросы. Вторая задача встреч — создать условия для принятия ответственности правонарушителем: он должен совместно с жертвой принять решение о размере и форме возмещения ущерба. Третья задача — привлечь ближайшее социальное окружение для помощи и поддержки в этих процессах. Желательный эффект встречи состоит в осознании правонарушителем последствий содеянного, нормализации состояния жертвы, в возвращении людям возможности самостоятельно решать свои конфликты. Прагматический же результат состоит в достижении договоренности участников о способе выхода из ситуации и возмещении ущерба.

Встречи основаны на персонально ориентированном диалоге, где важная роль отводится сочувствию и сопереживанию, выслушиванию и поддержке. Непременным условием является нейтральность ведущего, которая в программах восстановительного правосудия трактуется особым образом.

Программы восстановительного правосудия представляют собой альтернативу принятому сегодня карательному способу реакции государства на преступление.

Что же касается реализации, то в большинстве стран программы восстановительного правосудия используются в кооперации с обычным процессом, то есть, встраиваются в систему официального уголовного судопроизводства, где окончательное решение по делу осуществляется уполномоченным официальным органом. В этом плане пока имеет смысл говорить о восстановительных программах, но не об альтернативном правосудии, хотя сама по себе передача дел из официальных органов для проведения восстановительных программ и учет их результатов судом свидетельствует о появлении альтернативной трассы движения уголовного дела.

Сторонники восстановительного правосудия видят свою ближайшую задачу не в том, чтобы заменить официальное правосудие, а в том, чтобы дополнить его, акцентируя внимание на тех аспектах преступления (правонарушения), которые остаются вне поля внимания официального уголовного процесса.

Возможность использования программ, построенных на принципах восстановительного правосудия в современной системе исполнения наказаний.

Особенностью современной ситуации является чаще всего то, что большой процент  преступлений совершается собственно не против одного конкретного человека. Это экономические преступления, разбойные нападения. В случае убийства речь тоже уже не идет собственно о жертве преступления.

Поэтому большинство программ, построенных на принципах восстановительного правосудия  имеют своей целью осознание совершившим преступление своей вины и ответственности за совершенное преступление.  Результатом программы является обычно решимость совершившего преступление никогда более не вставать на путь преступления и по возможности найти способ как-то загладить свою вину перед теми, кто стал пусть косвенной, но жертвой преступления, например перед своей собственной семьей.

Программы, построенные на принципах восстановительного правосудия которые используются сегодня в таких европейских странах, как Англия, Финляндия, Венгрия не имеют конкретных юридических последствий. Человек, прошедший такую программу, не освобождается от того наказания, которое вынес ему суд. Однако Осужденные часто добровольно и с радостью участвуют в таких программах, т.к. это освобождает их от чувства вины и мук совести. Чаще всего совершенное преступление или его повторение приводит человека в тупик, к унынию и мыслям о самоубийстве. Программа —  это возможность выхода из порочного круга, свет в конце туннеля.

Такие программы могут иметь явную христианскую направленность, как например программа «Смоковница», имеющая в своем основании Евангельскую притчу о Закхее, (проводится в Англии и Венгрии) или не иметь явной христианской направленности, чтобы в ней могли участвовать осужденные разных верований или неверующие, как программа «Sorry», использующаяся в тюрьмах Уэльса. И в том и в другом случае основные цели программ таковы:

  • Принятие ответственности за совершенное преступление.
  • Осознание принесенного ущерба.
  • Исправление (покаяние), решимость больше не совершать преступлений.
  • Активное действие, возмещающее ущерб, или свидетельствующее о принятом решении.

Можно привести следующую статистику, полученную в результате работы программы «Sorry» в Уэльсе.

1 фунт потраченный на организацию программ восстановительного правосудия экономит 8 фунтов, которые были бы потрачены иначе.

85%  жертв сказали, что они удовлетворены, в результате участия в программах.

90% преступников сказали, что удовлетворены.

В среднем число рецидивов 66%

После программ 24%

Приведем описание программы «Смоковница». Как уже говорилось, эта программа имеет своей целью осознание совершившим преступление своей вины и принятие ответственности за совершенное преступление. Программа построена на принципах восстановительного правосудия и имеет христианскую направленность. В основе ее лежит Евангельская притча о  Закхее. (Лука 19:1-10).

«И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый, искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом, и, забежав вперед, взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее. Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме. И он поспешно сошел и принял Его с радостью. И все, видя то, начали роптать, и говорили, что Он зашел к грешному человеку; Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо. Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее».

Участником программы может стать любой осужденный в независимости от пола, расы и вероисповедания, который после знакомства с программой свободно и сознательно решает принять в ней участие. У него кроме того должно быть желание учиться, работать над собой.

Важно, чтобы в течении срока заключения осужденный смог посетить все семинары программы и после этого какое-то время (не меньше месяца) еще находился бы в заключении, чтобы все, возникающие во время программы вопросы были бы разрешены.

Опыт показывает, что на первом этапе совсем не многие осужденные готовы включиться в работу по программе, но с течением времени к программе присоединяется все больше и больше желающих, с тем, чтобы разобраться в том, что происходит в их сердцах и  обрести «свободу чистой совести».

Приглашают  участию в программе добровольцы, проводящие программу, совместно с тюремным священником.  Очень важно, чтобы тюремный психолог, заместитель начальника по воспитательной работе, воспитатели  и начальники отрядов были ознакомлены с программой и могли бы предлагать осужденным принять участие в ней. Потому, что знакомство с существом программы будет менять мировоззрение и отношение к осужденным самих сотрудников. Кроме того, осужденные, которые приняли участие в программе могут рекомендовать ее другим.

Программа проводится в течение шести недель по два – три часа в неделю. Приведем краткое описание сессий программы.

Первая неделя. На первой сессии прежде всего рассказывается о восстановительном правосудии и том, чем принципиально оно отличается от современного правосудия. Далее проводится опрос – тренинг «Круги по воде», во время которого осужденные начинают задумываться на примере пока еще какого-нибудь абстрактного преступления – как много различных людей и государственных служб задевает одно самое казалось бы простое преступление, например, драка в кафе с ранением. И какие последствия для  некоторых из них могут быть. На этой же сессии рассказывается история Закхея и то, как он отнесся к своим «правонарушениям» после встречи со Христом. (Лука 19:1-10)  История поднимает множество очень важных вопросов, которые имеют отношение к  потерпевшим и правонарушителям в наше время.

  • Каковы отношения потерпевших к правонарушителям? (Как относилось общество к Закхею.)
  • Каковы отношения правонарушителей к  потерпевшим? (Как относился Закхей к обществу?)
  • Необходимость реабилитации, прощения и реституции (восстановления в правах). (Как изменил эти отношения Господь?)
  • Какая потребность возникает у правонарушителя, осознавшего как именно его преступление повлияло и на потерпевшего и на общество.

Возможность на примере притчи поговорить о чувствах и отношениях правонарушителей, пострадавших и общества – дает терапевтический эффект: осужденный может понять и увидеть эти отношения, т.к. они пока не касаются его лично.

Затем предлагается домашняя работа, попробовать обдумать, кто был задет преступлением, которое совершили осужденные, участвовавшие в программе.

Вторая неделя. На второй сессии разбирается, что такое прощение и почему надо прощать, в том числе и себя. У большинства осужденных нет опыта прощения и опыта принятия прощения. Разбирается уже несколько конкретных преступлений: кто оказался потерпевшими от преступления. Проверяется домашнее задание. Осознается широта круга пострадавших от действий осужденного в  совместном групповом обсуждении последствий преступления.

Третья неделя. Приглашают людей, пострадавших от преступлений, которые рассказывают о том, как преступление изменило их жизнь. Это пока  еще просто пострадавшие от преступлений, не касающихся осужденных – участников программы. Эти пострадавшие рассказывают о своих чувствах, по отношению к преступлению и осужденные начинают осознавать преступление и пытаются увидеть его глазами жертвы.

Это центральный момент программы. В результате совершивший преступление перестает ставить себя в центр событий и видеть себя жертвой, которая страдает.

На четвертой неделе могут происходить встречи пострадавших и совершивших преступление. Во время встречи потерпевшего и правонарушителя сторонам предлагается рассказать свою версию происшествия и то, каким образом преступление повлияло на их дальнейшую жизнь. У каждой из сторон есть право задавать вопросы. Далее они совместно решают, что делать с последствиями преступления. Иногда это материальная компенсация, иногда правонарушители соглашаются отработать в пользу потерпевшего или в пользу сообщества. По мнению главного идеолога восстановительного правосудия — Ховарда Зера — встречи потерпевшего и правонарушителя могут стать знаменательным событием в жизни каждой из сторон (Зер.Х. — Восстановительное правосудие: новый взгляд на преступление и наказание. — М.: Центр «Судебно-правовая реформа», 1998.- стр. 188).  Потерпевший может задавать все волнующие его вопросы, говорить о своих чувствах и давать понять преступнику, что он пережил в результате преступления, и как это изменило его жизнь. Кроме этого, у жертвы есть возможность понять, что значит преступление для того, кто его совершил. Поскольку потерпевший встречается лично с правонарушителем, его стереотипы пересматриваются, а страх уменьшается. Появляется шанс не только получить компенсацию, но и непосредственно принять участие в решении характера такой компенсации. Таким образом, программа примирения потерпевших и правонарушителей создаёт условия для выявления чувств, обмена информацией и возмещения ущерба.  В то же время у правонарушителей появляется возможность увидеть в жертвах реальных людей. Они узнают о последствиях преступления из первых рук, что приводит к новому взгляду на предыдущие стереотипы и попытки самооправдания. Таким образом, у преступника есть шанс восстановить справедливость конкретными действиями, а также высказать раскаяние и попросить прощения.  Это — не легкий путь, однако помогает осужденным лучше понять воздействие их преступлений на пострадавших. Они начинают понимать их собственную ответственность перед пострадавшим и обществом.

Пятая неделя. Теперь можно внимательно думать о последствиях своего собственного преступления. С тем, чтобы как Закхей принять решение о том, как возместить ущерб. Например, начать работать над собой – пойти в группы освобождения от алкогольной зависимости. Заняться профессиональной подготовкой, чтобы впоследствии начать работать. Помогать проводить программу для  других осужденных.  Пойти в храм, с целью покаяния. Заявить о намерении никогда больше не вставать на путь преступления.

В конце шестой недели – активное покаяние – письма – по возможности всем, кто пострадал от преступления и образа жизни. Родителям, детям, пострадавшим и т.п. Для тех, кто готов возможна полная исповедь.

Любой хороший поступок тоже запускает круги по воде.

Итак сделаем выводы. В программах, построенных на пиринципах восстановительного правосудия осознается, что преступление оказывает разрушительное воздействие на очень широкий круг лиц и общественных структур. Это прежде всего, конечно сам потерпевший, его семья, его друзья, сотрудники по работе. Но также и семья самого осужденного, его друзья, сотрудники по работе. Кроме того, все общественные структуры, которые тем или иным образом задеты преступлением: полиция, прокуратура, суд, следственный изолятор – люди, которые разбираются с этим преступлением, возможно больницы, церковь или другие общественные структуры, которые имеют дело с последствиями преступления. Обычно уже такой перечень заставляет осужденного увидеть свое преступление глазами общества.

Если в основании программы лежат христианские ценности, как в программе «Смоковница»,  то в процессе ответов на основные вопросы, связанные с проблемами последствий преступления, осужденные начинают понимать и усваивать Евангельские понятия покаяния, прощения и примирения.  Очень часто в результате даже те, кто изначально либо совсем не был знаком с основами христианства, либо был знаком поверхностно, начинают проникаться евангельскими нравственными установлениями, а вслед за этим приходят к личным отношениям с Богом, что через ППОКАЯНИЕ может совершенно изменить их жизнь.

Поэтому результатом  участия в таких программах является не только желание осужденного восстановить отношения с пострадавшим, с его семьей, со своей семьей, получив от них прощение, не только желание осужденного возместить ущерб, нанесенный пострадавшим, но и ПОКАЯНИЕ, как изменение жизни, начало новой жизни с Богом,  усвоение крестной жертвы Господа Иисуса Христа.

Такие  программы меняют взгляд на преступление, как самого осужденного, так и пострадавшего, который прощая также восстанавливает свои отношения с Богом.

Кроме того, они меняют взгляд на осужденного сотрудников пенитенциарной системы, а также многих осужденных, которые видят результаты ПОКАЯНИЯ и изменения сердец прошедших программу.

Аналогом программы «Смоковница» в Москве является программа «Прощение», которая также постоена на принципах восстановительного правосудия и имеет христианскую олснову. Эта программа в настоящее время проходит апробацию в следственном изоляторе №2 «Бутырка». Описание программы и первые результаты ее апробации будут представлены в последующих работах.

Авторы:

Пономарева Н. В. Сотрудник Синодального отдела по тюремному служению, научный сотрудник Миссионерского факультета ПСТГУ.

Саралидзе М. Г. Студент Богословского факультета ПСТГУ

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Мой Мир

Написать ответ