«Положение о канонических подразделениях Русской Православной Церкви, функционирующих на территории учреждений уголовно-исполнительной системы» утверждено 29 мая 2013 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви, проходившего под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в историческом здании Святейшего Правительствующего Синода в Санкт-Петербурге (журнал № 60). Священный Синод постановил: «Утвердить «Положение о канонических подразделениях Русской Православной Церкви, функционирующих на территории учреждений уголовно-исполнительной системы».
Справка: Настоящее «Положение» принято в развитие п. 42 Определения Освященного Архиерейского Собора от 4 февраля 2011 года «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви» и п. 39 Постановления Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви от 5 февраля 2013 года.
Документ разработан Синодальным отделом Московского Патриархата по тюремному служению во взаимодействии с Юридической службой Московской Патриархии, который затем обсуждался членами Высшего Церковного Совета посредством переписки.
Введение
На протяжении двух десятилетий на постсоветском пространстве в пенитенциарных учреждениях строятся новые храмы и создаются молитвенные комнаты в зданиях или помещениях, находящихся в оперативном управлении учреждений уголовно-исполнительной системы (далее – «УИС»), которые предоставлены епархиям Русской Православной Церкви (далее – «РПЦ») в целях проведения регулярных богослужений и совершения треб для заключенных.
В юрисдикции Русской Православной Церкви на начало 2013 года только на территории Российской Федерации в 1020 исправительных учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний имеются 517 единиц действующих тюремных храмов, 453 молитвенных помещений для заключенных (и 37 храмовых зданий пребывают в состоянии строительства), в которых осуществляют духовно-пастырское окормление заключенных 954 священнослужителя.
Аналогичная ситуация становления православного тюремного служения на канонической территории Русской Православной Церкви Московского Патриархата наблюдается в Украине, Беларуси, других странах СНГ в условиях режимно-правового пространства, установленного для пенитенциарных учреждений законодательством этих стран.
Согласно Постановлениям Архиерейских Соборов Русской Православной Церкви 2011 и 2013 годов необходимо определить статус таких канонических подразделений РПЦ в учреждениях УИС, а также каноническое и правовое положение священнослужителей, исполняющих обязанности тюремного служения (института тюремных капелланов).
Настоящее «Положение» является внутрицерковным документом, определяющим механизмы административно-церковного управления и статус канонических подразделений Русской Православной Церкви, которые создаются и функционируют на режимной территории учреждений уголовно-исполнительной системы.
В Самоуправляемых Церквах, Белорусском Экзархате и Митрополичьих округах настоящее «Положение» применяется с учетом местного светского законодательства.
Глава 1. Общие положения
1.1. Канонические подразделения Русской Православной Церкви (далее – «тюремный храм») могут создаваться и функционировать на режимной территории учреждений уголовно-исполнительной системы.
1.2. Тюремные храмы регистрируются в качестве юридического лица (религиозной организации), либо функционируют без такой регистрации.
1.3. Тюремные храмы являются каноническими подразделениями епархий Русской Православной Церкви, в границах которых они расположены.
1.4. Тюремные храмы осуществляют свою деятельность в соответствии с внутренними установлениями Русской Православной Церкви при соблюдении действующего законодательства.
1.5. Тюремные храмы находятся под начальственным наблюдением и высшим руководством епархиальных архиереев и под руководством назначенных епархиальными архиереями настоятелей.
В епархиях, где имеется достаточное количество тюремных храмов, допускается создание благочиннического округа тюремных храмов, координирующего, по благословению епархиального архиерея, вопросы тюремного служения епархии.
1.6. Тюремные храмы могут иметь недвижимое имущество религиозного назначения в собственности или безвозмездном пользовании. Допускается размещение тюремных храмов на основании «Соглашения о сотрудничестве» в зданиях (помещениях), предоставленных УИС без оформления имущественных прав тюремных храмов на данные здания (помещения).
Глава 2. Статус тюремного храма, зарегистрированного в качестве юридического лица
2.1. Тюремный храм может быть зарегистрирован в качестве юридического лица (религиозной организации) по адресу местонахождения учреждения УИС в форме епархиального Подворья.
2.2. Устав епархиального Подворья должен соответствовать типовой форме, принятой Священным Синодом Русской Православной Церкви. Данный устав утверждается епархиальным архиереем и вступает в силу с момента государственной регистрации Подворья.
2.3. Органами управления епархиального Подворья являются епархиальный архиерей и настоятель. Органом контроля за деятельностью епархиального Подворья является Ревизионная комиссия. Решение текущих хозяйственных вопросов поручается завхозу (старосте) епархиального Подворья.
2.4. Настоятель епархиального Подворья назначается на должность (освобождается от должности) на основании соответствующего указа епархиального архиерея. Кандидатура настоятеля епархиального Подворья может быть предварительно согласована епархиальным архиереем с администрацией УИС.
2.5. Завхоз (староста) епархиального Подворья назначается на должность (освобождается от должности) епархиальным архиереем по письменному представлению настоятеля в порядке, определенном уставом Подворья.
2.6. Ревизионная комиссия епархиального Подворья состоит из председателя комиссии и двух членов, назначенных епархиальным архиереем по представлению настоятеля в порядке, определенном уставом Подворья.
2.7. Епархиальное Подворье может иметь в собственности или на ином имущественном праве имущество, необходимое для осуществления и обеспечения деятельности Подворья. В случае передачи в собственность либо безвозмездное пользование епархиального Подворья государственного имущества религиозного назначения, находящегося в оперативном управлении УИС, право оперативного управления УИС подлежит прекращению в соответствии с действующим законодательством.
2.8. Епархиальное Подворье может размещаться на основании «Соглашения о сотрудничестве» в зданиях (помещениях), находящихся в оперативном управлении УИС, без оформления имущественных прав Подворья на данные здания (помещения) и соответственно без прекращения принадлежащего УИС права оперативного управления в отношении зданий (помещений).
Глава 3. Статус тюремного храма, не имеющего прав юридического лица
3.1. Тюремный храм может функционировать без государственной регистрации в качестве юридического лица в форме приписного тюремного храма.
3.2. Приписной тюремный храм находится в ведении канонического подразделения епархии Русской Православной Церкви (прихода, подворья или монастыря), расположенного, как правило, в одном городском или сельском поселении с учреждением УИС. Данное каноническое подразделение осуществляет все юридически значимые действия (включая заключение договоров) в интересах приписного тюремного храма и обеспечивает приписной тюремный храм необходимой богослужебной утварью и другими предметами церковного обихода, необходимыми для осуществления пастырского душепопечения о лицах, заключенных под стражу.
3.3. Священнослужитель приписного тюремного храма является настоятелем или штатным священником канонического подразделения, в ведении которого находится приписной тюремный храм.
3.4. Приписной тюремный храм не может иметь имущество в собственности или на ином имущественном праве, поскольку не обладает правами юридического лица.
3.5. В случае передачи под нужды приписного тюремного храма государственного имущества религиозного назначения, находящегося в оперативном управлении УИС, данное имущество оформляется в собственность или безвозмездное пользование епархии, либо канонического подразделения епархии, в ведении которого находится приписной тюремный храм. В таком случае право оперативного управления УИС подлежит прекращению в соответствии с действующим законодательством.
3.6. Приписной тюремный храм может размещаться в зданиях (помещениях), находящихся в оперативном управлении УИС, без оформления имущественных прав епархии (иного канонического подразделения) на данные здания (помещения) и, соответственно, без прекращения принадлежащего УИС права оперативного управления в отношении зданий (помещений). В таком случае между епархией (иным каноническим подразделением) и УИС заключается «Соглашение о сотрудничестве».
3.7. Положения п. 3.1.-3.6. распространяют свое действие на молитвенные комнаты и часовни Русской Православной Церкви, расположенные на режимной территории УИС.
Глава 4. Варианты оформления взаимоотношенийпо использованию зданий (помещений),
расположенных на территории учреждений УИС
4.1. Согласно действующему законодательству возможны следующие варианты оформления взаимоотношений по использованию религиозной организацией зданий (помещений), расположенных на территории учреждений УИС:
1 вариант – вывод учреждений УИС с территории монастырского (культового) комплекса и безвозмездная передача данного комплекса в собственность (безвозмездное пользование) религиозной организации. Данный вариант применяется в исключительных случаях, когда учреждение УИС расположено на территории монастырского или иного культового комплекса;
2 вариант – получение здания (помещения) религиозного назначения (в том числе вновь построенного), расположенного на режимной территории УИС, в безвозмездное пользование. В этом случае, согласно п. 4 ст. 5 Федерального закона «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» от 30.11.10 № 327-ФЗ, принадлежащее УИС право оперативного управления в отношении здания (помещения) подлежит прекращению. Все коммунальные, эксплуатационные и иные расходы на содержание здания будут возложены на религиозную организацию, если иное не предусмотрено договором безвозмездного пользования (ст. 695 ГК РФ);
3 вариант – получение здания (помещения) религиозного назначения (в том числе вновь построенного), расположенного на режимной территории УИС, в собственность. В этом случае, согласно п. 4 ст. 5 Федерального закона «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» от 30.11.10 № 327-ФЗ, принадлежащее УИС право оперативного управления в отношении здания (помещения) подлежит прекращению. Все коммунальные, эксплуатационные и иные расходы на содержание здания будут возложены на религиозную организацию;
4 вариант – заключение с УИС «Соглашения о сотрудничестве». В таком случае УИС сохранит право оперативного управления в отношении здания (помещения) и будет нести все коммунальные, эксплуатационные и иные расходы на содержание здания. Религиозная организация в этом случае не приобретает имущественные права на здание, но может использовать его для осуществления тех видов уставной деятельности, которые предусмотрены «Соглашением о сотрудничестве».
4.2. Епархиальные архиереи по собственному усмотрению выбирают из четырех вышеперечисленных наиболее приемлемый вариант оформления взаимоотношений по использованию зданий храмов, расположенных на территории УИС[1].
Также по этой теме читайте:
- Комментарии к положению о канонических подразделениях Русской Православной Церкви, функционирующих на территории учреждений Уголовно-исполнительной системы
- Примерная форма «Соглашения о сотрудничестве» между епархией (ее каноническим подразделением) и пенитенциарным учреждением (скачать doc, 27 KB)
[1] В Самоуправляемых Церквах, Белорусском Экзархате и Митрополичьих округах – оформление взаимоотношений по использованию зданий храмов, расположенных на территории УИС, производится с учетом местного светского законодательства.
6 июля, 2013 at 16:12
Даже с учетом «Комментарии к положению о канонических подразделениях Русской Православной Церкви, функционирующих на территории учреждений Уголовно-исполнительной системы», остается неясным: где и сколько будет доплачивать настоятелю тюремного храма, кто и сколько будет выделять ему средства на ремонт и содержание тюремного храма (элементарно: иконы, свечи, лампадное масло, просфоры, колокола, подсвечники, облачения алтарников, коммунальные услуги, текущий ремонт кровли, стен, отмостки, ограда и проч.)
Не имея ответов на текущие вопросы, как можно спрашивать КАЧЕСТВО тюремного окормления?
Наверно обязательно эти вопросы должны быть прописаны в каких то специальных документах. Возможно в каждом конкретном случае это будет несколько по-своему, но основная канва должна быть ПРОПИСАНА.