Июн 09

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия 14 октября 2008 года в московских следственных изоляторах в день праздника Покрова Пресвятой Богородицы в пятый раз прошел День милосердия и сострадания ко всем, в узах и темницах пребывающим. Кроме столицы День милосердия отмечается и в других епархиях, например в Екатеринбургской, Самарской, Йошкар-Олинской (14 октября), в Вологодской (19 декабря, в день празднования памяти святителя Николая Чудотворца), Белгородской (10 января — попразднество Рождества Христова). Всё более активной становится помощь Церкви своим заключённым чадам, сугубо нуждающимся в милосердии и сострадании, всё шире круг наших соотечественников, вовлекаемых в это благое дело.

В акафисте Покрову Пресвятой Богородицы поётся: «Радуйся, крепкая Заступнице сущих в плену и изгнании; радуйся, Попечительнице в узах и темнице сидящих» (икос 10). Пять лет назад в своем послании по случаю праздника Покрова Пресвятой Богородицы Святейший Патриарх Алексий отметил: «В евангельской притче о Страшном суде говорится, с какой любовью приемлет Господь совершаемое добро по отношению к тем, кто находится в заключении (см.: Мф. 25: 36). Церковное Предание сохранило в назидание нам наставления и о том, с каким усердием, подвергая свою жизнь опасности, служили узникам христиане первых веков. Со времён апостольских минуло почти две тысячи лет. Но сегодня по-прежнему актуально звучит призыв апостола Павла: «Поминайте узников, как бы и вы с ними были в узах» (Вер. 13: 3)». Цель акции Русской Православной Церкви — привлечение духовенства и мирян к более активному участию в церковном кормлении пенитенциарных учреждений. «Пусть каждый внесёт свою посильную лепту в благое дело возрождения церковного служения в местах лишения свободы», — призывает Святейший Патриарх Алексий.
Сегодня в учреждениях уголовно-исправительной системы создано свыше 700 православных общин, но не всюду ещё есть храмы. Число действующих православных храмов и часовен на начало 2008 года составило 403, за год освящается около десяти храмов, что явно недостаточно. Очевидно, что создание храмов в местах лишения свободы предполагает активную помощь с воли. И здесь предстоит ещё много трудов, как для Церкви, так и для общества.
Общее число находящихся в местах лишения свободы в нашей стране в последние пять лет колеблется между двумя округленными цифрами: 800 тысяч — 1 миллион человек. Это значит, что в среднем Один-два жителя стандартной пятиэтажки на данный момент находятся за решеткой, ещё столько же не более семи лет назад освободились, и ещё столько же в ближайшие годы могут попасть в места не столь отдалённые. Забота об узниках русским народом в прошлом всегда воспринималась как святая обязанность. Долгое время на Руси лица, томящиеся в неволе, находились не на казённом содержании, а питались народным подаянием. У кого были родственники — получали помощь от них, остальные — от добрых людей. Ещё в начале XIX века можно было видеть на улицах наших городов, печально бредущих под охраной скованных одной цепью узников, уныло распевающих: «Подайте бедным заключённым». И подавали — столько, что заключённые могли сносно существовать. Насколько велико было милосердие наших предков, можно только удивляться. Тогда не было нужды в каком-то особом «Дне милосердия», потому что каждый день был пропитан милосердием.
Сейчас же приходится убеждать людей относиться по-человечески к тем, кто преступил закон. Да, государство взяло на себя обязанность содержать осужденных, заменив строго определённым пайком доброхотные приношения, но человеческое общение и участие не заменить ничем. К этому участию призывает Церковь каждого, кто считает себя православным человеком. Особое внимание тюремному служению уделяет лично Святейший Патриарх Алексий. В декабре 2004 года по благословению его Святейшества при епархиальном совете была создана Комиссия по социальному служению в местах лишения свободы г. Москвы, которую возглавил епископ Дмитровский Александр. Благодаря работе Комиссии удалось значительно расширить помощь заключённым.

Ежегодно в День милосердия Святейший Патриарх обращается к своей богоспасаемой пастве с Посланием, во всех приходах Москвы служат молебны по особому чину, проводится сбор пожертвований на нужды заключённых. И в 2008 году многие христиане внесли посильную лепту в дело служения узникам. Пожертвования — основной резерв денежных средств Комиссии. Именно на них она осуществляет свою разнообразную работу. Это — не только подарки более чем для 10 тысяч подследственных и осужденных, пребывающих в Москве, но постоянная помощь тюремным храмам в самых насущных их нуждах по обеспечению регулярных богослужений. Комиссия помогает следственным изоляторам и в хозяйственной деятельности. В 2006 году был проведен капитальный ремонт котлов в СИЗО — 2, так как их ресурс службы был полностью выработан. В 2008 здесь же был благоустроен тюремный двор, в центре которого находится здание храма. В СИЗО 6, где находятся женщины, в том числе и беременные, был оборудован медицинский кабинет и снабжён дорогостоящим оборудованием. На праздник Покрова в 2008 году не только каждый заключённый получил подарочный набор. Были сделаны крупные подарки и каждому из 7-ми СИЗО. Это 10 полностью укомплектованных компьютеров, теннисный стол, стиральная машина (по потребностям каждого изолятора).
* * * Праздничные богослужения на праздник Покрова Пресвятой Богородицы были отслужены во всех московских СИЗО, среди которых наиболее известны Бутырский и «Матросская тишина». Празднование Дня милосердия предполагает участие заключённых в богослужении. Однако особенностью СИЗО является изоляция подследственных, ограничение контактов между камерами. В связи с этим и наши храмы рассчитаны на небольшое число молящихся. Поэтому по уже сложившейся традиции праздник завершается обходом всех камер и вручением подарков каждому узнику. По просьбе заключённых им дарятся крестики, иконки, раздаётся духовная литература. Подобный обход камер совершается в Москве также на Рождество Христово и в дни святой Пасхи, камеры и помещения СИЗО также освящаются Крещенской водой. В состав традиционного подарка, который получили заключённые в День милосердия в 2008 году, вошли открытка с изображением Покрова Пресвятой Богородицы, письменные принадлежности, шоколад, печенье. Впервые в состав подарка была включена книга духовного содержания, посвящённая делу православной тюремной миссии, которая попала в руки каждому заключённому. В течение года в домовых храмах при столичных СИЗО регулярно совершаются Божественные Литургии. Сотрудники-воспитатели по очереди приводят в храм находящихся под следствием. Очередь эта большая, так как очень многие из заключенных хотят попасть в храм для удовлетворения своих духовных потребностей: одни желают креститься, другие — получить крестик, взамен отобранного в день ареста, многие из них стремятся освободиться от тяжести угнетающего их греха. На службы также допускаются труженики отряда хозяйственного обслуживания. Это осужденные, которые после подписания приговора не уехали в колонии, а остались отбывать свой срок в СИЗО. Они своим трудом обеспечивают потребности большого хозяйства изолятора: пекут хлеб, готовят и разносят еду, проводят уборку помещений и территории, выполняют строительные, ремонтные и другие работы… Это — наиболее стабильный контингент следственных изоляторов. И в устроении жизни церковной общины хозотрядовцы также играют основную роль. Тем не менее, постоянный приход тюремного храма создать невозможно: в хозотряд допускаются лишь осужденные на небольшой срок, а состав подследственных меняется ещё быстрее. Отсюда основная задача православной миссии в изоляторах, по словам епископа Дмитровского Александра, «посеять в людях семена веры, которые могли бы дать в дальнейшем добрые всходы». Невозможность привлечения большого числа молящихся на богослужение побуждает тюремных священников чаще обходить камеры, выяснять и удовлетворять потребности находящихся там. По просьбам заключённых совершаются Крещения. Порой прямо в камере приходится крестить, исповедовать и причащать. Это служение в каждом из столичных СИЗО несут по 10 священников. К работе заключёнными активно привлекаются и миряне.

***
Центром празднования Дня милосердия в 2008 году стал по традиции храм Покрова Пресвятой Богородицы, что в Бутырском тюремном замке (при СИЗО- 2 г. Москвы). Председатель Комиссии по социальному служению в местах лишения свободы г. Москвы, викарий Московской епархии епископ Дмитровский Александр вот уже в пятый раз возглавил богослужение в день престольного праздника нашего храма. Торжество начинается встречей Владыки, сопровождается, как водится, колокольным звоном. Колокольня у нас деревянная, стоит в тюремном дворе справа от входа в храм. Это дар прихода храма Живоначальной Троицы в Никитниках (настоятель — протоиерей Арсений Тотев). Значение колокольного звона в наших условиях трудно переоценить. На службу в храме, как уже говорилось, могут попасть немногие, но звон каждый раз слышат практически все — как находящиеся под стражей, так и сотрудники изолятора. Благодаря звону и те, и другие могут судить о регулярности богослужений, о днях недели, в которые они совершаются. Кстати, службы у нас проходят обычно в понедельник и четверг, дважды в неделю. Божественные звуки колоколов, доносящиеся до узников, отрывают их от обычной обстановки, заставляют задуматься о вечном, вселяют надежду. В День милосердия благодаря колоколам вся Бутырская тюрьма встречает Преосвященного Владыку. Встречают его и священники, приглашённые из каждого СИЗО г. Москвы. В Покровский храм входят руководящие работники ФСИН России и УФСИН по г. Москве, начальники московских СИЗО, благотворители, представители общественных организаций, журналисты. Встречают Владыку и сотрудники Бутырской тюрьмы, и заключённые.
В целом праздник в 2008 году прошел как обычно, но, слава Богу, были и приятные неожиданности. Храм переполнен. Такого количества заключённых мы здесь прежде не видели. В храме не только труженики хозотряда, но и подследственные одной из камер. В прежние годы в такой день это не допускалось. Большие храмовые входные врата — обе пары — распахнуты настежь, служба видна даже со двора. Причастников набирается много — только из числа заключённых готовятся около 45 человек. Это также мы наблюдаем впервые в нашем СИЗО. Как обычно, при пении молитвы «Отче наш» и Символа веры, поближе к заключённым выносятся щиты с текстами этих песнопений: ведь не все знают их наизусть. По запричастном стихе оглашается Послание Святейшего Патриарха Алексия, встреченное всеми с большим вниманием. Звучат слова Предстоятеля Церкви: «Отрадно сознавать, что многие из тех, кто вняли евангельскому призыву в местах лишения свободы, являют достойный пример веры и верности заповедям Христовым вопреки весьма нелегким условиям жизни. Несомненно, и то, что истины христианского учения, проникая в искалеченные грехом души человеческие, полагают предел торжеству зла и духовному растлению в местах заключения, являя силу Божию в немощи совершающуюся». Особое место в Обращении Святейшего уделено также необходимости священнослужителям уделять большее внимание сотрудникам и служащим исправительных учреждений, которые желают обрести свою дорогу к храму. После причастия заключённые сами готовят крестный ход. В нашем храме крестные ходы проводятся несколько раз в год, все их очень любят. Фонарь и древки для запрестольных образов и хоругвей с большой любовью и усердием изготовили сами хозотрядовцы. А другие смастерили носилки и особый аналой для храмового образа Покрова Пресвятой Богородицы — старинной иконы, полученной в дар от Троице-Одигитриевской женской Зосимовой пустыни, настоятельница — монахиня Елена (Конькова). Примечательно, что священномученик протоиерей Димитрий Ильич Розанов, служивший в этом монастыре, пребывал в заключении в Бутырской тюрьме. Эти святыни сейчас в руках самих заключённых. Им раздаются также специальные платы, на которые они принимают и несут иконы прославленных святой Церковью новомучеников и исповедников, бывших некогда узниками Бутырской тюрьмы. По окончании Божественной литургии под молебное пение и колокольный звон крестный ход (благодаря присутствию постоянных участников он и в этот раз проходит слаженно!) выходит через храмовые врата. Как обычно, шествие останавливается четыре раза. Владыка Александр читает Евангелие, окропляет святой водой стены корпусов тюрьмы и здание храма. Быть может, некоторые капли попали на заключённых, которые прильнули к открытым окнам своих камер. Все они хорошо видели и слышали Крестный ход, что-то кричали в ответ. И те, кто верует, получили благодать, щедро изливавшуюся на участников богослужения и сочувствовавших ему. «Этот день, — сказал по завершении крестного хода епископ Александр, — в Москве стал праздником всех находящихся в узах и темницах — таких же, как и мы с вами, братьев и сестёр, только они на какое-то время (у каждого оно разное, кому меньше, кому больше дано) находятся в особенных условиях — тяжких, скорбных. И они нуждаются в нашем внимании, в нашей любви, в нашем сострадании. Конечно, они нуждаются и в строгости, и в каких-то особых мерах. Но, прежде всего, они нуждаются в понимании, чуткости и нашей помощи. Уже пятый год мы собираемся в этом храме Бутырской тюрьмы, чтобы привлечь внимание тех, кто, быть может, ещё равнодушно относится к судьбе заключённых. К прискорбию нашему и, к сожалению, их не становится меньше. Долг всех людей доброй воли — почаще прислушиваться к голосу своей совести. Я думаю, она говорит, что надо относиться к этим людям с жалостью. Потому что не одними только карательными мерами, но, прежде всего, терпеливым отношением к ним мы можем в какой-то степени, конечно, не всех, но большинство исправить и подготовить их к обычной человеческой жизни». В конце своего Слова епископ Александр отмечает, что уже стало доброй традицией на праздник Покрова отмечать усердные труды тех, кто особенно старается ежедневно жертвенно служить своим ближним, оказавшимся в темницах и в узах.

Владыка радостно приветствует Владимира Анатольевича Давыдова — начальника УФСИН по городу Москве. По представлению Преосвященного епископа Александра, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий, во внимание к трудам на ниве духовного просвещения заключённых наградил Владимира Анатольевича Давыдова орденом Русской Православной Церкви святого равноапостольного князя Владимира третьей степени.
Владыка подчеркивает, что Владимир Анатольевич делает всё возможное, чтобы успешно проходила церковная миссия духовного окормления в изоляторах города Москвы. Он поздравляет его с этой высокой наградой, пятидесятилетием со дня рождения и с присвоением звания генерал-майора, желает ему успехов в служении Отечеству, в благородной миссии милосердия.
Во внимание к трудам на ниве духовного просвещения заключённых медалями Русской Православной Церкви — Преподобных Серафима Саровского и Сергия Радонежского первой степени — награждаются:
от СИЗО -1 иерей Михаил Донченко,
от СИЗО — 2 иерей Иоанн Власов,
от СИЗО — 3 — иерей Евгений Батаев,
от СИЗО — 4 — игумен Сергий Объедков,
от СИЗО- 5 — иерей Иоанн Чураков, иерей Орест Оршак,
от СИЗО — 6 — иерей Андрей Орлов,
от СИЗО -7 — протоиерей Димитрий Медведев.
Иерей Феодор Сидоров, окормляющий туберкулёзных больных в «Матросской тишине» (СИЗО -1), награждён Патриаршей грамотой. Награды получают также миряне от каждого изолятора — сотрудники или наиболее активные помощники. После богослужения совершается награждение епископа Дмитровского Александра серебряной медалью Министерства юстиции РФ «за большой личный вклад в укрепление уголовно-исполнительной системы, оказание духовной, моральной и материальной помощи лицам, содержащимся под стражей». Награду Владыке вручает генерал-майор юстиции В.А. Давыдов. Затем священнослужители посещают все тюремные камеры, где поздравляют всех заключённых с праздником Покрова Божией Матери и каждому из 2500 узников вручается подарок.
***
Храм Покрова Пресвятой Богородицы при Бутырском тюремном замке — старейший среди тюремных церквей столицы — был освящён в 1782 году. Работой архитекторов руководил Матвей Фёдорович Казаков, в то время главный архитектор Москвы. За прошедшие века Покровский храм неоднократно переживал периоды благолепия и запустения. Так, одним из возобновителей тюремной христианской миссии на рубеже XIX — XX веков был известный московский священник Иосиф Фудель, автор воспоминаний и наставлений тюремным священникам «Дневник священника пересыльной тюрьмы». Отец Иосиф, воспитанник преподобного Амвросия Оптинского, не только утешал заключённых и преподавал им церковные Таинства, но и отечески заботился о безродных, собирал для них передачи, одежду. Он нередко беспокоился и о том, как устроился тот или иной подопечный по прибытии на каторгу; случалось, отправлял посылки даже на Сахалин. Его заботами было налажено обучение заключённых основам грамотности, он толковал им Слово Божие, раздавал душеполезную литературу. Однажды ему задали вопрос: какое общее впечатление вынес он от долгого пребывания среди каторжан. Священник ответил: «Я удивлялся иногда и удивляюсь, почему они — в тюрьме, а я на свободе?». До октябрьского переворота при Бутырской тюрьме действовали столярные, переплётная, сапожная, портняжная мастерские, а также мастерские по изготовлению венских стульев и выжигания по дереву. Здесь также был организован Сергиево-Елисаветинский приют для жён и детей, добровольно следующих за ссыльными в Сибирь.
Во время наступления безбожия Покровский храм, как и другие домовые храмы, опекавшие престарелых, больных, учащихся и солдат, по декрету об отделении Церкви от государства был закрыт. Его помещение было разделено на специальные камеры для сбора на этап. Именно здесь многие новомученики и исповедники Российские провели, может быть, последнюю ночь перед отправкой на север, в Сибирь, на Соловки, в Казахстан. Отсюда многих свозили и на Бутовский полигон — место массовых расстрелов в 1937-38 годах. Юноша Глеб Каледа в эти страшные годы поддерживал семьи репрессированных, среди которых оказался и его духовный отец — ныне канонизированный священномученик протоиерей Владимир Амбарцумов. Пройдя поля сражений Великой Отечественной войны, он взял в жёны дочь своего батюшки, Лидию Владимировну. Как оказалось впоследствии, священномученик Владимир, как и сотни христиан, заключённых в Бутырскую тюрьму, был расстрелян на Бутовском полигоне. Знаменательно, что возрождать Покровский храм после периода гонений довелось отцу Глебу Каледе. Ещё задолго до начала диаконского служения в храме Святого Пророка Божия Илии (Обыденном), Промыслом Божьим, я близко познакомился с Глебом Александровичем Каледой. Вначале мы не знали, что он — священник, так как его рукоположение было тайным. Когда Святейшим Патриархом Московским и всея Руси стал митрополит Ленинградский и Ладожский Алексий, отец Глеб приступил по благословению его Святейшества к открытому служению, которое началось в Обыденском храме. В 1991 году началось служение батюшки по окормлению заключённых Бутырской тюрьмы. Отец Глеб стоял у истоков движения милосердия в России ко всем, лишённым свободы. По его словам, «наши тюрьмы, наши заключённые остаются с нами как наши кровоточащие раны, и нам их лечить».
После Великой Отечественной войны, бывший тюремный храм разделили перегородками на два этажа и надстроили третий. Храм оказался заключённым в здание почти кубической формы, в помещениях 2-го и 3-го этажей, окружающих первоначальный его объём, разместилась медсанчасть. Первоначально богослужения в возрождаемом Покровском храме стали возобновляться на третьем этаже, в круглом зале, находящемся на месте бывшего свода под храмовым куполом. Тюремная больница оставалась, как и сейчас, в своих помещениях. Первую Литургию батюшка Глеб совершил в 1992 году, на Светлой седмице. Впоследствии он был назначен первым в постсоветский период настоятелем нашего Покровского храма. Помимо храмового богослужения, он обходил камеры, в том числе в коридоре смертников, подолгу беседовал с заключёнными, готовил их к принятию церковных Таинств, крестил, исповедовал, причащал. Свой богатый опыт протоиерей Глеб Каледа изложил в книге «Остановитесь на путях ваших», которая остается и ныне основным руководством по православному тюремному служению нашего времени. После блаженной кончины отца Глеба в 1994 году служение в тюрьме продолжали его соратники и последователи. Его преемником стал протоиерей Николай Матвиенко, настоятель храма «Всех скорбящих радость» на Ордынке. Он окормлял заключённых в Бутырке в течение 10 лет. Вторым священником был отец Михаил Михайлов, ныне настоятель церкви святителя Николая в Соломенной сторожке. В Покровском тюремном храме служили протоиереи Владимир Жаворонков, Иоанн Разиньков и другие.
К сожалению, в 1997 году для ремонта разобрали крышу, и большая часть убранства храма пострадала от дождей. Совершать богослужения на старом месте стало невозможно. Расспрашивая отца Глеба о его служении в Бутырской тюрьме, я испытывал сильное желание хоть раз побывать там. В то время батюшку поддерживали очень немногие, и мне тоже такие свои мысли казались пустыми мечтами. И всё же пришло время, и моё желание попасть в то место, где служил отец Глеб, исполнилось. Это произошло в сентябре 2005 года, когда я, неожиданно для себя, был переведён из СИЗО- 3, где совершал служение около трёх лет, в Бутырский следственный изолятор (СИЗО- 2). Со дня блаженной кончины отца Глеба минуло тогда более 10 лет.
***
Юрий Яковлевич Чайка, министр юстиции Российской Федерации, отмечал: «Православное просвещение в местах лишения свободы осуществляют подлинные энтузиасты. Ведущая роль в этой многотрудной деятельности принадлежит Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию. С 1990 года по настоящее время Его Святейшество словом и делом, самой жизнью своей воодушевляет священнослужителей и верующих на исполнение заповеди Христовой: «В темнице был, и вы пришли ко мне Мне «(Мф. 25, 36). Будучи ещё митрополитом Ленинградским и Новгородским, он осуществлял пастырское окормление колонии строгого режима в городе Металлстрое. Постоянное внимание Предстоятеля Русской Православной Церкви к проблемам уголовно-исполнительной системы, активная поддержка и содействие в её реформировании вызывают глубокую признательность Министерства юстиции РФ» (ЖМП №7, 2005).
Шесть лет назад Святейший Патриарх Алексий принял особые меры по улучшению тюремного служения в московских СИЗО. С этой целью к каждому следственному изолятору были прикреплены по 10 священников. В наш СИЗО пришли протоиерей Иоанн Зарецкий, иереи Иоанн Власов, Андрей Кожевников, Владимир Гавриков, Иоанн Сирота, Алексий Пеньков, Владимир Родионов, Игорь Осипенко, Анатолий Копалкин и Владимир Лапшин, которые неотступно окормляют заключённых доныне. По милости Божией и благодаря личной заботе Святейшего Патриарха и его викария, епископа Дмитровского Александра, богослужения в Покровском храме стали более регулярными. Если за 2005 год в Покровском храме было отслужено 15 литургий, то за 9 месяцев 2008 года их совершено 63. Прихожан было соответственно 293 и 941 человека, причастились 121 и 610 человек, крестились 6 и 32 человека. А вот венчаний было всего два — по одному в 2006 и 2008 годах. Богослужения совершаются не на третьем этаже (как было при отце Глебе), а на первом. Доска вновь сооружённого Престола покоится на святом Престоле отца Глеба Каледы, который мы бережно сохраняем. Так же сохраняется и прежний жертвенник внутри нового. Постепенно интерьер храма воссоздаем таким, каким он был до октябрьского переворота. Восстановлен святой Алтарь. В советское время он был разбит на отдельные помещения. Эти вновь сооруженные стены оказались несущими, убрать их — конструктивно уже невозможно. Удалось лишь проделать в них арки, соединяющие объём Алтаря в одно целое. Покровский храм снабжен всем необходимым для богослужения при активной помощи московских приходов, особенно храмов святителя Николая в Бирюлеве и Живоначальной Троицы на Грязех. Благодаря жертвователям специально для храма за последние годы написано большое количество икон. Устроен отдельный вход в храм, над которым установлены мозаичные изображения. Отремонтированы подсобные помещения. Уже полностью восстановлен первый этаж. На очереди — разборка перекрытий, которые ныне разбивают объем храма на три этажа. Эта работа требует разрешения руководства УФСИН, которое ещё не получено. Проект дальнейшей реконструкции тщательно проработан архитекторами и согласован в соответствующих инстанциях, он предполагает сохранение больничных камер и всех функциональных помещений медсанчасти. Мы, со своей стороны, приветствуем такое положение, когда заключённые, которым необходимо больничное лечение, будут оставаться столь же близки к храму, как и сейчас. Эта близость позволяет нам посещать людей, наиболее требующих нашей заботы, при необходимости, до или после каждого богослужения. Мы уже оказали помощь изолятору в реконструкции камер и системы канализации 2-го этажа больницы. Для возведения свода, купола и креста над храмом сооружено бетонное опорное кольцо. Восстановление прежнего облика храма имеет большое значение. Люди приходят и говорят: «Мы думали, что это молитвенная комната, а здесь — настоящий храм». Это оказывает на них большое воздействие. Литургия совершается в храме два раза в неделю. Но храм открыт постоянно. Заключённые хозотряда и сотрудники нашего СИЗО могут придти поставить свечу помолиться, оставить записку. Сделать это легко: храм стоит в центре Бутырки, это как бы её духовное сердце. К нему ведут все пути. То, что храм положительно влияет на обстановку в СИЗО, на взаимоотношения между заключёнными и персоналом, сейчас уже для всех очевидно. Правда, хотелось бы больше помощи от воспитателей. И среди них есть такие, кто нам содействует. В работе тюремного священника многое также зависит и от катехизаторов-мирян. Нам удалось, с помощью Синодального отдела Московского Патриархата по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями наладить занятия по основам Православия.
Среди наших помощников — монахиня Рафаила, прихожанки храма Святителя Николая в Бирюлёве. Заключённые очень ценят их внимание и заботу, кротость и смирение, обратиться с вопросом к сёстрам им зачастую психологически легче, чем к священнику. Порядок посещения храма здесь такой: если есть желающие, обычно 1-2 человека в камере, они пишут прошение. Но если в храм идет один — с ним обычно отправляются все. С каждым из пришедших стараемся провести беседу — в результате около половины из них исповедуются. Стремление придти в храм не всегда осознано: для заключённого важна сама возможность выйти куда-то из камеры. Чаще вместе с верующими или только крещёными в Православие на наши службы приходят не только христиане других конфессий, но даже мусульмане, представители других религий.
С руководством Бутырской тюрьмы, которое меняется, отношения приходится налаживать каждый раз заново. Среди начальников СИЗО были люди, активно помогавшие делу духовного окормления заключенных. Особенно следует отметить здесь подполковника внутренней службы Николая Федоровича Дмитриева. Он сам лично вместе с духовенством Покровского храма 14.12.2005 года принимал участие во встрече иконы «Неупиваемая Чаша», написанной специально для Покровского храма главным иконописцем Серпуховского Высоцкого монастыря Владимиром Артемьевым. Активно помогает Покровскому храму и новый начальник СИЗО 2 — майор внутренней службы Дмитрий Викторович Комнов. При его деятельном участии к празднику Покрова Пресвятой Богородицы в 2008 году территория, прилегающая к храму, преобразилась: очищен от бытового мусора внутренний двор Бутырского замка, в нем положен асфальт, расширены дорожки, что очень важно для крестного хода, установлены бордюры и фонари. «Многие люди, — отмечает начальник СИЗО 2, — приходят к вере именно здесь. Оставаясь наедине с собой, человек начинает видеть мир по-другому. К нему приходят другие, духовные ценности». Храм вмещает около 50-80 человек, а желающих прийти сюда гораздо больше. Поэтому, по словам Дмитрия Викторовича Комнова, «священникам разрешено ходить по коридору, посещать камеры». Начальник СИЗО- 2 отмечает, что у работников тюрьмы и служителей храма «нормальные» отношения — «у нас есть взаимопонимание и выручка». И на сотрудников, и на заключённых, подчеркнул начальник следственного изолятора, большое воздействие оказывает трагическая страница истории Бутырской тюрьмы: в XX веке её казематы освящены пребыванием в них святых новомучеников и исповедников российских. «Их жизнь и смерть, — по слову Святейшего Патриарха Алексия — были убедительнейшей проповедью истинности и неразрушимости Христова дела. Как это перекликается с настроением, мирочувствием и подвигом первых христиан! ХХ столетие — особое время в жизни Русской Церкви. Это — эпоха невиданных гонений за веру, по своим масштабам, циничности, коварству и жестокости превосходящим всё, что когда-либо выпадало на долю последователей Христовых». Как и в древнем Риме, христианские новомученики XX века терпели гонения, унижения и истреблялись за то, что не отрекались от Христа и Его Церкви. Лишение гражданских прав, непосильные денежные поборы, аресты, ссылки и лагеря, изъятие имущества — эти и другие притеснения претерпели практически все мученики и исповедники. Но ничто не заставило их изменить вере православной. Укрепляемые Господом, они посрамляли своих мучителей стойкостью и крепостью духа. Ныне более 200 из прошедших казематы Бутырки христиан причислены к лику святых. Среди них величайшие подвижники: священномученики митрополиты Петр (Полянский) и Серафим (Чичагов), возглавивший сонм Бутовских новомучеников и Анатолий (Грисюк), архиепископ Иларион (Троицкий), святые мощи которого почивают ныне в Московском Сретенском монастыре. Исповедники святители Николай (Могилевский), митрополит Алма-Атинский и Казахстанский, Афанасий (Сахаров), один из создателей Службы всем русским святым, и Лука (Войно-Ясенецкий), знаменитый хирург; преподобный Георгий Даниловский и многие другие. Их подвиг вдохновляет нашу миссионерскую работу в тюремном храме. Для одной трети святых новомучеников и исповедников, находившихся в заключении в Бутырской тюрьме, уже написаны иконы, расположенные в нашем храме. Поклониться им можно и на различных православных выставках. Так, эти святыни приносились нами в храм Новомучеников Российских в Бутове, а также на православные выставки, которые регулярно проводятся на ВВЦ. Изображения икон и материалы по тюремному служению размещены в интернете на сайте Бутырского Покровского храма (http://www.butyrka.st-nikolas.ru).
На волнах радиостанции «Радонеж» в программе «Благовещение» нами записан годовой цикл житий новомучеников и исповедников Российских, в том числе, совершивших свой подвиг в застенках Бутырской узницы. Иконы священномучеников Анатолия (Грисюка), митрополита Одесского и Василия (Преображенского), епископа Кинешемского, участвовали в крестных ходах Афон-Одесса-Москва и Якутск-Кострома-Иваново-Москва Международной духовно-просветительской программы «Под звездой Богородицы», проходившей по благословению Святейшего Патриарха Алексия с мая 2007 по июнь 2008 годов и посвящённой историческому воссоединению Русской Православной Церкви в Отечестве и в рассеянии. Благодаря принесению этих святынь в различные епархии Украины и России о деле православной тюремной миссии, в частности, в Бутырской тюрьме, узнали тысячи и тысячи людей.
***В целом следует отметить, что отношение заключённых к Церкви за прошедшие годы значительно изменилось. Первоначально во многих камерах не было даже икон, и священнослужителей встречали настороженно. В настоящее время дело изменилось к лучшему: в камерах есть кресты, иконы, духовная литература. Все это было получено заключенными при наших обходах камер либо принесено самими заключёнными из храма. При этом в больших камерах на двадцать и более человек иногда организовывалась целая библиотечка. Однако книги надолго в камерах не задерживаются, часто, как самое дорогое сокровище, осужденные их берут с собой на этап. Пастырская работа проводится нами с учетом того, что здешние обитатели — временные: они разъедутся во все концы России. Поэтому мы наставляем их нести свет Христов всюду, куда бы они ни попали. Бутырскую тюрьму можно назвать в некотором роде кузницей кадров. От того духовного окормления, которое заключённые получат здесь, зависит их активность на новом месте. Каждый из них должен стать ядром общины. В том числе мы призываем наших питомцев, чтобы в колониях они настаивали на открытии молельной комнаты, где она есть — устраивали храм, где он уже устроен — добивались строительства отдельно стоящего церковного здания.
В заключение, хотелось бы затронуть ещё один вопрос: о введении института армейских и тюремных капелланов, освобождённых от приходского служения. На наш взгляд места лишения свободы должны окормлять именно приходские священники. Во-первых, приход может обеспечить всё, что нужно для богослужения, в частности, свечи, вино, просфоры. Заключённые могут бесплатно подавать записки, приобретать свечи, иконки, брошюры, духовную литературу. В богослужениях могут принимать участие приходские певчие и алтарники. Приход может предоставить заключённым материальную помощь, приобрести для заключенных подарки. Во-вторых, что очень важно, приход не только может материально поддержать узников, но и морально, духовно. В приходе всегда найдутся люди, желающие переписываться с заключенными и духовно их поддерживать. В-третьих, наконец, приход может помочь освободившимся из заключения наладить жизнь на свободе. В Слове после Божественной Литургии на праздник Покрова Пресвятой Богородицы в 2008 году епископ Александр также сказал: «Многие, выходя отсюда, не знают, где приложить свои руки, они никому не нужны. Многие из них мне говорили: наступает зима, жить негде, работать негде, одеваться не во что, питаться нечем. И часто, помыкавшись вот так, некоторые из них опять совершают какое-то преступление, чтобы вернуться опять сюда, где их кормят, одевают, заботятся о них, как могут. Получается, что для многих эти места скорби становятся родными, близкими, потому что других мест просто для них не существует. Я хотел бы вас всех пригласить к этим размышлениям о будущем тех, кто, отсидев определённый срок за преступления, нарушения закона, получают свободу, но, повторяю, не получают работы и не находят себе места в обычной жизни. На основе приходских храмов и монастырей возможно наладить систему реабилитации лиц, освободившихся из мест лишения свободы, нужда в которой сейчас стоит очень остро, так как процент рецидивов преступлений необычайно высок. Наконец, надо отметить, что священнику служить только лишь в тюрьме исключительно тяжело. Так что приход — это та живительная среда Церкви, которая нужна как воздух и священнику и его заключённой пастве.

Иерей Константин Кобелев, старший священник храма Покрова Пресвятой Богородицы при Бутырском тюремном замке (СИЗО -2 УФСИН России по городу Москве), клирик храма святителя Николая Мирликийского в Бирюлёве
(«Журнал Московской Патриархии»№12 2008 г.)

Источник: Победа.ru

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Мой Мир

7 комментариев to “Пастырское служение в Бутырской тюрьме: история и современность”

  1. Коваленко Лев Николаевич написал(а):

    С недоумение прочитал о делах давно прошедших дней и что-то не понял: а какое это имеет отношение к настоящему времени?
    Ну если бы дело касалось методики общения, планов на будущее (т.е. сегодняшнего дня), тогда понятно. Однако этого здесь нет. Впрочем, может быть я в чем-то не разобрался?

  2. Ольга написал(а):

    Всё очень просто, уважаемый Лев Николаевич. Когда работал тюремный сектор под руководством о. Александра Добродеева в Синодальном Отделе по взаимодействию с Вооружёнными Силами …, было реальное сотрудничество с отдельными личностями, благотворительными фондами и др. организациями, которые осуществляли реальные работу с осуждёнными в СИЗО и колониях. В настоящее время всё это ушло в историю. Новый Синодальный Отдел по тюремному служению сотрудничает, как это видно из материалов с сайта Отдела, сайта Натальи Пономарёвой, работает только со священниками и студентами, что у Натальи «под рукой» в Свято-Тихоновском. Наталье Владимировне надо отдать должное, она уже много лет трудится на это многотрудной ниве тюремного служения. Из тех, кто пришёл в новый Отдел из тюремного сектора, она осталась там одна. В этом году, практически, и не было Рождественских чтений по тюрьме в том виде, как мы привыкли их знать. По причине отсутствия матералов современных публикуют информацию прошлых лет.

  3. Хрусталёва Лариса написал(а):

    а о. Константин уже не иерей, а протоиерей

  4. Коваленко Лев Николаевич написал(а):

    Ольга, большое спасибо за исчерпывающюю информацию. Интуитивно я догадывался, что работа в местах лишения свободы резко сократилась, но у меня не было подтверждений этой догадке.
    Как же мы сумеем расшевелить на работу новый отдел Патриархии во главе с энергичным (во всяком случае на визуально) его руководителем?
    В любом деле хорошие результаты дает общественный контроль. Сам в свое время был в Народном контроле на предприятии и в городе. Давайте возьмем на контроль планирование работы отдела и предоставление общественности отчетов о их выполнении. Что еще от нас нужно?
    Помоги нам Господи!

  5. Алексей Найдион написал(а):

    Давно уже нужно поставить Пономареву Наталию руководителем тюремного служения РПЦ МП.
    Она досконально знает дело служения погибающим грешникам в тюрьмах России.
    Только бороды у нее нет — вот в чем проблема!

  6. Ольга написал(а):

    Добрый день всем! Хочу дать ссылку на блог о.Димитрия Смирнова. Может быть, кому-нибудь это будет интересно, кто-то из регионов или Москвы захочет приехать на это собрание 8 июля с.г., посвящённое, будем так говорить, спасению русской семьи. Так как русский — это не столько национальность, сколько состояние Духа, поэтому речь идёт обо всех народах нашего многонационального Отечества.
    http://www.dimitrysmirnov.ru/blog/

  7. Ольга написал(а):

    Лев Николаевич, по большому счёту, всё понятно. Естественно, что Синодальный Отдел по тюремному служению в первую очередь занимается священниками, окормляющими СИЗО и колонии. Мне, например, было ясно ещё два года назад, что будет происходить далее с общественными, нецерковными организациями, работающими с заключёнными. Так оно и оказалось. Вы же видите, что выпали из этого взаимодействия с Отделом Василенко из Питера, Высоцкая из Москвы и много других. К сожалению, это так. Мы не можем взять «под контроль» церковные структуры. Потому что они не подчиняются нам с Вами ни в чём.
    Я ещё несколько лет назад говорила на каком-то собрании, проводимом Клубом православных меценатов, что для успешной работы в пределах России не мешало бы создать рабочую группу. Я в те времена занималась проектами ресоциализации бывших осуждённых. По старой комсомольской привычке, я, собрав достаточно проектов, нашла в Департаменте Соцзащиты Минздравсоцразвития человека, которому в те времена было поручено создать федеральный проект по реабилитации бывших осуждённых. Получилось так, что попала как раз в то время, когда эти прожекты должны были быть переданы Нарышкину и положены на стол Медведеву. Это был концерт, это правда. Эта женщина, слышно было по телефону, понятия не имела, что такое реабилитация, ресоциализация и т.д. Я тогда с домашней почты, с домашнего факса отправила ей выжимки из некоторых проектов. Она их получила. Через день я ей звоню и спрашиваю, как дела. Настроение у неё уже другое, она успокоилась, всё в порядке. Мне было сказано, что 6 или 8 предложений из того, что я ей отправляла, было положено на стол Медведеву и должно войти в Федеральную программу. Это было три года тому назад. Год назад Совет Федерации активно собирался провести на своей территории Первую Российскую конференцию по ресоциализации бывших осуждённых. Однако, всё осталось на уровне разговоров. А сегодня об этом даже, кажется, не говорят.
    Кто-нибудь слышал про Федеральную программу по ресоциализации бывших осуждённых? Вот и я о том же. Никто не слышал. Департамент отправлял в Госдуму проект закона о выделении освободившихся из мест заключения в отдельную категорию для обезпечения их рабочими местами после освобождения. Однако, проект был им возвращён для какой-то там доработки. Не знаю, принят ли он сегодня.
    Мне известно, что Каннабих по какой-то причине ушла из Председателей Общественного Совета при ФСИН. Сейчас, если не сменили, Совет возглавляет кинорежиссёр В. Меньшов.
    Если учесть, что современная тюремная реформа за вторую половину прошлого года и этот год подразумевает выпустить на свободу примерно половину того, что находится в колониях, о чём говорить, когда результаты этой реформы выливаются в рост преступлений, связанных в первую очередь с ограблениями банков, магазинов, ювелирных салонов, отдельных граждан, квартир и т.д. Обратите внимание, что, как правило, это небольшие группы, хорошо натренированные, знающие что и как нужно делать. «Работают» быстро и слаженно. Где они могли так хорошо научиться «работать»? Именно там, в колониях, пока сидят годами, практически, не работая. При советской власти колонии выпускали примерно 300 тысяч промышленной продукции, включая какие-то плазменные вариации. Большая часть запчастей для сельхозтехники выпускалась там.
    И эта информация, сами знаете, капля в море того, что имеет место на самом деле.
    Основная часть проектов, что мне удалось собрать, лежит у меня. У меня есть «Концепция по ресоциализации бывших осуждённых», разработанная В.В.Титовым и его друзьями несколько лет назад. Титов, кстати, создал и зарегистрировал Международный православный форум. В настоящее время он является заместителем Директора Российского общественно-политического центра по международному сотрудничеству. Центр очень плотно сотрудничает с Администрацией Президента, был создан ещё при Ельцине, является пропрезидентской организацией.
    На темы ресоциализации я общалась и с советником Лукичёвым из Управления Президента по внутренней политике.
    Но наши замечательные активисты, работающие в своих фондах и т.д. почему-то решили, что им это не надо — не надо сотрудничать с государственными структурами, зачем, они сами крутые специалисты. И что получили? Новый Синодальный Отдел их вообще перестал приглашать куда-либо и зачем-либо. Они остались сами себе режиссёры. Это моя субъективная точка зрения. Я вижу это по материалам тюремных сайтов. Считаю, что давно надо было объединиться, сделать совместный федеральный пилотный проект, одновременно работая в своих проектах и на своих территориях, поставив в руководстве этим пилотным проектом знающих это дело людей. На местах реально все главные направления уже подогнать под свои конкретные местные условия. А так как на эти работы государство выделяло или собирается выделять деньги, а мы все — граждане этого государства, почему мы не имеем права совместно с государством работать в этой теме, в том числе те, кто работает много и профессионально, должен получать и заработную плату. Благотворительность, оно, конечно, хорошо, но себя и семью кормить надо. Это моя точка зрения. И я убедилась в своей правоте после разговора с одной из работников Департамента соцзащиты, которая мне ответила на мой вопрос о деньгах, что денег выделено много, но результат нулевой.

    Если кому-то будет интересно узнать что-нибудь ещё, можете писать: averina134@yandex.ru

    Всем — доброго здоровья, успехов и радости!

Написать ответ