1-е Послание ап. Павла к Коринфянам глава 7
В Коринфской Церкви, в противоположность прежней языческой
распущенности нравов, некоторые христиане стали отстаивать ту мысль, что даже и
в брак вступать христианину не подобает, а уже вступившим – следует жить
порознь. Апостол и должен был теперь решить, как христиане должны смотреть на
брак: хотя безбрачие имеет само по себе преимущество перед браком, тем не
менее, на практике вступление в брак должно быть явлением самым обычным. Точно
также и бракосочетавшиеся должны жить как муж и жена.
"И в семейной и в монашеской жизни есть своя
горечь, но если человек живет с Богом, то эту горечь услаждает сладкий Иисус…при
создании семьи иногда необходимо немножко сумасбродства. На некоторые
несущественные мелочи надо закрыть глаза, потому что не бывает такого, чтобы
все было так, как нам хочется". Паисий Святогорец.
Часть A. Выберите правильный ответ.
1. " хорошо человеку не касаться женщины " (ст.1) это значит:
а) |
касаться
женщины вообще худо, безнравственно |
б) |
удобно,
полезно во многих случаях оставаться в девстве |
в) |
христианский
идеал в лице неженатого осуществляется полнее и ярче, чем в лице женатого |
2. Господь
сказал "нехорошо человеку быть одному" (Быт.2:8), а ап. Павел
утверждает, что " хорошо
человеку не касаться женщины " (ст.1). Как это понимать?
а) |
Оба-на!
Очередное противоречие!... да еще сами себя "закладываете" |
б) |
противоречия
нет: Бог говорил тогда, когда женщины еще не было, а Апостол – когда
доподлинно и во всех подробностях стало известно что она такое |
в) |
эти
слова были сказаны Богом, когда человек в полном смысле слова был один;
в настоящее же время вокруг неженатого человека всегда есть люди с которыми
можно разделить общение |
г) |
ваш
вариант |
3. "[во избежание] блуда " (ст.2). В греческом
варианте слово "блуд" здесь стоит во множественном числе:
а) |
это
результат несвоевременного сна переписчика Нового Завета |
б) |
напоминание
о множестве искушений и грехов этого рода (блуда) |
в) |
указание
на то, что многие коринфяне согрешили
подобным образом |
4. " Но, [во избежание] блуда, каждый имей
свою жену, и каждая имей своего мужа " (ст.2):
а) |
сколько
ни почтенно безбрачное состояние само по себе, оно не может быть общим
правилом жизни |
б) |
брак
есть зло, хотя и меньшее, совершать которое нужно только для избежания
большего зла - блуда |
5. Чтобы
брак достигал своей цели для этого нужно, чтобы каждый супруг исполнял свой
супружеский долг (большинство древних рукописей читают только это слово – долг,
а не должное расположение). Здесь (ст.3-5) говорится, что оба супруга
должны жертвовать друг другу своей личной независимостью:
а) |
вообще
по жизни |
б) |
в
вопросах плотской близости |
в) |
в
посте и молитве |
г) |
в
благочестивых начинаниях |
6. Прерывать
брачные отношения, по Апостолу (ст.5), можно только в 3-х случаях, перечисленных
ниже. В каждом из перечисленных подпунктов поясните, почему важно
поступать именно так:
а) |
по
обоюдному согласию |
б) |
только
на время (некоторый срок) |
в) |
для
упражнения в молитве (прибавка "для поста" имеется
только в очень малом числе рукописей) |
7. Поведение
рекомендованное в ст.3-5 – это:
а) |
каноническое
правило Православной Церкви, нарушать которое никто не имеет права |
б) |
повеление
обязательно вступать в брак |
в) |
совет
брачующимся от духовно опытного человека |
8. Высказывая
свое личное отношение к браку, Апостол желает " чтобы все люди были, как и я " (ст.7), т.е.:
а) |
указывает
на желательность безбрачия |
б) |
чтобы
все христиане были настолько свободны от чувственных пожеланий, что не
ощущали особого лишения, оставаясь безбрачными |
в) |
имели
"жало в плоти от диавола", которое отвлекало от блудных пожеланий |
9. Поясните
ст.9:
а) |
если
не можешь придерживаться безбрачия (желательного для всех христиан), то,
снисходя к совей немощи, можешь воспользоваться браком, все же он блуд в
меньшей мере |
б) |
чем
разжигаться в помыслах, лучше это осуществлять натурально, там хоть дети
появятся – все что-то материальное и
полезное |
в) |
иногда
люди не расположены к такому подвигу, как девство, такие люди без зазрения
совести могут вступать в брак. Ибо, презрев естественное (брак), можно впасть
в противоестественное (блуд) |
10.
Зачем ап. Павел делает различие между своим повелением (ст.6 и 12) и повелением
Господа (ст.10):
а) |
через
это умаляет значение своих апостольских предписаний |
б) |
хотел
различить прямое повеления Господа, которые христиане должны исполнять без
всяких рассуждений, от своих собственных, которые иногда имели место в
определенное время и для определенных людей |
в) |
он
считал нужным. предлагая свои указания, обосновывать их так или иначе |
11.
Для чего тем, кто разведется нужно оставаться в безбрачном состоянии или
вернуться к "своей половине" (ст.11)? (отметьте пункты, с которыми вы
не согласны):
а) |
что
Бог сочетает, то человек не имеет права разлучать |
б) |
Апостол
учит этим сознавать важность брачного союза, который нельзя легкомысленно
заключать и разрывать |
в) |
изначально
Богом было задумано, что брак заключается единожды и только с одним человеком |
г) |
у
всех мужчин (женщин) естество одно, если в муже что-то не устраивает, есть
большая вероятность то же самое встретить и в другом мужчине |
д) |
христианским
добродетелям можно навыкнуть с любым мужчиной, почему бы не сделать это
именно с мужем |
е) |
многочисленные
повторные браки при живом муже мало чем отличаются от блуда |
ж) |
независимо
от разногласий между супругами, "люблю – не люблю"), брак остается
действительным |
12.
Часто бывает, что один из супругов – неверующий (скажем – муж). Согласно совету
ап. Павла (ст.12-13) с ним можно развестись, если он (выберете правильные варианты):
а) |
не
соблюдает церковного устава: не постится, не молится, не ходит в церковь |
б) |
вообще
мусульманин или буддист |
в) |
заставляет
жену ходит с ним в театр, носить юбку не ниже колен, туфли на каблуках,
выражает недовольство по поводу платка на голове и вообще заставляет выглядеть
респектабельно |
г) |
говорит:
"либо – я, либо Бог" |
д) |
заставляет
детей "обрезать" в свою веру |
13.
Причина, по которой ап. Павел дозволяет смешенные по религиозному принципу
браки (ст.14), заключается:
а) |
в
освящающей силе христианской религии, которая не только не дает неверующей
стороне запятнать верующую, но даже оказывает положительное действие на
неверующего супруга |
б) |
в
физической слабости женщины, которую нужно было защищать, а верующих мужчин
на всех не хватало |
в) |
в
желании быстрого распространения христианства с помощью рождения детей хоть в
какой-то мере знакомых с этой религией |
14.
" к миру призвал нас
Господь "
(ст.15), т.е.:
а) |
совет
избрать брачное или безбрачное состояние вместе с неверующим супругом в
соответствии с тем, что из этого вызовет меньше ссор |
б) |
только
Господь может дать настоящий душевный мир, поэтому если неверующий затеял
развод, то скорее воспользуйся случаем, чтобы быть вместе с Богом |
в) |
советует
не расстраиваться, если неверующий хочет развестись, т.к. это откроет
верующей стороне возможность проповеди в миру |
г) |
если
причина развода в неверующей стороне, то верующая пусть остается мирной и не
беспокоится ответственности перед Богом за этот поступок |
д) |
ваш
вариант |
15.
В Церкви Коринфской вероятно были случаи, что уверовавшие иудеи скрывали свое
обрезание, а бывшие язычники, напротив обрезывались (ст.18-19). Апостол
повелевает прекратить эту практику:
а) |
чтобы
во время еврейского погрома знать, чью собственность растаскивать |
б) |
т.к.
обрезание само по себе ничего не значит в христианстве |
в) |
т.к.
обрезание давало дополнительную благодать, а ее не все могли понести |
16.
Апостол призывает после принятия христианства сохранить тот же род жизни и
социальный статус, в котором человек находился до крещения (ст.20). Среди ниже
перечисленных отметьте тех, кому данный совет не подходит:
а)
инвалид
б)
милиционер
в)
инженер
г)
спортсмен
д)
сутенер
е)
заключенный
ж)
киллер
з) пленный
и)
раввин
к)
стюардесса
л)
стриптизера
м)
учитель
н)
экстрасенс
о)
часовщик
п)
Далай-лама
р)
президент России
с)
разведчик
17.
Для тех рабов, которые могли освободиться Апостол предписывает " лучшим воспользуйся " (ст.21). Как это
понимать:
а) |
свобода
– это безусловное благо, в нем человек в известной степени уподобляется Богу,
а отказываться от свободы добровольно – это значит вредить самому себе,
поэтому ап. Павел советовал рабам освобождаться |
б) |
во
времена ап. Павла освободившийся раб почти не имел никаких гражданских прав,
как и шансов устроиться где-то на жилье и работу, а потому часто становился
разбойником. Учитывая это Апостол советовал оставаться в рабстве |
в) |
" лучшим " в разные времена и в разных
обстоятельствах может быть как вариант а), так и б). Главное при выборе
– не поступиться Евангельскими
принципами |
18.
Заключенный под стражу человек, но крещенный в колонии (ст.22):
а) |
должен
добиваться немедленного освобождения, т.к. в крещении ему прощены все грехи и
он теперь святее любого милиционера |
б) |
может
стать полноценным христианином в зоне, сшив 1-2 тыс. тапочек в пристегнутом к
швейной машине состоянии |
19.
" Соединен ли ты с
женой? не ищи развода. Остался ли без жены? не ищи жены " (ст.27). Здесь
Апостол:
а) |
выступает
против женитьбы вообще ввиду надвигающихся гонений |
б) |
советует
женатым людям не покидать семью, а если у человека никогда не было жены, то
лучше не жениться |
в) |
говорит
о христианском идеале: едином браке на всю жизнь только с одной женщиной |
г) |
ваш
вариант |
20.
Кто для себя выбирает брачный путь ко спасению, тот (ст.28):
а) |
выбрал
самый легкий и безприткновенный путь |
б) |
будет
терпеть не только моральные переживания за детей и домочадцев, но и настоящие
телесные нужды, лишения, боль родов, тяжесть физического труда… |
21.
" радующиеся, как не
радующиеся
" (ст.29-30). Здесь ап. Павел:
а) |
запрещает
христианам всякие радости и заботу о мирском |
б) |
предостерегает
от чрезмерной увлеченностью радостью и житейскими заботами |
22.
Как провести границу между пользованием и непользованием мира, об
этом христианину должен сказать (ст.31):
а) |
его
нравственный такт, воспитанный на соблюдении заповедей |
б) |
бабушка
у храмового подсвечника |
в) |
первый
попавшийся священник (главное смотреть, чтобы был именно – первый, только
через такого Бог открывает) |
г) |
результаты
всенародного голосования |
д) |
его
желания (раз организм требует – значит надо) |
23.
В ст.32-33 Апостол говорит о моральных затруднениях, к каким ведет брачная
жизнь, а именно, женатый должен:
а) |
отказаться
от Христа в пользу жены |
б) |
для
себя должен решить каким образом заглушать совесть, обличающую его за супружеские
отношения с женой |
в) |
найти
приемлемый компромисс между всецелой посвященностью Христу и заботой о жене,
поддерживать которую для него тоже священный долг |
24.
Почему Апостол подчеркивает, что не выдавать замуж своих дочерей по причине
благочестия, могут только люди не стесненные нуждой (ст.37):
а) |
как
всегда и везде – богатым поблажки |
б) |
на
самом деле это условие не столь существенно |
в) |
чтобы
не случилось так, что отец и сам не в состоянии содержать дочерей и другим
это не дает, почему дочерям чтобы выжить придется заняться единственно
доступным и древнейшим заработком |
25.
Вдова-христианка могла выйти замуж только " в Господе " (ст.39), т.е.:
а) |
за
господина – человека более высокого сословия, чем она |
б) |
только
за христианина |
в) |
только
за очень благочестивого христианина, у которого во всем на первом месте -
Господь |
Часть Б. Укажите номера вопросов,
на которые Вы ответили "да"
Да, согласен
1 |
у греков слово "налон", которое у нас
перевели "хорошо" (ст.1), означало скорее нечто красивое, благопристойное,
чем непременно украшается истинная добродетель, а не нечто нравственное, как
это понял блаж. Иероним, который в
соответствии с этим, стал презирать даже брачное совокупление |
q |
2 |
брак является вполне пригодным и почетным
состоянием, в котором не делается никакого оскорбления нравственному идеалу |
q |
3 |
Апостол предложил свою теорию о браке, отличную от
мнения Церкви (ст.2) |
q |
4 |
в ст.2 ап. Павел ответил на предложенный ему
коринфянами вопрос, поэтому выражение получилось несколько странное |
q |
5 |
" Жена не властна над своим телом " (ст.4), чтобы уклоняться от общения
с мужем, отдаваться кому-то другому, вообще пренебрегать своим телом или специально
вредить ему |
q |
6 |
если бы вдруг все люди стали благочестивы и
богобоязненны, то род человеческий прекратился, т.к. все приняли бы обет
девства (ст.7) |
q |
7 |
в ст. 8 ап. Павел не упоминает о девах, т.к. в его
время вдова сама могла распорядиться своей судьбой, чего не предоставлялось
девице |
q |
8 |
в ст.10 св. Павел, очевидно, имеет в виду супругов
христиан, для которых только и имели значение повеления Христа |
q |
9 |
" жене не разводиться с мужем " (ст.10), Апостол пропускает здесь
сделанное Христом прибавление: "кроме вины любодеяния" (Мф.5:32),
потому что он не хотел допустить, что в христианской среде было бы это
любодеяние |
q |
10 |
невенчанный брак, даже если он зарегистрирован в
государственных органах, и супруги верны друг другу – это все равно блуд |
q |
11 |
смешенные по религиозному принципу браки,
недопустимы не при каких обстоятельствах (даже если муж ушел в иноверие
еще до крещения жены), т.к. с кришнаитом нельзя обвенчаться |
q |
12 |
брак требует определенных жертв со стороны
супругов, влечет за собой массу обязанностей и трудностей |
q |
13 |
оставаться в браке с неверующим можно только до
тех пор, пока есть надежда на его обращение ко Христу (ст.16) |
q |
14 |
каждый верующий должен оставаться в той же
обстановке, в какой он находился, когда был призван ко спасению (ст.17) |
q |
15 |
христианство изначально было далеко от всех
революционных стремлений и замыслов (ст.17) |
q |
16 |
в христианстве нужно "обрезывать" сердце
от страстей и похотей, как следствие исполнения заповедей (ст.19) |
q |
17 |
знание Христа не требует от человека смены
профессии (если она не противоречит принципам христианской жизни), брачного
партнера, социального положения (ст.20) |
q |
18 |
рабу-христианину неестественно оставаться в
рабстве (ст.22-23) |
q |
19 |
в христианстве различия между господами и рабами
не существует |
q |
20 |
" По настоящей нужде " (ст.26) – Апостол предвидел, что коринфяне
скоро подвергнутся бедствиям за веру, которые легче переносить безбрачным,
чем брачным |
q |
21 |
в ст.29 Апостол очередной раз говорит о тщетности
и ненужности брака для христианина |
q |
22 |
в ст.30-31 запрещается христианам участие в
торговле, а также политическая, научная и художественная деятельность |
q |
23 |
люди должны смотреть на то, что занимает их, как
на временное, скоропреходящее (ст.31) |
q |
24 |
незамужняя если хочет " быть святою и телом и духом " (ст.34), должна
отказаться от сожительства с мужем, т.к. это оскверняет ее тело и дух |
q |
25 |
в древности старые девицы навлекали на себя
презрение (ст.36; Пс.127:63) |
q |
26 |
цель брака – создание малой Церкви, поэтому
полноту брака проще и правильнее достигать с христианином (ст.39) |
q |
Часть В. Ответьте на вопросы
1. "Жизнь прожить – не поле перейти",
гласит народная мудрость. Иногда в жизни бывает необходимо применить и такое
кардинальное средство, как развод. В каких житейских ситуациях лично вы
советовали бы разойтись.
2. Прочитайте диалог, который как-то произошел между Духовником и
Неизвестным и ответьте на вопрос в конце:
Неизвестный. Однажды я говорил с одним священником о браке
и, между прочим, сказал: как странно, что Церковь велит молиться и просить
Божьего благословения перед каждым незначительным шагом в жизни человека. Но
нет ни одной молитвы перед великим моментом брачной жизни – супружеским
соединением. Он замахал руками, засмеялся и сказал: "Вы этак, пожалуй,
скажете, что молиться надо и перед совершением низких отправлений". Так
относится к "единомыслию телес" не один какой-либо священник, а вся
Церковь. С одной стороны, таинство, "благодать", чадородие, любовь,
заповедь Божия: "прилепись к жене" и будь единою плотию с ней,
великая тайна по отношению ко Христу и Церкви – с другой стороны –
"скверна", что-то нечистое, запрещенное исполнять в определенные дни,
какое-то "низшее отправление" вместо "тайны".
По
учению и общему отношению всех верующих людей, брак – это какая-то
"слабость", допускаемая как компромисс, "лучше, чем блуд"
...И тот же Апостол, который в одном месте назвал брак тайной во Христе,- в
другом месте сказал совсем другие слова: лучше вступить в брак,
чем разжигаться (1Кор.7:9), то есть превратил брак просто в
какой-то паллиатив блуда. И я стою в полном недоумении, что же такое, в конце
концов, таинство брака?
Духовник. Ты не прав во всем, что касается
церковного учения. И прав во всем, что касается нашей действительности. В
учении Церкви о браке нет никакой двойственности, а в действительной жизни
страшное искажение этого учения, создающее подобие какой-то двойственности и в
церковном учении. Святость брака признается Церковью безусловно и
безоговорочно. Отношение к браку как к скверне осуждено Церковью и названо
ересью. Но есть два пути – путь девства и путь брачной жизни. Церковь признает
первый более совершенным потому, что он открывает возможность большей
близости к Богу. Но такое признание двух путей и предпочтение девства
супружеству – совсем не есть "двойственность". И меньшее совершенство
в отношении большего совсем не есть "скверна". Ведь то же самое видим
мы и в вопросе о жизни вообще. Там тоже есть два пути – монашеский и мирской. И
хотя возможно спасение и в монашестве, и в миру, но первый путь выше. Поэтому
ты совершенно неправильно понимаешь слова апостола Павла: лучше вступить
в брак, нежели разжигаться. Здесь вовсе не "паллиатив" против
явного блуда. Апостол говорит следующее: есть два пути – девство и брак. Лучше
избрать путь девства. Но не все могут идти этим путем. Тогда, встав на путь
внешнего девства, можно погибнуть во внутреннем пороке, разжигания похоти. При
таком положении лучше избрать менее совершенный путь, но тоже святой –
путь брака.
Вопрос к обучающимся по этой методике: был ли такой момент, когда лично
вы считали супружеские отношения в браке – скверной?