Соборное послание св.
апостола Иакова. Глава 3
"Корабль малым управляется рулем,
Хотя и был бы он велик.
А если без умолку тараторит человек,
Во ад сведет его язык"
ЛИУ – 19 Роберт Л.
Мы нередко склонны обличать, учить и вразумлять ближних. Чаще
всего от этого бывает больше вреда, чем пользы ближним, благодаря отсутствию
любви, потери душевного равновесия, появлению раздражения и т.п. Учить другого
- это очень трудное и ответственное дело и под силу лишь возросшим духовно.
Как пишет преп. Иоанн Лествичник: "Желающий
научить другого или подать ему совет должен сперва сам очиститься от страстей,
чтобы не ошибаться в познании воли Божией и хорошо понять душевное устроение
того, кому он говорит слово. Так как не всем полезно одно и то же лекарство,
хотя болезнь может быть одна и та же".
Нам надо всегда помнить о словах Господа:
"Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не
чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: "Дай я выну сучок из глаза твоего",
а вот в твоем глазе бревно? Лицемер! Вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда
увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего" (Мф.7: 3-5).
Поэтому игумен Феодосии из Оптинской пустыни
имел обыкновение давать братии такой совет: "Смотри на себя - и будет с
тебя".
Кроме того, надо знать, что св. отцы запрещали
вообще давать другим указания, если не было о том просьбы.
"Прежде вопроса не хорошо начинать
говорить", - говорят старцы Варсонуфий Великий и Иоанн.
А свт. Игнатий Брянчанинов пишет: "Без
собственного вопрошения человека я никак не дерзну преподать совета: это
воспрещено святыми отцами".
Лишь когда в душе есть чувство горячей любви к
ближнему и когда мы сами в полном мире и спокойствии, когда знаем, что ближний
расположен к нам и наши слова доходчивы до его сердца и он в этот момент сам
мирен и хочет слушать нас, тогда только мы можем с любовью, ласково, кротко,
осторожно, всячески оберегая его самолюбие, указать ему на грех, проступок,
искушение или ошибку или дать ему совет.
При этом совет или указание могут быть даны в
форме, про которую так говорит преп. Исаак Сириянин: "Если станешь
говорить кому что-либо полезное, то говори в виде учащегося, а не со властию и
бесстыдством, и наперед сам себя осуди и покажи, что ты ниже его, чтобы
слушающим показать чин смирения и побудить их выслушать речь твою...".
При всех вразумлениях или обличениях нужно
помнить, что поскольку надо всячески оберегать самолюбие собеседника, то в этих
случаях беседа должна быть только вдвоем.
Как пишет преп. Исаак Сириянин: "Кто
исправляет брата своего в клети своей, тот исцеляет собственный свой порок; и
кто обвиняет кого-либо перед собранием, тот увеличивает болезненность
собственных язв своих".
Если же что-либо из перечисленных условий не
имеет места, и - главное - говорим мы не из чувства любви и без ласковости, то
мы не должны учить ближнего или указывать на его проступки.
Как говорит преп. Варсонуфий Великий:
"Всякое вразумление, при котором сам человек смущается в сердце, не угодно
Богу, но происходит по действию дьявольскому и бывает смешано с
самооправданием".
Есть и еще одно условие правильности наших слов,
которое мы должны помнить при наставлении или вопросах ближнего. Это память о
том, что и здесь надо полагаться не на себя и свою мудрость, а на помощь Божию.
Поэтому при необходимости чему-либо научить
ближнего или указать ему на его ошибку, неправильность в действиях, проступок
или грех - надо прежде всего обратиться к Богу с молитвой даровать нам мирный
дух и любовь к этому ближнему.
Часть A.
Выберите правильный ответ.
1. Апостол
не советует христианам становиться учителями (ст.1):
а) |
чтобы
оградить их от взяток со стороны будущих учеников |
б) |
потому
что не у каждого есть возможность получить педагогическое образование |
в) |
чтобы
они не обучались грамоте – так проще спасаться |
г) |
из-за
всеобщей склонности к грехам языка |
2. Словами
" ибо все мы много
согрешаем"
(ст.2), апостол:
а) |
пытался
рассказать о грешной жизни всех апостолов |
б) |
говорил
о грехах язычников |
в) |
обличал
христиан, но в такой форме, чтобы их не обидеть |
3. Почему
нельзя учить тому, чего сами не совершали?
а) |
чтобы
не было стыдно, когда скажем какую-нибудь несуразность |
б) |
без
личного опыта мы можем в чем-то ошибиться и подвергнуть опасности вверившихся
нам людей |
в) |
можно!
ибо в таинстве миропомазания христиане наделены дарами Св. Духа, а поэтому и
без опыта знают как и что нужно делать |
4. Почему можно браться учить других только после
того, как научимся обуздывать свой язык?
а) |
чтобы
не выболтать тайные священнические молитвы, которыми молятся батюшки на
литургии |
б) |
умение
обуздывать язык свидетельствует о большом духовном опыте человека, значит на
него можно положиться |
в) |
напротив,
чтобы увлекать людей каким-то учением, необходимо обладать большим
красноречием |
5. Почему
язык назван неудержимым злом (ст.8)?
а) |
он
изначально был сотворён как орудие зла |
б) |
языком
можно творить только зло |
в) |
в
падшем человеке настолько разболтаны ум, воля и чувства, что даже такой
невинный член, как язык используется преимущественно для зла |
6. Если
" язык укротить никто
из людей не может"
(ст.8), то:
а) |
не
следует и пытаться это делать |
б) |
нужно
обратиться к Богу – пусть совершит чудо |
в) |
нужно
молиться Богу о нашем исправлении и самим прилагать к этому все силы |
7.
Когда видим, что другие излишне много говорят о себе, то нужно:
а) |
сделать
замечание о многоглаголании |
б) |
обрадоваться
хорошему собеседнику и приняться за обсуждение различных жизненных проблем |
в) |
понудить
себя не подражать ему |
8.
Какое из перечисленных молчаний небогоугодно:
а) |
молчит,
потому что не имеет что сказать |
б) |
молчит,
т.к. ждет удобного времени для своего слова |
в) |
молчит
по ревности к добродетели молчания |
г) |
молчит
потому, что держит в сердце сокровенное собеседование с Богом, от которого не
хочет отойти |
д) |
каждое
из перечисленных молчаний богоугодно, но в разной степени |
9. Присутствие
истинной мудрости в человеке доказывается (ст.13):
а) |
знаниями,
которые остаются достоянием только разума |
б) |
добрым
(благопристойным) поведением, кротостью и самоотречением |
в) |
наличием
научной степени (докторской или кандидатской) |
10.
Наша мудрость должна быть послушлива (ст.17), т.е.:
а) |
мы
легко сдадимся и будем безоговорочно следовать чужому мнению |
б) |
это
означает готовность принять чужие доводы и открытость для обсуждения и
переговоров |
11.
Мудрость нисходящая свыше, ниспосылает нам дух милосердия (ст.17)
а) |
мы
начинаем плакать и причитать при виде нищего или калеки |
б) |
привечаем
только милых нашему сердцу людей (уступчивых, гостеприимных, несварливых) |
в) |
мы
осознаём наши немощи и вообще человеческую беспомощность, а потому готовы
прощать и принимать других, как Господь простил и принял нас (Еф.4:32;
Рим.14:1,3) |
12.
" Плод же правды в мире сеется у тех, которые
хранят мир"
(ст.18). Какому из ниже написанных выражений соответствует эта цитата?
а) |
"Слово
мир есть имя собирательное,
обнимающее собою то, что называется страстями" преп. Исаак Сирин |
б) |
"Стяжи
дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи" преп. Серафим Саровский |
в) |
"Твёрдо
положим в мысли своей и то, что пока мы в мире сем и оставлены во плоти, хотя
бы вознеслись до небесного свода, не можем оставаться без дел и труда и быть
без попечения" преп. Исаак Сирин |
Часть Б. Укажите номера вопросов,
на которые Вы ответили "да"
Да, согласен
1 |
Если учишь других тому, что сам не применяешь в
жизни, то получится не польза, а вред |
q |
2 |
ап. Иаков запрещал христианам занимать
высокопоставленные должностей в миру, т.к. начальникам невозможно спастись
(ст.1) |
q |
3 |
с празднословием, сплетнями, руганью и т.п. нужно
бороться вырыванием языка (Мф.5,29) |
q |
4 |
тех, кто занимает высокое общественное положение,
ожидает более строгий Божий суд |
q |
5 |
при увещевании грешников всё внимание нужно
сосредоточить на неизменность догматов, чистоту правил церковных и не
обязательно церемониться и следить обидели мы собеседника или нет |
q |
6 |
кто умеет удерживать очень склонный к падению
язык, тот способен и к строгому посту, и к долгому стоянию на церковных
службах, и к тяжелым хозяйственным работам |
q |
7 |
если язык такое большое зло, то глухонемые люди
совершенно избавлены от всех грехов, связанных с языком |
q |
8 |
человек, проклинающий ближнего своего, созданного
по образу Божию, не может богоугодно прославлять Бога |
q |
9 |
если мы контролируем свою речь, то это главное,
что при этом творится в душе – не важно |
q |
10 |
говоря об языке как органе тела, св. Иаков на
самом деле говорит о способностях человеческой речи |
q |
11 |
грехом языка можно назвать только то, что случайно
"сорвалось" с уст |
q |
12 |
обдуманные слова, сказанные из добрых побуждений
никогда не бывают грехом |
q |
13 |
праведная жизнь приносит цельность и пользу Божьим
людям |
q |
14 |
познания – ничто, если они не изменяют жизнь
человека |
q |
15 |
мы не сможем получить свыше сходящую мудрость,
если не наладим постоянных и правильных взаимоотношений с Богом |
q |
16 |
даже если человек – ходячая энциклопедия, но при
этом постоянно ворчит и ссорится, то его нельзя назвать мудрым (ст.14) |
q |
17 |
желая мира и стремясь сохранить его, нужно быть
скромным, терпеливо относиться к другим людям, что, впрочем, не означает
малодушного согласия со всеми их пороками (ст.17) |
q |
18 |
апостол Петр руководствовался мудростью нисходящей
свыше, когда советовал Господу не идти на крест (Мк.8:32-33) |
q |
19 |
чистота и святость – это свойства монахов и к
мудрости подобные свойства ни какого отношения не имеют |
q |
20 |
Пустословие мешает молитве; по этой причине мы за всякое праздное слово дадим ответ
(Мф.12:36) |
q |
21 |
и язык огонь (ст.6), но если прекратить
доступ воздуха, то огонь погаснет; не давай свободы своим страстям, и они
постепенно угаснут |
q |
Часть В. Ответьте на вопросы
1.
Какие "грехи языка" Вы знаете?
2.
Как определить какою мудростью мы обладаем земною или нисходящей свыше
(ст.13-17)?
3.
Поясните мысль митрополита
Московского Филарета, который так писал в одном письме: "Можно стучать в
запертую дверь с молитвою, но с советами можно войти только в отверстую".
4. В тех же
случаях, когда у нас имеется нужда научить или вразумить в чем-либо ближнего и
мы видим безрезультатность наших попыток, то нам надо помнить всегда, что есть
более могучее средство воздействия на душу ближнего, чем наше слово.
Вот что говорит по этому поводу игуменья Арсения
(Усть-Медведицкого монастыря):
"Прежде познания я ставила очень высоко и
поэтому стремилась передать другим свои познания. Я тогда много говорила, желая
иногда в церкви вслух всем сказать какое-нибудь полезное слово, особенно
уяснившееся мне во время службы. Мне хотелось передать другим, если можно,
всему миру, свои познания. Я готова была взойти на колокольню и оттуда кричать
всем: "Спешите, спешите, пока не кончился торг", т.е. работайте над
душою, пока есть случай, пока обстоятельства дают возможность потрудиться.
Теперь же я чувствую совсем другое. Без
благодати Божией, действующей в душе и усовершающей ее, одни познания - ничто.
Поэтому я все меньше говорю и прихожу к такому
состоянию, что не нахожу, что сказать. К этому состоянию влечет моя душа…"
Какое же это
СРЕДСТВО воздействия на души, превышающее слово?