Соборное послание св.
апостола Иакова. Глава 4
Приблизьтесь к Богу, и Он
приблизится к вам (Иак.4: 8). От нас
зависит начать. Если мы сделаем шаг навстречу Господу, Он сделает десять шагов
к нам; это Тот, кто увидел блудного сына, когда он был еще далеко, и,
побежав, пал ему на шею и целовал его (Лк..15: 20).
Но все же когда-то надо сделать первый
неуверенный шаг, если вообще хочешь приблизиться к Господу. Пусть не смущает
тебя неловкость начала; не уступай застенчивости и насмешливым голосам врагов, которые
стараются уверить тебя, что ты смешон, что это лишь плоды фантазии, которые не
имеют никакого смысла. Знай, что нет ничего другого, чего бы враг так
страшился, как молитвы.
Не бойся своей
внутренней сухости. Живительный дождь ниспадает свыше, а не с твоей окаменелой
почвы, на которой растут лишь терния и волчцы (Быт.3: 18). Поэтому не
жди никаких "состояний", экстазов, восторгов или других отрадных
страстных ощущений; молитва существует не для наслаждения. Сокрушайся, плачь
и рыдай (Иак.4: 9), помни смертный час и взывай ко Господу о милосердии;
все остальное дастся Господом
Помощь Божия
гораздо сильнее, чем нападки множества врагов. Ибо Бог есть не только Внушитель
добрых мыслей, но и Покровитель и Помощник, так что иногда невольно, без ведома
нашего, привлекает нас ко спасению. Итак, верно, что никто не может быть
обольщен диаволом, если не захочет дать ему согласие своей воли... Итак...
очевидно, что всякий согрешает оттого, что при нападении худых помыслов не
отвергает их тотчас же. Ибо сказано: "противостаньте диаволу, и убежит от
вас" (Иак.4: 7)"
Часть A.
Выберите правильный ответ.
1. Вражда
среди людей чаще всего бывает по причине (ст.1)
а) |
несовершенства
наших ближних |
б) |
мировых
катаклизмов |
в) |
греховных
вожделений в самом человеке |
г) |
исключительно
из-за происков диавола |
2. Желания
и стремления людей порой не получают удовлетворения (ст. 2-3), потому что они
а) |
не
имеют нравственного и духовного характера |
б) |
не
служат для укрепления государства |
в) |
не
защищают честь и достоинство нашей эпохи |
3.
Слова стихов 1-2 пугающе резки: вражда, распри, убиваете и т.д., потому что:
а) |
они
буквально отображают положение христианских общин, где были замечены все эти
безобразия |
б) |
лексика
войны имеет переносный смысл – это метафоры, которые использовали и другие
новозаветные авторы |
4.
В ст. 3 апостол говорит, что христиане не получают просимого потому, что хотят
полученное употребить для осуществления вожделений (личных желаний). Отсюда
следует:
а) |
что
ничего желать не нужно |
б) |
желать
нужно только реально достижимого |
в) |
свои
желания нужно привести в соответствие с волей Божией |
5. Апостол
грозно именует читателей послания прелюбодеями (ст.4)
а) |
в
виду их блудной жизни |
б) |
в
порыве праведного гнева |
в) |
в
смысле их неверности и измены Богу (нельзя служить Богу и мамоне) |
6. Как
понимаете фразу, что Бог " до ревности любит дух, живущий в нас"
а) |
Бог
при сотворении человека вдохнул в него дух, и Ему обидно, что после всего
этого тварь (человек) презирает Творца |
б) |
Бог
настолько любит нас (дух человека), что желает, чтобы мы не удовлетворялись
мирской мишурой, а искали и наслаждались более лучшим и совершенным |
в) |
тут
речь вовсе не о Боге, а о духе человека, который любит…э-э-э…неизвестно кого,
но до ревности |
7. Что
значит " Бог гордым
противится
" (ст.6)?
а) |
в
наказание Бог не посылает гордым Своё
благословение и не изливает на них Свою благодать |
б) |
гордые
сами закрывают своё сердце для благодати Божией, а потому и не получают её |
в) |
гордые
становятся подобными Богу, и Он оказывает таким "конкурентам"
активное сопротивление |
8.
Почему полнота благодати даётся человеку только на определенных условиях (ст.
7-10)?
а) |
Потому
что у Бога на всех благодати не хватает, и если растратить свою
"порцию" попусту, то дополнительно взять будет неоткуда |
б) |
Только
тот дар ценится, который достаётся с трудом. Поэтому, чтобы понять всё
величие Божьего милосердия к людям, нам
нужно, выполняя условия ст.7-10, научиться беречь этот дар |
9.
Покориться Богу (ст.7), значит:
а) |
быть
активно Ему преданным, поступить к Нему на службу, провозгласить нашу
верность Богу |
б) |
понять,
что дальнейшее сопротивление Богу бесполезно, нас взяли в плен и нужно
признать Его власть над собой |
10.
Что имел в виду апостол, взывая: " очистите руки, грешники " (ст. 8)?
а) |
мойте
руки перед едой! |
б) |
если
грех творить из благих (чистых) побуждений, то он не вменится в грех |
в) |
освободите
от грязи внешнюю сторону жизни и внутреннюю жизнь сердца (не воруйте, не
прелюбодействуйте, не обманывайте…) |
11.
" исправьте сердца,
двоедушные
" (ст.8), значит:
а) |
не
творите перед Богом грех двуличия, нетвёрдости, непостоянства |
б) |
всю
жизнь нужно любить только своего супруга, а на другие лица противоположного
пола не обращать внимания |
в) |
советует
людям, страдающим пороком сердца, сделать операцию пока не поздно |
12.
Почему в ст. 9 Апостол призывает сменить смех на плач?
а) |
тогда
был траур по Апостолу Павлу |
б) |
всякая
радость противна христианству! |
в) |
здесь
говорится об определённом духовном уровне (постоянном сокрушении о грехах и
покаянные слёзы), которого христианин достигает после оставлении греховной
жизни и искоренении внутренних страстей (пороков) |
13.
Куда Господь вознесет смиренных (ст.10)?
а) |
на
вершины власти |
б) |
телом
– на личную "Голгофу" (жизненные страдания), душою – в Царствие Небесное |
в) |
приподнимет
над землёй во время горячей молитвы |
14.
Описывая случай с торговцами (ст. 13-15), апостол:
а) |
запрещает
что-либо творить в этом грешном мире |
б) |
показывает,
что не все зависит от самого человека – нужна и помощь свыше |
в) |
открыл,
что человек на 90% состоит из воды " ибо что такое жизнь ваша? пар " (ст.14) |
15. Сказано: " всякое такое тщеславие есть зло " (ст.16). А что такое
тщеславие?
а) |
когда
считают всех людей хуже себя |
б) |
когда
вздыхают и огорчаются, созерцая у себя только дырки в карманах, а у соседа
солидный счет в банке и дом – "полную чашу" |
в) |
когда
выставляют на всеобщее обозрение то, чем надеются похвалиться (дарования, достижения…)
и при этом наслаждаются всеобщим удивлением и восхищением |
Часть Б. Укажите номера вопросов,
на которые Вы ответили "да"
Да, согласен
1 |
Измена Богу состоит в привязанности к миру |
q |
2 |
Кто на молитве просит Царствие Божие и правды его
(Мф.6,33), тот дополнительно ещё получит и всё необходимое для жизни на земле
(ст.3) |
q |
3 |
чем ревностнее
откликается человек на Божию любовь, смиряет свою гордыню, тем большую
получает от Бога благодать (ст.6) |
q |
4 |
как пьяницу нельзя вылечить от алкоголизма, пока
он сам этого не захочет, так и нас Бог не может спасти без нас же |
q |
5 |
покорность Богу людей – столь великая сила, что
диавол легко побеждается ею и обращается в бегство от подобного человека
(ст.7) |
q |
6 |
если любит человек суетное, то к предметам божественным начинает относиться
небрежно и презрительно |
q |
7 |
" очистите руки, грешники " – очищение здесь осуществляет не верующий,
а Св. Дух (ст.8) |
q |
8 |
прежде чем явно
приблизиться к нам, Бог ждет каких-то действий и духовных исканий с нашей
стороны (ст.8) |
q |
9 |
смиряться нужно только перед Богом, а не перед
людьми (ст.10) |
q |
10 |
основой и целью покаяния является не смирение, а
блаженный плач (ст.9-10) |
q |
11 |
тщеславие – это суетная слава |
q |
12 |
кто для своих вожделений просит духовных
дарований, тот получит их, т.к. ищет не плотского |
q |
13 |
всё, что хорошо у нас в жизни получается, нужно
приписывать не собственным трудам, а только человеколюбию Божию (ст.13) |
q |
14 |
апостол запрещает христианам торговать (ст.13),
т.к. это ремесло не соответствует званию христианина |
q |
15 |
грехом является только плохой поступок, если же мы
не творим добро, то это лишь отсутствие добродетели, а не грех (ст.17) |
q |
Часть В. Ответьте на вопросы:
1. ... Един Законодатель и Судия, могущий
спасти и погубить; а ты кто, который судишь другого?
(Иак. 2: 12). Осуждение в святоотеческой литературе считается одной из самых
опасных страстей. Она действует в человеке по-разному и часто неприметно для
самого осуждающего. В одном из "Отечников" имеется такой эпизод:
"Брат спросил старца: по какой причине я осуждаю братию? Старец отвечал:
потому что ты еще не познал себя самого: видящий себя не видит недостатков
брата". В другом месте видящий свои грехи ставится выше видящего Ангелов.
Святитель Иоанн Златоуст предупреждает: "Не столько заботится диавол о
том, чтобы грешили, сколько о том, чтобы не видели греха..."
Каким же образом нужно бороться
со страстью осуждения?
2. Даже с ревностью любит нас Бог (ст.5)! Он отдает нам всего Себя
во Христе, но и от нас ожидает полной самоотдачи. Мешает ли христианину полная
самоотдача Богу исполнять свои гражданские и семейные обязанности? Каким
образом можно их сочетать?
3. Однажды между прихожанином и священником произошёл такой диалог:
Духовник.
Монашество - это отречение от мира и отречение от своей воли, борьба со
страстями. У апостола Иакова говорится: ...не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто
хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу (Иак.4: 4).
Ты говоришь, монахи бегут от
мира, как от зачумленного. Да, бегут. Но мир и есть зачумленный. Где же
противоречие с христианством? Разве не возлагает на себя каждый подвижник крест
служения Христу?
Неизвестный. Я не понимаю тогда. Как же
служение ближнему? Как можно накормить голодного, напоить жаждущего, посетить в
темнице заключенного, дать приют страннику - если бежать от мира? Не значит ли
это больше всего думать о себе, о собственном спасении? Не есть ли это
эгоистическое самоспасение, прикрытое внешним благочестием?
Духовник. Ты понимаешь служение ближнему,
как это понимают в миру, поэтому и говоришь так.
Монашество думает о своем спасении не из
эгоистических побуждений, а по любви к Богу. Душа человеческая принадлежит
Творцу, и подвижник хочет отдать ее Богу в достойном состоянии. Представь себе
некоторое подобие и в отношениях мирских.
Ты
говоришь, что монах не служит людям, не приносит им пользы. Но ведь
"польза" на языке Евангельском совсем не то, что на языке мирском.
Конечно, хорошо облегчить физические страдания ближнего, или накормить
голодного, или напоить жаждущего, но как можно служить людям, чувствуя себя
слепым? Не надо ли сначала избавиться от своей слепоты? Монашество не было
бегством от людей в смысле нежелания послужить им. Это было бегство от соблазна
и греха, чтобы сделать себя достойным такого служения. Каждый монах, уходя из
мира, знал, что он должен всего себя отдать Богу, а если потребуется его
служение людям, тогда Господь призовет его к этому служению. Ты смеешься над
столпничеством, но сколько пользы принесли людям эти убежавшие от людей
подвижники! Сколько через них было принесено учения, утешения, спасения страдающим
и погибающим людям. И не только для современников, но и для нас по сии дни.
Неизвестный. Значит, все должны быть
монахами?
Ответьте, пожалуйста, на этот вопрос. J