1-е Послание ап. Павла к Коринфянам глава 12

Всего несколько христиан становятся старцами и еще меньше — юродивыми. Но все крещеные без исключения являются носителями Духа. «Ты не осознаешь или не понимаешь свое собственное величие?» — спрашивает св. Макарий в своих «Поучениях». «Каждый из вас избран небесным помазанием и стал Христом по милости Божией; каждый есть царь и пророк небесных тайн».

В Коринфе христиане, обладавшие духовными дарованиями, старались только о том, чтобы ими блеснуть перед другими. Поэтому ценились только такие дарования, которые проявлялись в особенно поразительных формах, и призирались такие, которые хотя и приносили большую пользу Церкви, но не отличались внешней эффектностью. Главное заблуждение коринфян состояло в том, что они полагали, что человек через воздействие Духа Божия должен терять самообладание, и что в этом и заключается сила Св. Духа. Можно сказать, что коринфяне применяли такое правило: чем больше духа, тем меньше разума. Вам это не напоминает собрания пятидесятников?

 

Часть A. Выберите правильный ответ.

 

1. Даже внешне действия языческих прорицателей отличались от поведения человека, находящегося под воздействием Св. Духа: прорицателей бесы " как бы вели " (ст.2), т.е.:

а)

они не осознавали того, что говорили

б)

они ходили по лабиринту с завязанными глазами

 

2. Апостол проводит ясную различительную линию между явлениями религиозного восторга др. вероисповеданий и духовными дарованиями христиан (ст.3) – это:

а)

благоговейное отношение говорящего в духе к Иисусу Христу

б)

точное указание местонахождения предметов в соседней комнате

в)

красивая непонятная речь

 

3. При всем разнообразии даров Св. Духа (ст.4-6), все они имеют начало в Боге, а их цель:

а)

восстановление мира во всем мире

б)

осознание христианами своей силы

в)

благо Церкви

г)

непротивление злу силою

 

4. Дары Св. Духа даются каждому христианину, значит и вам. Какой из предложенных даров вы бы выбрали (только один), если сами могли это решать (рядом с предпочтенной буквой укажите, чем руководствовались при выборе):

а)

мудрость

б)

знание

в)

вера

г)

дар исцеления

д)

чудотворение

е)

пророчество

ж)

различение духов

з)

говорение на разных языках

 

5. Далее будут следовать описания духовных дарований, а вы под теми же буквами напишите, как каждый из них назвал ап. Павел в ст.8-10:

а)

дар рассуждения

б)

открытие тайн прошлого и будущего, в то же время ясное представление и явлений современной жизни   

в)

на каком бы языке с ним не заговорили, он поймет, не прибегая к изучению этого языка

г)

лечение людей без лекарств (молитвой, помазанием освященного масла и т.д.)

д)

этот человек точно определит, божественна ли природа тех или иных явлений

е)

умственные способности, умение разобраться в накопленной информации

ж)

воскрешение мертвых, изгнание бесов, необычным образом спасение в опасности

з)

полнейшее доверие Богу, даже до смерти и чудотворений

 

6. Распределяя христианам Свои дары (ст.11), Св. Дух руководствуется:

а)

Своим произволом

б)

чтобы на всех хватило

в)

чтобы никого не обидеть

г)

кто сколько сможет применить на благо

 

7. В ст.12 слово " Христос " по смыслу можно заменить словом:

а)

Бог

б)

человек

в)

учитель

г)

помазанник

д)

Церковь

 

8. Для чего в ст.14-17 приводятся различные метафоры с органами тела:

а)

профилактика рассеянного склероза, когда различные члены тела перестают повиноваться человеку

б)

некоторые христиане в досаде, что лишены блестящих дарований, уже ничем не хотели послужить Церкви, и их нужно было вдохновить

в)

Апостол сообщает, что некоторые дарования Церкви вообще не нужны

 

9. Из ст.14-17 можно сделать вывод:

а)

какими бы незначительными ни были наши дары – ими нельзя пренебрегать

б)

закаляйся, если хочешь быть здоров

в)

если твоя личность развилась однобокой, то это навсегда

 

10. Перевод ст.22 неточный, более правильно перевести "даже члены тела, считающиеся более слабыми, бывают необходимы", т.е.:

а)

слабые члены Церкви, необходимее, чем сильные

б)

Церкви необходимы все

в)

Церкви никто не нужен

 

11. Под "неблагообразными" (ст.24) частями тела ап. Павел подразумевает:

а)

желудок, кишечный канал, который мы держим в тепле и не напоказ

б)

христиан, погрязших в смертельных грехах

в)

христиан, лишенных внешнего блеска, представительности

г)

уродов

 

12. В ст.25-26 Апостол считает нужным упомянуть, что Богу вообще противны всякие разделения. Бог и тело человеческое устроил так, а не иначе, чтобы всякий член заботился о благополучии других членов, их здоровье и страдания должны отзываться на других членах. Так и члены Церкви должны:

а)

всецело посвятить себя своему здоровью

б)

все, что случается с их братьями, принимать превыше своего собственного, даже в ущерб своим обязанностям

в)

иметь живое и непосредственное соприкосновение с проблемами др. членов Церкви

 

13. Св. Павел служение апостольское написал на первом месте (ст.28), потому что:

а)

сам был апостолом

б)

с чего-то нужно было начать перечисление

в)

апостольство – это первое по важности служение Церкви

 

 

14. Под пророками в ст.28 подразумеваются:

а)

ветхозаветные пророки Моисей, Илия, Исаия и др., которые по своему служению чуть ниже апостолов

б)

христиане, обладающие пророческим даром

 

15. " учителями " в ст.28 Апостол именует:

а)

звание любого учителя любого предмета, т.к. обучение других – это почетное в глазах Божиих занятие

б)

христиане, которые имели дар излагать учение веры и давать практические духовные советы христианам

 

16. Дар разных языков Апостол ставит в самом конце списка служений (ст.28), для того чтобы показать коринфянам, увлекшимся этим даром, что он в церковной жизни имеет не особо важное значение. Вывод ясен:

а)

всякий уважающий себя христианин на языках говорить не должен

б)

не нужно пренебрегать ни одним даром или служением только потому, что он не имеет в себе особого блеска

 

17. Из повторного перечисления даров и служений (ст.29-30) следует:

а)

никто не должен думать, что он может жить сам по себе или, что он соединяет в своем лице все, что нужно для жизни Церкви

б)

Апостола очень заботило, чтобы коринфяне усвоили преподанный им урок

 

18. " Ревнуйте о дарах больших " (ст.31), т.е.:

а)

ревнуйте тех у кого дар больший чем у вас

б)

ревнуйте о том, чтобы набрать как можно больше даров

в)

если о чем и ревновать, то об апостольстве и даре пророчества, а не о даре языков

 

19. В чем заключается " путь … превосходнейший " (ст.31)?

а)

Апостол переходит от речи о любви (гл.13), которая превыше всякого дара

б)

Апостол собирается открыть некое преимущество апостольства перед даром языков

в)

чем выше вы поставите планку – тем выше прыгните

 

20. Дары Св. Духа и высокий уровень духовности – это разные вещи. Что из этого имели христиане в Коринфе:

а)

Дары Св. Духа

б)

высокий уровень духовности

 

Часть Б. Укажите номера вопросов, на которые Вы ответили "да"

Да, согласен

1

иногда способный о природы человек не получает особого духовного дара, т.к. Св. Дух действует согласно Своей премудрости, благости и справедливости (ст.11)

q

2

крещение в Церкви уравнивает всякие социальные различия и племенные особенности (ст.13)

q

3

Бог установил в Церкви различные служения и через это Церковь потеряла свое единство

q

4

Церкви нужны только сильные, умные и талантливые люди (ст.22)

q

5

чтобы наилучшим способом послужить Церкви – нужно чтобы тебя парализовало (ст.22)

q

6

под именем апостол в ст.28 нужно понимать христианина, который принимает участие в основании той или другой поместной Церкви

q

7

из памятника древне-церковной письменности, известной под названием "Учение 12-ти Апостолов", видно, что апостольство продолжало существовать и во 2-м веке, когда появилось это произведение

q

8

дар вспоможения (ст.28) выражается в помощи нуждающимся, больным, странникам и в защите беззащитных

q

9

дар управления (ст.28) – это пастырство, организаторские способности

q

10

Все Божии дары, доступные христианам в апостольский век, в равной степени доступны христианам и в наше время

q

 

Часть В. Ответьте на вопросы

1. Своими словами (не списывая из катехизиса или еще откуда) напишите как вы понимаете, что такое Церковь?

2. Каким образом члены Церкви " которые кажутся слабейшими " (ст.22) могут оказаться нужными (приведите пример)?

3. Иногда бывает, что явно даровитый человек, не может в Церкви найти применение своим дарам. Что вы посоветуете такому человеку?

4. Когда человек в чем-то нуждается, то ему в зависимости от ситуации нужно помочь или отказать в помощи (например, пьяный просит деньги на вторую бутылку). К чему же тогда дополнительный дар "вспоможения" (ст.28)?

 

 

Цитата: Как мне наполниться Св. Духом? (Беседа с Мотовиловым)

"Молитва, пост, бдение и всякие другие дела христианские, сколько ни хороши они сами по себе, однако не в делании только их состоит цель нашей христианской жизни, хотя они и служат необходимыми средствами для достижения ее. Истинная же цель жизни нашей христианской состоит в стяжании Духа Святого Божьего. Пост же и бдение, и молитва, и милостыня, и всякое Христа ради делаемое доброе дело суть средства для стяжания Святого Духа Божьего. Заметьте, батюшка, что лишь только ради Христа делаемое доброе дело приносит нам плоды Святого Духа. Все же не ради Христа делаемое, хотя и доброе, мзды в жизни будущего века нам не представляет да и в здешней жизни благодати Божией тоже не дает.

Так-то, ваше Боголюбие! Так в стяжании этого-то Духа Божия и состоит истинная цель нашей жизни христианской, а молитва, бдение, пост, милостыня и другие ради Христа делаемые добродетели суть только средства к стяжанию Духа Божиего.

— Как же стяжание? — спросил я батюшку Серафима. — Я что-то этого не понимаю.

— Стяжание все равно что приобретение, — отвечал мне он: — ведь вы разумеете, что значит стяжание денег. Так все равно и стяжание Духа Божия. Ведь вы, ваше Боголюбие, понимаете, что такое в мирском смысле стяжание? Цель жизни мирской обыкновенных людей есть стяжание, или наживание денег, а у дворян сверх того — получение почестей, отличий и других наград за государственные заслуги. Стяжание Духа Божия есть тоже капитал, но только благодатный и вечный, и он, как и денежный, чиновный и временный приобретается одними и теми же путями, очень сходственными друг с другом.

Конечно, всякая добродетель, творимая ради Христа, дает благодать Духа Святого, но более всего дает молитва, потому что она всегда в руках наших, как орудие для стяжания благодати Духа. Захотели бы вы, например, в церковь сходить, да либо церкви нет, либо служба отошла; захотели бы нищему подать, да нищего нет, либо нечего дать; захотели бы девство соблюсти, да сил нет этого исполнить по сложению вашему или по усилиям вражеских козней, которым вы по немощи человеческой противостоять не можете; захотели бы и другую какую-либо добродетель ради Христа сделать, да тоже сил нет, или случая сыскать не можно. А до молитвы уже это никак не относится: на нее всякому и всегда есть возможность — и богатому, и бедному, и знатному, и простому, и сильному, и слабому, и здоровому, и больному, и праведнику, и грешнику".