1-е Послание ап. Павла к Коринфянам глава 11

В еврейском народе и у других восточных народов и даже греков, женщины добропорядочного поведения должны были являться на общественные собрания под покрывалом, которое служило символом ее целомудренной замкнутости для всех мужчин посторонних ее семейству и подчинения  своему мужу, отцу или брату. Гречанки являлись без покрывала только при идолослужении во свидетельство своего благоговения к богам. Этот свой языческий обычай некоторые христианки из язычниц к великому соблазну других, особенно иудеев, внесли в Церковь Христову.

В утверждение обычая носить женщинам покрывала на голове св. Павел приводит основания, которых еще не знали коринфяне. Именно, Христос Господь, принявши плоть человеческую и возродивший людей к новой жизни, стал естественным Главой новорожденной твари, представителем которой служит муж, потому что и ранее он сначала один сотворен был Господом. Так как женщина сотворена была после – из ребра Адама и через него должна была узнавать волю Божию, то муж, естественно, становится главой жены; Глава же Христа, как Богочеловека, есть Бог Отец, волю Которого Христос пришел исполнить на земле.

Муж, как носящий образ и славу Божию, как представитель Бога на земле, Который дал ему власть над творениями, не должен покрывать свою голову во время молитвы, при действии на него Св. Духа; ибо унижает этим знаком подчинения свое достоинство перед тварью и достоинство своей главы – Христа. Напротив, жена, молящаяся с открытой головой, срамит своего главу – мужа тем, что перед лицом Божьим не оказывает ему должного послушания и уподобляется обритым, т.е. бесчестным (нецеломудренным) женщинам.

Второе нестроение, обратившее на себя внимание Апостола – это непорядки при совершении вечерей любви (агап). В апостольское время по вечерам христиане собирались и совместно ужинали и причащались. Таким способом хотели сохранить воспоминания о Тайной вечери, во время которой Господь установил святое таинство Евхаристии. Такими вечерями поддерживалась между христианами взаимная любовь, потому что здесь и бедные и богатые должны были чувствовать себя равноправными, хотя бедные ничего и не могли принести для устройства ужина. Однако эгоизм, суетность и просто невоздержанность в пище скоро наложило печать на это прекрасное учреждение. Агапы превратились в обычные греческие пиршества, за которыми пилось много вина. Но еще хуже было то, что богатые спешили поделиться едой со своими знакомыми и друзьями, тогда как бедняки оставались голодными. Такое отношение к неимущим представляло собою яркий контраст вложенной в эти ужины идее и прямо противоречило идее таинства евхаристии, которое совершалось вслед за вечерею. Потому-то довольно скоро было установлено, чтобы само таинство Евхаристии совершалось перед вечерею любви, чтобы не дать повода невоздержанным приступать приобщению после того, как они наелись и напились.

Часть A. Выберите правильный ответ.

 

1. Призывая подражать себе (ст.1), ап. Павел тем самым:

а)

требует от христиан рабского подражания

б)

призывает иметь такой же дух самоотречения

 

2. Как соотносится Св. Писание и Св. Предание:

а)

Св. Писание – это часть Св. Предания

б)

Св. Предание – это часть Св. Писания

в)

Св. Писание – отдельно, Св. Предание – отдельно

г)

Св. Предания не существует

 

3. Что из перечисленного является частью св. Предания (возможны несколько вариантов):

а)

как налагать на себя крестное знамение

б)

литургия (ход богослужения)

в)

каким должно быть облачение священства

г)

акафисты

д)

через какое плечо передавать свечку, когда в храме полно народу

е)

книги св. отцов

ж)

женщины должны молиться с покрытой головой

 

 

4. Слова ап. Павла " Христу глава - Бог " (ст.3) ариане и иеговисты используют как доказательство того, что Христос не Бог, а только воплощенный Ангел (тварь). Здесь рассмотрим вариант " жене глава - муж ", а вы по аналогии под теми же буквами распишите, почему то, что " Христу глава - Бог " – еще не доказательство тварности Христа:

а)

из того, что " жене глава - муж ", еще не следует, что жена – не человек.

б)

муж хоть и глава жены, но он ее не творил

 

5. Чем мужчина постыжает свою голову, если во время молитвы ее покрывает (ст.4):

а)

тогда молитва тормозится шапкой, и она не доходит до Бога

б)

это и ребенку понятно, что стыдно молиться мужчине в головном приборе

в)

этим он постыжает не голову-орган тела, а своего главу (начальника) – Христа, демонстрируя иную власть над собой

г)

ваш вариант

 

6. В эллинском обычае было во время философствования покрывать мужчине голову. Евреи также (даже до ныне) молятся с покрытой головой (мусульмане у них это тоже переняли). Чем же руководствовался ап. Павел, говоря христианам, что " муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову " (ст.4):

а)

христианин – это воин Христов, а шапка в духовной войне мешает

б)

Христос имеет прославленную человеческую природу, и непокрытая голова – знак прославления. Язычники, иудеи и мусульмане этим прославлением не воспользовались. Т.к. не крещенные

в)

ваш вариант

 

7. Каким образом женщина, молящаяся без платка " постыжает свою голову " (ст.5):

а)

она выглядит неэстетично 

б)

из космоса идут вредные лучи, действующие только на женский организм, а платками женщины от них закрываются

в)

постыжает свою голову, т.е. мужа, т.к. не имея на голове знака власти мужа над собой, как бы объявляет себя независимой от мужа

 

8. Почему в древности женщинам стыдно было быть остриженной (ст.6)?

а)

тогда не было опытных парикмахеров-стилистов и прически получались некрасивыми

б)

в древности остриженные волосы были только у проституток

 

9. Почему " для Ангелов " (ст.10) жена должна носить платок на голове?

а)

здесь нужно разуметь злых ангелов, которые возбудятся похотью к женщинам, открывшим свою голову

б)

здесь под "ангелами" нужно разуметь предстоятелей церкви (епископов), которых могут соблазнить непокрытые женщины

в)

об ангелах тут упомянуто потому, что они присутствовали при сотворении мира и людей и чувствуют себя оскорбленными, видя как нарушаются при самом сотворении установленные отношения между мужем и женой

 

10. Знак подчиненности жены мужу в виде покрывала:

а)

одинаково во все времена и во всех народах

б)

в зависимости от обычаев конкретных стран, могут измениться. Например, сейчас у нас этим знаком может быть обручальное кольцо

в)

ваш вариант

 

11. " муж через жену " (ст.12) –  то обстоятельство, что всякий мужчина рождается от женщины, уравнивает до известной степени положение обоих полов. Этим упоминанием Апостол:

а)

объясняет, как происходит процесс рождения человека

б)

смиряет гордость мужа

в)

вспоминает пророчество, данное Еве после грехопадения

 

12. " если муж растит волосы, то это бесчестье для него " (ст.14). Тем не менее, редкий священник стрижется, не говоря уж об монахах и иеромонахах (также поступают и некоторые благочестивые мужчины – миряне):

а)

на них исполняются слова ап. Павла: "Позор!"

б)

они подражали назорейству Христа и древним пустынникам, которым нечем было стричься. Кроме того, если мужчина не стрижется не из оппозиции Церкви, а исходя из сложившихся местных обычаев – это не столь принципиально

в)

ваш вариант

 

13. Говоря о подчиненности жены мужу (ст.14-16), Апостол:

а)

говорит только о женщинах замужних и их правах в церковной жизни

б)

высказывается против эмансипации во всех ее проявлениях (женское образование, право на работу, занятие общественных должностей)

 

14. " вы собираетесь не на лучшее, а на худшее " (ст.17), т.е. вместо того чтобы:

а)

вместо того чтобы посвятить себя благотворительности, собираетесь на ночные грабежи

б)

вместо того чтобы через богослужение получить духовную пользу, вы там только умножаете свои грехи

 

15. " когда вы собираетесь в церковь " (ст.18). Правильнее как Церковь. Этим обозначается:

а)

способ и назначение собрания (кто и для чего)

б)

место собрания (куда)

 

16. Апостол не входит в разъяснения того, какие у коринфян были разделения (ст.18), очевидно потому, что подробно объяснил это в первых четырех главах своего послания – это были разделения из-за учителей веры. Кто же такие "искусные" (ст.19), которые должны были обнаружиться в результате прений и обсуждений?

а)

люди из более влиятельных богословских "партий"

б)

человек более начитанный в Св. Писании

в)

те, кто при таких смятениях Церкви обнаружит столько мудрости и зрелости в суждениях, что каждый признает их настоящими христианами

 

17. Выберите правильное объяснение ст.20:

а)

если у вас на агапах происходят такие безобразия, то даже если при этом и собираетесь все вместе и произносите нужные молитвы, то все равно причащаетесь в осуждение

 

б)

вы так долго собираетесь на богослужение, что за малочисленностью пришедших христиан, таинство не происходит

 

18. Цель агап кроме прочего  еще состояла в том, чтобы в дни общего причащения Св. Таинств бедные имели утешение от богатых, а богатые – утешение от бедных. Ниже напишите чем кто от кого должен был утешаться:

а)

бедные должны были утешаться…

б)

богатые должны были утешаться…

 

19. В реальной же жизни Апостол указывает на 3 пункта, которые должны были служить предметом порицания. На основании ст.22 дополните чем именно согрешали коринфяне:

а)

Коринфяне искажали саму идею вечери. Вечеря – это религиозный обычай и преследует цель религиозно-нравственную, а коринфяне делали из нее обычный ужин, который можно было им устроить…(где?)

б)

коринфяне объедались и опивались на виду у всех – показывая недостаток уважения…

 (к кому или к чему?)

в)

бедные с вечери уходили голодными – это для них было…(чем?)

 

20. Чтобы пробудить в коринфянах чувство стыда за их поведение на вечерях любви, Апостол напоминает им об установлении таинства Евхаристии. Евхаристия – это (отметьте правильные варианты):

а)

прелюдия к званному обеду

б)

святое таинство

в)

источник преображения человека

г)

одно лишь размышление на тему страданий Христа

д)

соединение с Господом и христианами в Теле Христовом

е)

магическое действие

 

21. Кому принадлежит следующее толкование на ст.23-26: " Хлеб символизирует Его тело, а вино – Его кровь, которую Он пролил за нас. Павел ничего не говорит об абсурдной доктрине пресуществления. Хлеб и вино на самом деле не превращаются в Тело и Кровь":

а)

православный

б)

католик

в)

протестант

г)

кришнаит

д)

неоязычник

 

22. Какое из предложенных объяснений ст.25 – православное:

а)

Евхаристия совершилась только однажды на Тайной вечери, все остальные литургии, агапы, мессы и т.д. – это только благочестивое воспоминание о ней

 

б)

Евхаристия совершилась только однажды на Тайной вечери, всякий раз, когда теперь происходит литургия, мы чудесным образом участвуем именно в той первой вечери, устроенной Господом. Поэтому Христос и сказал: "сие творите, … в Мое воспоминание"

 

в)

всякий раз во время литургии (мессы) снова приносится Голгофская жертва и Господь вновь и вновь распинается, страдает и умирает. Поэтому, чем больше на земле совершается литургий, тем больше святости приносится в мир

 

23. Многие слышали, что причаститься можно и недостойно (ст.27), т.е. тогда величайшее из таинств послужит не к вечной жизни, а к ухудшению духовного состояния, к омертвелости души, внутренней пустоте. Какая из перечисленных причин является достаточной, чтобы это несчастье произошло:

а)

невычитанное правило ко причастию

б)

не постился перед причастием

в)

забыл на исповеди сказать какой-то грех

г)

в силу болезни (парализован) не можешь исповедоваться перед причастием

д)

ощущаешь свою греховность и личную недостойность этого таинства

е)

отсутствие сокрушения в грехах, ощущение, что мы достойны приступить к причастию

 

24. В ст. 28 и 31 говорится о:

а)

мирском суде с присяжными заседателями

б)

товарищеском суде христиан

в)

исповеди

г)

аутотренинге

д)

испытании на выносливость

 

 

 

 

 

 

 

 

Часть Б. Укажите номера вопросов, на которые Вы ответили "да"

Да, согласен

1

мы постольку можем быть примером для других, постольку сами подражаем Христу (ст.1)

q

2

в общем, поведение коринфян заслуживало похвалы, они старались удерживать порядки, заведенные ап. Павлом (ст.2)

q

3

если " всякому мужу глава Христос, жене глава - муж " (ст.3), то жене Христос – не указка

q

4

изречение "Я – лоза, а вы ветви" (Ин.15:5) – относится только к мужчинам

q

5

в женщине нет образа Божия (ст.7)

q

6

согласно ап. Павлу, замужняя женщина со стрижкой и укладкой могла ходить в храм без платка (ст.4-7)

q

7

если Бог установил, чтобы женщина была в подчинении у мужа, то она не должна осмеливаться являться молитвенницею перед Богом (ст.13)

q

8

в деле спасения муж (мужчина) не имеет преимуществ перед женой (женщиной (ст.11-12)

q

9

если вначале женщина и была сотворена из мужчины, то потом-то всегда мужчина появлялся на свет от женщины (ст.11-12)

q

10

муж и жена одинаково нужны друг другу, поэтому если муж становится по отношению к жене слишком грубым, властным и независимым – это свидетельство  его греховности, а не воли Божией

q

11

если в древности женщины покрывали голову не только на молитве, но и всегда – в знак подчиненности мужу, то теперь, выражая эту же подчиненность, женщины не носят платков в общественных местах, если платок не нравится мужу

q

12

жена должна носить знак власти мужа над нею, чтобы своей покорностью мужу и Богу доставлять радость Ангелам, которые близко всегда, а особенно при богослужении

q

13

если женщина одевает брюки – она не спасется

q

14

богослужения коринфян вели к ухудшению в их взаимоотношениях (ст.17)

q

15

причастие Св. Христовых Таин сделает нас святыми без малейшего усилия с нашей стороны

q

16

разномыслия естественны между людьми при их свободе (ст.19)

q