2-е Послание ап. Павла к
Коринфянам глава 3
" Где Дух Господень, там свобода" (2Кор.3:17). Понимание свободы имеет несколько смыслов. Здесь отметим три. Первый
– когда под свободой понимается одно из самых фундаментальных свойств
человеческой природы - свобода воли, выражающаяся во внутреннем
самоопределении личности перед лицом выбора прежде всего, между добром и злом.
Свобода воли является тем свойством, утрата которого приводит к полной
деградации личности. Над этой свободой человека не властен никто: ни другой
человек, ни общество, ни законы, ни какая угодно власть, ни демоны, ни ангелы,
ни Сам Бог. Макарий Египетский говорит: "А ты создан по образу и
подобию Божию, потому что как Бог свободен и творит, что хочет ... так
свободен и ты". "Поэтому природа наша удобоприемлема и
для добра, и для зла, и для благодати Божией, и для сопротивной силы. Но она не
может быть приневоливаема". Классический афоризм отцов Церкви:
"Бог не может спасти нас без нас", - прекрасно выражает
христианское понимание смысла и значения этой свободы.
Второе измерение свободы - социальное. Оно
означает совокупность определенных прав личности в государстве, в обществе. В
этой области более всего возникает трудных вопросов, поскольку в обществе в
соприкосновение приходит множество лиц, обладающих свободой воли. В целом - это
проблема внешних свобод человека, или проблема разрешенных (законом,
обычаями, религией, общепринятой моралью) поступков в окружающем мире.
И третье измерение свободы - свобода духовная.
Она, в отличие от внешней свободы, означает власть человека над своим эгоизмом,
своими страстями, греховными чувствами, желаниями - над самим собой. Такая
свобода приобретается лишь при правильной духовной жизни, делающей верующего
способным к общению с Богом, Который один лишь обладает абсолютной духовной
свободой. Великой свободы достигают святые, очистившиеся от страстей.
Относительной духовной свободой обладает каждый "обычный" человек
(ср. Ин. 8;34). И лишь ожесточившиеся во зле, хулящие Духа Святого (Мф.12;
31-32) и ставшие неспособными к добру потеряли ее. Христианство, таким образом,
идеал духовной свободы видит в Боге, и тем самым в принципе отрицает
возможность существования какой-то абсолютной свободы ("по ту сторону
добра и зла") в человеке.
Свобода
свободой, а в третьей главе кроме неё много говорится о соотношении Нового и
Ветхого Заветов. Более подробно этот вопрос рассмотрен в послании апостола
Павла к Римлянам, но не грех и здесь привести несколько цитат, разъясняющих
суть дела, ну…скажем святителя Феофана Затворника:
"Там
(в Ветхом Завете) спасение зависело от исполнения буквы Закона: исполняй всё
написанное в Законе и жив будешь в нем – вот что сказано было в Ветхом Завете
желающему спастись (Лев.18:5)…Поэтому ветхозаветный Закон сам по себе убивал
человека и физически (Чис.15:32), и нравственно – духовно: вместе с грехом он
открывал и бессилие его исполнить весь Закон".
Всё
понятно? Маленькое пояснение: в ветхозаветном Законе было перечислено, что
делать нельзя, но при этом вовсе не давалось сил к исправлению и к самоусовершенствованию.
Рассмотрим, по аналогии: Вы пришли на исповедь, мол так и так, батюшка, грешен
– стащил у соседа то и это. Если покаяние Ваше было искренним и Вы
действительно собираетесь исправиться, то Господь посылает благодать не только
заглаживающую соделанный грех, но и дающую силы и впредь не грешить подобным
образом. Что же было до пришествия Христа? Ну примет священник жертву за грех,
которая учтётся после прихода Мессии (иудеи до сих пор Его так и не дождались),
но где взять силы, чтобы уже выходя из храма еще что-нибудь не стянуть? Вот и
получалось, что Закон указывал, что есть грех, наказывал за него, а реальной
помощи для борьбы с ним не давал (так и надо понимать выражение, что буква
Закона убивала).
Может
еще что-нибудь из святителя Феофана? Пожалуйста: "Господь на Синае даровал
Закон для руководства народа израильского. Хотя этот Закон приводил человека к
сознанию своего бессилия исполнить его и, таким образом, осуждал его на
духовную смерть, но сам по себе был "добр, свят, истинен", как Сам
Господь, написавший его, и вел человека к вере во Христа; поэтому слава этого
Закона, хотя и временная, отобразилась на лице Моисея, когда он сходил с горы,
и, притом так сильно, что народ израильский не мог смотреть на лицо его по
причине той славы его, и Моисей должен был возлагать на себя покрывало, когда
ему приходилось говорить в присутствии народа. Если это служение Моисея, само
по себе без веры во Христа, ведущее к осуждению и смерти, было так славно и
сообщало такую славу Моисею, то неизмеримо славнее должно быть новозаветное
служение, которое ведет к оправданию во Христе через веру в Него, при
содействии благодати Св. Духа. Правда, св. Апостолы не имеют внешней славы
Моисея, но имеют внутреннюю, духовную славу – Духа животворящего".
Часть A.
Выберите правильный ответ.
1. Доказательством
того, что некое духовное учение действительно истинно (ст.1), служит:
а) |
если
это учение рекомендуют и поддерживают всем известные люди (например, Мирлин
Монро, Владимир Путин и др.) |
б) |
если
имеется письмо с уверением об истинности данного учения от семи вселенских
православных Патриархов |
в) |
идентичность
этого учения духу Евангелия, Преданию Церкви (учению св. отцов) |
2. Если
человек живет истинной христианской жизнью, то плоды этого (ст.2):
а) |
никто
не замечает |
б) |
очевидны
для всех |
в) |
понятны
только христианам |
3. Говоря
о "плотяных скрижалях сердца" на которых должен быть написан Закон
Божий (ст.3), апостол имеет в виду:
а) |
Закон
Божий, написанный в сердцах, столь же дорог, как дорог драгоценный металл
платина |
б) |
Закон
Божий должен быть написан не в книжке и не на бумажке, а в плотском живом
сердце |
в) |
в
сердце должны быть не платья, а Закон Божий |
4. У
апостола уверенность в пользе своего дела (ст.4-5) возникла:
а) |
от
воспаленного самомнения |
б) |
после
уверения в том других апостолов |
в) |
под
действием Христа |
г) |
под
воздействием успеха от его проповеди |
5. Почему
"буква" ветхозаветного Закона убивала людей (ст.6)?
а) |
Закон
Моисеев открывал не только грех, но и бессилие его исполнить |
б) |
за
невыполнение Закона человека побивали камнями |
в) |
За
невыполнение Закона наказывал Бог, т.е. провинившийся человек трагически
погибал |
6. В
чем выражается духовная слава новозаветной Церкви (ст10-11)?
а) |
в
духовной жизнедеятельности ревнителей Церкви |
б) |
в
красоте и величии богослужения |
в) |
в
большом количестве последователей |
7. Почему
у Ветхого Завета преходящая слава, а у Нового Завета – пребывающая (ст.11)?
а) |
Моисей
после своей смерти перестал быть Законодателем, а проповедники Евангелия
будут существовать до конца мира |
б) |
Ветхий
Завет служил только детоводителем ко Христу (проводником к Нему), а Сын Божий
и Его учение пребывают вовек |
8. Моисее
после сошествия с горы Синай покрывал только свое лицо, а не скрижали Завета
(ст.13):
а) |
чтобы
светом, исходящим от лица не отвлечь от самого главного |
б) |
иудеи
по своей плотянности, пока не усвоили
даже Закон написанный словами и буквами, тем более не могли смотреть на конец
преходящего Закона (т.е. на прославление во славе Божией) |
в) |
т.к.
всякая душа – невеста Христова, поэтому Моисей, взяв образ женского
свадебного покрывала, предсказал это |
9. Почему
до сих пор умы не только иудеев, но и прочих неверующих ослеплены и они в
Распятом Иисусе не видят Христа – Мессию (ст.14)?
а) |
не
у всех хватает ума понять, что Новый Завет – это логическое завершение
Ветхого Завета |
б) |
признав
в Распятом Христа, придется признать, что крестный путь – это необходимая
норма для спасения, а самому идти этим скорбным путем не хочется |
в) |
потому
что, согласно древним пророчествам, Мессия должен выглядеть по другому |
10.
"Покрывалом" (ст.14) апостол называет:
а) |
неясность
Закона |
б) |
слепоту
и грубость сердца |
в) |
завесу
в ветхозаветном храме |
11.
" где Дух Господень,
там свобода"
(ст.17). Какой цитатой можно проиллюстрировать это выражение?
а) |
"Россия
вспрянет ото сна И
на обломках самовластья напишут
наши имена!" |
б) |
"Люби,
и делай что хочешь" |
в) |
"Анархия
– мать порядка" |
12.
Если ветхозаветный Закон сравнить с УК, то какая из ниже предложенных аналогий верна?
а) |
Закон
разрешал грабить, если при этом не попадаться |
б) |
Закон
во время всеобщей безработицы и голода запретил воровать |
в) |
премиями
и другими поощрениями Закон поддерживал тех кто не ворует |
Часть Б. Укажите номера вопросов,
на которые Вы ответили "да"
Да, согласен
1 |
Добрая жизнь верующих – лучшая "реклама"
Православия |
q |
2 |
Святой Дух, проникая в сердца, истины спасения
преобразовывает в жизнь (ст.3) |
q |
3 |
плотяными названы скрижали сердца (ст.3), чтобы
указать на живую восприимчивость коринфян к проповеди Евангелия |
q |
4 |
дело нашего спасения совершают апостолы, а не Св.
Дух (ст.5), Св. Дух лишь их служитель |
q |
5 |
Ветхозаветный Закон – служение Духу, а
Новозаветный – букве Закона (ст.6) |
q |
6 |
та вера более приближает к Богу, где много внешних
ее проявлений и чудес (исцелений, перемещений в пространстве, хождение по
водам) (ст.7) |
q |
7 |
служение пророка Моисея было выше служения
апостолов, о чем и свидетельствовал видимый свет, исходящий от его лица (чего
у апостолов не было) |
q |
8 |
Закон назван "служением осуждения"
(ст.9), как каратель грехов, а не как виновник их |
q |
9 |
Евангелие названо "служением оправдания"
(ст.9), т.к. не только освобождает от наказания, но и делает из грешников
праведников |
q |
10 |
Ветхозаветное служение жертвам, курениям и
омовениям – только тень, а по-настоящему понять их смысл может только
верующий в Господа Иисуса Христа |
q |
11 |
Если закон Моисеев лишь посредством угроз доходил
до ума и сердца, то Закон Христов в сердце поселяет Дух Святой |
q |
12 |
И Ветхий Завет духовен, т.к. дан Духом, но сам он
Духа не подавал |
q |
Часть В. Ответьте на вопросы
1.
Апостол Павел говорит: "Где Дух Господень, там свобода" (2Кор.3; 17).
Он называет человека, достигшего духовной свободы, "новым" (Еф.4;24),
подчеркивая этим обновленность его ума, сердца, воли и тела. Напротив, живущего
греховно называет "ветхим" (Еф.4; 22), "рабом" (Рим.6;
6,17), как не имеющим силы следовать тому, о чем ему говорят и вера, и разум, и
совесть, и о чем он хорошо знает, что оно несомненно является для него
благом.
Приведите
пример из жизни, из которого можно понять что такое свобода в понимании ап.
Павла.
2.
Преп. Феодор Санаксарский так учил своих духовных чад: "Смирение состоит в
том, чтобы не думать о себе ничего великого и высокого как перед Богом, так и
перед людьми. Перед Богом потому, что всегда ты грешен, хотя что и сделал
доброе, но доложен знать, что сделал это не сам собою, а единственно при помощи
Господней, по слову Апостола " не потому, чтобы мы сами способны были помыслить что от себя, как
бы от себя, но способность наша от Бога
" (2Кор3:5).
Легко смириться тем, кто что-либо делает
плохо. А каким образом смиряться тем, кто совершил действительный и всем
очевидный подвиг (предотвратил войну, спас заложников, воскресил мертвого,
изгнал из человека беса)?