Соборное послание св.
апостола Иакова. Глава 1
Когда Иосиф (хранитель
Пресвятой Девы) по возвращении из Египта стал делить землю между своими детьми,
рожденными от первой жены, то пожелал уделить часть и Господу Иисусу. Но три
сына Иосифа не захотели принять Христа
к себе в долю, как рожденного от другой матери. И только четвертый сын – св.
Иаков принял Его в совместное владение, а потому и называется братом Господним.
Святой Иаков стал первым епископом Иерусалимским и управлял Церковью в течение
тридцати лет. Он написал одно соборное послание, незадолго до своей праведной
кончины.
Как-то один из заключенных,
недавно пришедший к вере и желающий точно следовать христианскому пути, чего бы
ему это не стоило, прочитал послание ап. Иакова и удивился…Он-то думал, что ко
всем нужно относиться с любовью, а оказалось, что есть категории людей, которых
христианство призывает презирать – это вдовы и сироты (Иак.1:27) Хорошо что он
не сразу решил воплотить в жизнь новое знание, но сперва спросил, как в
подобной ситуации лучше поступить (побивать камнями или достаточно просто мимо
них проходить)?… Дело в том, что славянское слово "прИзирать"
означает сугубо обращенное внимание, а
не брезгливо – равнодушное поведение (прЕзрение). Видите, всего одна буква
сменилась в слове, а в результате чуть не случилась трагедия. L
Часть A. Выберите правильный ответ.
1. Иаков
называет себя рабом Бога и Иисуса Христа, т.к.
а) |
из-за
недостатка личного благочестия считал себя не настоящим апостолом |
б) |
выше
всякого достоинства почитал быть рабом Христа |
в) |
званием
апостола его наградили посмертно |
2. Искушения
в христианском смысле этого слова – это:
а) |
испытательный
срок при приеме на работу |
б) |
красивые
женщины, телевизор, вкусная еда сами по себе |
в) |
обстоятельства,
подвергающие испытанию веру и нравственность человека |
3. Какую
мудрость ап. Иаков советует просить у Бога (ст.5):
а) |
умение
разбираться в фондовых рынках (куда, что и сколько вложить), дабы получить
наибольшую прибыль |
б) |
хорошую
память, способность к наукам |
в) |
дар
рассуждения |
г) |
дар
прозорливости |
4. Почему
важно просить в молитве с верой и полным упованием на Бога (ст.5-8)
а) |
Бог
слышит и исполняет прошения, только если человек "настроится на нужную
волну" при помощи полной сосредоточенности |
б) |
человек
то желающий, то сомневающийся получить в молитве "нечто", на самом
деле ещё не готов получить дар Божий и
правильно его употребить |
в) |
чтобы
не уподобиться морским волнам с их
подвижностью (ст.6) |
5.
Кого понимает апостол под человеком с двоящимися мыслями (ст.8)?
а) |
человека
страдающего шизофренией, у которого в голове раздаются разные голоса |
б) |
сомневающегося
в истинах веры |
в) |
пьяного
у которого все мысли спутались и который едва держится на ногах |
6.
Если человек сомневается в целесообразности практической стороны религии (пост,
поклоны, молитвы), то это происходит:
а) |
от
его безнравственности, которая не терпит законного ограничения со стороны
религии |
б) |
от
большого образования (все ограничения придуманы, чтобы обуздать буйный нрав
малограмотных) |
в) |
от
святой жизни, когда человек достиг духовных вершин и больше не нуждается в
ограничении |
7. Что
хорошего может быть в добровольной или вынужденной нищете?
а) |
таким людям не страшен полуденный зной (ст.11) |
б) |
если
нищета переносится без ропота, то через нее, как через духовное упражнение,
можно приобрести духовные дарования: терпение, смирение и т.п. |
в) |
они
непрестанно испытывают блаженство "блаженны нищие…" |
г) |
ничего
хорошего…где это видано, чтобы нищета была благом?!! |
8. В
чем состоит основное блаженство человека, успешно перенесшего искушения?
а) |
впереди
у него есть время немного отдохнуть, т.к. в жизни после "чёрной"
полосы всегда бывает "белая" |
б) |
пройдя
через испытания и очистившись в них нравственно, человек имеет надежду стяжать
Царствие Небесное |
в) |
про
него будут составлять пословицы (вроде той: "За битого – двух небитых
дают"), тем и прославят |
9. Дело
было давно…К отцам-пустынникам пришел молодой монах и просил их святых молитв,
чтобы ему избавиться от блудных помыслов. Отцы помолились – монах ушел, но
вскоре вернулся, повторив свою просьбу. Отцы помолились вновь и проводили инока. Однако он вернулся опять…Тогда
пустынники стали молиться, чтобы Господь открыл, по какой причине не проходит
это наваждение, когда раньше и по одной их молитве у страждущих переставали
действовать искушения. И Господь открыл, что сам монах не только не отгоняет
докучливые помыслы, но взращивает их в
своем сердце.
Научив
незадачливого инока хранению помыслов, его отпустили с миром. Больше он не
приходил…
Кто
был виновником искушения?
а) |
Бог,
т.к. "Бог меня искушает…" (ст.3) |
б) |
старцы
(плохо молились) |
в) |
молодой
монах |
г) |
женщины,
девушки и весь Евин род… "шерше ля фам"L |
10.
" похоть же, зачав,
рождает грех, а сделанный грех рождает смерть" (ст.15), означает:
а) |
здесь
все буквально: возгорелось блудное желание, потом…, и как результат –
рождение очередного смертного |
б) |
здесь
"похоть" – это желание любого греха (приражение помыслов), затем –
исполнение греха и, как результат – вечная смерть |
11.
Строчка "у Которого нет
изменения и ни тени перемены" из (ст.17) процитирована:
а) |
в
утренних молитвах (5-я молитва Василия Великого) |
б) |
в
утренних молитвах (8-я молитва, ко Господу нашему Иисусу Христу) |
в) |
в
вечерних молитвах (1-я молитва, св. Макария Великого, к Богу Отцу) |
г) |
в
вечерних молитвах (3-я молитва, ко Пресвятому Духу) |
12.
Чтобы быть угодным Богу (ст.19-20):
а) |
Нужно
слушать много информации, долго ее обдумывать, а разразиться гневной тирадой
по поводу несовершенства этого мира, можно и спустя какое-то время |
б) |
Что-либо
услышав, не стоит торопиться с выводами, и тем более, прибегать с страстным
выражениям своих настроений |
13.
Какое средство в борьбе с гневом (ст.20) наиболее действенно:
а) |
выпустить
гнев как пар (покричать, постучать, повизжать) |
б) |
стараться
молчать |
в) |
петь
песни |
г) |
обратить
свой гнев на собственные грехи и недостатки |
14.
Божие слово лучше всего усваивается если (ст.21-24):
а) |
соблюдать
в чистоте свой дом, быть любезным с гостями и часто смотреться в зеркало |
б) |
день
и ночь читать Евангелие и выучить его наизусть |
в) |
каждый
раз при выборе как поступить, руководствоваться Евангелием |
15.
"Но кто вникнет в закон
совершенный, [закон] свободы, и пребудет в нем, тот, будучи не слушателем
забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своем действии" (ст.25). Здесь
имеются в виду:
а) |
законопослушные
граждане, живущие в соответствии с УК |
б) |
блатные,
ибо только они могут творить что захотят |
в) |
если
сделать следование Евангелию законом своей жизни и деятельности, то оно даст
истинную свободу |
16.
Согласно ап. Иакову, тот по настоящему благочестив (ст.27), кто:
а) |
с
презрением относится к вдовам и сиротам |
б) |
посещает
вдов и сирот в их скорбях и помогает им чем может |
в) |
приходит
на поминки к вдовам и сиротам, чтобы вкусно поесть …и, может быть, помянуть
усопшего |
17.
Хранит себя неоскверненным от мира (ст.27)
а) |
кто
непрестанно воюет, а потому ему некогда скверниться мирной жизнью |
б) |
кто
закрылся в доме и никогда оттуда не выходит |
в) |
кто
стремится не грешить и следит за своими помыслами |
Часть Б. Укажите номера вопросов,
на которые Вы ответили "да"
Да, согласен
1 |
Житейские скорби служат возбуждению сердечного
сокрушения и богобоязненности |
q |
2 |
мужественно перенесённое искушение, наделяет
духовны опытом |
q |
3 |
любой человек, кого постигли искушения, независимо
от того, победил он их или нет – спасется |
q |
4 |
При совершении греха, опьяненные удовольствием, мы не чувствуем его
губительного действия |
q |
5 |
когда погаснет греховное удовольствие, то в сердце
чувствуется опустошение |
q |
6 |
Богу мы можем уподобиться милосердием и
состраданием; если этого не имеем, то лишены самого главного |
q |
7 |
кто без скорби пребывает в добродетели, тот
впадает в гордость |
q |
8 |
духовные и иные дарования ведут к погибели, если
человек не претерпевает искушения |
q |
9 |
что для одного является искушением, совсем не
искушает другого |
q |
10 |
от искушений, угрожающих нашей вере и
нравственности, лучше себя ограждать, чем их претерпевать |
q |
11 |
в каждом искушении полезно терпение |
q |
12 |
бедность всегда зло, а богатство – благо |
q |
13 |
причины по которым не все молитвы исполняются,
кроются не в человеке, а в Боге |
q |
14 |
терпение – это постоянство в добродетели |
q |
15 |
бедность и богатство по-разному оцениваются
мирской мудростью и мудростью духовной |
q |
16 |
за минуту проведенную в гневе "сгорает"
благодать накопленная годами |
q |
17 |
благочестив только тот, кто помогает вдовам и
сиротам, но не инвалидам и престарелым (ст.27) |
q |
18 |
большая болтливость в христианине, свидетельствует
о том, что в духовной жизни он что-то делает "не то" |
q |
Часть В. Ответьте на вопросы
1.
В ст.2 говорится: " С
великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения", а в молитве
"Отче наш" мы просим от искушений избавить (…и не введи нас во
искушение). Есть ли здесь противоречие и как его разрешить?
2. Часто люди спрашивают, как справиться с раздражением,
как сделать, чтобы не позволить себе выплеснуть гнев на другого человека. Один
из способов - в тот момент, когда гнев подступает к вашему сердцу, уже
захлестнул его и готов вылиться в слова, - замкнуть свои уста и не дать им
раскрыться до тех пор, пока приступ гнева не пройдет. Подавить в себе гнев,
"проглотить" его - это, быть может, процедура неприятная и
болезненная, но сперва нужно научиться хотя бы этому.
А каков следующий "этап" борьбы с гневом?