Соборное послание св. апостола Иакова. Глава 3

"Корабль малым управляется рулем,

Хотя и был бы он велик.

А если без умолку тараторит человек,

Во ад сведет его язык"

                      ЛИУ – 19 Роберт Л.    

Мы нередко склонны обличать, учить и вразумлять ближних. Чаще всего от этого бывает больше вреда, чем пользы ближним, благодаря отсутствию любви, потери душевного равновесия, появлению раздражения и т.п. Учить другого - это очень трудное и ответственное дело и под силу лишь возросшим духовно.
      Как пишет преп. Иоанн Лествичник: "Желающий научить другого или подать ему совет должен сперва сам очиститься от страстей, чтобы не ошибаться в познании воли Божией и хорошо понять душевное устроение того, кому он говорит слово. Так как не всем полезно одно и то же лекарство, хотя болезнь может быть одна и та же".
      Нам надо всегда помнить о словах Господа: "Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: "Дай я выну сучок из глаза твоего", а вот в твоем глазе бревно? Лицемер! Вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего" (Мф.7: 3-5).
      Поэтому игумен Феодосии из Оптинской пустыни имел обыкновение давать братии такой совет: "Смотри на себя - и будет с тебя".
      Кроме того, надо знать, что св. отцы запрещали вообще давать другим указания, если не было о том просьбы.
      "Прежде вопроса не хорошо начинать говорить", - говорят старцы Варсонуфий Великий и Иоанн.
      А свт. Игнатий Брянчанинов пишет: "Без собственного вопрошения человека я никак не дерзну преподать совета: это воспрещено святыми отцами".
      Лишь когда в душе есть чувство горячей любви к ближнему и когда мы сами в полном мире и спокойствии, когда знаем, что ближний расположен к нам и наши слова доходчивы до его сердца и он в этот момент сам мирен и хочет слушать нас, тогда только мы можем с любовью, ласково, кротко, осторожно, всячески оберегая его самолюбие, указать ему на грех, проступок, искушение или ошибку или дать ему совет.
      При этом совет или указание могут быть даны в форме, про которую так говорит преп. Исаак Сириянин: "Если станешь говорить кому что-либо полезное, то говори в виде учащегося, а не со властию и бесстыдством, и наперед сам себя осуди и покажи, что ты ниже его, чтобы слушающим показать чин смирения и побудить их выслушать речь твою...".
      При всех вразумлениях или обличениях нужно помнить, что поскольку надо всячески оберегать самолюбие собеседника, то в этих случаях беседа должна быть только вдвоем.
      Как пишет преп. Исаак Сириянин: "Кто исправляет брата своего в клети своей, тот исцеляет собственный свой порок; и кто обвиняет кого-либо перед собранием, тот увеличивает болезненность собственных язв своих".
      Если же что-либо из перечисленных условий не имеет места, и - главное - говорим мы не из чувства любви и без ласковости, то мы не должны учить ближнего или указывать на его проступки.
      Как говорит преп. Варсонуфий Великий: "Всякое вразумление, при котором сам человек смущается в сердце, не угодно Богу, но происходит по действию дьявольскому и бывает смешано с самооправданием".
      Есть и еще одно условие правильности наших слов, которое мы должны помнить при наставлении или вопросах ближнего. Это память о том, что и здесь надо полагаться не на себя и свою мудрость, а на помощь Божию.
      Поэтому при необходимости чему-либо научить ближнего или указать ему на его ошибку, неправильность в действиях, проступок или грех - надо прежде всего обратиться к Богу с молитвой даровать нам мирный дух и любовь к этому ближнему.

 

 

 

 

 

 

 

Часть A. Выберите правильный ответ.

 

1. Апостол не советует христианам становиться учителями (ст.1):

а)

чтобы оградить их от взяток со стороны будущих учеников

б)

потому что не у каждого есть возможность получить педагогическое образование

в)

чтобы они не обучались грамоте – так проще спасаться

г)

из-за всеобщей склонности к грехам языка

 

2. Словами " ибо все мы много согрешаем" (ст.2), апостол:

а)

пытался рассказать о грешной жизни всех апостолов

б)

говорил о грехах язычников

в)

обличал христиан, но в такой форме, чтобы их не обидеть

 

3. Почему нельзя учить тому, чего сами не совершали?

а)

чтобы не было стыдно, когда скажем какую-нибудь несуразность

б)

без личного опыта мы можем в чем-то ошибиться и подвергнуть опасности вверившихся нам людей

в)

можно! ибо в таинстве миропомазания христиане наделены дарами Св. Духа, а поэтому и без опыта знают как и что нужно делать

 

4. Почему можно браться учить других только после того, как научимся обуздывать свой язык?

а)

чтобы не выболтать тайные священнические молитвы, которыми молятся батюшки на литургии

б)

умение обуздывать язык свидетельствует о большом духовном опыте человека, значит на него можно положиться

в)

напротив, чтобы увлекать людей каким-то учением, необходимо обладать большим красноречием

 

5. Почему язык назван неудержимым злом (ст.8)?

а)

он изначально был сотворён как орудие зла

б)

языком можно творить только зло

в)

в падшем человеке настолько разболтаны ум, воля и чувства, что даже такой невинный член, как язык используется преимущественно для зла

 

6. Если " язык укротить никто из людей не может" (ст.8), то:

а)

не следует и пытаться это делать

б)

нужно обратиться к Богу – пусть совершит чудо

в)

нужно молиться Богу о нашем исправлении и самим прилагать к этому все силы

 

7. Когда видим, что другие излишне много говорят о себе, то нужно:

а)

сделать замечание о многоглаголании

б)

обрадоваться хорошему собеседнику и приняться за обсуждение различных жизненных проблем

в)

понудить себя не подражать ему

 

8. Какое из перечисленных молчаний небогоугодно:

а)

молчит, потому что не имеет что сказать

б)

молчит, т.к. ждет удобного времени для своего слова

в)

молчит по ревности к добродетели молчания

г)

молчит потому, что держит в сердце сокровенное собеседование с Богом, от которого не хочет отойти

д)

каждое из перечисленных молчаний богоугодно, но в разной степени

 

 

 

 

9. Присутствие истинной мудрости в человеке доказывается (ст.13):

а)

знаниями, которые остаются достоянием только разума

б)

добрым (благопристойным) поведением, кротостью и самоотречением

в)

наличием научной степени (докторской или кандидатской)

 

10. Наша мудрость должна быть послушлива (ст.17), т.е.:

а)

мы легко сдадимся и будем безоговорочно следовать чужому мнению

б)

это означает готовность принять чужие доводы и открытость для обсуждения и переговоров

 

11. Мудрость нисходящая свыше, ниспосылает нам дух милосердия (ст.17)

а)

мы начинаем плакать и причитать при виде нищего или калеки

б)

привечаем только милых нашему сердцу людей (уступчивых, гостеприимных, несварливых)

в)

мы осознаём наши немощи и вообще человеческую беспомощность, а потому готовы прощать и принимать других, как Господь простил и принял нас (Еф.4:32; Рим.14:1,3)

 

12. " Плод  же правды в мире сеется у тех, которые хранят мир" (ст.18). Какому из ниже написанных выражений соответствует эта цитата?

а)

"Слово мир есть имя собирательное, обнимающее собою то, что называется страстями" преп. Исаак Сирин

б)

"Стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи" преп. Серафим Саровский

в)

"Твёрдо положим в мысли своей и то, что пока мы в мире сем и оставлены во плоти, хотя бы вознеслись до небесного свода, не можем оставаться без дел и труда и быть без попечения" преп. Исаак Сирин

 

 

Часть Б. Укажите номера вопросов, на которые Вы ответили "да"

Да, согласен

1

Если учишь других тому, что сам не применяешь в жизни, то получится не польза, а вред

q

2

ап. Иаков запрещал христианам занимать высокопоставленные должностей в миру, т.к. начальникам невозможно спастись (ст.1)

q

3

с празднословием, сплетнями, руганью и т.п. нужно бороться вырыванием языка (Мф.5,29)

q

4

тех, кто занимает высокое общественное положение, ожидает более строгий Божий суд

q

5

при увещевании грешников всё внимание нужно сосредоточить на неизменность догматов, чистоту правил церковных и не обязательно церемониться и следить обидели мы собеседника или нет

q

6

кто умеет удерживать очень склонный к падению язык, тот способен и к строгому посту, и к долгому стоянию на церковных службах, и к тяжелым хозяйственным работам

q

7

если язык такое большое зло, то глухонемые люди совершенно избавлены от всех грехов, связанных с языком

q

8

человек, проклинающий ближнего своего, созданного по образу Божию, не может богоугодно прославлять Бога

q

9

если мы контролируем свою речь, то это главное, что при этом творится в душе – не важно

q

10

говоря об языке как органе тела, св. Иаков на самом деле говорит о способностях человеческой речи

q

11

грехом языка можно назвать только то, что случайно "сорвалось" с уст

q

12

обдуманные слова, сказанные из добрых побуждений никогда не бывают грехом

q

13

праведная жизнь приносит цельность и пользу Божьим людям

q

14

познания – ничто, если они не изменяют жизнь человека

q

15

мы не сможем получить свыше сходящую мудрость, если не наладим постоянных и правильных взаимоотношений с Богом

q

16

даже если человек – ходячая энциклопедия, но при этом постоянно ворчит и ссорится, то его нельзя назвать мудрым (ст.14)

q

17

желая мира и стремясь сохранить его, нужно быть скромным, терпеливо относиться к другим людям, что, впрочем, не означает малодушного согласия со всеми их пороками (ст.17)

q

18

апостол Петр руководствовался мудростью нисходящей свыше, когда советовал Господу не идти на крест (Мк.8:32-33)

q

19

чистота и святость – это свойства монахов и к мудрости подобные свойства ни какого отношения не имеют

q

20

Пустословие мешает молитве; по этой причине мы за всякое праздное слово дадим ответ (Мф.12:36)

q

21

и язык огонь (ст.6), но если прекратить доступ воздуха, то огонь погаснет; не давай свободы своим страстям, и они постепенно угаснут

q

 

 

Часть В. Ответьте на вопросы

1. Какие "грехи языка" Вы знаете?

2. Как определить какою мудростью мы обладаем земною или нисходящей свыше (ст.13-17)?

3. Поясните мысль митрополита Московского Филарета, который так писал в одном письме: "Можно стучать в запертую дверь с молитвою, но с советами можно войти только в отверстую".

4. В тех же случаях, когда у нас имеется нужда научить или вразумить в чем-либо ближнего и мы видим безрезультатность наших попыток, то нам надо помнить всегда, что есть более могучее средство воздействия на душу ближнего, чем наше слово.
      Вот что говорит по этому поводу игуменья Арсения (Усть-Медведицкого монастыря):
      "Прежде познания я ставила очень высоко и поэтому стремилась передать другим свои познания. Я тогда много говорила, желая иногда в церкви вслух всем сказать какое-нибудь полезное слово, особенно уяснившееся мне во время службы. Мне хотелось передать другим, если можно, всему миру, свои познания. Я готова была взойти на колокольню и оттуда кричать всем: "Спешите, спешите, пока не кончился торг", т.е. работайте над душою, пока есть случай, пока обстоятельства дают возможность потрудиться.
      Теперь же я чувствую совсем другое. Без благодати Божией, действующей в душе и усовершающей ее, одни познания - ничто.
      Поэтому я все меньше говорю и прихожу к такому состоянию, что не нахожу, что сказать. К этому состоянию влечет моя душа…"

Какое же это СРЕДСТВО воздействия на души, превышающее слово?