2-е Послание ап. Павла к
Коринфянам глава 12
Под
"третьим небом", как рассуждает блаж. Феодорит, следует понимать рай.
Случай, описанный в 12 главе, произошёл "назад тому четырнадцать
лет". Если послание написано в 58 году, то видение падает на 44 год, когда
св. Павел и Варнава были отделены Духом Святым на великое служение проповеди
Евангелия язычникам (Деян.13:2-3).
Давайте
сравним образ рая в Христианстве и, скажем, в …Исламе.
"Для
богобоязненных есть место спасения - сады и виноградники, и полногрудые сверстницы,
и кубок полный. Не услышат они там ни болтовни, ни обвинения во лжи... В садах
благодати - толпа первых и немного последних, на ложах расшитых, облокотившись
на них друг против друга. Обходят их мальчики вечно юные с чашами, сосудами и
кубками из текучего источника - от него не страдают головной болью и
ослаблением... среди лотоса, лишённого шипов, и тaлxa, yвeшaннoгo плoдaми, и
тeни пpoтянyтoй, и вoды тeкyчeй, и плoдoв oбильныx, нe иcтoщaeмыx и нe
зaпpeтныx, и кoвpoв paзocтлaнныx, Mы вeдь coздaли иx твopeниeм и cдeлaли иx
дeвcтвeнницaми, мyжa любящими, cвepcтницaми..." (Коран 78.31-35; 56.12-19;
28-37).
"И я Иоанн увидел святой город Иерусалим,
новый, сходящий от Бога с …Он имеет большую и высокую стену, имеет двенадцать
ворот и на них двенадцать Ангелов... И ничего не будет проклятого; но престол
Бога и Агнца будет в нём, и рабы Егобудут служить Ему. И узрят лицо Его, и имя
Его будет на челах их. И ночи не будет там, и не будут иметь нужды ни в
светильнике, ни в свете солнечном, ибо Господь Бог освещает их; и будут
царствовать во веки веков"
(Апок 21:2;12;21;25; 22:2-5).
Даже при беглом взгляде сразу
бросается в глаза кардинальное различие этих двух образов - в противовес
коранической вечноцветущей идиллии - апокалиптический образ града. Основная
причина различия двух этих образов, заключается в том, что для мусульманина Рай
- возвращение в состояние Адама до грехопадения, отсюда и образ садов Эдема:
"первозданный Рай тождественен будущему Раю"; тогда как для
христианина достижение Рая не является возвращением в Эдем, Боговоплощение
подняло человеческую природу на несравненно более высшую ступень близости к
Богу, чем была у прародителей - "одесную Отца": первый человек
Адам стал душою живущею; а последний Адам есть дух животворящий. Первый человек
- из земли, перстный; второй человек - Господь с неба. Каков
перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные; и как мы
носили образ перстного, будем носить и образ небесного (1Кор 15:45;47-49),
потому христианин не стремиться вернуться в состояние Адама, но чает
соединиться со Христом, преображённый во Христе человек входит в преображённый,
а не в утерянный Рай.
Часть A. Выберите правильный ответ.
1. Говоря
о человеке восхищенном до третьего неба, апостол Павел имел в виду
а) |
ап.
Иоанна Богослова |
б) |
ап.
Петра |
в) |
неизвестного
христианина |
г) |
себя |
2.
Что подразумевается под тремя небесами (ст.2) и куда был восхищен тот, о ком
говорит ап. Павел?
а) |
под
небесами подразумеваются 3 чина Ангельской иерархии, т.е. вознесен до
серафимов |
б) |
в
иудейском предании говорится о существовании 3-х небесных пространств: 1.
облачного; 2.
звездного или того, которое находится на высоте солнца; 3.
высшее, где находится престол Божий, т.е. человек вознесён был к месту
непосредственного присутствия Божия |
в) |
в
простонародье говорится: " от счастья вознеся до 7-го неба ", - из
этого видно, что упомянутый человек вознесён был не очень высоко |
3. Почему "неизреченные слова"
услышанные на третьем небе нельзя пересказать другим людям (ст.4)?
а) |
это
великая тайна, узнав которую, человек приобретал сверхъестественные качества,
а подобный крест не каждому по плечу |
б) |
если
эти слова произнести человеческим языком, то произойдёт какое-то несчастье |
в) |
в
этом мире нет понятий и слов, которыми можно передать всё увиденное и
прочувствованное "там" |
4.
Почему св. Павел стал рассказывать о видениях?
а) |
чтобы
коринфяне не решили, что он ниже других проповедников, которые хвалились тем,
что видели и слышали Самого Христа и только поэтому не увлеклись их учением |
б) |
дабы
припугнуть, что он может наказать и некоторым сверхъестественным способом |
в) |
чтобы
христиане стремились иметь видения |
5. Человек
сподобившийся истинных видений:
а) |
бывает
только воспринемателем Божиих откровений,
и лишь в той мере, в которой Бог хочет открыть нечто |
б) |
может
в них пребывать в любое время, когда пожелает, и может в них узнавать всё что
только захочет |
6. Что
имелось в виду под "ангелом сатаны" и "жалом в плоти"
(ст.7), удручающего св. Апостола?
а) |
особо
сильный бес |
б) |
преследования
со стороны противников |
в) |
искушение
похотью |
г) |
мучительные
воспоминания о прежней жизни |
д) |
болезнь |
е) |
жало
паяльника |
з) |
все
варианты, кроме (е) J, равновероятны, т.к.
точных сведений о "жале" не сохранилось, а Апостол нигде об этом
больше не писал |
7. С
какой целью ап. Павлу посылались искушения, описанные в ст.7-9?
а) |
во
искупление грехов |
б) |
для
дополнительных небесных венцов |
в) |
для
смирения |
г) |
для
самоуважения |
8. Как
понять выражение: "Сила Божия в немощи совершается"?
а) |
для
успешного распространения Евангелия необходимо быть инвалидом |
б) |
когда
мы страдаем, Христос обитает возле нас и более явно подает Свою благодатную
помощь |
в) |
с
нами Бог, только если мы немощны |
9. Благодать
подается нам если:
а) |
спим
на печи и ждем, когда сверху посыплются калачи |
б) |
трудимся
в поте лица и надеемся только на свои силы |
в) |
берёмся
за непосильный труд (Господь все равно поможет!) |
г) |
начинаем
дело, рассчитав свои силы, но при этом надеясь на Бога |
10.
Если Бог зла не творил, тогда каким образом оно существует и действует на нас?
а) |
после
грехопадения Бог потерял над нами власть, и теперь Он может действовать
только "исподтишка", посылая людям различные блага; а в остальное
время мы мучимы сатаной |
б) |
все
очень справедливо: мы грешим – Бог наказывает, а сущность зла уничтожится
после Второго пришествия |
в) |
зло
вообще не имеет сущности. Зло – это отсутствие или умаление добра. Всякую же
неприятность, которую Бог попускает сатане причинять людям, Господь тут же
преобразует в добро |
г) |
субстанцию
зла сотворил сатана, а потому оно действует в этом мире |
11.
Без каких качеств нельзя быть Апостолом (ст.12)?
а) |
новенький
BMW, всеобщее почтение, всемирная известность |
б) |
начитанность,
широкий круг интересов, любовь к животным |
в) |
терпение,
попечение, любовь |
г) |
большое
количество совершенных церковно-приходских треб |
д) |
чудотворения,
силы, знамения |
12.
Почему Апостол считал, что он "дошёл до неразумия" (ст.11)?
а) |
в
самом деле, ну кто из нормальных людей хвалится немощами? |
б) |
ему
пришлось хвалиться своими подвигами, а это значит не только их лишиться, но и
большая угроза потерпеть духовный урон от гордости |
в) |
от
переутомления "нервишки не выдержали" |
13.
Чего именно не хотел встретить св. Павел при приходе в Коринф (ст.20)?
а) |
разлада
и нечистого поведения |
б) |
лжеапостолов |
в) |
Ананию
и Сапфиру |
г) |
пророков
и голосариев (говорящих на различных языках) |
Часть Б. Укажите номера вопросов,
на которые Вы ответили "да"
Да, согласен
1 |
по ходу написания послания Апостол понял, что
похвала полезна ему (ст.1) |
q |
2 |
между видением и откровением нет абсолютно никакой
разницы и оба эти слова обозначают одно и то же |
q |
3 |
т.к. сила Божия в людских немощах, то самый
богоугодный человек – наркоман в "отключке" |
q |
4 |
на Павла возводили обвинения, что он брал деньги с
коринфян не сам, а через посредников |
q |
5 |
Апостол хотел дать коринфянам опору в составлении
правильного взгляда на него, без чего они не смогли бы с выгодой для себя
воспользоваться следующим приходом Павла в их город |
q |
6 |
сатана действует в рамках, определённых Богом |
q |
7 |
воля Божия состоит в том, чтобы мы торжествовали
через исцелившееся тело |
q |
8 |
из любой неприятности можно извлечь благо; все
зависит от нашего душевного расположения |
q |
9 |
"жало" от Бога мешало Павлу думать о
себе как о духовном супермене и являло ему реальность его смертной природы и
немощи |
q |
10 |
если Господь отказал Павлу в просьбе об избавлении
от искушения, поэтому христианин, сталкиваясь с болью и страданием в своей
жизни, ни в коем случае не должен молить Бога об ослаблении своих страданий |
q |
11 |
не беря с коринфян деньги, Апостол щадил не их
средства, а их души |
q |
12 |
не тогда будем печалиться, когда поскользнемся в
чем-нибудь, но когда закосневаем в том же; потому что поскользнуться может и
совершенный, а закосневание в этом есть совершенное омертвение (ст.21) |
q |
13 |
кто, в надежде на покаяние, поскользнулся
вторично, тот лукаво поступает с Богом |
q |
14 |
обычно надмевают нас не заслуги сами по себе, но
то, что многие о них знают и свидетельствуют |
q |
15 |
святые часто ради назидания других говорили о
своем духовном опыте, но как будто произошедшем с др. человеком, тем самым,
сберегаясь от гордости |
q |
16 |
святые предпочитали спокойной беспечальной жизни,
явную благодать и помощь Божию в искушениях |
q |
Часть В. Ответьте на вопросы
1. Как Вы думаете,
вознесенный на небеса (2Кор.12:2), сам хотел именно этого или подобное произошло по воле и Промыслу Божьему,
независимо от желания данного человека?
2. Стоит ли стремиться
именно к созерцаниям и к чему вообще следует стремиться христианину?
3. Св. Иоанн-Кассиан
Римлянин писал: "Знание бывает двоякое: первое практическое, т.е.
деятельное, которое относится к исправлению нравов и очищению пороков; второе
теоретическое, т.е. которое состоит в созерцании божественных предметов и
познании сокровенных истин. Итак, кто желает достигнуть созерцания Бога, тому
необходимо со всем усердием и силою сначала приобресть деятельное знание. Ибо
эта практика и без теории может быть приобретена, а созерцательное без
практического знания вовсе не может быть приобретено"
Может ли достигнуть
созерцания Бога тот, кто не уклонился нечистоты пороков?
4. Как представляют Рай
мусульмане мы уже выяснили во введении (горы еды и выпивки – воздаяние за
трезвый образ жизни на земле, и все это в сопровождении соблазнительных и доступных
девственниц), а как Вы представляете жизнь будущего века?