Соборное послание св. апостола Иакова. Глава 1

Когда Иосиф (хранитель Пресвятой Девы) по возвращении из Египта стал делить землю между своими детьми, рожденными от первой жены, то пожелал уделить часть и Господу Иисусу. Но три сына Иосифа не захотели  принять Христа к себе в долю, как рожденного от другой матери. И только четвертый сын – св. Иаков принял Его в совместное владение, а потому и называется братом Господним. Святой Иаков стал первым епископом Иерусалимским и управлял Церковью в течение тридцати лет. Он написал одно соборное послание, незадолго до своей праведной кончины.

Как-то один из заключенных, недавно пришедший к вере и желающий точно следовать христианскому пути, чего бы ему это не стоило, прочитал послание ап. Иакова и удивился…Он-то думал, что ко всем нужно относиться с любовью, а оказалось, что есть категории людей, которых христианство призывает презирать – это вдовы и сироты (Иак.1:27) Хорошо что он не сразу решил воплотить в жизнь новое знание, но сперва спросил, как в подобной ситуации лучше поступить (побивать камнями или достаточно просто мимо них проходить)?… Дело в том, что славянское слово "прИзирать" означает сугубо обращенное  внимание, а не брезгливо – равнодушное поведение (прЕзрение). Видите, всего одна буква сменилась в слове, а в результате чуть не случилась трагедия. L

 

Часть A. Выберите правильный ответ.

 

1. Иаков называет себя рабом Бога и Иисуса Христа, т.к.

а)

из-за недостатка личного благочестия считал себя не настоящим апостолом

б)

выше всякого достоинства почитал быть рабом Христа

в)

званием апостола его наградили посмертно

 

2. Искушения в христианском смысле этого слова – это:

а)

испытательный срок при приеме на работу

б)

красивые женщины, телевизор, вкусная еда сами по себе

в)

обстоятельства, подвергающие испытанию веру и нравственность человека

 

3. Какую мудрость ап. Иаков советует просить у Бога (ст.5):

а)

умение разбираться в фондовых рынках (куда, что и сколько вложить), дабы получить наибольшую прибыль

б)

хорошую память, способность к наукам

в)

дар рассуждения

г)

дар прозорливости

 

4. Почему важно просить в молитве с верой и полным упованием на Бога (ст.5-8)

а)

Бог слышит и исполняет прошения, только если человек "настроится на нужную волну" при помощи полной сосредоточенности

б)

человек то желающий, то сомневающийся получить в молитве "нечто", на самом деле ещё не готов получить дар  Божий и правильно его употребить  

в)

чтобы не уподобиться  морским волнам с их подвижностью (ст.6)

 

5. Кого понимает апостол под человеком с двоящимися мыслями (ст.8)?

а)

человека страдающего шизофренией, у которого в голове раздаются разные голоса

б)

сомневающегося в истинах веры

в)

пьяного у которого все мысли спутались и который едва держится на ногах

 

6. Если человек сомневается в целесообразности практической стороны религии (пост, поклоны, молитвы), то это происходит:

а)

от его безнравственности, которая не терпит законного ограничения со стороны религии

б)

от большого образования (все ограничения придуманы, чтобы обуздать буйный нрав малограмотных)

в)

от святой жизни, когда человек достиг духовных вершин и больше не нуждается в ограничении

 

 

7. Что хорошего может быть в добровольной или вынужденной нищете?

а)

 таким людям не страшен полуденный зной (ст.11)

б)

если нищета переносится без ропота, то через нее, как через духовное упражнение, можно приобрести духовные дарования: терпение, смирение и т.п.

в)

они непрестанно испытывают блаженство "блаженны нищие…"

г)

ничего хорошего…где это видано, чтобы нищета была благом?!!

 

8. В чем состоит основное блаженство человека, успешно перенесшего искушения?

а)

впереди у него есть время немного отдохнуть, т.к. в жизни после "чёрной" полосы всегда бывает "белая"

б)

пройдя через испытания и очистившись в них нравственно, человек имеет надежду стяжать Царствие Небесное

в)

про него будут составлять пословицы (вроде той: "За битого – двух небитых дают"), тем и прославят

 

9. Дело было давно…К отцам-пустынникам пришел молодой монах и просил их святых молитв, чтобы ему избавиться от блудных помыслов. Отцы помолились – монах ушел, но вскоре вернулся, повторив свою просьбу. Отцы помолились вновь и  проводили инока. Однако он вернулся опять…Тогда пустынники стали молиться, чтобы Господь открыл, по какой причине не проходит это наваждение, когда раньше и по одной их молитве у страждущих переставали действовать искушения. И Господь открыл, что сам монах не только не отгоняет докучливые помыслы, но взращивает  их в своем сердце.

Научив незадачливого инока хранению помыслов, его отпустили с миром. Больше он не приходил…

Кто был виновником искушения?

а)

Бог, т.к. "Бог меня искушает…" (ст.3)

б)

старцы (плохо молились)

в)

молодой монах

г)

женщины, девушки и весь Евин род… "шерше ля фам"L

 

10. " похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть" (ст.15), означает:

а)

здесь все буквально: возгорелось блудное желание, потом…, и как результат – рождение очередного смертного

б)

здесь "похоть" – это желание любого греха (приражение помыслов), затем – исполнение греха и, как результат – вечная смерть

 

11. Строчка "у Которого нет изменения и ни тени перемены" из (ст.17) процитирована:

а)

в утренних молитвах (5-я молитва Василия Великого)

б)

в утренних молитвах (8-я молитва, ко Господу нашему Иисусу Христу)

в)

в вечерних молитвах (1-я молитва, св. Макария Великого, к Богу Отцу)

г)

в вечерних молитвах (3-я молитва, ко Пресвятому Духу)

 

12. Чтобы быть угодным Богу (ст.19-20):

а)

Нужно слушать много информации, долго ее обдумывать, а разразиться гневной тирадой по поводу несовершенства этого мира, можно и спустя какое-то время

б)

Что-либо услышав, не стоит торопиться с выводами, и тем более, прибегать с страстным выражениям своих настроений

 

13. Какое средство в борьбе с гневом (ст.20) наиболее действенно:

а)

выпустить гнев как пар (покричать, постучать, повизжать)

б)

стараться молчать

в)

петь песни

г)

обратить свой гнев на собственные грехи и недостатки

 

 

 

 

14. Божие слово лучше всего усваивается если (ст.21-24):

а)

соблюдать в чистоте свой дом, быть любезным с гостями и часто смотреться в зеркало

б)

день и ночь читать Евангелие и выучить его наизусть

в)

каждый раз при выборе как поступить, руководствоваться Евангелием

 

15. "Но кто вникнет в закон совершенный, [закон] свободы, и пребудет в нем, тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своем действии" (ст.25). Здесь имеются в виду:

а)

законопослушные граждане, живущие в соответствии с УК

б)

блатные, ибо только они могут творить что захотят

в)

если сделать следование Евангелию законом своей жизни и деятельности, то оно даст истинную свободу

 

16. Согласно ап. Иакову, тот по настоящему благочестив (ст.27), кто:

а)

с презрением относится к вдовам и сиротам

б)

посещает вдов и сирот в их скорбях и помогает им чем может

в)

приходит на поминки к вдовам и сиротам, чтобы вкусно поесть …и, может быть, помянуть усопшего

 

17. Хранит себя неоскверненным от мира (ст.27)

а)

кто непрестанно воюет, а потому ему некогда скверниться мирной жизнью

б)

кто закрылся в доме и никогда оттуда не выходит

в)

кто стремится не грешить и следит за своими помыслами

 

 

Часть Б. Укажите номера вопросов, на которые Вы ответили "да"

Да, согласен

1

Житейские скорби служат возбуждению сердечного сокрушения и богобоязненности

q

2

мужественно перенесённое искушение, наделяет духовны опытом

q

3

любой человек, кого постигли искушения, независимо от того, победил он их или нет – спасется

q

4

При совершении греха, опьяненные  удовольствием, мы не чувствуем его губительного действия

q

5

когда погаснет греховное удовольствие, то в сердце чувствуется опустошение

q

6

Богу мы можем уподобиться милосердием и состраданием; если этого не имеем, то лишены самого главного

q

7

кто без скорби пребывает в добродетели, тот впадает в гордость

q

8

духовные и иные дарования ведут к погибели, если человек не претерпевает искушения

q

9

что для одного является искушением, совсем не искушает другого

q

10

от искушений, угрожающих нашей вере и нравственности, лучше себя ограждать, чем их претерпевать

q

11

в каждом искушении полезно терпение

q

12

бедность всегда зло, а богатство – благо

q

13

причины по которым не все молитвы исполняются, кроются не в человеке, а в Боге

q

14

терпение – это постоянство в добродетели

q

15

бедность и богатство по-разному оцениваются мирской мудростью и мудростью духовной

q

16

за минуту проведенную в гневе "сгорает" благодать накопленная годами

q

17

благочестив только тот, кто помогает вдовам и сиротам, но не инвалидам и престарелым (ст.27)

q

18

большая болтливость в христианине, свидетельствует о том, что в духовной жизни он что-то делает "не то"

q

 

Часть В. Ответьте на вопросы

 

1. В ст.2 говорится: " С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения", а в молитве "Отче наш" мы просим от искушений избавить (…и не введи нас во искушение). Есть ли здесь противоречие и как его разрешить?

 

2. Часто люди спрашивают, как справиться с раздражением, как сделать, чтобы не позволить себе выплеснуть гнев на другого человека. Один из способов - в тот момент, когда гнев подступает к вашему сердцу, уже захлестнул его и готов вылиться в слова, - замкнуть свои уста и не дать им раскрыться до тех пор, пока приступ гнева не пройдет. Подавить в себе гнев, "проглотить" его - это, быть может, процедура неприятная и болезненная, но сперва нужно научиться хотя бы этому.

 А каков следующий "этап" борьбы с гневом?