Послание ап. Павла к Колоссянам глава 2

На основании первых двух глав послания к Колоссянам можно составить некоторое представление о колосских лжеучителях. Они придавали своим взглядам вид некоторой философской системы. На первом плане у них стояло отрицание единственности значения в деле спасения Господа Иисуса Христа, Которого они не держались как главы. Наряду со Христом ставили ангелов, которым и учили служить как посредникам между Богом и людьми. Все ангелы вместе со Христом, по их воззрению, составляли одну божественную плерому, в которой Божество Себя проявляет. Наконец, в отношении к морали, колосские лжеучителя проповедовали своеобразный аскетизм, соединяя его с почитанием некоторых иудейских праздников и других обрядовых постановлений Моисеева закона.

Служение, занесенное лжеучителями укоренилось в некоторых малоазийских областях настолько, что в 365-м году отцы Лаодикийского поместного собора (который прошел перед Первым Вселенским) грозили анафемой за приверженность к нему. 35-е правило поместного Лаодикийского собора гласит: «…не подобает христианам оставляти Церковь Божию и отходити и ангелов именовати и собрания творити. Сие отвержено есть. Того ради аще кто общается к упражняющимся в таковом тайном идолослужении, да будет анафема: понеже оставил Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божия, и приступил к идолослужению». В толковании к этому правилу говорится: «осуждаются еретики, не молящиеся Богу и Христу, а только ангелам, якобы творцам и правителям мира». Блаженный Феодорит объясняет происхождение этого культа ангелов влиянием колсских и фригийских еретиков. Феофан Затворник делает предположение, что собрания этих ангелослужителей были сходны с собраниями спиритов.

Часть A. Выберите правильный ответ.

 

1. О каком подвиге пишет ап. Павел (ст.1):

а)

ночные молитвы об успешной евангелизации колоссян

б)

темничные узы в Риме

в)

разработка догматики учения, содержащегося в послании

г)

борьба с иудействующими

 

2. «в Котором сокрыты все сокровища премудрости» (ст.2-3). Правильнее перевести «в которой», т.к. это слово относится к «тайне», а не к «Богу». Тогда смысл стихов будет таким:

а)

сердца колоссян должны утешиться от познания тайны, что и язычникам уготовано Царство Божие. В этой тайне содержится мудрость Божия и всеведение

б)

язычники должны утешиться тайной Божией, что и им принадлежит спасение, ибо в Боге сокрыта премудрость и всеведение

 

3. Лжеучители имели всю видимость логической доказательности и с помощью искусных оборотов речи смогли убедить колоссян в своем правоверии. По этому поводу ап. Павел (ст.4):

а)

советовал поучиться у них риторики, чтобы использовать словесные приемы в благовествовании

б)

утверждал, что во Христе Иисусе заключена вся премудрость и ею колоссяне уже обладают, посему не гоже прельщаться всяким иным учением

 

4. Апостол хвалит терпение, благоустройство Колосской Церкви (ст.5). Это значит:

а)

новое учение придает им некую пикантность, и теперь их духовная жизнь более наполнена

б)

теперь у колоссян правильная духовная жизнь, но если они увлекутся новым учением, то лишатся своего благоустройства

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Учение лжеучителей, появившихся в Колоссах (ст.8-9), представлялось философиею, изобретенною отчасти умом человеческим, а потоми принятой по преданию от мудрых людей. В состав ее входили учения о стихиях мира и о влиянии мира духов. Внешне оно прикрывалось соблюдением иудейской обрядности и строгим аскетизмом. Т.к. еще не разгадано было содержание этой философии, то Апостол и говорит о нем в общих чертах, стараясь внушить:

а)

что бы оно не обещало, все то в совершеннейшем и истинейшем виде христиане уже имеют во Христе

б)

занятия философией ни под каким видом не приемлемо для христиан, поэтому всех братьев прочитавших Платона, Аристотеля и тем более – Эпикура, нужно строго наказать

 

6. Философия была в большом почете между язычниками, потому что она бралась решить с помощью разума все вопросы о Боге, о мире, его происхождении и сущности, о человеке, его природе, назначении и о цели его жизни. Как писал Свт. Иоанн Златоуст: «доискиваться решения таких вопросов…» Какой из вариантов нижеприведенных ответов является продолжением цитаты святителя? Здесь от вас требуется не знание творений свт. Иоанна Златоуста, а уяснение, какова православная точка зрения по данному вопросу.

а)

«неукорно, а похвально, но решения этих вопросов могли быть укорны»

б)

«запретно, ибо как змий соблазнил Еву, тако и философия соблазняет»

 

7. Кому принадлежит высказывание: «Философия – это служанка богословия»?

а)

Фома Аквинский

б)

Василий Великий

в)

Демокрит

г)

Сократ

 

8. Колосские учителя свои мечтания называли «плеромой», т.е. «полнотой», на что Апостол отвечает (ст.9):

а)

полнота, оно может не полнота, но что-то в этом учении есть

б)

полнота может быть только а истинной философии, а в Колоссах учение ложное

в)

слово какое-то нерусское… «плерома». Нет! В нерусских словах ничего стоящее называться не может!

г)

только во Христе может быть настоящая полнота

 

9. Св Павел говорит, что истинно великое заключается во Христе, как Богочеловеке, и верующие в Него уже имеют в Нем все (ст.10) что им необходимо для духовной жизни, а именно:

а)

прощение грехов

б)

благодатная помощь Св. Духа для святой жизни

в)

блаженная вечная жизнь

г)

совоскрешение со Христом

д)

совместное пребывание с Богом на Небесах

е)

все варианты

 

10. В ст.10 Апостол утверждает, что все силы небесные:

а)

творение Господа

б)

Христос среди небесных сил – Первый среди равных

в)

всякие власти и начальства нужно уважать как главенствующих над нами

 

11. Колосские лжеучители проповедовали необходимость обрезания (ст.11) Св. Павел говорит, что христиане получают обрезание, но не рукотворное, а состоящее в совлечении «греховного тела плоти». В каком послании это нерукотворное обрезание ап. Павел называет «обрезанием сердца по духу»:

а)

Иак.3:5

б)

Евр.7:1

в)

2Кор.2:10

г)

Рим.2:29

 

12. Чтобы понять каково «христианское обрезание» рассмотрим следующее. Грех манит к себе удовольствием, которое он обещает человеку, а в сердце человека лежит потребность удовольствия. Чтобы прекратить доступ греха к сердцу, нужно:

а)

если ты мужчина – позвать раввина и обрезаться, а если женщина – выйти замуж за обрезанного

б)

лишить удовольствия грех с которым мы боремся, почувствовав истинную сладость от жизни по Богу

 

13. «истребив учением бывшее о нас рукописание» (ст.14). Есть 2 толкования того, что за «рукописание» это было. Продолжите пояснение каждого, объяснив какое именно «рукописание» подразумевает данное толкование:

а)

рукописание или «долговое обязательство», какое дали евреи при Синае, обязавшись выполнять волю Божию, т.е. …

б)

св. Павел образно представляет, что Бог имел от всего рода человеческого как бы долговую запись, где прописаны были…

 

14. «отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою» (ст.15), т.е. Христос:

а)

наконец-то получил власть над ангельскими чинами

б)

отнял силы у злых демонов

в)

велел не подчиняться государственным властям в делах вероисповедования

 

15. «тело - во Христе» (ст.17), здесь имеется в виду:

а)

Церковь, как истинное Тело Христово будет пребывать вовек

б)

весь закон, все постановления ветхозаветные имели временное прообразовательное значение – это тень тела, которое есть Христос

 

16. Какого из нижеперечисленных предостережений нет в ст.16-23:

а)

не соглашайтесь на некоторые иудейские обычая

б)

не прельщайтесь притворным смирением лжеучителей и службою ангелов

в)

не увлекайтесь учением человеческим о неразумном воздержании

г)

не торопитесь колебаться умом, что время пришествия Христова уже наступило

 

17. Лжеучители проповедовали изнурение тела (ст.23) усиленным постом или самоистязанием, т.к. смотрели на тело как на зло. По данному пункту их учение:

а)

совпадает с Православием

б)

расходится с Православием (если «да», то укажите в чем именно)

 

 

Часть Б. Укажите номера вопросов, на которые Вы ответили "да"

Да, согласен

1

для того св. Павел и указал истинную премудрость, чтобы кто-нибудь не прельстил христиан вкрадчивыми словами (ст.4)

q

2

Павел называет лжеучение колосских учителей «пустым обольщением» (ст.8), т.к. ее содержанием были воображения, а не истина

q

3

колосское учение основывалось на «предании человеческом» (ст.8), т.е. на Предании Церкви

q

4

вероятно под «стихиями мира» (ст.8) Апостол называл учение астрологии о влиянии светил небесных на судьбу людей или колдовство

q

5

прекращение сласти от греха или смерть греха (Рим.6), и есть совлечение тела грехов (ст.11)

q

6

в христианстве полностью сохранено ветхозаветное деление животных на чистые и нечистые (ст.16)

q

7

все вещественное ничтожно: употребленная пища сгнивает и уничтожается или, как учит Спаситель – «исходит афедроном» (Мф.7:9)

q

8

«тело», от которого в Ветхом Завете «пала тень», которое давало смысл и всем ветхозаветным установлениям, есть Сам Христос (ст.17)

q

 

Часть В. Ответьте на вопросы

  1. В ст.8 не очень лестно ап. Павел отзывался о философии. Допустимо ли христианам заниматься ею?

 

Цитаты: Согласно Диогену Лаэрцию в древности (в Греции) были известны семь мудрецов, ими почитались следующие мужи: Фалес, Солон, Периандр, Клеобул, Хилон, Биант, Питтак. Семи мудрецам приписываются многочисленные изречения, вот некоторые из них:

Фалес

Не красуйся наружностью, но будь прекрасен делами

Не наживай богатства нечестивым путем

Находясь у власти, управляй самим собой

Не множество слов доказывает рассудительность мнения

Биант

Бери убеждением, а не силой

Периандр

Бесчестная прибыль обличает бесчестную натуру

В удаче будь умерен, в беде – рассудителен

Хилон

Ничего слишком; все хорошо в меру

Предпочитай убыток позорной прибыли: первое огорчает один раз, второе будет огорчать всегда

Язык твой пусть не обгоняет ума

Питтак

Трудно быть добрым

Клеобул

Будь любослух, а не многослов

В достатке не заносись, в нужде не унижайся

Солон

Избегай удовольствия, рождающего страдания

Научившись подчиняться, научишься управлять