1-е Послание ап. Павла к Коринфянам глава 6
Выражение
" Все
мне позволительно " (ст.12) – это девиз,
с каким выступал Апостол во время своей проповеди, и потому оно впечаталось в
умах коринфян. Но, к сожалению, они стали расширять приложение этого принципа и
на такие явления, которые были вовсе не безразличны с точки зрения христианской
морали. Поэтому Апостол считает нужным ограничить его употребление указанием,
что он может применяться только там, где через него не причиняется вреда
человеку, руководящемуся им; а также от этого принципа нужно отказаться, если
есть опасность потерять свою свободу и очутиться в порабощении у какой-то
привычки. В отношении к пище можно применять принцип " все мне позволительно ", тем более что те отправления нашего тела, какие
имеют связь с пищей, прекратятся в день воскресения и прославления тел
человеческих: Бог сделает ненужным и эти отправления, и саму пищу. Не так по отношению
ко всему человеческому телу. Его вовсе нельзя осквернять блудом, потому что оно
предназначено для Господа Иисуса Христа, чтобы служить Ему орудием в этом мире.
Часть A. Выберите правильный ответ.
1. В
Римской империи в судьи назначались люди, исповедавшие государственную религию,
т.е. язычники, хотя эти судьи судили по всем обычаям римского права, тем не менее,
Апостол называет их нечестивыми (более правильный перевод – неправедные)
(ст.1), потому что на самом деле они:
а) |
судили
не по правде, а в соответствии с размером взятки |
б) |
римские
законы были несправедливые |
в) |
судьи
не знали высшей Христовой правды |
2. Христиане
называются святыми (ст.1):
а) |
как отдельные личности |
б) |
как
члены святой Церкви |
3. Коринфяне
обращались к языческим судьям (ст.1), вероятно:
а) |
по
старой привычке |
б) |
они
уже пробовали судиться у епископа и это закончилось общей сварой |
4. Когда
со своей стороны судьи предъявляют христианам известные требования, как членам
государства, то согласно логике ап. Павла, христиане должны:
а) |
подчиниться |
б) |
не
подчиняться |
в) |
напиться |
г) |
уйти
в нирвану |
5. " святые будут судить мир " (ст.2):
а) |
здесь
имеется в виду суд Апостолов (Мф.19:28) |
б) |
все
христиане будут судить остальных людей, а потом их будет судить Господь |
в) |
здесь
суд разумеется в переносном смысле: христиане своим незапятнанным поведением
будут служить живым и наглядным изобличением языческой порочности (Мф.22:41) |
6. " мы будем судить ангелов " (ст.3). Каких
ангелов, кто и как будет судить:
а) |
всех
ангелов все христиане будут судить наравне с Господом, т.к. нам дана такая
власть |
б) |
святые
христиане в своем примере спасения во плоти будут живым обличением злым духам
(бывшим ангелам), в бестелесном естестве
возлюбившим лукавство |
7. Как
получилось, что среди коринфских христиан не нашлось человека, способного
решить спор среди братьев (ст.5):
а) |
в
стычках и прениях они настолько опустились, что потеряли последнюю
способность здраво рассуждать |
б) |
до
этого времени у них надобности в человеке, разбирающем внутренние тяжбы,
просто не было |
8. Из
мысли о неприличии тяжебных дел среди христиан, дается понять, что христианину
(ст.6-8) (возможны несколько вариантов):
а) |
ни
под каким видом нельзя судиться |
б) |
лучше
оклеветать себя и оставить свою семью без кормильца (которого посадят), чем
защищать свою невинность |
в) |
насколько
это возможно (с нашей стороны), нужно улаживать дела без судебных
разбирательств |
г) |
подвиг
неправедного обвинения, если на это есть духовные силы, и никто при этом не
пострадает, может быть сопоставим со страданием за Христа |
9. Для
чего сразу после "судов", Апостол перечисляет грехи, обладатели которыми
" Царства Божия не
наследуют
" (ст.9-10):
а) |
одно
с другим никак не связано |
б) |
среди
прочих грехов, упомянуты воры и лихоимцы, которыми можно стать незаметно для
себя, увлекшись судейскими разбирательствами |
в) |
ваш
вариант |
10.
" Все мне позволительно " (ст.12), только
здесь отметьте варианты, которые указывают что мне "не полезно":
а) |
принимать
лекарства |
б) |
заниматься
собаководством |
в) |
если
сокамернику полегчало от витаминов, то и всем они подойдут |
г) |
кататься
на лыжах в выходные |
д) |
во
время сна класть под подушку мобильник (не важно, что излучение, а вдруг
кто-то позвонит?) |
е) |
разводить
щенков, если у моего ребенка аллергия на собак |
ж) |
иметь
сотовый телефон |
з) |
читать
"Гарри Поттера", чтобы потом обсудить эту книгу с другом с
православной точки зрения |
и) |
читать
книгу под одеялом при помощи тусклого фонарика, чтобы мама не
"засекла" |
11. "В теле нашем лежит какой-то закон навыка,
по которому удовольствие, ныне испытанное, завтра в тот же час снова
потребуется телом. Если удовлетворить его завтра, то на третий день то же
требование повториться с большей силой, и чем чаще будет удовлетворяться
потребность известного рода предметами, тем сильней и настойчивей будет
требование их, и, наконец, обратиться в привычку удовлетворять потребность тела
известным образом и в известной мере…Эта привычка вяжет свободу, назначая
нам и предмет, и время, и меру."
Свт. Феофан Затворник.
" Все мне позволительно " (ст.12), а здесь отметьте те варианты, когда
не я пользуюсь вещами и действиями, а они обладают мною (или вами J):
а) |
не
могу спокойно пройти мимо витрины с кондитерскими изделиями: если и не куплю
привоженного, то хотя бы полюбуюсь им |
б) |
делать
зарядку каждый день |
в) |
курить
каждый день |
г) |
объяснить
прохожему, как лучше добраться до нужного ему места |
д) |
"приползать"
на хоккей независимо какая сегодня температура тела (38о С или уже 40о
С) |
е) |
обедать |
ж) |
звонить
мужу в командировку каждые 5 минут, чтобы проконтролировать ту ли краску для
волос он мне собирается купить или требуется дополнительный инструктаж |
12.
Пища предназначена для чрева (ст.13). А что получится, если она станет обладать
нашими помыслами?
а) |
начнется
веселая жизнь: пирушки, банкеты – сплошное удовольствие |
б) |
душевная
привычка – искать услаждение в еде, в этой и в будущей жизни будет томить и
требовать ублаготворения, а из-за невозможности удовлетворить ее (особенно
когда после смерти не будет тела) душа будет мучиться |
в) |
развлекаться
мечтами о еде, станет милым и безобидным хобби |
13.
Свои тела христиане должны использовать (ст.13):
а) |
по
своему усмотрению |
б) |
по
своему вожделению |
в) |
преимущественно
для развлечения |
г) |
для
богоугодных дел |
е) |
для
бодибилдинга (от англ. "боди" – тело; "билд" – строить) |
14.
Каким образом может быть " Господь для тела " (ст.13):
а) |
Он
создал этот мир, чтобы мы в нем радовались телесно |
б) |
Господь,
приняв человеческую природу, всю ее преобразил (не только душу, но и тело, и
все телесное) |
в) |
Он
велел подчинить душу телу |
15.
В ст.14 сказано, что " Бог
воскресил Господа
", а Сам Христос говорил, что Отец дал Ему власть отдать и принять
жизнь, т.е. Господь Сам воскрес. Разрешите противоречие:
а) |
согласно
всем законам квантовой механики и теории вероятности, данное противоречие не
разрешимо в виду абсурдности поставленной задачи |
б) |
имеется
в виду, что Божественная природа в Господе воскресила его человеческую
природу |
в) |
Господь
не воскресал, т.к. воскреснуть человеку невозможно (не зря же так думал граф
Л. Толстой) |
г) |
Бог
Отец Воскресил Бога Сына, именно об этом писал ап. Павел в своих посланиях, а
Христос говорил образно, т.к. у Него с Отцом все равно одна Божественная
природа |
16.
Кто объедается или много спит, тот совершает грех против своего тела. Почему же
тогда Апостол только грех блуда выделил особо (ст.15-18):
а) |
грех
блуда ослабляет тело, а объедение, напротив – его поддерживает, хоть и в
извращенной форме |
б) |
совокупление
даже с женой уже в какой-то степени оскверняет (поэтому в пост оно и
запрещено), а тем более с посторонней женщиной… |
в) |
если
объедение – это грех против своей телесной оболочки, то, в силу Божьего
благословения, совокупляясь с женщиной, мужчина вступает с ней в неразрывную
связь – едино тело. Кроме того, блуд – это надругание над Телом Христовым, осквернение храма
Духа Святого. |
17.
Почему скупость, пьянство, даже гордость св. отцы называли грехами, а блуд –
падением?
а) |
память
блуда глубоко запечтлевается во всем человеческом естестве. Единожды
преступив заповедь "не прелюбы сотвори", человек как бы открывает для себя доступ ко всем прочим
человеческим телам и уже не хочет ограничиваться женой (мужем) |
б) |
потому
что в этом грехе человек очень низко падает в глазах Божиих |
в) |
в
скупости и гордости "задействован" 1 человек, а в блуде – 2 |
г) |
вот
святые напридумывали ребусы, а мы тут должны разгадывать |
д) |
ваш
вариант |
Часть Б. Укажите номера вопросов,
на которые Вы ответили "да"
Да, согласен
1 |
Апостол требовал, чтобы христиане не подчинялись
языческим властям, в том числе и судьям (ст.1) |
q |
2 |
житейские тяжбы (ст.4) – это споры из-за
материальных благ |
q |
3 |
святые христиане на Страшном Суде будут не столько
"судьями", сколько "обличителями" |
q |
4 |
христианин совсем не должен защищаться против
причиненной ему несправедливости (ст.7-8) |
q |
5 |
смиренное претерпевание незаслуженной обиды более
спасительно, чем надменно носить вериги и класть земные поклоны (ст.7) |
q |
6 |
Апостол выступает не столько против судов, сколько
против недостатка любви внутри христианской общины (ст.7-8) |
q |
7 |
все коринфяне до обращения ко Христу вели
нечестивый образ жизни (ст.11) |
q |
8 |
" но омылись " (ст.11) – обозначает собой таинство крещения |
q |
9 |
грех нецеломудрия многими коринфянами извинялся в
силу христианской свободы (ст.12) |
q |
10 |
Апостол учил о свободе христианина в вещах
безразличных в нравственном отношении (ст.12) |
q |
11 |
можно пользоваться всем, что создал Бог и не
противоречит заповедям, но при этом, нужно следить, чтобы не связывать себя
чувственными привычками от удовольствия (ст.12) |
q |
12 |
нужно ограничивать свои потребности только
существенно необходимым (ст.12) |
q |
13 |
блудодеяние христианина заключает в себе как
минимум 2 преступления: это дерзкое похищение собственности, принадлежащей
Христу, и употребление похищенного на недостойные цели (ст.15) |
q |
14 |
" Все мне позволительно " (ст.12), т.е. и прелюбодеяние, и
идолопоклонство, и пьянство… |
q |
15 |
мы должны удовлетворять наши потребности в еде и
питье, но сексуальные потребности можно реализовывать только в браке |
q |
16 |
грех блуда чрезвычайно истощает тело |
q |
17 |
блуд ставит тело под власть ничем не сдерживаемой
чувственной страсти |
q |
18 |
любодеяния еще потому должен избегать христианин,
что оно представляет собой только грубо-чувственное телесное соединение, и не
достигает того нравственного характера, какого достигает брачное
общение, становясь постепенно общением духовным |
q |
19 |
последствия блуда даже при самом искреннем
покаянии быстро изжить невозможно. |
q |
Часть В. Ответьте на вопросы
1. Если суды и тяжбы – это такое постыдное дело, что
вызвали у ап. Павла столько нареканий (ст.1-5), то может быть их стоит упразднить?
Поясните свое мнение.
2. Как известно, ап. Павел, учивший христиан не
пользоваться языческими судами, когда пришла пора, потребовал суда кесаря (см.
Деяния). Значит, в каких-то обстоятельствах воспользоваться своими гражданскими
правами может (а иногда и должен) в том числе и христианин. Перечислите (как можно больше) случаев, когда следует
поступать именно так.
3. Вот какое мнение о браке и блуде высказал один
человек
Неизвестный: Вы можете
любить друг друга самою возвышенною любовью, вы можете чувствовать, что ваша
любовь делает вас двоих единым существом, у вас может быть полное единомыслие
душ и телес, но по каким-либо внешним причинам вы не можете иступить в брак. Вы
живете "невенчанные" - и этого достаточно, чтобы ваша истинная семейная
жизнь в любви и единомыслии для Церкви была блуд. Но вот будущий священник,
которому к определенному сроку надо "жениться", чтобы иметь право
принять сан, едет смотреть себе "невесту". Осматривает одну, другую,
третью, как какой-то живой или мертвый инвентарь. Находит, наконец,
"подходящую" для себя. Через некоторое время совершается таинство
брака. Он приводит к себе совершенно чужую женщину, которую видит второй или
третий раз, которую совершенно не знает и не любит, но они
"обвенчаны", и в результате ложе нескверно, все в порядке, то есть
совершен "брак", где супружеское соединение не блуд, а "законное
исполнение... низших отправлений!" Ответьте этому человеку вместо
духовника.