1-е Послание ап. Павла к Коринфянам глава 14
Дар языков (глоссолалия) впервые сообщен был апостолам, а может
быть и другим верующим, в день 50-цы при сошествии на них Духа Святого. Этот
дар проявился в какой-то особенно- воодушевленной (чем-то напоминавшей речь
человека в состоянии опьянения) речи «о величиях Божиих» «на иных языках», так
что слушатели до 15 национальностей слышали из уст апостолов свое родное
наречие. Дух Господень, обнимающий собою человечество в его народах и языках и
носящий в себе силу объединения их, произвел во внутреннейших основах души
мгновенное устранение наиболее разделяющих человечество национальных границ
языка, символически предуказывая этим будущее благодатное единение человечества.
Подобный дар сообщался в апостольской церкви
неоднократно после крещения. Так дар языков получили Корнилий и домашние его
после крещения, ученики Иоанна Крестителя чрез руковозложение на них апостола
Павла. Не незнаменательно, что наиболее сильный отзвук великого чуда 50-цы мы
находим в столь центральной и значительной для языка христианской церкви, как
Коринфская. В Коринфской церкви этот чудесный дар получил самое широкое
применение за богослужением. Он и обнаруживался, по-видимому, только за богослужебными
собраниями, «в церквах».
Одно с несомненностью можно сказать о даре
языков, что с внутренней стороны, по душевному состоянию, языкоговорение было
состоянием особенной духовной, глубокой молитвы. В этом состоянии человек
говорил непосредственно Богу, с Богом, проникал в тайны. Это было состояние
религиозного экстаза, за доступность которого ему апостол Павел горячо
благодарит Бога. С внешней стороны оно было настолько величественным явлением,
вполне достойным Духа Божия, что для самых неверующих было знамением,
показывавшим воочию присутствие самого Божества в собраниях христианских. Это
было состояние самого высокого душевного подъема. Особенно величественно в этом
явлении было то, что, не смотря на всю силу чувства, охватывавшего тогда
человека, он не терял власти над собою, мог сдерживать и регулировать внешние
проявления этого состояния, – молчать, пока говори другой, ожидая своей очереди. «И духи
пророческой повинуются пророкам», свидетельствует апостол Павел. Настолько это
состояние стояло выше какой- либо нервно-физиологической почвы.
И все же апостол Павел ставит дар языков
ниже пророчества. В даре языков было что-то как бы стихийное, отвечавшее той
ступени развития, на которой стояло тогдашнее человечество, В этом даре было
нечто общее с теми примитивными формами пророчествования, которое оно приняло,
напр., у Саула, и которое в свою очередь по внешним формам своим напоминало
мантику язычества. Апостол Павел, своим противопоставлением языкоговорения
пророчеству, лишает почвы наклонность к энтузиастическим эксцессам и помрачению
ясного христианского сознания, как они стали заявлять себя в Коринфе. Он
закрывает пред церковью дорогу, на которую впоследствии вступили гностики,
дорогу к вырождению этого дара в оргиазм и магию. Через присоединение
истолкования языкоговорение, подобно пророчеству, получало назидательную силу
для всех. Во времена св. Иринея (202 г.) языкоговорение хотя сохраняется, но
видимо переходит в пророчество. По крайней мере, отличительную у апостол Павла
функцию пророка «открывать тайны» Св. Ириней приписывает глоссолалу: «мы
слышали многих братьев в церкви, которые имели пророческие дарования и через
Духа говорили разными языками и для общей пользы выводили наружу сокровенное в
людях и изъясняли таинства Божии».
Михаил
Скабалланович. Толковый Типикон. Киев,
1916. Репринт: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995
Часть A. Выберите правильный ответ.
1. Почему
для христиан первых веков наиболее желателен должен был стать дар пророчества
(ст.1)?
а) |
тогда
он был полезнее, чем другие дары |
б) |
с
ним интереснее было жить на свете |
в) |
обладание
даром пророчества было знаком особого благоволения Божия |
2. Говорящий
языками (ст.2) – это человек:
а) |
изучивший
множество языков (полиглот) |
б) |
говорящий
всем доступные для понимания вещи |
в) |
обращающийся
со своей речью прямо к Богу, которая для остальных остается непонятной |
3. " кто пророчествует, тот говорит людям в
назидание
" (ст.3):
а) |
говорит
общеизвестные наставления, с которыми все в принципе согласны, но никто не
собирается их выполнять |
б) |
это
расширение веры новыми познаниями, какие сообщает пророк |
4. " увещание " (ст.3) – оно же обличение. Как
правильно увещевать?
а) |
указать
на ошибки человека и заставить его поступать правильно |
б) |
вдохновить,
возбудить волю согрешившего к достижению целей христианской жизни |
в) |
махнуть
рукой и только молиться о нем |
5. Мысль
о бесполезности для Церкви дара языков, если он не дополнен пророчеством,
Апостол разъясняет так (ст.6):
а) |
что
бы было, если он, придя в Коринф, выступал здесь только как говорящий
языками, не объясняя своей речи? |
б) |
пророчество
несет слишком концентрированное знание, и его не обязательно украшать всякими
языками |
6. Для
разъяснения своей мысли о значении дара языков, Апостол берет случай из
обыденной жизни и прежде всего делает сравнение этого дара с:
а) |
блеянием
овец |
б) |
шумом
сражения |
в) |
музыкальными
инструментами |
г) |
звуками
пирушки |
7. Ст.
10 переведен неправильно. Нужно читать: "В мире есть так много родов
языков (по-русски перевели " различных слов") – я и не знаю сколько (по-русски перевели " например ") и ни одного из них, который не имел
бы ясно произносимых звуков (по-русски перевели " без значения ")" т.е.:
а) |
в
каждом слове есть значение |
б) |
в
мире много языков и в каждом из них есть какие-то звуки |
в) |
"игра-а-ай
музыкант, я буду верить, в то, что лучшие дни к нам придут…" ла-ла J |
8. На
что должно быть направлено внимание всех христиан, стремящихся к получению
духовных даров (ст.12):
а) |
назидание
через это христианской общины |
б) |
чистота
церковного убранства |
в) |
красота
и слаженность хора |
9. Состояние
человека, говорящего языками, но неспособного изъяснить содержание своей
молитвы (ст.13-15) – это состояние:
а) |
нормальное |
б) |
несовершенное |
в) |
эзотерическое |
10.
Если мы присутствуем на богослужении проходящем на незнакомом языке (например,
греческом или грузинском) (ст.14-15), то уходим со службы:
а) |
совершенно
без плода |
б) |
полностью
облагодатствованные |
в) |
без
плода для ума, но духовно облагодатствованные |
11.
Какой довод против увлечения глоссолалиями (языкоговорением) высказано в ст.16:
а) |
здесь
повторяется вышеперечисленное |
б) |
невозможность
устроить в дальнейшем антифонного (попеременного) пения |
в) |
ваш
вариант |
12.
В Ветхом Завете было написано (ст.21): " иными языками и иными устами буду говорить народу сему; но
и тогда не послушают Меня, говорит Господь " (Ис.28:11-12). Там имелось в виду:
а) |
когда
начнутся глоссолалии, то это знак для иудеев к принятию христианства, но
иудеи не поймут этот знак |
б) |
Бог
учил народ Свой через пророков, пока он слушался Его. Когда же народ перестал
быть верным Богу, тогда Он грозил им: не слушаются пророков? Так Я заговорю с
ними другим языком, т.е. пошлю на них чужой народ (говорящий иным языком) |
13.
Отсюда (ст.21) Апостол делает такое заключение (ст.22):
а) |
дар
языков должен служить для вразумления неверующих, поражая их изумлением, хоть
и не всегда служит к их обращению |
б) |
глоссолалии
нужны в первую очередь христианам, т.к. поддерживают в них веру о реальном
присутствии Св. Духа |
14.
В ст.23 Апостол показал, что из себя представляет дар языков без дара
пророчества. В ст. 24-25 он изображает обратный случай, когда в богослужебном
собрании выступают только одни пророки. Тогда:
а) |
наступает
полнейший хаос в богослужении |
б) |
случайно
зашедший человек, ясно понимает состояние своей души и что только здесь он
сможет войти в общение с Богом |
в) |
случайно
зашедший человек, наконец-то узнает в каком месте соседского огорода зарыт
клад |
15.
О говоривших языками ап. Павел дает 3 правила. Далее они будут написаны, а вы
под теми же буквами напишите, для чего они нужны:
а) |
число
говорящих на языках должно быть не больше 3-х |
б) |
они
должны говорить не вместе, а по очереди |
в) |
они
могут говорить только тогда, когда в собрании присутствует лицо, обладающее
даром изъяснения их речи |
16.
И пророчество, как и дар языков,
нуждалось в дополнении. Таким дополнением служило (ст.29-30):
а) |
рассуждение,
т.е. обсуждение новых мыслей, высказанных пророком |
б) |
молчаливое
согласие всей общины |
в) |
танец
живота, для разогрева публики |
17.
Если на человека действует Св.Дух (ст.32):
а) |
то
он теряет разум |
б) |
ничего
не помнит из того, что говорил под воздействием Духа |
в) |
не
может противиться Его действию и должен тут же высказать все, что ему
сообщено |
г) |
у
него отнимается сила воли |
д) |
ваш
вариант |
18.
Почему ап. Павел так резко "одергивает" женщин, говоривших в
богослужебных собраниях (ст.34):
а) |
потому
что во все времена и при любых обстоятельствах говорить женщинам в церкви
непозволительно даже до сего дня |
б) |
коринфские
женщины вели себя на богослужениях неприлично, не давая мужчинам рта раскрыть |
19.
По какому принципу нужно строить богослужение (ст.40):
а) |
чтобы
все успели высказаться |
б) |
чтобы
не допустить женщин до клироса |
в) |
чтобы
все было благопристойно и чинно |
г) |
чтобы
собралось как можно больше народу |
Часть Б. Укажите номера вопросов,
на которые Вы ответили "да"
Да, согласен
1 |
" утешение " (ст.3) – это ободрение человека, подвергшегося несчастьям,
укрепление в нем надежды |
q |
2 |
Апостол совсем отвергает дар языков |
q |
3 |
св. Павел желает, чтобы пророчествование в
христианских собраниях стало более частым явлением (ст.5) |
q |
4 |
через откровение человеку вдруг сообщается
уразумение какой-либо стороны домостроительства Божия о нашем спасении, а
познание предполагает довольно долгую самостоятельную работу человеческого
ума над сообщенным через Духа Божия (ст.6) |
q |
5 |
ап. Павел даром языков не обладал (ст.18) |
q |
6 |
из-за увлечения глоссолалиями в самой молитве
происходило замешательство |
q |
7 |
истинный пророк может сдержать прилив вдохновения
(ст.31-32) |
q |
8 |
если женщина исполняет в храме должность чтеца или
поет на клиросе – это для нее несмываемый грех (ст.34) |
q |
9 |
равноапостольных Нину и Ольгу нужно
деканонизировать (исключить из святцев) за их разговоры во время
распространения Евангелия (ст.34) |
q |
Цитата: Автору этих строк в 1975-1980 гг. посчастливилось на
практике познакомиться с этим удивительным явлением. В те годы мне
посчастливилось находиться под духовным руководством человека, который в
совершенстве владел не только искусством говорить на «незнакомых языках», но и
толковать их одновременно, что и во времена апостола Павла было редкостью. Об
этом я писал ещё в 1991 году в небольшой книге «Повесть об Иоанне, затворнике
Старо-Шайговском».
Этот язык затворник (40 лет в полном
затворе) символически называл «мордовским» и ценил в верующих очень высоко,
хотя никого другого, говорящем на этом «языке», я не встречал. Сам, обладая
этим даром, он мог свободно понимать любой этнический язык и даже «говорить» на
любом языке, включая (!) язык животных и птиц. С животными и птицами, конечно,
это не был разговор в том смысле, в каком мы привыкли его понимать.
По-видимому, этим даром обладали великие
наши подвижники, такие как преп. Серафим Саровский, разговаривавший с медведем,
и все те, кто прославились контактами с дикими животными (прор. Даниил, преп.
Герасим Иорданский, преп. Зосима и др.). Таких много, но поскольку они были
людьми не пишущими или мало пишущими, а предмет этот очень труден для понимания
и изложения, то он остался невыясненным до сих пор. Между тем нет ничего более
важного в богослужении и молитве и нынешняя нехватка харизматиков должна быть
когда-нибудь восполнена, ибо Православие должно не столько развиваться, сколько
восстанавливать в себе всё забытое и утерянное. И в том нет ничего невозможного.
Понятно, что на этом пути возникает
опасность подмены и шарлатанства. Но где такой подмены нет на духовных путях?
Прелесть существует всегда, пока существует диавол.
Мой покойный духовник о. Иван, будучи
малограмотным мордвином, закончившим всего лишь один класс Церковно-приходской
школы, плохо знавший даже русский язык, не читавший в своей жизни ничего, кроме
Библии, мог при некотором усилии говорить на всех языках. Но не это было
главным. Главным было то, что он знал один язык, можно его назвать внутренним,
на котором говорил, возможно, Адам и все люди до Вавилонского смешения. Он продемонстрировал
мне, что и мы все «знаем» этот язык, только знание наше глубоко спрятано в нас
под слоем страстей и грехов. Однако время от времени, сами того не замечая, мы
пользуемся крохами этих знаний, которые называем интуицией.
Это искусство не может быть утеряно
окончательно. Наверняка оно существует и на Афоне и в России. Только молитвенники
не торопятся открывать своё умение молиться, ибо печальный опыт преследования
Григория Паламы, наших имяславцев и вообще сторонников «умной молитвы» говорит
им о том, что их не готово понять большинство верующих. То, что достигается
большим молитвенным трудом не для всех доступно, особенно для людей внешней
словесной культуры, а к ним относится большинство людей пишущих и образованных.
Ещё один штрих: человек, обладающий этим
искусством, (а оно всё-таки сводится к молитвенному искусству) может наставлять
на обычном языке одновременно неограниченное число людей, каждый из которых получает
ответ на свой вопрос, слушая один и тот же ответ.
Подводя итог, можно обобщить написанное
таким образом, что глоссолалия – это искусство молиться на богослужениях с большим
результатом. Мы должны возвратиться к этому искусству, ибо наша словесная молитва
не только не совершенна (хотя ею и назидается ум), но и недостаточно соединяет
нас с Богом и открывает нам духовные уши, а при изъяснении и уши других людей.
Что можно сказать о том, как подойти к
искусству глоссолалии? А всё тоже самое: избавляться от страстей. Как подходят
к умной молитве, так подходят и к глоссолалии. Однако вторая является высшей
стадией первой.
По существу изложенных в Типиконе догадок
могу привести следующие возражения:
«Так что слушатели до 15 национальностей
слышали из уст апостолов своё родное наречие». Слушатели не могли слышать своё
родное наречие, так как оно не звучало, как речь человеческая: просто можно
было понять, что говорилось: слышны были бессвязные звуки, а понимание
приходило изнутри, независимо от звуков.
* Сходство глоссолалии с пением и музыкой
вряд ли существует. Я думаю, что на самом деле этот внутренний язык требует
внутреннего понимания. Наружные звуки могут быть любыми.
* Апостол Павел отнюдь не
противопоставляет языкоговорению пророчество, ибо это одно и тоже. Разница состоит
в том, что пророчество есть переведённая без толкователя на этнический язык
глоссолалия.
* Я думаю, что дар глоссолалии не
прекратился. Просто при нынешней секуляризации он не востребован, хотя молитвенники
им, несомненно, обладают.
В главном же с автором можно согласиться,
удивиться и порадоваться: как глубоко ему удалось проникнуть в такое сложное
понятие.
Игумен
Агафон, Наместник Свято-Николо-Тихонова монастыряhttp://www.tihon-luh.ru/b6.html