1-е послание ап.
Павла к Фессалоникийцам глава
5
Апостол напоминает солунянам, что по словам Самого
Господа Иисуса Христа, день Его Второго Пришествия придет неожиданно. Но под
«Днем Господним», как учат св. отцы, можно разуметь и день смерти каждого из нас,
день тоже неизвестный, хотя и неизбежный и тотчас же приводящий нас на суд
Господень. «Если долгое непришествие Господа может ослабить убеждение, что
вот-вот Он идет, то ничто другое не в силах так возбудить, как убеждение, что
вот-вот идет смерть» (Свт. Феофан Затворник) Св. Златоуст говорит: «Не
составляет ли для каждого кончины века конец его жизни? Зачем много
любопытствуешь о всеобщей кончине? Если ты хорошо приготовишься к своей, то от
всеобщей не потерпишь никакого зла».
Часть A. Выберите правильный ответ.
1. Почему
«о временах же и сроках нет
нужды писать к вам»
(ст.1)
а) |
Дата
паруссии (пришествия Христа) была доподлинно известна |
б) |
Ап.
Павел обещал о паруссии сообщить заблаговременно |
в) |
Дата
парусии никому кроме Бога неизвестна |
2. Какой
из перечисленных признаков свидетельствует о самом ближайшем времени к парусии
(ст.3)
а) |
Когда
начнутся войны и разрушения |
б) |
Когда
будут болезни и моры |
в) |
При
частых землетрясениях по местам |
г) |
Когда
на земле водворится всеобщий мир |
3. Кто
такие «[сыны] ночи» (ст.5)?
а) |
Родившиеся
ночью |
б) |
Работающие
ночью |
в) |
Не
спящие ночью |
г) |
Ваш
вариант |
4. Сравнение
христиан с воином (ст.8) согласуется с … (посмотрите, не поленитесь J):
а) |
Еф.6:14-17 |
б) |
2Тим.1:4-5 |
в) |
2Кор.1:21-22 |
5. Под
«трезвением» в ст.8 имеется в виду:
а) |
Трезвый
(без алкогольный) образ жизни |
б) |
Внимание
к своей внутренней жизни и внешнему поведению |
в) |
Бдительность
к жизни нашего ближнего, чтобы он чего плохого не натворил |
6. В
ст.10 имеется в виду, что не зависимо от того:
а) |
Спим
ли мы ночами или молимся – Бог христиан спасет |
б) |
Заботимся
мы о духовной жизни или уже забыли все заповеди и молитвы – будем спасены
ради заслуг Христа |
в) |
Живых
ли нас застанет пришествие Христово, или мы умрем до того (будем спать) все
же сподобимся быть вечно с Ним |
7. Кто
такие «предстоятели» (ст.12):
а) |
Охранники,
стоящие на страже |
б) |
Епископы
|
в) |
Апостолы |
г) |
Гражданская
власть |
8. В
ст.14 рассматриваются различные категории христиан так или иначе проявляющие
свои слабости. Здесь мы поясним кто они такие, а вы в каждом пункте предложите
меры по их исправлению и постарайтесь сами в жизни следовать своим указаниям:
а) |
Бесчинные
– люди, действующие не по чину, нарушающие мир Церковный (шумят в храме, без
благословения заходят в алтарь и.т.д.) … |
б) |
Малодушные
– падающие духом от непрестанных искушений … |
в) |
Слабые
– немощные в правилах веры )знают что нужно молиться, терпеть скорби,
защищать ближнего, но духа для этого не хватает) … |
9. Радость
в сердце возникает по разным причинам (ст.16). Какие из перечисленных
источников радости категорически запрещены христианам?
а) |
Алкоголь |
б) |
Плотская
любовь |
в) |
Еда |
г) |
Творчество |
д) |
искусство |
е) |
Познание
(обучение) |
з) |
Извращение |
и) |
спорт |
10.
Существенная основа радости христианина (ст.16):
а) |
Обновление
падшей природы |
б) |
Здоровье
тела |
в) |
Осознание
превосходства своей веры |
11.
Если поближе познакомимся с современными христианами, то далеко не все из них
излучают радость (ст.16). Это свидетельство того, что:
а) |
Они
еще не достигли желаемого духовного уровня |
б) |
В
христианстве невозможно достичь радость |
в) |
Радость
в жизни христианина не обязательна |
12.
«Непрестанно молитесь» (ст.17):
а) |
Заповедь
Апостола ограничивается одним исполнением положенных молитв в известные часы |
б) |
Уже
ап. Павел знал о практике Иисусовой молитвы, именно о ней он здесь и говорит |
в) |
Апостол
требует всегдашнего «хождения перед Богом», посвящения всех дел Богу |
13. Если нужно будет одним словом обозначить
состояние вечно недовольных, ворчливых и ругающих свою действительность людей,
то это слово будет – «неблагодарность». Допустим, у меня туберкулез, но сегодня
болей почти нет, да и кашель не душит. Так вот, извечный ворчун будет помнить
только о наличии туберкулеза, а временное облегчение даже не заметит. Есть люди
состоятельные, но богатство не приносит им радости, например потому, что они
могут себе позволить «Пежо», а не яхту, какая есть у приятеля по элитному
клубу. Кто из перечисленных чаще испытывает счастье?
а) |
Кто
может себе позволить приобрести (купить) все, что продается на рынке |
б) |
Кто
любит и любим |
в) |
Кто
в каждой жизненном обстоятельстве может увидеть не только оборотную, но и
лицевую сторону «медали» и умеет благодарить за это |
14.
«Духа не угашайте» (ст.19), значит нужно
постоянно в себе поддерживать:
а) |
Ревность
о спасении |
б) |
Спокойное
расположение духа (тихость, уступчивость) |
в) |
Веселое
настроение |
15.
«Пророчества не уничижайте» (ст.20):
а) |
Не
умаляйте значение ветхозаветных пророчеств |
б) |
Не
запрещайте в ваших молитвенных собраниях проявляться дару пророчества |
16.
Как думает св. Иоанн златоуст, наряду с истинными пророками начали появляться
мечтатели и даже ложные пророки, которые свои мечты, или внушения диавола
начали выдавать за откровение Божие; вследствие чего христиане стали
пренебрегать даром пророчества. Поэтому ап. Павел им написал «Все испытывайте, хорошего держитесь» (ст.21). Это значит:
а) |
Как
бы не было повреждено грехом человеческое сознание, но человек (а тем более
христианин, облагодетельствованный Св. Духом) в состоянии отличить «белое от
черного» и держаться правды |
б) |
Правду
от лжи могут отличить только святые люди и священники, поэтому остальным
христианам нужно полностью положиться на их мнения и не «заморачиваться»
выбором правильного пути |
17.
В ст.23 мы встречаемся с так называемой трихотомией, т.е. с трехчастным
делением человеческой природы на дух, душу и тело. В Новом Завете человеческая
природа делится на 2 части (души и тело):
а) |
Для
ап. Павла трехчастное деление является лишь риторической фигурой выражения |
б) |
В
2-х частном делении просто говорится о строении человеческой природы более
обобщенно (в таком варианте душа – это соединение души и духа) |
Часть Б. Укажите номера вопросов,
на которые Вы ответили "да"
Да, согласен
1 |
Нет даже приблизительных признаков по которым
можно судить о приближении Дня Господня |
q |
2 |
Тот, кто употребляет алкоголь после захода солнца,
неизбежно причисляется к сынам ночи |
q |
3 |
Чтобы не пропустить День Господень, лучше не спать
или делать это только днем |
q |
4 |
В ст.10 провозглашается великий христианский
догмат об Искуплении |
q |
5 |
Учение об искуплении было присуще уму ап. Павла
даже в самых ранних писаниях, каковым и является 1Фес. (ст.10) |
q |
6 |
Человек создан для радости (ст.16) для райской
жизни |
q |
7 |
Чувство радости – прямой результат правильного
духовного устроения |
q |
8 |
Непрестанная молитва (ст.17) направляет к Богу
наши сердца и единит нас с Ним |
q |
9 |
Нужно благодарить во всех обстоятельствах жизни –
в добрых и недобрых, ибо всеблагий Бог, без воли Которого ни один волос с
головы не упадет, всем воспитывает человека, имея в виду раскрыть все добрые
его стороны |
q |
10 |
«не угашать духа» (ст.19), т.е. не подавлять его
требований и устроений, а благоразумно удовлетворять их |
q |
11 |
Послание оканчивается обычным для ап. Павла
благословением (ст.28), которое со временем перешло в богослужебное
употребление |
q |
Часть В. Ответьте на вопросы
1.
Ап. Павел писал: «Смотрите,
чтобы кто кому не воздавал злом за зло» (ст.15). В ХХ веке православный мыслитель Иван
Ильин написал:
Духовно
здоровый человек не может не возмущаться при виде внутренно торжествующего и
внешне изливающегося зла; он не может не чувствовать, что несопротивление ему
есть не только попущение, молчаливое
одобрение, но и соучастие в его поступке; считая злодея по совести – буйным
очагом противодуховности и видя тщету духовного и словесного понуждения, он не
может, не смеет, не должен воздерживаться от внешнего пресечения. Ибо тело
человека не выше его души и не священнее его духа; оно совсем не есть
неприкосновенное святилище злобы или неприступное убежище порочных страстей.
Тело злодея есть его орудие, его орган; оно не отдельно от него; он в нем
присутствует, он в него влит и через него изливает себя в мир… Благоговейный
трепет перед телом злодея, не трепещущего перед лицом Божиим, противоестественен:
это моральный предрассудок, духовное малодушие, безволие, сентиментальное
суеверие. Этот трепет, сковывающий каким-то психозом здоровый и верный порыв
духа, ведет человека под флагом "непротивления злу насилием" к
полному несопротивлению злу, т.е. к духовному дезертирству, предательству,
пособничеству и саморастлению.
Физическое
воздействие на другого человека против его воли духовно показуется в жизни
каждый раз, как внутреннее самоуправление изменяет ему, и нет духовно-душеных
средств для того, чтобы предотвратить непоправимые последствия ошибки или злой
страсти.
Прав то, кто оттолкнет от пропасти зазевавшегося путника; кто вырвет пузырек с
ядом у ожесточившегося самоубийцы; кто вовремя ударит по руке прицеливающегося
революционера; кто в последнюю минуту собьет с ног поджигателя; кто выгонит из
храма кощунствующих бесстыдников; кто бросится с оружием на толпу, насилующих
девочку; кто свяжет невменяемого и укротит одержимого злодея… Будет ли это
актом, разрушающим любовное единение? Нет, он актом, верно и мужественно
проявляющим духовное разъединение между злодеем и незлодеем. Будет ли это
изменою Божьему делу на земле? Нет, но верным и самоотверженным служением ему.
Но
может быть, это будет все-таки "насилием"? Не всякое применение силы
к "несогласному" есть насилие. Насильник
говорит своей жертве: "ты средство для моего интереса и моей похоти";
"ты не автономный дух, а подчиненная мне одушевленная вещь"; "ты
во власти моего произвола". Напротив, человек, творящий принуждение и
пресечение от лица духа, не делает понуждаемого средством для своего интереса и
своей похоти, не отрицает его автономной духовности, не предлагает ему стать
покорной одушевленной вещью, не делает
его жертвою своего произвола. Но он как бы говорит ему: "смотри, ты
управляешь собой невнимательно, ошибочно, недостаточно, дурно и стоишь накануне
роковых непоправимостей"; или " ты унижаешься, ты буйно безумствуешь,
ты попираешь свою духовность, ты одержим дыханием зла, ты невменяем, - и
губишь, и гибнешь, - остановись, здесь я полагаю этому предел!"…Насильник
нападает; пресекающий отражает. Насильник требует покорности себе самому;
понудитель требует повиновения духу и его законам. Насильник презирает духовное
начало в человеке; понудитель чтит его и обороняет.
В чем разница
между злодеем, творящим насилие над другими и человеком, насильно пресекающим
злодеяние, ведь они оба навязывают другим свою волю?
2. В каких случаях
физическое воздействие на других не только "допустимо", но и
"желательно"?
3. А. Солженицын в романе
"Октябрь шестнадцатого" пишет: "Я – противник насилия, да!
Против всякого насилия, но первичного! А когда насилие произошло – чем же
ответить, если не силой? Не обороняться – это просто слюнтяйство!"
Применим ли этот принцип, когда речь идет о защите Отечества, народных,
национальных святынь и святынь веры?
4. В жизни заключенного не
так уж мало поводов для радости. Удивлены? А Вы попробуйте вспомнить тех людей,
которым гораздо хуже вас, так что они с удовольствием поменялись бы с Вами
местами. Напишите не менее 5 пунктов того, что есть у Вас хорошего, чего другие
лишены.
5. Если есть такая
возможность, прочитайте акафист «Слава Богу за все». Может статься, он откроет
те многочисленные блага, которыми окружены каждый день и по этой причине уже
перестали их замечать.