2-е Послание ап. Павла к Коринфянам  глава 10

Главы 10, 11, 12 и 13 представляют собой защитительную часть послания. Эти главы по тону резко отличаются от предыдущих строгостью тона. Можно подумать, что они написаны после получения апостолом новых известий о наветах на него коринфских лжеучителей. Тон негодования, подавленного любовью придает этим главам особую выразительность.

Как поясняет св. Феофан Затворник Вышенский: " Св. Павел не был показен телом и здоровья был слабого. Речь его при личном благовести отличалась тихостью, кроткой убедительностью. Он умолял веровать в Распятого, а не указ с неба предъявлял, чтобы слышащие веровали. А в послании, когда писал уже к верующим, слово его было строго и властно. Эту  разность противники его взяли за исходный пункт для порицаний. Говорили: в лице скромен, а за глазами дерзает: послания тяжки и крепки, а пришествие тела немощно и слово уничижено".

Это бы не так было смутительно, но в объяснение такой разности вставлялось нечто такое, почему иные могли почитать св. Павла "по плоти ходящим", а это, в свою очередь, подрывало доверие к проповедуемому им учению. Вот почему св. апостол Павел и счел нужным решительно защищать свой апостольский авторитет.  

Часть A. Выберите правильный ответ.

 

1. На Апостола возводили клевету, что он "поступает по плоти" (ст.2), т.е. обвинили:

а)

что он много ест и спит

б)

в драчливости

в)

в действиях по страсти, а не по Божьей справедливости

 

2. Каким образом Павел пленял помышления других людей в послушанию Христу (ст.5)?

а)

внушал с помощью гипноза как нужно поступить

б)

насаждал своё мнение огнём и мечём

в)

люди видели в Апостоле действие и силу Духа Божия и с радостью подчинялись именно Ему, а не Павлу

 

3. Какие твердыни и каким образом собирался разрушать ап. Павел (ст.4)?

а)

городские укрепления с помощью метательных и стенобитных машин

б)

неправильные мысли и идеи с помощью красноречия, благоразумия и опытности

в)

ложные мудрования и страсти при помощи благодати Св. Духа

 

4. Чьё непослушание Павел собирался наказать (ст.6)?

а)

неисцельно непослушных, но только тогда, когда верные чада прервут с ними общение

б)

всех людей на земле непослушных Христу, чтобы остались только одни верующие

в)

всех коринфских христиан: одних – в наказание, других – для "профилактики"

 

5. Кто и как может определить: на самом деле человек Христов или только представляется таковым (ст.7)?

а)

в первую очередь, в рассматриваемом человеке не должно быть никаких внешних недостатков, т.к. еще в Ветхом Завете люди с внешними пороками (без глаза, без ноги и т.п.) не допускались до священства как не угодные Богу; поэтому подобного человека мог "вычислить" каждый

б)

если человек имеет незаурядные способности (ясная речь, целительство и т.д.), то это явный признак, что он от Бога; подобное понятно всякому

в)

Церковное Предание – это не просто некоторые рассказы переданные из уст в уста и не вошедшие в Св. Писание. Предание есть жизнь Духа Святого в Церкви, сообщающая каждому члену Тела Христова способность слышать, принимать, познавать Истину в присущем ей свете, а не естественном свете человеческого разума. Вот если человек живёт в этом Предании, то он Христов. И определить это может только тот, кто сам в Церковном Предании

 

 

 

 

6. Почему во время своего пребывания в Коринфе, Павел не наказывал провинившихся?

а)

он терялся, не находил нужных слов, и вообще, был слаб при непосредственном общении

б)

свой авторитет Апостол употреблял не на разорение, а на созидание

в)

некого и не за что было наказывать

 

7. Каким образом св. Павел собирался увеличить свой удел в Коринфе (ст.15)?

а)

апостол остался довольным своим трудом в Коринфе и надеялся, что этот город, где ему пришлось организовывать Церковь – достойный конец порученного в его удел дела

б)

учитель возвиличивается тогда, когда его ученики приумножают его подвиги и через это его учение становится более славным и распространяется среди других людей

в)

он приобрел удел земли под Коринфом и надеялся на старости лет разбить там сад и отдыхать от праведных трудов…к сожалению, это ему так и не удалось L

 

8. Известно, что похвала со стороны разжигает в нас тщеславие. Как с ним лучше всего бороться?

а)

зажимать рот всем тем, кто нас хвалит (ишь что задумали – погубить нас похвалой!)

б)

перечить: "Да что Вы, я такой грешный!"

в)

слушать похвалу молча, но не принимать её сердцем, а всё хорошее, сказанное о нас, относить к Богу, Который помог нам совершить добро

 

 

Часть Б. Укажите номера вопросов, на которые Вы ответили "да"

Да, согласен

1

только неразумие коринфян заставило Павла писать о своих достоинствах

q

2

если лжеапостолы свою деятельность оценивали своим личным мнением (ст.12), то ап. Павел свои дела предоставил оценивать Богу

q

3

правило и мера для оценки Павла – выполнение или провал назначенного от Господа удела, т.е. проповеди среди язычников

q

4

похвалы от Бога добивается не тот, кто сам себя хвалит, а кто своими делами прославляет Господа

q

5

в основе служения иудействующих лежала внутренняя сила, а в основе служения Павла – внешняя

q

6

силу, действующую в Павле, можно было почувствовать только в его благовествовании, а не в его внешности

q

7

Павел имел привлекательную внешность, что помогало ему в проповеди, т.к. в греческом мире восторгались именно физической красотой

q

8

ап. Павел защищал себя от личной обиды: он столько сделал для коринфян, а в ответ не получил ничего

q

9

Апостол писал с иронией, используя иногда в ответе слова порицавших его

q

10

т.к. Ап. Павел получил власть от Господа на созидание, поэтому он вообще не имел права ничего разорять и кого-то наказывать

q

11

лжеапостолы хвалились, что они до Коринфа дошли аж из самой Иудеи, а апостол Павел напоминает, что он не просто дошёл до этого города, но и был первым, кто благовествовал Евангелие коринфянам (ст.14-15)

q

 

Часть В. Ответьте на вопросы

1. Слова ап. Павла: "Оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь: [ими] ниспровергаем замыслы и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу" (2Кор.10:4-5) говорят о Промысле Божьем и хорошо поясняются преп. Исааком Сирином: "Нередко иной, не зная, идет путем, где есть дикий зверь, или убийцы, или что-нибудь подобное; и вот общий Промысл Божий спасает его от такого вреда: или, пока не пройдет мимо злой зверь, чем нибудь замедляет шествие путника, или встречается ему кто-нибудь и  заставляет уклониться от пути…

Все это и подобное этому есть дело Божия Промысла общего и повсюдного; праведник же имеет над собою неотлучное промышление. Но прочим людям Бог повелел рассудительно распоряжаться делами своими и при Божьем промышлении пользоваться и своим ведением."

Как Вы понимаете последнюю (выделенную) часть цитаты?

2. Православное почитание мощей это не похоронный обряд, и не обожествление тел, как это пытаются доказать протестанты. Тех, кого мы ныне чтим сугубо (1Тим. 5,17), прежде возлюбил и прославил Господь (Ин. 14:21,23). Это важное обстоятельство нельзя не учитывать. Не тот достоин, кто сам себя хвалит, а кого хвалит Господь (2Кор. 10,18). Сначала явление чудес и знамений, потом прославление мощей. Посему не чудеса происходят от прославления, а прославление - от множества чудес.

О святых мощах протестанты предпочитают говорить в языческой терминологии, говоря о каком-то "воздавании Божеских почестей "останкам мучеников". О пошатнувшейся нравственности, которая привела к “поклонению и боготворению "видимого", фетишизму”. Но в Православии ничего подобного нет. И вслед за такими тяжкими укоризнами в наш адрес хотелось бы видеть и силу аргументации.

Вообще, при всякого рода обвинении мало провести наглядную параллель. Если обвинитель не желает быть голословным, он должен иметь свидетельства обеих сторон о характере их действий. Например, заметив сходство в том, что деловые люди почти не расстаются с ручкой и блокнотом, имеем ли мы достаточное основание для того, чтобы обвинять их в языческом суеверии, указывая на то, что и язычники имеют при себе талисманы, с которыми также не расстаются? Очевидно, нет! Необходимо собственное свидетельство тех, кто носит ручки об их отношении к этому предмету. И если окажется, что они не воспринимают авторучки так, как язычники свои талисманы, то всякое внешнее, сходство на котором строилось обвинение, потеряет свою ценность.

Каким же образом на самом деле православные относятся к мощам?