Послание ап. Павла к Ефесянам глава 5

"Подражать Богу, великому и страшному Богу, велит святой Павел, а вы подумаете, может быть: как же это нам, жалким, ничтожным и грешным, подражать Самому великому Богу? Возможно ли это для нас? Ну, конечно, в полной мере невозможно, но есть многое в Боге, чему можем и должны мы подражать. Можем мы подражать Его правде, Его долготерпению, Его милосердию – хоть немного, хоть слабо, но все-таки подражать. Правде Его будем подражать, когда во всех делах своих, во всех отношениях с ближними своими будем держаться святой правды, когда лжи никогда не будет ни в словах, ни в делах наших. Милосердию разве не можем подражать? Ведь Сам Господь Иисус Христос сказал: "Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд" (Лк. 6, 36). Как Отец наш Небесный милосердными где и как же нам быть, но все-таки в делах милосердия можем проявить великое тщание, великое старание, можем быть всегда милосердными к несчастным, голодным, раздетым, больным, к унывающим, духом упавшим – можем, можем быть милосердны. Будем помнить, что на Страшном Суде Господь, Судия вселенной, будет нас судить именно за то, творили ли мы дела милосердия или не творили.И любви Божией, великой и всеобъемлющей, которой возлюбил Он всю тварь, должны мы подражать: не быть злобными, не быть ненавидящими, относиться ко всем ближним нашим с любовью, с лаской, с приветом, с кротостью, никого не обижая ни словом, ни делом – разве этого не можем делать?

Христианская семья - это "малая церковь", созидаемая по образу Церкви Христовой. По учению апостолов, главой семьи является муж, а не жена. Но главенство мужа не означает неравенства. Власть мужа - это власть любви так же, как власть Христа в Церкви: "Как Церковь повинуется Христу, так и жены (повинуйтесь) своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее... Каждый из вас да любит свою жену как самого себя, а жена да боится своего мужа", - говорит апостол Павел (Еф. 5:22-33). "Да боится" не означает страха перед силой, но боязнь оскорбить мужа, разрушить любовь и единомыслие в семье. А главенство мужа - это готовность любить до самопожертвования, как Христос любит Церковь. Будучи главой семьи, муж должен оказывать любовь и уважение жене: "Мужья, обращайтесь благоразумно с женами... оказывая им честь как сонаследницам благодатной жизни" (1 Пет. 3:7). Не неравенство, а гармоничное единение при различии функций - вот что должно быть и в семье, и в Церкви. Ибо если семья - малая церковь, то и Церковь - большая семья". Свт. Лука Войно-Ясенецкий

Часть A. Выберите правильный ответ.

 

1. Что имеется в виду, когда говорится, что "блуд и т.д." (ст.3) в христианской среде не должны даже именоваться?

а)

замалчивать о существующих фактах блуда, чтобы не соблазнять других

б)

не должно быть у христиан не только фактов блуда, но нужно жить так, что даже возможности этих грехов стала невероятным событием

 

2. В ст. 4 слово "смехотворство" – это неправильный перевод на русский язык слова "кощунство". Славянское выражение "кощун"  происходит от древнего слова "кощей", которое означает молодого человека из хорошего рода. Такие кощеи служили при дворах древних великих князей и, очевидно не стесняли себя требованиями приличия. Так что же Апостол запрещает делать в ст.4?

а)

радоваться жизни

б)

насмешки над верой и священными предметами

в)

смеяться с друзьями

г)

высмеивать пороки своего времени

 

3. Как вы думаете, согласуется ли нижеприведенная цитата с православным мировоззрением:

"Надо укреплять свое терпение, чтобы оно не истощилось. Для этого есть два способа, два пути: юмор – в обращении к себе и молитва в обращении к Богу. Юмор есть улыбка земной мудрости при виде стенающей твари. Земная мудрость меряет тварную жизнь мерою духа и видит ее ничтожество, ее претензию, ее слепоту, ее комизм…Утеха нужна всякой твари, человеку нельзя прожить без радости"

а)

да

б)

нет

в)

ваш вариант ответа

 

4. Когда человек сквернословит (ст.4), то кого он этим оскорбляет?

а)

Бога

б)

своих родителей

в)

себя

г)

того на кого направлена ругань

д)

того, кто при этом находится рядом

е)

все предыдущие варианты

ж)

ваш вариант

 

5. Какое средство борьбы с грехами апостол предлагает в ст.3-4?

а)

благодарность родителям

б)

сказать "слава Богу"

в)

более активная литургическая жизнь ("благодарение" – это перевод слова "евхаристия")

г)

благодарственный молебен

 

6. Почему люди с грехами, описанными в ст. 3-5 не унаследуют Царства Небесного?

а)

т.к. деньги, а следовательно любостяжание – зло.

б)

т.к. свои страсти поставили превыше Бога, и в вечности предпочтут их же

в)

т.к. Бог суров

 

7. Кто такие "сыны противления" (ст.6)?

а)

участники освободительного движения

б)

люди, хитрыми способами оправдывающие грех, чтобы сделать его более приемлемым для других

в)

сплетники

г)

клеветники

 

8. В каких случаях обличения (ст.11) не являются осуждением (возможны несколько вариантов ответа)?

а)

когда говорим о грехе других, чтобы предостеречь от него несогрешивших

б)

когда о грехе говорим в гневе

в)

когда обличаем самих себя

г)

когда можем подвигнуть человека к покаянию

д)

когда говорим о грехе др. человека, стараясь точно передать все что мы о нем слышали, ничего не прибавляя от себя

е)

ваш вариант

 

9. О какой осторожности говорится в ст.15?

а)

осторожно, крадучись приходите на ночные молитвы

б)

не увлекайтесь обличениями др., чтобы и самим не впасть в этот грех

в)

все тайное становится явным

 

10. Почему нельзя напиваться вином (ст.8)?

а)

всякое увеселение богопротивно

б)

даже пригубить вино грех, а тем более напиться

в)

пьяный человек не контролирует себя и более склонен к распутству

г)

выпивший человек – 100% распутник

 

11. Чтобы наполниться Св. Духом (ст.10) нужно прибегать к:

а)

песням и пляскам

б)

молитве

в)

молотьбе

г)

прославлять правительство

 

 

 

12. Человек счастлив, когда имеет (попробуйте дополнить список):

а)

душевное равновесие

б)

когда достигнет к чему стремится

в)

сравнит свое теперешнее состояние  с теми кому хуже

г)

когда его понимают

д)

когда видит смысл своего бытия

е)

умеет благодарить (Бога, людей, всех и вся)

 

13. Из всех предложенных выше вариантов (включая ваши), укажите пункт, обладание которым принесет счастье в любое время и в любых обстоятельствах (даже трагических)

 

14. Согласно ст.25 как должны мужья любить своих  жен (выберите правильные варианты)?

а)

умереть, но исполнить любое ее желание

б)

заботиться о ее пропитании  и одежде

в)

не допускать измен самому и ее беречь от подобных действий

г)

моя жена, сам с ней разберусь и без учения Церкви

д)

способствовать в усовершенствовании ее в святой жизни

е)

освободить от всех домашних обязанностей

ж)

воспитание детей взять полностью на себя или нанять им няню

з)

самопожертвование мужа ради жены не должно знать границ

и)

защищать ее от нападений и оскорблений как со стороны, так и от своих необоснованных претензий

 

15. В чем должно выражаться истинное подчинение жены мужу (выберите правильные варианты):

а)

от жены Церковь требует по отношению к мужу только страх (ст.33) и повиновения, но никак не любовь. Поэтому любить мужа необязательно

б)

если требования мужа – только отзвук его эгоизма, то подобное можно исполнить, как снисхождение к его немощи

в)

кто сильный, тот и прав, именно поэтому мужа нужно слушаться

г)

муж несет ответственность за жену, поэтому его нужно слушаться

д)

послушание мужу предпочтительнее любви к нему, поэтому кто любит своего мужа, тот в какой-то мере согрешает

е)

кого любишь, к мнению того и прислушиваешься, выражая свою любовь в послушании

ж)

мужчина менее подвержен эмоциям, а потому если он богобоязненный, то более ясно видит волю Божию, значит слушаясь такого мужа, жена слушает Бога

з)

мужа следует слушаться в том, что не нарушает требований христианской нравственности

 

16. Какое из перечисленных выражений, поясняющих ст.33, может принадлежать митр. Антонию Сурожскому:

а)

"Если муж будет любить свою жену так же как Христос Церковь, такою же жертвенною любовью, тогда жена будет бояться такого мужа…потерять"

б)

"Все в семье должно быть по порядку: от мужа требуется любовь, от жены – страх"

в)

Если жена не боится своего мужа, то ее нужно во что бы то ни стало воспитать"

 

Часть В. Ответьте на вопросы

1. Вот как дети подражают своим родителям (ст.1): говорят в таких же интонациях что и родители, поступают как родители, доверяют мнению родителей о различных духовных и житейских вещах. На этих и других примерах попробуйте сформулировать, как мы должны подражать Богу.

2. Когда нам предстоит какое-либо дело, то перед его началом Апостол советует обдумать угодно ли оно Богу (ст.10) (например вам предложили купить DVD-проигрыватель). По каким признакам вы будете определять богоугодно это дело или нет?

3. Почему дела тьмы названы бесплодными (ст.11)?

4. Кто первый и когда сказал: " Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть "?

5. Поведение мужей  из рассказа соответствует ли тому, чему учил ап. Павел:

"Когда какая-нибудь женщина рассказывала отцу Митрофану, что муж бьет ее, отец Митрофан сильно мрачнел и велел передать мужу, что, если он не прекратит, будет иметь дело с ним, с отцом Митрофаном. Но такие предупреждения мало на кого действовали. Несчастная женщина после очередных побоев снова приходила к батюшке. Тогда отец Митрофан узнавал адрес, собирался и ехал к ней домой. Там дожидался, когда вернется муж, вставал перед ним во весь свой великанский рост и грозно говорил: "Только попробуй ее еще тронь!" Размахивался и пробивал громадным кулаком деревянную дверь. Или ставил в стене глубокую вмятину. В случаях с пьяницами сжимал кулаком бутылку и лопал ее. А бывало просто опрокидывал плечом шкаф с одеждой. Это было настолько страшно, что некоторые жены в ужасе убегали из комнаты. А мужья даже выпив, больше не дрались. И дырки в стене или двери пытались поскорее заделать".

Цитаты:

"Бог премудро распорядился всем. Мужчину Он наделил одними дарованиями, женщину – другими. Он дал мужчине мужество для того, чтобы тот находил выход из трудных ситуаций и для того, чтобы женщина повиновалась ему. Ведь если бы Бог дал такое же мужество женщине, то семья не могла бы устоять…

В любви присутствует уважение. В уважении присутствует любовь. То, что я люблю, я одновременно и чту. То, что я чту, я люблю. То есть любовь и почтение – это не разные вещи: это одно и то же…

Жена дает мужу доверие, преданность, послушание. Муж дает жене уверенность в том, что она находится под его покровом, защитой. Жена – хозяйка дома, но и главная служанка в нем. Муж – властитель дома, но и носитель его тяжестей". Паисий Святогорец.