1-е Послание ап. Павла к Коринфянам глава 11
В еврейском народе и у других восточных народов и
даже греков, женщины добропорядочного поведения должны были являться на
общественные собрания под покрывалом, которое служило символом ее целомудренной
замкнутости для всех мужчин посторонних ее семейству и подчинения своему мужу, отцу или брату. Гречанки
являлись без покрывала только при идолослужении во свидетельство своего
благоговения к богам. Этот свой языческий обычай некоторые христианки из
язычниц к великому соблазну других, особенно иудеев, внесли в Церковь Христову.
В утверждение обычая носить женщинам покрывала на
голове св. Павел приводит основания, которых еще не знали коринфяне. Именно,
Христос Господь, принявши плоть человеческую и возродивший людей к новой жизни,
стал естественным Главой новорожденной твари, представителем которой служит
муж, потому что и ранее он сначала один сотворен был Господом. Так как женщина
сотворена была после – из ребра Адама и через него должна была узнавать волю
Божию, то муж, естественно, становится главой жены; Глава же Христа, как
Богочеловека, есть Бог Отец, волю Которого Христос пришел исполнить на земле.
Муж, как носящий образ и славу Божию, как
представитель Бога на земле, Который дал ему власть над творениями, не должен
покрывать свою голову во время молитвы, при действии на него Св. Духа; ибо
унижает этим знаком подчинения свое достоинство перед тварью и достоинство
своей главы – Христа. Напротив, жена, молящаяся с открытой головой, срамит
своего главу – мужа тем, что перед лицом Божьим не оказывает ему должного
послушания и уподобляется обритым, т.е. бесчестным (нецеломудренным) женщинам.
Второе нестроение, обратившее на себя внимание
Апостола – это непорядки при совершении вечерей любви (агап). В апостольское время
по вечерам христиане собирались и совместно ужинали и причащались. Таким
способом хотели сохранить воспоминания о Тайной вечери, во время которой
Господь установил святое таинство Евхаристии. Такими вечерями поддерживалась
между христианами взаимная любовь, потому что здесь и бедные и богатые должны
были чувствовать себя равноправными, хотя бедные ничего и не могли принести для
устройства ужина. Однако эгоизм, суетность и просто невоздержанность в пище
скоро наложило печать на это прекрасное учреждение. Агапы превратились в
обычные греческие пиршества, за которыми пилось много вина. Но еще хуже было
то, что богатые спешили поделиться едой со своими знакомыми и друзьями, тогда
как бедняки оставались голодными. Такое отношение к неимущим представляло собою
яркий контраст вложенной в эти ужины идее и прямо противоречило идее таинства
евхаристии, которое совершалось вслед за вечерею. Потому-то довольно скоро было
установлено, чтобы само таинство Евхаристии совершалось перед вечерею
любви, чтобы не дать повода невоздержанным приступать приобщению после того,
как они наелись и напились.
Часть A. Выберите правильный ответ.
1. Призывая
подражать себе (ст.1), ап. Павел тем самым:
а) |
требует
от христиан рабского подражания |
б) |
призывает
иметь такой же дух самоотречения |
2. Как
соотносится Св. Писание и Св. Предание:
а) |
Св.
Писание – это часть Св. Предания |
б) |
Св.
Предание – это часть Св. Писания |
в) |
Св.
Писание – отдельно, Св. Предание – отдельно |
г) |
Св.
Предания не существует |
3. Что
из перечисленного является частью св. Предания (возможны несколько вариантов):
а) |
как
налагать на себя крестное знамение |
б) |
литургия
(ход богослужения) |
в) |
каким
должно быть облачение священства |
г) |
акафисты |
д) |
через
какое плечо передавать свечку, когда в храме полно народу |
е) |
книги
св. отцов |
ж) |
женщины
должны молиться с покрытой головой |
4.
Слова ап. Павла " Христу
глава - Бог
" (ст.3) ариане и иеговисты используют как доказательство того, что
Христос не Бог, а только воплощенный Ангел (тварь). Здесь рассмотрим вариант
" жене глава - муж ", а вы по аналогии
под теми же буквами распишите, почему то, что " Христу глава - Бог " – еще не
доказательство тварности Христа:
а) |
из
того, что " жене
глава - муж
", еще не следует, что жена – не человек. |
б) |
муж
хоть и глава жены, но он ее не творил |
5. Чем
мужчина постыжает свою голову, если во время молитвы ее покрывает (ст.4):
а) |
тогда
молитва тормозится шапкой, и она не доходит до Бога |
б) |
это
и ребенку понятно, что стыдно молиться мужчине в головном приборе |
в) |
этим
он постыжает не голову-орган тела, а своего главу (начальника) – Христа,
демонстрируя иную власть над собой |
г) |
ваш
вариант |
6. В
эллинском обычае было во время философствования покрывать мужчине голову. Евреи
также (даже до ныне) молятся с покрытой головой (мусульмане у них это тоже
переняли). Чем же руководствовался ап. Павел, говоря христианам, что " муж, молящийся или пророчествующий с
покрытою головою, постыжает свою голову " (ст.4):
а) |
христианин
– это воин Христов, а шапка в духовной войне мешает |
б) |
Христос
имеет прославленную человеческую природу, и непокрытая голова – знак
прославления. Язычники, иудеи и мусульмане этим прославлением не
воспользовались. Т.к. не крещенные |
в) |
ваш
вариант |
7. Каким
образом женщина, молящаяся без платка " постыжает свою голову " (ст.5):
а) |
она
выглядит неэстетично |
б) |
из
космоса идут вредные лучи, действующие только на женский организм, а платками
женщины от них закрываются |
в) |
постыжает свою
голову, т.е.
мужа, т.к. не имея на голове знака власти мужа над собой, как бы объявляет
себя независимой от мужа |
8. Почему
в древности женщинам стыдно было быть остриженной (ст.6)?
а) |
тогда
не было опытных парикмахеров-стилистов и прически получались некрасивыми |
б) |
в
древности остриженные волосы были только у проституток |
9. Почему
" для Ангелов " (ст.10) жена должна
носить платок на голове?
а) |
здесь
нужно разуметь злых ангелов, которые возбудятся похотью к женщинам, открывшим
свою голову |
б) |
здесь
под "ангелами" нужно разуметь предстоятелей церкви (епископов),
которых могут соблазнить непокрытые женщины |
в) |
об
ангелах тут упомянуто потому, что они присутствовали при сотворении мира и
людей и чувствуют себя оскорбленными, видя как нарушаются при самом
сотворении установленные отношения между мужем и женой |
10.
Знак подчиненности жены мужу в виде покрывала:
а) |
одинаково
во все времена и во всех народах |
б) |
в
зависимости от обычаев конкретных стран, могут измениться. Например, сейчас у
нас этим знаком может быть обручальное кольцо |
в) |
ваш
вариант |
11.
" муж через жену " (ст.12) – то обстоятельство, что всякий мужчина
рождается от женщины, уравнивает до известной степени положение обоих полов.
Этим упоминанием Апостол:
а) |
объясняет,
как происходит процесс рождения человека |
б) |
смиряет
гордость мужа |
в) |
вспоминает
пророчество, данное Еве после грехопадения |
12.
" если муж растит
волосы, то это бесчестье для него " (ст.14). Тем не менее, редкий священник
стрижется, не говоря уж об монахах и иеромонахах (также поступают и некоторые
благочестивые мужчины – миряне):
а) |
на
них исполняются слова ап. Павла: "Позор!" |
б) |
они
подражали назорейству Христа и древним пустынникам, которым нечем было
стричься. Кроме того, если мужчина не стрижется не из оппозиции Церкви, а
исходя из сложившихся местных обычаев – это не столь принципиально |
в) |
ваш
вариант |
13.
Говоря о подчиненности жены мужу (ст.14-16), Апостол:
а) |
говорит
только о женщинах замужних и их правах в церковной жизни |
б) |
высказывается
против эмансипации во всех ее проявлениях (женское образование, право на
работу, занятие общественных должностей) |
14.
" вы собираетесь не на
лучшее, а на худшее " (ст.17), т.е. вместо того чтобы:
а) |
вместо
того чтобы посвятить себя благотворительности, собираетесь на ночные грабежи |
б) |
вместо
того чтобы через богослужение получить духовную пользу, вы там только
умножаете свои грехи |
15.
" когда вы собираетесь в
церковь
" (ст.18). Правильнее как Церковь. Этим обозначается:
а) |
способ
и назначение собрания (кто и для чего) |
б) |
место
собрания (куда) |
16.
Апостол не входит в разъяснения того, какие у коринфян были разделения (ст.18),
очевидно потому, что подробно объяснил это в первых четырех главах своего
послания – это были разделения из-за учителей веры. Кто же такие
"искусные" (ст.19), которые должны были обнаружиться в результате
прений и обсуждений?
а) |
люди
из более влиятельных богословских "партий" |
б) |
человек
более начитанный в Св. Писании |
в) |
те,
кто при таких смятениях Церкви обнаружит столько мудрости и зрелости в
суждениях, что каждый признает их настоящими христианами |
17.
Выберите правильное объяснение ст.20:
а) |
если
у вас на агапах происходят такие безобразия, то даже если при этом и
собираетесь все вместе и произносите нужные молитвы, то все равно
причащаетесь в осуждение |
б) |
вы
так долго собираетесь на богослужение, что за малочисленностью пришедших
христиан, таинство не происходит |
18.
Цель агап кроме прочего еще состояла в
том, чтобы в дни общего причащения Св. Таинств бедные имели утешение от
богатых, а богатые – утешение от бедных. Ниже напишите чем кто от кого должен
был утешаться:
а) |
бедные
должны были утешаться… |
б) |
богатые
должны были утешаться… |
19.
В реальной же жизни Апостол указывает на 3 пункта, которые должны были служить
предметом порицания. На основании ст.22 дополните чем именно согрешали
коринфяне:
а) |
Коринфяне
искажали саму идею вечери. Вечеря – это религиозный обычай и преследует цель
религиозно-нравственную, а коринфяне делали из нее обычный ужин, который
можно было им устроить…(где?) |
б) |
коринфяне
объедались и опивались на виду у всех – показывая недостаток уважения… (к кому или к чему?) |
в) |
бедные
с вечери уходили голодными – это для них было…(чем?) |
20.
Чтобы пробудить в коринфянах чувство стыда за их поведение на вечерях любви,
Апостол напоминает им об установлении таинства Евхаристии. Евхаристия – это
(отметьте правильные варианты):
а) |
прелюдия
к званному обеду |
б) |
святое
таинство |
в) |
источник
преображения человека |
г) |
одно
лишь размышление на тему страданий Христа |
д) |
соединение
с Господом и христианами в Теле Христовом |
е) |
магическое
действие |
21.
Кому принадлежит следующее толкование на ст.23-26: " Хлеб символизирует
Его тело, а вино – Его кровь, которую Он пролил за нас. Павел ничего не говорит
об абсурдной доктрине пресуществления. Хлеб и вино на самом деле не
превращаются в Тело и Кровь":
а) |
православный |
б) |
католик |
в) |
протестант |
г) |
кришнаит |
д) |
неоязычник |
22.
Какое из предложенных объяснений ст.25 – православное:
а) |
Евхаристия
совершилась только однажды на Тайной вечери, все остальные литургии, агапы,
мессы и т.д. – это только благочестивое воспоминание о ней |
б) |
Евхаристия
совершилась только однажды на Тайной вечери, всякий раз, когда теперь
происходит литургия, мы чудесным образом участвуем именно в той первой
вечери, устроенной Господом. Поэтому Христос и сказал: "сие творите, … в Мое воспоминание" |
в) |
всякий
раз во время литургии (мессы) снова приносится Голгофская жертва и Господь
вновь и вновь распинается, страдает и умирает. Поэтому, чем больше на земле
совершается литургий, тем больше святости приносится в мир |
23.
Многие слышали, что причаститься можно и недостойно (ст.27), т.е. тогда
величайшее из таинств послужит не к вечной жизни, а к ухудшению духовного
состояния, к омертвелости души, внутренней пустоте. Какая из перечисленных
причин является достаточной, чтобы это несчастье произошло:
а) |
невычитанное
правило ко причастию |
б) |
не
постился перед причастием |
в) |
забыл на исповеди сказать
какой-то грех |
г) |
в
силу болезни (парализован) не можешь исповедоваться перед причастием |
д) |
ощущаешь
свою греховность и личную недостойность этого таинства |
е) |
отсутствие
сокрушения в грехах, ощущение, что мы достойны приступить к причастию |
24.
В ст. 28 и 31 говорится о:
а) |
мирском
суде с присяжными заседателями |
б) |
товарищеском
суде христиан |
в) |
исповеди |
г) |
аутотренинге |
д) |
испытании
на выносливость |
Часть Б. Укажите номера вопросов,
на которые Вы ответили "да"
Да, согласен
1 |
мы постольку можем быть примером для других,
постольку сами подражаем Христу (ст.1) |
q |
2 |
в общем, поведение коринфян заслуживало похвалы,
они старались удерживать порядки, заведенные ап. Павлом (ст.2) |
q |
3 |
если " всякому мужу глава Христос, жене глава - муж " (ст.3), то жене
Христос – не указка |
q |
4 |
изречение "Я – лоза, а вы ветви"
(Ин.15:5) – относится только к мужчинам |
q |
5 |
в женщине нет образа Божия (ст.7) |
q |
6 |
согласно ап. Павлу, замужняя женщина со стрижкой и
укладкой могла ходить в храм без платка (ст.4-7) |
q |
7 |
если Бог установил, чтобы женщина была в
подчинении у мужа, то она не должна осмеливаться являться молитвенницею перед
Богом (ст.13) |
q |
8 |
в деле спасения муж (мужчина) не имеет преимуществ
перед женой (женщиной (ст.11-12) |
q |
9 |
если вначале женщина и была сотворена из мужчины,
то потом-то всегда мужчина появлялся на свет от женщины (ст.11-12) |
q |
10 |
муж и жена одинаково нужны друг другу, поэтому
если муж становится по отношению к жене слишком грубым, властным и
независимым – это свидетельство его
греховности, а не воли Божией |
q |
11 |
если в древности женщины покрывали голову не
только на молитве, но и всегда – в знак подчиненности мужу, то теперь,
выражая эту же подчиненность, женщины не носят платков в общественных местах,
если платок не нравится мужу |
q |
12 |
жена должна носить знак власти мужа над нею, чтобы
своей покорностью мужу и Богу доставлять радость Ангелам, которые близко
всегда, а особенно при богослужении |
q |
13 |
если женщина одевает брюки – она не спасется |
q |
14 |
богослужения коринфян вели к ухудшению в их
взаимоотношениях (ст.17) |
q |
15 |
причастие Св. Христовых Таин сделает нас святыми
без малейшего усилия с нашей стороны |
q |
16 |
разномыслия естественны между людьми при их
свободе (ст.19) |
q |