Соборное послание св. апостола Иакова. Глава 2

 Один из многих жизненных принципов, приведен у апостола Иакова. Братия мои!.. если в собрание ваше войдет человек с золотым перстнем, в богатой одежде, войдет же и бедный в скудной одежде, и вы, смотря, на одетого в богатую одежду, скажете ему: тебе хорошо стать здесь, а бедному скажете: ты стань там, или садись здесь: у ног моих, то не пересуживаете ли вы в себе и не становитесь ли судьями с худыми мыслями? И несколько далее: Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: идите с миром, грейтесь и питайтесь, но не даст им потребного для тела: что пользы? (Иак.2: 1-4, 15-16). Какая ясность и определенность выраженной здесь мысли! Какой обширный круг наших жизненных явлений охватывает она! Пройдут, как уже прошли, целые века, сменятся, как уже сменились, сотни поколений, а истина этих слов апостола навсегда останется самым основным и естественным правилом жизни. Если бы только было хотя и небольшое желание у людей помнить эти слова и руководиться в жизни своей ими, то и богатство было бы не зазорно, потому что употреблялось бы не для удовлетворения личных пожеланий, а поэтому не было бы предметом зависти для одних и целью жизни для других; и отношения к людям расценивались бы не на вес золота, а личных достоинств и соответственных уважений, и исчезла бы вражда классовая и сословная. Не смотреть на лицо человеков, как поступал и что Своим ученикам заповедал Спаситель, и воздавать всем должное, как учил апостол Павел (см. Рим. 13: 7), - вот правило не для пустыни и отшельнического уединения, а для мира сего со всеми его заботами и нуждами

 

Часть A. Выберите правильный ответ.

 

1. Где апостол Иаков заметил у христиан нарушения братского отношения друг к другу (ст.2)?

а)

во время празднования именин и дней рождений

б)

на партийном собрании

в)

в семейной жизни

г)

на богослужебных собраниях верующих

 

2. Что обличает апостол Иаков во второй главе?

а)

что у христиан дух милосердия стал заменяться ложным духом лицеприятия

б)

что они не почитали старших

в)

что предпочли вечери любви, посещению синагоги

 

3. Как истинно верующий христианин должен относиться к другим людям (ст.1)?

а)

богатых и знатных –  прославлять, бедных и слабых – унижать (естественный отбор)

б)

богатые и так везде пробьют себе дорогу, поэтому все внимание, почет и уважение нужно сконцентрировать только на бедных

в)

нужно относиться ко всем не в соответствии с их достатком, а в соответствии с их нуждой

 

4. Говоря о тех, кто ходит "злат перстень нося" (ст.2) св. Иаков имел в виду

а)

богатых людей

б)

правителей государства (перстень – знак власти)

в)

последователей тайного общества (наподобие масонов)

г)

ругал модников за внешний вид 

 

5. " не бедных ли мира избрал Бог быть … наследниками Царствия, которое Он обещал любящим Его?" (ст.5-6), значит:

а)

только бедные (неимущие люди) спасутся

б)

бедность не порок, а большое свинство…

в)

в первый век чаще всего христианами становились незнатные, бедные люди

 

 

 

 

 

 

6. Обличая презрение к бедным в среде христиан (ст. 7), ап. Иаков:

а)

порицает богатых как таковых

б)

укоряет состоятельных христиан

в)

указывает на склонность к насилию у богатых

г)

призывает к восстанию

 

7. Возлюбить ближнего нужно как самого себя (ст.8). На практике это значит

а)

относиться к другим с трепетным волнением

б)

проявлять к другим попечение, уход и внимание

в)

приставать ко всем с любовными домогательствами

г)

пытаться выполнить все желания наших ближних

 

8. Противоположностью исполнения "царского закона" – любви к ближнему, является поступок с лицеприятием (ст.8-9). Сущность лицеприятия заключается

а)

в засматривании на лица противоположного пола

б)

в общении только с красивыми людьми

в)

в помощи не тому, кто в этом нуждается, а тому в ком мы сами имеем корысть

 

9. " Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем" (ст.10-11), потому что:

а)

не имеет совершенной любви, т.к. в ком есть истинная любовь к Богу и ближнему, тот не будет ни прелюбодействовать, ни красть, ни обижать родителей

б)

своим поступком оскорбил Бога

в)

нарушил закон кармы

 

10. Какой из ниже перечисленных притч можно проиллюстрировать выражение: " Суд без милости не оказавшему милости" (ст.13)

а)

о потерянной драхме (Лк.15:8-10)

б)

о злом рабе (Мф.18:21-35)

в)

о злых виноградарях (Мк.12:1-12)

г)

о сеятеле семени (Лк.8:4-15)

 

11.  Наибольшая степень веры в человеке (ст. 14) выражается:

а)

количеством времени, посвященном чтению духовных книг

б)

отказом от комфорта и жизненных удобств

в)

в делах милосердия и в сочувствии нуждающимся

г)

успехом в агитации своего духовного пути

 

12. Почему говорят, что "вера без дел мертва" (ст.20)?

а)

вера не соединенная с деятельной любовью не оживотворяет душу верующего, т.е. не спасает

б)

умственная вера не продлевает земную жизнь верующего

в)

если о своей вере не рассказывать, то о ней никто не будет знать, т.е. она для других как бы не существует –  мертва

 

13. Как Вы понимаете фразу: "вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства" (ст.22)?

а)

Для ясности представления, веру можно уподобить корню и стволу дерева, а дела – ветвям и листьям. Между корнями и листьями тесная связь. Корень питает ветви и листья, но и листья в свою очередь, питают ствол и корни.

 

б)

Образно веру можно уподобить дождю, а дела – подземному озеру. Чем больше идет дождь, тем больше наполняется озеро, но из самого озера воды обратно на небушко не  попадают

 

 

 

Часть Б. Укажите номера вопросов, на которые Вы ответили "да"

Да, согласен

1

Слава Божия столь велика, что в сравнении с ней все наши земные различия (богатство, знатность, бедность) ничтожны, а потому все мы между собою равны

q

2

Богатство всегда губительно для его обладателя

q

3

Если нас о помощи попросил человек, вышедший из "Мерседеса", то ему нужно отказать

q

4

Если кто правильно верит в Отца, Сына и Св. Духа, но не ведет правильной жизни, то ему все рано этого достаточно для спасения (Лк.10,38-42)

q

5

На Страшном Суде наше искреннее милосердие может "перевесить" даже не до конца искорененные страсти

q

6

если у нас есть возможность помочь делом, то нельзя ограничиваться лишь словесной поддержкой (ст. 15-17)

q

7

словесное сочувствие в беде ближнего не приносит никакой пользы ни говорящему, ни слушающему (ст. 15-17)

q

8

рассудочная вера в Бога присуща и бесам

q

9

вера Авраама была совершена ещё до жертвоприношения Исаака (ст.23)

q

10

раз человек оправдывается добрыми делами, а не верой (ст.2), то вера при совершении добрых дел вообще не нужна

q

11

Применить в жизни пословицу: "По одёжке –  встречают, по уму – провожают", - значит в какой-то степени быть повинным в грехе осуждения ближнего

q

12

Не тот верующий, кто просто называет себя принадлежащим Богу, а тот, кто любит Господа так, что готов за Него и на смерть (ст. 15-16)

q

13

Дают вечное спасение  человеку добрые дела сами по себе, а не милостивое расположение в сердце, которое возникает при доброделании

q

14

Если мы не переходим дорогу на красный свет, но обворуем соседа, то нас все равно будут судить как нарушителей закона (ст.10)

q

15

бесы не могут спастись, т.к. не знают православную догматику (ст.14)

q

16

Действие милосердия сходно с действием масла. Борцы намазанные маслом ускользают от захвата противника, а милосердный грешник может "ускользнуть" от муки вечной

q

 

Часть В. Ответьте на вопросы

1. Недавно из одной колонии пришло письмо, в которой брат написал о том, что его вера в Бога угасла и как честный человек он об этом сообщает, т.к. христиане должны помогать только своим братьям, а он теперь не брат.

Как Вы думаете, стоит ли помогать только своим по вере или же всем нуждающимся не взирая на лица (православным, мусульманам, арабам, евреям, русским, неграм, больным, здоровым)? Обоснуйте свое мнение.

 

2. Помогать ближним хорошо, но сказать всегда легче, чем сделать. В мире столько страждущих и нуждающихся, позаботиться обо всех просто нет никакой возможности. И как тут поступить?

 

3.      Как говорит о. Иоанн Кронштадтский: "Бог мог бы сделать всех достаточными, даже богатыми, но тогда произошло бы великое забвение Бога, умножилась бы гордость, зависть и пр. И ты как возмечтал бы о себе, если бы Господь сделал тебя вскоре праведником.  Но как грех смиряет тебя, показуя тебе великую твою немощь, мерзость и непрестанную нужду в Боге и Его благодати, так нищего смиряет нищета и нужда в других людях".                                                                                                               Возможно ли наступление на земле всеобщего "коммунизма", когда иметь будут все, всё и поровну? Почему?

4. Святитель Игнатий пишет: "Начало обращения ко Христу заключается в познании своей греховности, своего падения; от такого взгляда на себя человек признает нужду в Искупителе и приступает ко Христу посредством смирения, веры и покаяния" (IV,227). "Не сознающий своей греховности, своего падения, своей погибели не может принять Христа, не может уверовать во Христа, не может быть христианином. К чему Христос для того, кто сам и разумен, и добродетелен, кто удовлетворен собою, кто признает себя достойным всех наград земных и небесных?" (IV,378).
  Христианином, оказывается, является совсем не тот, кто верит по традиции, "и бесы веруют и трепещут" (ст.19) или кто убедился в бытии Бога какими-то доказательствами, и, конечно же, совсем не тот, кто ходит в храм и чувствует себя выше всех этих грешников, безбожников и нехристиан.  Кто же тогда является настоящим христианином?