1-е Послание ап. Павла к Коринфянам глава 15 (ст.29-58)
"По учению святого Максима Исповедника, первый
человек был призван воссоединить в себе всю совокупность тварного бытия; он
должен был…достигнуть совершенного единения с Богом и таким образом сообщить
состояние обо'жения всей твари. Ему нужно было прежде всего в своей собственной
природе преодолеть разделение на два пола путем бесстрастной жизни по
Первообразу Божественному. Затем он должен был соединить рай со всей землей,
т.е., нося рай в себе в силу своего постоянного общения с Богом, он должен был
превратить в рай всю землю. После этого ему предстояло уничтожить пространственные
условия не только для своего духа, но также и для тела, соединив землю и небо,
т.е. весь чувственный мир. Перейдя границы чувственного, он должен был затем
путем познания, равного познанию духов ангельских, проникнуть в мир
сверхчувственный, чтобы соединить в себе самом мир сверхчувственный и
чувственный. Наконец, не имея ничего вне себя, кроме одного Бога, человеку
ничего не оставалось бы, как полностью себя Ему отдать в порыве любви и вручить
Ему всю вселенную, соединенную в его человеческом существе. Тогда Сам Бог, со
Своей стороны, отдал бы Себя человеку, который по этому дару, то есть по
благодати имел бы все то, что Бог имеет по природе. Таким образом совершилось
бы обо'жение человека и всего тварного мира. Так как эту миссию, данную
человеку, не выполнил Адам, то мы можем подразумевать ее в деле Христа – Нового
Адама".
В.Н. Лосский "Очерк мистического богословия Восточной Церкви"
Часть A. Выберите правильный ответ.
1. " Иначе, что делают крестящиеся для мертвых? Если мертвые совсем не
воскресают, то для чего и крестятся для мертвых?" (ст.29):
а) |
в случае кончины кого-либо из верующих, не
успевшего креститься, крещение за него принимал один из родственников или
друзей |
б) |
крестящийся самым своим крещением исповедует свою
веру в воскресение |
2. Жизнь ап. Павла представляла собою борьбу с
постоянными опасностями, об этом он свидетельствуется:
а) |
мнением 12 Апостолов |
б) |
записью в личном деле, оставленную Синедрионом |
в) |
ссылается на признание самих коринфян, которые
хвалили его за подвиги |
3.
Когда ап. Павел " боролся
со зверями в Ефесе
" (ст.32)?
а) |
под зверями можно разуметь врагов Павла, которые
толпою кидались на него как звери, поэтому на поставленный вопрос можно
ответить: "Всегда". |
б) |
послание к коринфянам написано еще до возмущения,
которое в Ефесе против ап. Павла возбудил серебренник Димитрий. В те времена
существовал обычай присуждать преступников к борьбе со зверями на цирковом
ипподроме. Возможно и ап. Павел был вынужден там сражаться |
4. Какое из ниже приведенных выражений созвучно
словам, которые ап. Павел как бы влагает в уста безответственных людей: " Станем есть и пить, ибо завтра умрем " (ст.32):
а) |
Да здравствуют КПСС, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ! |
б) |
после нас – хоть потоп! |
в) |
каждый миг я должен делать только самое важное и
самое нужное |
г) |
любой план, решительно проведенный в жизнь, лучше
бездействия (девиз американских морских пехотинцев) |
5. " худые сообщества развращают добрые нравы " (ст.33). Эти слова
имеются в комедии греческого комика Менандра "Таиса" (III век
до Р.Х.) Апостол знал это изречение, ставшее ходячей поговоркой и приводит его
здесь:
а) |
желая
внушить коринфянам осторожность в общении с язычниками, под влиянием которых
христиане стали сомневаться в истинности воскресения мертвых |
б) |
приглашает
христиан как можно чаще посещать театр, чтобы повысить свой кругозор |
в) |
опасается
за целомудрие молодых христианок |
6. " некоторые из вас не знают Бога " (ст.34):
а) |
среди
вас слишком много оглашенных, которые еще не приняли таинства крещения |
б) |
некоторые
из вас не имеют надлежащего познания о Боге, как о Судии и мздовоздаятеле, и
вследствие этого живут в похотях |
7. Каким
образом мертвое тело может быть оживлено (ст.35) и каково будет новое тело у
воскресших:
а) |
умрешь
ты, и на твоей могиле вырастет лопух – тоже своего рода продление бытия |
б) |
мы
будем жить в памяти потомков, конечно, если сотворим что-нибудь великое,
например, подожжем одно из чудес света |
в) |
новое
тело не будет собранием частиц прежнего, разрушенного тела, как дуб или
яблоня не есть собрание частиц разложившегося желудя или яблочного зерна.
Кроме того, между телом воскресшего человека и его прежним разрушившимся
телом будет существовать органическая связь |
8. " Бог дает ему тело, как хочет " (ст.38):
а) |
захочет
Бог и при воскресении ты будешь выглядеть как рыба или олень, а может
оставить и облик человеческий, но именно от Бога зависит – воскреснешь ты
мужчиной, женщиной или вообще гермафродитом |
б) |
Божественная
воля неизменно поддерживает такой порядок, что из известного зерна возникает
непременно известное растение (свое тело) |
9. В
ст.39 Апостол перечисляет 4 рода существ земных, а далее он говорит о телах
небесных, которые отличаются от земных как по субстанции, так и по славе
(блеске, сиянии). Земные существа тоже имеют свой блеск, который у цветов
состоит в различной цветовой гамме, у животных – в силе, ловкости, пушистости J, у человека – в благородстве лица. Указывая
на разнообразную силу сияния у небесных сил, Апостол тем самым:
а) |
дает
мысль о том, что тела воскресших будут различны по достоинству |
б) |
делает
открытие в астрономии |
в) |
утверждает,
что иная слава будет у христиан (солнце), иная – у мусульман (луна), иная – у
оккультистов и любителей гороскопов, но все они спасутся |
10. Как земные тела отличаются от небесных, так и в
воскресение мертвых наше теперешнее тело будет отличаться от воскресшего. В
ст.42-43 три раза употребляется слово "сеется". Здесь мы подробно рассмотрим
что это значит, а вы под теми же пунктами напишите в каком виде это тело
восстанет (давайте, не ленитесь, мне тоже тяжело было составлять этот урок J):
а) |
" сеется в
тлении"
– тело, живущее на земле тлено (внутри него действует механизм разрушения),
т.е. уже обречено на то, что, когда в нем перестанет действовать жизненная
сила, распадется и разложится действием химического процесса. Кроме того, оно
слабо, неуклюже, подвержено болезням "восстает в
нетлении"
– значит… |
б) |
" сеется в уничижении " – наше тело и помимо тления, хотя и
благороднее всех земных тел, но настоящая его чистота и первозданность
утрачена. Мы не можем читать мысли, не понимаем языка животных, не видим
истинного состояния души другого человека, не понимаем замыслов Божиих. Оттого
твари и не отдают нашему телу должной чести. " восстает в славе "– значит… |
в) |
" сеется в немощи "– тепрершнее тело наше многонемощное, оно подвержено
разрушению извне. Немного труда – и оно утомляется. А сколько времени и сил
надо, чтобы перейти с места на место, что-то поднять. Нам нужны одежда, кров,
самолеты, машины, кастрюли, вилки, атомные подлодки… " восстает в силе "– значит… |
11. Душевное тело предназначено к тому, чтобы
служить органом души, т.е. жизненной силы человеческого организма, духовное же
тело должно служить орудием высшего начала человеческого существа – духа. Дух
будет воздействовать на жизненный зародыш истлевшего человеческого тела, но не
для того чтобы из этого зародыша произошло точно такое же тело, какое
существовало и раньше, а чтобы развитие этого зародыша пошло в другом
направлении и к другой высшей форме существования. Таким образом, явившееся
вновь тело будет послушным орудием (ст.44):
а) |
души |
б) |
страстей |
в) |
духа |
г) |
айкидо
|
12.
Какой из ниже перечисленных вариантов правильно толкует ст.45:
а) |
Адам
был сотворен по образу и подобию Божию, но через грехопадение потерял подобие |
б) |
Адам
был сотворен по образу и подобию Божию, но через грехопадение потерял как
образ, так и подобие |
в) |
Адам
был сотворен по образу Божию, а подобие должен был в себе возрастить с
помощью Божией, но из-за грехопадения этого не получилось и только Христос
первый из людей в Себе имел как образ, так и подобие Божии |
13.
Апостол подтверждает существование двоякого тела (ст.45) ссылкою на Св.
Писание: "Адам стал душею живущею" (Быт.2:7). Этими словами Апостол
определяет границу, за которую никогда не переступал первый человек:
а) |
это
определение приравнивает человека к животным, которые также у Моисея называются
"душа живущая" (Быт.1:20,24) |
б) |
если
Моисей прямо и не приписывает человеку духа (подобия Богу), то этим
показывает, что цель первого творения была достигнута (в человеке создан
образ Божий), а дух, как руководящий принцип человеческого существа, должен
был выступить на деятельность в более позднюю эпоху |
14.
Христос стал " дух
животворящий
" (подобием Божиим по Своей человеческой природе) (ст.45):
а) |
сразу
после рождения |
б) |
когда
принял крещение |
в) |
во
время распятия |
г) |
постепенно
– начиная со Своего чудесного рождения и оканчивая вознесением на Небо, когда
Его тело стало вполне духовным |
15.
Почему Бог не сразу дал человеку " дух животворящий " (подобие Божие) (ст.46):
а) |
земля
и персть не могли вместить в себя дух Божий |
б) |
У
Бога с самого начала Его творение (Адам) не заладилось |
в) |
жизнь
духа тождественна (равна) святости, и следовательно, не могла быть дана
человеку в готовом виде при его сотворении: она дело свободной воли чеовека |
16.
В крещении мы получаем:
а) |
образ
Божий |
б) |
подобие
Божие |
в) |
помощь
для достижения подобия Божия |
17.
Люди, происшедшие от " перстного " (ст.48-49)
родоначальника (Адама), должны быть похожи по телу на него, а те, которые имеют
родоначальником " небесного ", должны быть как Он,
т.е.:
а) |
образ
перснаго есть смерть – "земля еси и в землю пойдеши", а образ
Небесного - воскресение |
б) |
образ
перснаго – жизнь на земле и размножение; образ Небесного – безбрачная жизнь
как у Ангелов на Небесах |
18.
При воскресении мертвых наше тело (ст.53-54):
а) |
уничтожится |
б) |
приобретет
новую форму существования |
в) |
останется
прежним |
г) |
будет
сотворено заново без всякой связи с теперешним телом |
19.
Во время какого праздника всегда с церковного амвона читают слова " Смерть! где твое жало? ад! где твоя
победа?"
(ст.55)
а) |
Пасха |
б) |
Троица |
в) |
Рождество
Христово |
г) |
Преображение |
20.
Каким образом была побеждена смерть (ст.56)?
а) |
Господь
захотел – и стало |
б) |
Господь
победил грех |
в) |
изобрели
эликсир вечной молодости |
21.
Сила греха (ст.56):
а) |
в
телепередаче "Человек и закон" |
б) |
в
том, что кто-то соблюдает придуманные законы |
в) |
Моисеев
закон указал что такое грех, а люди, тем не менее, продолжали грешить |
22.
Победа над смертью одержана Христом таким образом (ст.57). Т.к. сначала нужно
было победить грех – жало смерти, то Господь совершил это дело, не допустивши
греха в Свою собственную природу, хотя Он имел такую же плоть как и люди,
исключая греховности. Через это он обезоружил и другую опору смерти – закон
Моисеев, т.к. закон не мог ничего иметь против Того, Кто вполне его осуществил.
Эта двойная личная победа явилась необходимым условием Его Собственного
воскресения. Но кроме того, деятельность Христа была направлена к тому, чтобы эта
победа сделалась уделом всего человечества, и Он, действительно достиг этого:
а) |
тем,
что мы вспоминая о Его победе, находим в себе силы тоже побеждать грех |
б) |
получая
силы для победы с грехом через таинства Церкви, побеждаем его в себе |
в) |
теперь
каждый человек рождается безгрешным |
23.
Победа над грехом (ст.57):
а) |
нам
только снится |
б) |
Господь
постоянно дает нам силу одерживать победу над грехом |
в) |
одержана
людьми раз и навсегда |
24.
Преуспевать " в деле
Господнем
" (ст.58), значит:
а) |
распространять
Евангелие |
б) |
быть
твердым в вере и нравственной жизни |
в) |
не
забывать стряпать куличи на Пасху |
Часть Б. Укажите номера вопросов,
на которые Вы ответили "да"
Да, согласен
1 |
если не признавать истины воскресения, то крещение
людей, которые со временем умрут – совершенно бесполезное дело (ст.29) |
q |
2 |
если бы тело воскресшего не имело никакой связи с
настоящим телом, то смерть не могла бы быть признана побежденной: она удержал
а бы свою добычу (ст.36) |
q |
3 |
первозданный человек до грехопадения проходил
только первоначальную стадию существования и деятельности (ст.45) |
q |
4 |
в полнм смысле Христос явит свою животворящую
духовную деятельность, когда прославит тела верующих в Него и сделает их
подобными Его Собственному телу (ст.45) |
q |
5 |
сперва на глазах еще живущих воскреснут мертвые, а
потом и сами живущие претерпят изменение (ст.52) |
q |
6 |
между настоящим и будущим телом нет никакой связи |
q |
7 |
мертвые воскресать будут долго и постепенно: сперва,
восстановлены будут кости, затем на них какое-то время будут нарастать мышцы,
все это нужно, чтобы покрылось кожей, истлевшая одежда тоже должна быть обязательно
восстановлена, чтобы не стоять голым перед Богом (ст.52) |
q |
8 |
мы воскреснем именно в той одежде, в которой
похоронены, поэтому при погребении крайне важно очень тщательно продумывать
гардероб покойника |
q |
Часть В. Ответьте на вопросы
1. Если бы кто-то после рождения или после крещения
не совершил ни одного греха, он бы не умер (ст.56)? Обоснуйте свою точку
зрения.