Послание ап. Павла к Филиппийцам глава 2

Во второй главе св. апостол внушает Филиппийцам к полному единодушию и взаимной любви присоединить смиренномудрие. Высочайшим образцом смиренномудрия и примером для подражания для христиан является Сам Христос, смиривший себя до смерти крестной.

Обращает на себя внимание выражение " Бог производит в вас и хотение и действие по [Своему] благоволению " (ст.13). Это конечно не унижает свободной воли человека, а указывает лишь на то, что истинное благоволение есть дар Божий, подаваемый смиренным. Но Бог в человеке воздействием благодати только возбуждает хотение добра, а отзовется ли человек на это, зависит уже от него самого. Когда мать за руку ведет начинающее ходить свое дитя, то она только помогает ему, а не совершает за него движения.

Часть A. Выберите правильный ответ.

 

1. Перечисленные в ст.1 добродетели в филиппийцах:

а)

уже есть

б)

когда-то были

в)

появятся, если они послушаются вразумления Апостола

 

2. Св. Павел хочет, чтобы филиппийцы имели " одни мысли " (ст.2), т.е.

а)

были единомысленны в догматах веры

б)

умели читать мысли и этим служили благовествованию

в)

во всех житейских делах поступали как учил Апостол

 

3. Какую " ту же любовь " (ст.2) советует обрести св. Павел:

а)

такую же, какую к ним испытывает Бог

б)

такую же, какая имеется между Лицами Святой Троицы

в)

объединяющую их в одно целое (в Церковь) так же, как их объединяют догматы

 

4. В ст.3 под "любопрением" имеется в виду:

а)

склонность действовать по личной выгоде

б)

желание настоять на своем, независимо от того, на чьей стороне истина

в)

любование своими "прелестями"

 

5. Что такое тщеславие (ст.3):

а)

безразличие к чужой славе

б)

болезненная заинтересованность в чужом мнении о своих поступках

в)

безразличие ко всем вопросам веры

 

6. " почитайте один другого высшим себя" (ст.3). В этом появляется смирение. Но будет справедливо унижать себя перед другими, если на самом деле вы выше по достоинствам, чем ваш ближний? Как этот призыв ап. Павла лучше исполнить:

а)

даже если кто-то работает хуже вас, нужно внушить себе, что черное – это белое и заработанную премию отдать ему

б)

каждый из нас должен думать о себе так: "Если я и сделал больше, то может быть, у меня для этого было больше возможностей"

в)

ваш вариант

 

7. В жизни людей разъединяет эгоизм, самоугодие, т.е. когда каждый заботится только о себе самом. Тот же, кто руководствуется христианской любовью (ст.3-4):

а)

целью поставляют других, а себя считают средством

б)

себя одного ставят целью, а всех других считает средством

 

8. Согласно ст.4:

а)

не нужно заботиться о своем здоровье, пропитании, одежде, а если это у нас появится, то все имеющееся тут же нужно отдавать другим

б)

наравне с заботой о себе, необходимо участвовать и в чужих нуждах

в)

ваш вариант

 

9. В пример смиренномудрия св. Павел представляет (ст.5-11):

а)

Давида и всю кротость его

б)

пророка Даниила

в)

Иисуса Христа

 

10. В каком смысле Христос назван " образом Божиим " (ст.6):

а)

в каждом человеке есть образ Божий, т.е. черты подобия Богу

б)

в Нем сама природа, естество Его Божественны

 

11. Христос на Себя принял " образ раба " (ст.7). Чьим рабом стал Христос (чью волю исполнял)?

а)

рабом кесаря

б)

рабом обстоятельств

в)

рабом судьбы

г)

ваш вариант

 

12. Подчеркивая, что Христос смирил Себя не просто до смерти, а до крестной смерти (ст.8), Апостол хочет выделить, что Господь смирился до самой:

а)

позорной смерти

б)

известной в то время казни

в)

быстрой, их возможных, кончин

е)

красивой и публичной смерти

 

13. В ст. 9 Апостол указывает на возвышение Христа после смерти, как на особое побуждение читателей идти тем же путем лишений, каким шествовал Господь. Все мы каким-то образом переносим страдания, встречающиеся нам на жизненном пути. Какие из ниже перечисленных побуждений нам в этом помогают (здесь нет правильных или неправильных ответов, отметьте варианты, важные именно для вас):

а)

Бог терпел, и нам – велел

б)

лучше здесь потерпеть, чем в аду мучиться

в)

страдания возвышают и облагораживают душу

г)

нравятся страдания и трудности сами по себе

д)

"Господи, даждь ми сердце люботрудное во взыскание Твое" (из Покаянного канона)

е)

потерплю – потом прославлюсь

ж)

переносим невзгоды по любви к кому-то (ради пользы любимого)

з)

перенеся страдания, чувствуем, что внутренне стали сильнее

и)

без труда не выловишь и рыбки из пруда

к)

ваши варианты

 

14. Какими из перечисленных выше в п.13 вариантов (включая ваши) мог руководствоваться Христос в Своих страданиях (напишите порядковые буквы)

 

15. Филиппийцы не должны превозноситься своими добродетелями потому что это не их собственное достижение, а " Бог производит … и хотение и действие по [Своему] благоволению " (ст.13). Из этого следует, что:

а)

можно больше не напрягаться – все за нас сделает Бог

б)

опытно доказано: терпение и труд – все перетрут, а вы тут проповедуете бездействие людей. Вредительство какое-то! Сталина на вас нет…

в)

кому захочет, тому Бог и поможет, от нас это не зависит. Но уж если Господь решил помочь, то по жизни нам – зеленый свет

г)

ваш вариант

 

 

 

 

 

16. Какого " сомнения " (ст.14) не должно быть в христианах?

а)

раздумывания как то или иное сделать, а может быть и не нужно этого делать вовсе

б)

когда только выбираем для себя веру, нельзя сомневаться в истинах христианства и узнавать о других верах

в)

нельзя сомневаться выбирая: куда поступать в семинарию или мирской университет; идти продавцом с супермаркет или уборщицей в храм; выходить замуж или идти в монастырь – здесь выбор однозначно должен быть в сторону Церкви

г)

когда человеку точно известно что в данном случае добро, а что зло, не должно быть колебаний в выборе между ними

 

17. Почему в Филиппы св. Павел собирается послать именно Тимофея (ст.19-22):

а)

Епафродит не захотел возвращаться в Филиппы

б)

т.к. с Павлом тогда было много испытанных христиан, а Тимофей был просто одним из них

в)

Тимофей был Филиппийцам хорошо известен с положительной стороны, кроме этого, в Риме с Павлом больше не осталось испытанных христиан, только новоначальные, которые еще не прониклись желанием жертвовать собой ради проповеди Евангелия

 

18. Когда именно собирались послать в Филиппы Тимофея (ст.23):

а)

тотчас после написания этого послания

б)

после зимовки

в)

когда придет ответ из Филипп на это послание

г)

после суда над Павлом, когда ему вынесут обвинительный или оправдательный приговор

 

19. Для чего Епафродит пришел в Рим (ст.25):

а)

для получения адвокатского образования

б)

его позвал ап. Павел

в)

принес от филиппийцев св. Павлу банку варенья и коробку печенья (но более вероятней – деньги)

г)

совершал шоп-тур в столицу Римской империи

д)

приехал рассказать Апостолу о нестроениях в Филиппийской Церкви

 

20. Какой опасности подвергся Епафродит (ст.30):

а)

из послания этого не видно

б)

скорее всего, на него в дороге напали разбойники, т.к. стало известно, что он везет в Рим деньги

в)

по прибытии в Рим он заболел

г)

кесарь подверг его пыткам, т.к. узнал, что Епафродит исповедует христианство

 

21. Какой кесарь правил в Риме во время написания "Послания к Филиппийцам":

а)

Калигула

б)

Клавдий

в)

Нерон

г)

Август

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Часть Б. Укажите номера вопросов, на которые Вы ответили "да"

Да, согласен

1

" единодушны и единомысленны " (ст.2) – усиленное обозначение внутреннего единения

q

2

в ст.3-4 си. Павел устраняет препятствия к взаимной любви и содружеству

q

3

филиппийцы слушались советов ап. Павла как в его присутствии, так и в его отсутствии (ст.12)

q

4

благодать Божия принудительно действует на человеческую волю (ст.13)

q

5

как светила в мире разгоняют мрак ночи и являют славу Божию, так и христиане своими добрыми делами должны являть славу Божию (ст.15)

q

6

ап. Павел радуется возможности пострадать за проповедь, если она когда-нибудь представится (ст.17)

q

7

ап. Павел советует в случае его смерти объявить среди христиан 3-х дневный пост (ст.18)

q

8

Епафродит задержался в Риме, т.к. ему там понравилось (ст.25-28)

q

9

 с написанным посланием в Филиппы отправился Епафродит (ст.28)

q

 

Часть В. Ответьте на вопросы

1. Разлад единомыслия и единодушия большей частью происходит от тщеславия (ст.3), от желания заслужить похвалу от людей. Это, говорит св. Златоуст, есть причина всех зол: от него брани и ссоры, от него охлаждение любви – когда любим славу человеческую, когда бываем рабами чести, воздаваемой толпой. Ибо раб славы не может быть рабом Божиим. Как же можно избежать тщеславия?

 

2. В ст.12 Апостол увещевает филиппийцев " со страхом и трепетом совершайте свое спасение ". Какой же это страх и как он может родиться в нас?

 

3. Некоторые люди пытаются совершать свое спасение соблюдая заповеди, но не угождают Богу, т.к. делают это с ропотом (ст.14). "Например, сколько ропота, ворчания бывает между нами во время поста или в церкви на трудность стояния! Или иной подает милостыню, а сам в себе ворчит: "шатаются тут, покоя нет, лентяи, пьяницы", - писал Феофан Затворник.

Бывали у вас случаи, когда "ловили" себя на ропоте и это служило к прекращению его? Опишите, каким образом прекращали, чем себя на это "уговаривали"?