Послание ап. Павла к Галатам глава 3
С третьей главы начинается вероучительная часть
послания (отсюда и до 12 стиха 5-й главы). Общее примечание ко всей этой части
можно сделать словами св. Златоуста: "Выше (то есть в первой защитительной
части) св. Павел показывал только, что он сделался апостолом не от человек и не
через человеков, и что не имел нужды в научении от апостолов; а здесь, после
того как представил себя достойным доверия учителем, уже со властью беседует,
сравнивая между собою Закон и веру." Предмет, раскрываемый здесь апостолом
– ненужность закона Моисеева для галатов как язычников.
"Св. Павел доказывает Галатам, что им совсем не
нужен Закон для спасения, что им открыта дорога ко Христу и помимо Закона.
Закон только для иудеев и то на время. Кончилось то время – и для них он стал
не нужен, ибо и для них тот же путь к Господу – исключительно путь веры.
Отличительная черта истинного христианства есть
благодать Св. Духа, возрождающая в новую – святую жизнь истинно и искренне
верующих во Христа, подаваемая им в таинствах. И в послании к Галатам апостол
не доказывает им необходимость
благодати для спасения, считая это всеми признанной истиной, а
спрашивает их, как они получили благодать – за дела Закона или помимо
них". Свт. Феофан Затворник.
Часть A. Выберите правильный ответ.
1. Апостол
называет Галатов "несмысленными" (ст.1)
а) |
по
их поведению в отношении к Евангелию |
б) |
из-за
их неученности |
в) |
по
их отношению к семейным узам |
2. Говоря
о том, что перед Галатами Иисус Христос был предначертан "[как] [бы] у вас распятый" (ст.1), апостол имеет в виду
а) |
свои
ораторские способности, которые Галаты не оценили по достоинству |
б) |
сильное
впечатление, полученное Галатами от проповеди Павла, в результате которой они
поняли все значение смерти Христа |
в) |
силу
воображения Галатов и их художественные способности |
3. Каким
образом Галаты получили Св. Духа (ст.2)?
а) |
через
исполнение Моисеева Закона |
б) |
когда
приняли Евангелие и крестились |
в) |
когда
пришли новые проповедники из Иерусалима |
4. Ругая
Галатов за то, что они "
начав духом, теперь оканчивают плотью " (ст. 3), апостол:
а) |
указывал
на несовместимость работы (наколоть дрова, натаскать воду) с духовной жизнью |
б) |
подчеркивал
ненужность для христиан обрезания и др. обрядов Моисеева Закона для спасения |
в) |
указывает
на чрезмерную чистоплотность христиан, которая у них занимает много времени |
5. Принимая
за основу спасения исполнение Моисеева Закона (ст.4), христиане
а) |
выбирают
из 2-х зол меньшее |
б) |
идут
в принципе правильным, но более сложным путем |
в) |
вместо
награды могут получить наказание от Господа за свое отступничество от веры |
6. Что
именно вменилось Аврааму в праведность (ст.6)?
а) |
щедрость,
когда он принял в гостях Бога в виде 3-х странников |
б) |
жертвенность,
когда он приносил в жертву сына Исаака |
в) |
доверие
к Богу |
г) |
мужество,
когда он отбивал у разбойников племянника Лота |
7. Каков
православный взгляд на веру Авраама (ст.6)
а) |
вера
Авраама относилась к обетованию о том, что от него произойдет многочисленное
телесное потомство и, следовательно, не имела ничего общего со спасающей
верой, о которой писал ап. Павел |
б) |
вера
Авраама не была во Христа как в Сына Божия, но все же он верил в будущие
счастливые времена, какие наступят с явлением обетованного Мессии |
8. Писание
проклинает всякого человека, если он тот не исполняет Моисеева Закона во всей
совокупности его предписаний (ст. 10) (Втор.27:26), отсюда следует:
а) |
христиане
не спасутся, т.к. Закон не исполняют |
б) |
спасутся
только все иудеи |
в) |
до
пришествия Христа неисполнение Моисеева Закона грозило каждому иудею вечной
смертью |
9. Каким
образом Закон, данный от Бога для оправдания, послужил к проклятию (ст.10)?
а) |
Закон
требовал точного исполнения своих предписаний, а сил для исполнения не давал,
поэтому никто его в точности не исполнял, следовательно, попадал под
проклятие |
б) |
исполнение
Закона во все времена было небогоугодно |
в) |
за
древностью лет смысл, вложенный в слова Закона был утерян, а потому никто в
точности его не мог исполнить и тем самым попадал под проклятие |
10.
Русский перевод 11-го стиха не может быть признан точным. Более правильным
следующий перевод стихов 11-го и 13-го: " а т.к. в границах Закона никто
не будет оправдан у Бога, то Христос выкупил нас от проклятия Закона,
сделавшись за нас проклятием". Это означает:
а) |
Христос
пострадал, т.к. Его проклял Бог |
б) |
Христос
умер, т.к. принял на себя следствие и результат человеческих грехов |
в) |
Христос
умер, т.к. Бог проклял нас грешных |
11.
Во Второзаконии (Втор.21:23) откуда взята ссылка в ст.13 предписывается сына
непокорного родителям, сластолюбца, пьяницу, убийцу повесить на древе, ибо
проклят пред Богом висящий таким образом. Почему?
а) |
висение
на древе увеличивало содеянный грех,
и само по себе навлекало проклятие Божие |
б) |
не
само висение влекло проклятие, а грех, доведший до такой казни |
в) |
для
морали общества подобная казнь не имела никакого значения. Это было лишь
предсказание о смерти Христа. |
12.
Для чего в ст.15 апостол вспоминает о завещании?
а) |
Апостол
тем самым подчеркивает, что Моисеев Закон, пришедший много лет спустя после
обетований, данных Аврааму, не изменил их |
б) |
Апостол
говорит, что даже если иудействующие принесли что-то новое, это не отменяет
предыдущей проповеди |
13.
"Аврааму даны были обетования и семени его" (ст.16). Это значит:
а) |
происшедший
от Авраама через Исаака еврейский народ унаследовал благословение и
обетование и передал его другим народам |
б) |
Христос,
сын Авраама, есть Единый наследник, который делает своими сонаследниками и
всех других, верующих в Него |
в) |
Благословение
получили все народы, произошедшие от Авраама и его жен Агари, Сарры и Хеттуры
|
14.
Закон Моисеев дан " по
причине преступлений " (ст.19), т.е.:
а) |
до
Закона было очень много преступлений и грехов |
б) |
Закон
дан, чтобы глубже и шире показать людям их порочность, бессилие самим
спастись и возбудить жажду спасения |
15.
В ст.20 апостол говорит, что посредник выступает представителем многих
заинтересованных, поэтому при заключении Завета на Синае посредник нужен был
народу, а не Богу. Этим апостол поясняет, что:
а) |
многочисленная
толпа евреев не была способна к общению с Богом, тогда как единый Авраам
легко вошел в общение с Единым Богом, понял волю Божию не внося в нее
каких-то частных узко-национальных представлений, а потому его обетование
могло быть усвоено всеми народами |
б) |
хотя
в Законе и были приняты некоторые обычаи, установившиеся преимущественно
только в народе Израильском (например, обычай ужичества, т.е. обязанность
брать в жены вдову брата), но раз это было принято с ведома и участия Бога,
то Закон Моисеев распространяется на все времена и народы |
16.
Каково положительное значение Моисеева Закона (ст.23)?
а) |
Закон
воспитывал, охранял людей от грубейших грехов до времени 1-го пришествия
Христа |
б) |
Закон
давал жизнь вечную |
в) |
Закон
полностью внутренне преображал всех, кто хоть косвенно с ним соприкасался |
17.
Что значит " Нет уже
Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского" (ст.28)
а) |
в
частности, это разрешение и однополых браков, т.к. теперь нет различия на ком
жениться на мужчине или женщине |
б) |
не
нужно сохранять национальных особенностей |
в) |
полноценным
христианином можно быть независимо от национальных, социальных и половых
различий |
Часть Б. Укажите номера вопросов,
на которые Вы ответили "да"
Да, согласен
1 |
Чувствуя раздражение против читателей, апостол не
называет их "братьями, а просто "Галатами" (ст.1) |
q |
2 |
Истинно духовные люди пренебрегают физическим
трудом (ст.3) |
q |
3 |
Пример Авраама, которому именно вера, а не дела
вменена была в праведность, должен был особенно подействовать на читателей,
которым иудействующие успели внушить, что только через исполнение Моисеева
закона можно сделаться чадами Авраама (ст.6) |
q |
4 |
Моисеев Закон имел значение временное и
подготавливал к пришествию Христа |
q |
5 |
Из всей полемики ап. Павла выходит один бесспорный
вывод: Моисеев Закон противен Божиим обетованиям (ст.20-21) |
q |
6 |
Закон Моисеев должен был заменить собою
обетования, данные Аврааму, т.к. дан позже (ст. 21) |
q |
7 |
и в Ветхом Завете праведность приобреталась
благодаря не Закону, а вере |
q |
8 |
Закон и обетования Божии не могут входить в
конкуренцию друг другу, т.к. в деле спасения душ человеческих несут разные
функции |
q |
9 |
хотя вера уже имела значение и в Ветхом Завете,
однако определял всю религиозную жизнь еврея Закон |
q |
10 |
христианам продолжать подчиняться Моисееву Закону
впролне согласно с их положением сынов Божиих |
q |
11 |
христиане называются "сынами Божиими"
потому, что имеют в себе Христа и Ему уподобляются (ст.26) |
q |
12 |
ап. Павел первый прикровенно провозгласил:
"анархия – мать порядка!" когда писал "нет раба, ни
свободного; нет мужеского пола, ни женского" (ст.28) |
q |
13 |
из того, что верующие Галаты стали Христовыми
(ст.29), еще не следует, что они представляют собой потомство Авраама |
q |
14 |
Христианство не уничтожает социальные различия, но
только лишает их враждующего и разделяющего характера |
q |
15 |
Моисеев Закон только для иудеев и то на время |
q |
16 |
Если с пришествием Христа иудеям Закон не нужен,
то тем более он не нужен для бывших язычников |
q |
17 |
внешность в христианстве ничего не значит, в нем
всё зависит от силы веры и преданности Христу |
q |
Часть В. Ответьте на вопросы
1. Закон,
по определению ап. Павла (ст.24), - детоводитель (греч. – "педагог"),
приводящий иудеев ко Христу. Педагогом (нянькой, дядькой) в греческом и римском
доме назывался раб, который наблюдал за сыном хозяина с 7 до 17 лет. А что (или
кто) в Вашей жизни сыграл роль такого "педагога", приведшего ко
Христу?
2. Часто
братья спрашивают: "Вер разных много, и каждый говорит, что истина только
у него. Как быть, чтобы не ошибиться в выборе?" В чем-то похожий вопрос
стоял и перед Галатами: иудействующие говорят, что для спасения необходимо
выполнять Закон Моисеев. А ап. Павел это отвергал, и как доказательство
выставлял следующее положение (ст.2): держаться нужно того, через что ты
получил Св. Дух. Какая из религий обещает и действительно дает Св. Дух?