1-е Послание ап. Павла к Коринфянам глава 6

Выражение " Все мне позволительно " (ст.12) – это девиз, с каким выступал Апостол во время своей проповеди, и потому оно впечаталось в умах коринфян. Но, к сожалению, они стали расширять приложение этого принципа и на такие явления, которые были вовсе не безразличны с точки зрения христианской морали. Поэтому Апостол считает нужным ограничить его употребление указанием, что он может применяться только там, где через него не причиняется вреда человеку, руководящемуся им; а также от этого принципа нужно отказаться, если есть опасность потерять свою свободу и очутиться в порабощении у какой-то привычки. В отношении к пище можно применять принцип " все мне позволительно ", тем более что те отправления нашего тела, какие имеют связь с пищей, прекратятся в день воскресения и прославления тел человеческих: Бог сделает ненужным и эти отправления, и саму пищу. Не так по отношению ко всему человеческому телу. Его вовсе нельзя осквернять блудом, потому что оно предназначено для Господа Иисуса Христа, чтобы служить Ему орудием в этом мире.

Часть A. Выберите правильный ответ.

 

1. В Римской империи в судьи назначались люди, исповедавшие государственную религию, т.е. язычники, хотя эти судьи судили по всем обычаям римского права, тем не менее, Апостол называет их нечестивыми (более правильный перевод – неправедные) (ст.1), потому что на самом деле они:

а)

судили не по правде, а в соответствии с размером взятки

б)

римские законы были несправедливые

в)

судьи не знали высшей Христовой правды

 

2. Христиане называются святыми (ст.1):

а)

 как отдельные личности

б)

как члены святой Церкви

 

3. Коринфяне обращались к языческим судьям (ст.1), вероятно:

а)

по старой привычке

б)

они уже пробовали судиться у епископа и это закончилось общей сварой

 

4. Когда со своей стороны судьи предъявляют христианам известные требования, как членам государства, то согласно логике ап. Павла, христиане должны:

а)

подчиниться

б)

не подчиняться

в)

напиться

г)

уйти в нирвану

 

5. " святые будут судить мир " (ст.2):

а)

здесь имеется в виду суд Апостолов (Мф.19:28)

б)

все христиане будут судить остальных людей, а потом их будет судить Господь

в)

здесь суд разумеется в переносном смысле: христиане своим незапятнанным поведением будут служить живым и наглядным изобличением языческой порочности (Мф.22:41)

 

6. " мы будем судить ангелов " (ст.3). Каких ангелов, кто и как будет судить:

а)

всех ангелов все христиане будут судить наравне с Господом, т.к. нам дана такая власть

б)

святые христиане в своем примере спасения во плоти будут живым обличением злым духам (бывшим ангелам), в бестелесном естестве  возлюбившим лукавство

 

7. Как получилось, что среди коринфских христиан не нашлось человека, способного решить спор среди братьев (ст.5):

а)

в стычках и прениях они настолько опустились, что потеряли последнюю способность здраво рассуждать

б)

до этого времени у них надобности в человеке, разбирающем внутренние тяжбы, просто не было

 

 

 

8. Из мысли о неприличии тяжебных дел среди христиан, дается понять, что христианину (ст.6-8) (возможны несколько вариантов):

а)

ни под каким видом нельзя судиться

б)

лучше оклеветать себя и оставить свою семью без кормильца (которого посадят), чем защищать свою невинность

в)

насколько это возможно (с нашей стороны), нужно улаживать дела без судебных разбирательств

г)

подвиг неправедного обвинения, если на это есть духовные силы, и никто при этом не пострадает, может быть сопоставим со страданием за Христа

 

9. Для чего сразу после "судов", Апостол перечисляет грехи, обладатели которыми " Царства Божия не наследуют " (ст.9-10):

а)

одно с другим никак не связано

б)

среди прочих грехов, упомянуты воры и лихоимцы, которыми можно стать незаметно для себя, увлекшись судейскими разбирательствами

в)

ваш вариант

 

10. " Все мне позволительно " (ст.12), только здесь отметьте варианты, которые указывают что мне "не полезно":

а)

принимать лекарства

б)

заниматься собаководством

в)

если сокамернику полегчало от витаминов, то и всем они подойдут

г)

кататься на лыжах в выходные

д)

во время сна класть под подушку мобильник (не важно, что излучение, а вдруг кто-то позвонит?)

е)

разводить щенков, если у моего ребенка аллергия на собак

ж)

иметь сотовый телефон

з)

читать "Гарри Поттера", чтобы потом обсудить эту книгу с другом с православной точки зрения

и)

читать книгу под одеялом при помощи тусклого фонарика, чтобы мама не "засекла"

 

11. "В теле нашем лежит какой-то закон навыка, по которому удовольствие, ныне испытанное, завтра в тот же час снова потребуется телом. Если удовлетворить его завтра, то на третий день то же требование повториться с большей силой, и чем чаще будет удовлетворяться потребность известного рода предметами, тем сильней и настойчивей будет требование их, и, наконец, обратиться в привычку удовлетворять потребность тела известным образом и в известной мере…Эта привычка вяжет свободу, назначая нам  и предмет, и время, и меру." Свт. Феофан Затворник.

" Все мне позволительно " (ст.12), а здесь отметьте те варианты, когда не я пользуюсь вещами и действиями, а они обладают мною (или вами J):

а)

не могу спокойно пройти мимо витрины с кондитерскими изделиями: если и не куплю привоженного, то хотя бы полюбуюсь им

б)

делать зарядку каждый день

в)

курить каждый день

г)

объяснить прохожему, как лучше добраться до нужного ему места

д)

"приползать" на хоккей независимо какая сегодня температура тела (38о С или уже 40о С)

е)

обедать

ж)

звонить мужу в командировку каждые 5 минут, чтобы проконтролировать ту ли краску для волос он мне собирается купить или требуется дополнительный инструктаж

 

12. Пища предназначена для чрева (ст.13). А что получится, если она станет обладать нашими помыслами?

а)

начнется веселая жизнь: пирушки, банкеты – сплошное удовольствие

б)

душевная привычка – искать услаждение в еде, в этой и в будущей жизни будет томить и требовать ублаготворения, а из-за невозможности удовлетворить ее (особенно когда после смерти не будет тела) душа будет мучиться

в)

развлекаться мечтами о еде, станет милым и безобидным хобби

 

13. Свои тела христиане должны использовать (ст.13):

а)

по своему усмотрению

б)

по своему вожделению

в)

преимущественно для развлечения

г)

для богоугодных дел

е)

для бодибилдинга (от англ. "боди" – тело; "билд" – строить)

 

14. Каким образом может быть " Господь для тела " (ст.13):

а)

Он создал этот мир, чтобы мы в нем радовались телесно

б)

Господь, приняв человеческую природу, всю ее преобразил (не только душу, но и тело, и все телесное)

в)

Он велел подчинить душу телу

 

15. В ст.14 сказано, что " Бог воскресил Господа ", а Сам Христос говорил, что Отец дал Ему власть отдать и принять жизнь, т.е. Господь Сам воскрес. Разрешите противоречие:

а)

согласно всем законам квантовой механики и теории вероятности, данное противоречие не разрешимо в виду абсурдности поставленной задачи

б)

имеется в виду, что Божественная природа в Господе воскресила его человеческую природу

в)

Господь не воскресал, т.к. воскреснуть человеку невозможно (не зря же так думал граф Л. Толстой)

г)

Бог Отец Воскресил Бога Сына, именно об этом писал ап. Павел в своих посланиях, а Христос говорил образно, т.к. у Него с Отцом все равно одна Божественная природа

 

16. Кто объедается или много спит, тот совершает грех против своего тела. Почему же тогда Апостол только грех блуда выделил особо (ст.15-18):

а)

грех блуда ослабляет тело, а объедение, напротив – его поддерживает, хоть и в извращенной форме

б)

совокупление даже с женой уже в какой-то степени оскверняет (поэтому в пост оно и запрещено), а тем более с посторонней женщиной…

в)

если объедение – это грех против своей телесной оболочки, то, в силу Божьего благословения, совокупляясь с женщиной, мужчина вступает с ней в неразрывную связь – едино тело. Кроме того, блуд – это надругание над Телом Христовым, осквернение храма Духа Святого.

 

17. Почему скупость, пьянство, даже гордость св. отцы называли грехами, а блуд – падением?

а)

память блуда глубоко запечтлевается во всем человеческом естестве. Единожды преступив заповедь "не прелюбы сотвори", человек как бы открывает для себя доступ ко всем прочим человеческим телам и уже не хочет ограничиваться женой (мужем)

б)

потому что в этом грехе человек очень низко падает в глазах Божиих

в)

в скупости и гордости "задействован" 1 человек, а в блуде – 2

г)

вот святые напридумывали ребусы, а мы тут должны разгадывать

д)

ваш вариант

 

Часть Б. Укажите номера вопросов, на которые Вы ответили "да"

Да, согласен

1

Апостол требовал, чтобы христиане не подчинялись языческим властям, в том числе и судьям (ст.1)

q

2

житейские тяжбы (ст.4) – это споры из-за материальных благ

q

3

святые христиане на Страшном Суде будут не столько "судьями", сколько "обличителями"

q

4

христианин совсем не должен защищаться против причиненной ему несправедливости (ст.7-8)

q

5

смиренное претерпевание незаслуженной обиды более спасительно, чем надменно носить вериги и класть земные поклоны (ст.7)

q

6

Апостол выступает не столько против судов, сколько против недостатка любви внутри христианской общины (ст.7-8)

q

7

все коринфяне до обращения ко Христу вели нечестивый образ жизни (ст.11)

q

8

" но омылись " (ст.11) – обозначает собой таинство крещения

q

9

грех нецеломудрия многими коринфянами извинялся в силу христианской свободы (ст.12)

q

10

Апостол учил о свободе христианина в вещах безразличных в нравственном отношении (ст.12)

q

11

можно пользоваться всем, что создал Бог и не противоречит заповедям, но при этом, нужно следить, чтобы не связывать себя чувственными привычками от удовольствия (ст.12)

q

12

нужно ограничивать свои потребности только существенно необходимым (ст.12)

q

13

блудодеяние христианина заключает в себе как минимум 2 преступления: это дерзкое похищение собственности, принадлежащей Христу, и употребление похищенного на недостойные цели (ст.15)

q

14

" Все мне позволительно " (ст.12), т.е. и прелюбодеяние, и идолопоклонство, и пьянство…

q

15

мы должны удовлетворять наши потребности в еде и питье, но сексуальные потребности можно реализовывать только в браке

q

16

грех блуда чрезвычайно истощает тело

q

17

блуд ставит тело под власть ничем не сдерживаемой чувственной страсти

q

18

любодеяния еще потому должен избегать христианин, что оно представляет собой только грубо-чувственное телесное соединение, и не достигает того нравственного характера, какого достигает брачное общение, становясь постепенно общением духовным

q

19

последствия блуда даже при самом искреннем покаянии быстро изжить невозможно.

q

 

Часть В. Ответьте на вопросы

1. Если суды и тяжбы – это такое постыдное дело, что вызвали у ап. Павла столько нареканий (ст.1-5), то может быть их стоит упразднить? Поясните свое мнение.

2. Как известно, ап. Павел, учивший христиан не пользоваться языческими судами, когда пришла пора, потребовал суда кесаря (см. Деяния). Значит, в каких-то обстоятельствах воспользоваться своими гражданскими правами может (а иногда и должен) в том числе и  христианин. Перечислите (как можно больше) случаев, когда следует поступать именно так.

3. Вот какое мнение о браке и блуде высказал один человек

Неизвестный: Вы можете любить друг друга самою возвышенною любовью, вы можете чувствовать, что ваша любовь делает вас двоих единым существом, у вас может быть полное единомыслие душ и телес, но по каким-либо внешним причинам вы не можете иступить в брак. Вы живете "невенчанные" - и этого достаточно, чтобы ваша истинная семейная жизнь в любви и единомыслии для Церкви была блуд. Но вот будущий священник, которому к определенному сроку надо "жениться", чтобы иметь право принять сан, едет смотреть себе "невесту". Осматривает одну, другую, третью, как какой-то живой или мертвый инвентарь. Находит, наконец, "подходящую" для себя. Через некоторое время совершается таинство брака. Он приводит к себе совершенно чужую женщину, которую видит второй или третий раз, которую совершенно не знает и не любит, но они "обвенчаны", и в результате ложе нескверно, все в порядке, то есть совершен "брак", где супружеское соединение не блуд, а "законное исполнение... низших отправлений!" Ответьте этому человеку вместо духовника.