2-е Послание ап. Павла к Коринфянам  глава 5

В пятой главе св. Апостол  говорит, что истинных проповедников Евангелия не страшит смерть, потому что они с разрушением земной  "храмины тела" имеют на небесах нерукотворенный дом. Неправильно думать, что они хотят совсем "совлечься" тела: "не хотим совлечься, но облечься", т.е., "переодеться" в нетленное бессмертное тело.

Сущность христианства – это полное обновление жизни через примирение людей с Богом. Святой Григорий Богослов, отбрасывая (причем не без некоторой иронии) один за другим непригодные образы, которыми обычно пытаются выразить дело нашего спасения, совершённого Христом, приходит к неисследимой  тайне победы над смертью, вот что он пишет: "Остаётся исследовать вопрос и догмат, оставляемый без внимания многими, но для меня весьма требующий исследования. Кому и для чего полита сия излиянная за нас кровь – кровь великая и преславная Бога и Архиерея и Жертвы?  Мы были во власти лукавого, проданные под грех и сластолюбием купившие себе повреждение. А если цена искупления даётся не иному кому, как содержащему во власти, спрашиваю: кому и по какой причине принесена такая цена? Если лукавому, то как это оскорбительно! Разбойник получает цену искупления, получает не только от Бога, но самого Бога, за своё мучительство берёт такую безмерную плату, что за неё справедливо было пощадить и нас! А если Отцу; то, во-первых, каким образом? Не у Него мы были в плену. А, во-вторых, по какой причине кровь Единородного приятна Отцу, который не принял и Исаака, приносимого отцом, но заменил жертвоприношение, вместо словесной жертвы дав овна? Или из сего видно, что Отец, не потому, что требовал или имел нужду, но по домостроительству и потому, что человеку нужно было посвятиться человечеством Бога, чтобы Он Сам избавил нас, преодолев мучителя силою, и возвёл нас к Себе через Сына посредствующего и всё устрояющего в честь Отца, Которому оказывается Он во всём покорствующим? Таковы дела Христовы, а большее да почтено будет молчанием"[1]

Нужно заметить, что иногда в православной литературе пользуются общепринятыми "штампами", т.е. часто употребляемыми цитатами из Нового Завета или догматики, причем влагают в эти слова  слишком буквальный "натуралистический" смысл. Ну, скажем, что значит "Господь нас искупил"? Ясно дело – купил в супермаркете или, на худой конец, выкупил из рабства, причем расплачиваться пришлось не купюрами, а кровью.

Действительно, такой терминалогией пользовался ап. Павел, но нельзя забывать, что всякая аналогия "грешит" неточностью, иллюстрируя одну сторону проблемы, и вовсе не освещая или, напротив, даже затемняя смысл другой стороны.

Так что давайте вместе заново учить догматическую терминологию:

Правда – в богословии это часто не говорение правды (не лжи), а праведность, святость, святая жизнь. Так что "удовлетворить правде Божией" – это не юридический термин (ты мне искупление – а я на тебя больше не в обиде), а возвыситься  святостью до уровня Бога, когда Господь Человечеством вознёсся на Небеса.

Искупил из греха – тут не о сделке речь, а о том,  что Господь человеческую природу вырвал из греховного плена. И теперь, при Божьей помощи, и если сами не поленимся приложить усилия, каждый из нас может стать святым (трудно сказать попадем ли мы с Вами в церковные святцы, но ведь не о том речь)![2].

Часть A. Выберите правильный ответ.

 

1. Говоря о разрушении земного жилища (ст.1-2), Апостол имел в виду:

а)

разрушение наших домов и квартир во время различных катаклизмов перед Вторым Пришествием

б)

полное и безвозвратное уничтожение тела после смерти

в)

временное разложение тела до всеобщего воскресения

г)

очередную смену тела при переселении души

 

 

2. Говоря о нерукотворном жилище, ожидающем нас на небе, Апостол хочет пояснить (ст.1-2):

а)

душа после смерти, полностью освобождается от уз тела, получает от Бога дом или дворец в Раю, где и пребывает вовеки

б)

о преображенном теле после Всеобщего Воскресения

 

3. " только бы нам и одетым не оказаться нагими" (ст.3):

а)

предостережение о разбойниках, которые "промышляли" в окрестностях Коринфа и грабили  (раздевали) зазевавшихся путников

б)

предупреждение, что после Всеобщего Воскресения тело примет свой окончательный вид и, если в силу нашей дурной жизни, оно будет выглядеть …, то это уже навсегда L

в)

если усопшего не одеть должным образом (скажем, без церковного покрывала), то у души такого человека возникнут серьезные проблемы в потустороннем мире

 

4. Имея это смертное дебелое тело мы от тяжести вздыхаем,  "потому что не хотим совлечься, но облечься" (ст.4):

а)

мы желаем поскорее скинуть тело и совсем остаться без него: тогда не надо будет заботиться об одежде, яде, можно летать где хочешь, посмотреть на мир… J

б)

о том, чтобы избавиться от тела мы даже и не думаем, просто…тоскуем о просветленной плоти и с нетерпением ждем её

 

5. Ручательством для нашей надежды на будущее прославленное тело служит (ст.5):

а)

Мы первоначально были созданы для нетленной жизни, о чём свидетельствует Св. Дух, Который и производит в нас внутреннее обновление, а со временем обновит и тело

б)

наше желание чтобы тело после смерти прославилось

в)

Благость Божия – Бог не допустит, чтобы кто-то навеки погиб, а потому всё равно как-нибудь всех оправдает и тело преобразит

 

6. Почему христиане всегда благодушествуют (ст.6)?

а)

они часто употребляют сладкое вино (Деян.2,13)

б)

в отличии от иудеев и язычников, христиане спокойно ждут смерти, потому что, при условии их святой жизни, она соединит их с Богом

в)

христиане через крещение моментально становятся святыми, им нечего больше бояться, а потому нет причин для печали.

 

7. Говоря о том, что " в теле, мы устранены от Господа" (ст.6), Павел имел в виду:

а)

пока мы находимся в теле, то не можем непосредственно созерцать Божественную славу

б)

находясь в теле, мы не можем выполнить волю Божию

в)

имея тело, у нас не получается предаться чувственным наслаждениям

г)

живя в этом теле мы отходим от Господа

 

8. " выйти из тела и (при этом сразу) водвориться у Господа" (ст.8-9) могут:

а)

все

б)

только те, кто в этой жизни ревностно подвизался

в)

все христиане

г)

преимущественно протестанты, т.к. им все грехи "прощены". А нам православным, нужно всю жизнь "корпеть " над своим исправлением

 

9. Что служило гарантом того, что ап. Павел проповедовал искренне и без двусмысленностей (в чем его обвиняли иудействующие) (ст.11):

а)

он боялся увечья, в случае открытия несуразности в проповеди

б)

страх Божий не давал лгать

в)

стыд перед другими апостолами держал его "в форме"

г)

в данном случае жажда славы была сильным стимулом вести себя искренне

 

 

 

10. Апостолу ставили в упрек, что он " выходит из себя " (ст.13). Его ответ на подобный упрек подразумевает следующее:

а)

при виде тех беззаконий, которые творят коринфяне, не грех и выйти из себя

б)

"рожденные ползать – летать не могут". Я – апостол, а потому мне можно то, что недопустимо для простых прихожан

в)

если я выставлял свои достоинства, говорил возвышенно, то не из самохвальства, а только ради славы Божией и успеха проповеди

 

11. Если Христос умер за грехи людей (ст.15) и воскрес для их жизни, то люди чтобы полноценно жить, должны жить:

а)

для себя, т.к. за нас уже всё сделано и остаётся только насладиться плодами

б)

для Господа, т.е. по Его св. воле благоугодной и праведной

в)

ради детей, т.к. кроме нас о них некому позаботиться

г)

т.к. закончили не все земные дела

 

12. " Потому отныне мы никого не знаем по плоти; если же и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем " (ст.16):

а)

Ап. Павел смотрит на Христа уже не как на проповедника, ограниченного рамками иудейской национальности, а как на прославленного Сына Божия, каким Он явился в Дамаске

б)

если кто-то из иудеев при жизни и видел Христа, то теперь все они поумирали и живых свидетелей Его земной проповеди практически не осталось

 

13. " Итак, кто во Христе, [тот] новая тварь…" (ст.17), т.е. посредством крещения:

а)

Бог сотворил человека во второй раз

б)

христиане возрождены к новой, духовной жизни, но это не новое творение Божие

 

14. " древнее прошло, теперь все новое" (ст.17). Такое происходит с человеком после крещения. Каким образом это таинство обновляет человека?

а)

в христианине всё плотское, эгоистичное после крещения прекращается само собой. И это совсем не требует усилий со стороны человека – теперь он свят

б)

в крещении отпускаются грехи и, как некое зерно, дается возможность, силы и дары для духовного развития человека, а осуществит её христианин или нет, зависит от него самого

в)

Ваш вариант ответа

 

15. Каким образом " Бог во Христе примирил с Собою мир" (ст.19)?

а)

Неумолимый Судия (Бог) не хотел и не мог простить согрешивших людей. Чтобы исправить ситуацию, Христос примирил Его, заплатив сполна Богу Отцу Своей Крестной жертвой.

б)

Люди возлюбили грех и, по причине своей падшей природы, враждовали против Бога. Чтобы вернуть им возможность быть праведными, Христос Крестной Жертвой искупил их из рабства тлению (вырвал из греховного состояния), тем самым примирил с Богом (вернул им праведное духовное устроение).

 

Часть Б. Укажите номера вопросов, на которые Вы ответили "да"

Да, согласен

1

тело – темница души и ничего хорошего в нем нет

q

2

и в новом теле можно оказаться как бы нагим, т.е. не облечённым в добродетель

q

3

находясь в грубом теле, мы тоскуем по телу нетленному (ст.2)

q

4

христиане стремятся вовсе освободиться от тела до такой степени, что если бы самоубийство не было грехом, то пошли бы и на него; а раз этого делать нельзя, поэтому медленно умерщвляют тело с помощью аскезы

q

5

после воскресения мы заимеем совсем новое тело, у которого не будет ничего общего с нашим теперешним телом

q

6

христиане относятся к телу как к другу, с которым надлежит разделить вечное блаженство, но которого, в виду его неразумности, молитвой и постом нужно держать в определенных рамках

q

7

у Адама до грехопадения было такое же нетленное тело, которое мы будем иметь после Всеобщего воскресения

q

8

смерть не для всех есть переход к блаженной жизни, а только для тех, которые угождают Господу (ст.9)

q

9

ап. Павел был чужд всякого желания отличиться перед другими верующими, а потому стремился служить делу спасения людей в обычном спокойном состоянии, а не демонстрацией сил и чудотворений

q

10

тело, которое служило добродетели или пороку, не будет исключено от участия и в воздаянии, но вместе с душой тело будет предано мучениям или увенчается наградой

q

11

чтобы удовлетворить праве Божией, Христос пострадал, и во искупление человечества, принёс жертву…диаволу, что бы он людские души отпустил из ада (ст.21)

q

12

Апостол просит: " примиритесь с Богом " (ст.20), т.к. фактически не Бог гневается на людей, а люди вследствие греха отвернулись от Бога

q

 

Часть В. Ответьте на вопросы

1. Если в теле нет ничего хорошего, то для чего Бог решил его воскресить?

2. Св. праведный Иоанн Кронштадтский (кстати, что-то забылось –  "праведные" – это святые монахи или святые миряне?...Может, кто подскажет? J) в конце своей жизни писал: " вот сорок четвертый год прохожу это звание, принося Богу "молитвы, моления, благодарения за вся человеки, за царя, и за всех иже во власти суть" (1Тим. 2, 1-2) и принося почти ежедневно Бескровную Жертву, примиряя тварей с Творцом, ибо Господь дал священникам "служение примирения" (2Кор. 5, 18)… Благодарю Господа, подавшего мне возможность и удобство чрез частое совершение богослужения изучить весь круг наших богослужебных книг, познать их мудрый состав и богатство содержания и образы величайшего, спасительного покаяния грешных и милосердия Божия к кающимся - всю глубину богословия, вся сладость славословия Божия и дивные хвалы Божией Матери, любовь к Богу и различные подвиги бесчисленных святых".

Какие богослужебные книги Вы знаете?

Приходилось ли Вам совершать молитвословия (чтение канонов, акафистов, тропарей и т.п.), соответствующие отмечаемому празднику или памяти того или иного святого?

 

 

 

 



[1] В.Н. Лосский "Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое Богословие" стр.115

[2] Кого тема перевода общеупотребительной догматической терминологии на язык святых отцов  заинтересовала, может дополнительно почитать одну   замечательную книгу –  Архиепископ Сергий Срагородский "Православное учение о спасении".  Книга достаточно распространенная, вышла большим тиражом, так что в библиотеке при храме, скорее всего, имеется