Послание ап. Павла к Колоссянам глава 2
На основании первых двух глав послания к Колоссянам
можно составить некоторое представление о колосских лжеучителях. Они придавали
своим взглядам вид некоторой философской системы. На первом плане у них стояло
отрицание единственности значения в деле спасения Господа Иисуса Христа,
Которого они не держались как главы. Наряду со Христом ставили ангелов, которым
и учили служить как посредникам между Богом и людьми. Все ангелы вместе со
Христом, по их воззрению, составляли одну божественную плерому, в которой
Божество Себя проявляет. Наконец, в отношении к морали, колосские лжеучителя
проповедовали своеобразный аскетизм, соединяя его с почитанием некоторых
иудейских праздников и других обрядовых постановлений Моисеева закона.
Служение, занесенное лжеучителями укоренилось в
некоторых малоазийских областях настолько, что в 365-м году отцы Лаодикийского
поместного собора (который прошел перед Первым Вселенским) грозили анафемой за
приверженность к нему. 35-е правило поместного Лаодикийского собора гласит:
«…не подобает христианам оставляти Церковь Божию и отходити и ангелов именовати
и собрания творити. Сие отвержено есть. Того ради аще кто общается к
упражняющимся в таковом тайном идолослужении, да будет анафема: понеже оставил
Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божия, и приступил к идолослужению». В
толковании к этому правилу говорится: «осуждаются еретики, не молящиеся Богу и
Христу, а только ангелам, якобы творцам и правителям мира». Блаженный Феодорит
объясняет происхождение этого культа ангелов влиянием колсских и фригийских
еретиков. Феофан Затворник делает предположение, что собрания этих
ангелослужителей были сходны с собраниями спиритов.
Часть A. Выберите правильный ответ.
1. О
каком подвиге пишет ап. Павел (ст.1):
а) |
ночные
молитвы об успешной евангелизации колоссян |
б) |
темничные
узы в Риме |
в) |
разработка
догматики учения, содержащегося в послании |
г) |
борьба
с иудействующими |
2. «в Котором сокрыты все сокровища
премудрости»
(ст.2-3). Правильнее перевести «в которой», т.к. это слово относится к «тайне»,
а не к «Богу». Тогда смысл стихов будет таким:
а) |
сердца
колоссян должны утешиться от познания тайны, что и язычникам уготовано
Царство Божие. В этой тайне содержится мудрость Божия и всеведение |
б) |
язычники
должны утешиться тайной Божией, что и им принадлежит спасение, ибо в Боге
сокрыта премудрость и всеведение |
3. Лжеучители
имели всю видимость логической доказательности и с помощью искусных оборотов
речи смогли убедить колоссян в своем правоверии. По этому поводу ап. Павел
(ст.4):
а) |
советовал
поучиться у них риторики, чтобы использовать словесные приемы в
благовествовании |
б) |
утверждал,
что во Христе Иисусе заключена вся премудрость и ею колоссяне уже обладают,
посему не гоже прельщаться всяким иным учением |
4. Апостол
хвалит терпение, благоустройство Колосской Церкви (ст.5). Это значит:
а) |
новое
учение придает им некую пикантность, и теперь их духовная жизнь более
наполнена |
б) |
теперь
у колоссян правильная духовная жизнь, но если они увлекутся новым учением, то
лишатся своего благоустройства |
5. Учение лжеучителей, появившихся в Колоссах
(ст.8-9), представлялось философиею, изобретенною отчасти умом человеческим, а
потоми принятой по преданию от мудрых людей. В состав ее входили учения о
стихиях мира и о влиянии мира духов. Внешне оно прикрывалось соблюдением
иудейской обрядности и строгим аскетизмом. Т.к. еще не разгадано было
содержание этой философии, то Апостол и говорит о нем в общих чертах, стараясь
внушить:
а) |
что
бы оно не обещало, все то в совершеннейшем и истинейшем виде христиане уже
имеют во Христе |
б) |
занятия
философией ни под каким видом не приемлемо для христиан, поэтому всех братьев
прочитавших Платона, Аристотеля и тем более – Эпикура, нужно строго наказать |
6. Философия была в большом почете между язычниками,
потому что она бралась решить с помощью разума все вопросы о Боге, о мире, его
происхождении и сущности, о человеке, его природе, назначении и о цели его
жизни. Как писал Свт. Иоанн Златоуст: «доискиваться решения таких вопросов…» Какой
из вариантов нижеприведенных ответов является продолжением цитаты святителя?
Здесь от вас требуется не знание творений свт. Иоанна Златоуста, а уяснение,
какова православная точка зрения по данному вопросу.
а) |
«неукорно,
а похвально, но решения этих вопросов могли быть укорны» |
б) |
«запретно,
ибо как змий соблазнил Еву, тако и философия соблазняет» |
7. Кому
принадлежит высказывание: «Философия – это служанка богословия»?
а) |
Фома
Аквинский |
б) |
Василий
Великий |
в) |
Демокрит
|
г) |
Сократ |
8. Колосские
учителя свои мечтания называли «плеромой», т.е. «полнотой», на что Апостол
отвечает (ст.9):
а) |
полнота,
оно может не полнота, но что-то в этом учении есть |
б) |
полнота
может быть только а истинной философии, а в Колоссах учение ложное |
в) |
слово
какое-то нерусское… «плерома». Нет! В нерусских словах ничего стоящее
называться не может! |
г) |
только
во Христе может быть настоящая полнота |
9. Св
Павел говорит, что истинно великое заключается во Христе, как Богочеловеке, и
верующие в Него уже имеют в Нем все (ст.10) что им необходимо для духовной
жизни, а именно:
а) |
прощение
грехов |
б) |
благодатная
помощь Св. Духа для святой жизни |
в) |
блаженная
вечная жизнь |
г) |
совоскрешение
со Христом |
д) |
совместное
пребывание с Богом на Небесах |
е) |
все
варианты |
10.
В ст.10 Апостол утверждает, что все силы небесные:
а) |
творение
Господа |
б) |
Христос
среди небесных сил – Первый среди равных |
в) |
всякие
власти и начальства нужно уважать как главенствующих над нами |
11.
Колосские лжеучители проповедовали необходимость обрезания (ст.11) Св. Павел
говорит, что христиане получают обрезание, но не рукотворное, а состоящее в
совлечении «греховного тела плоти». В каком послании это нерукотворное
обрезание ап. Павел называет «обрезанием сердца по духу»:
а) |
Иак.3:5 |
б) |
Евр.7:1 |
в) |
2Кор.2:10 |
г) |
Рим.2:29 |
12.
Чтобы понять каково «христианское обрезание» рассмотрим следующее. Грех манит к
себе удовольствием, которое он обещает человеку, а в сердце человека лежит
потребность удовольствия. Чтобы прекратить доступ греха к сердцу, нужно:
а) |
если
ты мужчина – позвать раввина и обрезаться, а если женщина – выйти замуж за
обрезанного |
б) |
лишить
удовольствия грех с которым мы боремся, почувствовав истинную сладость от
жизни по Богу |
13.
«истребив учением бывшее о
нас рукописание»
(ст.14). Есть 2 толкования того, что за «рукописание» это было. Продолжите
пояснение каждого, объяснив какое именно «рукописание» подразумевает данное
толкование:
а) |
рукописание
или «долговое обязательство», какое дали евреи при Синае, обязавшись
выполнять волю Божию, т.е. … |
б) |
св.
Павел образно представляет, что Бог имел от всего рода человеческого как бы
долговую запись, где прописаны были… |
14.
«отняв силы у начальств и
властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою» (ст.15), т.е. Христос:
а) |
наконец-то
получил власть над ангельскими чинами |
б) |
отнял
силы у злых демонов |
в) |
велел
не подчиняться государственным властям в делах вероисповедования |
15.
«тело - во Христе» (ст.17), здесь имеется в виду:
а) |
Церковь,
как истинное Тело Христово будет пребывать вовек |
б) |
весь
закон, все постановления ветхозаветные имели временное прообразовательное
значение – это тень тела, которое есть Христос |
16.
Какого из нижеперечисленных предостережений нет в ст.16-23:
а) |
не
соглашайтесь на некоторые иудейские обычая |
б) |
не
прельщайтесь притворным смирением лжеучителей и службою ангелов |
в) |
не
увлекайтесь учением человеческим о неразумном воздержании |
г) |
не
торопитесь колебаться умом, что время пришествия Христова уже наступило |
17.
Лжеучители проповедовали изнурение тела (ст.23) усиленным постом или
самоистязанием, т.к. смотрели на тело как на зло. По данному пункту их учение:
а) |
совпадает
с Православием |
б) |
расходится
с Православием (если «да», то укажите в чем именно) |
Часть Б. Укажите номера вопросов,
на которые Вы ответили "да"
Да, согласен
1 |
для того св. Павел и указал истинную премудрость,
чтобы кто-нибудь не прельстил христиан вкрадчивыми словами (ст.4) |
q |
2 |
Павел называет лжеучение колосских учителей «пустым обольщением» (ст.8), т.к. ее
содержанием были воображения, а не истина |
q |
3 |
колосское учение основывалось на «предании
человеческом» (ст.8), т.е. на Предании Церкви |
q |
4 |
вероятно под «стихиями мира» (ст.8) Апостол
называл учение астрологии о влиянии светил небесных на судьбу людей или
колдовство |
q |
5 |
прекращение сласти от греха или смерть греха
(Рим.6), и есть совлечение тела грехов (ст.11) |
q |
6 |
в христианстве полностью сохранено ветхозаветное
деление животных на чистые и нечистые (ст.16) |
q |
7 |
все вещественное ничтожно: употребленная пища
сгнивает и уничтожается или, как учит Спаситель – «исходит афедроном»
(Мф.7:9) |
q |
8 |
«тело», от которого в Ветхом Завете «пала тень»,
которое давало смысл и всем ветхозаветным установлениям, есть Сам Христос
(ст.17) |
q |
Часть В. Ответьте на вопросы
Цитаты: Согласно Диогену Лаэрцию в древности (в Греции)
были известны семь мудрецов, ими почитались следующие мужи: Фалес, Солон,
Периандр, Клеобул, Хилон, Биант, Питтак. Семи мудрецам приписываются многочисленные
изречения, вот некоторые из них:
Фалес
Не красуйся наружностью, но будь
прекрасен делами
Не наживай богатства нечестивым
путем
Находясь у власти, управляй
самим собой
Не множество слов доказывает
рассудительность мнения
Биант
Бери убеждением, а не силой
Периандр
Бесчестная прибыль обличает
бесчестную натуру
В удаче будь умерен, в беде –
рассудителен
Хилон
Ничего слишком; все хорошо в
меру
Предпочитай убыток позорной
прибыли: первое огорчает один раз, второе будет огорчать всегда
Язык твой пусть не обгоняет ума
Питтак
Трудно быть добрым
Клеобул
Будь любослух, а не многослов
В достатке не заносись, в нужде
не унижайся
Солон
Избегай удовольствия, рождающего
страдания
Научившись подчиняться,
научишься управлять