2-е Послание ап. Павла к Коринфянам  главы 8 и 9

В главах 8 и 9 идет речь о том, что ап. Павел в других местах называет "сбором для святых" (1Кор.16:1) или "подаянием для бедных между святыми в Иерусалиме" (Рим.15:26). Это "подаяние", сбор которого завершился в 58 году, имеет своим началом события, происшедшие за несколько лет до этого в Иерусалиме, когда было решено, что апостолы Иаков, Пётр и Иоанн будут заниматься обращением евреев, в то время как апостолы Павел и Варнава отправятся к язычникам. Это миссионерское "соглашение" было заключено с условием: Павел и Варнава должны были "помнить нищих", т.е. собирать пожертвования среди язычников для нуждающихся иерусалимских  христиан (Гал.2:9-10). Иерусалимские христиане оказались в нужде в результате голода, который начался в правление кесаря Клавдия, приблизительно в 46 году. Можно представить, каковы же были последствия этого события, ибо сбор денег совпал с периодом серьёзной нужды.

Часть A. Выберите правильный ответ.

 

1. Собирая подаяния для голодающих иерусалимских христиан, македоняне тем самым в первую очередь  хотели выразить свою преданность (8:1-5):

а)

Господу

б)

ап. Павлу

в)

евреям

г)

Александру Македонскому

 

2. Павел просил Тита окончить доброе дело (точнее с греческого: благодать). Называя так милостыню (ст.6), Апостол тем самым дает понять, что:

а)

она уподобляет человека Богу, источнику благодати, и с другой стороны, сама совершается под действием благодати Божьей, смягчающей человеческое сердце

б)

отдавать деньги в любом случае - благо

в)

пора прекратить различные поборы на нужды Церкви

 

3. "Качество" благотворительности оценивается:

а)

по множеству подаяния

б)

по расположению подающего

в)

по расположению принимающего

г)

по качеству денежных знаков (хорошо в $ или в евро, а ещё лучше –  в золотых слитках)

 

4. Относительно пожертвований коринфян (8:8), (9:1-2) Апостол:

а)

приказывает им это делать

б)

даёт им только случай проявить свое христианское настроение

в)

проверяет на "вшивость" (а смогут ли они вообще жертвовать?)

 

5. Как много нужно жертвовать нуждающимся (8:13), (9:6-7)?

а)

отдать им всё до последнего

б)

отдать столько, сколько просят

в)

дать сколько позволяет наш достаток

г)

дать столько, чтобы потом не сожалеть о своей милостыне

 

6. Кроме Тита в Коринф были посланы ещё два брата (8:18-19, 22) с целью:

а)

надзор за Титом (чтобы он не сбежал с пожертвованными деньгами)

б)

помощь Титу в сборе пожертвований и для охраны от разбойников в пути

в)

стажировка в благовествовании

 

7. Когда мы делаем что-то доброе (8:20), то:

а)

всегда достаточно чтобы об этом знали только мы и Бог, а что об этом скажут остальные люди – не важно

б)

нужно делать только такое хорошее, что будет иметь поддержку во всех слоях общества

в)

добро мы делаем перед Богом, но, если это не помешает делу, нужно учитывать и мнение посторонних людей

 

8. "стараемся о добром не только пред Господом, но и пред людьми " (8:21), чтобы:

а)

не подвергать их соблазну, не провоцировать к осуждению и, как следствие, не пододвигать их к духовной гибели

б)

жить тихо-мирно

в)

не иметь сто рублей, а иметь сто друзей

 

9. Доказательством любви служит (8:24):

а)

что мы думаем только о вожделенном предмете (человеке, обществе, вещи и. т.д.)

б)

что на предмет любви тратим деньги, если они есть

в)

радуемся присутствию любимого

г)

многосторонне жертвуем ради того, кого любим (жизнью, силами, средствами и т.д.)

 

 

Часть Б. Укажите номера вопросов, на которые Вы ответили "да"

Да, согласен

1

коринфяне вовсе не думали о необходимости жертвовать для нуждающихся, и только в 8-ой главе Апостол "открыл им глаза" и на эту добродетель (8:10)

q

2

требовать от других абсолютной и безоговорочной милостыни, значит, требовать, чтобы новоначальные мгновенно поднялись на высшую ступень христианского совершенства

q

3

Тит пошёл в Коринф по принуждению (8:17)

q

4

кроме Тита в Коринф были посланы новоначальные христиане никому нигде не известные (8:18)

q

5

Верующие должны смотреть дальше проблем своей собственной общины и проявлять попечение о Божьем народе и в других местах

q

6

македоняне были настолько нищие (8:2), что Павел не ожидал от них участия в сборе пожертвований

q

7

уметь благотворить – это дар Божий

q

8

ничто так не подрывает доверия, как домыслы о корысти и мошенничестве

q

9

ап. Павел располагал коринфян не к большому подаянию, а к подаянию с охотой

q

10

подающий милостыню, получает больше, чем отдаёт

q

11

Тит начал сбор средств в Македонии, а продолжил в Коринфе (8:6)

q

12

как при собирании манны (Исх.16:18) все, и собиравшие много и собиравшие мало, находили  у себя по равной мере (подобным образом Бог наказывал ненасытность иудеев), так и теперь не должно желать большего, чем самого необходимого (8:15)

q

13

Павел, зная чистоту своих намерений относительно подаяний, вовсе  не заботится о мнении людей по этому поводу (8:21)

q

14

если люди слабы духовно, то нужно снисходить к их немощам и стараться не провоцировать на осуждение

q

15

посредством милостыни мы возбуждаем во многих благодарные чувства к Богу (9:12)

q

16

Павел побуждает к милостыне коринфян примером македонян, а македонян примером коринфян (9:2)

q

17

вынужденное не есть добродетель (9:7)

q

 

Часть В. Ответьте на вопросы

1. В одном из древних патериков[1] описан следующий случай:

В Александрии осталась сиротою дочь очень богатых людей. Она была не крещена. Однажды вышла она в сад, в глубине которого увидела человека, собиравшегося удавиться. Быстро подбежав к нему, она спросила:

 - Что ты делаешь, добрый человек?

 - А тебе какое дело? Уйди! Я в большом горе…

 - Скажи мне всю правду. Я, может быть, помогу тебе.

 - Я много должен. Мои заимодавцы сильно теснят меня, и я предпочел скорее умереть, чем вести горькую жизнь.

 - Прошу тебя…возьми всё, что у меня есть, и отдай…только не губи себя.

тот согласился на это и уплатил долги. Меду тем девица оказалась в стесненном положении. Придя в крайнюю бедность, она начала распутную жизнь. А те, которые знавали её родителей, говорили: "Кто знает суды Божии, как и для чего попускается душе падать!" 

Молодой организм не вынес такой жизни: она заболела и –  опомнилась. В сокрушении духа она просила соседей: "Ради Господа, сжальтесь над душой моей и  поговорите с папою[2], чтобы мне стать христианкой". Но все отвернулись от неё с презрением: "Кто пожелает быть восприемником такой распутной женщины?" – говорили о ней.

Когда она совсем пала духом при таких обстоятельствах, явился к ней ангел Господень в виде того человека, которому она некогда оказала милость.

 - Что с тобою? – спросил её ангел.

 - Я желаю сделаться христианкой и, увы, никто не хочет сказать обо мне.

 - В правду ли ты желаешь?

 - Да, и прошу и тебя  об этом.

 - Не падай духом! Я приведу кого – нибудь, и тебя примут в лоно Церкви.

После этого ангелы перенесли её в церковь, поручились за неё перед пресвитерами (священниками), которые и окрестили её во имя Пресвятой Троицы. Потом облекли её в белые одежды новокрещенных, и ангелы перенесли её обратно в дом.

Соседи, увидав её  в белых одеждах, спрашивали:

 - Кто окрестил тебя?

 - Кто-то пришёл, - отвечала она, - отнесли меня в церковь, сказали клирикам и они окрестили меня.

 - Да кто же именно? Какие Клирики?

об этом она ничего не могла сказать. Доложили папе. Папа призвал клириков, приставленных ко крещению.

 - Вы ли окрестили ту женщину? – спросил папа.

Те не отреклись, и сказали, что были приглашены для этого таким-то и таким-то из сановников. Епископ посылает за указанными лицами и спрашивает у них, точно ли они поручились за девицу?

 - Ничего мы не знаем, - отвечали те. – Не знаем и тех, кто сделал это.

Тогда епископ понял, что это – дело Божие. И пригласив новокрещенную, спросил:

 - Скажи мне, дщерь моя, что сделала ты доброго?

 - Я блудница и бедная…Что же доброго могла я сделать?

 - Так-таки и не знаешь за собою ни одного доброго поступка?

 - Нет…вот разве это…однажды я увидела неизвестного мне человека, собиравшегося удавиться. Его сильно теснили заимодавцы. И, отдав ему всё моё состояние, я избавила его от беды…

И, сказав это, она почила в Господе, получив отпущение своих вольных и невольных прегрешений.

Заметьте, девушка ни разу не пожалела о своей милостыне… Смогли бы Вы благотворить подобным образом, как она?

 

2. "Однажды, когда после страшной засухи пошёл дождь, - вспоминал Паисий Святогорец[3], - я почувствовал такую благодарность Богу, что, сидя в каливе, без остановки восклицал: "Боже мой, благодарю Тебя миллионы, миллиарды раз!" Я не знал, что в это время под окном стоял один мирской человек и слушал. Потом, встретившись со мной, он  признался: "Отец, а ведь я соблазнился. Я услышал про все эти "миллионы", про все эти "миллиарды" и подумал: :Вот оно как! Каков фрутик этот отец Паисий!" И что ему было объяснять? Я имел в виду многие благодарения Богу за дождь, а этот человек подумал, что я считаю деньги. А окажись на его месте кто-то другой, так мог бы еще и прийти ночью, чтобы меня ограбить! Мне досталось бы по первое число, а он в конечном итоге так ничего бы и не нашел…Мы не должны давать людям повод приходить к ошибочным заключениям. Например если у человека возник о тебе "левый" (недобрый) помысл, то причиной этого может быть как его собственная недоброжелательность, так и то, что ты сам дал ему повод плохо о тебе думать. Но если человек думает о тебе плохо, несмотря на то что ты ведешь себя со вниманием, то…"

Докончите мысль: как нам нужно поступать в последнем случае?



[1] Творение блаженного Иоанна Мосха "Луг духовный", глава 207

[2] так в некоторых областях называли и православных епископов, к тому же описанные события, происходили до разделения Церквей на Православную и Католическую

[3] "Блаженной памяти старец Паисий Святогорец. Слова" том 3, стр. 70, 73