Соборное послание св.
апостола Иакова. Глава 5
Вот и добрались мы до последней главы послания
ап. Иакова, а в этой главе ой как много внимания посвящено молитве! J
Молитва сопряжена не только с радостями и обретениями, которые
происходят благодаря ей, но и с кропотливым ежедневным трудом. Иногда молитва
приносит огромную радость, освежает человека, дает ему новые силы и новые
возможности. Но очень часто бывает, что человек не расположен к молитве, ему не
хочется молиться. Так вот, молитва не должна зависеть от нашего настроения.
Молитва – это труд. Преподобный Силуан Афонский говорил: "Молиться – это
кровь проливать". Как и во всяком труде, со стороны человека требуется
усилие, подчас огромное, чтобы даже в те минуты, когда молиться не хочется,
принудить себя к этому. И такой подвиг окупится стократно.
Но почему нам порой не хочется молиться? Думается,
главная причина здесь заключается в том, что наша жизнь не соответствует
молитве, не настроена на нее. Если наша жизнь не является подготовкой к молитве,
то и молиться нам бывает очень трудно. Молитва – это индикатор нашей духовной
жизни, своеобразная лакмусовая бумажка. Мы должны выстраивать свою жизнь таким
образом, чтобы она соответствовала молитве. Когда, произнося молитву "Отче
наш", мы говорим: "Господи, да будет воля Твоя",– это значит,
что мы всегда должны быть готовы к тому, чтобы исполнять волю Божию, даже если
эта воля противоречит нашей человеческой воле. Итак, одно должно
соответствовать другому; жизнь – молитве и молитва – жизни. Без этого
соответствия не будет у нас успеха ни в жизни, ни в молитве.
Не будем смущаться, если нам трудно
молиться. Это означает, что Бог ставит перед нами, новые задачи, причем решать
их мы должны и в молитве, и в жизни. Если мы научимся жить по Евангелию, то
научимся и молиться по-евангельски. Тогда и жизнь наша станет полноценной,
духовной, истинно христианской
Часть A.
Выберите правильный ответ.
1. Цель
апостольского призыва богачей к рыданию (ст.1):
а) |
внушить
ужас при осознании величайших бедствий, идущих на них |
б) |
побудить
их к покаянию и исправлению жизни, пока не поздно |
в) |
покрасоваться
своим пророческим дарованием |
2. Причина
грядущих на богачей наказаний (ст.4-5) состоит:
а) |
в
содеянных ими нравственных проступках и преступлениях |
б) |
единолично
владеть полями – грех (хлеб – голодным, земля – крестьянам) |
в) |
в
гневе Божьем |
3.
Почему апостол запрещает роскошь (ст.5)?
а) |
вследствие
неумеренности, роскошь оказывает на душу расслабляющее действие |
б) |
роскошь
сама по себе преступна |
в) |
т.к.
роскошью пользовались в основном языческие императоры, поэтому у христиан она
вызывала неприятные ассоциации |
4. Как
известно, Христа распяли иудеи, почему же ап. Иаков с этой претензией
обращается к богатым (ст.6)
а) |
Иуда
предал Господа за деньги, подобное делают и богатые, не считаясь с
последствиями для души |
б) |
здесь
как раз обращение не ко всем богатым, а именно к иудеям |
в) |
потому,
что во времена апостола на монетах было изображение языческого императора и
всякий, кто связывался с деньгами, как бы поклонялся идолу императора, т.е.
предавал Христа |
5. Часто
богатые бедным причиняют явное зло, ап. Иаков советует с этим бороться (ст.7):
а) |
убеждением
богатых, что так поступать не должно |
б) |
терпением |
в) |
революцией |
г) |
оброком |
6. Почему
как пример долготерпения приведены пророки (ст. 10), а не другие великие и
всеми уважаемые люди (правители, герои, благотворители)?
а) |
никто
кроме пророков не проявлял долготерпения |
б) |
никто
кроме пророков не был известен христианам |
в) |
т.к.
пророки "говорили именем Господним", значит и в терпении скорбей не
человеческая воля, а Божия |
7. О
каком таинстве говорится в ст.14?
а) |
такого
таинства сейчас в церкви нет |
б) |
миропомазание |
в) |
исповедь |
г) |
соборование
(елеосвящение) |
д) |
крещение |
8. В
этом таинстве целебную силу несёт:
а) |
свойство
растительного масла |
б) |
радость
от прихода батюшки |
в) |
молитва
верующих |
9. Какие
грехи прощаются в этом таинстве (ст.15)?
а) |
все
от века содеянные |
б) |
все
личные |
в) |
смертные |
г) |
утаённые
на исповеди |
д) |
забытые |
10.
"Много бо может молитва праведного споспешествуема" (ст.16), значит:
а) |
нам
можно вовсе не молиться, пусть за нас молятся праведники или Церковь |
б) |
молитва
праведника наиболее действенна тогда, когда и мы ей содействуем богоугодным
поведением и личной молитвой |
в) |
до
Бога доходит молитва праведников только усиленные возжиганием свечей и
курением ладана |
11.
Для чего приведён пример с пророком Ильёй (ст.17-18)?
а) |
чтобы
показать, что только пророки могу что-то вымолить у Бога |
б) |
получить
просимое на молитве может любой подобный нам человек |
в) |
если
что-то хотим вымолить у Бога, то нужно обращаться только через пророка Илию |
12.
Каким образом нужно обращать грешника с его ложного пути (ст.19)?
а) |
любыми
доводами заставить его скорей креститься, а там, хоть трава не расти |
б) |
запугать
Страшным Судом, вечными муками, мытарствами |
в) |
собственной
жизнью показать красоту и преимущество добродетели перед грехом, чтобы и
другим захотелось последовать нашему примеру |
13.
Апостол говорит о гниении и жжении богатства (ст. 2-3), т.к.:
а) |
ткани
и драгоценности раньше были плохого качества |
б) |
они
будут свидетельствовать и обличать совесть в немилосердии |
в) |
есть
вероятность потерять всё богатство во время пожара и остаться ни с чем |
Часть Б. Укажите номера вопросов,
на которые Вы ответили "да"
Да, согласен
1 |
достаток – хорошо, а невоздерженность в нём не
дозволена |
q |
2 |
всякая скорбь, если нет при ней терпения, служит к
сугубому мучению |
q |
3 |
терпение – это дар Божий ниспосылаемый за слёзы и
молитвы |
q |
4 |
тот кто злостраждет (ст.13), тому нужно молиться,
но только не псалмами, т.к. Псалтирь можно читать только в радости |
q |
5 |
по-настоящему мы имеем только то, что отдаём
другим |
q |
6 |
пение псалмов производит мирное и беспечальное
состояние души |
q |
7 |
помазанием елеем (маслом) для возвращения здоровья
было введено только в апостольское время. Во время проповеди Господа такой
практики не было (Мк.6:13) |
q |
8 |
если когда за нас кто-то молится, а мы проводим
время в неге и невоздержании, то это никак не ослабляет силу молитвы |
q |
9 |
богатым нет спасения и они могут лишь ожидать
грядущего суда (ст.1) |
q |
10 |
на примере богатых ап Иаков учит всех нас
правильно распоряжаться пусть небольшими, но материальными средствами,
которые доверил нам Бог |
q |
11 |
осуждается не само богатство, а обман и мошенничество
(ст.4) |
q |
12 |
земной уют и комфорт не могут убаюкать и притупить
стремление к духовным ценностям (ст.2-3) |
q |
13 |
материальное изобилие открывает двери
беззаботности и бесчувственности |
q |
Часть В. Ответьте на вопросы
1. Грехи,
вопиющие на небо суть следующие: вольное убийство; озлобление убогих, вдов и
сирот; удержание платы у бедных наемников; досаждение родителям и
неблагодарность к ним; беззаконие содомское. Почему эти грехи так названы?
2.
Св. Максим Исповедник писал: "Если
же кто в молитве будет молиться Богу о какой-либо добродетели, а сам между тем
предается нерадению, никаких на стяжание сей добродетели определенных средств
не приемля и никаких для того дел не делая, и подвигов не подъемля, то поистине
такой паче искушает Бога, а не молится. Почему божественный Иаков и сказал, что
много бо может молитва праведнаго
поспешествуема" (Иак.5: 16).
Что здесь называется споспешествованием?
3. Святой апостол Иаков
говорит христианам: "Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров
Церкви, и пусть помолятся над ним" (Иак.5: 14).
Святой праведный Иоанн Кронштадтский вспоминал,
как его, еще молодого священника, незнакомая женщина попросила помолиться об
успехе одного ее дела.
- Я не умею молиться, - смиренно отвечал отец
Иоанн.
- Помолитесь, - продолжала просить женщина. - Я
верю, что по вашим молитвам Господь поможет мне.
Отец Иоанн, видя, что она возлагает такие большие
надежды на его молитву, еще больше смутился, снова утверждая, что он не умеет
молиться, но женщина сказала:
- Вы, батюшка, только помолитесь, я вас прошу,
как умеете, а я верю, что Господь услышит.
Отец Иоанн стал поминать за литургией эту
женщину. Через некоторое время батюшка снова встретил ее, и она сказала:
- Вот вы, батюшка, только помолились за меня, и
Господь послал мне по вашим молитвам, что я просила.
По чьей вере Господь исполнил просимое?