Соборное послание св.
апостола Иуды.
Иуда был родным
братом апостола Иакова Праведного – первого Иерусалимского епископа (т.е. одним
из сыновей Иосифа Обручника – хранителя Пресвятой Девы). Он считал себя
недостойным называться братом Господним по плоти, ибо согрешил перед Спасителем
своим маловерием и небратолюбием: "Ибо и братья Его не веровали в
Него" (Ин.7,5).
Св. Иуда
распространял веру во Христа сначала в Иудее, Галилее, Самарии, Идумее, потом в
Аравии, Сирии, Месопотамии. В таких трудах достиг он стран Араратских и здесь,
отвратив множество людей от идолопоклонства, совершил над ними таинство
крещения. За что идольские жрецы схватили его и после множества мучений
повесили на кресте и пронзили стрелами. Это было около 80 года по Р.Х. в
Армении в городе Арате (память ап. Иуды
19 июня и 30 июня, вместе с Собором святых славных и всехвальных 12-ти
апостолов).
Примерно в
66-67 годах св. Иуда ходил с проповедью в Персию и там написал на греческом
языке Соборное послание, где обличались учителя нарождающегося гностицизма, и в
частности, говорилось как нужно вести себя на вечерях любви. Тех, кто думает,
что речь идет о веселых пирушках,
заканчивающейся повальной оргией –
вынуждены разочаровать L…
Агапа (в
переводе с греческого – "вечеря любви") – вполне благочестивое
занятие (соединение литургии с легкой трапезой после нее). Впрочем, и здесь не
вполне обошлось без "злоупотреблений", о них и пишет апостол своим
посланием. А также, упомянулись и те, кто в самом деле был не прочь заняться развратом
под личиной благочестия. Ибо лжеучителя 1-го века допускали распутство, как
средство ослабления плоти, Христа же и вовсе не считали Богочеловеком.
Прошли
тысячелетия, а некоторым из современных "учителей" до сих пор не дают
покоя "лавры" их далеких предшественников…
Часть A. Выберите правильный ответ.
1.
Послание ап. Иуды написано для асийских христианам. Почему тогда оно названо
"соборным", а не "посланием к асийцам"
а) |
Чтобы
показать, что апостол писал послание не один, а всем собором |
б) |
т.к.
это послание вскоре после написания было утеряно и его текст собирали из
ссылок древних христианских авторов |
в) |
Церковь
включила его в состав соборных, указывая на его универсальность и что оно
имеет значение для всех христиан |
2.
Что побудило апостола Иуду писать асийским христианам (ст.3)?
а) |
св.
Иуда обращался с увещеванием к тем церквам, которые он сам организовал |
б) |
у
него было такое искреннее усердие об общем спасении, что узнав о возникших
нестроениях в Асии, он посчитал возможным обратиться к вовсе незнакомым ему
людям |
в) |
апостол,
предвидя голод в Иерусалиме, решил попросить помощь в Асии (Азии) |
3.
В послании апостол обращается к христианам как к "призванным" (ст.1).
Здесь имеется в виду:
а) |
призваны
на служение Богу, облечены определенной ответственностью перед Богом |
б) |
"супермены",
которым всё в жизни позволено |
в) |
люди,
обладающие особыми дарованиями |
4.
Против каких нестроений ап. Иуда написал свое послание?
а) |
против
книжников и фарисеев, которые нападали на Церковь Божию извне |
б) |
против
тех, кто по своей немощи случайно согрешают, а потом искренне в этом раскаиваются
|
в) |
против
лжеучителей, которые извращают христианское учение, чтобы оправдать свои
согрешения |
5.
Своим посланием апостол побуждает не быть равнодушными, когда в опасности
истины веры, но напротив "подвизаться за веру " (ст.3). Это значит:
а) |
носить
пояс (обязательная деталь монашеского облачения) |
б) |
каждому
православному человеку отстаивать христианские догматы |
в) |
побуждать
других отстаивать христианские истины, а самим оставаться в стороне |
г) |
ходить
в крестовые походы (христианский джихад) |
6. Говоря,
что некоторые люди предназначены к осуждению (ст.4), апостол имел в виду:
а) |
Бог
по Своему произволу одних предопределил ко спасению, а других – к погибели |
б) |
Бог
от начала предвидит кто из людей изберет путь спасения, а кто – погибели |
в) |
все
в мире случайно и нет никакого предназначения, только слепая судьба кому
"отвесит" хорошую жизнь, а кому - плохую |
7. Как поступил Господь с воспротивившимися
Ему ангелами (ст.6)?
а) |
поставил
в угол |
б) |
послал
в огненное озеро |
в) |
поместил
в темное место |
г) |
оставил
вне Своей благодати |
8.
В чем выражалось главное нестроение, возникшее на агапах (вечерях любви):
а) |
в
человеческих жертвоприношениях |
б) |
в
блудном поведении |
в) |
чревоугодие
поставили превыше страха Божия |
г) |
в
объедении и пьянстве самом по себе |
9. За
какие грехи Содом и Гоморра подверглись "казни огня" (ст.7)?
а) |
за
блуд в точном смысле этого слова (супружеские измены, сожительство вне брака) |
б) |
за
сексуальные и религиозные (магия) извращения |
в) |
за
скупость и негостеприимство |
г) |
за
любовь к увеселениям |
10.
Для чего в послании вспоминается случай из апокрифа "Восхождение
Моисея", когда диавол предъявил свои права на тело пророка Моисея за
убийство им в молодости египтянина?
а) |
дабы
показать, что заповедь "не убий" действует и в Новом Завете |
б) |
чтобы
лучше проиллюстрировать дерзость лжеучителей в их взглядах и суждениях, когда
даже Ангелы так дерзко не поступают в отношении демонов |
в) |
показывается
слабость св. Ангелов перед падшими ангелами |
11.
" пророчествовал и
Енох, седьмой от Адама ", т.е.
а) |
в
7 раз меньший Адама по благодати |
б) |
родившийся
в 7-ом поколении после Адама |
в) |
вымолачивающий
хлебный сноп в 7 раз медленнее Адама |
г) |
проживший
в 7 раз меньше Адама, т.к. живым был взят на Небо |
12.
Почему о лжеучителях говорится, что они злословят чего не знают (ст.10)?
а) |
о
духовных вещах правильно рассуждать могут только духовные (святые) люди, а
лжеучители вели нечестивую жизнь и критиковали то, что находится за пределами
их опыта |
б) |
у
асийских учителей не хватало знаний в силу их малограмотности |
в) |
апостол
ревновал, что у асийских христиан имеют успех захожие проповедники |
13.
" Это люди… душевные,
не имеющие духа
" (ст.19), здесь имеются в виду люди:
а) |
в
кого по "недосмотру" или иным причинам при рождении вложили только
душу, но не вложили дух |
б) |
пристрастные к земному,
особенно к пище, к питью, к деньгам |
в) |
очень
добрые душевные люди |
14.
Говоря: " к одним
будьте милостивы, с рассмотрением" (ст.22), апостол имел в виду:
а) |
христиане
должны замкнуться в своём кругу, думая только о своём спасении и спасении
членов своей общины |
б) |
по
человеколюбию со всяким грешником можно иметь дело и это в любом случае не
может тебе повредить |
в) |
грешников,
способных к исправлению не стоит отталкивать, но при этом нужно строго
следить за собой, дабы и самим не увлечься дурным примером |
15.
Послания апостолов, на которые ссылается св. Иуда и в которых пророчествуется,
что " в последнее время
появятся ругатели, поступающие по своим нечестивым похотям":
а) |
не
дошли до наших дней |
б) |
тайно
хранятся в церковных архивах |
в) |
они
суть следующие – 1Пет.(1,1-5) |
г) |
они
суть следующие – 2Пет.(2,10); 2Пет.(3,2-3); 1Тим.(4,1);2Тим.(1,1-5) |
16.
Апостол советует обличать со страхом (ст.23):
а) |
т.е.
вопреки страху перед обличаемыми |
б) |
внимая
себе, обличать грех, а не грешника |
в) |
обличать
только тех, кого боимся |
г) |
заняться
самообличением |
Часть Б. Укажите номера вопросов,
на которые Вы ответили "да"
Да, согласен
1 |
Соборное послание ап. Иуды, было написано Иудой
Искариотом ещё до того, как он предал Христа первосвященникам. Но в силу
полезности и древности написанного, Церковь все же решила включить его письмо
в каноническое Писание. |
q |
2 |
"в
упорстве погибают, как Корей" (стих 11) – это предсказание вражды между Южной и Северной Кореей |
q |
3 |
Господь, выведший израильский народ из Египта, а
потом многих из них погубивший за грехи, с согрешившими христианами без
сомнения поступит по иному. А потому нужно только креститься, веровать в
Евангелие и тогда верующему грех не вменится в грех |
q |
4 |
Лжеучители "идут путем Каиновым " (стих11), потому, что они, передавая
ложное учение братьям (однородным существам), убивают их духовно |
q |
5 |
" Горе им, потому что … предаются обольщению мзды, как
Валаам" (стих 11) –
предсказание, как-то относящееся к Валаамским монахам |
q |
6 |
как свирепые морские волны служат к
кораблекрушению многих, так и надутое пустословие ведет только к погибели |
q |
7 |
часто лжеучители, подобно Валааму (Числ.22,1;
2Пет.2,15; Апок.2,14), распространяют свои верования ради личных выгод и корысти |
q |
8 |
сектанты как Корей (Числ.16,1) не будучи
достойными, присваивают себе учительское звание, которое им не давалось от
Бога по праву |
q |
9 |
Как от безводных облаков люди напрасно ожидают
живительной влаги, так бесполезно учение самозванцев |
q |
10 |
Молчанием, когда вовсю действуют лжеучителя, предается Бог |
q |
11 |
Появление в Церкви лжеучителей было совершенно
неожиданным явлением о котором никто не предупреждал и не предсказывал |
q |
12 |
В стихе 24 говорится о том, что если мы хотим
спастись, то в этом плане нам самим предпринимать ничего не нужно |
q |
13 |
все греховные раны врачуются одинаково, независимо
от степени падения согрешившего… (например, всем по 10 поклонов) |
q |
14 |
молиться Духом Святым (стих 20), значит говорить
на ангельских языках и пророчествовать |
q |
15 |
нужно быть осторожным с теми, кто на все имеет
свое личное мнение, особенно если оно противоречит мнению Церкви (стих 19) |
q |
Часть В. Ответьте на вопросы
1. В стихе 8 говорится об одном из признаков лжеучителей "отвергают начальства и злословят высокие
власти".
По единогласному толкованию всех древних св. отцов здесь имеется в виду не их
непокорность мирским властям, а непризнание и презрение ангельских чинов
(начал, властей и др.).
Какие ангельские чины Вам известны и сколько существует ангельских
чинов?
2. Однажды между
священником и прихожанином произошёл такой диалог:
Духовник.
Человечество вне Церкви в своем
большинстве противоборствует Божественному началу, и потому естественно, что
жизнь его пронизана действием страстей. Как говорит Апостол: злословят то, чего не знают; что же по
природе, как бессловесные животные, знают, тем растлевают себя (Иуд.
1, 10).
Неизвестный. Значит, если бы весь мир стал
Церковью, культура была бы не нужна?
Духовник. Она была бы совершенно другой.
Неизвестный. Постой. Я все же не могу ясно
представить себе положительную сторону культуры. Возьмем, например, искусство.
Я поставлю вопрос конкретно: Бетховен нужен?
Духовник. Кому?
Неизвестный. То есть, как
"кому"? Вообще объективно, чтобы "открылся Бог".
Духовник. Так вопрос ставить нельзя. Или,
вернее, на вопрос, так поставленный, нельзя ответить "да" или
"нет".
Неизвестный. Ответь как угодно.
Духовник. Хорошо. Бетховен нужен,
поскольку он отражает в своем творчестве Божественное начало вне Церкви. Он -
явление положительное, поскольку имеет положительное значение в процессе
внецерковной жизни. Он не нужен для тех, кто живет в полноте жизни церковной…
Как Вы думаете, почему для тех,
кто живет в полноте церковной жизни не обязательно жить в полноте светского
искусства? Значит ли это, что искусство не нужно вообще?