2-е Послание ап. Павла к
Коринфянам главы 8 и 9
В главах 8 и 9 идет речь о том, что ап. Павел в
других местах называет "сбором для святых" (1Кор.16:1) или
"подаянием для бедных между святыми в Иерусалиме" (Рим.15:26). Это
"подаяние", сбор которого завершился в 58 году, имеет своим началом
события, происшедшие за несколько лет до этого в Иерусалиме, когда было решено,
что апостолы Иаков, Пётр и Иоанн будут заниматься обращением евреев, в то время
как апостолы Павел и Варнава отправятся к язычникам. Это миссионерское
"соглашение" было заключено с условием: Павел и Варнава должны были
"помнить нищих", т.е. собирать пожертвования среди язычников для
нуждающихся иерусалимских христиан
(Гал.2:9-10). Иерусалимские христиане оказались в нужде в результате голода, который
начался в правление кесаря Клавдия, приблизительно в 46 году. Можно
представить, каковы же были последствия этого события, ибо сбор денег совпал с
периодом серьёзной нужды.
Часть A. Выберите правильный ответ.
1. Собирая
подаяния для голодающих иерусалимских христиан, македоняне тем самым в первую
очередь хотели выразить свою
преданность (8:1-5):
а) |
Господу |
б) |
ап.
Павлу |
в) |
евреям |
г) |
Александру
Македонскому |
2. Павел
просил Тита окончить доброе дело
(точнее с греческого: благодать).
Называя так милостыню (ст.6), Апостол тем самым дает понять, что:
а) |
она
уподобляет человека Богу, источнику благодати, и с другой стороны, сама
совершается под действием благодати Божьей, смягчающей человеческое сердце |
б) |
отдавать
деньги в любом случае - благо |
в) |
пора
прекратить различные поборы на нужды Церкви |
3. "Качество"
благотворительности оценивается:
а) |
по
множеству подаяния |
б) |
по
расположению подающего |
в) |
по
расположению принимающего |
г) |
по
качеству денежных знаков (хорошо в $ или в евро, а ещё лучше – в золотых слитках) |
4. Относительно
пожертвований коринфян (8:8), (9:1-2) Апостол:
а) |
приказывает
им это делать |
б) |
даёт
им только случай проявить свое христианское настроение |
в) |
проверяет
на "вшивость" (а смогут ли они вообще жертвовать?) |
5. Как
много нужно жертвовать нуждающимся (8:13), (9:6-7)?
а) |
отдать
им всё до последнего |
б) |
отдать
столько, сколько просят |
в) |
дать
сколько позволяет наш достаток |
г) |
дать
столько, чтобы потом не сожалеть о своей милостыне |
6. Кроме
Тита в Коринф были посланы ещё два брата (8:18-19, 22) с целью:
а) |
надзор
за Титом (чтобы он не сбежал с пожертвованными деньгами) |
б) |
помощь
Титу в сборе пожертвований и для охраны от разбойников в пути |
в) |
стажировка
в благовествовании |
7. Когда
мы делаем что-то доброе (8:20), то:
а) |
всегда
достаточно чтобы об этом знали только мы и Бог, а что об этом скажут
остальные люди – не важно |
б) |
нужно
делать только такое хорошее, что будет иметь поддержку во всех слоях общества |
в) |
добро
мы делаем перед Богом, но, если это не помешает делу, нужно учитывать и
мнение посторонних людей |
8. "стараемся о добром не только пред
Господом, но и пред людьми " (8:21), чтобы:
а) |
не
подвергать их соблазну, не провоцировать к осуждению и, как следствие, не
пододвигать их к духовной гибели |
б) |
жить
тихо-мирно |
в) |
не
иметь сто рублей, а иметь сто друзей |
9. Доказательством
любви служит (8:24):
а) |
что
мы думаем только о вожделенном предмете (человеке, обществе, вещи и. т.д.) |
б) |
что
на предмет любви тратим деньги, если они есть |
в) |
радуемся
присутствию любимого |
г) |
многосторонне
жертвуем ради того, кого любим (жизнью, силами, средствами и т.д.) |
Часть Б. Укажите номера вопросов,
на которые Вы ответили "да"
Да, согласен
1 |
коринфяне вовсе не думали о необходимости
жертвовать для нуждающихся, и только в 8-ой главе Апостол "открыл им
глаза" и на эту добродетель (8:10) |
q |
2 |
требовать от других абсолютной и безоговорочной
милостыни, значит, требовать, чтобы новоначальные мгновенно поднялись на
высшую ступень христианского совершенства |
q |
3 |
Тит пошёл в Коринф по принуждению (8:17) |
q |
4 |
кроме Тита в Коринф были посланы новоначальные
христиане никому нигде не известные (8:18) |
q |
5 |
Верующие должны смотреть дальше проблем своей
собственной общины и проявлять попечение о Божьем народе и в других местах |
q |
6 |
македоняне были настолько нищие (8:2), что Павел
не ожидал от них участия в сборе пожертвований |
q |
7 |
уметь благотворить – это дар Божий |
q |
8 |
ничто так не подрывает доверия, как домыслы о
корысти и мошенничестве |
q |
9 |
ап. Павел располагал коринфян не к большому
подаянию, а к подаянию с охотой |
q |
10 |
подающий милостыню, получает больше, чем отдаёт |
q |
11 |
Тит начал сбор средств в Македонии, а продолжил в
Коринфе (8:6) |
q |
12 |
как при собирании манны (Исх.16:18) все, и
собиравшие много и собиравшие мало, находили
у себя по равной мере (подобным образом Бог наказывал ненасытность
иудеев), так и теперь не должно желать большего, чем самого необходимого (8:15) |
q |
13 |
Павел, зная чистоту своих намерений относительно
подаяний, вовсе не заботится о мнении
людей по этому поводу (8:21) |
q |
14 |
если люди слабы духовно, то нужно снисходить к их
немощам и стараться не провоцировать на осуждение |
q |
15 |
посредством милостыни мы возбуждаем во многих
благодарные чувства к Богу (9:12) |
q |
16 |
Павел побуждает к милостыне коринфян примером
македонян, а македонян примером коринфян (9:2) |
q |
17 |
вынужденное не есть добродетель (9:7) |
q |
Часть В. Ответьте на вопросы
1. В одном из древних патериков[1]
описан следующий случай:
В
Александрии осталась сиротою дочь очень богатых людей. Она была не крещена. Однажды
вышла она в сад, в глубине которого увидела человека, собиравшегося удавиться.
Быстро подбежав к нему, она спросила:
- Что ты делаешь, добрый человек?
- А тебе какое дело? Уйди! Я в большом горе…
- Скажи мне всю правду. Я, может быть, помогу
тебе.
- Я много должен. Мои заимодавцы сильно
теснят меня, и я предпочел скорее умереть, чем вести горькую жизнь.
- Прошу тебя…возьми всё, что у меня есть, и
отдай…только не губи себя.
тот
согласился на это и уплатил долги. Меду тем девица оказалась в стесненном
положении. Придя в крайнюю бедность, она начала распутную жизнь. А те, которые
знавали её родителей, говорили: "Кто знает суды Божии, как и для чего
попускается душе падать!"
Молодой
организм не вынес такой жизни: она заболела и – опомнилась. В сокрушении духа она просила соседей: "Ради
Господа, сжальтесь над душой моей и
поговорите с папою[2],
чтобы мне стать христианкой". Но все отвернулись от неё с презрением:
"Кто пожелает быть восприемником такой распутной женщины?" – говорили
о ней.
Когда
она совсем пала духом при таких обстоятельствах, явился к ней ангел Господень в
виде того человека, которому она некогда оказала милость.
- Что с тобою? – спросил её ангел.
- Я желаю сделаться христианкой и, увы, никто
не хочет сказать обо мне.
- В правду ли ты желаешь?
- Да, и прошу и тебя об этом.
- Не падай духом! Я приведу кого – нибудь, и
тебя примут в лоно Церкви.
После
этого ангелы перенесли её в церковь, поручились за неё перед пресвитерами
(священниками), которые и окрестили её во имя Пресвятой Троицы. Потом облекли
её в белые одежды новокрещенных, и ангелы перенесли её обратно в дом.
Соседи,
увидав её в белых одеждах, спрашивали:
- Кто окрестил тебя?
- Кто-то пришёл, - отвечала она, - отнесли
меня в церковь, сказали клирикам и они окрестили меня.
- Да кто же именно? Какие Клирики?
об
этом она ничего не могла сказать. Доложили папе. Папа призвал клириков,
приставленных ко крещению.
- Вы ли окрестили ту женщину? – спросил папа.
Те
не отреклись, и сказали, что были приглашены для этого таким-то и таким-то из
сановников. Епископ посылает за указанными лицами и спрашивает у них, точно ли
они поручились за девицу?
- Ничего мы не знаем, - отвечали те. – Не
знаем и тех, кто сделал это.
Тогда
епископ понял, что это – дело Божие. И пригласив новокрещенную, спросил:
- Скажи мне, дщерь моя, что сделала ты
доброго?
- Я блудница и бедная…Что же доброго могла я
сделать?
- Так-таки и не знаешь за собою ни одного
доброго поступка?
- Нет…вот разве это…однажды я увидела
неизвестного мне человека, собиравшегося удавиться. Его сильно теснили
заимодавцы. И, отдав ему всё моё состояние, я избавила его от беды…
И,
сказав это, она почила в Господе, получив отпущение своих вольных и невольных
прегрешений.
Заметьте,
девушка ни разу не пожалела о своей милостыне… Смогли бы Вы благотворить
подобным образом, как она?
2.
"Однажды, когда после страшной засухи пошёл дождь, - вспоминал Паисий
Святогорец[3],
- я почувствовал такую благодарность Богу, что, сидя в каливе, без остановки
восклицал: "Боже мой, благодарю Тебя миллионы, миллиарды раз!" Я не
знал, что в это время под окном стоял один мирской человек и слушал. Потом,
встретившись со мной, он признался:
"Отец, а ведь я соблазнился. Я услышал про все эти "миллионы",
про все эти "миллиарды" и подумал: :Вот оно как! Каков фрутик этот
отец Паисий!" И что ему было объяснять? Я имел в виду многие благодарения
Богу за дождь, а этот человек подумал, что я считаю деньги. А окажись на его
месте кто-то другой, так мог бы еще и прийти ночью, чтобы меня ограбить! Мне
досталось бы по первое число, а он в конечном итоге так ничего бы и не нашел…Мы
не должны давать людям повод приходить к ошибочным заключениям. Например если у
человека возник о тебе "левый" (недобрый) помысл, то причиной этого может
быть как его собственная недоброжелательность, так и то, что ты сам дал ему
повод плохо о тебе думать. Но если человек думает о тебе плохо, несмотря на то
что ты ведешь себя со вниманием, то…"
Докончите
мысль: как нам нужно поступать в последнем случае?