2-е Послание ап. Павла к Коринфянам глава 3

" Где Дух Господень, там свобода" (2Кор.3:17). Понимание свободы имеет несколько смыслов. Здесь отметим три. Первый – когда под свободой понимается одно из самых фундаментальных свойств человеческой природы - свобода воли, выражающаяся во внутреннем самоопределении личности перед лицом выбора прежде всего, между добром и злом. Свобода воли является тем свойством, утрата которого приводит к полной деградации личности. Над этой свободой человека не властен никто: ни другой человек, ни общество, ни законы, ни какая угодно власть, ни демоны, ни ангелы, ни Сам Бог. Макарий Египетский говорит: "А ты создан по образу и подобию Божию, потому что как Бог свободен и творит, что хочет ... так свободен и ты". "Поэтому природа наша удобоприемлема и для добра, и для зла, и для благодати Божией, и для сопротивной силы. Но она не может быть приневоливаема". Классический афоризм отцов Церкви: "Бог не может спасти нас без нас", - прекрасно выражает христианское понимание смысла и значения этой свободы.
     Второе измерение свободы - социальное. Оно означает совокупность определенных прав личности в государстве, в обществе. В этой области более всего возникает трудных вопросов, поскольку в обществе в соприкосновение приходит множество лиц, обладающих свободой воли. В целом - это проблема внешних свобод человека, или проблема разрешенных (законом, обычаями, религией, общепринятой моралью) поступков в окружающем мире.
     И третье измерение свободы - свобода духовная. Она, в отличие от внешней свободы, означает власть человека над своим эгоизмом, своими страстями, греховными чувствами, желаниями - над самим собой. Такая свобода приобретается лишь при правильной духовной жизни, делающей верующего способным к общению с Богом, Который один лишь обладает абсолютной духовной свободой. Великой свободы достигают святые, очистившиеся от страстей.  Относительной духовной свободой обладает каждый "обычный" человек (ср. Ин. 8;34). И лишь ожесточившиеся во зле, хулящие Духа Святого (Мф.12; 31-32) и ставшие неспособными к добру потеряли ее. Христианство, таким образом, идеал духовной свободы видит в Боге, и тем самым в принципе отрицает возможность существования какой-то абсолютной свободы ("по ту сторону добра и зла") в человеке.

Свобода свободой, а в третьей главе кроме неё много говорится о соотношении Нового и Ветхого Заветов. Более подробно этот вопрос рассмотрен в послании апостола Павла к Римлянам, но не грех и здесь привести несколько цитат, разъясняющих суть дела, ну…скажем святителя Феофана Затворника:

"Там (в Ветхом Завете) спасение зависело от исполнения буквы Закона: исполняй всё написанное в Законе и жив будешь в нем – вот что сказано было в Ветхом Завете желающему спастись (Лев.18:5)…Поэтому ветхозаветный Закон сам по себе убивал человека и физически (Чис.15:32), и нравственно – духовно: вместе с грехом он открывал и бессилие его исполнить весь Закон".

Всё понятно? Маленькое пояснение: в ветхозаветном Законе было перечислено, что делать нельзя, но при этом вовсе не давалось сил к исправлению и к самоусовершенствованию. Рассмотрим, по аналогии: Вы пришли на исповедь, мол так и так, батюшка, грешен – стащил у соседа то и это. Если покаяние Ваше было искренним и Вы действительно собираетесь исправиться, то Господь посылает благодать не только заглаживающую соделанный грех, но и дающую силы и впредь не грешить подобным образом. Что же было до пришествия Христа? Ну примет священник жертву за грех, которая учтётся после прихода Мессии (иудеи до сих пор Его так и не дождались), но где взять силы, чтобы уже выходя из храма еще что-нибудь не стянуть? Вот и получалось, что Закон указывал, что есть грех, наказывал за него, а реальной помощи для борьбы с ним не давал (так и надо понимать выражение, что буква Закона убивала).

Может еще что-нибудь из святителя Феофана? Пожалуйста: "Господь на Синае даровал Закон для руководства народа израильского. Хотя этот Закон приводил человека к сознанию своего бессилия исполнить его и, таким образом, осуждал его на духовную смерть, но сам по себе был "добр, свят, истинен", как Сам Господь, написавший его, и вел человека к вере во Христа; поэтому слава этого Закона, хотя и временная, отобразилась на лице Моисея, когда он сходил с горы, и, притом так сильно, что народ израильский не мог смотреть на лицо его по причине той славы его, и Моисей должен был возлагать на себя покрывало, когда ему приходилось говорить в присутствии народа. Если это служение Моисея, само по себе без веры во Христа, ведущее к осуждению и смерти, было так славно и сообщало такую славу Моисею, то неизмеримо славнее должно быть новозаветное служение, которое ведет к оправданию во Христе через веру в Него, при содействии благодати Св. Духа. Правда, св. Апостолы не имеют внешней славы Моисея, но имеют внутреннюю, духовную славу – Духа животворящего".

 

Часть A. Выберите правильный ответ.

 

1. Доказательством того, что некое духовное учение действительно истинно (ст.1), служит:

а)

если это учение рекомендуют и поддерживают всем известные люди (например, Мирлин Монро, Владимир Путин и др.)

б)

если имеется письмо с уверением об истинности данного учения от семи вселенских православных Патриархов

в)

идентичность этого учения духу Евангелия, Преданию Церкви (учению св. отцов)

 

2. Если человек живет истинной христианской жизнью, то плоды этого (ст.2):

а)

никто не замечает

б)

очевидны для всех

в)

понятны только христианам

 

3. Говоря о "плотяных скрижалях сердца" на которых должен быть написан Закон Божий (ст.3), апостол имеет в виду:

а)

Закон Божий, написанный в сердцах, столь же дорог, как дорог драгоценный металл платина

б)

Закон Божий должен быть написан не в книжке и не на бумажке, а в плотском живом сердце

в)

в сердце должны быть не платья, а Закон Божий

 

4. У апостола уверенность в пользе своего дела (ст.4-5) возникла:

а)

от воспаленного самомнения

б)

после уверения в том других апостолов

в)

под действием Христа

г)

под воздействием успеха от его проповеди

 

5. Почему "буква" ветхозаветного Закона убивала людей (ст.6)?

а)

Закон Моисеев открывал не только грех, но и бессилие его исполнить

б)

за невыполнение Закона человека побивали камнями

в)

За невыполнение Закона наказывал Бог, т.е. провинившийся человек трагически погибал

 

6. В чем выражается духовная слава новозаветной Церкви (ст10-11)?

а)

в духовной жизнедеятельности ревнителей Церкви

б)

в красоте и величии богослужения

в)

в большом количестве последователей

 

7. Почему у Ветхого Завета преходящая слава, а у Нового Завета – пребывающая (ст.11)?

а)

Моисей после своей смерти перестал быть Законодателем, а проповедники Евангелия будут существовать до конца мира

б)

Ветхий Завет служил только детоводителем ко Христу (проводником к Нему), а Сын Божий и Его учение пребывают вовек

 

8. Моисее после сошествия с горы Синай покрывал только свое лицо, а не скрижали Завета (ст.13):

а)

чтобы светом, исходящим от лица не отвлечь от самого главного

б)

иудеи по своей плотянности, пока  не усвоили даже Закон написанный словами и буквами, тем более не могли смотреть на конец преходящего Закона (т.е. на прославление во славе Божией)

в)

т.к. всякая душа – невеста Христова, поэтому Моисей, взяв образ женского свадебного покрывала, предсказал это

 

 

 

 

9. Почему до сих пор умы не только иудеев, но и прочих неверующих ослеплены и они в Распятом Иисусе не видят Христа – Мессию (ст.14)?

а)

не у всех хватает ума понять, что Новый Завет – это логическое завершение Ветхого Завета

б)

признав в Распятом Христа, придется признать, что крестный путь – это необходимая норма для спасения, а самому идти этим скорбным путем не хочется

в)

потому что, согласно древним пророчествам, Мессия должен выглядеть по другому

 

10. "Покрывалом" (ст.14) апостол называет:

а)

неясность Закона

б)

слепоту и грубость сердца

в)

завесу в ветхозаветном храме

 

11. " где Дух Господень, там свобода" (ст.17). Какой цитатой можно проиллюстрировать это выражение?

а)

"Россия вспрянет ото сна

И на обломках самовластья

напишут наши имена!"

б)

"Люби, и делай что хочешь"

в)

"Анархия – мать порядка"

 

12. Если ветхозаветный Закон сравнить с УК, то какая из ниже предложенных  аналогий верна?

а)

Закон разрешал грабить, если при этом не попадаться

б)

Закон во время всеобщей безработицы и голода запретил воровать

в)

премиями и другими поощрениями Закон поддерживал тех кто не ворует

 

 

 

Часть Б. Укажите номера вопросов, на которые Вы ответили "да"

Да, согласен

1

Добрая жизнь верующих – лучшая "реклама" Православия

q

2

Святой Дух, проникая в сердца, истины спасения преобразовывает в жизнь (ст.3)

q

3

плотяными названы скрижали сердца (ст.3), чтобы указать на живую восприимчивость коринфян к проповеди Евангелия

q

4

дело нашего спасения совершают апостолы, а не Св. Дух (ст.5), Св. Дух лишь их служитель

q

5

Ветхозаветный Закон – служение Духу, а Новозаветный – букве  Закона (ст.6)

q

6

та вера более приближает к Богу, где много внешних ее проявлений и чудес (исцелений, перемещений в пространстве, хождение по водам) (ст.7)

q

7

служение пророка Моисея было выше служения апостолов, о чем и свидетельствовал видимый свет, исходящий от его лица (чего у апостолов не было)

q

8

Закон назван "служением осуждения" (ст.9), как каратель грехов, а не как виновник их

q

9

Евангелие названо "служением оправдания" (ст.9), т.к. не только освобождает от наказания, но и делает из грешников праведников

q

10

Ветхозаветное служение жертвам, курениям и омовениям – только тень, а по-настоящему понять их смысл может только верующий в Господа Иисуса Христа

q

11

Если закон Моисеев лишь посредством угроз доходил до ума и сердца, то Закон Христов в сердце поселяет Дух Святой

q

12

И Ветхий Завет духовен, т.к. дан Духом, но сам он Духа не подавал

q

 

 

 

Часть В. Ответьте на вопросы

1. Апостол Павел говорит: "Где Дух Господень, там свобода" (2Кор.3; 17). Он называет человека, достигшего духовной свободы, "новым" (Еф.4;24), подчеркивая этим обновленность его ума, сердца, воли и тела. Напротив, живущего греховно называет "ветхим" (Еф.4; 22), "рабом" (Рим.6; 6,17), как не имеющим силы следовать тому, о чем ему говорят и вера, и разум, и совесть, и о чем он хорошо знает, что оно несомненно является для него благом.

Приведите пример из жизни, из которого можно понять что такое свобода в понимании ап. Павла.

2. Преп. Феодор Санаксарский так учил своих духовных чад: "Смирение состоит в том, чтобы не думать о себе ничего великого и высокого как перед Богом, так и перед людьми. Перед Богом потому, что всегда ты грешен, хотя что и сделал доброе, но доложен знать, что сделал это не сам собою, а единственно при помощи Господней, по слову Апостола " не потому, чтобы мы сами способны были помыслить что от себя, как бы от себя, но способность наша от Бога " (2Кор3:5).

 Легко смириться тем, кто что-либо делает плохо. А каким образом смиряться тем, кто совершил действительный и всем очевидный подвиг (предотвратил войну, спас заложников, воскресил мертвого, изгнал из человека беса)?