------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ Главная  Карта сайта  English

О нас

Новости

Дистанционное
обучение

Переписка

Центры поддержки

Творчество
заключенных

Статьи и интервью

Отчеты и документы

Семинары, выставки и конференции

Просьба о помощи

Полезные ссылки

Контакты

Подписка на новости сайта

Наш баннер


Отдел по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями Московского патриархата

Патриархия.RU

МИР ВСЕМ. Издание Синодального отдела по взаимодеюствию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями

Мы учитываем, что учащиеся – люди современные.
(О методиках индивидуального дистанционного обучения).

Одной из форм поддержки заключенных является дистанционное обучение основам православной веры. Существуют специально разработанные методики, созданные, например, в Православном Свято-Тихоновском Гуманитарном Университете, или в Воскресной школе для осужденных в Раеве. Но они рассчитаны главным образом на обучение общин, то есть те, кто находятся в камерах, не могут по ним  обучаться. Этим обстоятельством пользуются представители других конфессий, сектанты. Например, пожизненно осужденные, находящиеся в учреждении 256/5 Вологодской области, сетуют на то, что у них проводят обучение и лютеране, и баптисты, и католики,  не обучают только православные. На XVII  Международных Рождественских чтениях, прошедших в феврале 2009 года, были представлены методики дистанционного образования, которые, возможно, помогут решить эту проблему, так как они рассчитаны именно на индивидуальное обучение. Таких методик пять: по Закону Божию, посланиям Апостолов, по православным Праздникам, по нравственности и курс для солдат «Береги честь смолоду». Разработала их руководитель Центра дистанционного обучения заключенных Уфимской Епархии Антонова Ирина Алексеевна.

Курс по Закону Божию состоит из 35-ти уроков, в которых рассматриваются: начальные понятия  (о свойствах Божиих, о молитве,  о грехе и т.д.), Символ Веры, десять заповедей Моисеевых и Заповеди Блаженств. Учащимся высылаются методички и вопросы к урокам. В каждом уроке  - десять-двадцать вопросов, на которые предлагается от двух до четырех вариантов ответа, из них нужно выбрать правильный, и несколько вопросов, на которые нужно ответить самостоятельно.  Учащийся высылает ответы, и их сверяют с правильными ответами, к которым имеется небольшой комментарий. Если человек ответил не правильно, ему пишут верный ответ с этим комментарием, если ошибок много, учащемуся высылают весь листок с правильными ответами. Урок с вопросами и ответы занимают по одной - две стандартной странице.

Курс по Посланиям св. Апостолов построен по такому же принципу. Урок включает в себя небольшую статью по теме, затем следуют около десяти вопросов с несколькими вариантами ответов, из которых нужно выбрать правильный, далее вопросы (около двадцати), на которые нужно ответить «да» или «нет», и несколько вопросов, на которые следует ответить самостоятельно. Следующий курс - по Православным Праздникам включает в себя 29 уроков. Изучаются все Двунадесятые и некоторые Великие праздники, а также жития наиболее почитаемых святых. Этот курс рассчитан на уже воцерковленных людей. Здесь нет вопросов с вариантами ответов, на все вопросы нужно ответить самостоятельно. В курсе «Смысловик»  по основам нравственности рассматриваются такие темы как совесть, смысл жизни, экстремальные ситуации, любовь родителей к детям и т.д. Урок включает в себя небольшую статью по теме и около пяти вопросов к нему с несколькими вариантами ответов. Уроки составлены по книге Р. Янушкявичус и О. Янушкявичене «Основы нравственности». На основе этого курса разработана и методика обучения солдат «Береги честь смолоду». Для ее создания использовались также материалы из журналов, современной православной литературы, книги об Афганской, Чеченской и Великой Отечественной войне, статьи Паисия Святогорца и Иоанна Крестьянкина. В этом курсе рассматриваются такие темы как: почему мы верим в Россию, можно ли сопротивляться злу силою, свобода и ответственность, где искать счастье, о любви, о настоящей дружбе и другие.

Все эти методики ценны тем, что просты в применении, рассчитаны на молодежную аудиторию, и что особенно актуально – рассчитаны на индивидуальное обучение тех, кто содержится в камерах и не имеет возможности участвовать в общинной жизни. По ним можно проводить и обучение общин.

Автор методик Антонова И. А. ответила  на вопросы:

 

- Ирина Алексеевна, сколько лет вы занимаетесь тюремным служением?

- Восемь лет. Началось все с того, что я увидела в газете письмо заключенного, который писал: «мы болеем туберкулезом, и батюшка к нам не ходит». Думаю: «Что это за православие, если батюшка не ходит только потому, что кто-то болеет туберкулезом?» Я послала ему книжки. Он прислал ответное письмо, где написал, что если ему не ответят, то он не обидится. Я долго думала: отвечать - не отвечать? Потому что если ты берешь этот груз, то его нужно нести, а кому охота брать на себя лишнюю ношу. И когда я уже решила, что ему писать не буду, пришло второе письмо, в котором он писал: «так долго от вас нет писем» и все в этом духе. Тогда я поняла, что мне волей-неволей придется все-таки это взять на себя. А когда начинаешь делать, хочется ведь сделать лучше. Как сказано: «Проклят тот, кто творит дело Божие не должным образом» (из Ветхого Завета). Сначала просто переписывалась, потом начала создавать методики обучения: олимпиаду по православным праздникам, затем курс по Закону Божию.

- Почему решили создать курс по православным праздникам?

- С праздников все и началось. Я лежала перед иконой святой Троицы и думала, что бы такое сделать в тюрьме. Наверное, два часа лежала, глядя на эту икону, и подумала, что можно же провести олимпиаду. Составила олимпиаду о Святой Троице, потом такую же олимпиаду о преп. Серафиме Саровском. Курс по Православным Праздникам включает  29 уроков - по всем Двунадесятым и некоторым Великим праздникам, по житиям святых, например, преподобному Сергию Радонежскому посвящено два урока. По этому курсу учащиеся должны давать развернутые ответы на все вопросы. Затем им высылаются правильные ответы.

- Расскажите, пожалуйста, подробнее о курсе обучения по Закону Божию.

- По этой методике удобно одному человеку обучать большое количество людей. Только у меня учится около ста человек. Удобство заключается в том, что дается вопрос с вариантами ответов, что-то на подобие единого гос-экзамена в школах. Пробовали разные методы, например, давать вопросы без вариантов ответа, но тогда такое количество людей  не получится обучать, и уровень их знаний не настолько велик, чтобы справиться с самостоятельным ответом на вопросы, а среди трех вариантов они еще могут выбрать. Но в конце каждого урока есть три-четыре вопроса без вариантов ответа, на них нужно ответить самим. И половина учащихся эти вопросы стараются проигнорировать, пока не напишешь, что урок не засчитают, если не ответят, - тогда они отвечают. Если человек делает много ошибок, то ему высылаются правильные ответы. В курсе Закона Божия используются и варианты ответов заключенных. Если учащийся не ответил на вопрос, ему можно выслать ответ другого человека. Это их впечатляет, я думаю. На сложные вопросы бывает даже несколько вариантов правильных ответов нескольких людей.

- Сколько всего уроков по этому курсу?

- По Закону Божию 35 уроков. Высылается по 1-2 урока. Тому, кто хорошо учится, высылают по 10-15 уроков. Это индивидуально, в зависимости от того как человек учится. Закон Божий высылается не книгой, а по частям - в виде методичек, так как нет материальной возможности выслать сразу весь учебник, кроме того, иногда после нескольких уроков люди отказываются от обучения. Курс по Закону Божию состоит из четырех частей: начальные понятия – три урока, потом 12 членов Символа Веры, десять заповедей Моисеевых, и девять Заповедей Блаженства, по каждой части есть отдельная методичка.

- На основе какой книги составлены эти методички?

- Книг было много. Закон Божий протоиерея Серафима Слободского  далеко не единственная. Мы учитываем, что учащиеся - люди современные, чаще всего молодые. Уроки составлены в интересной форме, их легко проверять, так как учащиеся присылают номера ответов, и на проверку одной работы уходит одна минута.

9-й урок, например, посвящен  шестому члену Символа Веры: «И восшедшаго на Небеса, и седяща одесную Отца». Первый вопрос: Божеством или человечеством Иисус Христос взошел на небеса? Варианты ответа:

а) Божеством

б) Человечеством

в) Он пока не возносился.                                         

Все отвечают: божеством, но правильный ответ - человечеством, ибо Божеством Господь Небо и не покидал, Он мог только именно человеческую природу обожить и вознести ее на Небо.

Второй вопрос: Что значит славянское слово «одесную»? Варианты ответов:

а) по правую руку (справа)

б) по левую руку (слева)

в) впереди

Правильный ответ «по правую руку». Всего в этом уроке десять вопросов.

За все время обучения со стороны осужденных было только два или три нарекания по поводу того, что уроки слишком легкие, мол, и у протестантов то же самое. Методика рассчитана на индивидуальное обучение. Если обучаю группу, то в пакет вкладываю общее письмо – для всех. И если я к уроку не припишу несколько строк, они потом прекращают обучаться. То есть все равно нужен индивидуальный подход. По окончании изучения Закона Божия они получают свидетельство. За три года курс закончили около пятидесяти человек: человек десять в Башкирии, остальные - в Соль-Илецке. Так как осужденные в Башкирии не проявляют большого интереса к обучению, то в основном наша деятельность направлена на обучение пожизненно заключенных в Соль-Илецкой колонии соседней Оренбургской епархии.

- Расскажите, пожалуйста, о курсе обучения по Посланиям Апостолов?

- Курс построен таким же образом как по Закону Божию,  но послать учебник толкований мы не можем, и единственным методическим пособием у них является Новый Завет. Поэтому отвечать сложно, нужно много думать. По этой методике учатся после изучения Закона Божия. Урок начинается с небольшой статьи, чтобы хоть как-то ввести в курс дела, потом следуют вопросы. Например, один из уроков посвящен третьей главе Соборного послания св. апостола Иакова. Вопрос к восьмому стиху: Почему язык назван неудержимым злом? Варианты ответа:

а) он изначально был сотворен как орудие зла;

б) языком можно творить только зло;

в) в падшем человеке настолько разболтаны ум, воля и чувства, что даже такой невинный член как язык используется преимущественно для зла.

Правильный – третий вариант. В этом уроке двенадцать таких вопросов с вариантами ответа, далее - двадцать одно утверждение, с которыми нужно согласиться или не согласиться, например: «Если учишь других тому, что сам не применяешь в жизни, то получится не польза, а вред». И затем четыре вопроса, на которые нужно дать развернутый ответ, например: «Какие «грехи языка» Вы знаете?»,  «Поясните мысль митрополита Московского Филарета, который так написал в одном письме: «Можно стучать в запертую дверь с молитвою, но с советами можно войти только в отверстую»». Для создания уроков использовался учебник архиепископа Аверкия Таушева «Апостол», «Толковая Библия» под редакцией А.П. Лопухина, толкования по трудам Феофана Затворника и современная православная литература. Я старалась создать курс, пользуясь современным языком, для молодежи, потому что не должно быть сухой подачи материала. Обучать по Посланиям Апостолов мы только начали.

Составлены также уроки по нравственности «Смысловик» - для дистанционного обучения малолетних заключенных - по книге «Основы нравственности» Р. Янушкявичус и О. Янушкявичене. Это моя любимая книга, и по ее образу я создала курс «Береги честь смолоду» для солдат.

- Расскажите, пожалуйста, об особенностях организации тюремного служения в Башкирии. Бывают ли среди заключенных конфликты между православными и мусульманами?

- Нет. Даже не слышали о таком никогда. Был случай много лет назад, когда в колонию под видом муллы ходил сектант. С тех пор, я больше ни о каких таких случаях не слышала. Татары плюс башкиры в республике составляют примерно 45 процентов населения. И если куда-то приглашают православного священника, то обязательно приглашают и муллу. Нет такого, чтобы «пригласили батюшку», обязательно – мулла и священник. В колониях, если есть храм, то рядом стоит и мечеть. Например, в четвертой колонии, человек, не знаю кто он по вероисповеданию, но тот, кто финансировал постройку храма, он же построил и мечеть.

Всего в Башкирии 11 колоний. Я переписываюсь с четырьмя. В Уфе есть две группы поддержки заключенных: наша - при Свято-Сергиевском кафедральном соборе и еще одна при храме Рождества Богородицы. Работа ведется по благословению протоиерея Александра Данилова - ответственного по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями в Уфимской епархии.

 

Беседовала Ольга Ермакова.

 


©"Центр духовной поддержки православных общин в заключении"
Любое цитирование - с указанием автора "Центр духовной поддержки православных общин в заключении" и ссылки на
www.4prison.ru
Письмо web-мастеру

Яндекс цитирования     Rambler's Top100     Рейтинг@Mail.ru