------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ Главная  Карта сайта  English

О нас

Новости

Дистанционное
обучение

Переписка

Центры поддержки

Творчество
заключенных

Статьи и интервью

Отчеты и документы

Семинары, выставки и конференции

Просьба о помощи

Полезные ссылки

Контакты

Подписка на новости сайта

Наш баннер


Отдел по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями Московского патриархата

Патриархия.RU

МИР ВСЕМ. Издание Синодального отдела по взаимодеюствию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями

Реабилитационный центр
для социальной и духовной реабилитации заключенных с. Костенки Воронежской области

Тень открытых дверей
(размышления о реабилитации заключенных)

Полтора десятилетия минуло с того дня, когда священнослужители нашей епархии впервые получили возможность посещать тюрьмы и лагеря всей области. И уже не в качестве заключенных, как во времена гонений, а с проповедью Евангелия и словом духовного утешения - и для осужденных, и для их надзирателей. За это немалое время и сделано очень много. Есть результаты видимые или, говоря церковным языком, внешние. Это и прекрасные храмы за колючей проволокой, и украшенные с любовью молельные комнаты, замечательные духовные библиотеки... В отличие от многого другого в тюремном быту, таких дел не сделаешь для галочки или показухи. В каждой мелочи, относящейся к церкви или Богослужению, видны трепетное благоговение и неподдельное усердие верующих рук. Достаточно красноречивы ручные переплеты зачитанных книг и молитвословов, множество имен, аккуратно вписанных в помянники, резные оклады для самых простеньких икон из церковных журналов. А о духовной жизни разговор особый...

Священники, посещающие зоны, хорошо знают, что в братских общинах внимательно и благоговейно относятся к Богослужению, молитве, вообще ко всему церковному. Священника воспринимают как пастыря, носящего образ Христа-Пастыреначальника, и его слово не подлежит никакому опровержению. Братия в таких общинах стремятся к продолжительным молитвам, добровольно усиливают посты и требовательны к себе и другим. Конечно, часто возникают несогласия, споры и разномыслия по духовным вопросам, но их причина - искание воли Божией и правды Его. Потому исповеди затягиваются надолго и у священника испрашиваются советы и благословения даже по самым повседневным делам. Весь уклад жизни верующего пронизан духом Евангелия, страхом согрешить даже в мелочах, мыслях и движении сердца. А над всем этим - трепетное ожидание церковной жизни на воле, которая представляется радостным небесным житием...

Коротко говоря, в нормальной братской общине напряженность духовного труда, изучение церковной литературы и молитвенное правило намного превосходят обычный приходской уровень. И вот наступает первый день на свободе... Должен заметить, что все освободившиеся братия из церковных общин, с которыми довелось встречаться, первым делом из тюремных ворот шли в церковные - воздать славу Богу, испросить благословение на вольную жизнь, ощутить благодать прощения и освобождения. И совсем другое дело, когда видишь дорогого сердцу батюшку не в тюремных стенах, а в благолепном храме, и в любой день можешь подойти к нему за духовной помощью и благословением.

Поначалу все хорошо – свобода радует, Богослужение вдохновляет, люди вокруг кажутся Ангелами, храм Божий – раем на земле… Но продолжается такое благодатное парение недолго. В какой-то день восприятие мира меняется, и поводы для этого у всех бывают разные. Кому-то друзья или родные от доброй души налили рюмочку, и после нетрезвого веселья наутро пришло унылое опустошение, и показалось, что поправить настроение можно новой выпивкой. Кто-то в храме наткнулся на привычную уже нам грубость или лицемерие… А кого-то поразило то, что священник, почитаемый и любимый многие годы в зоне, отнесся к освободившемуся духовному сыну не так горячо, как ожидалось, не уделил нужного внимания. Одним словом, как и бывает в духовной жизни, начинаются падения. Охлаждение в молитве, оставление Богослужений, общение с сугубо неверующими людьми приводят к откровенным согрешениям, и борьба с ними постепенно слабеет…

Но душа, вкусившая благодати среди темничных лишений, не успокаивается самооправданиями, и воспоминание об "утерянном рае" не заглушить вином и суетой мира. Многие после мытарств и неурядиц нашли в себе силы не отчаяться и вернуться к Церкви, к духовной жизни. Но сколько братий так и утонули в житейском море, заново сели в тюрьму, спились или умерли от наркотиков? Одному Богу известно…

Спасительный выход из такого трагического положения был известен давно. Православная община, давшая духовное рождение верующему в зоне, не должна оставаться после освобождения лишь далеким воспоминанием. Братская поддержка, общая молитва, объединяющее святое дело нужны и на воле, даже больше, чем в тюрьме. Попытки создания таких общин для бывших заключенных были за последние годы, но успешного примера найти не получилось. Дело, видимо, в том, что одного желания и энтузиазма для этого мало, нужны немалые средства, подходящее место для храма и проживания, терпимое отношение местных властей и населения к тесному соседству с бывшими зеками… Да и духовное руководство для такой общины необходимо неординарное, весьма отличное от приходского. Недостаток чего-то одного ведет к расстройству всего начинания, и такой печальный опыт был и в нашей епархии десяток лет назад. Но насущная необходимость в общинной жизни осталась.

Почти год назад милостью Божией начала создаваться община во имя мученицы Анастасии Узорешительницы, покровительницы узников. Трудно решиться хвалиться какими-либо успехами, слишком все хрупко в духовной жизни, в любой момент все может измениться… Но сердце чувствует, что благодатное зерно прорастает, совершается что-то угодное Господу, спасительное для настрадавшихся душ. В обычном угасающем селе в полусотне километров от Воронежа возводится новый храм. Рядом – молельный дом, он же и общежитие для братий, еще одно общежитие строится возле церкви. В небольшом дворе понемногу появляется подсобное хозяйство – кролики, свиньи; возделывается участок вокруг церковного дома. Каждое воскресенье – Божественная Литургия, которую совершает тюремный священник, настоятель храма в зоне строгого режима. Отец Алексий Острик знаком со многими братиями еще со времени их заключения. Ежедневно вечером служится церковная служба – малое повечерие мирским чином, с молитвами перед иконой "Неупиваемая Чаша", которую о. Алексий привез для общины из Киево-Печерской Лавры. Насельники общины молятся за своих знакомых пьяниц, наркоманов, заблудших… Сами они при вступлении в церковную общину принесли Богу обет: не употреблять никакого спиртного или хмельного зелья, каждый подписал в алтаре обетную грамоту о своем благом обещании. За прошедший год лишь двое отказались от трезвой жизни, через несколько дней после данного обета напились и в общину больше не вернулись, сами куда-то уехали из села. Для остальных же братий этот "пьяный вопрос" как-то отошел на другой план, даже и разговоров на эту тему не ведется.

Село, в котором обосновалась община, старинное, на меловых горах, возле лиственного леса, рядом протекает Дон. Этим летом  насельники смогли побывать и на озерах, ходили за грибами, на рыбалку… В лесу недалеко от храма обнаружился источник, среди местного населения известный и чтимый. Настоятель испросил благословения епархиального начальства, и в скором времени в лесу будет устраиваться часовня с купелью. В лесных ярах нашлись заваленные меловые пещеры, явно церковного происхождения. Оказалось, что в этих местах в прошлом располагался знаменитый Борщевский монастырь, построенный донскими казаками. Братия мечтают – вот достроим церковь, возьмемся за меловые пещеры, сделаем скит для уединенной молитвы…

Прослышав об общине в Костенках, стали приезжать давно уже освободившиеся братия, из Задонского монастыря, из других областей: посмотреть, правда ли, что здесь православная жизнь, как в зоне? Ведь для выходцев из тюремных общин то первое благодатное время вспоминается как нечто недостижимое, когда Сам Господь был рядом и вел за руку.

Все еще впереди – настоящие серьезные искушения и испытания, и радость освящения храма, открытия источника… А сейчас каждое Богослужение, на котором собираются вместе вчерашние разбойники, местные жители и  гости из городских храмов, ощущается как явное чудо Божие, милость, явленная нам в последние дни.


©"Центр духовной поддержки православных общин в заключении"
Любое цитирование - с указанием автора "Центр духовной поддержки православных общин в заключении" и ссылки на
www.4prison.ru
Письмо web-мастеру

Яндекс цитирования     Rambler's Top100     Рейтинг@Mail.ru