------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ Главная  Карта сайта  English

О нас

Новости

Дистанционное
обучение

Переписка

Центры поддержки

Творчество
заключенных

Статьи и интервью

Отчеты и документы

Семинары, выставки и конференции

Просьба о помощи

Полезные ссылки

Контакты

Подписка на новости сайта

Наш баннер


Отдел по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями Московского патриархата

Патриархия.RU

МИР ВСЕМ. Издание Синодального отдела по взаимодеюствию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями

О программе координации деятельности приходов и организаций,
оказывающих помощь заключенным.

Центром духовного просвещения Синодального отдела с 2004 года, то есть уже в течение пяти лет, осуществляется программа координации деятельности приходов и организаций, оказывающих помощь заключенным. В Москве и области на сегодняшний день действует двадцать шесть таких организаций. Они, как правило, существуют при храмах, состоят из добровольцев – прихожан и окормляются настоятелями данных приходов. Координация их деятельности заключается в том, что за каждой организацией закрепляется какой-то конкретный регион или отдельные учреждения, что позволяет лучше узнать о нуждах подопечных, познакомиться с начальством, местным священником, окормляющим учреждение. Это позволяет работать более  плодотворно, не дублировать работу друг друга и охватить большее число колоний.      

Добровольцы оказывают различную помощь осужденным: ведут духовную переписку, оказывают материальную поддержку, обучают основам православной веры по специально разработанным методикам, высылают духовную литературу и посещают колонии. Многие группы специализируются на одном или двух из этих видов деятельности. Например, Центр духовной поддержки православных общин в заключении при Православном Свято-Тихоновском университете ведет духовную переписку и дистанционное обучение общин. Заочная воскресная школа для осужденных в Раеве занимается только обучением. Есть группы, оказывающие в основном материальную помощь. Какие-то организации оказывают понемногу все перечисленные виды помощи.

Средства для оказания материальной поддержки собираются обычно посредством объявлений, которые вывешивают в храме, в них перечисляется то, что требуется, и прихожане охотно помогают. Эффективно размещение таких объявлений и в интернете. Иногда удается найти постоянных спонсоров. Как правило, осужденные нуждаются в  обуви, белье, туалетных и канцелярских принадлежностях. Часто требуются деньги на протезирование зубов. Из продуктов можно выслать конфеты, чай, бульонные кубики, лук, чеснок, консервы. В данном виде служения приходится сталкиваться с такой проблемой, как обман. Например, человек просит средства якобы «на зубы» или на паспорт, а на самом деле просто пытается таким образом заработать деньги. Причем занимаются этим, как правило, не самые нуждающиеся люди. Или человек представляется иконописцем, просит краски и другие материалы якобы для росписи храма, а при выяснении оказывается, что он не крещенный, к храму отношения не имеет, а пишет картины на заказ – на продажу и таким образом устраивает свой бизнес. Для избегания такого рода обманов на имя начальника колонии делается запрос о том, действительно ли человек нуждается в том, что он просит, и при подтверждении запроса уже высылаются соответственно деньги или вещи. Если поддерживается связь с местным священником, который окормляет колонию, то ситуацию может выяснить он. Некоторые предприимчивые люди рассылают письма с просьбами по всем известным им адресам храмов и духовных учебных заведений. Это и было одним из факторов, подтолкнувшим к созданию программы координации, согласно которой все письма, приходящие, например, из Пермского края, пересылаются в храм, за которым этот край закреплен. Это позволяет избежать ситуации, когда все помогают одному человеку, а другие оказываются без поддержки. Добровольцев не хватает, и запросы всегда превосходят возможности прихожан, поэтому важно скоординировать деятельность, чтобы помочь большему количеству людей и именно тем, кто прежде всего в этом нуждается.

Один из видов поддержки – это духовная переписка. Люди, попавшие за решетку, часто совершенно духовно не просвещены, не получили никакого религиозного воспитания, и оказавшись в стесненных условиях неволи, начинают задумываться о смысле жизни, о том - почему они туда попали, приходят к вере, и пишут письма в храмы с духовными вопросами и просьбой рассказать им о православии. Такая переписка очень важна. Ведь сколько не посылай людям продуктов и вещей, духовный голод этим не утолишь. А именно духовный голод делает человека несчастным, подталкивает  к злоупотреблению алкоголем и наркотиками, приводит к совершению преступлений. Утолить в какой-то мере этот голод  может личная духовная переписка. В письме есть возможность дать человеку частичку любви и тепла, а также поделиться полезной информацией: рассказать о заповедях, о таинствах, о жизни Церкви. И тогда у человека появляется выбор – соблюдать эти заповеди или не соблюдать, участвовать в таинствах или нет. Потому что, когда он об этом не знал, то у него и выбора не было, жил так как его научили в детдоме, друзья на улице, пьяницы-родители или безбожная школа. Опыт показывает, что в результате духовной переписки люди приходят к Богу, начинают участвовать в таинствах, ходить в храм, создаются общины, мировосприятие человека меняется, меняется отношение к жизни. Один сужденный написал о том, что если бы он изучил Закон Божий раньше, чем уголовные законы, то вообще не попал бы в заключение. Духовная переписка помогает восполнить дефицит простого человеческого общения, особенно это актуально для тех, кто сидит в камерах – им очень не хватает общения, также у многих осужденных нет родителей или вообще нет родственников, и им никто не пишет.  Одной из проблем данного вида служения является недостаточность духовного образования у добровольцев, отвечающих на письма. Священникам некогда этим заниматься, и пишут обычные прихожане, которые в лучшем случае окончили воскресную школу, а вопросы иногда задаются сложные. Поэтому хорошо, когда добровольцы объединяются в группу, которую возглавляет человек с богословским образованием, имеют возможность регулярно собираться и вместе решать возникающие проблемы. С трудными вопросами обращаются к священнику.

Следующий вид помощи – дистанционное обучение основам православной веры – позволяет дать более полные и системные знания, проводится, как правило, с общинами. Личная переписка ведется в данном случае только со старостой общины, который сам проводит занятия. В общину высылаются учебники, канцелярские принадлежности и вопросы по курсу. Учащиеся совместно обсуждают изучаемые темы, письменно отвечают на вопросы, пишут зачетные и курсовые работы и высылают их на проверку. Здесь важна также именно общинная жизнь. Человек, который отрывается от коллектива, легко может впасть в заблуждения, а нехватка навыка строить отношения с людьми затрудняет и построение отношений с Богом. Хорошо зарекомендовали себя методики дистанционного обучения основам православной веры, разработанные Заочной воскресной школой для осужденных в Раеве и в Православном Свято-Тихоновском университете. С учетом опыта их применения в методики  вносятся  изменения и поправки. Основная проблема в данном виде служения – это нехватка добровольцев, которые взялись бы за обучение. Также трудности возникают с обучением тех, кто сидит в камерах, так как они не имеют возможности собираться в общины. Для решения этой проблемы ведется работа по созданию специальных упрощенных курсов индивидуального обучения.

Ничто не может заменить живого общения, поэтому очень эффективны посещения добровольцами подшефных колоний. Это позволяет лучше познакомиться с общиной, их нуждами, со священником, окормляющим учреждение и сотрудниками колонии. Для организации такой поездки необходимо списаться с общиной и со священником, который окормляет колонию, он договаривается с начальством. Если нет общины и нет священника, можно взять благословение у  настоятеля своего храма, написать или позвонить начальнику колонии и договориться  с ним о приезде. Хорошо если удается наладить связь с местной епархией и способствовать созданию группы поддержки в этом регионе. Работа в этом направлении также предусмотрена программой координации. Например, в Карелии, республике Башкортостан, Ивановской и Нижегородской областях колонии окормляются местными группами поддержки. В этом случае организовать посещение колонии гораздо проще.

Важно отметить, что речь здесь идет о группах поддержки, которые были созданы не по указанию «сверху», а организовались, можно сказать, стихийно. Каким образом? Адреса храмов и учебных учреждений легко узнать из справочников и прессы,  осужденные писали на эти адреса письма с просьбами помочь материально или духовно. В храмах находились сочувствующие люди, которые отвечали на эти письма, тогда писем приходило еще больше, к делу подключались другие прихожане,  и настоятель храма благословлял группу на данный вид служения. Таким образом, можно сказать, что служение это было организовано самими осужденными! «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам» (Мф.7,7), - возможно и не зная этой заповеди, осужденные поступали по ней, и Бог дал им просимое. Некоторые группы поддержки существуют уже около десяти лет, отдельные люди начали переписываться с начала 1990-ых годов.

Конечно, группы добровольцев не многое могут изменить во всей системе исполнения наказаний, - всех накормить, всем дать образование, решить юридические и социальные проблемы немногочисленные группы добровольцев не в состоянии, необходима скоординированная деятельность в этом направлении соответствующих государственных служб. Но опыт служения, полученный за эти годы, очень ценен и полезен. Для обмена таким опытом ежегодно в Синодальном отделе проводятся конференции по тюремному служению. На них обновляется таблица координации, в которую внесены адреса групп поддержки, регионы и учреждения, которым они оказывают помощь и род деятельности этих организаций. На последней такой встрече, прошедшей 15 декабря 2008 года много говорилось о важности социальной адаптации тех, кто освобождается из исправительных учреждений, о необходимости реабилитации больных алкоголизмом и наркоманией, так как данные недуги часто ведут  к повторному совершению преступлений и возвращению человека в места заключения. Эти темы были, пожалуй, самыми актуальными.

Один из выступавших, генеральный директор ООО «Параклит» Сенкевич А.К. рассказал о том, с какими проблемами пришлось столкнуться, предоставив работу группе бывших осужденных. Им предоставили жилье с удобствами, питание, работу на деревообрабатывающем производстве, обеспечили обувью, одеждой, через две недели выдали аванс. Но люди по старой привычке продолжили жить по тюремным традициям, были случаи подстрекательства к пьянству, грабежу, запугивание. Выступавший отметил, что считает очень важным обязательное духовное окормление со стороны Церкви человека, вышедшего на свободу.

Люди оказываются не готовыми к выходу на свободу. Что печально, не готовы именно духовно, морально. Не готово встретить их и общество. Старая система реабилитации разрушена, а новая пока еще не создана. Есть отдельные реабилитационные центры для бездомных, есть программы реабилитации алкоголиков и наркоманов. В Москве недавно начала работу группа поддержки, занимающаяся социальным сопровождением освободившихся. Их опыт ценен, показывает, что помочь освободившимся можно, и понятно как это делать. Но нужны как всегда люди и средства, необходима комплексная система реабилитации. Опыт работы по программе координации, опыт служения групп поддержки заключенных всех прошедших лет, показал актуальность проблемы подготовки человека к освобождению, его социальной адаптации, и важность работы сейчас именно в этом направлении. С докладами, прозвучавшими на конференции, а также с таблицей координации и методиками дистанционного обучения можно познакомиться на сайтах: www.pobeda.ru и www.4prison.ru .

 

Ольга Ермакова.

 


©"Центр духовной поддержки православных общин в заключении"
Любое цитирование - с указанием автора "Центр духовной поддержки православных общин в заключении" и ссылки на
www.4prison.ru
Письмо web-мастеру

Яндекс цитирования     Rambler's Top100     Рейтинг@Mail.ru