------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ Главная  Карта сайта  English

О нас

Новости

Дистанционное
обучение

Переписка

Центры поддержки

Творчество
заключенных

Статьи и интервью

Отчеты и документы

Семинары, выставки и конференции

Просьба о помощи

Полезные ссылки

Контакты

Подписка на новости сайта

Наш баннер


Отдел по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями Московского патриархата

Патриархия.RU

МИР ВСЕМ. Издание Синодального отдела по взаимодеюствию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями

Простая трудная переписка.

Голубева В.

В православной периодике не редко появляются объявления с просьбой о помощи православным общинам в тюрьмах. Иногда в таких объявлениях просят помочь со строительством храма в колонии, иногда – просят прислать духовную литературу. Иногда заключенные просят просто о переписке, общении. Действительно, в материальном плане переписка с человеком видится делом более простым, чем помощь со строительством храма. Однако по своему опыту могу засвидетельствовать: на духовном уровне переписка с заключенными дело совсем не простое. Мое признание может показаться странным в обращении, цель которого призвать всех желающих из православных христиан попробовать себя в этой сфере тюремного служения – духовной переписке с заключенными. Но дело в том, что одновременно мне бы хотелось поделиться двумя своими впечатлениями от такой переписки. Первое – это то, что дело переписки с заключенными значительно упрощается, когда знакомишься с опытом, уже накопленном в этом деле другими людьми. И второе – это то, что трудность такой переписки относительна. Да, порой бывает трудно написать несколько строк своему родственнику, которого и знаешь хорошо, и который не находится в таких тяжелых морально и физически условиях, как тюремные. Не хватает то времени (даже каких-нибудь полчаса), то желания что-то формулировать, рассказывать: ведь как легко к этому не относиться, писать письмо значит – вкладывать себя, свою душу в слова. Что уж говорить о письме заключенному, о котором не знаешь почти ничего… Однако разве не кроется здесь для христиан уникальная возможность проявить свою веру на деле? Попробовать увидеть в далеком и незнакомом человеке брата? Пожертвовать несколько минут своей жизни для другого, чтобы ободрить его, показать, что не целиком этот мир враждебен? Трудно собственным поведением доказывать себе и другим, что не победило в этом мире зло и безразличие. Трудно, к примеру, сделать первый шаг и включиться в дело переписки с заключенными. Но здесь я возвращаюсь к своему первому впечатлению: дело облегчается, когда узнаешь об уже накопленном в нем опыте других.

Огромный опыт переписки с заключенными накоплен сотрудниками Центра поддержки православных общин в заключении во имя прп. Ефрема Сирина. Информация о Центре уже не раз появлялась на страницах православных газет; основан он был несколько лет назад при Православном Свято-Тихоновском Гуманитарном Университете, и теперь в нем состоят более 60 человек. Писем же в Центр каждую неделю приходят десятки, и ни одно из них нельзя оставить без внимания: за каждым стоит человек, за каждым – чьи-то сомнения, ожидания, надежда, душа, вера. Помимо духовной переписки с отдельными верующими и с православными общинами в колониях, Центр занимается дистанционным обучением заключенных основам православной веры.

Еще одним поразившим меня когда-то впечатлением хотелось бы мне поделиться с читателями. Как легко может оказаться, что православный человек, посещая регулярно храм, может годами жить и знать о существовании такой организации, как Центр прп. Ефрема Сирина, и других православных инициатив, связанных с тюремным служением. Более того, как легко может оказаться, что человек проживет жизнь, вообще ни разу не задумавшись, что есть такое место „не столь отдалённое“ – исправительная колония строгого режима и что есть тысячи людей, которые там находятся. О себе скажу, что я бы об этом задумалась лишь в двух случаях: либо тюрьма коснулась бы меня или моей семьи, либо я совершенно случайно увидела бы объявление с просьбой о помощи заключенным в одной из газет (случайно – потому что хотя я и хожу в храм, газет читать не хватает времени). Произошло второе: однажды я увидела объявление, в котором заключенные одной из колоний просили прислать им литературу о Православии. Обычно я к разного рода просьбам о помощи, как-то: на строительство храма или на жизнь пострадавшим от цунами, отношусь с тяжелым чувством. Чем, мол, могу я помочь, когда у самой денег часто не хватает? Все равно, что капля в море… Но здесь я вдруг подумала: а что если каждый над этим объявлением от заключенных засомневается и им в итоге так никто и не ответит? И потом: даже если какая-нибудь посланная мной книга порадует лишь одного человека, почему бы не послать? В итоге я отправила в ту колонию книжечку «Православие для всех». Свой адрес я указала «до востребования» и, как узнала потом в Центре прп. Ефрема Сирина, поступила совершенно правильно: незнакомым людям – кто бы они ни были – давать свой домашний адрес неразумно. Вскоре мне пришел ответ от одного из заключенных той колонии: книжечку попала сперва к нему. Человек рассказывал немного о себе, где крестился, какая у них в колонии православная община. Признавался, что нет у него даже крестика, и просил прислать. Одновременно он задал несколько вопросов, к примеру, о заочном обучении заключенных основам православной веры и о том, почему существуют разные иконы Господа и Богородицы. Помню, что уже от этих двух вопросов у меня возникло ощущение, что я начинаю тонуть, увязать в чем-то таком, о чем я мало знаю и с чем мне никогда не справится. Даже если я найду, что ответить на эти вопросы, что будет, если последуют другие? Мысль о том, что это было бы прекрасным поводом самой узнать больше о собственной вере, не пришла мне тогда в голову.

О существовании Центра прп. Ефрема Сирина я тогда не подозревала, но вскоре – снова случайно – увидела о нем статью в «Православной Москве». И это стало счастливой причиной того, что я не только не бросила начатую мной переписку с тем заключенным, но и взяла в Центре еще несколько похожих писем, из тех многих, на которые все никак не находились люди отвечать. С радостью я тогда узнала о том, о чем раньше не догадывалась: о том, что в тюрьмах в России уже открыты и продолжают открываться храмы и молитвенные комнаты, о том, что многие люди именно в тюрьме и приходят к вере, поэтому так важно их поддержать на пути к Богу в их нелегких жизненных условиях. Еще я узнала, что заданные мне человеком вопросы – одни из частых вопросов, которые задают сотрудникам Центра, и на такие «типичные» вопросы в Центре уже есть готовые ответы. В этом и заключается, как мне кажется, важность существования Центра и важность знания людей о нем: в Центре можно взять всевозможные распечатки, пожертвованную литературу, памятки о переписке с заключенными, чтобы каждому, кто хочет участвовать в деле переписки, уже не приходилось в одиночку и заново искать ответы на вопросы заключенных или думать, как и что лучше им послать. Поскольку Центр прп. Ефрема Сирина уже долгое время работает с тюрьмами, а также является частью обширного целого – миссии Русской Православной Церкви в деле тюремного служения, здесь можно узнать и о том, какие условия сейчас в тюрьмах России, и о том, каким образом православный христианин может помочь находящимся в заключении братьям и сестрам по вере. Сейчас во многих храмах Москвы помогают колониям: шлют книги, одежду, лекарства, продукты. Но иногда получается так, что заключенный напишет на всякий случай, не надеясь на ответ, по нескольким адресам, и в итоге в одну колонию посылки идут десятками, а в другую – не идет ничего. Иными словами, важно, чтобы все православные христиане, занимающиеся помощью заключенным, знали друг о друге; это произойдет, если люди обратятся в Центр и сообщат о тюремном служении, которое ведется в их приходе (или с помощью Центра организуют такое служение).

Помню, как я шла на свою первую встречу в Центре (о месте и времени ее проведения я узнала от руководителя Центра Наталии Владимировны Пономаревой, чей контактный телефон был указан в статье). Была зима, и я, семеня по льду одной из московских улиц, думала: «И куда я иду? И что я на этой встрече скажу? И что обо мне там люди подумают? Наверное, засмеют, когда я им поведаю, как толком на вопросы заключенного не смогла ответить…». Как говорится, вопросы «от лукавого», которые возникают всякий раз, как только соберешься сделать что-то новое и хорошее. Одновременно меня переполняло желание рассказать в Центре, что, оказывается, есть такая колония, которой нужна помощь духовной литературой, и что помогать им можно лишь заказными письмами, а то на получение посылок, оказывается, существуют лимиты, и так далее. Иначе говоря, с типичной для новичка смесью неуверенности с духом первооткрывательста я хотела поведать работникам Центра о том, о чем им было давно известно и о чем они мне сами потом рассказали в десять раз больше. Первая встреча Центра, на которую я пришла, оказалась встречей доброжелательных и вдохновленных своим служением людей; с первой же минуты у меня возникло ощущение, что все собравшиеся – мои добрые старые знакомые. Я рассказала кратко о себе, о том, как мне в руки попало объявление от заключенных и как я начала с ними переписку. Потом мне дали памятку о переписке с заключенными, со множеством полезных советов, о которых сама бы я не догадалась (к примеру, о том, что в местах лишения свободы проблемы с конвертами и бумагой, поэтому, если переписываешься с заключенными, надо слать людям чистые конверты). Я задала свои вопросы, потом кто-то задал свои: оказалось, что не одна я не знала ответов на некоторые вопросы заключенных. Потом мы начали совместно решать, как на эти вопросы лучше ответить (тогда же я узнала одно из главных правил Центра: не знаешь, как ответить на вопрос – посоветуйся сначала с более опытными людьми, давно ведущими духовную переписку, и если не решишь проблему, то обязательно – со священником).

Уходила я со встречи с несколькими книгами и иконками – из тех, что пожертвовали в Центр для отправки заключенным. Уходила радостная, что есть в России такие организации, где могут помочь тебе сделать доброе дело и где твоя лепта может оказаться – и оказывается – полезной. С тех пор хожу на встречи Центра один – два раза в месяц. В Центре постоянно появляются новые работники, но людей, чтобы отвечать на все приходящие письма, все равно не хватает. Душа болит каждый раз, когда видишь пачку писем от людей, уже месяцами дожидающихся ответа. Хочется заверить всех, кто хотел бы поучаствовать в деле духовной переписки с заключенными, рассказать о тюремном служении своего прихода или каким-то другим образом помочь Центру прп. Ефрема Сирина, что любое такое, пусть даже самое малое, участие очень важно и для заключенных, и для успешной работы Центра, и для самих помогающих. Ведь разве не является помощь ближнему самой большой радостью на свете? 


©"Центр духовной поддержки православных общин в заключении"
Любое цитирование - с указанием автора "Центр духовной поддержки православных общин в заключении" и ссылки на
www.4prison.ru
Письмо web-мастеру

Яндекс цитирования     Rambler's Top100     Рейтинг@Mail.ru