------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ Главная  Карта сайта  English

О нас

Новости

Дистанционное
обучение

Переписка

Центры поддержки

Творчество
заключенных

Статьи и интервью

Отчеты и документы

Семинары, выставки и конференции

Просьба о помощи

Полезные ссылки

Контакты

Подписка на новости сайта

Наш баннер


Отдел по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями Московского патриархата

Патриархия.RU

МИР ВСЕМ. Издание Синодального отдела по взаимодеюствию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями

Святые отцы Церкви о переписке.

        Просматривая Добротолюбие, я обнаружила, что многие советы святых отцов  могли бы стать полезными, как  наставления для катехизаторов-переписчиков  с заключенными. Попробую провести параллели и приглашаю вас,  братья  и сестры по тюремному служению,  познакомиться с тем, что у меня получилось.

                                              С уважением, р.Б. Любовь.

  • Не усиливайся, чтобы кто-нибудь принял твое слово, но с терпением неси слово истины.

  • Во всем поведении и стиле письма наблюдай скромность.

  • Избегай любопрения и спора. (Цитата Аввы Антония Великого)

  • Помышления свои открывай старшему, могущему дать духовный совет, а заключенным пребывающим в немощи, не говори того, что их соблазнит.

  • или коротко: НИКОГО НЕ СОБЛАЗНЯЙ!

  • Не смехотворствуй.

  • Никого, ни по какой причине, не обличай в недостатке его. (Цитата Аввы Антония Великого)

  • Не пиши того, что приведет тебя к тщеславию и может уничижить заключенного, с которым ты переписываешься.

  • Не пиши письмо, если ты очень устал или раздражен.

  • Пиши очень лаконично, не философствуй, ибо  всё  это человеческая мудрость. Авва Антоний говорит: "Не умножай слов: многословие удалит от тебя Духа Божия".

  • Не будь лицемером и притворщиком: не советуй другим то, что сам никогда не делал.

  • Не возвышай голоса, - говорит авва Антоний. То есть, будь великодушен, учись прощать немощь заключенных, живущих в неадекватных условиях тюрьмы.

  • Не оправдывай себя перед заключенными, будь всегда готов сказать: "прости" и при необходимости объяснить суть дела с любовью и сочувствием. : "Простите меня, дорогой брат, но я не могу исполнить вашу просьбу... Пожалуйста, не обижайтесь".

  • Если заключенные буду говорить на кого-либо со злоречием, не приклоняйте уха своего, чтобы услышать зло. Но если нельзя умирить сердце озлобленного узника, то хотя бы помолитесь о нем и ведите себя, как не слышащие. Если будем сочувствовать осуждению, то переписка превратится в поток бесконечных осуждений и ропота.

  • Не веди переписку с заключенными в небрежении: "...а Господь Сам управит!" - это большой грех. Всякое дело нужно делать честно и со старанием.

  • Мудрый человек не спешит говорить, но сперва рассмотрит дело. Так и переписчик не должен спешить скорее написать и отправить письмо, но сперва пусть внимательно прочтет письмо заключенного и рассудит трезво, как лучше для пользы  души этого заключенного ответить на его письмо.

  • "Тому, кто не внимает словам твоим, не говори их", - говорит авва Антоний. В самом деле, если человека интересует "Фома", стоит ли к нему приставать с "Ерёмой"?

  • Не своди близкого знакомства со своими переписчиками. "Весь мир сквашен на лукавстве",- предупреждает авва Антоний, и не советует без испытания никого считать другом. Если такое предупреждение в монашеском содружестве, тем более нужно трезвиться общаясь с миром преступным.

  • Если пожелаешь сделать что-либо доброе, не говори прежде времени, сперва сделай, чтобы враг не воспрепятствовал тебе. Трудно будет заключенному перенести разочарование в своих надеждах на помощь. Да, и нам будет горько снести упрек, если мы приложим много труда, а нас обвинят в несостоятельности в доброделаньи.

  • Не оскорбись, если заключенный напишет тебе злое и ропотное письмо, знай, что это действие злых духов на него, которые этим самым хотят привести переписчика к падению, а заключенного к унынию и помрачению духа.

  • "О делах мира отнюдь не говори",- просит св. Антоний Великий. Писать о жизни на воле нужно крайне осторожно, такие разговоры плохо воздействуют на психику заключенных, им становится невыносимо тяжело в неволе, они приходят сперва в томление, потом в раздражение и, наконец, в мятежное озлобление, переходящее в ненависть ко всем, но более всего к переписчику с воли за то, что он его дразнит.

  • Иногда бывает искушение, написал письмо заключенному, но спустя какое-то время, появляется чувство недоговоренности и помысел шепчет тебе, напиши ему об этом-то... или том-то... Отнюдь, делать этого не надо: НЕ ПИШИ БЕЗ НАДОБНОСТИ!

  • Когда пишешь письмо, не ожидай, что его примут с радостью. Когда же примут, то дивись  этому, как милости Божией. Потому что в душе другого человека слова наши отзываются не тогда, когда мы хорошо их пишем, но когда в них заключена Сила Божия. Поэтому- то молитва важней красноречия.

  • Катехизатор не должен дерзать учить своих переписчиков с зоны, это прерогатива пресвитера и его  святое служение Богу.

  • Если заключенный пишет безграмотно и косноязычно, не обличай его, что он пишет худо, так как  это смутит его  и приведет в скорбь. Многие заключенные нашего времени, особенно из молодых, очень мало учились в школе, бродяжничали или имели прошлое наркоманов. Нужно смириться с этим фактом.

  • Если заключенный сам просит:" Научите меня, я этого не знаю", катехизатор должен ответить на все его вопросы, а кто откажется, зная учение Церкви, или промолчит, тот лукав и имеет ложное смирение,- так говорит Авва Исаия.

  • Если заключенный, человек немощный, тщедушный, никогда не говори ему: "А как же я? Я же могу молиться, поститься, и т.д." Лучше скажи: "Мне тоже трудно молиться, мне тоже трудно поститься, но я понуждаю себя это делать, потому что я христианин и т.д... Помоги тебе, Господи".

  • Если ты переписываешься, ну, например, с пятью заключенными и чувствуешь, что тебе это тяжело, не хватает времени для добрых, внимательных писем, и в тоже время, демоны начнут тебя подстрекать взять еще переписчиков, что превысит твои силы, не слушай эти помыслы, здесь обыкновенное их коварство, - говорит авва Исаия,- так добиваются они, чтобы ты впал в их руки и творил их волю.

  • "Если ты немощен и преклонен к страстям, то не допускай", что бы заключенный, доверившись твоему авторитету, откровенничал с тобою о своих греховных пороках и страстях, "ибо это для  души твоей пагубно,- предостерегает все тот же авва Исаия.

  • Прежде, чем писать ответы заключенным, открой сперва Святое Писание и послушай, чему учит тебя Слово Божие.

  • Если не знаешь, что ответить на письмо заключенному, посоветуйся со своими братьями и сестрами в Центре или с Натальей Владимировной. Лучше ответ на письмо задержать на недельку, чем написать что- то неполезное, человеку скорбящему в неволе

  • В письмах не празднословить, но писать только необходимо нужное.

  • Ни перед кем не обнажай души своей, кроме пастыря. Заключенный не пастырь!

  • Если заключенный постоянно пишет злые и раздражительные письма, обнаруживая этим свой злой нрав, то никакому катехизатору не полезно вести с ним переписку. Нужно спросить совета у руководителя Центра или у духовника, как вам быть

  • Не раздражай заключенного, потерпи его, он много согрешил и еще может быть согрешает, но истина о нем сокрыта для тебя, один Господь знает сердечные тайны.

  • Иногда катехизатор намного моложе своего переписчика с зоны и этим смущается, и напрасно. "Видел я юного,- говорит Ефрем Сирин, который разумно утешал старца, и за сие воздадим славу Богу."

  • Когда заметишь в себе, что тебе скучно стало чтение Святого Писания, наставления твоих братьев, тяжело молиться, что тебя увлекают только письма, то знай, что ты впал в тяжелую болезнь  имя которой -  ПЛОД ЗЛОМУДРИЯ.

  • Если переписка твоя мешает молитве и хождению в храм, знай что нет тебе пользы от этой переписки и она не принесет плодов  в винограднике Божием.

  • "Все делай потихоньку, полегоньку и не вдруг, добродетель не груша, ее вдруг не съешь", - говорит прп. Серафим Саровский. Потому письма пиши не борзясь, с посылками на зону тоже поступай с рассуждением, а то и вернуть могут. Центру от этого  одни только хлопоты и убытки.

г.Москва.
апрель 2004 г.
 


©"Центр духовной поддержки православных общин в заключении"
Любое цитирование - с указанием автора "Центр духовной поддержки православных общин в заключении" и ссылки на
www.4prison.ru
Письмо web-мастеру

Яндекс цитирования     Rambler's Top100     Рейтинг@Mail.ru