------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ Главная  Карта сайта  English

О нас

Новости

Дистанционное
обучение

Переписка

Центры поддержки

Творчество
заключенных

Статьи и интервью

Отчеты и документы

Семинары, выставки и конференции

Просьба о помощи

Полезные ссылки

Контакты

Подписка на новости сайта

Наш баннер


Отдел по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями Московского патриархата

Патриархия.RU

МИР ВСЕМ. Издание Синодального отдела по взаимодеюствию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями

Мы пишем

16 августа.

Здравствуйте, Вениамин.

        Лето, все дела замедлились, так что получил Ваше письмо только 12 августа, в день 100-летия св. мученика царевича Алексия. Вижу в каждой строчке Вашего письма, что сердце Ваше наполнено радостью о Господе. Наверное, в зоне это бывает по-особому: у нас много всяких утех от мира сего, которые отвлекают нас от главного Источника всякой радости. Конечно, надо быть осторожным и в этой, высшей радости. Иногда кажется, что Господь нас очень сильно изменил, а это - просто Его благодать: через какое-то время отойдёт от нас Господь (чтобы нас чуть-чуть испытать), и видим, что каким были, такими и остались, со всем набором страстей. Вы пишите, что Дух Святой живёт в Вашем сердце. Всегда есть опасность, что кто-то другой замаскируется под Него. Этот лукавый дух может попытаться убаюкать нас, убедить нас, что мы уже достигли спасения. Единственное средство избежать этого – считать себя недостойным Божьего посещения, вспоминать грехи. И всё же, не переставать надеяться на милость Божию.

        Значит, к вам не ходят православные священники? Интересно, чем всё-таки отличаются 50-ки и харизматики? – мне казалось, что это одно и то же, точнее 50-ки – одно из основных течений харизматиков. Насколько я помню, харизматики так себя назвали именно потому, что в первую очередь ищут благодатных, чудесных посещений Св. Духа, а 50-ки при этом особенно вспоминают сошествие Св. Духа в день Пятидесятницы. В этом вся опасность: душа расслабляется, ждёт острых впечатлений, переживаний, а трезвение, самоконтроль, ослабевают. Напишите, Вениамин, о чём рассказывают вам пасторы, что они считают главным. Очень интересно, что же всё-таки по этому поводу думают ваши начальники, кого они пускают, а кого – нет.

        Впрочем, у Вас многое в жизни меняется, раз Вы переходите в другую колонию. Не уверен, что моё письмо найдёт Вас, поэтому пока ничего Вам не посылаю. Напишите, когда Вас переводят, и, конечно же, Ваш новый адрес. Быть может, там будет работа? Ведь отсутствие работы, праздность, – очень тяжёлое испытание. Но главное, будем хранить сокровище веры. Что бы ни произошло, Господь рядом. Будем думать так: я песчинка, но обо мне печётся Господь – так учил прп. Анатолий Оптинский. (Его праздник тоже был недавно, 12 августа.)

        Не всё я понял в Вашем письме. Про праздники и св. имена? Может, я спрашивал про Вашего небесного покровителя, кто он? Вот, 3 дня назад, 13 августа, вспоминали священномученика Вениамина, митрополита Петроградского, убитого в 1922 г. А что Вы читаете в Библии, как Вы пишите, про «хлеб насущный»?

        Жду от Вас писем. Хотелось бы больше обсуждать с Вами вопросы по вере, по Библии, о том, чему учат пасторы. Ведь очень важно правильно верить! Чтобы не было разочарования при встрече с Господом. Конечно, весь Закон и Пророки в одной заповеди – возлюби Бога и ближнего Но не так-то просто исполнить эту заповедь, путь к ней может быть очень длинным.
28 августа – двунадесятый праздник, Успение Пресвятой Богородицы. Величайший праздник, «Богородична Пасха», как его иногда называют. Господь сам пришел, чтобы взять к Себе Свою Пречистую Матерь. А какой будет наша встреча с Господом? Так что с наступающим Вас праздником. Вадим.


16 августа.

Дорогой Вячеслав,

        Тут пока лето, всё замедлилось, я уезжал отдыхать. Так что получил твои письма - сразу 3 - только 12 августа, в день 100-летия св. мученика царевича Алексия. Вспоминали ли вы это событие в вашей Царской церкви? Я слыхал, что с именем царевича Алексия связана тайна нашего спасения, что у него особое дерзновение перед Богом.

        Ты пишешь про переписку с верующей женщиной? Я спрошу, когда мы будем собираться, хотя все очень загружены, даже не на все письма удаётся отвечать. Конечно, прекрасно было бы познакомится с такой женщиной. Но мне кажется, если говорить о духовной переписке, то тут совсем не обязательно переписываться с женщиной.

        Да, мне очень бы хотелось, чтобы у нас вышла духовная переписка, хоть я и сам не совсем представляю, что это такое. Наверное, проще нам будет переписываться, если мы будем обсуждать возникающие у тебя вопросы – по жизни и по Писанию. Ты говоришь, что у вас в молитвенной комнате есть каноническая Библия. Если она действительно каноническая – не смущайся, если на ней нет благословения. А что касается неканонической и чёток – попроси для начала благословения у священника.

        А «Закон Божий» – замечательная книга, хотя есть, наверное, разные издания. Мне, как физику, особенно запомнились разные отступления - мелким шрифтом, - в которых опровергались кажущиеся противоречия Библии с наукой. Приводились мысли разных великих учёных. Это была перепечатка дореволюционного издания, сейчас бы можно было бы написать еще больше удивительных научных фактов.

        Сектантскую литературу можно сжигать или уничтожать каким-то образом. Про сильный всплеск эмоций я вряд ли скажу что-то определённое. Очевидно, это одно из проявлений нашей природы. Сами по себе все наши чувства по учению Отцов не содержат ничего нечистого, даже гнев. Если направлять их в нужное русло – всё будет во благо. Гневаться на диавола – правильное дело. Всплеск эмоций – это еще испытание нашей веры. Если сможем их контролировать – хорошо. Если сил нет – срочно вспомним про Господа, обратимся к Нему за помощью. Тогда всё обойдётся.

        Эмоций, конечно, у нас «в миру» хватает. Вот в Долгопрудном судят двух милиционеров, которые попытались бороться с наркомафией. Последняя новость – убили судью, в которой, похоже, стала просыпаться совесть, и повесили это дело на этих милиционеров. Цинизм и беззаконие превзошли все границы. Ну какие тут могут быть эмоции? Хочется что-то сделать. Молиться, писать письма, ехать в Долгопрудный?… Надеюсь, у вас в зоне, Вячеслав, нет невинно осуждённых? Бережёт еще нас наша милиция?

        Так что всякое у нас в миру происходит, но лето Господне, время благоприятное для спасения, продолжается. Пиши. Какие еще есть у вас книжки? Есть ведь и чудная светская литература. Не попадали к вам книги И.С. Шмелёва. Или Виктора Николаева – он написал прекрасные книги про Афганскую войну и другие «горячие точки», а недавно вышла его книга «Из рода в род» про судьбы заключённых. Разрешают ли вам присылать книги?

        Скоро, 28 августа, Успение Пресвятой Богородицы. Величайший праздник, «Богородична Пасха», как его иногда называют. Господь сам пришел, чтобы взять к Себе Свою Пречистую Матерь. А какой будет наша встреча с Господом? Так что с наступающим тебя праздником. Пиши. Вадим.


 Драчёву Юрию Григорьевичу

        Дорогой брат во Христе,
        Давайте попробуем начать переписку. Очень надеюсь, что Господь благословит наше начинание. Для меня это дело совершенно новое, хотя давно хочется поделиться с кем-то сокровищем веры, которую дал мне Господь. Я принял Крещение 10 лет назад, и пытаюсь, хотя бы отчасти, жить верой. Кажется, в вере я вполне утвердился, но сам себе по прежнему напоминаю бесплодную смоковницу. Так что быть может, Вы сможете рассказать мне тоже много полезного.

        Меня тоже поражают подвиги пустынников, мучеников за Христа. Размышляешь про них и думаешь: как всё просто и очевидно, только так и можно жить. Если веруешь последовательно, без оглядки, то, кажется, это и есть настоящая жизнь. Но как же удаляет от Христа наше здешнее благополучие! Заработал немножко денег, и тут же появляется страх: а заработаешь ли завтра? Трудно всё время помнить, что всё, что имеем – от Бога.

        Я спросил Наталью Владимировну про заочную школу, и она сказала, что расскажет на каких условиях учиться в ней возможно. Я, как человек новый, про эту школу  еще не знаю, но надеюсь, что и наша переписка может чем-то походить на такую школу.

        Сейчас идёт Великий пост, живём ожиданием Пасхи. Вроде бы жизнь внешне не так сильно изменилась – хожу на работу, вожусь с домашними делами, - а все равно время особенное, напряжённое, тяжёлое, но хорошее. К сожалению, завтра уезжаю, а пока вернусь, отправлю письмо, пока дойдёт, - уже наступит Пасха. Так что поздравляю Вас, Юрий, с наступающим Праздником Праздников! И желаю нам всё время помнить, что мы живём для Вечности. Пишите о том, что Вас волнует, спрашивайте. Радости Вам желаю, той радости, которой никто у нас не отнимет. Пишите! Вадим

        Пишите на тот же адрес (Центр духовной поддержки православных общин в заключении, Москва, Новокузнецкая 23Б) на имя Покровского Вадима.


Здравствуйте, Алексей!

        Меня зовут Вадим. Я учусь в Православном Свято-Тихоновском Богословском Институте. Мне 30 лет. Сразу прошу прощения за то, что пишу на компьютере, сейчас такое время – ничего не успеваешь! Ваш адрес мне дали Игорь с Екатериной, которые выступали у вас с концертной программой. Кроме того, что вы просили у них Библию и знакомы с работами Сергия Нилуса, я ничего более о вас не узнал, т. к.,  просто, не было времени вспоминать. Потому что встреча у нас была довольно краткая, чтобы настроиться на какие- то подробные воспоминания. Поэтому я буду пока краток и, если получится, ясен. По милости Божией посылаю вам то, что вы просили и еще несколько иконок. И если у вас в духовном плане будут возникать какие- то вопросы с пониманием Библии, или  какие- то внутренние переживания, или просто захочется излить душу, пишите. Чем смогу, помогу.
 С уважением, Вадим Курин.
 Храни вас Господи.

      8.10.2002 г.

Здравствуйте, Алексей!

         Благодарю Господа Бога за ту милость, что изливает Он и через меня недостойного. Я искренне очень рад, что могу быть полезен, хоть в малой степени, ещё одной душе Божией. Вашу благодарность Екатерине (всегда чистая – греч.) и Игорю (слав.) я передам, как только увижу их. Но, к сожалению, они часто в поездках и у нас бывают редко.

        Особенно рад, что вы на начальном уровне правильно понимаете ту ситуацию, случившуюся у нас в стране, и, так сказать, имеете некоторое начальное представление о духовных вещах. Это очень хорошо, т.к. может весьма облегчить наше с вами взаимопонимание. Тем более, что мы с вами почти ровесники. Правда, сразу хочу вас настроить на правильное понимание наших с вами отношений по поводу наставничества. Дело в том, что я пока ещё не имею духовного сана и в скором времени, наверное, его не удостоюсь. Поэтому вашим духовным наставником быть никак не могу. Посему мы с вами, проще говоря, наравне.

        Здесь можно вспомнить наставление Господне ученикам не называться учителями и наставниками, ибо один у вас Наставник - на небесах. Да, к тому же я и сам получаю многое из этой переписки. А по каким-то сложным и, действительно, серьезным духовным вопросам (а они не замедлят) я, в случае необходимости, обращусь к своему духовнику, или к нашему более опытному руководителю по переписке. Так что, мы будем просто делиться друг с другом опытом, я – теоретическим, вы – практическим, делать выводы  и  просить помощи Божией для спасения своих душ.  К тому же, в мистическом смысле, я могу быть не меньше вас признателен Господу за то, что могу оказать милость. Потому что, по-серьезному, давая старушке (и не только старушке) последнюю  мелочь на улице, наверное, неразумно видеть в ней предмет нашей милости, скорее это милость к нам. А по существу,  и через вас мне может быть дано не меньше чем вам через меня. Но об этих тонких вещах пока ещё, наверное, рановато. Просто это вам пища для благодатных размышлений. Вообще, можете быть со мною более свободным, т. к. мне в жизни уже пришлось многое повидать.

        У нас на вечернем отделении института почти все ребята учатся с довольно солидной жизненной школой. Многим, как Апостолу Павлу, пришлось сначала гнать Христа, в той или иной степени.   Возраст около 30 лет, плюс минус 10 лет, чаще даже плюс, чем минус. Так что вы не отчаивайтесь в своем неприглядном, на первый взгляд, положении. Может быть, вам будет дано как раз благоприятное время для подготовки в наш институт. Правда, сразу нужно предупредить, что учеба здесь нелегка. Я имею в виду в сравнении с государственными вузами. Как и везде в жизни христианина тут требуется полная самоотдача, зато и Господь помогает  существенно. Разные подробности по поводу учебы, я буду вам писать постепенно.

        Согласен с вами, что в тюрьме царит гораздо более сложная идеология. Но, радостно то, что если вы это четко ощущаете, то, значит, вы ещё не слишком ею пленены. И вам, поэтому, легче будет противостоять её духу в дальнейшем.
        К сожалению, не могу пока вам дать какие-то более конкретные советы, т. к. пока ещё совсем ничего о вас не знаю. Если не трудно напишите вкратце вашу историю, или, хотя бы о вашем крещении. На нашу с вами переписку это никак не повлияет. Просто, вы можете понять сами, что мне будет легче дать какой-нибудь полезный для вас совет. Как часто посещает вас священник и когда вы в последний раз исповедовались и причащались Святых Христовых Таин, было бы также полезно узнать. Это всё очень существенные моменты, на которые нынешний человек, к сожалению, не обращает особого внимания, но которые по существу жизни  составляют всю её сердцевину.
 Про архиепископа Иоанна (Шаховского) я, к сожалению, ничего сказать не могу, хотя у меня и лежит одна его книжка. Бегло просмотрев можно сказать, что это современный православный богослов и вреда от чтения его книг, для вашего начального уровня, не будет. Хотя в православной среде и живет такое понимание, что без благословения патриарха на титульном листе, литературу, тем более на первых порах духовного развития, читать не полезно. Я тоже его придерживаюсь, но считаю, что заключенные находятся в особых условиях духовного голода и поэтому соответствующий должен быть и подход. В любом случае можно напомнить, что по учению свв. Отцов читать следует, конечно, всегда после молитвы.

        По поводу трудов Сергея Нилуса. Его очень благодатные  работы хороши на первом этапе. Потом ваш дух запросит что-нибудь посерьезнее, да и к тому же у него не так много трудов и по их прочтении также захочется питаться духовно. Если у нас на складе есть его работы, я вышлю. По серьезному считаю, что и одной Библии бы хватило человеку на все дни его жизни. Ибо в этом океане благодати Божией есть даже больше, чем человек может себе представить. Её можно читать бесконечно и она будет раскрываться всё в более новых и  спасительных смыслах при бережном и благоговейном отношении к ней. Здесь главное - страх Божий ,твердость и постоянство. Для этого в помощь разработана хорошая система Оптинский старцев (в частности прп. Амвросия) для мирян, у которых ни на что нет времени.. В день прочитывать одну главу из Нового Завета, две главы и Апостола (начинается с книги Деяний св. Апостолов) и три главы из Ветхого Завета. Но у вас может быть как раз наоборот времени много, поэтому можно увеличить объем, главное регулярность и желание истины. Но т. к вы находитесь на начальном уровне духовного просвещения (кстати я недалеко от вас, позже объясню почему), то и запросы духа конечно более пространнее. Поэтому, если угодно будет Богу, буду стараться по мере и ваших запросов кроме неё ещё что-нибудь полезное высылать.

        Прекрасно понимаю вашу опустошенность в жизненных вопросах. Все мы проходим когда-то через это. И здесь главное не унывать, а почаще вспоминать про Господа Бога, Который всегда рядом и ждет вас. Как необходимо обратиться к Нему и, вообще, о правилах благочестия вы будете постепенно приобретать навык из той духовной литературы, которую Господь даст силы освоить, из таинств, из моих советов, если Богу будет угодно, и из тех выводов которые вы сделаете по результатам опыта вашей духовной жизни, если вы конечно её желаете.

        По поводу давления системы и тому подобного я думаю следующим образом: есть замечательная пословица: «Господь терпел и нам велел». И, действительно, попытаемся ответить на вопрос: как ещё можно научить человека смирению и терпению, где единственным образом может проявиться любовь Божия? Ведь нам не нужна любовь бесовская, как вы сами признаете – коммунизм, или какую-нибудь безумную демократию, что ещё хуже. Ведь мы хотим остаться с Богом, и сохранить свой маленький личный комфорт. Правильно? Подумайте, пусть это будет маленькой тренировкой.
        Во всяком случае думаю, что всегда нужно начинать только с себя. А для этого есть хорошее, так называемое «золотое правило»: не делать ближнему того, что не желаешь себе, которое есть в Евангелии, (по моему от Луки), и как мне кажется, выражает понимание ветхозаветной заповеди о любви к Богу и к ближнему, как к самому себе.  На первый взгляд, это, конечно, трудно. И для меня также. Но в таинствах даются силы на всё и постепенно, сам не замечая, начинаешь что-то доброе думать, говорить, а потом и делать. «Просите и дано будет вам» (Матфей)!

        Здесь существенная проблема и заключается в том, что как раз себя то мы и не любим больше всего. Ибо, если бы хоть чуть-чуть желали бы себе добра, то и стремились бы подражать жизни святых, жития которых сейчас продаются на каждом углу (в Москве, в провинции чуть меньше). А желания этого нет в людях, нет никакого благодатного стремления. Хорошо сказано в Евангелие от Иоанна: «…но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы» (Иоанн.3,19). И, тем не менее, Господь сейчас дает людям невероятную свободу выбора, какой не было на протяжении всей истории человеческой (может быть это перед Вторым Пришествием Господа?).
Во всяком случае, народ, сейчас, хоть и медленно, но просыпается. По статистике последних лет сейчас в стране ежедневно строится один храм, и, по моему за 10 дней монастырь. Так что может, на наш век ещё хватит работы. Главное, чтобы на это было искреннее желание сердца, ибо, радуется Господь сильно, когда человек начинает искать пути, как трудиться во славу Божию. И постепенно дает силы, обычно таким образом, что человек этого не замечает. Потому, что слишком мы слабые на гордость, и при малейшем испытании тут же падаем.

        Радостно также читать о вашем уповании на молитвы святых и современных угодников. Ибо, чем больше будут люди стараться возгревать в себе добрые намерения и стараться сохранять их, несмотря на разные искушения, тем дольше Бог даст нам жизни на земле. А число угодников, несмотря ни на что, всё увеличивается и поэтому есть и большая необходимость в старании.
На этом закончу, пишите.  За всё слава Богу во веки веков.

 25.11.2002 г.                                                  Курин Вадим А.


        Здравствуйте, Андриян!

        Меня зовут Вадим. Мне 30 лет. Учусь в Православном Свято-Тихоновском Богословском Институте. Сразу прошу прощения за компьютерный текст – но сейчас ни на что нет времени. Вам, наверное, это несколько дивно, но вы должны понимать, что мы с вами находимся в несколько разных временных плоскостях. Если что будет сложно и неудобовоспринимаемо, то это можно будет позже разъяснить. Ваше письмо я получил на совете нашего институтского общества по переписке с заключенными. И может быть, по милости Божией, я смогу быть вам полезен. Пока отправляю вам то немногое, что нашлось у нас на складе по вашей просьбе. Не знаю, смогу ли быть вам братом по переписке, ибо сам ещё очень слаб, в духовном плане, но это покажет время и те плоды в вашей душе, которые она даст. Поэтому, если у вас в духовном плане будут возникать какие- то вопросы с пониманием Библии, или  какие- то внутренние переживания, или просто захочется излить душу, пишите. Чем смогу, помогу.
 С уважением, Вадим Курин.

   Храни вас Господи!

        Здравствуйте, Андриян!

         Неожиданно быстро получил ваш ответ на мою записку. Очень рад, что письмо это начинается с благодарения Господа Бога. Потому что «За всё благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе»(1Фес.5,18). На что и я присоединяюсь к вашему благодарению за то, что удостаиваюсь быть проводником Его всемогущей благодати для какой-либо необходимой помощи. А учусь я на 3-м курсе Миссионерского факультета ПСТБИ, на вечернем отделении. И, может быть, стану преподавателем Закона Божьего где-нибудь в школе или гимназии. Хотя, конечно, сфера деятельности довольно широка. Так сказать - куда Господь пошлет.

        Сразу хочу вас немного поправить для нашего дальнейшего взаимно полезного духовного совершенствования. Дело в том, что я пока ещё не имею духовного сана и в скором времени, наверное, его не удостоюсь. Поэтому вашим духовным наставником быть никак не могу. Посему мы с вами, проще говоря, наравне. Здесь можно вспомнить наставление Господне ученикам не называться учителями и наставниками, ибо один у вас Наставник - на небесах. Да, к тому же я и сам получаю многое из этой переписки. А по каким-то сложным и действительно серьезным духовным вопросам (а они не замедлят) я, в случае необходимости, обращусь к своему духовнику, или к нашему более опытному руководителю по переписке. Так что мы будем просто делиться друг с другом опытом, я – теоретическим, вы –практическим, делать выводы  и  просить помощи Божией для спасения своих душ.

        Также очень рад, что вы имеете уже некоторый духовный заряд. То есть, это приятно при первом знакомстве получить благодарность от человека, на сердце которого немного подействовала благодать Божия. Ибо в какой-то трудный момент жизни вспоминаешь, что и ты недостойный кому-то как-то необходим. Поэтому, «если угодно будет Господу и живы будем» (Иаков.4,15), то я буду очень рад быть полезен в становлении и укреплении вашего духа.
 Из вашего описания своего духовного состояния я понял, что вы находитесь на самом начальном этапе того узкого, тернистого, но единственно верного пути. Будем вместе не забывать молить Бога, чтобы по моей немощи, а вашей нетвердости нам даровались силы взаимопонимания ясного и истинного. Потому что враг хитер, а мы очень слабы без помощи Божией. Самое главное, что вы уже выбрали свой путь в нужном направлении. Сейчас остается только с него не сбиться, а это очень немаловажно. Потому что надеяться на себя мы не можем, т.к. падали и великие столпы веры. Помоги, Господи.

        Хотелось бы узнать о вашем крещении, и если крещены, то когда в последний раз исповедовались и причащались? Я думаю, что ваш ответ не повлияет на результат нашей переписки, просто нам будет легче её вести, когда мы будем больше знать друг о друге. Это естественно.  За свои малые годы мне уже пришлось многое повидать, поэтому можете быть со мной свободнее. Было бы ещё интересно узнать посещает ли вашу колонию какой-нибудь священник и как часто?

        По поводу веры. Пустой она никогда не окажется, ибо или она есть, или её нет, а у вас она есть, пусть хоть и в слабом, так сказать, зачаточном состоянии. Всё дело в том как её возгревать, т. е. поддерживать и приумножать. А это уже, если даст Бог, и будут плоды нашей переписки,  по результатам сделанных вами выводов.
        То, что у вас попадается много разной сектантской литературы есть следствие такого же состояния и всего общества в целом. Вы, наверное, представляете себе сколько этой грязи здесь в «свободном мире», как сказано: «И имя им – легион». Но нам здесь бояться нечего, ибо с нами Господь, Который очень сильно нас любит и в обиду  никогда не даст, если только будем преданы ему всем сердцем. А этому мы с вами и будем постепенно учиться, делясь каждый своим опытом, и наставляя друг друга. Я не лукавлю, потому что тоже человек грешнейший, слабый, ничего не успевающий и надеюсь тоже обогатить немного и свои познания из изученного вами, так как самому ни на что не хватает времени. Даже та литература, которую я буду высылать вам, не всегда мною может быть подробно изучена, ибо я, зная содержание, доверяю, прежде всего, тем благословениям по которым она издается, и ещё некоторым признакам. В дальнейшем же, когда вы укрепитесь в православном духе, я думаю, сможете без вреда для души извлекать какую-нибудь пользу и из той не совсем чистой литературы, если конечно вас туда потянет. А пока не стоит пачкать свою неокрепшую душу всяким смрадом.

        У меня сейчас с родителем, похожая ситуация, могущая служить примером. Он после операции: удалили раковую опухоль, но метастазы IV степени все равно остались по всему организму. Дали ему 1-ю группу инвалидности и прогнозируют, что больше года не протянет. А он ещё не совсем подкованный в вере, бывший коммунист, военный в отставке. И вот дал ему книгу, хорошо не разобравшись. А потом  декан кафедры догматического богословия запретил нам её даже в руки брать. Написал её  Иларион (Алфеев), теперешний епископ – униат, т. е. ратующий за связь с западом (католиками, протестантами), а я  не стал её достаточно подробно проверять. Ведь православный епископ! А батя мне после и говорит, что вот  мол ваши же и пишут, что можно в церковь и не ходить, не всем мол дано, можно и так спастись. И все наши с супругой труды последнего времени по наставлению нашего погибающего ближнего, казалось, канули в воду. Но, слава Богу, непрестанными молитвами Церкви, и нашими небольшими стараниями он не слишком глубоко этой книгой пропитался. Однако, нам хороший опыт: насколько нужно быть трезвым и бдительным, особенно в вопросах веры.

        Попробую вкратце ответить на ваши вопросы. «Братья Гедеоны» это чисто протестантская секта, т. е.  небольшое ответвление протестантизма. О самом протестантизме можно рассказывать долго. Но я думаю больше будет толка, если вы сами изучите на этот счет литературу, более авторитетную, нежели ваш собеседник. Я её буду вам высылать по мере возможности. Так вот, Гедеоны по сути безобиднейшая секта.  В основном распространяют библию по всему миру, естественно, как и каждая ересь, со своим толкованием. Но, что хорошо, что они не трогают первоначальное слово Библии. Поэтому их Библиями можно вполне пользоваться и православным. Даже наши некоторые торговцы, кому попадали партии этих Библий, просто вырывали первый лист с титлами этих издателей и продавали. Так сказать, из всего можно извлечь пользу. «Свидетели Иеговы» - по существу сейчас самая опасная и широкомасштабная секта деструктивного, т.е. разрушительного характера. О ней подробнее узнаете из книги Нины Кривельской, которую я вам высылаю. Из неё, я думаю, вы многое новое откроете для себя в этом вопросе. Возникнут ещё какие- то, пишите.

        В отношении А. Спирина я ещё подробно не успел узнать. Сказали, что это православный философ, а насколько он хорош для начального этапа, постараюсь написать позже. Хотя, святоотеческое мнение, что на начальном этапе – это пустое развлечение. Так как, не имея пока, как вы сами сказали духовного камня, любые, даже правильные, но сложные для вашего неокрепшего сознания, истины могут не быть полезны. Враг хитер и может сбить с истинного пути. Поэтому без настоящего духовного руководства, т. е. под руководством священника, на начальном этапе, читать то, в чем не разбираешься, не рекомендуют. Как сказал ап. Павел: «Всё мне позволительно, но не всё полезно».  Во всяком случае, я отчасти могу понять ваше невоздержание,  могу посоветовать читать почаще псалтирь царя Давида, по антифону (от славы до славы), или по кафизме (три славы). После каждой славы  можно молиться (поначалу и своими словами) о помощи в правильном понимании. А если много остается времени свободного – читайте Библию хоть сто раз подряд. Она никогда не наскучит, а каждый раз будет открываться всё более глубоким и ещё более прекрасным образом. Так как это Писание действительно Божественно и имеет силу сильно очищать душу и сердце человеческое.

        В отношении той же литературы философской и психологической, я думаю, вы уже меня поняли. Бог даст, вышлю.
        Было бы интересно, не только с познавательной точки зрения, познакомиться с вами поближе (узнать вашу жизнь). Поэтому, если я внушил вам доверие, то для вашей же пользы, я бы хотел узнать о вас поподробнее. Как я уже говорил, мне бы легче было бы давать какие-либо темы для размышлений.
        Теперь по поводу заочного обучения. К сожалению, заочно мы пока обучаем только общины со старостами и где есть, хоть изредка, наблюдение священника. Подробные причины этого я напишу ниже, в общем ответе на этот вопрос нашей группы поддержки. Но вы не унывайте, сейчас очень быстро всё меняется. Молитесь, «и по вере вашей, да будет вам», т. к. у нас в перспективе есть планы обучать и индивидуально, но пока, что называется, нет возможностей. Есть вариант, что вас в 2004 году переведут в зону, где находится православная община. Богу всё возможно! Просите и уповайте в смирении. Хотя, конечно, по опыту, это очень сложно, и совсем не так как кажется на первый взгляд. Но, да ведь мы и призваны быть здесь борцами. Поэтому остается попросить только помощи на это. Желаю вам удачи, и всего самого наилучшего. Молитесь о нас недостойных, пожалуйста.

        ПО ОБУЧЕНИЮ:
        К сожалению, требования, которые предъявляются к абитуриентам – заочникам не являются в настоящий момент для вас выполнимыми.
        Во-первых, обучение на заочном отделении платное. Во-вторых, абитуриенты обязаны сами подавать документы и приезжать на вступительные экзамены. Сообщаем вам также еще несколько необходимых требований для абитуриентов. Необходим аттестат о среднем образовании, рекомендация духовника. Надо знать наизусть десять заповедей Моисея, основные молитвы, заповеди блаженства, а также Священную историю Ветхого и Нового Заветов в объеме книги «Закон Божий» прот. С. Слободского. При поступлении необходимо грамотно написать изложение. Это совсем непростые требования. Мы надеемся, что со временем, после освобождения, вы сможете попробовать начать обучение.

        Сейчас мы посылаем вам книги, которые могут помочь в самостоятельном изучении основ православной веры. Эти книги нам пожертвовали православные издательства, за что слава Богу, а им огромное спасибо. Молитесь, пожалуйста, о том, чтобы такие пожертвования не кончались. Помоги вам, Господи!
Чтобы вам  не унывать от осознания своей бесполезности в видимых вещах, просим ваших молитв за нашего руководителя по переписке Наталию. У неё трое детей, немало заключенных – корреспондентов, нас неразумных не один десяток, да и других нелегких жизненных обстоятельств хватает. Ещё просим молитв за нашего ректора института  прот. Владимира Воробьева, т. к. он уже в возрасте, а нагрузка, конечно, невероятная. И за нашего больного родителя Анатолия. Это люди, от которых напрямую зависит наша с вами переписка, а значит и её результат. Не говоря уже о том, что мы (все люди, а православные в особенности) здесь (на земле) очень сильно друг с другом связаны. Но об этом попозже. И, самое главное, что никакая молитва, в православном духе, никогда не бывает бесполезная, и бессмысленная. Да подаст Господь и вам силы для очищения, вразумления и укрепления в истинном духе веры православной.

За всё – слава Богу.                                Вадим.   11.11.2002 г.


        Здравствуйте, Василий!

        Меня зовут Вадим. Я учусь в Православном Свято-Тихоновском Богословском Институте. Мне 30 лет. Сразу прошу прощения за то, что пишу на компьютере, сейчас такое время – ничего не успеваешь! Ваш адрес мне дали Игорь с Екатериной, которые выступали у вас с концертной программой. Кроме того, что вы просили у них Библию и календарь, я ничего более о вас не узнал, т. к., просто, не было времени вспоминать. Потому что встреча была довольно краткая, чтобы настроиться на какие- то подробные воспоминания. Поэтому я буду пока краток и, если получится, ясен. По милости Божией посылаю вам то, что вы просили и еще несколько иконок. И если у вас в духовном плане будут возникать какие- то вопросы с пониманием Библии, или  какие- то внутренние переживания, или просто захочется излить душу, пишите. Чем смогу, помогу.
 С уважением, Вадим Курин.

Храни вас Господи.

8.10.2002 г.

        Здравствуйте, Василий!

        Очень рад и я поблагодарить Господа Бога нашего Иисуса Христа за оказанную вам милость и через меня недостойного. Благодарность Игорю (слав.) и Екатерине (всегда чистая – греч.) я обязательно передам, как только увижу их. К сожалению, может быть, не скоро т. к. они очень часто в разъездах, сами понимаете. Наша группа тоже совсем недавно с ними познакомилась, и Господь, конечно, оказал через них на нас тоже сильное действие при общении. Действительно, видя таких людей, с радостью понимаешь, что, может быть, Господь ещё продлит нам время на покаяние не на один год, являя нам, нерадивым, такие прекрасные примеры для подражания.
        Плач ваш пусть вас не смущает, так как Господь нас утешает словами из Нагорной проповеди: «Блаженны плачущие, ибо они утешатся». Но, здесь главное не обольститься. Потому что в наше греховное, так сказать, последнее время мы, к сожалению, не имеем тех слез, которых ждет от нас Господь. Есть, может быть, человек несколько монахов, старцев – подвижников, чьи слезы Господу угодны, так их на весь мир несколько человек. Мы же, по существу, даже плакать не умеем правильно, настолько пропитаны самолюбием и всякой нечистотою. Вообще, это дело хорошее, так сказать слезы лучше, чем, когда их нет. Считаю, что лучше просить у Господа правильное их понимание, в свете своего недостоинства. А по существу мы все - дети  Божии, мужики – так особенно:

 Всегда в ребенке есть весна,
 Всегда живет лишь в нем она.
 Ребенком, нужно вечным стать,
 Чтоб Царство Вечное принять.
 (Леонид Васильевич Сидоров)

        Особенно рад, что Господь дает вам благие намерения в сердце. Искренне желаю вам их сохранить надолго, стараясь усердно идти по узкому пути Христову. Дай, Боже, сил! Тем более, поверьте, 44 года это ещё, воистину, детство. У меня друг, тоже Василий, кстати на зоне даже родился, переходит сейчас на 4-й курс нашего института, заочного отделения. Ему уже стукнуло, в октябре, по- моему 48. Да и у нас,  на вечернем, наверное, половине студентов уже за 40. Так что у вас ещё всё впереди. «Просите и дано будет вам» (Мф.)
 По тону вашего письма и по его информации можно понять, что вы уже имеете представления о вере православной. И, если я правильно понял, у вас есть в зоне храм. Раз есть храм, должна быть церковная община и её староста соответственно. Хотелось бы узнать поподробнее о жизни вашей общины. Как часто к вам приходит священник, есть ли молитвенная комната, и когда вы в последний раз исповедовались и причащались? Это не изменит моего к вам отношения, просто будет легче давать советы.

        По поводу вашей просьбы о чае, сахаре и т. д. – если угодно будет Богу и живы будем, то сделаем, на что будут возможности. Дай Бог, к Рождеству может и удастся. Однако, я должен в ответ спросить вас о получении у вас на зоне посылок, потому что по моим данным редко, где их принимают.
        Насчет фотографии, вы, наверное, уже поняли – как увижу спрошу. Добротолюбие читать – дело очень серьезное и даже опасное, на определенном уровне. Поэтому у нас нет такой  практики, не потому что книга не дешева,  а потому что полезно будет в свое время. Я, к примеру, сам, имея духовный опыт без благословения священника такие книги читать бы не стал. Хотя, если будет на то прошение священника – духовника вашей общины, то, может быть, и можно будет вынести вашу просьбу на совет нашей группы. По серьезному считаю, что и одной Библии бы хватило человеку на все дни его жизни. Ибо в этом океане благодати Божией есть даже больше, чем человек может себе представить. Её можно читать бесконечно и она будет раскрываться всё в более новых и  спасительных смыслах при бережном и благоговейном отношении к ней. Здесь главное - страх Божий ,твердость и постоянство. Для этого в помощь разработана хорошая система Оптинских старцев (в частности прп. Амвросия) для мирян, у которых ни на что нет времени.. В день прочитывать одну главу из Нового Завета, две главы и Апостола (начинается с книги Деяний св. Апостолов) и три главы из Ветхого Завета. Но у вас может быть как раз наоборот времени много, поэтому можно увеличить объем, главное регулярность и желание истины.  Взамен аскетических трудов у нас есть немало другой полезной литературы. Закон Божий, как только появится на складе, вышлю.  Напишите о себе поподробнее, также о своих интересах духовных, какая тематика вас больше привлекает, и я что-нибудь поищу для вас.

        По поводу имени. Зовут меня Вадим (персид.), можно Вадик – уменьшительное. А Дима – это Дмитрий (славянское), кстати,  Василий –  царский (греч.).
Ещё раз желаю и прошу вам сил для укрепления ваших добрых желаний для приобретения жертвенной любви и мирного состояния духа. Прошу также и ваших молитв за свою недостойную душу и за моего больного раком отца. Мира вам, терпения и радости.
За всё слава Богу во веки веков!

  2.12.2002 г.                           Курин Вадим


        Здравствуйте, Игорь! Получила уже два Ваших письма. Очень хорошо. Как вы поняли, теперь у меня есть возможность писать на компьютере. Еще не поняла, лучше это или хуже. Во всяком случае, остается какая-то память о написанном ранее. Главное, о чем хотелось написать, связано с высказанными Вами мыслями о том, что кто хочет быть первым, пусть будет всем слугою. Вы написали, что хорошо бы об этом помнить священноначалию и вспомнили отца Иоанна Кронштадского. Мне очень захотелось Вам высказать свои соображения, т.к. изучая историю Церкви, я постепенно поняла, как много бед в ней было связано с неправильным отношением к этим словам Евангелия. Вы можете не соглашаться со мной, но надеюсь, что подумаете надо всем сказанным.
        Во-первых, думаю, вы согласитесь, что Бог устроил этот мир иерархично от начала. Ангельская иерархия, которая описана Церковным писателем Дионисием Ареопагитом на основании боговдохновенных текстов Ветхого завета, включает в себя девять чинов.
Что значит иерархия? Это значит, что мир ангельский не однороден, а состоит из соподчиненных чинов. Является ли это подчинение унижающим или унизительным? Думаю, вы согласитесь, что нет. Так как Бог зла не сотворит. Ангельский мир, как творение Божие, совершенен. И все-таки в нем есть иерархия. На чем же она зиждется? Во-первых, на том, что каждому чину определено мудростью Божией свое место и свое дело. Во-вторых, на том, что каждый чин по любви это определение принял, то есть согласился с Волей Божией, Его промыслом о себе. И в-третьих, на том, что каждый чин согласился на это соподчинение в ЛЮБВИ. Вот эти три важнейшие момента и определяют ангельскую иерархию. Заметьте, с чего началось отпадение от Бога Его творения? С того, что светлый ангел – Денница, самый совершенный из ангельской иерархии, восстал против Любви Божией, против Воли Божией, против Промысла Божия. Он захотел быть вне определенного Богом закона и своего места в нем… Чувствуете, как это близко всему революционному строю: «Мы свой, мы новый мир построим…» И строится новый мир, своя иерархия, где глава обычно страшный тиран. Так случилось с миром падшим ангельским, где тиран и «человекоубийца от начала» – Сатана, противник Бога, бывший Денница. Так заканчивалась любая революция – террором, вознесением тирана… Потому, что дух тот же – сопротивление, самоволие, самовластие… «Всякая власть от Бога» по промыслу или попущению.

        Это мне кажется очень важным. Ведь если совершенный мир ангельский иерархичен, то конечно же и нашему, падшему миру иерархия необходима. Читайте в Ветхом завете, как народ иудейский стал просить себе Царя у Бога. Почему? Потому, что не было сил, дерзновения, открытости и любви к Богу, чтобы быть все время в Его воле, в послушании у пророков Божиих. Бог дал немощному народу другую иерархию. Теперь царь руководил народом, а ему возвещал волю Божию пророк. Таким образом, у иерархии как бы два корня. С одной стороны, она присуща творению Божиему, с другой стороны она необходима ветхому падшему человеку. Господь Иисус Христос указал нам путь совлечения ветхого человека, путь усыновления Богу, путь свободы в Боге, путь обожения… Но можем ли мы сказать, что мы идем этим путем? Насколько мы идем этим путем, настолько мы и свободны. Но именно такая свобода никогда не тяготится иерархичностью. Именно такая свобода дает удовлетворение любым местом, куда тебя ставит Господь.

    «В каком звании призваны, в том и оставайтесь», – сказал апостол Павел. Что же касается слов Евангельских о первых и последних, то их, как и все другие слова Евангелия, необходимо относить лишь к себе. Если Вас бог поставил старшим, дал вам власть и право носить титул, чин, имя, то Вы и помните, что все это от Бога и служите своим подданным, хотя им и предписано для смирения величать Вас, например, на Вы и по имени-отчеству. Часто и такое послушание человекам не под силу. Как же,  ведь он такой же, как я, почему я должен ему «вы-кать»? Так и с обращениями по рангам и титулам. Наше место Господом определено таким. Для нас одно из послушаний – это послушаться священноначалию и обращаться к нему установленным образом. Для них – быть пастырями добрыми. С каждого из нас спросится за свое, и оценивать будет Сам Господь, насколько мы соответствовали нашему призванию.  Кстати, именно пример Святого Иоанна Кронштадского показывает, что внешнее может совсем не соответствовать внутреннему. Святой и праведный Иоанн ездил по Петербургу в золоченой карете и в дорогой шубе, которую ему подарил один из прихожан. Это вызывало зависть злопыхателей, которые нажаловались епископу. Слава Господу, епископом был тогда Святитель Феофан, он пригласил отца Иоанна к себе,  долго говорил с ним и благословил его на все труды и действия. Наконец, еще последнее замечание. В протестантизме, который протестовал против католических перегибов, иерархическое сознание было  сведено к минимуму. Они, начиная с Лютера,  отвергли даже новозаветную иерархию, оставив лишь пресвитера, как начальника христианской общины. И что же?

        Посмотрите, как сейчас жестко иерархичны их структуры! Особенно сектантские, где иерархия и повиновение введены в закон. Опять извращение Свободной Божественной иерархии, опять либо тиран во главе (Мун, Хаббард), либо вполне жесткая, сравнимая с государственной, структура. Вот что я хотела Вам сказать. Вот к чему призываю вас, а через вас и тех к кому вы обратитесь с проповедью. Послушание установлениям церкви – вот наш с вами путь, на котором мы через смирение будем приобретать благодать и самоустрояться, а не саморазрушаться. Помоги нам,  Господи!

        Игорь, я отправила перевод на 100 рублей, напишите, дошел ли. Надеюсь, что все хорошо. У нас все неплохо. Ездила в Белоруссию на собрание тюремного священства Белорусского экзархата. Рассказала им, как у нас миряне занимаются поддержкой заключенных, братьев и сестер по вере и их обучением. Все очень поддержали эту деятельность. Взяли наши материалы, будут распространять по общинам в Белоруссии. Слава Богу за все.
Дети начали учиться, много надо заниматься. Афанасий  в английской школе первый год, не помню, писала ли. Постоянно с ним занимаюсь, т.к. естественно никаких репетиторов позволить себе не можем. Но я и рада, т.к. люблю языки и с удовольствием вспоминаю. Так же и музыка. Играю с ними ансамблем. Вот когда пригодилась моя музыкальная школа…Танюша выросла, здорова, ходит со мной на работу и в храм, чем очень довольна. В декабре в Москве будет выставка. Отделу по связям с ГУИН на ней выделяют место, если у вас есть умельцы, то можно присылать свои работы. Если там будет что-то продано, то получатся какие-то деньги. Если нужно официальное оповещение администрации, напишите, вышлем. Ну вот и все, счастливо. Всего самого доброго и помощи Божией.
Наталия. 01.10.02  


©"Центр духовной поддержки православных общин в заключении"
Любое цитирование - с указанием автора "Центр духовной поддержки православных общин в заключении" и ссылки на
www.4prison.ru
Письмо web-мастеру

Яндекс цитирования     Rambler's Top100     Рейтинг@Mail.ru