------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ Главная  Карта сайта  English

О нас

Новости

Дистанционное
обучение

Переписка

Центры поддержки

Творчество
заключенных

Статьи и интервью

Отчеты и документы

Семинары, выставки и конференции

Просьба о помощи

Полезные ссылки

Контакты

Подписка на новости сайта

Наш баннер


Отдел по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями Московского патриархата

Патриархия.RU

МИР ВСЕМ. Издание Синодального отдела по взаимодеюствию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями

Методика переписки с заключенными.

Необходимость такого служения возникла давно. В адрес Института (Гуманитарного Университета), также как в Братство во имя Всемилостивого Спаса и в Храм Святителя Николая в Кузнецах, приходило большое количество писем из мест заключения. В каждом из них содержался порой прямо-таки крик о помощи и поддержке, причем чаще всего духовной.

Оставлять такие письма без ответа просто невозможно. Здесь стоит вспомнить слова о. Глеба Каляды, который первым начал служить на этой ниве. Это он сказал: «Наши лагеря, наши заключенные всегда остаются с нами, как наши кровоточащие и гноящиеся раны. И нам их лечить».

В местах лишения свободы находится много христиан, наших братьев и сестер по вере. Скорбями они пришли к Богу, многие уже в узах приняли Крещение. Они нуждаются в христианском общении: поддержке, помощи в постижении основ православной веры. Очень часто они этого естественного церковного общения лишены. Не во всех колониях тюрьмах и следственных изоляторах есть храмы и даже православные молитвенные комнаты. Многие из них священники не имеют возможности посещать или посещают редко, мало успевают сделать, порой могут только крестить желающих. Христиане остаются без поддержки Таинств Покаяния и Причастия. По сути дела, особенно те, кто осужден на заключение в камере, бывают лишены вообще связи с Церковью.

Христианская переписка с заключенными  - способ поддержки братьев и сестер в узах, который вполне доступен каждому христианину. Он не требует больших временных затрат (если вы переписываетесь с одним заключенным, то пишете примерно одно письмо в полтора месяца). Зато, что это значит для человека, который ищет общения в Боге!

Цель этой статьи - призвать к участию в этом благом и богоугодном деле - духовной поддержки заключенных - всех православных христиан. Хотелось бы найти единомышленников. Со своей стороны мы предлагаем воспользоваться нашим опытом для организации этого служения на приходах и в братствах. Мы готовы помочь консультациями, поделиться собранными материалами и выводами из них, потому что нам кажется, что дело это общехристианское. Молитвы заключенных, уверовавших в Бога и покаявшихся, вопиют к Нему, и Господь через их письма взывает к нам.

Немного о нашем Центре. Группа, которая затем переросла в Центр, собиралась из людей – учащихся вечернего отделения Катехизаторского факультета и его выпускников. Сейчас Центр расширяется за счет студентов вечернего отделения Катехизаторского факультета института и прихожан разных московских храмов, приглашенных членами Центра. В общей сложности около 50 членов Центры переписываются со 150 заключенными.

Переписка носит индивидуальный характер, даже не смотря на то, что некоторые члены Центры вынуждены переписываться  с 15-20 заключенными. Личная направленность переписки – это очень важно. За обобщенным образом заключенного-христианина, к которому повсеместно обращаются протестанты, теряется очень много. Теряется та единственная возможность передавать Благую весть от сердца к сердцу.

Кроме того, с самого начала мы стремимся придать переписке характер собеседования на духовные темы, стараясь избегать двух естественных крайностей: не заниматься  нравоучением и псевдопастырством и не переходить на личную душевную переписку.

Если обобщить, то переписка должна иметь катехизаторскую направленность и иметь своей целью постепенное воцерковление христиан в заключении. Она должна подготавливать их к сознательному участию в таинствах Церкви, делать их встречи со священнослужителями (которые порой бывают и нечастыми, и недолгими) наиболее душеполезными.

Сейчас мне хотелось бы рассказать о том, какие письма к нам приходят. Все письма можно разделить на четыре категории. Основная – это письма, которые содержат просьбу о переписке. Это примерно 50 процентов всех приходящих к нам писем. В них обычно просят о  духовной литературе, задают разные вопросы о духовной и церковной жизни, просят молитвенной поддержки. Примерно 10 процентов писем содержат просьбу о заочном обучении в институте. Столько же приходит от старост храмов и молитвенных комнат с просьбами помочь литературой, свечами, ладаном и маслом. Последняя категория – это письма с просьбами исключительно материального характера. Нужна одежда на освобождение, продукты, лекарства, очки, деньги, вещи первой необходимости. Подчеркну процентный состав писем: Только 30 процентов материальных просьб, остальные - о пище  духовной. Возможно, среди читателей есть люди, которые занимаются на приходах или в братствах поддержкой заключенных, они знают, что в средней ситуации о материальной поддержке просят  около 90 процентов всех, кто пишет. Мы, например, знаем об этом из опыта работы отдела писем Троице-Сергиевой лавры и нескольких знакомых приходов. Здесь хочется четко обозначить проблему. Начиная служение заключенным, надо правильно оценивать свои возможности и ресурсы. Дело в том, что условия содержания  заключенных не просто оставляют желать лучшего. Чаще всего там нет даже самого необходимого: мыла, туалетной бумаги, нижнего белья… Если ставить перед собой задачу, обеспечить просителей из мест заключения хотя бы самым необходимым, то надо понимать, что в ближайшее время придет просто обвал писем с просьбами об этом. По своему беспроволочному телеграфу заключенные будут передавать из зоны в зону информацию о том, что по этому адресу обеспечивают тем-то и тем-то… Если  у прихода есть средства и силы, то можно, наверное, идти по такому пути, но надо понимать, что одна 2-х килограммовая бандероль обойдется вам в среднем в 200-300 рублей, посылка в 10 килограмм около 700 рублей, еще все это надо закупать и рассылать. Так работает с заключенными Троице-Сергиева Лавра, но, как вы понимаете – это особый случай. Во-первых – это достаточно богатый монастырь, во-вторых, там есть кого поставить на такие послушания. Мы пошли по принципиально другому пути, просто потому, что мы с самого начала были ограничены как в материальных, так и в людских ресурсах. Мы  сразу поняли, что  не сможем поправить материальное положение заключенных, но мы можем дать им другое, что может быть не менее ценно – духовную христианскую поддержку.

Как это не было трудно, мы решили на все просьбы материального характера  отвечать стандартным образом, сообщая о том, что институт не имеет возможности помогать материально, но может помочь литературой духовного содержания. Конечно, без исключений не обходилось, но тогда, посылая что-то в ответ на просьбу, мы подчеркивали, что – это личная инициатива одного из членов Центра,  и что обычно мы не имеем возможности исполнять просьбы материального характера. Таким образом, мы стали переформировывать поток писем, приходящий в наш адрес. Здесь срабатывает все тот же беспроволочный телеграф, по которому проходит информация о том, что по такому- то адресу не имеет смысла просить деньги, одежду и пр., но также  и о том, что там можно найти человека, с которым можно было бы переписываться и обсуждать вопросы веры. Поверьте, нуждающихся в этом много, они жаждут духовно. Они готовы отказаться от материальной помощи, лишь бы их не оставляли духовно и это очень важно, если вспомнить, каковы их материальные нужды. Мы считаем, что основным принципом работы с заключенными на приходах должен стать принцип именно духовной поддержки братьев и сестер по вере. Это означает, что надо путем стандартных ответов переформировывать поток писем из мест заключения и заниматься перепиской  с теми, кто в этом нуждается. Это совсем не исключает, а наоборот подразумевает,  то, что при личном общении переписывающийся старается как-то помочь и материально. Именно для такой уже индивидуальной поддержки стоит создавать при храмах фонды одежды и денежных средств.

Вернемся к статистике приходящих писем.  Как я говорила, еще 10 процентов писем приходят из общин. Пишут либо старосты православных молитвенных комнат, либо активные члены этих общин. Они просят о пополнении библиотек общин, прося прислать свечи, ладан, лампадное масло, рассказывают о том, как живет их община. Переписка со старостами таких общин привела нас к мысли, что очень правильно помимо индивидуальной переписки иметь связь с общинами в тюремных храмах. Это решало бы многие проблемы.  Например, материальная поддержка. Мы спрашиваем у старосты в чем, прежде всего, нуждаются члены общины и посылаем посылку на общину. Это, во-первых, исключает обман, который часто встречается в простых материальных просьбах, во-вторых, препятствует некоторому индивидуализму: сам за себя прошу и сам использую. Например, в одном случае община, куда я послала посылку с порошком, мылом и зубной пастой часть посылки пожертвовала в инвалидный отряд! Представляете, какое это было решение!

Далее, конечно, рассылать литературу индивидуально – это менее эффективно, чем формировать библиотеки общин ведь в этом случае книги перемещаются по зонам вместе с владельцем, а книги общины служат каждому вновь приходящему в нее.

Кроме того, переписка со старостой большей частью становится достоянием и всей общины, таким образом, охватывается сразу несколько человек. Это очень важно, если иметь в виду дефицит катехизаторов, имеющих благословение на духовную переписку с заключёнными.

И, наконец, наш Центр сейчас активно работает над дистанционным обучением заключенных Евангелию и катехизису. Это гораздо проще делать, если обучаешь  всю общину. Во-первых, один человек может заниматься обучением всей общины, на общину можно послать всего несколько учебных пособий, не обязательно обеспечивать каждого. И, что очень важно, такое обучение как-то организует дополнительно жизнь самой общины.

Необходимость организации такого дистанционного обучения стала очевидной  тогда, когда мы стали обдумывать, что отвечать на оставшиеся 10 процентов писем, в которых содержалась просьба о заочном обучении в институте. И по формальным правилам приема на заочное отделение ПСТГУ, а чаще всего и по полной неподготовленности (вплоть до очень слабой грамотности) заключенные не могут быть приняты на заочное отделение института. Чтобы отказ наш не был абсолютно категоричным, в стандартном ответе на такую просьбу мы стали сообщать, что наш Центр начал разрабатывать курс дистанционного изучения Евангелия и Православного катехизиса, который вскоре будет им выслан. Это оказалось решением проблемы, т.к. удовлетворило всех просителей. Ведь большинству из них не столько важен факт окончания Института, сколько возможность заняться длительным и важным делом. Не секрет, что этой потребностью заключенных активно пользуются протестантские конфессии, создавая разветвленную сеть заочного обучения в местах заключения.

Еще раз вернусь к переписке с заключенными. Как я уже говорила, потребность в переписке, которая имеет миссионерско-катехизаторскую направленность, очень велика. Повторюсь, потому, что считаю это очень важным. Заключенные при особых, очень сложных обстоятельствах (совершенный тяжелый грех - разбой, убийство, очень тяжелые бытовые и психологические условия) приходят к Богу, каются, многие принимают Крещение, ищут Церковного общения… и остаются одни. К великому сожалению, сейчас у Церкви не хватает возможностей для должного окормления христиан в местах заключения.

На конференции «Практика тюремного служения», проходившей в сентябре 2001 года в Троице-Сергиевой Лавре, в МДАиС, большинство священников свидетельствовали о том, какая это редкость - когда воцерковленный в заключении человек, выйдя на свободу становится полноценным членом общества, хорошим христианином. Увы, часто страстная природа берет верх и человек снова оказывается в местах заключения.   Один из заключенных в переписке так пытался осмыслить эту проблему. Он писал: «Решение этого вопроса нужно искать в способе окормлен колоний: там нужно создать общины с живым общением с христианами, живущими в миру. Необходимо помогать освобождающихся на первых порах. Человек должен чувствовать,  что обрел семью. С этой точки зрения я и рассматриваю нашу переписку – с точки зрения вхождения в христианскую семью».

Кроме того, такая переписка дает очень много и самим катехизаторам. Не секрет, что в нашем мире делать что-то для другого человека «просто так», бескорыстно является «безумием». На многих из нас так и смотрят наши неверующие или маловерующие близкие. Но иметь такую благодарную возможность: оказать помощь духовно страждущему, удается далеко не каждому христианину. Ходить в богадельни и детские дома – порой бывает физически невозможно, быть жертвователем может далеко не каждый, а вот протянуть руку помощи – написать письмо – это реальность.  Особенно, как мне кажется, это было бы духовно полезно будущим пастырям и миссионерам: ведь это реальный долгосрочный опыт катехизации!

Мы  постепенно обобщили опыт переписки с тем, чтобы затем передавать его тем, кто возьмется за такое необходимое и востребованное дело, как переписка с заключенными. По своему опыту мы знаем, как на первых порах необходима помощь квалифицированным советом, элементарные знания о местах заключения и порядках в них, умение с самого начала организовать дело переписки так, чтобы избежать нежелательных результатов и последствий.

Расширять такое служение очень нужно, ведь действительно, если мы по-настоящему хотим, чтобы христиане-заключенные не возвращались обратно в места лишения свободы, совершив после покаяния повторное преступление, то мы должны поддерживать их всеми возможными способами и понимать, что одни священники с этим делом не справятся. Их слишком мало и они очень загружены на приходах, реально отдавать большое количество времени на беседы они просто не могут. Слава Богу, что теперь они могут совершать в местах заключения богослужения, таинства и по возможности минимально научать основам веры новокрещеных. В этих условиях служение мирян заключенным духовной поддержкой через переписку становится очень важным.

«Преступникам отвергнутым от общества нужна любовь. Они как малые дети бывают очень чувствительны к ней» и далее «Наши современные тюрьмы и исправительные колонии – это огромные приходы нуждающиеся в слове Божием и духовном окормлении больше, чем обычные приходы в миру…» Этими словами отца Глеба Каледы, который стоял в основании возрождения тюремной миссии и закончу свою статью.

Помоги нам всем, Господи!

Пономарева Наталия Владимировна,
Центр духовной поддержки православных общин в заключении
при методическом кабинете катехизаторского факультета
Богословского Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

 

©"Центр духовной поддержки православных общин в заключении"
Любое цитирование - с указанием автора "Центр духовной поддержки православных общин в заключении" и ссылки на
www.4prison.ru
Письмо web-мастеру

Яндекс цитирования     Rambler's Top100     Рейтинг@Mail.ru