------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ Главная  Карта сайта  English

О нас

Новости

Дистанционное
обучение

Переписка

Центры поддержки

Творчество
заключенных

Статьи и интервью

Отчеты и документы

Семинары, выставки и конференции

Просьба о помощи

Полезные ссылки

Контакты

Подписка на новости сайта

Наш баннер


Отдел по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями Московского патриархата

Патриархия.RU

МИР ВСЕМ. Издание Синодального отдела по взаимодеюствию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями

Что  значит  «ПОМНИТЬ УЗНИКОВ».
О  Центре  духовной  поддержки  заключенных.

 «Помните узников, как бы и вы с ними были в узах (Евр.13,3).

 

В Евангелии есть еще такие слова, напоминающие об обязанности помогать осужденным: «В темнице был, и вы пришли ко Мне… так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф.25,35) – говорит Господь. Когда мы хотим пойти к Богу, то идем обычно в Церковь, открываем духовную книгу или настраиваем радиоприемник на волну православной радиостанции. А идти к Господу в темницу – это как-то необычно. Но к Нему пойти можно и туда.

Каким же образом мы можем исполнить приведенные выше заповеди? Что значит «помнить узников», как и с чем придти к ним в темницу? При многих храмах Москвы и других городов существуют организации, которые оказывают различную поддержку осужденным: посещают колонии и тюрьмы, отправляют посылки с материальной помощью, отвечают на письма. Сегодня я расскажу об организации, которая специализируется на духовной помощи.

Несколько лет назад при Православном Свято-Тихоновском Гуманитарном Университете (ПСТГУ) был создан «Центр духовной поддержки православных общин в заключении» во имя прпд. Ефрема Сирина, духовником которого является протоиерей Валентин Асмус, руководитель центра - Наталия Пономарева. Организация эта возникла можно сказать по инициативе снизу. В Свято-Тихоновский Университет приходит много писем, в том числе, и от заключенных. Кому-то надо на них отвечать. И несколько человек с миссионерского факультета вызвались добровольно взять на себя эту обязанность. Постепенно число желающих отвечать на письма росло, стали подключаться и люди, не имеющие богословского образования, а просто воцерковленные прихожане московских храмов. Так и возник Центр поддержки. Теперь в него входит около 50-ти человек, которые отвечают на письма примерно трехсот узников, оказывая им, таким образом, духовную поддержку. В чем же эта помощь заключается?

Основная деятельность «центра» - духовная переписка и дистанционное обучение общин основам православной веры. Остановимся на духовной переписке. Дело это нужное и важное, так как священники приходят в места заключения довольно редко и, как правило, ненадолго. Успевают только совершить таинства: исповедать, причастить, может быть провести небольшую службу, а на то чтобы поговорить времени уже не остается. Но у верующих и приходящих к вере осужденных возникает много вопросов на духовные темы. Вот они и обращаются с этими вопросами в Свято-Тихоновский Университет. Таким образом, основная задача переписчиков – отвечать на вопросы. Это вполне доступно каждому воцерковленному человеку (тому кто регулярно ходит в Церковь, исповедуется, причащается, знаком с Законом Божиим, Священным Писанием). Многие присылаемые вопросы довольно просты: «Что такое акафист, кондак?» и т.д. Ответы на них можно найти в духовной литературе. На более сложные вопросы помогают отвечать те члены Центра поддержки, которые имеют богословское образование или являются студентами ПСТГУ. Переписчики регулярно собираются – примерно раз в неделю, где и могут получить консультацию, а так же обсудить другие проблемы, возникающие в ходе переписки. Если вопрос слишком трудный, на него поможет ответить священник. Каждый участник группы переписки берет на эту деятельность благословение у своего духовника или у батюшки, которому исповедуется. К нему и можно подойти с вопросом.

Другая важная задача переписки – это подготовка человека к встрече со священником, разъяснение смысла Церковных Таинств. Если человек не крещен, то ему имеет смысл рассказать о том, что такое Таинство Крещения, зачем оно нужно. Тому, кто никогда не исповедовался - рассказать соответственно о Таинстве Исповеди и Причастия. О том насколько важна такого рода информация, иллюстрирует фраза из письма одного осужденного: «Признаюсь откровенно – мысль о крещении не приходила мне в голову». В результате переписки этот человек принял таинство Крещения. И такие случаи не редки. Многие начинают исповедоваться и причащаться, читать Евангелие. Никто не уговаривает это делать, человеку просто дается информация, и он уже сам совершает свободный выбор.

Что касается подготовки к встрече со священником, то это актуально в связи с тем, что служители Церкви в места заключения приходят часто неожиданно. У многих осужденных возникает мысль: «А зачем я пойду к батюшке? В душе я верю, что мне еще надо? Зачем к нему идти?» Действительно, к этой встрече человек должен быть готов. Тогда он уже знает – о чем хочет спросить священника, желает ли участвовать в Таинствах, зачем ему эта встреча. Такую подготовку также вполне возможно осуществить в ходе переписки.

Кроме того, духовная переписка дает возможность человеку не чувствовать себя оторванным от Церкви. Верующих людей за решеткой немного (в молельную комнату ходят, как правило, человек десять из тысячи), и порой человеку просто не с кем поговорить на духовные темы. Восполнить недостаток в таком общении и помогает переписка. Духовная тема безгранична, и обсудить много есть чего – прочитанную книгу, опыт борьбы с грехами, события в Церковной жизни, в жизни общины. Во многих колониях есть православные общины. Они имеют возможность заочно обучаться в ПСТГУ основам православной веры. Такое обучение – это другое важное направление деятельности Центра поддержки. Курс основан на учебнике «Четвероевангелие» архиеп. Аверкия, в котором дается объяснение Евангелия. Читая эту книгу и отвечая на вопросы по ней, обучающиеся знакомятся с Евангелием, со святоотеческими толкованиями на него, которые и приведены в учебнике. Переписка в этом случае ведется со старостой общины. Ему высылаются вопросы и темы сочинений, а он присылает ответы всех участников общины. В конце обучения выдается свидетельство об окончании курса.

Хотя переписка дело несложное, но проблемы возникают. В результате опыта приобретенного за годы существования Центра поддержки его руководителем Наталией Пономаревой создана специальная «Памятка для начинающих переписываться с заключенными». Вот некоторые выдержки из этой памятки:

«Начиная переписываться, вы должны помнить, что имеете дело с людьми, которые в своей жизни были обделены любовью. Это детдомовцы, сироты, выходцы из асоциальных семей… Поэтому в переписке с ними надо с одной стороны стремиться быть максимально терпимыми и доброжелательными, но с другой стороны соблюдать некоторые правила…

… Переписка прежде всего должна преследовать цель духовной поддержки брата или сестры во Христе, которые часто не имеют другой возможности общаться на духовные темы. Поэтому нежелательно делать переписку слишком личной и откровенной, необходимо держать дистанцию. Надо поощрять вопросы о вере, церкви, духовной жизни, но ни в коем случае не брать на себя роль «духовника», лучше чаще ссылаться на труды св. отцов, Евангелие, традицию церкви. Если возникают сложные вопросы духовной жизни, говорить, что вы посоветуетесь со священником и тогда ответите.

Поддержка заключенных – благодатное и Богоугодное дело, поэтому оно естественно вызывает сопротивление врага. Замечено, что на первом этапе переписки письма пропадают. Это приводит к тому, что и с одной, и с другой стороны возникает непонимание и обида. Имя Божие в результате может хулиться. Следует в таком случае либо в самом начале послать вместе с письмом маленькую брошюрку, оформив это как заказное письмо, либо, не дожидаясь ответа, примерно через месяц послать открытку с приветом и оповещением о первом письме…

… Хорошо вкладывать в свое письмо чистый конверт, т.к. конверты, бумага и ручки являются большим дефицитом в зоне. Человек может не ответить на ваше письмо просто потому, что у него нет конвертов, и он не может их выменять».

Не рекомендуется также давать свой домашний адрес и телефон. Переписка ведется на адрес Свято-Тихоновского Университета (115184, г. Москва, ул. Новокузнецкая, д. 23-Б, ПСТГУ, Центр поддержки). Не благословляется высылать и свои фотографии. Подробнее узнать о «памятке переписчика» и о самом Центре поддержки можно на сайте: www.4prison.ru.

Среди проблем, возникающих в данном виде служения, стоит отметить многочисленные материальные просьбы осужденных, выполнить которые все просто невозможно. Как уже упоминалось, данный Центр поддержки специализируется именно на духовной помощи, высылается только православная литература, которую к счастью жертвуют издательства и отдельные лица. Хотя конечно каждый переписчик волен иногда, если позволяет возможность, выслать какие-то вещи и продукты. Но запросы, как правило, рано или поздно превосходят возможности – приходится отказывать. Деньги высылать вообще не рекомендуется, т.к. сложно проконтролировать, кто именно и на что их тратит.

Еще одна часто возникающая проблема - это когда осужденных интересует не сколько духовная тема, сколько «познакомиться с женщиной». Они могут довольно навязчиво выпрашивать фотографии, интересоваться личной жизнью переписчиков, даже признаются в любви! Приходится объяснять им, что Центр поддержки не оказывает помощи в устройстве личной жизни. Коллективное обсуждение этих проблем помогает решить, что именно ответить в каждом конкретном случае. Переписчик никогда не останется наедине со своими проблемами. Ему всегда поможет коллектив. Да и если учесть что на воле тоже верующих людей не много, то такое служение – это возможность верующим людям собираться и общаться между собой.

Переписка также помогает самообразованию и повышению духовного уровня тех, кто отвечает на письма. Ведь отвечая на вопросы, приходится лишний раз заглянуть в книгу, самому разобраться в данной теме. Самые распространенные вопросы это: «Почему Господь попускает зло?» и «Откуда возникло множество христианских конфессий?» Бывают и каверзные вопросы. Но любой вопрос это признак того, что человек заинтересовался духовной темой и готов воспринимать соответствующую  информацию. Среди осужденных бывают и глубоко верующие люди, у которых есть чему поучиться. Да и общение с любым человеком всегда чему-то учит. Таким образом, переписка – это и взаимный обмен опытом.

Хочется подчеркнуть, что данное служение доступно практически любому верующему человеку. Даже те, у кого нет времени, кто загружен работой, вполне способны раз в месяц написать письмо, и сделать таким образом доброе дело, исполнить заповедь данную Господом.

Некоторые бывшие осужденные после освобождения приходят в Центр поддержки - иногда просто познакомиться с людьми, которые им помогали, иногда сами желают вести переписку или обучение. Их опыт очень ценен, т.к. они знают специфику обстановки в местах заключения изнутри. Они дают полезные советы, делятся опытом. Ниже приводится рассказ одного из таких людей о том, как он пришел к Богу.

 

Ольга Ермакова.    25.05.07


Мой путь к Богу.

 «Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня»
(Ин. 6, 44).

 

Мой путь к Богу начался 5 апреля 2002 года, в тот момент, когда за мной захлопнулась дверь камеры № 147 Бутырской тюрьмы.

Я был переполнен чувством несправедливой обиды, желал мщения и считал, что совершенное мною преступление было вовсе и не преступлением, а актом восстановления справедливости. Ничего удивительного, ведь я был воспитан  в семье потомственной русской интеллигенции, а  значит – предельным эгоистом. С детства мне внушалось что гордость – самое хорошее качество человека. Я был хорошо знаком с философией Ницше и считал ее за истину. С 14 лет я уже боролся против всех и вся, был весьма «неформальным» молодым человеком, слушал рок-музыку, употреблял наркотики и алкоголь. С возрастом я стал спокойнее, начал работать, дослужился до руководящих должностей, обзавелся семьей. Но это тоже не пошло мне на пользу… Наркотики и алкоголь, разврат и азартные игры были основой моего существования. А главное – всю жизнь я был последовательным антихристианином, идейным богоборцем, сознательным приверженцем зла.

Так резко я характеризую себя прошлого для того, чтобы читатель мог хотя бы отчасти понять ту глубину и величие милости и любви, явленных  мне Господом в моем обращении.

Сто человек на тридцать мест, большинство из которых неоднократно судимые, не имеют ни родины, ни флага. Табачный дым коромыслом. Ужасные лица. И я, такой хороший, такой умный, такой гордый, для всех здесь - никто. Даже не просто никто а и еще того ниже. Вот так Бог смиряет неразумных. Но это я сейчас понимаю, а тогда…

Спали в две смены, найти место для отдыха весьма и весьма затруднительно. Вроде нашлось, но спать можно лечь только утром. И тут на полочке над койкой у ребят, с которыми я должен был отдыхать по очереди, вижу Евангелие. Больше книг нет никаких, ночь впереди, остаться наедине с собственными мыслями – страшно.

Хотя я и считал себя большим специалистом в борьбе с христианством, все мое представление о Священном Писании основывалось на книгах «Забавная Библия» и «Забавное Евангелие», а также на тех толстовских мифах, которые были в почете в моей семье. Так что взял и начал читать. Причем начал с Псалтири, так как увидел этот текст в первый раз, все остальное, считал, уже знаю.

И вот открыл и читаю: «Вступись, Господи, в тяжбу с тяжущимися со мной, побори борющихся со мной» (Пс. 34,1) и о том как «обступили меня свидетели неправедные» и дальше по тексту… В моем помраченном сознании происходит какой-то сдвиг, и я, считавший ранее себя слугою зла, внезапно стал представлять себя «преследуемым праведником»! Удивительные вещи творит сатана с предавшимися ему…

Однако Господь претворяет зло в добро. Наверное не ведал лукавый дух, когда подсовывал мне эту идею о «праведности», что результат окажется совсем противоположный и он опять потерпит поражение. Я исповедал себя христианином, хотя и не представлял себе тогда значения этого слова. Я начал читать Псалтирь. Раз за разом, день за днем. Слова Псалмопевца поражали меня и доходили до глубины души. Доходили и что-то там меняли. Происходили в моей душе некоторые изменения, сначала очень и очень слабые.

Потом я взялся за чтение Евангелия. Конечно, в первый раз я прочел все целиком за один день. Не понял ничего… Но что-то запало в душу. Потом прочитал еще раз, потом читал какими-то местами. В тот момент рядом со мной не было ни одного верующего человека, ни с кем не мог я ни посоветоваться, ни обсудить. Никаких книг кроме Евангелия у меня тоже не было. Сокамерники относились к моему чтению как к причуде. Хотя, в общем, я не замыкался в себе. Я общался с ними, не то что бы много, но постоянно.

 В то время какие-то зачатки молитвы появлялись у меня внутри. Потом все чаше я стал обращаться к Богу с просьбами. Конечно, в основном я просил вывести меня из темницы. Но не только этого я хотел, в обращении к Богу я пытался уйти от одолевавших и убивавших меня тяжелых мыслей, страхов за свое будущее, необычайного внутреннего волнения. Я выучил молитву Господню из русского перевода Евангелия и повторял ее раз за разом постоянно. Потом я вспомнил, как у нас дома обсуждалась «трагедия» в знакомой семье – внучка стала петь в церковном хоре, обсуждалось ещё тогда, что «должны еще они там постоянно повторять одну молитву». И вот, я вспомнил слова этой молитвы. День за днем я проходил километр за километром туда и обратно по проходу между шконками, опустив глаза в коричневую кафельную плитку пола, с самодельными четками в руках и повторял «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного». Так продолжалось несколько месяцев. Потом мне попала книга с житием св. Серафима Саровского, там были и его поучения для мирян, в том числе и о молитвенном правиле. С этого времени я старался ежедневно исполнять Серафимово правило, выучив уже молитву Господню, Песнь Пресвятой Богородице и Символ Веры на церковно-славянском языке.

Примерно тогда я нашел на полу обрывок какой–то страницы и прочел на нем:   «… в чести и безчестии, при порицаниях и похвалах: нас почитают обманщиками, но мы верны; мы неизвестны, но нас узнают; нас почитают умершими, но вот, мы живы; нас наказывают, но мы не умираем; нас огорчают, а мы всегда радуемся; мы нищи, но многих обогащаем; мы ничего не имеем, но всем обладаем.»  Слова эти поразили меня. Я не знал, откуда они, но чувствовал, что они сказаны каким – то необыкновенным человеком и, обязательно, христианином. И сегодня, читая эти слова из 2-го Послания к Коринфянам апостола Павла, я чувствую, как меня переполняет гордость за то, что я верю в Бога, за то что Бог любит меня, за то что я христианин. Тогда же меня прямо пронизало чувство внутренней свободы, для меня открылся новый мир, мир где нет места тем страхам, которые я испытывал всю жизнь, нет места мукам, которые причиняла мне моя гордость. Я чувствовал, что это слова из Священного Писания и начал их искать. Так еще на месяц или два Апостольские Послания стали моим постоянным чтением. Тогда же я прочитал Деяния св. апостолов и был поражен историей обращения апостола Павла. Я очень многое приобрел тогда.

Прошло два года. Суд приговорил меня к шести годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии строгого режима, и я только что получил решение Московского городского суда о том, что мой приговор оставлен без изменения. Я ожидал этапа в лагерь.. Закончился Великий Пост. Постился я со всею ревностью новоначального, почти не  ел, почти не пил. Повторял Иисусову молитву. Я уже прочитал несколько книг с наставлениями святых отцов, у меня был молитвослов, хотя правило исполнял еще Серафимово. Я уже исповедовал себя православным. Больше всего меня огорчало, что я некрещеный и не могу поговорить со священником. В своих молитвах я очень часто просил Господа сподобить меня принять Святое Крещение. В те годы в Бутырке не было для этого никакой возможности.  Вообще, с горечью могу сказать, что большинство офицеров внутренней службы, с которыми мне приходилось встречаться за время отбытия наказания, были настроены против Церкви. Мне кажется, что больше всего их раздражала мысль о том, что преступник может раскаяться в совершенном и быть разрешен от грехов священником.

В среду Светлой Седмицы я заснул днем. Вдруг будят меня сокамерники: «Батюшка пришел». Действительно, пришел корпусной воспитатель и через дверь спрашивает, хочет ли кто поговорить со священником. Я подумал, что смогу благословение получить, хотя и не представлял, зачем и как оно берется. Нас троих вывели из камеры в коридор. Там стоял молодой священник, полный какого-то света. Я потом думал, что он больше всего напомнил мне горящую церковную свечечку. Не свечу, а именно свечечку, горящую тихим и радостным огоньком. Мысль о том, что я могу принять Крещение тогда даже и не приходила мне в голову. Я попросил батюшку исповедовать меня, так как знал, что к исповеди могут приступать и некрещеные. Батюшка спросил меня, крещеный ли я, и я ответил что нет. После этого с решимостью он сказал воспитателю, что он будет крестить меня, и выпроводил надзирателей из их будочки в конце коридора. И я принял Св. Крещение и причастился Св. Тайн. Вместо храма у меня было помещение охраны, вместо купели – стеклянная банка, вместо крестильной рубашки – рваная майка. Я счастлив и бесконечно признателен Богу, что все было именно так. Ведь меня крестили там и тогда, когда по человеческому разумению это было невозможно.

Священника звали о. Анатолий, я поминаю его в молитвах и очень жалею, что не спросил из какого он храма.

Через неделю я был отправлен по этапу в лагерь, в Тверскую область, город Ржев. Там уже была церковь, маленькая православная община, окормление священником, небольшая библиотека. Но это было уже продолжение пути…

 

Константин Прохоров.

Источник газета "Мир всем"


©"Центр духовной поддержки православных общин в заключении"
Любое цитирование - с указанием автора "Центр духовной поддержки православных общин в заключении" и ссылки на
www.4prison.ru
Письмо web-мастеру

Яндекс цитирования     Rambler's Top100     Рейтинг@Mail.ru