------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ Главная  Карта сайта  English

О нас

Новости

Дистанционное
обучение

Переписка

Центры поддержки

Творчество
заключенных

Статьи и интервью

Отчеты и документы

Семинары, выставки и конференции

Просьба о помощи

Полезные ссылки

Контакты

Подписка на новости сайта

Наш баннер


Отдел по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями Московского патриархата

Патриархия.RU

МИР ВСЕМ. Издание Синодального отдела по взаимодеюствию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями

Секция «Роль Церкви и государства в привлечении внимания
к тюремной проблематике и мобилизации общества в подготовке
священнослужителей и волонтеров для тюремного служения
в целях исправления и преображения личности
»

На Рождественских чтениях, на секции УИС синодального Отдела, будет обсуждаться возможность введения штатного священства в местах лишения свободы. Размещаем на сайте опросник и некоторые соображения - будем рады неофициальному отклику!

 

О введении штатного тюремного духовенства

Вопросы для представителей тюремного священства

Должностная инструкция штатного тюремного священнослужителя

 


 

О введении штатного тюремного духовенства

Несколько лет проводились попытки введения штатного духовенства в системе УИС.

В июне 2007 года состоялась встреча директора ФСИН  Ю.И. Калинина с председателем Синодального отдела о. Димитрием Смирновым, на которой обсуждался вопрос о введении священников в штат исправительных учреждений России. Было решено, в качестве эксперимента, в восьми колониях для несовершеннолетних центрального региона России оформить священников на должность методиста. Но возникли проблемы с подбором кадров, так как требования к образованию и здоровью для штатных сотрудников исправительных учреждений довольно высокие, а зарплаты небольшие – чуть более 3000 рублей. Подобрать священников на данную должность удалось для трех колоний – Алексинской (Тульской обл.), Брянской и Калужской. (с сайта 4prison.ru)

Насколько мне известно, в  вышеперечисленных учреждениях на сегодня штатных священников нет. В Санкт-Петербурге готовили подобный проект, но не смогли подобрать священника на такую вакантную должность. В Воронежской Епархии несколько священников служат только в тюремных храмах, но жалование получают не от УИС, а от специально организованного фонда (что не может быть надежным гарантом долговечности такого проекта).  В Белоруссии есть штатные тюремные священники на должности руководителя кружка. В Красноярске с начала 2009 года введен штатный священник в ИК-27 на должность социального работника. Пока этот эксперимент продолжается, но сложно предсказать, сколько еще продлится.

На мой взгляд, недолговечность и сложность данных экспериментов обусловлена несколькими причинами.

Во-первых, проблема условий труда и вознаграждения за труд.

Во-вторых, оторванность от «вольных» приходов.

В-третьих, несовершенство проектов («сырые» проекты).

Рассмотрим более подробно.

Условия труда и вознаграждение за труд

Условия труда тюремного пастыря имеют ряд неблагоприятных факторов:

- наличие потенциальной опасности для здоровья и жизни,

- сложный социальный микроклимат,

- неоцененность труда, несоответствие миссии и отношения к ней в обществе,

- низкие возможности видеть результаты труда,

- необходимость разъездов,

- низкие возможности организации отдыха,

- сложность в создании материального благополучия.

При таких условиях многие священники не желают служить даже за большие деньги, а если зарплату назначат чуть более 3000 рублей, то кто же выдержит? Да еще не ясно кто же он? Методист, руководитель кружка или соцработник? Если из существующего штатного расписания выделяется ставка под эксперимент, то о том, как она называлась не стоит знать никому, кроме бухгалтера. Приняли штатным священником – значит, должность так и называется. Это важно для самоидентификации  пастыря, поддержания его самооценки. А то сотрудники учреждения готовы батюшку и на картошку с собой возить. На общих де основаниях. К тому же ревность возникает, что сотрудник на ставке соцработника от 8 до 17-ти, а то и больше, а вот батюшка не понятно чем занят… Что делать штатному священнику – это решать всем нам не одно десятилетие, возрождая как  дореволюционные формы служения, так и вводя и нарабатывая новые формы и методы работы. Работа творческая, незаурядная, требующая инициативы и ответственности. Одним словом – проектная деятельность. Соответственно и оплачиваться должна как проектная. Как в былые времена, на уровне начальника тюрьмы или его заместителей.

В начале подготовки эксперимента в ИК-27, помня о развалившихся примерах с окладом в три тысячи, я заявил, что оклад должен быть не менее 15000 рублей. В ГУФСИН согласились. Затем последовал этап написания должностных инструкций, которые мы совместно согласовывали, поиск претендента. И когда все было готово, ввели, но насчитали тысяч двенадцать. Потом урезали еще до восьми в связи с кризисом. И только вмешательством генерала все было приведено в соответствие с обещаниями. Поэтому особо обращаю внимание на подготовку положения о проекте. В нем четко надо прописать, что за эксперимент, какие средства будут выделяться на материально-техническое оснащение эксперимента (из каких средств будут приобретаться свечи, например), на какую ставку оформляется, сколько будет получать жалование, по каким должностным инструкциям будет работать, как отчитываться и как отвечать за работу,  а также регламентировать деятельность работников УИС, связанных с реализацией данного проекта ( от инспектора КПП, зам. по КиВР до начальника учреждения) и пр.

Вопрос неполной рабочей недели связан с несколькими важными моментами. Священнику служащему только в УИС будет недоступно:

  • венчать или крестить ребенка своих друзей или родственников;

  • дети священника, а возможно и супруга, не смогут присутствовать в храме за богослужением вместе с отцом;

  • священник будет лишен возможности видеть плоды своих трудов, т.е. постепенное возрастание в вере своих духовных чад на протяжении многих лет (за исключением нескольких прихожан из колоний с большими сроками содержания или при пожизненном лишении свободы). Так как в основном в тюремные храмы приходят невоцерковленными, а как проходят определенный путь оглашения и воцерковления – подходит УДО или конец срока или «поселок», и уходит человек; часто уезжая далеко и не присылая весточки о себе. Хоть это все субъективные факторы, но они существенно влияют на желание служить в тюрьме. Кроме того есть ряд объективных и важных факторов.

  • священник постоянно будет вынужден подготавливать помощников на клирос и певчих, что сложно в условиях УИС, поскольку ротация кадров в учреждениях связана как с освобождением, так и с переводом в другое место отбывания наказания;

  • священник будет лишен возможности получения поддержки с прихода. Это и певчие, приезжающие петь на службы, это и материальная помощь в программах тюремного служения (снабжение свечами, крестиками, книгами, помощью с транспортом, материальной помощью заключенным и т.д.). Если тюремное служение будет возложено только на корпус тюремного духовенства, лишенного постоянной живой связи с приходами, то участие мирян в тюремном служении Церкви снизится в разы. «Своему» батюшке прихожане помогут охотнее. Неоткуда будет о таковом служении слышать из первых уст. А служение мирян в социальных проектах Церкви, и, в частности, в тюремном служении и так оставляет желать лучшего;

  • священнику невозможно будет обеспечить естественные условия социальной реабилитации освобождающихся прихожан тюремных храмов. При служении на «вольном» приходе, такая возможность есть. Прихожане тюремных храмов освобождаясь, становятся прихожанами того храма где служит их духовник. Они органично встраиваются в жизнь нового для себя прихода, а также обустраивая другие сферы жизни при совете и поддержке священника;

  • Длительная работа в среде (тем более только в этой среде) спецконтингента неизбежно будет приводить к профессиональной деформации священников.

 Этот список можно продолжить, но и приведенных факторов, влияющих на различные стороны тюремного служения,  на мой взгляд, убеждают в необходимости  не отрывать священника от служения в обычном «вольном» приходе, установив рабочую неделю в УИС в 3-4 дня.

В некоторых регионах было бы полезно вводить священника не в штат конкретного учреждения, а в штат регионального управления ФСИН, для возможности окормления нескольких учреждений. Особенно отдаленных. Поскольку как сотруднику, кроме должностного оклада, ему бы выделялись средства на командировочные расходы.

Обязательно ввести штатного священника в СИЗО. Это необходимо для последующего урегулирования вопроса служения священника в СИЗО. По действующим на сегодняшний день правилам внутреннего распорядка СИЗО, священник имеет право посетить подозреваемых и подследственных только после  согласования с лицом, в производстве которого находится дело. То есть, для того,  чтобы войти в камеру, где , предположим, находятся восемь человек, священник должен объехать восемь следователей, находящихся в разных районах возможно не одного города, получить разрешение на свидание с их подследственным (а свиданий предоставляется не более двух в месяц, и, если/или были свидания с родственниками, или арестант хотел бы иметь такое свидание,  то следователь не даст разрешение, а то и просто по своему религиозному невежеству может отказать, как показывает практика служения), и только после этого! – священник может войти в данную камеру и сказать: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Божие!». При том, что НИИ ФСИН утверждает о положительном влиянии церковного тюремного служения, это просто абсурдно! Но в таких условиях служат все священники в СИЗО. Где-то это правило «забывается» и священник свободно посещает подследственных, а где-то фактически не имеет доступа к ним. Так одинокому узнику, не имеющему кому за него похлопотать при рассмотрении его дела на кассации в Верховном Суде, ему надо получить разрешение от председателя Верховного Суда для того, чтобы пригласить священника на исповедь. Я не знаю у кого из таковых это удавалось…

Итак, предлагаю готовить проекты введения штатного тюремного духовенства с учетом следующих аспектов:

  • Вводить священнику неполную рабочую неделю (3-4 дня), для того, чтобы он имел возможность служить в «вольном» приходе и имел выходные дни.

  • Назначать достойное жалование за его труд на уровне заместителей начальника учреждения.

  • Четко прописывать должностные инструкции, регламент работы и положение о проекте.

  • Ввести штатного священника в СИЗО.

  • Учитывать необходимость гибкого подхода к месту проведения эксперимента. Предварительная рекогносцировка. Выявить священников, готовых на данный эксперимент, и на его месте основного служения подобрать учреждение УИС. Не вводить проект там, где нет священника на конкретное место.

  • Рассмотреть возможность оформления тюремных священников на контрактной основе на неполную рабочую неделю и выплаты им жалования за фактически понесенные труды во всех регионах (которые и без проектов и без жалования приходили, и будут приходить навестить узников) дабы «не заграждать уста вола молотящего».

 

Священник Александр Косов.


Вопросы для представителей тюремного священства

 

Скачать анкету в Word формате (doc, 39 Кб)

 

Уважаемые сослужители в тюремной миссии, просим Вас ответить на вопросы анкеты, данные которой помогут нам обобщить опыт нашей работы.

Учитывая характер вопросов, предполагаем возможность анонимности ответов, главное ожидание – максимальная правдивость и полнота ответов!

1.        Какова продолжительность Вашего служения в тюрьмах?

2.        Опишите вкратце ситуацию (сложную, неожиданную или курьезную),  с которой Вы столкнулись в своей практике служения и как Вы вышли из положения?

3.        Укажите пять качеств, которыми, по Вашему мнению, должен обладать тюремный служитель?

4.        Укажите характерные особенности того, кому бы Вы не советовали служить в тюрьме?

5.        Что Вы считаете главной целью тюремного служения Церкви?

6.        Из каких элементов, на Ваш взгляд, состоит служение в местах лишения свободы? (каковы формы и методы работы, например: совершение богослужений, беседы с осужденными и т. п.

7.        По каким критериям можно судить об успешности выполнения священником тюремного служения?

8.        Чего Вам не достает для еще более успешного служения?

9.        Как Вы намерены преодолеть эту нехватку?

10.        Как относится к тюремному служению Ваше руководство (Архиерей, благочинный, руководитель тюремного отдела, настоятель)?

11.        Как складываются Ваши отношения с администрацией учреждений?

12.        Как складываются Ваши отношения с представителями инославных тюремных служителей? Насколько остро и актуально этот вопрос стоит в Вашем регионе?

13.        Как складываются Ваши отношения с заключенными?

14.        Как относятся Ваши близкие к Вашему служению?

15.        Какой смысл лично для Вас имеет служение узникам?

16.        В чем Вы видите развитие тюремной миссии Церкви?

17.        Какое направление деятельности тюремного пастыря, мирянина Вы считаете наиболее важным?

18.        Что Вы считаете сильной стороной в православной тюремной миссии?

19.        Укажите пять слабых сторон православной тюремной миссии.

20.        Что нужно сделать, чтобы наше служение стало эффективнее?

21.        Чем, на Ваш взгляд, не должен заниматься священник в тюрьме, что не должно быть включено в работу тюремного пастыря?

22.        Считаете ли Вы необходимым введение на государственном уровне института тюремного духовенства?

23.        Какие положительные и отрицательные моменты, на Ваш взгляд, должны быть при этом учтены?

24.        Как Церковь должна подготовиться к институту тюремного духовенства?

25.        Из каких источников, как Вы считаете, должно финансироваться тюремное служение?

26.        Что может наихудшим образом повлиять на тюремную миссию Церкви?

27.        Каким Вы представляете тюремное служение в будущем?

 

Если изволите, Ваши контактные данные (ФИО, сан, место служения)

 


Должностная инструкция штатного тюремного священнослужителя

 

Скачать инструкцию в Word формате (doc, 40 Кб)

ПРОЕКТ

Должностная инструкция штатного тюремного священнослужителя1
учреждения ФСИН России.

 

1. Общие положения

1.1 Священнослужитель в своей работе в части священнослужения подчиняется Правящему Архиерею, а в части исполнения данной инструкции подчиняется начальнику исправительного учреждения, заместителю начальника по кадрам и воспитательной работе и руководителю Епархиального отдела тюремного служения Русской Православной Церкви;

1.2 Священнослужитель в своей работе руководствуется действующим законодательством, нормами  уголовно-исполнительного и уголовно-процессуального права, Уставом и канонами (законами) Русской Православной Церкви, приказами Минюста России, приказами, распоряжениями и указаниями соответствующего ГУФСИН России, приказами, распоряжениями и указаниями начальника учреждения и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации;

1.3 Священнослужитель обеспечивает решение вопросов духовно-нравственного развития заключенных и сотрудников уголовно-исполнительной системы; координирует осуществление права на свободу совести и вероисповедания в учреждении УИС;

1.4 Священнослужитель поддерживает и развивает социально-полезные связи с Церковью, общественными организациями и родственниками заключенных способных оказать положительное воздействие на заключенных;

1.5 Священнослужитель прививает ответственность за соблюдение законов и принятых правил общественного поведения, формирование нравственных отношений в исправительном учреждении, развивает стремление заключенных к самосовершенствованию и саморазвитию;

1.6 Священнослужителю устанавливается рабочая неделя, согласно заключенного с учреждением УИС контрактом.

1.7 Рабочее место священнослужителя располагается в храме или ином, выделенном для работы священнослужителя помещении находящемся на территории учреждения, а также все помещения учреждения во время посещений и проведения мероприятий;

1.8 Священнослужитель  несет персональную ответственность за санитарное состояние храма (церкви, молельной комнаты) расположенного на территории учреждения УИС;

1.9 Свою работу священнослужитель организует на основе квартального плана мероприятий, который согласовывается с заместителем начальника по кадрам и воспитательной работе, руководителем Епархиального отдела тюремного служения и утверждается начальником исправительного учреждения;

1.10 Привлечение священнослужителя  к деятельности, не связанной с выполнением обязанностей возложенных данными должностными инструкциями не допускается;

1.11 Не допускается привлечение священнослужителя к оперативно-розыскной деятельности, а также проведение мероприятий приводящих к разглашению тайны исповеди.

1.12 При проведении досмотра предметов, необходимых для исполнения Таинств Церкви, не допускается прикосновение к ним иными лицами, кроме священнослужителя, в том числе производящими досмотр.

1.13 Использование в помещениях для молитв свечей и лампад допустимо при условии соблюдения правил пожарной безопасности.

 

2. Священнослужитель обязан:

2.1 Исполнять присягу, данную при принятии  священного сана;

2.2 Соблюдать каноны (законы) Церкви;

2.3 Выполнять указы и распоряжения Правящего Архиерея, начальника исправительного учреждения, заместителя начальника по кадрам и воспитательной работе, руководителя отдела тюремного служения;

2.4 Соблюдать требования уголовно-исполнительного законодательства и других нормативных актов уголовно-исполнительной системы, требования, содержащиеся в контракте;

2.5 Постоянно повышать свой профессиональный и образовательный уровень через практику служения и изучение опыта тюремного служения различных Епархий и регионов;

2.6 Решать организационные вопросы, обеспечивающие выполнение возложенных обязанностей;

2.7 Осуществлять реализацию прав на свободу совести и вероисповедания, удовлетворения религиозных потребностей, духовных и моральных запросов заключенных и сотрудников учреждения. Противодействовать распространению тоталитарных сект и псевдорелигиозных убеждений;

2.8 Составлять и согласовывать с руководителем епархиального отдела и руководством исправительного учреждения квартальный план мероприятий и отчеты о взаимодействии с исправительным учреждением;

2.9 Вести журнал учета проводимых мероприятий и другую документацию, способствующую развитию тюремного служения Церкви;

2.10 Своевременно информировать руководство учреждения и руководителя епархиального отдела о непредвиденных ситуациях, влияющих на выполнение должностных обязанностей в части тюремного служения;

2.11 Своевременно и в установленной форме составлять и сдавать отчеты о проделанной работе;

2.12 Совершать богослужения в выходные и праздничные дни;

2.13 Проводить беседы, нравственные наставления, поучения и проповеди о христианском образе жизни, подготавливать к покаянию заключенных и сотрудников исправительного учреждения;

2.14 Не реже одного раза в месяц проводить беседы воспитательного характера с осужденными состоящими на профилактическом учете;

2.15 Посещать ШИЗО, ПКТ, ЕПКТ, отряд СУС, карантинное помещение не реже двух раз в неделю и проводить беседы с заключенными на духовно-нравственные темы;

2.16 Выявлять во время обхода подразделений учреждения и у вновь поступивших заключенных наличие религиозных запросов и потребностей, принимать меры для реализации религиозных запросов и потребностей заключенных,

2.17 Осуществлять катехизацию в среде заключенных и сотрудников исправительного учреждения, изъявивших желание изучения православной вepы;

2.18 Организовывать обучение основам православной культуры;

2.19  Создавать православную общину и организовывать её жизнедеятельность, сообразно с принятыми для исправительных учреждений формами работы;

2.20 Участвовать в воспитательной работе с заключенными и сотрудниками исправительного учреждения;

2.21 Проводить прием заключенных и сотрудников исправительного учреждения по личным вопросам.

3. Священнослужитель имеет право:

3.1 Решать с руководством исправительного учреждения вопросы оснащения и оборудования помещений храма (часовни, молельной комнаты) и учебного класса, в котором проводятся занятия воскресной школы необходимым инвентарем и имуществом, веществами, необходимыми для проведения таинств и обрядов;

3.2 Участвовать в решении вопросов о представлении заключенных, положительно зарекомендовавших себя деятельностью в православной общине, а также в общественной жизни учреждения, к условно-досрочному освобождению, изменению вида исправительного учреждения и условий отбывания наказания, помилованию, предоставлении права передвижения без конвоя, проживания за пределами территории исправительного учреждения, а также выездов за пределы исправительного учреждения;

3.3 Получать и запрашивать информацию о заключенных находящихся в учреждении УИС;

3.4 Вносить предложения об освобождении от работы осужденных, принимающих участие в богослужениях и иных церковных мероприятиях на время проведения мероприятий;

3.5 Обращаться за помощью в решении вмененных обязанностей к начальнику исправительного учреждения, к руководителю епархиального отдела тюремного служения;

3.6 Принимать участие в собраниях тюремного духовенства, конференциях и круглых столах по тюремному служению;

3.7 Принимать участие в епархиальных мероприятиях вне исправительного учреждения, согласно распоряжений епархиального начальства;

3.8 Получать информацию об опыте тюремного служения, новых формах и методах работы;

3.9 Привлекать к тюремному служению прихожан православных храмов, иные общественные и благотворительные организации и фонды (информировать их о тюремном служении через храмовые информационные стенды, устные беседы, проповеди; участвовать в проектах привлечения ресурсов для тюремного служения);

3.10 Принимать участие в работе совета воспитателей отряда;

3.11 Беспрепятственного перемещения по территории учреждения как все сотрудники учреждения;

3.12 Проносить с собой на территорию учреждения и хранить в тюремной церкви предметы, относящиеся к богослужению Православной Церкви;

3.13 Проносить на территорию учреждения и передавать осужденным предметы культа и религиозной символики, за исключением изделий из драгоценных металлов, а также религиозную литературу, DVD диски для пополнения церковной библиотеки.


©"Центр духовной поддержки православных общин в заключении"
Любое цитирование - с указанием автора "Центр духовной поддержки православных общин в заключении" и ссылки на
www.4prison.ru
Письмо web-мастеру

Яндекс цитирования     Rambler's Top100     Рейтинг@Mail.ru