------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ Главная  Карта сайта  English

О нас

Новости

Дистанционное
обучение

Переписка

Центры поддержки

Творчество
заключенных

Статьи и интервью

Отчеты и документы

Семинары, выставки и конференции

Просьба о помощи

Полезные ссылки

Контакты

Подписка на новости сайта

Наш баннер


Отдел по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями Московского патриархата

Патриархия.RU

МИР ВСЕМ. Издание Синодального отдела по взаимодеюствию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями

Боремся  с  зависимостью.

12-ти шаговая программа - как средство борьбы со страстями,
в том числе с наркоманией и алкоголизмом

Проблемы наркомании и алкоголизма очень актуальны сегодня в нашем обществе. Пагубные пристрастия разрушают генофонд нации, снижают трудоспособность, становятся бедой многих семей. Среди заключенных также очень многие страдают наркоманией и алкоголизмом. Большинство преступлений совершается «по пьяни» или под наркотиками. Существуют разные средства решения проблем химической зависимости. Об одном из них и хотелось бы рассказать.

Сейчас при некоторых московских храмах [по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия] работают группы анонимных наркоманов, алкоголиков и их родственников, которые занимаются по 12-ти шаговой программе. Программу эту создал американский предприниматель Билл Вилсон, основавший в 1935 году общество «Анонимных алкоголиков» (АА). Он сам страдал долгое время от алкогольной зависимости, но, в конце концов, все же смог от нее избавиться.  И те принципы, которые помогли ему это сделать, он изложил в своей программе. Таким образом, программа изначально предназначалась для борьбы с алкоголизмом. Но позднее, поскольку все страсти по сути своей аналогичны, программа «12 шагов» нашла успешное применение и в борьбе с другими зависимостями и проблемами: наркоманией (общество Анонимных Наркоманов основано в 1953 г.), игровой зависимостью, депрессией, неконтролируемым гневом и т.д. Слово «алкоголь» в таких случаях просто заменяется соответственно на другое подходящее слово: наркотики, эмоции, депрессия.  По этой программе занимаются также и родственники зависимых людей, так как жизнь рядом с алкоголиком, наркоманом или другим эмоционально неустойчивым человеком ведет к развитию негативных качеств, что определяется как проблема «созависимости». Созависимому человеку свойственно чрезмерно контролировать жизнь, брать на себя непосильную ношу ответственности за все, что происходит в семье, строить отношения на чувстве вины, отрицать свои чувства и т.д. Существуют также сообщества анонимных должников, «толстушек», сексоголиков (одержимых блудной страстью), астматиков, больных мигренью, курильщиков, детей из деструктивных семей и т.п. Есть даже общество анонимных рецидивистов.

У программы есть как сторонники, так и противники. Кто-то ее хвалит, кто-то критикует. Чтобы не строить свое отношение, основываясь лишь на слухах, рассмотрим последовательно все 12 шагов.

 

1-й шаг: «Мы признали свое бессилие перед алкоголем, признали, что потеряли контроль над собой». Вот здесь слово «алкоголь» может заменяться на другое слово (наркотики, эмоции и т.д.). В этом шаге человек признает, что он не способен своими силами справиться с проблемой. Ну, и признает собственно наличие самой проблемы. Ведь известно, что алкоголики, игроманы, наркоманы и др. долгое время таковыми себя не считают. Они твердо уверены, что с ними все в порядке, что в любое время они могут «завязать», хотя со стороны видно, что все далеко не в порядке, и что человек катится в пропасть. Порой наличие проблемы так и не осознается и зависимый погибает, а если и осознается, то на том этапе, когда он уже достиг «дна», падать дальше не куда и наступает кризис, который наконец-то ведет к признанию проблемы. Таким образом, 1-й шаг осуществляется обычно не запланировано (не так чтобы: «Вот, сейчас я признаю свое бессилие»). Он часто происходит в ситуации глубокого кризиса: ухудшение здоровья, потеря работы, тяжелый конфликт или другой какой случай, который вдруг открывает глаза на то, как реально обстоят дела, на то, что есть проблема, которую человек не способен контролировать, перед которой он бессилен. Родственникам зависимого в этом шаге важно понять, что они не способны изменить своего ближнего: вылечить, исправить, уговорить, что, как правило, они долго и безуспешно пытаются делать – отнимают бутылки, деньги, следят за ним, устраивают скандалы, пока опять же в результате какой-то кризисной ситуации не поймут, что изменить они ничего не могут.

И хотя в формулировке 1-го шага нет слова «смирение», признание бессилия является, по сути, смирением с наличием проблемы, со своим «крестом». О необходимости смириться, для того чтобы победить страсть учат и святые отцы: «Ни враг, ни страсть не овладеют тобою, ибо они сгорают от смирения, как от огня, и сердце успокаивается», «…Если смирится сердце твое и будешь считать себя землею и пеплом, то смирение по Богу покроет тебя» (Варсонуфий и Иоанн, «Руководство к духовной жизни»). Любая проблема является «крестом», о котором Господь говорит: «Возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф.16,24). Человеку предлагается взять именно свой, а не чей-то чужой «крест». Это могут быть и болезни, и зависимости, и какие-то вредные привычки – то, что мы называем грехами, та же зависть, например, или объедение. И смирение со своей проблемой, с ее наличием («Возможно, я всю жизнь так и буду курить, проявлять агрессию или что-то еще делать») является первым шагом по борьбе с нею. Итак, «гром грянул», наличие проблемы признано, что же делать дальше? «Мужик», как мы знаем из пословицы, «перекрестится», но это если он верующий и умеет креститься. Далее следует

 

2-й шаг: «Пришли к убеждению, что только Сила, более могущественная, чем мы, может вернуть нам здравомыслие». Для верующих людей очевидно, что этой силой является Господь. Но программа предназначена для всех людей, а значит и для представителей различных конфессий и для неверующих. Последним предлагается признать наличие некой «высшей силы», которая сильнее человека. Это могут быть силы природы, сила группы (для работы над своими проблемами представители анонимных сообществ собираются в группы, о работе которых я расскажу ниже), или что-то еще, что человек сам себе придумает как «высшую силу». Однако те, кто работают по программе, как правило, приходят к Богу в традиционном для христиан понимании (Всемогущий, любящий, прощающий), начинают ходить в Церковь, у нас чаще всего в Православную, что говорит о неоценимом миссионерском значении программы.

Те, кто уже верит в Бога, во 2-ом шаге могут пересмотреть свои отношения с Ним. К сожалению, часто в сознании верующего Господь предстает в образе грозного наказующего карателя, строгого судьи, в то время как на самом деле «Бог есть любовь» (1Ин.4,8). Он настолько добр и любящ, что распялся за наши грехи на Кресте и при этом молился за тех, кто Его распинал: «Отче! Прости им, ибо не знают, что делают» (Лк.23,34). Но человек часто фокусирует свое внимание на негативных событиях жизни, не замечая и не придавая значения всему хорошему, что дает нам любящий Бог. Добро воспринимается как должное, само собой разумеющееся. Такой взгляд на жизнь мешает строить отношения с Богом, видеть Его присутствие в повседневной жизни, благодарить  за все, что Он для нас делает. Часто мы ропщем на Бога, вместо того, чтобы приобрести привычку славить Его.

Признав свое бессилие в первом шаге, теперь есть к кому обратиться с просьбой о помощи:

 

3-й шаг: «Приняли решение перепоручить нашу волю и нашу жизнь Богу, как мы Его понимали». Проблема перепоручается Богу. На примере алкогольной зависимости это может выглядеть так: «Я все понимаю, что это плохо, что это вредно, но сейчас я пойду и выпью (приму дозу). Воля моя парализована, контроль потерян, я принял решение и сейчас буду его осуществлять, и только если Ты, Господи, что-то сделаешь, чтобы этого не произошло… ». И тогда возможно, что произойдет чудо, и оно происходит – человек вдруг отказывается от своих разрушительных планов. Таким образом, программа эта, прежде всего, работает в тех случаях, когда воля человека парализована, и он не способен контролировать ситуацию. Ничего не остается, как перепоручить свою проблему Богу. Нам больше свойственно полагаться на свои силы, вера формальна, и по настоящему положиться на Бога заставляет порой только какая-то экстремальная ситуация, глубокий кризис, когда кажется что почва уходит из-под ног. Здесь, однако, можно увидеть преимущество тех ситуаций, когда человек буквально скатился на дно (спился, достиг крайней степени агрессии и т.д.): падать дальше некуда – там все понятно, там он все знает, есть только один путь – наверх. И стоит сделать хотя бы пол шага, чтобы понять преимущество этого пути.

Близким зависимого человека, а также тем, кто работает с этими людьми важно осознать, что и они без Бога не способны ничего сделать. Причем, надо подчеркнуть, что у тех, кто тесно общается с алкоголиками и наркоманами, вырабатывается привычка чрезмерно контролировать этих несчастных больных людей и всю жизнь вообще. Им кажется, что они могут уговорить, исправить человека, заставить, в конце концов, но ничего не получается, наступает опять же кризис, и ничего не остается, как перепоручить проблему Богу.

Очень свойственно чрезмерно контролировать жизнь и тем, кто провел детство в неблагополучных семьях и интернатах. На их долю с ранних лет выпала непосильная ноша тех неразрешимых проблем, с обилием которых им пришлось столкнуться. Такой человек привык думать, что все зависит только от него. В детстве положиться было не на кого, и страх перед хаосом выработал привычку контролировать жизнь. А что означает стремление все контролировать? – это попытка подчинить все своей воле. Хочется, чтобы на работе и в личной жизни было все так, как я хочу, чтобы люди вокруг меня делали то, что я хочу, чтобы состояние здоровья у меня было таким каким, я считаю, должно быть. И здесь не остается места для Воли Божией. Господь начинает восприниматься лишь как помощник в воплощении всего, что я хочу. Стремление контролировать жизнь – это попытка поставить себя на место Бога, подчинить все своей эгоистической воле. Наши стремления порой кажутся нам благими, а неудачи несправедливыми. Но все не так просто, поясню на примере. Меня в свое время отчислили из школы, хотя я училась без троек, просто произошло недоразумение. Но в результате я попала в более хорошую школу, что дало возможность поступить в институт. Отчислили и из института! Но в результате я поступила в другой институт, который оказался лучше предыдущего, и получила хорошее образование. Таких примеров можно привести множество. Только Бог знает, что лучше для нас. И стоит довериться и подчиниться Его Воле. 

Работа над третьим шагом может происходить по-разному. Можно сразу перепоручить Богу всю свою жизнь, можно отдавать Ему по одной проблеме, можно отдать пока лишь один день. В одной из своих проповедей митрополит Антоний Сурожский подчеркивает важность доверия к Богу и поясняет это таким примером. Когда ребенка учат писать, то вкладывают в его руку карандаш и учитель водит его рукой. Сначала ребенок не понимает, чего от него требуется, подчиняется, и линии выходят ровными. «И вдруг ребенок думает, что понял, и начинает помогать, и все превращается в путаницу… Нам надо научиться вот этой немощи, которая не предваряет действия Божии, которая дает руке Божией вести нашу руку» (митр. Антоний Сурожский, «Человек»). «Сила Моя совершается в немощи» (Кор.12,9) – говорит Господь.

Итак, кто перепоручил свою жизнь Богу, может переходить к следующему шагу:

 

4-й шаг: «Глубоко и бесстрашно оценили себя с нравственной точки зрения». Отчасти это подготовка к исповеди, которая предполагается в следующем 5-ом шаге, то есть это выявление своих грехов, которые собственно и мешают жить. Но здесь важно увидеть и свои положительные качества, ведь именно с их помощью можно будет бороться с недостатками. Перепоручение жизни Богу, конечно, не предполагает полного бездействия. Просто мы пытаемся часто осуществить то, что не в наших силах, и не видим того, что мы действительно могли бы изменить.

Если, не видя в себе ничего хорошего, сразу заняться разбором недостатков, то можно впасть в уныние, что будет явно не на пользу.  Иногда люди совершенно не видят своих достоинств и не могут назвать и пяти своих положительных качеств. Но мы созданы по образу и подобию Божию, Который любит, сочувствует, помогает, желает добра, утешает, подсказывает, жертвует, все знает, прощает, дает свободу, бескорыстен, щедр, кроток, смирен, добр и т.д. Может какие-то из этих качеств есть и в нас? Хотя бы в какой-то степени. Наверняка, есть хоть кто-то, кого мы любим, хотя бы раз в жизни кому-то сочувствовали, помогали, утешали, прощали. Есть какие-то знания, способность что-то делать, хотя бы мысленно пожелать кому-то добра. Это и есть наши хорошие качества. Для их выявления можно также подумать или даже спросить – что хорошего видят в нас окружающие люди, за что нас хвалят, за что любят?

Когда положительные качества выявлены, можно заняться и недостатками. Увидеть их в себе тоже бывает не просто. Для работы над «шагами» существует множество сопутствующей литературы, где приводятся и методики помогающие выявлять свои грехи. Например, предлагается вспомнить случаи из жизни, где вы чувствовали себя уязвлено, но посмотреть на них с точки зрения того – в чем я здесь был не прав, в чем мои ошибки? Например, рассмотреть ситуации, когда вы боялись неудачи, чувствовали тревогу, угрозу, отверженность, - там, где эти чувства стали проблемой. Бояться явной опасности естественно, но ощущать угрозу со стороны, например, вполне миролюбивого начальника – это уже проблема. При разборе такой ситуации следует ответить себе на вопросы – как она повлияла на мою жизнь, какие чувства вызвала, а также в чем мое поведение было неправильным. Это позволяет увидеть себя со стороны. Например: «Общаясь с начальником, я испытывал страх и неуверенность. Вроде бы страдаю я, но что здесь происходит на самом деле? Получается, что, во-первых, я возможно совершенно несправедливо приписываю этому человеку определенные качества: злой, бездушный, хочет меня уволить или причинить еще какой-то вред. Но это все лишь мои фантазии, осуждение, которые в итоге мешают нашему полноценному сотрудничеству и работе в целом».

При выявлении своих недостатков важно помнить, что грехи бывают против себя, против ближних и против Бога. Например, осуждением, завистью, страхами мы причиняем вред в первую очередь себе, а тревога и беспокойство связаны с неверием в помощь Божию.

И теперь, когда список грехов составлен, можно перейти к следующему шагу.

 

5-й шаг: «Признали перед Богом, собой и каким-либо другим человеком истинную природу наших заблуждений». Для православного человека понятно, что «другой человек» - это священник, к которому мы идем на исповедь. Те, кто не пришли еще в Церковь, рассказывают о своих ошибках тем, кому доверяют. Верующие люди знают о действенности Церковных Таинств, о том, что порой достаточно лишь исповедать грех, и получаешь избавление от него.

Казалось бы, что здесь можно и остановиться. Грехи выявлены, исповеданы. Но готовы ли мы к тому, чтобы избавиться от них?

 

6-й шаг: «Полностью подготовили себя к тому, чтобы Бог избавил нас от всех наших недостатков». Мало выявить свои недостатки, необходимо искреннее желание избавиться от них. А то получится как у Блаженного Августина, который в юности просил у Бога: «Дай мне целомудрие и воздержание, только не сейчас» (прпд. Антоний Великий, «Поучения»). От грехов трудно отказываться, потому что в них мы часто находим выгоду. Они могут быть приятны или просто входят в привычку. Например, тот кто привык строить отношения на чувстве вины, в общении часто использует фразы: «Что-то ты неважно выглядишь сегодня» или «что-то наш общий друг стал какой-то не такой». И если он откажется от этих фраз, то ему просто нечего будет сказать. Ведь строить отношения на любви нужно учиться, это новые привычки. Всемогущий Бог может во всем помочь, но для этого нужен наш свободный выбор. Отказ от вредных привычек ведет к переменам в жизни – прекращению или изменению прежних отношений, теперь нужно как-то по-другому отмечать праздники, чем-то занять освободившееся время и место. Что придет на смену вредным привычкам? В связи с этим вспоминаются слова из Евангелия: «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и, не находя, говорит: возвращусь в дом мой, откуда вышел; и, придя, находит его выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там, - и бывает для человека того последнее хуже первого» (Лк.11, 24). Освободившееся от грехов место должно быть занято любовью.

 

7-й шаг: «Смиренно попросили Бога исправить наши изъяны». Пройдено шесть шагов. Уже, вероятно, какие-то успехи достигнуты. Но борьба с грехами может превратиться в некое соревнование, цель которого – стать лучше всех, достичь совершенства. Перфекционизм – болезненное стремление к совершенству – свойственно многим зависимым и созависимым. Болезненное, потому что, очевидно, оно происходит от гордости, с которой как раз и следует бороться в первую очередь. Бог действительно может избавить от любого греха. Проблема возникает тогда, когда нет искреннего желания изменить свою жизнь. А в случае успеха легко возникает гордость, что хуже всего, тогда Бог попускает греху вернуться, лишь бы не было гордости – корня всех зол. Поэтому с некоторыми грехами приходится бороться всю жизнь. 

В 7-ом шаге подчеркивается важность смирения. Перемены, которые произойдут, если Бог действительно избавит от какого-то недостатка, могут быть неожиданными, и к ним нужно отнестись со смирением. Например, могут измениться отношения с людьми, которые привыкли видеть нас одними, а теперь мы стали другими. Я замечала, что если начинаю вежливо и учтиво говорить с тем человеком, с которым раньше общалась более грубо, то он приходит в замешательство и не знает, как реагировать. И близким и нам самим нужно привыкнуть к изменениям в нас. Со смирением следует отнестись и к тому, что какие-то желаемые нами перемены не произойдут. На все Воля Божия.

 

8-й шаг: «Составили список всех тех людей, кому мы причинили зло, и преисполнились желанием загладить свою вину перед ними». Здесь речь заходит о чувстве вины. Перед кем мы виноваты и в чем - в этом действительно стоит разобраться. Иногда вина очевидна: украл у родителей деньги, чтобы купить наркотики. Тут имя пострадавшего просто вносится в список тех, кому причинили зло. Но чувство вины – это такая коварная вещь. Часто его испытываешь там, где не надо – за свою внешность, возраст, социальное положение, а там где мы действительно виноваты - нам свойственно оправдываться. Вот такая получается путаница. Еще часто нам вину навязывают, а мы ее принимаем. Иногда бывает, продавщица так посмотрит на тебя в магазине, что сразу почувствуешь себя виноватым за то, что вообще сюда пришел! А потом хочется от этой вины избавиться и «перевесить» ее на кого-то другого - пойдешь и кому-нибудь гадость скажешь. А потом будешь чувствовать себя виноватым за то, что сказал эту гадость ни в чем неповинному человеку. Вот так ходим и друг на друга «навешиваем». Получается замкнутый круг. А еще телевизор включишь и там тебе сообщают в рекламе, что все нормальные люди пользуются вот этой зубной пастой, и только у тебя ее нет, за что тоже можно почувствовать себя очень виноватым, а можно и не почувствовать, выбор есть. Все это устроено врагом человеческим специально, чтобы мы не видели своих настоящих грехов.

В 8-м шаге еще никто не заставляет нас просить прощения, предлагается всего лишь составить список тех, кому причинили зло. Тут тоже могут быть неожиданности. Возможно, что кроме Бога и ближних, в него придется внести и себя. Перед собой мы тоже часто виноваты. Алкоголик и наркоман, прежде всего, себя же травит губительным зельем. А их родственники превращаются в контролеров, жандармов и судий, вместо того чтобы жить полной жизнью и получать радость от этого. Сколько времени мы проводим, осуждая в мыслях людей, завидуя и тревожась, то есть, мучая себя, вместо того чтобы подумать о чем-то хорошем, послушать пение птиц хотя бы или помолиться Богу.

После того, как список тех, кому причинили зло, составлен, остается только ждать, когда появится желание загладить вину. Действительно, чтобы что-то сделать с успехом - нужно этого захотеть.

 

9-й шаг: «Лично возмещали причиненный этим людям ущерб, где только возможно, кроме тех случаев, когда это могло повредить им или кому-либо другому». Здесь уже предполагаются реальные действия – плоды покаяния. Прежде всего, приходится учиться просить прощения, без этого никуда. Признание своих истинных ошибок и примирение с ближними помогают избавиться от чувства вины. Нанесенный ущерб мог заключаться в самых разных вещах, например: не уделяли достаточного внимания своим ближним, теперь это можно возместить, позаботившись о них. Не благодарили Бога за все блага, данные нам - значит, пора это сделать. Можно не только на словах – дать милостыню, посетить больного, как учит Сам Господь: «Был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне… так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф.25,35).

В 9-ом шаге мы примиряемся со всеми, кто нас окружает. «Святой Исаак Сирин говорит, что только тот может молиться чистой молитвой, кто примирился с Богом, с собой, с ближним и со всеми предметами, которых он касается, то есть кто каждый предмет рассматривает как потенциальную святыню… Я помню человека: когда, задумавшись, он небрежно бросал тряпку, которой вытирал стол, то спохватывался, брал ее обратно и клал на место со словом «Прости!». Это может казаться нелепостью, но это говорит о целостном отношении ко всякой материальной реальности… И среди прочего мы пользуемся другим человеком. Потому что если мы не видим в другом человеке святыню, он делается предметом и мы тогда им пользуемся, будто он предмет, эксплуатируем его в той, другой или десятой форме» (митр. Антоний Сурожский, «Человек»). Примирение со всем что окружает – идеал, который кажется недостижимым. Но так же как растение стремится к солнцу, хотя никогда и не достигнет его, так и мы  стремимся к идеалу, другого-то пути и нет.

 

10-й шаг: «Продолжали самоанализ и, когда допускали ошибки, сразу признавали это». Бывает, что по прошествии многих лет, анализируя какое-то событие, понимаешь, что был тогда не прав. Иногда это происходит через месяцы, иногда через недели. Очередной шаг предлагает максимально сократить дистанцию и признавать свои ошибки сразу. К этому ведут и все предыдущие шаги. Действительно, как трудно порой признаваться себе в том, что «Я был не прав». Для этого требуется подготовка, и если хорошо поработал над предыдущими шагами, то сама собой приходит способность видеть многие свои ошибки почти сразу, или гораздо быстрее, чем это было раньше. В глубине души понимание своей неправоты всегда есть, но другая часть «я» оправдывается: «Он первый начал», «А мне что оставалось»… Или думаешь: «Надо позвонить другу», но другая часть «я» возражает: «Зачем беспокоить человека, вдруг он не в настроении, да и вообще его, наверное, нет дома. Не звони». Или бывает, возникает мысль: «Хочу конфету», а другая часть «я» возражает: «Нет, конфета стоит десять рублей, обойдешься!» И дело не в том, что надо съесть все конфеты. По каким-то разумным причинам есть их, может, действительно не нужно. Но важно понять для себя, что «я эту конфету хочу» или честно признаться себе в том, что хотя всех людей надо любить, но вот этого человека я ненавижу, и помоги мне, Господи, избавиться от этой ненависти.

В 10-ом шаге честность и смирение помогают восстановить целостность своего «я» и стать, наконец, самим собой.

 

11-й шаг: «Стремились путем молитвы и размышления углубить соприкосновение с Богом, как мы понимали Его, молясь лишь о знании Его Воли, которую нам надлежит исполнить, и о даровании силы для этого». Погрязшие в житейских заботах, мы если и обращаемся к Богу, то часто с просьбами о материальных, земных благах – обращаемся, будто к доброму волшебнику, чтобы Он исполнил все наши желания. Просим прибавки к зарплате, но полезна ли она нам? Просим здоровья, но сумеем ли использовать его во благо?  Что же тогда просить? Только Бог знает, что для нас лучше. Воля Божия, прежде всего, в выполнении заповедей – десяти «Моисеевых» (Исх.20,1) и заповеди о любви к Богу и ближнему (Мк.12,29). Предыдущие шаги готовят к тому, чтобы их исполнить. Мы учимся полагаться на Бога (3-й шаг), видеть свои грехи (4-й), исповедуем их (5-й), готовимся к переменам в жизни (6,7-й), разбираемся с чувством вины, просим прощения (8,9-й), учимся быть честными с собой, и продолжаем обнаруживать свои недостатки (10-й). Как я могу избавиться от ненависти к человеку, если не сознаю наличия этой ненависти?!

Теперь, научившись в какой-то степени смирению и честности с собой, мы лучше готовы и к выполнению заповедей, и к исполнению индивидуальной воли Божией по поводу каждого из нас. Ведь она – эта Воля есть. Но как ее узнать? В суете своих мыслей и желаний, мы не даем Богу возможности достучаться до нас, не слышим Его подсказок, надеясь лишь на себя. Но можно заметить, что чем больше сосредотачиваешься на духовном, тем больше все житейское как-то устраивается само собой. «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф.6,33).

 

12-й шаг: «Достигнув духовного пробуждения, к которому привели эти шаги, мы старались донести смысл наших идей до других людей и применять эти принципы во всех наших делах». Этот шаг напоминает о естественном желании человека поделиться своим опытом и помочь другим. Предлагается также не останавливаться на достигнутом, а продолжать замечать и признавать свои ошибки. Решив одну проблему с помощью «шагов», можно попробовать решать и другие проблемы аналогичным образом.

 

Заниматься по программе можно как самостоятельно, так и в группах анонимных сообществ. Поскольку эти сообщества анонимны, то посещать собрания могут только люди с соответствующей проблемой, но бывают и «открытые» собрания, придти на которые может любой человек. Ведущим собрания выбирается кто-то из присутствующих. То есть занятия в группе не предполагают присутствия какого-то специалиста или консультанта, хотя возможно и проведение занятий, например, психологом. В начале собрания зачитываются «шаги» и литература по теме. Темой может быть один из шагов или какая-то другая: «Умение сказать «нет»», например. Затем все по очереди представляются и по желанию высказываются по теме. Существует строгое правило говорить в этом выступлении только о себе, о своем личном опыте работы над программой, никого при этом не критиковать. Если это правило нарушается, то ведущий делает замечание. Выступление должно быть также проникнуто любовью и надеждой на изменения к лучшему. Пока говорит один человек, его никто не перебивает, выступления не комментируются. Основной смысл выступления – поделиться своим опытом. После окончания собрания, которое длится, как правило, полтора часа, участники могут попить чаю и обсудить свои проблемы уже в свободной форме. Посещение групп бесплатное, но желающие могут вносить пожертвования, так как общества эти существуют на свои средства и принципиально отказываются от помощи извне. В Москве группы анонимных алкоголиков, наркоманов, и их родственников есть, например, при Свято-Даниловом монастыре, адрес: Даниловский вал, 22, проезд - метро «Тульская».

Следует сказать также о недостатках реализации этой программы. Это частое употребление таких слов, как «алкоголик», «алкоголизм», и т.д. На начальном этапе страдающему зависимостью действительно полезно осознать, что он алкоголик, наркоман, игроман или кто-то еще. Но затем, если человек уже, может быть, несколько лет не пьет, то фразой «Я – алкоголик» он программирует себя на возврат к вредной привычке. Дело в том, что когда мы слышим или читаем какое-то слово или фразу, например, «ручка» или «карандаш», то возникает зрительный образ этого предмета. Слово «алкоголик» формирует на «мысленном экране» образ явно не привлекательный, тут и витрина с напитками может представиться, что ведет к зацикливанию на проблеме и провоцирует возврат к зависимости. Ведь этот зрительный образ уже сам в свою очередь действует на человека - получается что-то вроде обратной связи. Используется еще такое слово как «больной». Тут тоже образ возникает соответствующий: градусники, микстуры, больничная палата, что негативно воздействует на человека, так как, произнося и слыша подобные слова, он вживается в роль больного. Не многим отличается такое ужасное  определение как «выздоравливающий», которое тоже иногда применяют к себе люди, занимающиеся по программе. Здесь те же градусники и микстуры, провоцирующие болезненное состояние. Но недостаток этот легко устраним: можно представляться как: «Я - член АА», например, что часто и делается, эта формулировка нейтральна и не вызывает вредных ассоциаций. От слов «больной» и «выздоравливающий» тоже можно отказаться.  

Подводя итоги, можно сказать, что в 12-ти шаговой программе подчеркивается важность смирения и выполнения Воли Божией – таких необходимых составляющих духовной жизни. Принципы, заложенные в программе, согласуются с учением Церкви, Евангельскими заповедями. Аналогичные рекомендации можно найти в разбросанном виде в учении святых отцов, Священном Писании. Здесь они скомпонованы в удобной для применении на практике форме. Но программа не может заменить собой Церковь, что подчеркивается и в литературе по ее реализации. Она лишь вспомогательное средство, позволяющее победить недуг и вступить на путь духовного возрождения, которое возможно только в Церкви.

 

Источник: газета «Мир всем» №06/54, 2007 г.

 

P.S. В связи с тем, что многие осужденные страдают наркоманией и алкоголизмом, а также часто являются рецидивистами и детьми из неблагополучных семей, целесообразно применение 12-ти шаговой программы в исправительных учреждениях, для того чтобы помочь этим людям разобраться со своими проблемами, придти к Богу. Если учесть то, что реализация программы проста в выполнении и не требует участия каких-то специально подготовленных людей, то она особенно может быть удобна и эффективна в условиях тюрем и колоний. Для того чтобы понять, как по ней работать, достаточно просмотреть, например видео запись собрания. Работе с программой можно легко обучить кого-то из штатных сотрудников исправительного учреждения, кто занимается воспитательной работой.

В ходе переписки с осужденным Д. мною была проведена работа по программе «12 шагов». В письмах я объясняла ему суть шагов, задавала вопросы по ним и приводила примеры из своей жизни по теме данного шага. Он соответственно отвечал на эти вопросы и вспоминал примеры из своей жизни устно или письменно. Отзыв по работе с программой положительный: «Из 12-ти шаговой программы я многое полезное для себя почерпнул, очень успокоился и переменил свое мышление и поведение, и, Слава Богу, в лучшую сторону.»

 


©"Центр духовной поддержки православных общин в заключении"
Любое цитирование - с указанием автора "Центр духовной поддержки православных общин в заключении" и ссылки на
www.4prison.ru
Письмо web-мастеру

Яндекс цитирования     Rambler's Top100     Рейтинг@Mail.ru