------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ Главная  Карта сайта  English

О нас

Новости

Дистанционное
обучение

Переписка

Центры поддержки

Творчество
заключенных

Статьи и интервью

Отчеты и документы

Семинары, выставки и конференции

Просьба о помощи

Полезные ссылки

Контакты

Подписка на новости сайта

Наш баннер


Отдел по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями Московского патриархата

Патриархия.RU

МИР ВСЕМ. Издание Синодального отдела по взаимодеюствию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями

Священник на штатной должности.

"О роли священника в жизни воспитательной колонии" - выступление о. Александра Корнеева на конференции в Синодальном отделе Московского Патриархата 31.01.08.

 

В июне 2007 года состоялась встреча директора ФСИН  Ю.И. Калинина с председателем Синодального отдела о. Димитрием Смирновым, на которой обсуждался вопрос о введении священников в штат исправительных учреждений России. Было решено, в качестве эксперимента, в восьми колониях для несовершеннолетних центрального региона России оформить священников на должность методиста. Но возникли проблемы с подбором кадров, так как требования к образованию и здоровью для штатных сотрудников исправительных учреждений довольно высокие, а зарплаты небольшие – чуть более 3000 рублей. Подобрать священников на данную должность удалось для трех колоний – Алексинской (Тульской обл.), Брянской и Калужской.

В Алексинской воспитательно-трудовой колонии для несовершеннолетних на постоянной основе трудится Иерей Александр Корнеев. Вашему вниманию представляется его выступление на конференции по взаимодействию ФСИН с Русской Православной Церковью, прошедшей в рамках Рождественских чтений  31 января 2008 года в Синодальном отделе.

 

- Всечестные отцы, братья и сестры! Мы иногда говорим о том, что архитектура является богословием в камне, и тюремная архитектура - это не исключение. Я представитель Тульской епархии. У нас находится древнейшее учреждение – Тульский СИЗО, который был построен в середине восемнадцатого века, и построен он был в форме буквы «Е». В центре этой буквы располагался тюремный храм. Правда при императрице Екатерине в тюремном корпусе этого здания в каждой камере сидело по одному заключенному, и камер было больше, чем арестантов. Сейчас в Тульской области два следственных изолятора, в каждой камере там находится 20-40 заключенных, а то и больше. В центре Тульского следственного изолятора – там, где раньше был храм - в советское время установили дополнительные перекрытия, и сейчас там самые большие камеры изолятора. Но сама идея этой архитектуры такая: в центре исправления человека стоит Церковь, и без Церковных Таинств исправить кого-то невозможно.

В нашей области сотрудничество Церкви и УИС началось в самом начале 90-ых годов. В 1992 году в Алексинской воспитательно-трудовой колонии была отслужена первая Литургия. В том же году в Алексине – городе с населением 80 тысяч человек было три священника, и до конца 90-ых годов службы в колониях проводились 2-3 раза в год. Не потому что батюшка ленился, а потому что было всего-навсего 2-3 священника на такой достаточно большой город. Сейчас у нас в Алексине с районами - на 80 тысяч населения 12 священников. И соответственно у каждого священника уже свой сектор ответственности: у кого-то школы, у кого-то больницы, у кого-то воспитательная колония. И эволюция церковной жизни сделала возможным более частое посещение колонии. Построен храм, и буквально в прошлом году руководство ФСИН пришло к выводу  о необходимости введения священника в штат воспитательной колонии - именно там, где находятся несовершеннолетние преступники, потому что исправить юношу все-таки есть больше надежды - это глина, из которой еще можно лепить.

Конечно, обсуждалось долго – какую должность может занять священник. Было мнение, что если есть у нас заведующий клубом, заведующий гаражом, заведующий столовой, то должен быть, ну, не заведующий храмом, а настоятель храма. Остановились на должности методиста. Но обязанности священника, которые он исполнял до введения такой штатной единицы, практически не изменились. Чем же занимается священник в колонии? – В первую очередь священник занимается священническим служением. Я, например, просил ребят даже написать сочинение о роли священника в жизни воспитательной колонии. Естественно, что на первом месте священник - это человек, который приводит людей к Богу, приводит людей к храму и помогает им покаяться. Это самое главное, ничто не может исправить человека кроме таинств. Здесь священника никто заменит. Далее, чем еще занимается священник в колонии? Естественно, что он направляет процесс духовного образования заключенных. Каждая колония по-своему уникальна. У нас самый плотный контакт с дирекцией школы колонии. И директор школы – это подвижник благочестия нашего времени. В Алексинской колонии с 90-ых годов в школе введен предмет «Основы духовности», на котором не просто рассказывается о том, что храм состоит из трех частей, и почему икона золотая, а говорится и о борьбе со страстями, об основных пороках, о причинах и следствиях греха. И священник координирует процесс обучения. У нас есть возможность разделения обязанностей: школа воспитывает человека, образовывает, формирует его, - священник участвует в этом, сотрудничает со школой. Он комплектует библиотеку, смотрит - какая литература будет полезна, потому что одни авторы читаются заключенными легко, другие авторы читаются очень сложно. Комплектация библиотеки часто осуществляется на средства прихода. Священник участвует в формировании и определенной видеотеки.

Далее, священник в колонии общается с заключенными не только с амвона, но проводит и личные беседы. И важная часть священнического служения – это борьба с вредными привычками заключенных. Мы начинаем разговаривать о сквернословии, и сразу понимаем, что сквернословие разжигает блудную похоть. И очень быстро мы приходим к пониманию того, что нужно бороться с содомией. Здесь конечно одного убеждения мало, но это зло, которое надо искоренять. Естественно, что у многих происходит какое-то такое огрубение, невежество духовное, но, тем не мене, эти пороки надо искоренять, потому что на них проклятие. И священник – он первый кто об этом говорит, первый кто приостанавливает развитие этих пороков страхом Божиим, страхом Божьего наказания. А эти пороки – содомские грехи, они во многом являются причиной многочисленных правонарушений, многочисленных нестроений и т.д.

Как мы еще боремся в колонии со страстями, такими, например, как табакокурение? Часть сотрудников не курят, а все молодые ребята - курят поголовно. И мы провели акцию:  собрали на приходах карамельные конфеты и устроили бартер – ребята приходили, сдавали сигареты, получали в обмен конфеты. В результате акции, если у нас в воспитательной колонии 200 человек находится, из них в храм приходит человек 40, то в общей сложности человек 10 курить бросило. Конфета оказывается еще и освящена была. И вот это действие церковной благодати может принести свои плоды. Даже такой метод борьбы с вредными привычками дал определенные результаты.

Проводятся и другие профилактические беседы с заключенными. Уповать на то, что только психология может помочь человеку адаптироваться к жизни не приходится, потому что такие, например, специалисты в этой области как Юнг и Фрейд стояли на взаимоисключающих позициях. И священник своими терапевтическими беседами участвует в исцелении человека. Но другое дело, что каждый священник получил от Бога способность «вязать и решить», но не у каждого есть особый дар святого духа: дух совета, дух страха Божия, дух благочестия, как говорит пророк Исаия. То есть не каждый священник – старец. И об этом тоже тюремному священнику надо помнить. Скромность она никогда не помешает, но, тем не менее, совет часто очень помогает.

Священник также участвует в подготовке человека к выходу на волю. Мы много говорим о реабилитации заключенных. Это, действительно, нива еще непаханая, и на этой ниве предстоит много сделать. Но с другой стороны, Церковь еще только входит в юридическое русло нашей жизни. Всего 10-20 лет как Церковь является юридическим лицом. Это очень мало, и Церковь еще свое место в обществе полностью не заняла. Действительно, в реабилитации заключенных, в последующем их трудоустройстве, устройстве по жизни именно Церковь может принести огромную пользу. Священник, который своего прихожанина видит и за него даст руку на отсечение, может договориться с работодателем. Но не всех священник может устроить на работу, а именно тех за кого он готов поручиться.

И наконец, что касается сотрудников ФСИН, то с ними священнику сложнее работать, чем с заключенными. Потому что они считают, что раз они могут выйти на свободу и там зайти в храм, то значит тюремный храм не для них. Так, к батюшке подойдут иногда, но в основном есть какое-то такое недопонимание. И если посмотреть какой процент заключенных ходит в храм и сколько сотрудников ходит в храм – это несопоставимые цифры. Хотя, например, у нас в школе тюремной большинство учителей люди церковные, исповедуются и причащаются, чего не скажешь о сотрудниках колонии.  А потом  плачут, что сил у них нет, что дух изнемогает, что им очень тяжело, но в таинствах не участвуют. И беседы с сотрудниками, тоже, скажем так, терапевтические, успокоительные, обеспечение их литературой – это также обязанность тюремного священника.

Конечно, статусу священника в исправительных учреждениях еще долго предстоит утверждаться, изменяться, формироваться, но начало положено. Хотя не надо думать, что священник в колонии служит «ради хлеба куса», потому что мы служим все-таки ради Иисуса, и не стоит рассуждать о том что, дескать, когда зарплату не платили, приходили реже, а когда зарплату стали платить, стали приходить чаще – это не та зарплата, о которой стоит разговаривать. И в то же время то, что чаще стали ходить в колонию - это результат развития церковной жизни. Увеличивается число прихожан, но еще больше увеличивается число делателей,  как говорит Господь: «Жатвы много, а делателей мало».  Конечно, человек мало изменяется, грех тяготеет над всеми, но если на свободе человек может сам дойти до храма, он может найти себе батюшку по душе, то в колонии такой возможности нет. Поэтому на нас священниках ответственность лежит очень высокая. Но существуют трудности при определении статуса священника в колонии согласно штатному расписанию и государственным требованиям. Если берется образовательный уровень, то наши духовные школы – Московская Духовная Семинария, Московская Духовная Академия – дают высшее церковное образование, дают массу знаний, опыта и т.д., но в системе государственного образования Духовная Академия еще не получила аккредитации. Это создает определенные трудности. Поэтому, проблем еще много, но в то же время, все они решаемые. Самое главное, чтобы не огорчали мы друг друга, и чтобы несли достойно свой крест, свое послушание. Спасибо за внимание!

 

31.01.08.

 


©"Центр духовной поддержки православных общин в заключении"
Любое цитирование - с указанием автора "Центр духовной поддержки православных общин в заключении" и ссылки на
www.4prison.ru
Письмо web-мастеру

Яндекс цитирования     Rambler's Top100     Рейтинг@Mail.ru