------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ Главная  Карта сайта  English

О нас

Новости

Дистанционное
обучение

Переписка

Центры поддержки

Творчество
заключенных

Статьи и интервью

Отчеты и документы

Семинары, выставки и конференции

Просьба о помощи

Полезные ссылки

Контакты

Подписка на новости сайта

Наш баннер


Отдел по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями Московского патриархата

Патриархия.RU

МИР ВСЕМ. Издание Синодального отдела по взаимодеюствию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями

"Изучаем Священное Писание"

О том, как в псковских колониях обучаются и сдают экзамены
по курсу «Четвероевангелие», разработанному в ПСТГУ.

 

В начале июня 2009 года в трех колониях Псковской области ИК-61/4, ИК-61/3 и ИК-6 прошли экзамены по курсу «Четвероевангелие» архиепископа Аверкия Таушева, разработанному в Православном Свято-Тихоновском Гуманитарном университете (ПСТГУ). Ответственной  за обучение в этих колониях является  катехизатор из Санкт Петербурга Нина Алексеевна Гуторова, которая старается  регулярно посещать своих подопечных студентов. Программа курса рассчитана на три года, по окончании каждого учебного года учащиеся сдают экзамены,  устно отвечая на вопросы по билетам.  В этом году экзамены сдавали как выпускники, так и те, кто закончили первый и второй курс. Вместе с Н. А. Гуторовой экзамены принимали руководитель Епархиального отдела по взаимодействию с УФСИН Псковской области, проректор Псковского Духовного училища священник Николай Егоров и священник, окормляющий колонию. На экзаменах также присутствовала автор этого курса, сотрудник Синодального отдела Н. В. Пономарева, она вручила выпускникам свидетельства об окончании курса - с печатью миссионерского факультета ПСТГУ и подписью зам декана. Такие свидетельства в колонии ИК-61/4 получили одиннадцать человек, в учреждении ИК-61/3 – шесть человек, в колонии ИК-6 учащиеся сдавали экзамены за первый и второй курс. 

По данному курсу учатся и в колониях других регионов нашей страны, но особенность обучения в псковской епархии заключается в том, что там строго следуют   методическими рекомендациям, и в результате занятия проходят именно таким образом, как они  были запланированы создателем методики. Учащиеся регулярно, например, раз в неделю собираются всей общиной на два-три часа, читают отрывок из Евангелия, затем толкование на этот отрывок, а потом зачитывают и обсуждают вопросы по теме. Согласно этой методике при чтении Евангелия очень важно понимать, как Священное Писание может работать в нашей жизни. Автор курса Н.В. Пономарева подчеркивает, что  важно именно не формально ответить на вопросы, а  понять, насколько твоя жизнь не соответствует Евангелию и в результате этого начать путь покаяния, то есть изменения жизни в соответствии с тем, о чем заповедует нам Господь. Но пока что, к сожалению, редко в какой колонии обучение ведется именно таким образом. Чаще всего люди просто берут учебник, читают его, отвечают на вопросы, а в самом неблагополучном случае переписывают ответы на эти вопросы из книги. В псковских же колониях, вследствие того что обучение там проходит строго согласно методике, обсуждение темы урока в общине происходит иногда очень горячо, а если остаются вопросы, то их задают батюшке. Обучением руководит старший по группе, которого, посоветовавшись с другими учащимися, назначает священник окормляющий колонию.

На прошедших экзаменах выпускники курса отвечали на довольно непростые вопросы по последним главам Евангелия. И они настолько хорошо, глубоко и внятно отвечали на эти вопросы, что члены экзаменационной комиссии были очень рады тому, как ребята хорошо знают и переживают Евангельские события, и как хорошо они умеют через эти события рассмотреть события своей собственной жизни. По ответам было видно, что они очень глубоко и очень практически знают Евангелие. В псковских колониях не реже чем раз в месяц учащиеся могут встретиться с окормляющим колонию священником, с проводящим обучение добровольцем и задать свои вопросы.  Опыт показал, что  такое непосредственное кураторство очень важно, так как оно  помогает в организации учебного процесса.

В последнее время работы учащихся по данному курсу в местах лишения свободы начали проверять студенты миссионерского и богословского факультетов Свято-Тихоновского университета. Для студентов это является хорошей миссионерской  и пастырской практикой. Этот опыт также показал, что если есть живая связь людей, которые  проверяют работы с общиной в колонии, то обучение происходит интенсивнее и более живо. Поэтому, хорошо, если обучением основам православной веры в местах лишения свободы займутся духовные школы и в других епархиях – училища, семинарии, духовные академии.  Данный курс дистанционного образования может быть принят этими духовными учебными заведениями в виде практической работы для студентов, позволяющей им  включиться в реальную миссионерскую и душепопечительскую работу.

           

Занятия начинаются с молитвы…

О том, как проходит обучение по курсу «Четвероевангелие» в колонии Ик 61/3 Псковской области, рассказывает старший группы третьего выпускного курса Роман Деревянкин.

           

- Роман, расскажите, пожалуйста, как начиналось обучение?

- Три года назад к нам в колонию приехала одна удивительная женщина - Нина Алексеевна Гуторова, познакомилась с нами, подружилась и предложила обучаться в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете на курсах изучения священной истории Нового Завета – Четвероевангелие, привезла первые учебники: четыре книги  архиепископа Аверкия Таушева. Мы познакомились с этими книжками, сначала у нас ничего больше не было, и как будет строиться обучение, мы еще себе не представляли. Нина Алексеевна съездила в университет, и когда приехала к нам во второй раз, привезла уже штук двадцать учебников «Четвероевангелие» и методические пособия, где подробно было описано, что требуется от нас. Мы вместе с батюшкой (о. Владимиром Пуриным, окормляющим данную колонию, – ред.) и Ниной Алексеевной посидели, подумали, как это будет происходить. А  так как колония - учреждение режимное, здесь много своих моментов,  то есть нужно то строиться, то в столовую идти, поэтому времени свободного не очень много, и мы решили заниматься два раза в неделю по полтора часа и составили  график. Занятия проходят в воскресной школе - слава Богу, нам администрация выделила помещение, где мы все очень хорошо оборудовали – получился настоящий полноценный учебный класс. Там нам разрешают собираться всем вместе. Заранее составляем списки групп, подписываем их. Мы уже третий год обучаемся, у нас каждый курс есть. Сейчас у нас три группы, каждая собирается отдельно  и занимается по два раза в неделю, таким образом вся неделя распределена, воскресенье – выходной. У каждой группы есть свой старший, который руководит процессом обучения.

           

- Как проходят эти занятия?

- А проходят таким вот образом: когда группа собралась, занятия начинаются с молитвы Царю Небесный или тропаря (когда мы не поем Царю Небесный - от Пасхи до Вознесения) и молитвы перед учением. Затем открываем методическое пособие, там есть предложенные нам вопросы по теме, по параграфу. Мы разбираем параграф – сначала читаем отрывки из Евангелия, указанные в книге Аверкия Таушева, которые положено прочитать, потом вслух читаем сам параграф из учебника, потом устно разбираем тему урока по вопросам. Старший по группе говорит, что по этому параграфу предлагаются такие-то вопросы, и мы на эти вопросы находим общие ответы. Он всем дает  поучаствовать в обсуждении. Бывает, возникают разные мнения, бывает, что мы даже не приходим к согласию, к общему мнению, тогда этот вопрос откладываем на потом, пока  батюшка не придет. Батюшка приходит - он уже эту спорную ситуацию разрешает. А на следующем занятии, это получается через два дня, мы рассматриваем тот же самый параграф, к другому не переходим, останавливаемся на нем, но уже работаем письменно. В письменных работах мы стараемся не по книге отвечать,  а своими словами формулировать, находить какие-то свои собственные ответы, похожие на те, которые в книге. После окончания контрольной работы, если остается время, мы начинаем новую тему, если нет, читаем благодарственную молитву и расходимся. У  каждой группы есть своя папка, в которую мы собираем письменные работы, для того что бы Нине Алексеевне потом их было удобно проверять.

 

- У вас есть возможность в каждой группе встречаться и обсуждать вопросы?

- Да, именно для этого и была создана воскресная школа. Наш батюшка выхлопотал эту комнату, все конечно сделано с его помощью. Еще до того как нам предложили обучение на курсах Свято-Тихоновского университета, мы собирались с батюшкой раз в неделю в классе общеобразовательной школы и изучали Закон Божий. А когда нам представилась возможность учиться на курсах в Свято-Тихоновском университете, то Бог сподобил, что одновременно с этим  нам предоставили помещение, то есть когда администрация увидела, что обучение предлагает серьезная организация, то пошла нам на встречу, предоставив эту комнату. В лагере очень мало свободных мест, все очень плотно, а нам такое огромное помещение дали, это удивительно!

 

- А столы и полочки вы сами делали?

- Да, это мы своими силами все делали. Удивительные здесь были ребята, они освободились уже - сами голодранцы, ни копейки денег, но вот каким-то непостижимым образом все это здесь образовалось. Иконы, престол и резные аналои в храме – это все также сделано руками ребят.

 

- Чем курс обучения по «Четвероевангелию» помогает вам?

- Когда речь о нем заходила три года назад, как-то немножко страшновато было, особенно было страшно мне, так как батюшка сказал, что я буду старшим в одной из  групп - я был в такой растерянности… Вы спросили: чем помогает? О себе нескромно говорить, но это будет показательно, потому что происходили удивительные вещи, и я сейчас вам расскажу, чем помогает. Мне батюшка сказал: «Ты будешь старшим», а я настолько был перепуган, отвечаю: «Ну как я буду старшим, батюшка, что вы говорите! Я и писать не умею». Действительно писать не умел до того как стал старшим. Говорю: у меня руки – крюки, я просто не справлюсь. «Нет -, говорит: справишься – ты будешь». Ну, с батюшкой спорить не станешь, если  батюшка сказал, значит, мне будет от этого хорошо – такое уже чувство внутри было. И поэтому я взялся, даже не зная, как  буду это делать. У меня очень серьезная травма – поврежден шейный отдел позвоночника, полный перелом, и у меня руки частично парализованы. Правая рука работала немножко,  а левая вообще не работала, то есть не мог ни бумажки сложить, ни книжки взять, даже не мог двумя руками держать книгу, тяжело было очень сидеть – спина болела. Я раньше левша был, а сейчас  научился правой рукой  писать. И потихонечку-потихонечку уже ловко пишу правой рукой, конечно корявенько, но достаточно быстро, успеваю и сам записать и ребятам сказать, и  все переложить – там у меня три книги под рукой и методичка, справляюсь со всем и с удовольствием этим занимаюсь, и не болит ни спина, ни чего, здоровье стало возвращаться. И, Слава Богу, с помощью обучения избавляешься от слов-паразитов, более менее речь становится нормальной, человеческой…

Когда мы собираемся группой, возникает соревновательный интерес. Кто-то лучше  может на вопрос ответить, естественно, появляется добрая зависть, тебе тоже хочется не упасть в грязь лицом, тоже красиво высказать свою мысль. И вот этот соревновательный  эффект он тоже свою пользу приносит.

 

- Как вы привлекаете людей к обучению?

- Летом у нас каникулы, а начинаем заниматься мы обычно первого сентября, заранее вывешиваем объявление с полной и подробной информацией о том, что будет происходить, как будет происходить, рассказываем своим знакомым, с кем общаемся. Здесь у нас такое учреждение специализированное, и поэтому есть место, где всегда вешается информация, мимо этого места каждый день проходят, так что, кто захочет тот увидит.

Спасибо вам большое, вы на самом деле сделали большое дело тем, что предоставили нам возможность обучаться на этих курсах, потому что, вот, вы спрашиваете, как мы привлекаем ребят.  В лагере это очень хорошо видно - на самом деле здесь средоточие зла, здесь очень все серо, очень все уныло, очень все похабно. И вот это место (помещение воскресной школы, - ред.), оно как какой-то островок света, островок чистоты, здесь никогда никто не ругается, не курит. Бывает, что кто-то заглянет и спросит: «А что это такое?  Как хорошо! А что это здесь?» Он просто видит, что здесь так аккуратненько, чистенько все, уютно, и его сначала привлекает это. А потом уже когда его привлекает эта внешняя сторона, мы ему показываем, откуда это все берется - это берется все от веры в Господа. Спасибо вам большое!

 

Другие учащиеся также отмечали, что постижение азов веры помогает им лучше  разбираться в людях, видеть зло издалека и обходить острые углы, что с верой и с Богом легче шагать по жизни, и если Евангелие не только читать, но еще обсуждать его и разбирать, то оно лучше запоминается, больше проникает в тебя, помогая понять, почему те или иные события происходят в жизни. Многие из тех, кто приходит учиться на эти курсы,  чувствуют, что шаг за шагом они меняются в лучшую сторону.

 

Обучение способствует адаптации к жизни в обществе.     

О том, как курс обучения по «Четвероевангелию» помогает  в его работе, рассказал священник Владимир Пурин, окормляющий колонию 61/3 Псковской области.

             

- Отец Владимир, насколько этот курс обучения помогает вам в вашей работе в колонии?

- Благодаря этим занятиям ребята, конечно, изучают Священное Писание, знают законы Божии и заповеди. Обучаются они заочно, практически полностью самостоятельно. Нам это удобно потому, что освобождается время, которое можно потратить на другое, так как не всегда бывает возможность придти, подготовиться и позаниматься с ними, не всегда бывает возможность их собрать. Но у них  есть учебники, они собираются группой, в которой  есть руководитель и вместе читают. Самое главное, чтобы это стало для них жизнью. Потому что опыт показывает: если человек лишь что-то изучил, но это не стало его жизнью, то выйдя на волю, он за короткий промежуток времени все забывает. Самое главное это вселить в них дух любви, желание жить доброй жизнью по заповедям Божиим.

           

- Могли бы вы порекомендовать  другим священникам пользоваться этим курсом?

- Конечно, потому что это дает  возможность обучаются автономно. Все что нужно для занятий - Новый Завет и книга комментариев архиепископа Аверкия. Другое дело, что  все равно появляются какие-то спорные вопросы, моменты, они накапливаются, и священник уже уточняет, что это – так, а это - вот так. Разномыслия возникают, потому что хотя они и читают комментарии, но каждый по-своему понимает, а полнота есть только у Христа. И эти спорные вопросы можно разрешить. Очень важны, конечно, сочинения. Чем больше письменных работ, тем лучше, тогда действительно будет не просто какое-то заучивание, а будет умственная работа.

В общении с этими ребятами стоит задача и цель адаптировать их к жизни вообще. Часто у них есть либо страсть пьянства, либо еще какие-то страсти, либо нет родителей - воспитан в детдоме. И самая  главная наша задача  адаптировать их к жизни, чтобы они научились общаться между собой, научились говорить,  научились думать, научились эти мысли высказывать вслух. Очень многие, пока они сидят по колониям, по тюрьмам – разучились писать и читать. А в ходе обучения у человека развивается лексикон, он запоминает новые слова, слышат добрые слова, которые несут положительную, созидательную энергию. Для адаптации к жизни также важно привить им какие-то навыки работы. У нас в колонии есть мастерская,  они там учатся что-то делать по дереву, в компьютерном классе учатся работать с компьютером - это уже жизненная необходимость. Сейчас везде есть компьютер - либо работа связана с компьютером, либо на том же на вокзале, или еще где-то, нужно чтобы человек не испугался, увидев монитор и кнопки. Важно, чтобы они вышли отсюда людьми хоть немного подготовленными, чтобы не было у них страха перед обществом, которое их встречает. Общество уходит далеко, и если они за ним не поспеют, то будут чувствовать себя изгоями, возникнет уныние, и они захотят опять попасть в то место, где им привычнее. Работа по изучению Священного Писания очень важная и нужная, хотя нельзя сказать, что это единственное, что нам необходимо. Эта работа, наверное, является одним из кирпичиков, на котором строится все основание человеческой жизни.

 

Записала Ольга Ермакова.

 

 


©"Центр духовной поддержки православных общин в заключении"
Любое цитирование - с указанием автора "Центр духовной поддержки православных общин в заключении" и ссылки на
www.4prison.ru
Письмо web-мастеру

Яндекс цитирования     Rambler's Top100     Рейтинг@Mail.ru