------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ Главная  Карта сайта  English

О нас

Новости

Дистанционное
обучение

Переписка

Центры поддержки

Творчество
заключенных

Статьи и интервью

Отчеты и документы

Семинары, выставки и конференции

Просьба о помощи

Полезные ссылки

Контакты

Подписка на новости сайта

Наш баннер


Отдел по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями Московского патриархата

Патриархия.RU

МИР ВСЕМ. Издание Синодального отдела по взаимодеюствию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями

ГЛАВНАЯ  ЗАПОВЕДЬ
(вторая часть).

«Возлюби ближнего твоего как самого себя» (Мк.12,31).

Это вторая часть заповеди, которую дает Иисус Христос, отвечая на вопрос книжника о том «какая первая из всех заповедей?» Точнее, Христос  опять же просто повторяет заповедь, данную Богом Отцом Моисею: «Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего, как самого себя» (Лев.19,18). Но теперь под «ближним» подразумевается не только представитель своего народа, а вообще все люди. Это поясняет Иисус, когда отвечая на вопрос законника о том: «кто мой ближний?», Он рассказывает притчу о милосердном самарянине (Лк.10,29-37). О том, что любить нужно всех людей следует также из слов Христа: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф.5,44). Возлюбить Бога – значит возлюбить весь мир, созданный Им. О людях упоминается отдельно, видимо потому, что людей полюбить труднее всего, т.к. ни деревья, ни кошки не способны сознательно причинить зло.

И хотя слова о том, что нужно возлюбить ближнего как себя можно понимать в том смысле, что: «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Мф.7,12), но каждый раз, когда читаешь эту заповедь, то возникает вопрос: а как я отношусь к себе, и устроит ли ближних, чтобы я относился и к ним также? Ведь когда, человек, подойдя к зеркалу, отмечает, что ему не нравится форма его ушей, цвет волос или  размер бюста – это означает, что он не просто не любит себя, но, по сути – это является  ропотом  на Бога: «не тот нос мне, видишь ли, приделал, волосы не того цвета, глаза не туда куда надо прилепил!» С таким отношением к себе – куда уж нам ближнего полюбить. Если человек не любит себя, то и других полюбить не сможет. Здесь нужно оговориться, что имеется в виду под словом «любовь», ведь это одно из самых неправильно понимаемых слов в языке. Речь идет о любви в самом высоком смысле этого слова, о чувств, которое  не имеет ничего общего с  эгоистическим стремлением приобрести себе все что получше. Именно комплекс неполноценности заставляет человека компенсировать негативное отношение к себе приобретением различных благ – дорогой красивой одежды, престижной должности и т.д. Тот, кто действительно любит и принимает себя таким, какой он есть, скорее оденется скромно и не будет требовать к себе какого-то особого отношения, такой человек достаточно уверен в себе и не нуждается в излишествах.

Любовь – чувство универсальное. И если оно есть, то есть ко всему. Так же как зрение - если человек видит, то видит все: и деревья, и небо, и себя, и людей. А если любит, то все любит: предметы, природу, погоду, себя, ближнего. Привычка смотреть критично на вещи мешает любить. «Не ту печень мне Бог дал – болит, желудок не с той кислотностью, горло не то – кашляет, а зубы вообще – брак производства!» Таким образом мы ропщем на Бога, а значит, не выполняем главную заповедь – о любви к Нему. Все мы делаем наоборот – любим свои грехи, а творение Божие ненавидим. Человек привык считать свое тело своей собственностью, но мы его не купили, не нашли где-то, не взяли в аренду, оно дано Богом и является Его собственностью. И полюбить его нужно так же, как и любое другое творение Божие. А научиться любви можно, действительно, начав с себя. Каким образом это сделать? Как научиться любить себя и других? Много раз повторенное действие или мысль становится привычкой. Несколько раз впал в уныние – и это стало привычкой, помолился несколько раз за врага, вместо того чтобы его осудить – и это вошло в привычку. Привычку можно заменить, плохую - на хорошую. Можно попробовать несколько раз найти что-то положительное в человеке вместо недостатков – и это тоже станет  привычкой.

Когда актер много раз на репетициях повторяет одни и те же слова своей роли, то если в жизни возникает соответствующая ситуация и «придется к слову», он произносит эти же слова, но уже как свои, от себя. (Существенную роль играет еще то, что слова роли на репетиции произносятся обычно «с выражением»). Если я набираю на компьютере текст, и в нем часто встречается слово «любовь», то вскоре пальцы набирают его уже автоматически, «помня» расположение букв. Итак, какие роли мы постоянно репетируем в своем сознании, какие слова все время повторяем? «Ох, все плохо, было плохо и будет плохо! Того человека терпеть не могу, эту ненавижу, ненавижу, ненавижу» и т.д., или: «Все хорошо! Погода отличная! Жизнь интересная! Этого человека я люблю, того люблю, и челюсть свою  вставную люблю,  и соседей люблю!» Что крутится постоянно в наших мыслях и на языке? Может, стоит выбросить и сжечь старый сценарий и приступить к разучиванию новой роли? К роли человека, который любит себя как творение Божие, со своей  печенкой и селезенкой, и ненавидит свои грехи и бесов, которые склоняют к грехам; любит все: и хорошую погоду и плохую, вещи, природу, людей – все, что сотворил Бог. Умеют же как-то бабушки любить своих внуков, какими бы они ни были. Кажется, все отвернулись от него, рукой махнули, а бабушка все его любит – пьяницу немытого, обманщика и бездельника. Все равно - внучек любимый, надеется, что исправится. Так в принципе на любого человека можно посмотреть как на чужого, а можно представить, что это твой сын или внучка.

Любовь – это самое главное, и хотя оскудела она в человеке, так что кажется у животных ее больше, но все же, этому чувству не то чтобы можно научиться - любовь в каждом человеке есть, и ее не надо где-то искать или покупать, ей просто нужно дать возможность проявиться. Однако следует помнить, что если и удалось полюбить свои вставные зубы или ту злую старушку в очереди, этому, конечно, можно порадоваться, но останавливаться на достигнутом не стоит. Главная цель – любовь к Богу.

Заключение.

Все описанное здесь – это некий жизненный опыт, переданный с помощью слов не бумаге. И приобретен он большей частью не из книжек. По книжкам мало чему можно научиться. Чтобы усвоить знания, их нужно прожить, ведя активную жизнь: общаясь с людьми, участвуя в церковных таинствах. Конечно, из книжки можно почерпнуть что-то очень полезное, но потом ее надо закрыть, выйти из своей квартиры, из машины, вылезти из своей «скорлупы» и жить активной жизнью. Хотя и в стенах дома прикованный к постели инвалид не лишен возможности жить полноценно. И Евангелие мало просто прочитать, мало даже выучить его наизусть, и прочитать к нему толкование Бл. Феофилакта тоже мало. Чтобы исполнить заповеди, данные в Евангелии, их тоже нужно прожить. О. Александр Коник пишет: «Бог создал мир, чтобы всякая тварь участвовала в Божественной жизни, которая есть любовь» («Любовь земная и небесная»). И чтобы исполнить заповеди любви к Богу и  ближнему, эту любовь нужно прожить, потому что живешь только тогда, когда любишь.

 

Ольга Ермакова.


©"Центр духовной поддержки православных общин в заключении"
Любое цитирование - с указанием автора "Центр духовной поддержки православных общин в заключении" и ссылки на
www.4prison.ru
Письмо web-мастеру

Яндекс цитирования     Rambler's Top100     Рейтинг@Mail.ru