------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ Главная  Карта сайта  English

О нас

Новости

Дистанционное
обучение

Переписка

Центры поддержки

Творчество
заключенных

Статьи и интервью

Отчеты и документы

Семинары, выставки и конференции

Просьба о помощи

Полезные ссылки

Контакты

Подписка на новости сайта

Наш баннер


Отдел по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями Московского патриархата

Патриархия.RU

МИР ВСЕМ. Издание Синодального отдела по взаимодеюствию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями

Восстановительное правосудие

Наталия Пономарева – сотрудник Синодального отдела Московского Патриархата по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями. Она, как руководитель Центра духовного просвещения и миссионерства, занимается более семи лет организацией духовного просвещения в местах лишения свободы. Тема «покаяния», как изменения сердца человека, совершившего преступление, является для нее не абстрактной, а выболенной в процессе многолетней переписки с заключенными.

 

Когда я впервые взяла в руки письмо из мест лишения свободы, от человека, который не просил ничего кроме духовной поддержки, меня поразило больше всего чувство самоуничижения, просто сквозившее между строк письма. «Будете ли вы переписываться со мной?» «Достоин ли я  - такой вашего внимания?»

Такое самоуничижение никогда не приведет человека к глубокому раскаянию, а значит и исправлению сердца, ведь обычно, если тебя кто-нибудь обвиняет, даже, если это ты сам, сердце стремится защититься и самооправдаться.

Я подумала тогда, что этот человек, который совершил тяжелое преступление – убийство, не может себя принять и простить, потому, что не верит, что его может простить Бог.

Как же может произойти изменение сердца человека, совершившего преступление, чем может помочь ему в этом система исполнения наказаний и помогает ли? В чем основная проблема того, что примерно 70% освободившихся вновь попадают в места заключения. Как можно изменить эту ситуацию? Вот вопросы, которые я задавала себе и на которые хотела получить ответы.

Система исполнения наказаний называется пенитенциарной.

Заглянем в словарь иностранных слов.

ПЕНИТЕНЦИАРНЫЙ, [от латин. poenitens - раскаивающийся, покаянный], прилагательное, связанное с тюремным заключением, как исправительной мерой.

Оказывается, что Центральной идеей системы исполнения наказаний должно быть покаяние.

На протяжении веков, начиная с библейских времен и даже раньше, человеческое сообщество вынуждено было реагировать на преступления, совершаемые его членами. Примеры мы можем встретить на страницах Пятикнижия, в законах царя Хаммурапи, египетском законотворчестве, трактатах Конфуция и так далее.

 

Вторая половина ХХ века в Европе прошла под знаком нового осмысления целей и задач судебно-исполнительной системы. Наиболее важными из них можно назвать следующие: наказание человека, совершившего преступление, защита общественного спокойствия и ресоциализация осужденного преступника.

При этом очень важно подчеркнуть, что под наказанием необходимо понимать саму изоляцию преступника, его содержание в местах лишения свободы. Но изолируют его не для того, чтобы там еще наказывать.

Что же касается ресоциализации, то речь идет не только о социальном, а в большой мере именно о внутреннем, сердечном восстановлении совершившего преступление человека. Это и психологическая реабилитация и восстановление в правах и, конечно,  духовная реабилитация, т.е. ПОКАЯНИЕ, как изменение жизни, внешних и внутренних установок и целей.

Сейчас в уголовно- исполнительной системе происходят большие изменения. Уже в каждой колонии есть штатные психологи, отделами по воспитательной работе  организуются в колониях и различные музыкальные ансамбли, и спортивные клубы,  и даже видео-студии, во всех колониях есть либо храмы, либо молитвенные комнаты.

Но, по-прежнему, все это не задевает глубинных проблем системы правосудия, а поэтому и не дает ощутимых результатов, т.е. процент возвращающихся в места лишения свободы значительно не снижается. Поэтому не удивительно, что общество ищет альтернативные подходы к осуществлению целей и задач уголовно –исполнительной системы. Таковым явилось восстановительное правосудие.

Восстановительное правосудие зародилось в середине 70-х годов ХХ столетия как движение за изменение подходов к преступлению и наказанию. В его основе лежит подход к преступности, ориентированный на решение последствий преступления самими сторонами и обществом в целом. Восстановительное правосудие призвано не отменить официальное правосудие, а придать восстановительный характер.

Восстановительным правосудием признается, что каждое преступление, совершенное против другого лица имеет далеко идущие травмирующие последствия, что потерпевшие и правонарушители при желании должны иметь возможность встретиться и поделиться, что они чувствовали по поводу преступления, правонарушителю предлагается при желании как-то возместить потерпевшему нанесенный ему ущерб, потерпевшему же, по возможности, примириться с осужденным.

 

В России такие программы существуют пока на уровне служб примирения, например в центрах социально-психологической помощи населению. Такие службы уже несколько лет существуют в Великом Новгороде, Волгограде, Москве, Перми, городе Лысьва Пермского края, в Петрозаводске и Томске.

 

Очень важно, когда программы восстановительного правосудия опираются на христианские ценности. Ведь ответить на основные вопросы, которые ставятся этими программами возможно действительно только в результате «изменения ума и сердца».

- «Как правонарушителю глубоко осознать последствия своего преступления и попробовать компенсировать потерпевшему и обществу  моральный  и материальный ущерб?»

- «Как потерпевшему найти в себе силы простить осужденного и принять от него то, что он может предложить в качестве компенсации за преступление?»

 

Такой является программа «Смоковница», разработанная Ассоциацией тюремного служения Англии и Уэльса и успешно внедряющаяся во многих странах мира. В ней в процессе ответов на основные вопросы, связанные с проблемами последствий преступления, осужденные начинают понимать и усваивать Евангельские понятия покаяния, прощения и примирения.

В основе этой программы лежит евангельская притча о Закхее. (Лука 19:1-10).

Эта история позволяет участникам программы осознать влияние преступления на потерпевших, самих правонарушителей, и общество.

Закхей выбрал образ жизни, который заставил людей ненавидеть его. Но он чувствовал, что его изоляция себя оправдывала, потому что он имел много денег, великолепный дом, еды в достатке и все удовольствия, которые он хотел.

Однако он все же чувствовал, что ему чего-то недоставало – он хотел видеть Господа – Иисуса Христа. Наверное больше всего был удивлен словам Господа сам Закхей: «сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме». Иисус встретился и говорил с Закхеем, и сердце Закхея переменилось. Он, утверждая эту внутреннюю перемену, решил отдать людям все то, что он украл у них в четырехкратном размере, и кроме того половину своего имения раздать нищим.

На этих семинарах  программы «СМОКОВНИЦА» правонарушители постепенно осознают, что преступление оказывает разрушительное воздействие на очень широкий круг лиц и общественных структур. Обычно уже этот перечень заставляет осужденного увидеть свое преступление глазами общества.

На этих семинарах происходят также встречи пострадавших и совершивших преступление. Во время встреч потерпевший может задать все волнующие его вопросы, говорить о своих чувствах и дать понять правонарушителю, что он пережил в результате преступления, и как это изменило его жизнь. Кроме этого, у потерпевшего есть возможность понять, что значит преступление для самого правонарушителя. Поскольку они встречаются лично, сложившиеся стереотипы отношений начинают меняться.

В то же время у правонарушителей появляется возможность увидеть в потерпевших реальных людей. Они узнают о последствиях преступления из первых рук, что приводит к новому взгляду на предыдущие стереотипы и попытки самооправдания. Таким образом, у преступника появляется шанс восстановить справедливость не только конкретными действиями, он может также высказать раскаяние и попросить прощения.

Этот путь - не легкий, однако он помогает осужденным лучше понять воздействие их преступлений на пострадавших. Они начинают понимать их собственную ответственность перед пострадавшим и обществом, перед Богом. Поэтому результатом участия в программе «Смоковница» является не только желание осужденного восстановить отношения с пострадавшим, с его семьей, получив от них прощение, не только желание осужденного возместить ущерб, нанесенный пострадавшему, но ПОКАЯНИЕ, как изменение жизни, начало новой жизни с Богом,  усвоение крестной жертвы Господа Иисуса Христа.

Знакомство с этой программой вселяет надежду, на то, что развитие и внедрение таких программ  позволит сделать еще один шаг ведущий к большей гуманизации нашей ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ системы, будет способствовать более глубокой ресоциализации осужденных. а значит и приблизит общество к решению задач стоящих перед ним в отношении проблем преступления и наказания.

 


©"Центр духовной поддержки православных общин в заключении"
Любое цитирование - с указанием автора "Центр духовной поддержки православных общин в заключении" и ссылки на
www.4prison.ru
Письмо web-мастеру

Яндекс цитирования     Rambler's Top100     Рейтинг@Mail.ru