------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ Главная  Карта сайта  English

О нас

Новости

Дистанционное
обучение

Переписка

Центры поддержки

Творчество
заключенных

Статьи и интервью

Отчеты и документы

Семинары, выставки и конференции

Просьба о помощи

Полезные ссылки

Контакты

Подписка на новости сайта

Наш баннер


Отдел по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями Московского патриархата

Патриархия.RU

МИР ВСЕМ. Издание Синодального отдела по взаимодеюствию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями

"Проблемы ВИЧ/СПИДа, туберкулеза и других заболеваний"

Как пережить утрату

 

Пособие для специалистов мультипрофессиональной команды в рамках проекта «Паллиативная помощь и уход при ВИЧ/СПИД».

 

Реакция на утрату.

 

Задачи, которые необходимо решить в процессе горевания, чтобы справиться с потерей.

Как можно помочь человеку, переживающему потерю.

 

В течение своей жизни человек постоянно что-то приобретает, и что-то теряет, таков закон. В восточных странах к рождению и смерти относятся как к традиции. 

Этому способствует идея реинкарнации - идея круговорота рождения и смертей, постоянных перевоплощений. А также другие идеи - достижения просветления, не привязанности к чему бы то ни было и прочее. Многие исследования показывают, что умирающие люди не обязательно находятся в депрессии, часто это самые жизнерадостные люди, с прекрасным чувством юмора. Их жизнь, ощущения максимально сжаты, сконцентрированы, они способны наслаждаться каждым моментом жизни. Таким образом, в смерти много жизни.

В жизни каждого человека встречаются ситуации, когда близкие и дорогие им люди их покидают, не важно вызвано ли это смертью или разрывом отношений, каждый человек переживает это как горе и утрату.

 


 

Горе. Сильные эмоции, переживаемые человеком, когда он лишается близкого, любимого человека в результате его смерти. Это также процесс, при помощи которого человек работает с болью утраты, вновь обретая чувство равновесия и полноты жизни. Горе - процесс функциональной необходимости, но не слабости. Это способ, посредством которого человек восстанавливается после ощутимой потери.

 

Тяжелая утрата. Описывает событие потери, т.е. саму смерть.

 

Траур. Публичное выражение утраты; обычно длится с момента извещения о смерти до момента погребения. Сопровождается траур различными ритуальными действиями согласно духовным и культурным традициям.

 


 

После того, как произошла утрата, психика должна с этим справиться. Процесс этих изменений называется реакцией на утрату или горем. Реакция утраты считается завершенной, когда человек обретает способность адаптивно функционировать, чувствовать себя безопасно и ощущать себя как самость, личность без того, что он утратил.

Этапы переживания реакции утраты:

  • Реакция неизбежности. «А, может быть, не умер».   

  • Отчаяние. «Нет, все-таки умер».   

  • Гнев. Например: «Как он/она мог меня оставить?»

  • Смирение.

  • Поиск новых значимых отношений. Мысли о том, что нужно что-то менять в своей жизни.

  • Сожаление. «Прежний человек был лучше».

  • Создание новых связей, отношений. Функции, которые выполнял умерший или потерянный партнер берут на себя другие люди.

  • Прощание с этим человеком.

Реакция утраты идет со своей скоростью, этот процесс нельзя ускорять. Процесс горевания может длиться от двух месяцев до двух лет в норме. 4 - 5 лет может длиться горе родителей, потерявших детей.

Физические проявления реакции утраты:

  • Эмоциональный шок, даже если это ожидаемая смерть.

  • Кишечные расстройства: тошнота, боль в желудке, чувства напряжения, сжатия, метеоризм.

  • Напряжения в шее, позвоночнике, в горле.

  • Повышенная чувствительность к шуму.

  • Чувство нереальности происходящего.

  • Нехватка воздуха, удушье, желание часто дышать, сопровождаемая страхом задохнуться (гипервентиляция).

  • Мышечная слабость, отсутствие энергии, общая слабость.

  • Сухость во рту.

  • Головная боль, боль в сердце, повышение артериального давления, тахикардия.

  • Нарушение сна.

  • Нарушение аппетита (отказ от пищи или переедание).

  • Другие физические проявления.

Такие симптомы могут наблюдаться в течение двух - трех недель.

Эмоциональные проявления реакции утраты:

  • Печаль, слезы

  • Двигательные реакции

  • Раздражение, гнев, аутоагрессия (то есть агрессия на самого себя).

Агрессия в частности может выражаться в обвинениях врачей, родственников, распорядителей похорон и других людей.

  • Чувства вины и самообвинения.

  • Тревога, беспокойство. Например, человек может ощущать различные страхи, чувства хрупкости себя и мира, угрозу.

  • Переживание одиночества, особенно если общение было частым.

  • Чувства, что мир рухнул. Вплоть до отказа выйти из дома.

  • Чувство беспомощности.

  • Тоска.

  • Утомление и усталость, апатия или бесчувственность.

  • Шок. Оцепенение в фазе шока.

  • Если чувства к утраченному человеку были противоречивыми (амбивалентными), то может быть чувство освобождения.

Нарушения в интеллектуальной сфере:

  • Мысли рассеяны.

  • Не верит в происшедшее, это только сон.

  • Спутанность мыслей и забывчивость.

  • Навязчивые мысли в голове. Например, об обстоятельствах смерти, о том, что можно было бы изменить или как-то вернуть.

  • Чувство присутствия умершего.

  • Человеку кажется, что он видит умершего, галлюцинации.

  • Сны об умершем.

Изменения в поведении:

  • Безотчетные действия. Например, машинально купил то, что умерший любил есть.

  • Избегания социума вскоре после утраты. Это нормальная реакция даже для людей ведущих активных образ жизни. Но если это не проходит несколько месяцев, то можно говорить о депрессии.

  • Оберегание вещей умершего. Когда человек внутренне отдаляется, то он избегает этих вещей.

  • Избегание всего, что напоминает об умершем.

  • Поиск и призыв к умершему.

  • Активность без устали, человек что-то делает и не может остановиться.

  • Частое посещение памятных мест, забота о могиле.

Потеря близкого человека, смерть напоминает процесс сепарации, то есть отделения от родителей. Но в отличие от сепарации, утрата происходит обычно внезапно, когда человек к этому не готов, у него не достаточно ресурсов, чтобы с этим легко справляться.

  В процессе горевания человек должен решить четыре задачи:

1. Признание потери

Осознание, что человек ушел, его больше никогда не будет. Реакция отрицания потери может доходить до тяжелых психотических форм. Пример отрицания: мумификация - сохраняется комната, вещи в том виде, как это было при умершем. Либо человек может отрицать значимость происшедшего. Например: «Мы были не настолько близки. Он был не очень хорошим отцом. Я о нем не скучаю». Другая форма отрицания: это отрицание необратимости происшедшего. Например, люди обращаются к гадалкам, спиритам, чтобы воссоединиться с умершим родственником или супругом после развода. Люди, склонные к отрицаниям, составляют группу риска в отношении развития патологических реакций, таких как депрессия.

2. Ощутить и прожить боль потери.

Если человек уходит от этой боли, то его поведение может носить неадекватный характер. Также неотреагированная, непережитая до конца потеря может выражаться в различных психосоматических реакциях и соматических, типа боли в спине (радикулите), остеохондрозе. Если человек отрицает эту боль, мучительные мысли, он может стремиться погрузиться в работу, путешествия, впасть в эйфорию. Например, дочь после смерти матери отправили в путешествие, восстановить силы, настроение. У девочки не было возможности погоревать в кругу близких людей, о чем-то спросить. В результате, через какое-то время у нее развилась сильная депрессия.

3. Жизнь изменяется на новый лад, переустраивается, особенно в тех аспектах, где ощущается отсутствие умершего.

Чем теперь человек займет время? Что восполнит человеку то, что он утратил? Начинают строиться новые отношения, приобретаются полезные навыки. Если эта задача не решена, то человек сохраняет свою беспомощность. Это может быть выгодно семье, которая не хочет нарушать привычное равновесие (гомеостаз). Так, Миланская группа семейных терапевтов описывает случай, когда после смерти дедушки поведения мальчика подростка стало аутичным, то есть он замкнулся в себе. Он как пожилой человек стал сидеть дома, употреблять в речи архаизмы, то есть устаревшие слова. Зачем это было нужно семейной системе? Диагностика показала, что дедушка вносил стабильность в брак дочери, обеспечивая тем самым сохранность семьи.

4. Изъятие эмоциональной энергетики из старых отношений и перенос ее в новые отношения из прошлых связей

Примеры сопротивления решению второй задачи: Дети сопротивляются новому браку матери. Романтическое убеждение женщины, что любят только один раз в жизни.

Если есть чувство вины, фиксация на прошлых отношениях, зависимость, то это может мешать решению четвертой задачи.

Швейцарский психотерапевт Патрик Нуайе рассказывал на своем тренинге метафору о том, как люди постоянно обмениваются друг с другом частичками своей души.

«Человек умирает или уходит и хочет взять с собой частичку того, кто остается. Страдание возникает от того, что мы потеряли часть своей души или ее у нас украли или мы украли. Поэтому одна из задач, вернуть людям те частички души, которые мы взяли у них, и вернуть себе то, что взяли у нас. Таким образом, мы снова обретаем самих себя, даем чувство свободы себе и тем людям, которых мы отпускаем. Тогда у нас появляется возможность взаимодействия с новыми людьми. Мы становимся открытыми для новых встреч, переживаний. Каждый день мы вступаем в отношения как в первый раз, чистыми и обновленными, потому что каждый день мы возвращаемся к самим себе и отдаем другим то, что мы у них забрали».

Особенности психологической поддержки человеку, переживающему потерю.

Не обязательно горевать, плакать вместе с человеком, переживающем потерю, пропуская через себя чужое страдание. Вы будете гораздо эффективнее в своей помощи, если будете действовать рационально, обдуманно. Один из способов справиться с утратой - это многократно о ней рассказывать. При этом отреагируются сильные эмоции. Вам нужно внимательно слушать человека, отвечать на его вопросы при необходимости. Давать человеку выразить его эмоции, переживания. Это могут быть слезы, гнев, раздражение, печаль. Вы не даете оценок и интерпретаций, просто внимательно слушаете, находитесь рядом. Возможен тактильный контакт, то есть человека можно обнять, взять за руку, ребенка можно посадит на колени.

Человеку в остром горе нельзя говорить, что вы знаете похожие случаи, так как его горе кажется ему уникальным, неповторимым, никто так больше не страдает, как он. Позже, когда человек успокоится, можно говорить, что вы слышали о таких-то ситуациях или сами были их Помощь психотерапевтаучастником, но с его горем это конечно не сравнится.

Можно говорить банальные фразы о том, что это тяжелый удар, о своем сочувствии и сожалении и так далее.

Клише, которых стоит избегать.

"На все воля Божья". Не настолько всеведущ человек, чтобы определять волю Божью, к тому же большинству людей это ни к чему. Такое заявление рисует Бога как некую жестокую и порочную силу, отнимающую человека от его любимых без всякого разбора.

"Мне знакомы Ваши чувства". Каждый человек уникален, и каждое взаимоотношение единственное в мире. Мы не можем знать, что чувствует другой человек, столкнувшись со смертью, поскольку никогда не сможем пережить его чувства.

"Уже прошло три недели с его/ее смерти. Вы еще не успокоились?" Не существует лимита времени, отпущенного страданию. Принято считать, что переживание горя может длиться от шести месяцев до двух лет, хотя не исключены отклонения и в ту, и в другую сторону.

"Благодарите Бога, что у вас есть еще дети (ребенок)." Даже если в семье есть еще дети, родители тяжело переносят смерть ребенка. Это не уменьшает их любовь к оставшимся детям, а просто отражает потерю того конкретного взаимоотношения.

"Бог выбирает лучших". Это означает, что все живущие на земле, включая и этого конкретного человека, не столь хороши в глазах Бога. И опять-таки Бог не заботится о страданиях, которые причиняет близким.

"Извините". Это очень распространенная автоматическая реакция на сообщение о чьей-то смерти. Мы просим прощения за то, что жизнь закончена, что люди переживают горе, за то, что нам напомнили о том, что все мы смертны. Однако, для человека, переживающего утрату близкого, эти слова требуют ответа, который прозвучал бы неуместно. Что можем мы сказать в ответ на "извините", "благодарю", "все в порядке", "понимаю"? В этой ситуации нет адекватного ответа, и когда человек снова и снова слышит "извините", эти слова быстро становятся пустыми и бессмысленными.

"Вы должны быть сильными ради своих детей, жены (мужа) и др..." Страдающему человеку нет необходимости быть сильным, ради кого бы то ни было, не исключая и самого себя. Убеждая людей быть сильными, мы тем самым уговариваем их отречься от реальных эмоций. Это может привести к другим проблемам.

Только когда человек будет к этому готов, сам начнет разговор, то можно начинать вести речь о новых отношениях, перспективах, о том, как теперь изменится жизнь.

Разговаривая с человеком, переживающим утрату, вы можете спросить его: "О чем ты скучаешь?". Он расскажет вам о тех качествах, которые он ценил в общении и которых ему не хватает. Потом можно спросить его о тех качествах, по которым он не скучает. Таким образом, образ утраченного человека постепенно становиться сбалансированным, его позитивные и негативные качества должны быть в балансе.

Важно, чтобы человек имел возможность поговорить о смерти с близкими людьми, получить поддержку, поговорить с теми, кто знал умершего.

Чего хотят люди, переживающие потерю.

"Позвольте мне просто поговорить". Эти люди хотят говорить об умершем, причине смерти, и о своих чувствах в связи с произошедшем. Им хочется проводить долгие часы в воспоминаниях, смеясь и плача. Они хотят рассказать о его жизни все равно кому, только бы слушали. В случае насильственной смерти им необходимо еще раз перебрать все мельчайшие подробности до тех пор, пока они перестанут пугать их и оставят их в покое и тогда они смогут оплакивать свою потерю.

"Спросите меня о нем/ней". Мы часто избегаем разговоров об умершем, но близкие интерпретируют такое поведение, как забвение или нежелание обсуждать саму смерть. Это демонстрирует уровень нашего дискомфорта, но не нашей заботы о близких умершего. "На кого он/она был похож?", "Есть ли у Вас фотография?", "Что он/она любил делать?", "Какие Ваши самые приятные воспоминания связаны с ним/ней?", "Что Вас сводило с ума?" Это только несколько вопросов, задав которые мы можем проявить свой интерес к прожитой жизни.

"Поддержите меня и позвольте мне выплакаться". Нет большего подарка, который мы можем подарить убитому горем человеку, чем сила наших рук, обхвативших его за плечи. Прикосновение - это чудо терапии; так мы выражаем свою заботу и внимание, когда слова нам неподвластны. Даже просто поддержка за локоть лучше, чем холодная изоляция. Люди плачут, им необходимо плакать, и намного лучше делать это в теплой обстановке понимания, нежели в одиночку. Страдающий человек всегда вправе не принять нашу руку; что не мешает нам по меньшей мере предложить ее.

"Не пугайтесь моего молчания". Бывают случаи, когда перенесшие утрату люди как бы замирают, беззвучно глядя в пространство. Нет нужды заполнять тишину словами. Мы должны позволить им погрузиться в свои воспоминания, сколь бы болезненными они ни были, и быть готовы продолжить разговор, когда они возвратятся в состояние "здесь и сейчас". Нам не нужно знать где они были и о чем думали; о чем мы должны побеспокоиться, так это чтобы человеку было комфортно. Большую часть времени они вряд ли смогут облечь свои воспоминания в подходящие слова и будут благодарны за то, что вы просто были с ними рядом в этой тишине. Используйте это время для восстановления собственных сил в молитве или медитации.

Можно написать этому человеку письмо, рассказывая ему о своих чувствах и задавая вопросы. Можно сочинить ответ от его лица. Такую переписку хорошо вести, выражая свои чувства, ведя диалог, пока не появится чувство, что отношения завершены.

Человек, переживающий утрату, часто испытывает чувство вины. Обычно это чувство иррациональное, не имеющее под собой реальных оснований. Но даже если есть реальная вина, можно спросить человека о том, разве мог он при тех обстоятельствах это предвидеть? Чаще всего людям не хватает знаний, компетентности, чтобы все предусмотреть, это не реально.

Практически любую проблему можно переформулировать позитивно. Так, одна пациентка сказала: "Мама умерла, чтобы дать мне жить". Только теперь она стала самостоятельной.   

Многим людям приходится ухаживать за тяжело больными, отказываясь от личной жизни, работы. Можно также спросить: "Эти умирающие хотят, чтобы вы были несчастны?".

Люди, переживающие утрату, часто становятся раздражительными. Нужно понимать, что их гнев не имеет к вам прямого отношения, а, скорее всего, связан с чувством потери и несправедливости происшедшего. Всегда нужно время, чтобы человек примирился с утратой.

Во время первой годовщины смерти могут ожить переживания, это нормально и потом проходит.

Восстановление жизни.

В своем исследовании д-р Нидл обнаруживает, что у большинства людей бывает то, что она называет вторым кризисом, когда первоначальный взрыв горя, казалось бы, остался позади, и настало время длительного постепенного сживания с потерей. Этот второй кризис может быть еще более мучительным, чем первый. Происходит что-то похожее на роды, только вы даете новую жизнь себе самой. Создание новых моделей поведения, осознание себя в новой ситуации вынуждают к действиям, которые усиливают горестные чувства, потому что напоминают о том, что вы потеряли. "Трудность в том, что вы не забываете об утрате, - полагает д-р Нидл. - Вы осознаете себя в новом качестве - вы плюс потеря. Вы потеряли свое будущее в том виде, в котором оно вам представлялось раньше, и вам надо составить новое о нем представление. Это и есть надежда. Это и есть жизнь. Вы не можете пройти через это за одну ночь. Вы можете воспринимать как предательство по отношению к умершему построение для себя новой жизни. Тяжело продолжать жить, потому что мы не знаем, как любить умершего человека. Мы думаем, что единственный путь - ничего не менять в своей жизни. Это очень соблазнительно, потому что легче оставить все как есть, чем переходить на следующий этап переживания горя, который предполагает выработку нового самосознания.

Процесс переживания горя может быть столь же трудным, как и любая работа, - считает д-р Нидл. - Это тяжкая работа, в которой продвижение вперед может быть незначительным, а рецидивов бывает очень много. Хотя ваше горе остается только вашим, не похожим на другое, те люди, которые специализируются на оказании помощи страдающим от горя, предлагают воспользоваться их советами, чтобы облегчить достижение стадии приятия".

Не прячьте боль.

"Вам надо говорить правду о своих чувствах и вам надо переживать их, - советует д-р Нидл. - Как бы вам ни было больно, самый лучший способ справиться с горем - это позволить себе прочувствовать его полностью. Боль имеет проклятую особенность не уходить прочь, пока мы отрицаем ее существование, - объясняет она. - Боль является неотъемлемой частью любого процесса роста - процесса взросления, процесса старения, процесса преодоления боли... В конце концов, чтобы пройти через что-то, надо пережить это. И за то время, которое на это требуется".

Дайте себе возможность выплакаться, кричите, швыряйте вещи, впадайте в оцепенение, испытывайте гнев или страх. Это нормально, если вы будете злиться на тех, кого вы любите, на Бога, на весь мир за то, что вам больно, за то, что вас оставили. Это нормально, если вы боитесь жить одна или тревожитесь за ваше будущее.

"Всему свое время, - утверждает д-р Нидл. - Если вы будете пытаться казаться стойкой, прятать свои чувства от себя и других, в какой-то момент это может привести к тому, что они проявят себя другим, более разрушительным способом.

Не пугайтесь, если в ваших мыслях и поступках появляется что-то "сумасшедшее", если после потери дорогого человека вы совершаете импульсивные поступки, часто во вред себе, - предупреждает д-р Нидл. - У некоторых людей бывают галлюцинации, или с ними происходит что-то "сверхъестественное".

"После разрыва с женихом я никому не отказывала, - признается одна женщина. - Не знаю, как мне удалось не заразиться, я была так неразборчива. Через несколько месяцев до меня дошло, как это опасно, и я остановилась. У меня было такое ощущение, будто весь мир вышел из-под контроля, и я не видела причин, по которым мне нельзя сделать то же самое".

Женщина, у которой убили ее лучшую подругу, рассказывает, что спустя месяцы она набирала ее номер телефона в надежде, что подруга снимет трубку. "Я знала, что она мертва, и понимала, что это похоже на безумие, - вспоминает она, - но какая-то часть меня все еще надеялась, что, если я позвоню, она ответит".

"Вам нужен кто-то, кто оказывал бы на вас благотворное действие, когда вы убиты горем, - говорит д-р Нидл. - Вам нужен человек, который не скажет: "Ты уже плакала об этом на прошлой неделе", но посоветует: "Поплачь над этой фотографией, плачь каждый раз, когда тебе захочется поплакать".

Делайте то, что считаете нужным.

В своих беседах с людьми д-р Нидл расспрашивала их, что они делали, чтобы прийти в себя. Ответы были самыми разными - от работы в саду до посещения бассейна. "Каждый делал что-то свое, но для всех это был способ вернуться к жизни, - говорит она. - Некоторые находили успокоение в ритуалах - религиозных или своих собственных, придавая им особое значение. Одни люди нагружали себя физически, другие писали в журналы. Некоторые обращались к тому, во что верили, другие обнаруживали, что их вера разрушена и им нужно найти ее заново".

"В течение нескольких месяцев после того, как я потеряла своего отца и свою старшую подругу, которые умерли почти в одно время, у меня была навязчивая идея, что я должна поехать на берег моря и бросить в воду цветы, - рассказывает одна женщина. - Я не знала почему, я и сейчас не знаю, но я чувствовала, что, пока не сделаю этого, не будет мне покоя. Когда я оказалась во время отпуска у моря, я бросила в воду букетик полевых цветов. В тот день я наконец ощутила успокоение".

 

По материалам О. Мартыновой.

 


©"Центр духовной поддержки православных общин в заключении"
Любое цитирование - с указанием автора "Центр духовной поддержки православных общин в заключении" и ссылки на
www.4prison.ru
Письмо web-мастеру

Яндекс цитирования     Rambler's Top100     Рейтинг@Mail.ru