Сен 14

Летом 2010 года осужденные Псковских колоний ИК-61/4, ИК-61/3 и ИК-6, изучающие основы православной веры, вновь сдавали экзамены по курсу «Четвероевангелие» разработанному в Православном Свято-Тихоновском университете (ПСТГУ).  Для того чтобы вручить свидетельства об окончании этого курса, колонии посетили миссионер из Санкт-Петербурга Нина Алексеевна Гуторова и Руководитель Центра духовного просвещения Синодального Отдела по тюремному служению Наталья Владимировна Пономарева.

Н.В. Пономарева рассказала об этой поездке нашему корреспонденту.

— Наталья Владимировна, сколько дней длилась эта поездка?

— Поездка длилась три дня. Мы, как всегда, планировали проехать по всем трем колониям, потому, что закончился очередной учебный год, были сданы экзамены, и надо было выдать свидетельства об окончании учебы. Целью поездки было также – поговорить с учащимися, ответить на их вопросы по учебным программам, поговорить о дальнейших перспективах, потому что большинство закончивших курс «Четвероевангелие» хотят учиться дальше. Кроме того, в колонии ИК-61/3 мы начали обучение по новой программе «История Церкви. Начальные понятия», хотелось узнать – как оно проходит, какие есть вопросы и трудности.

Именно в эту колонию мы и приехали сначала. В прошлом году ребята здесь успешно сдали экзамены по курсу «Четвероевангелие», составленному по книге архиепископа Аверкия Таушева. Несколько человек сразу после этого начали изучать новый курс по истории Церкви, который разработала выпускница ПСТГУ Надежда Оленникова, она защитила диплом по этому курсу и теперь курирует обучение ребят. Недавно она сама посетила колонию и ответила на вопросы учащихся – договорились, как именно дальше будет продолжаться обучение и какую именно литературу использовать дополнительно. Сам курс достаточно сложный, видно было, что ребятам непросто его изучать, он составлен по книге Александра Шмемана «Исторический путь православия» и рассчитан на один год.  Учащиеся сказали, что им все это чрезвычайно интересно, но нужна дополнительная литература, более простые учебные пособия обзорного типа – чтобы было введение к курсу. Мы обсудили с ними – каким бы они хотели его видеть.

Очень важным моментом развития Системы дистанционного обучения является организация встреч учащихся с создателями курса. Потому что курсы, разрабатываемые студентами, создаются не только для того, чтобы написать диплом, а для того чтобы потом мы могли их дорабатывать, чтобы было легче и интереснее по ним учиться. И эта доработка происходит в сотрудничестве с учащимися. На протяжении всего пребывания там, мы обсуждали курс по истории Церкви и планировали, как мы будем учиться по нему дальше. Обучение в колонии ИК – 3 Псковско области курируют Н. А. Гуторова и священник Владимир Пурин, окормляющий колонию. Занятия проводит староста, а священник периодически приезжает, и когда накапливаются вопросы, учащиеся просят батюшку обсудить с ними эти вопросы. Такой подход является наиболее оптимальным вариантом обучения по Системе дистанционного образования.

К сожалению, не смотря на то, что священник ходит в эту колонию много лет по несколько раз в неделю, построил храм, занимается духовно-нравственным воспитанием, но периодически он не может пройти в учреждение, потому что у него то «ботинки звенят» на пропускном пункте, то он идет с небольшим количеством вина, необходимого для совершения Литургии.  Казалось бы, и доверие есть, но возникает проблема формальностей. Эта тема также обсуждалась. Не смотря на то, что есть соглашение о взаимоотношениях  Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) с Церковью, но, тем не менее, такие казусы периодически происходят. С местным священством мы обсуждали, как поставить эти вопросы перед ФСИН, и какие возможны пути их постепенного разрешения. Чтобы священник, которого знает вся колония, все сотрудники, все начальство, и который работает в учреждении много лет, имел бы возможность пройти в колонию, не имея снова и снова каких-то препятствий. Конечно, можно понять точку зрения администрации учреждения, но я не думаю что кого-то из сотрудников колонии, например, заместителя по воспитательной работе будут держать на проходной два часа.

— А священник не является сотрудником?

— Да в том-то и дело, что он не сотрудник, хотя у него есть постоянный пропуск.  Тем не менее статус священника это не есть статус того человека, который является в учреждении обязательным и уважаемым.

— То есть, если священник будет сотрудником колонии, то трудностей будет меньше?

— Может быть не сотрудником, но если бы он имел в колонии какой-то официальный статус. Вопрос о статусе священника остается актуальным.

— Но, все-таки, пускают ли батюшку, в конце концов, даже если ботинки «звенят»?

— Нет, иногда священнику приходится уходить.

— Где вы останавливались ночевать во время поездки?

— В поселке Идрица мы останавливались в семье бывшего осужденного Виктора. Он построил в этом поселке дом, сделал бассейн во дворе,  у него родилась дочка, и он очень много трудится – мастер на все руки, например, помогает людям дома отстраивать. Видно было, что этот человек посвятил себя Богу – и Бог благословляет его во всех делах. Супруга у него тоже верующая, окормляет их батюшка Владимир Пурин.

Вторая колония,  которую мы посетили – это колония ИК — 6 в поселке Сосновый бор Себежского района. В прошлом году обучение там только начиналось – они закончили тогда кто первый — кто второй курс по «Четвероевангелию», а в этом году были уже выпускники,  закончившие все три курса обучения. Когда мы приехали, то увидели сияющий храм, который в прошлом году только начинал строиться, он будет освящен в честь  Св. Георгия Победоносца. Посещает эту колонию отец Петр Нетреба, он является настоятелем строящегося храма.  И то, что происходит в себежской колонии, произвело на нас очень сильное впечатление. Вообще, когда в колонии начинает строиться храм, там начинаются серьезные духовные подвижки, очень много людей подтягивается, происходят всякие чудеса. Например, когда отец Петр очень печалился, что нет средств на то, чтобы покрыть крышу в храме – а зима уже начиналась – ему вдруг позвонил совершенно незнакомый человек и сказал – что он может сделать пожертвование на добрые дела … На эти средства и покрыли крышу.

В храме будет большое помещение под библиотеку и учебный класс для встречи с общиной, само помещение храма большое. В нем планируется сделать подогреваемые полы, — это и удобно, и меньше энергии потребуется, чтобы обогреть помещение. Сейчас община активно занимается строительством храма. Когда мы приехали, ребята как раз резали двери для иконостаса и писали иконы. Один человек в общине колонии делает  изделия по бересте, в частности он сделал несколько иконочек, много пасхальных подарков, а для батюшки, которого в колонии все очень уважают, он сделал из бересты наперсный крест. Хотелось бы рассказать про этого священника. Я в очередной раз обратила внимание на то, как важно, какую часть своей души священник вкладывает в работу в колонии. Видно, что отец Петр в работу в колонии вкладывает всю душу! Потому что отдача чувствуется.

Отец  Петр родился в Белгородской области в 1961году, в их большой и дружной семье было 8 детей, которых родители воспитали в вере. Братья отца Петра тоже священники. Матушка Марина также из верующей семьи. В ее семье есть священники и монахиня. Батюшка познакомился с ней, когда был послушником в Псково-Печерской лавре. Была свадьба, рукоположение, и ему дали приход сначала в селе Опочка,  а потом в Себеже. Храм в городе был взорван – осталась колокольня – символ Себежа, за ней присматривает один из сыновей батюшки.  Храм в Себеже восстановили  из останков католического собора. Отец Петр — благочинный по Себежскому округу. Посещает еще детсткий интернат и дом престарелых. У него четверо сыновей, семья совершенно потрясающая.

— Какую работу отец Петр проводит в колонии?

— Он проводит занятия по Закону Божьему, отвечает на вопросы, которые возникают в процессе обучения, совершает богослужения и проводит духовные беседы. Под его руководством в колонии строится храм, видно, насколько дружна община, сколько ребята отдают ему внимания, любви – это значит, что он – для них как отец, каким и должен быть священник.

Встречу с учащимися мы проводили в учебном классе воскресной школы. Когда мы зашли в класс, там сидело человек тридцать, и это были еще не все из тех, кому небезразлична жизнь общины, работа в храме и учеба. Община состоит из 45-50 человек, учится около 20-25 человек. Мы выдали свидетельства об окончании курса по «Четвероевангелию», подарили книги и каждому выпускнику и в библиотеку общины.   Присутствовал также заместитель по воспитательной работе колонии, он нам с Ниной Алексеевной передал в подарок резные шкатулки, сделанные руками заключенных. На вручение дипломов пригласили псковское телевидение, чтобы показать всем людям на псковщине, что те, кто сидит в колониях, это совсем не обязательно страшные разбойники, которые «пусть там так и сидят», а часто оступившиеся люди, которых всегда на Святой Руси называли уже несчастными…

Эта встреча проходила как торжественное мероприятие, мы  ответили на вопросы по обучению, рассказали — какие возможности есть дальше учиться, представили другие курсы. Каждый, кто получал свидетельства, рассказывал, что ему дает обучение.

— И что оно дает?

— Обучение дает, прежде всего, знания, на это оно и рассчитано. Учащиеся глубже узнают Священное Писание, потом они начинают  понимать, что лучше узнают Бога, какой – Он. Узнают – что Он хочет от нас – людей и от них, в частности, – какого изменения сердца Он ждет… Потом учащиеся начинают понимать других верующих людей, таких, например, как Нина Алексеевна, которая в эти колонии привозит учебники, книги, кассеты, сладости… И когда они сами углубляются в вере, им становится понятно – почему верующие люди начинают служить другим людям.

В прошлом году для отца Петра приоритетом было  строительство храма, а в этом году произошло перераспределение осужденных в псковских колониях: тех, у кого большие сроки распределили по одним колониям, а тех, у кого малые сроки – по другим. В  Себежской колонии теперь содержатся люди с длительными сроками, и туда пришло много новых людей. В связи с приходом новых людей, в этом году батюшка обратил усиленное внимание на обучение, и соответственно большое количество ребят в этом обучении стали участвовать. Учащиеся собираются  раз в неделю, занятия проводит староста. Нина Алексеевна, периодически приезжая, отвечает на вопросы. Собственно ее задача – поддерживать и подогревать обучение в общинах. Обычно у осужденных много свободного времени, и если есть возможность заниматься самообразованием,  они очень это ценят, очень хотят дальше учиться.

Община в этой колонии такая дружная! Мы поговорили, ответили на вопросы, рассказали о перспективах дальнейшего обучения, поняли как нам дальше двигаться и оставили курс «Основы нравственности» по конспекту Закона Божия митрополита Филарета. Потому что часть людей завершило «Четвероевангелие» и хотят учиться дальше. Мы привезли туда учебники английского, французского и других языков, так как там есть люди, которые хотят изучать языки и уже изучают. Один молодой человек, который хорошо знает английский язык, согласился перевести программу личностного роста, используемую в Англии.  Это программа «Я сын, я отец», направленная на то чтобы мужчины, которые находятся в местах лишения свободы, осознавали себя — какие они как сыновья: что в них хорошо, а что нужно добавить, и какие они отцы —  какими они должны быть отцами. Мне понравилось, что ребята там горят творческим желанием, и у меня такое ощущение, что это все исходит от того, что отец Петр хочет и молится, чтобы это место – где стоит храм, где стоит школа, не просто стояло бы, а все больше наполнялось уверовавшими людьми. Интерес чувствуется. В этом году у отца Петра  появился помощник – священник отец Иоанн, который тоже заинтересован обучением, и собирается помогать ребятам учится, он взял все привезенные нами учебники, все курсы. А нам именно не хватает на местах инициативных людей и священников, которые поддерживали бы эти курсы обучения, потому что, конечно, ребята изо всех сил стараются учиться, но им надо, чтоб кто-то, как например, Нина Алексеевна или отец Иоанн, приезжал бы и поддерживал их, отвечал на вопросы, говорил бы, что это важно, что надо преодолевать возникающие трудности.

Из колонии мы поехали к храму города Себеж, настоятелем которого  является отец Петр. Он восстановил этот храм, ему также отдали помещение около храма, которое батюшка украшает сам, он мастер на все руки, хороший дизайнер: талантливый человек талантлив во всем. Своих прихожан он периодически возит в паломнические поездки по святым местам. Как раз тогда они собирались посетить Сергиев Посад, Годеново, Переславль Залесский. Батюшка пригласил нас переночевать у себя дома, и когда мы пришли к нему домой, то увидели, что в этом доме живет любовь! Потому что дом построен и оформлен с огромной любовью. Любовь – это красота, любовь – это мир, любовь – это помощь. У него в доме живут двое бывших осужденных из его колонии. Они помогают батюшке по хозяйству. И, может быть, принимать людей в свою деятельность, в свою общину и в свое пространство – это более правильно, чем организовывать отдельный реабилитационный центр… Может быть, и то и другое хорошо в разных исполнениях. Но в их исполнении – это дом, в котором живет любовь, и люди там просто согреваются этой любовью, которая есть между матушкой и батюшкой, которая там просто изливается на тебя.

— Расскажите, пожалуйста, о посещении колонии ИК – 4 в поселке Середка.

— В эту колонию, к сожалению, не удалось попасть, потому что была суббота, и для нас не нашли сопровождающих. Там мы должны были выдать четыре свидетельства об окончании учебы. Такая проблема периодически возникает. Добровольцы обычно ходят в колонии по субботам и  воскресеньям, так как в будние дни они работают, а в колониях как раз в выходные дни меньше сотрудников и труднее найти сопровождающего. Если люди хотят идти на встречу – они идут, а если не хотят, то всегда есть формальные препятствия для прохода на территорию учреждения.

— Планируется ли начать обучение в других колониях Псковской области?

— В Псковской области есть еще одна колония, которая пока не охвачена, в которой мы хотели бы также проводить обучение, и есть надежда, что начнем это делать.

Есть также заявка об обучении из Санкт-Петербургской колонии. Мы  планируем и в Санкт-Петербургских колониях начинать и развивать обучение. Стали думать, как организовывать его в рамках епархии, потому что обучение очень  востребовано в местах лишения свободы, так как людям там нечем заниматься, они хотят знать больше, и через чтение Евангелия они встречаются с Богом. Но есть проблема проверки работ, и очень важно подключать  духовные училища. Мы поговорили с отцом Александром Зелененко  – руководителем богословских курсов в Петербурге, и возможно учащиеся этих курсов возьмутся за проверку работ.

— Какие курсы обучения вы  сейчас используете?

— Для обучения в колониях мы используем следующие курсы: «Четвероевангелие» на основе книги архиепископа Аверкия Таушева, рассчитанный на три года; «Основы нравственности» по конспекту Закона Божия митрополита Филарета — на полгода; «Катехизис» – либо краткий по Семенову-Тян-Шанскому (на три-шесть месяцев), либо  более углубленный курс (на один-два года) по книге отца Олега Давыденкова; «История Церкви» по книге «Исторический путь православия» отца Александра Шмемана; а также курс «Закон Божий»  для камерных систем — по учебнику протоиерея Николая Соколова.

— Насколько обучение способствует возрастанию интереса к церковной жизни, к богослужению, участию в Таинствах?

— Обучение курируется священниками, и все учащиеся постепенно начинают участвовать в церковной жизни. Изучая основы веры, люди понимают, что надо креститься, надо исповедоваться, причащаться, и они начинают искать это. Чем лучше человек знает основы православия, тем яснее и понятнее для него, что надо участвовать в таинствах Церкви, и тогда он сам начинает обращаться в епархиальное управление, просить, чтобы прислали священника, организовали богослужение. Все идет от обучения к храмовой жизни, как всегда в Церкви и было: оглашаемые – это те, кто не посещал богослужение.  Сначала человека оглашают, потом он принимает Святое крещение, затем постепенно приобщается к богослужению и Таинствам.

Беседовала Ольга Ермакова.

Фотогалерея поездки в колонии Псковской области:

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Мой Мир

One Response to “Через чтение Евангелия люди встречаются с Богом”

  1. Игорь Васильев написал(а):

    И на душе радостно за вас! Помоги вам Господи в трудах нелёгких!

Написать ответ