Авг 08

Руководитель Центра дистанционного обучения заключенных Уфимской епархии Антонова Ирина Алексеевна рассказывает…

Несколько лет назад мы с отцом Сергием Абрамовым приехали в ИК-3 республики Башкортостан, чтобы организовать очные занятия по Закону Божию в тюремной общине. Смерив меня  уничижительно-недоверчивым взглядом, начальник колонии изрек: «А что, мужчины для этого не нашлось?» — и не пропустил на территорию учреждения. Так и пришлось ретироваться с большими, но неисполненными планами только потому, что я женщина.

Итак, место женщины в тюремном служении ограничено перепиской, а мужчины тюремным служением не занимаются хотя бы потому, что они в Церкви вообще редкое явление. И один из ответов, на вопрос «почему это происходит?», звучит так: «Они находятся за решеткой!»

По данным статистики, в России каждый 4-ый мужчина сидел или сидит. Задумайтесь над этим: на каждой лестничной площадке — по одному зэку. И если вы живете не в элитном районе или престижном доме, то вспомните, кто ваши соседи и поймете, что это правда.

Как-то на адрес Центра дистанционного обучения заключенных Уфимской епархии пришло письмо не из зоны. Это уникальный случай. Писала женщина – она прислала загадки на конкурс, который мы проводили среди заключенных. Оказалось, один брат, не справившись с условиями конкурса,  переслал их на свободу сестре во Христе, с которой переписывался. Выяснилось, что эта женщина не только мать 4-х детей, но и бывшая протестантка. Всем известна активная миссионерская позиция протестантов. Ее свои просто не поняли бы, останься она вне благовествоания. Поэтому, учитывая многодетность, поручили самое доступное в ее положении служение – переписку с заключенными. А те «не хотя смерти грешника» в свою очередь со временем убедили ее перейти в Православие. И вот, имея такую большую семью, она переписывалась с 9-ю заключенными, а после нашего знакомства, еще стала их и обучать. Правда, после рождения 5-го ребенка ее тюремное служение прекратилось. Но это значит, что почти при любых жизненных обстоятельствах переписка с 2-3 заключенными не так обременительна, как это может показаться со стороны.

Иногда меня спрашивают трудно или нет заниматься тюрьмами? Конечно же – легко и, конечно же – трудно! Как и в любом деле, здесь есть свои бонусы, от которых в радости взлетаешь до небес и свои разочарования и боль. Главное, не шибко зазнаваться от первого, и не отчаиваться от второго.

Тюремное служение имеет большое педагогическое значение, прежде всего для тех христиан, которые им занимаются. Это как с детьми: сначала думаешь, что ты их воспитываешь, а в результате оказывается — они воспитали тебя. По той же схеме происходит и общение с заключенными. Начиная служение, воображаешь, будто несешь свет Христовой веры падшим и отверженным. Но по ходу дела в процессе общения выявляются такие теневые стороны твоей личности, о которых и не предполагал. Думаешь, что любишь ближнего, а письма без ответа могут лежать месяцами; в глубине души  считаешь себя начитанной, а брат задает простой вопрос, и не знаешь как на него ответить, чтобы не обидеть и при этом исправить его взгляды; считаешь себя целомудренной, но почему-то  письмо с признаниями в любви дочитываешь до конца. Поэтому, если хотите в жизни осуществить призыв озвученный Сократом и повторенный святыми Отцами: «познай самого себя», то очень удобно можно это сделать в духовной переписке.

Вообще стиль письма – это палка о 2-х концах. Станешь держаться по-деловому, письма будут неинтересными и уже не ты, а брат забросит такую переписку. Оказалось, что «зэк, ждущий любой строчки с воли» – это миф. В тюрьме сидят обычные люди, и как всем остальным, им также  хочется не отписок, а нормального живого, веселого слова. Начинаешь вести дружескую беседу – переписка становится слишком личной. Поэтому не только в образовательном плане, но и как сдерживающий элемент, большим подспорьем в переписке служит дистанционное обучение. Оно помогает не только занимать мысли заключенного чем-то полезным, но и поддерживать стиль переписки в нужном направлении и должных рамках. Мол, я с удовольствием бы обсудила с тобой как весной хочется «любить, надеяться и верить», но вот в третьем уроке ты указал, что «Им же вся быша» – это о Боге Отце, а там ведь говорится о Боге-Сыне.

Обучение не дает переписке стать интимной, но в тоже время можно нескучно и красочно расписать какие-то богословские аспекты. Поэтому уже несколько лет переписываюсь только с теми, кто согласен учиться. На сегодняшний день нашим Центром дистанционного обучения выдано свыше 70-ти свидетельств об окончании курса Закон Божий, два  свидетельства по «Основам нравственности» и два  по Толкованиям посланий св. Апостолов.

Что же делать христианам, которые хотели бы заняться перепиской и не против того чтобы обучать, но при этом сами не вполне разбираются в теологических тонкостях? Центром дистанционного обучения выпущен диск, на котором находятся все методики, как с вопросами к урокам, так и с ответами на них, разработанные за 10 лет служения. Имея такой диск, компьютер  и принтер один человек, даже не очень богословски образованный, может сделать многое и не только в тюремном служении, но и в воскресной школе или в церковной молодежной организации. Так как методики разрабатывались в расчете на молодежную среду – были приложены все силы, чтобы они не были скучными.

Помните анекдот о преподавателе, который возмущался неразумию учеников: мол, пока объяснял, то сам уже понял, а до них все никак не дойдет? Надо признаться, что впервые дочитала «Закон Божий» только когда стала составлять уроки по этому курсу. Может это уникальный шанс и для вас подробно изучить основы православного учения? А может у кого-то родственник или друг сидит и вместе с письмами из дома будет рад получать и уроки? Практика показывает, что, хотя в каждой колонии есть храм или молельная комната, посещают их немногие, как и на воле, считая, что Бог у них «в душе».

Я не буду отнимать ваше время, рассказывая о тонкостях, духовной переписки и разбирать страхи, связанные с ней, зачастую надуманные. Все кого заинтересовала эта тема, может узнать о методиках переписки и дистанционного обучения на сайте: http://www.4prison.ru

Антонова И.А.

Газета «Мир всем» №4/88, 2010 год.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Мой Мир

5 комментариев to “«Женщина в тюремном служении»”

  1. Алексей написал(а):

    Здравствуйте, Ирина Алексеевна! Позвольте сразу же не согласиться с Вами в том, что «мужчины тюремным служением не занимаются хотя бы потому, что они в Церкви вообще редкое явление». Уверяю Вас, такие мужчины есть. Их стоит только найти, поскольку их мало. Я, например, охотно занялся бы посильной работой (очной) в данном направлениии, но что я могу один сделать?! Хотя и обучался катехизаторской деятельности. Вот если бы организованно действовать, тогда каждый желающий поучаствовать мог бы внести свою посильную лепту в тюремное служение, дополняя других миссионеров.
    Храни Вас Бог!

  2. протоиерей Алексий написал(а):

    в Чувашской епахрии довольно успешно в течении нескольких лет успешно занимаются с мужчинами- заключенными (очно) 5 женщин, бывают на зоне регулярно, примерно раз в неделю

  3. Дионисий написал(а):

    Замечательное письмо и замечательный человек его писал.молитвами Святой Анастасии да помилует вас Господь и да укрепит в вашем добром и очень нужном служении.Именно простота и искренность в общении очень дорого в нынешнее время в тюрьмах,если уж в простом мире так оскудели доброта,сострадание и милость то что говорить про тюрьмы.Что бы писать в тюрьмы нужно попросить у Господа что бы Он дал сердцу любовь.и Он даст и даст с избытком так как любит нас и хочет что бы и мы учились у Него любви и состраданию к людям.Наверно писать письма это удел немногих ведь порой тому кого кажется любишь и то лень сесть написать то что говорить про далекого и незнакомого,но если не можешь писать помоги ручками ,тетрадками.тем чем можешь и тогда помогая и утешая друг друга мы и другим сможем помочь с большей силой.Мы вот ездили с Ниной Алексеевной катехизатором из Питербурга в Псковские три колонии и нас там так встретили очень и очень ласково,а ведь она и одна туда ездит и порой по пару дней проводит у них,и там смотрят на нее как на маму и встречают как маму.и это потому что и она их любит как мама и себя не жалеет для них,а как ей было трудно первое время ночевала на вокзалах а потом еще и не пускали в колонию и приходилось ехать обратно, но ее жертвенная любовь к ним превозмогла с Божию помощью эти трудности и теперь ее даже начальство ждет с радостию.Дай Господи ей и нам силы любить других больше самих себя.

  4. Руководитель Центра дистанционного обучения заключенных Уфимской епархии Антонова Ирина написал(а):

    Да, конечно, если бы мы продолжали стучаться в зоновские закрытые двери они бы открылись и для женщины. Просто столкнувшись с первыми трудностями очного служения я сразу отступила. Наверное потому, что изначально не было серьезной готовности для этого (из-за занятости на мирской работе ради куска хлеба насущного). Поэтому для очного обучения искала другого человека, но так его найти тогда не удалось, а сейчас даже для переписки не могу найти людей. Наверное просто у меня самой не хватает духовного пылу-жару. И как радостно узнавать, что в других местах есть люди, которые не боятся своей любовью проламывать стены человеческой черствости. Помоги им Бог!

  5. Яна написал(а):

    А я хочу и с женщинами заключенными переписываться, но пока таких писем нет:(

Написать ответ