Июн 14

Программа «Прощение» является уникальной разработкой хотя и включает в себя основные этапы программ, построенных на принципах восстановительного правосудия. Заключенным предоставляется возможность осознать, какой вред причиняет преступность и потерпевшим, и обществу.
Программа оказывает сильное воздействие на осужденных, потерпевших и правонарушителей. Они, как правило, впервые сталкиваются лицом к лицу с ущербом, который причинили их поступки в жизни других людей, что снижает вероятность совершения ими повторных преступлений после их освобождения.
Что происходит в программе?
• Обсуждаются основные принципы Восстановительного правосудия и его отличие от современного подхода к преступлению.
• На занятиях участники обсуждают следующие темы: последствия преступлений, ответственность, подотчетность, чувство вины, раскаяние, прощение, возмещение ущерба и примирение.
• Ведущий помогает участникам почувствовать себя частью группы, основанной на принципах уважения, равенства, конфиденциальности, активного участия и выслушивания друг друга. Устанавливаются и обсуждаются и принимаются правила групповой работы, которые способствуют созданию доверительной атмосферы.
• Встречи проходят в дискуссиях между участниками под руководством ведущих; все приглашаются к участию.
• Участвующим в программе осужденным ближе к ее завершению представляется возможность совершить действия, направленные на возмещение ущерба реальные или символические.
• Программа завершается праздничным вечером, на которое приглашаются гости, и на котором участникам дается возможность рассказать о том, чему они научились, и что они пережили.

В программе может принять участие любой осужденный, в независимости от пола, расы и вероисповедания, который после знакомства с Программой свободно и сознательно решает принять в ней участие. У него, кроме того, должно быть желание учиться, работать над собой.
Важно, чтобы в течение срока заключения осужденный смог посетить все семинары программы и после этого какое-то время (не меньше месяца) еще находился бы в заключении, чтобы все, возникающие во время программы вопросы были бы разрешены.
Опыт показывает, что на первом этапе совсем не многие осужденные готовы включиться в работу по программе, но с течением времени к программе присоединяется все больше и больше желающих, с тем, чтобы разобраться в том, что происходит в их сердцах и обрести «свободу чистой совести».

Вести и приглашать к участию в программе может психолог, социальный работник, тюремный священник, специалисты-добровольцы. Очень важно, чтобы руководство: заместитель начальника по воспитательной работе, воспитатели и начальники отрядов были ознакомлены с программой. В некоторых случаях они также могут приглашать осужденных для участия в программе. Знакомство с тем, как осуществляется программа, будет менять мировоззрение сотрудников и их отношение к осужденным.
Кроме того, осужденные, которые приняли участие в программе, будут рекомендовать ее другим.

Основные этапы программы «ПРОЩЕНИЕ».
Программа проводится в течение четырех — шести недель по три — четыре часа в неделю.
Первый этап. На этом этапе программы рассказывается о том, что такое восстановительное правосудие, об основных его принципах. В чем разница между современным подходом к преступлению и наказанию и подходом восстановительного правосудия.
На этом же этапе рассказывается о программе, ее основных этапах.
Далее проводится опрос – тренинг «Ромашка последствий» (Приложение +++), во время которого осужденные начинают задумываться на примере какого-нибудь абстрактного преступления, как много различных людей и государственных служб задевает одно самое, казалось бы, простое преступление, например, драка в кафе с ранением. И какие последствия это преступление будет иметь для каждого из участников конфликта.
Основные вопросы, которые возникают в результате исследования этого примера.
• Каковы отношения правонарушителей к потерпевшим?
• Каковы отношения потерпевших к правонарушителям?
• Насколько необходимо дать возможность всем участникам простить, реабилитироваться, восстановиться в правах.
• Какая потребность возникает у правонарушителя, осознавшего, как именно его преступление повлияло и на потерпевшего и на общество.
В интерактивном режиме осознается, что преступление оказывает разрушительное воздействие на очень широкий круг лиц и общественных структур. Это, прежде всего, конечно сам потерпевший, его семья, его друзья, сотрудники по работе. Но также и семья самого осужденного, его друзья, сотрудники по работе. Кроме того, все общественные структуры, которые тем или иным образом задеты преступлением: милиция, прокуратура, суд, следственный изолятор, люди, которые разбираются с этим преступлением, больницы, или другие общественные структуры.
Обычно уже такой перечень заставляет осужденного увидеть свое преступление глазами общества.
В завершении этого этапа предлагается домашняя работа: обдумать, кто был задет преступлением, которое совершил осужденный.

Второй этап. На втором этапе разбирается, что такое прощение и почему надо прощать, в том числе и себя. Форма – дискуссионная группа. Здесь есть возможность смотреть и обсуждать фильмы и исторические примеры на тему мести и прощения.
Третий этап. На этом этапе во встречах могут принимать участие пострадавшие от преступлений, не касающихся осужденных – участников программы. Возможно участие родителей и родственников у которых когда-то сидели дети, мужья, жены. Эти пострадавшие рассказывают о своих чувствах, по отношению к преступлению и осужденные начинают осознавать преступление и пытаются увидеть его глазами потерпевшего.
Это центральный момент программы. В результате совершивший преступление перестает ставить себя в центр событий и видеть себя жертвой, которая страдает.
По мнению главного идеолога восстановительного правосудия — Ховарда Зера — встречи потерпевших и правонарушителей могут стать знаменательным событием в жизни каждой из сторон (Зер.Х. — Восстановительное правосудие: новый взгляд на преступление и наказание. — М.: Центр «Судебно-правовая реформа», 1998.- стр. 188).
Четвертый этап. Теперь можно внимательно думать о последствиях своего собственного преступления, с тем, чтобы понять, как можно возместить ущерб: начать работать над собой – заняться освобождением от алкогольной зависимости, начать профессиональную подготовку, чтобы впоследствии начать работать, начать служить другим осужденным в таких же или других программах, пойти в храм, с целью покаяния и дальнейшего воцерковления, заявить о намерении никогда больше не вставать на путь преступления.
Пятый этап. Это этап на котором происходит активное покаяние: письма по возможности всем, кто пострадал от преступления и образа жизни осужденного: родителям, детям, пострадавшим и т.п.
Осознание того, что у любого хорошего поступка тоже есть Ромашка следствий!
Программа «Прощение» программа, основанная на христианских ценностях, таких как признание вины, раскаяние, прощение и примирение. Для тех, кто готов в конце программы возможна полная церковная исповедь.

Апробация программы, основанной на принципах восстановительного правосудия в группе участников секции духовно-нравственного просвещения хозяйственного отряда СИЗО №2 «Бутырка».
Апробация программы проводилась в группе из 8 осужденных, участников секции духовно-нравственного просвещения.
К участию в апробации программы был привлечен известный специалист в области восстановительного правосудия, практикующего ведущего в программах примирения, автора более 50 работ по темам «Восстановительное правосудие» и «Школьные службы примирения», президента Центра «Судебно-правовая реформа» Максудова Р. Р.
К участию в программе был также привлечен клирик Храма Святого Духа сошествия на Лазаревском кладбище гор. Москвы, служащий священник храма Покрова Пресвятой Богородицы в Бутырской тюрьме, свящ. Андрей Кожевников.
Был сформирован план апробации программы, утвержденный руководством СИЗО № 2. (Приложение ++++)
2.4.1 Этапы апробации программы.
Первый этап. На первой встрече участникам программы была предложена анкета с вопросами: статья, почему было совершено преступление, кто как вам кажется потерпевший, на которые мы просили ответить в свободной форме. Мы рассказывали о восстановительном правосудии, о программе, и просмотрели фильм о принципах программ примирения. А так же ответили на возникшие вопросы.
Второй этап.
Рассматриваем 2 «модельных» преступления и рисуем их «Ромашки» последствий. Форма – направляемая дискуссия. Принимаются правила общения в группе. Задание «на дом» — расписать «Ромашку последствий»
Стоит отметить активное участие всех членов группы и то, что после встречи многие из них ушли с решимостью обдумать «ромашку» последствий их преступления.
Третий этап.
На третьей встрече с осужденными были обсуждены все вопросы возникшие по предыдущим встречам. Осужденным было предложено обсудить «Ромашку» последствий их преступлений. Вызвались четверо осужденных.
История первая. Осужденный С. рассказал о своем преступлении. Он был «младшим менеджером» в организации проституции. Самым главным пострадавшим он назвал главного организатора этого бизнеса, которого он сдал на суде. Выразил желание попросить у него прощения. Вся группа согласилась, что это очень непотребный поступок.
Через «Ромашку» последствий он все — таки дошел до осознания того, что претерпели и претерпевают теперь его мать и сестра. Пономарева Н. взяла слово и рассказала, что бы она чувствовала, как мать, если бы ее сын оказался в тюрьме и не писал бы и не звонил бы ей. Осужденный С. прочувствовал этот рассказ и изъявил желание тут же написать матери и сестре открытку с Пасхальным поздравлением.
Интересно отметить, что когда его спросили, не считает ли он потерпевшими самих девушек, вовлеченных в этот бизнес, то не он, ни большинство членов группы этого не признали.
В качестве компенсации осужденный С, решил поменять работу, бросить покер, стать строителем и поступил в Православный Свято-Тихоновский институт.
Вся группа активно участвовала в обсуждении. Было ясно, что нравственный закон прямо противоположен закону тюремному, т.к. основное возмущение группы было направлено против того, что С. сдал главного организатора бизнеса.
История вторая. Осужденный О. рассказал о своем преступлении.
Это 19-тилетний паренек, который с сожалением рассказывал, что его посадили за то, что он взял продуктов из палатки ан 100 рублей, да и то не для себя. Группа тоже поддерживала его и досадовала на судебную систему. Отвечая на вопросы, О. рассказал, что дважды был условно судим за агрессивное поведение и состоял на учете в милиции. В киоске они на его паспорт с другим несовершеннолетним покупали спиртное и продукты, регулярно выпивая. Обсуждая «Ромашку» последствий он уже сам сразу вспомнил про семью – маму и сестренку и сказал, что хотел бы написать им письмо, а сестренке сделать подарок на Пасху.
В конце обсуждения некоторые из старших членов группы все-таки предложили подумать ему над тем, что не было ли в том, что его два раза уже судили условно «предупреждения» и «звонка» о том, что жизнь идет как-то не так.
В конце его истории ему предложили поразмышлять после встречи в чем, все-таки не ТАК.
Встреча завершилась тем, что каждый высказался о целесообразности дальнейшего проведения таких встреч. Все единогласно решили, что стоит продолжать.
История третья. Осужденный П. рассказал о своем преступлении.
Он с друзьями выпивал и потом друзья решили отобрать пару телефонов и их продать. Когда у одной девушки отнимали телефон – он стоял «на стреме». Но мимо проезжала машина и взрослые мужчины заступились за девушку, скрутили одного и отвезли в милицию. Возбудили дело. Он дал показания на остальных участников, таким образом П. оказался осужденным на 2 года. В первой анкете он указал, как потерпевшую – девушку. Уверен, что его просто подставили – он ведь ничего не делал.
После обдумывания и обсуждения «Ромашки» последствий он понял, что пострадали его мама, сестра, очень пострадала и напугана мама девушки, родители молодых людей, которые выпивали и совершили преступление, мужчины, которые помогли девушке и участвовали в качестве свидетелей – потратили время и силы.
В конце программы он написал письмо пострадавшей девушке. И своим маме и бабушке.
История четвертая. Осужденный М. рассказал о своем преступлении.
Он был осужден за хранение наркотиков, сам употреблял, но по его словам – баловался. По первой анкете выходило, что он не виноват, его подставил «друг», который по просьбе органов пришел к нему, как покупатель. Потерпевший – он сам. Его преступление разбирали последним и он уже разбирая преступления других по «Ромашке» последствий, понял многое про свое преступление. Во второй анкете он указал, что пострадавшие – все те, кого он снабжал наркотиками, их родители, его семья, его мать. В качестве компенсации он принял решение уже в СИЗО начать работу с зависимостью. Написал письма друзьям и родным.
Интересно заметить, что почти все в перерывах говорили, что параллельно обдумывали, кому и как сказалось их собственное преступление.
Четвертый этап. Тема: Прощение – что это такое. Как и почему нужно и важно прощать. Все ли можно простить и почему? Индивидуальный разбор «Ромашек последствий» остальных четырех участников, т.к. они не захотели обсуждать свои истории в группе. Форма – консультирование.
Пятый этап. Обсуждение итогов проведения программы: что поняли, что осознали. Форма – направляемая дискуссия. Заполнение анкеты с тремя вопросами: моя статья, как я дошел до жизни такой, кто потерпевший, как я могу компенсировать нанесенный ущерб. Заполняется в свободной форме. В завершении пятого этапа все участники программы написали письменно и обсудили, как они компенсируют вред, который нанесло людям и обществу их преступление.
Итоги апробации программы, основанной на принципах восстановительного правосудия.
В апробации программы приняли участие 8 осужденных.
Анкетирование показало, что шестеро из них не считали себя виновными, один считал, что не заслуживает того срока, который ему дали. А еще один считал себя потерпевшим. Часть осужденных имели практический интерес: что нам даст с точки зрения улучшения условий содержания участие в программе? Все члены группы участвовали в апробации программы добровольно и с явным интересом.
Это подтверждает общее положение дел: осужденные в большей своей части склонны перекладывать ответственность на государство, судебную систему, родственников, подельников и пр. Фокус внимания у них развернут на свои интересы, свое самочувствие и свою выгоду.
Обсуждения на встречах проводились в форме направляемой групповой дискуссии, на первых встречах обсуждение проводилось очень агрессивно, поэтому были приняты и строго соблюдались правила общения в группе (Приложение 3)
В процессе прохождения программы все участники группы расписали Ромашку последствий своего собственного преступления. Не смотря на то, что в группе захотели обсудить последствия своего преступления только 4 участника, остальные обсудили их на личной консультации.
Все осужденные свидетельствовали, что в процессе обсуждения «Ромашки» последствий одного из участников группы, они обдумывали свою «Ромашку» последствий. Совместное обсуждение одного преступления позволяет всем участникам обсуждения делать выводы не только относительно прозвучавшей истории, но и относительно своего преступления также.
К концу прохождения программы обсуждение в группе, благодаря установлению и разъяснению правил общения, которые создают атмосферу поддержки и внимательного участия, стало происходить значительно более доброжелательно, что свидетельствовало о снижении враждебности и агрессивности ее участников.
По результатам завершающего анкетирования стало понятно, что все участники пришли к осознанию последствий преступления и своей ответственности за эти последствия.
Все участники приняли письменные обязательства по компенсации ущерба и выполнили их. Пять человек написали нежные и поддерживающие письма своим матерям и другим родственникам, два осужденных написали письма потерпевшим, один начал регулярную работу с психологом на предмет освобождения от зависимости.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Мой Мир

Написать ответ