Сен 14

Изучив и проанализировав программу «Смоковница», основанную на принципах восстановительного правосудия и имеющую христианское основание, разработанную в международной ассоциации тюремного служения Великобритании мы разработали программу «Прощение», использовав некоторые этапы программы «Смоковница». Мы использовали не все основные этапы программы «Смоковница», но добавили еще некоторые моменты, которые показались нам необходимыми.

Программу «Прощение» решили проводить среди членов секции духовно-нравственного воспитания хозяйственного отряда СИЗО №2 «Бутырка». Это пятнадцать человек, которые согласились принимать участие в программе.

План проведения программы.

  1. Первая встреча с осужденными группы чтения Священного Писания хозяйственного отряда СИЗО №2 Бутырка. Рассказ о программе, приглашение к участию. Чтение и разбор в соответствии с планом и вопросами евангельской притчи о Закхее. (Лука 19:1-10). Проводят Пономарева Н. В.,  Саралидзе М. Г.
  2.  Вторая встреча с осужденными. Просмотр фильма о принципах программ примирения. Рассказ о восстановительном правосудии. Описание условного преступления и обсуждение его последствий.  Что такое «Ромашка» последствий. Проводят Максудов Р. Р., свящ. Андрей Кожевников, Пономарева Н. В., Саралидзе М.Г.
  3. Третья встреча с осужденными. Ответы на вопросы, возникшие в результате знакомства  с программой. Первая история. Осужденный рассказывает о совершенном преступлении и вся группа обсуждает «Ромашку» его последствий. Вторая история. Обсуждение «Ромашки» его последствий. Третья история. Обсуждение «Ромашки» его последствий.  Выводы. Проводят Максудов Р. Р., свящ. Андрей Кожевников, Пономарева Н. В., Саралидзе М.
  4. Четвертая встреча с осужденными.  Тема: «Почему я верующий человек и что для меня вера». Чтение Евангельских отрывков, подобранных специально, чтобы они обличали человека, совершившего именно это преступление. Разбор рассказанных личных историй в свете этих Евангельских отрывков. Проводят Пономарева Н. В., Саралидзе М.

 

Описание встреч, проведенных в соответствии с планом реализации первого этапа апробации.

Первая встреча с осужденными.

Первая встреча с осужденными группы чтения Священного Писания хозяйственного отряда СИЗО №2 Бутырка прошла в соответствии с планом. Было подробно рассказано о программе, осужденные с интересом расспрашивали о подробностях проведения программы, проявляли заинтересованность в возможных результатах. Все участники группы выразили желание участвовать в следующей встрече и разобраться в чем смысл восстановительного правосудия.

Можно отметить следующие важные моменты. Почти половина осужденных не считала себя виновными в совершенных преступлениях. Еще часть осужденных считала, что наказание не соответствует преступлению.

Часть осужденных имели практический интерес: что нам даст участие в программе с точки зрения улучшения условий содержания?

Чтение и разбор евангельской притчи о Закхее показал, что абстрактно все осужденные понимали, как общество относилась к Закхею, как он относился к обществу, почему Закхей после встречи с Господом пообещал воздать вчетверо всем, кого обидел.

Однако как только была сделана попытка развернуть обсуждение притчи в сторону «О чем это говорит сегодня нам?» Некоторые из осужденных трезво сказали, что пожалуй они не готовы воздать вчетверо.

Во встрече участвовал лейтенант, воспитатель хозотряда, который, будучи верующим человеком включился в обсуждение и в конце встречи засвидетельствовал, что по его мнению программа будет очень полезна всем, кто хочет перейти к конкретному исполнению слов Евангелия: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» (Иоан.14:15).

 

Вторая встреча с осужденными.

На второй встрече с осужденными Рустам Максудов показал фильм  о принципах программ примирения, рассказал подробно о восстановительном правосудии, ответил на вопросы.

Рассказал также о том, какие могут быть последствия преступления,  нарисовал «Ромашку» последствий. Н. В Пономарева описала преступление – разбойное нападение двух взрослых на подростка с целью отобрать телефон, имевшего место быть когда-то и это преступление попытались разобрать с точки зрения последствий для всех его участников.

Стоит отметить активное участие всех членов группы и то, что после встречи многие из них ушли с решимостью обдумать «Ромашку» последствий совершенного ими преступления.

Ромашка последствий. (Максудов Р. Р.)

Может использоваться для обсуждения последствий конфликтной или криминальной ситуации, а также  способов выхода из создавшейся ситуации.

image002

Обсуждение последствий можно выстроить с помощью 3 категорий вопросов для выхода на обсуждение способов решения ситуации

Категория 1. Вопросы на обсуждение последствий, повлиявших на различные области жизни участников конфликта:

  • для  состояния человека;
  • для его работы;
  • для его досуга;
  • для его семейной жизни;
  •  на его отношение с  другим и т.д.

Категория 2. Оценка этих последствий.

Категория 3. Обоснование оценки.

Категория 4. Варианты выхода из создавшейся ситуации.

 

Третья встреча с осужденными.

На третьей встрече с осужденными были обсуждены все вопросы возникшие по предыдущим встречам.

Ведущий встречи Р. Максудов предложил разобрать с точки зрения «Ромашки» последствий две истории.

История первая. Осужденный С. рассказал о своем преступлении. Он был «младшим менеджером» в организации проституции. Самым главным пострадавшим он назвал главного организатора этого бизнеса, которого он сдал на суде. Выразил желание попросить у него прощения. Вся группа согласилась, что это очень непотребный поступок.

Через «Ромашку» последствий он все — таки дошел до осознания того, что претерпели и претерпевают теперь его мать и сестра. Пономарева Н. взяла слово и рассказала, что бы она чувствовала, как мать, если бы ее сын оказался в тюрьме и не писал бы и не звонил бы ей. Осужденный С. прочувствовал этот рассказ и изъявил желание тут же написать матери и сестре открытку с Пасхальным поздравлением.

Интересно отметить, что когда его спросили, не считает ли он потерпевшими самих девушек, вовлеченных в этот бизнес, то не он, ни большинство членов группы этого не признали.

Вся группа активно участвовала в обсуждении. Было ясно, что нравственный закон прямо противоположен закону тюремному, т.к. основное возмущение группы было направлено против того, что С. сдал главного организатора бизнеса.

История вторая. Осужденный О. рассказал о своем преступлении.

Это 19-тилетний паренек, который с сожалением рассказывал, что его посадили за то, что он взял продуктов из палатки ан 100 рублей, да и то не для себя. Группа тоже поддерживала его и досадовала на судебную систему. Отвечая на вопросы, О. рассказал, что дважды был условно судим за агрессивное поведение и состоял на учете в милиции. В киоске они на его паспорт с другим несовершеннолетним покупали спиртное и продукты, регулярно выпивая. Обсуждая «Ромашку» последствий он уже сам сразу вспомнил про семью – маму и сестренку и сказал, что хотел бы написать им письмо, а сестренке сделать подарок на Пасху.

В конце обсуждения некоторые из старших членов группы все-таки предложили подумать ему над тем, что не было ли в том, что его два раза уже судили условно «предупреждения» и «звонка» о том, что жизнь идет как-то не так.

В конце его истории ему предложили поразмышлять после встречи в чем, все-таки не ТАК.

Встреча завершилась тем, что каждый высказался о целесообразности дальнейшего проведения таких встреч. Все единогласно решили, что стоит продолжать.

Интересно заметить, что почти все участники в перерывах говорили, что  одновременно с участием в обсуждении рассказанных историй они параллельно обдумывали свои преступления, на кого и как оно повлияло.

Четвертая встреча с осужденными.

Четвертая встреча с осужденными началась с темы: «Почему я верующий человек и что для меня вера».

Тема была выбрана не случайно. Уже несколько лет в группе происходило чтение Писания, но оказалось, что признавая себя верующими ребята не делали вывода о том, что необходимо решиться оценить с позиции Священного Писания свой образ жизни и мыслей и начать менять его.

На поставленный вопрос всем предложили высказаться по кругу. Начал Осужденный С. Он сказал, что чем больше он читает Евангелие, тем яснее понимает – что вера должна подтверждаться жизнью. Дальше много и интересно говорили все члены группы, но с этим тезисом согласны были все.

При подготовке к встрече были подобраны отрывки из Евангелия, которые проясняли, как именно Бог хочет, чтобы меняли свою жизнь те, кто рассказывал истории своих преступлений.

Так для обдумывания истории Осужденного С. были подобраны отрывки:

(МФ 18:1-7) «В то время ученики приступили к Иисусу и сказали: кто больше в Царстве Небесном? Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них  и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное; итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном;  и кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает; а кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской. Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит.»

(ИН 8: 3-11) «Тут книжники и фарисеи привели к Нему женщину, взятую в прелюбодеянии, и, поставив ее посреди, 4 сказали Ему: Учитель! эта женщина взята в прелюбодеянии; 5 а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь? 6 Говорили же это, искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его. Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания. 7 Когда же продолжали спрашивать Его, Он, восклонившись, сказал им: кто из вас без греха, первый брось на нее камень. 8 И опять, наклонившись низко, писал на земле. 9 Они же, услышав [то] и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди. 10 Иисус, восклонившись и не видя никого, кроме женщины, сказал ей: женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя? 11 Она отвечала: никто, Господи. Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши.»

 

После  обсуждения этих отрывков. Произошло знаменательное событие. Осужденный С. взял слово и сказал, что он понял, что под малыми сиими можно понимать и тех девушек, которые были вовлечены в бизнес организации проституции. И что он понял не только это. После освобождения он собирался зарабатывать игрой в покер, мечтал об этом, теперь он понял, что это тоже соблазнение «малых сих» – тех, кто будет проигрывать деньги… И вообще есть много того, чем явно не стоит заниматься верующему человеку. «Эта мысль потрясает меня»!

Он очень четко сказал: «Я еще не готов покаяться, но буду думать об этом.»

Для обсуждения истории осужденного О. были выбраны строки.

(ИН 5:14) «Потом Иисус встретил его в храме и сказал ему: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже.»

После обсуждения он несколько раз сказал, кажется я тоже понял, что стоит думать с кем иметь дело и чего лучше не делать.

Надо отметить, что выводы, к которым приходили герои историй, были поддержаны и обсуждены группой, что показывало, что и их мнение менялось в процессе обсуждения.

 

Итоги первого этапа апробации программы, основанной на принципах восстановительного правосудия.

Проводя первый этап апробации программы «Прощение», основанной на принципах восстановительного правосудия, мы пришли к следующим выводам.

Основные подготовительные этапы программы «Смоковница» можно использовать в программе «Прощение» практически без изменений.

Это этап на котором рассказывается о принципах восстановительного правосудия, о существе программы, к участию в которой мы приглашаем осужденных. Это обсуждение притчи о Закхее с использованием всех вопросов, которые предложены в программе «Смоковница».

На этапе обсуждения последствий важно использовать принцип программы «Смоковница» не обсуждать сразу  с точки зрения последствий конкретные преступления, а начать с модельной истории, которую в начале программы легче обсуждать, так как она не касается личных историй осужденных.

Также на этапе обсуждения последствий  можно  использовать «Ромашку» последствий, предложенную Р. Максудовым. Хотя принцип «Круги по воде», используемый в «Смоковнице» — это тот же принцип, только с использованием другого образа.

Дополнительно мы поняли, что совершенно необходимо, особенно в среде верующих осужденных проводить обсуждение их историй в свете соответственно подобранных отрывков Евангелия, т.к. Слово Божие в этой среде является авторитетом и может послужить опорой.

Обязательно надо отметить очень важный принцип, который используется в программе «Смоковница» — принцип обсуждения в группе по правилам, которые создают атмосферу поддержки и внимательного участия. Совместное обсуждение одной истории позволяет всем участникам обсуждения делать выводы не только относительно прозвучавшей истории но и относительно своей истории также.

Необходимо сделать вывод о том, что важно активное участие священника в программе, т.к. у многих участников прямо в процессе прохождения программы может возникнуть потребность покаяния. Хорошо было бы, чтобы священник, который в курсе происходящих перемен и рассказанных историй, принял бы первую исповедь. Кроме того, священник может в процессе прохождения программы давать нравственную оценку событиям, когда это необходимо.

На данном этапе мы не использовали этап программы «Смоковница», на котором обсуждается тема прощения. Поскольку в данных историях не было такой необходимости. У нас также не было этапа встреч с потерпевшими от преступлений.

Получили опыт проведения основных этапов программы в соответствии с разработанным планом: знакомство с программой, работа с историями, работа с «ромашкой последствий». Сделали выводы о том, что следует добавть и что изменить на этих этапах.

Поняли необходимость подбирать евангельские отрывки, которые помогали бы осознавать суть преступления и приводили бы к покаянию.

Убедились в результативности программы: участники увидели свое преступление с новых, нравственных позиций и поменяли свой взгляд на потерпевших от преступления и на самих себя в преступлении.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Мой Мир

One Response to “Первый этап апробации программы «Прощение», основанной на принципах восстановительного правосудия.”

  1. Коваленко Лев Николаевич написал(а):

    Внедрение программы «Прощение», трудно переоценить. Думается, что сегодня это самое главное для нас!
    Опубликовывая итоги своего эксперимента на страницах этого сайта, авторы, к сожалению, не познакомили нас читателей с содержанием программы «Смоковница», что лишило нас возможности лучше вникнуть в суть предлагаемой программы «Прощение». Наверняка, новую программу разрабатывали специалисты – ученые, поэтому желательно включить в нее: конечные и промежуточные цели. Задачи, решение которых позволит поэтапно внедрять обсуждаемую программу. Четко сформулировать результаты, которые предполагается получить и критерии оценки достижения конечных и промежуточных целей. Так же желательно все приводимые результаты опубликовывать строго в абсолютных цифрах и процентах. Наука не терпит неточности.

Написать ответ