Апр 18

Дела милосердия

О тюремном служении в современной России

В июле прошлого года Президент Российской Федерации Д.А. Медведев санкционировал введение в Российской армии института военного духовенства, а в конце января в Министерстве обороны было подписано и положение, регламентирующее работу священников в Вооруженных силах. Вполне вероятно, что в скором времени и в Федеральной службе исполнения наказаний будет рассматриваться вопрос о возможностях включения священнослужителей в штат уголовно-исполнительной системы. Именно этой проблеме и был посвящен второй день работы секции тюремного служения, которая прошла в рамках XVIII Международных Рождественских образовательных чтений.

Обсуждение за «круглым столом» провел заведующий сектором тюремного служения Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями иерей Александр Добродеев. В нем участвовали священники и миряне из различных епархий, а также зарубежные гости.

Вопросы введения штатных должностей священников в исправительных учреждениях обсуждались и на прошлых Рождественских чтениях. Уже в течение нескольких лет, в рамках эксперимента, священники работают на штатных должностях, предназначенных для гражданского персонала, в отдельных учреждениях ФСИН. Предполагается расширить этот эксперимент и ввести соответствующие штатные должности во всех исправительных учреждениях нескольких регионов Российской Федерации.

Однако не все участники «круглого стола» считают данную меру целесообразной, обосновывая это тем, что осужденные склонны не доверять работникам администрации. Другие полагают, что наиболее целесообразным является совмещение служения священника на своем приходе с окормлением подшефной колонии. Например, отец Николай Шишкин из Ярославской области служит на своем приходе литургию раз в неделю, а все остальное время проводит в подшефной колонии. Он является настоятелем храма с большим приходом, который, с одной стороны, всем ему помогает в тюремном служении, а с другой стороны, является еще и своеобразным реабилитационным центром для тех, кто освобождается из заключения.

Высказывались и предложения, чтобы организацией тюремного служения занимался бы светский человек, а священник приезжал бы только для совершения богослужений, проведения Таинств и духовных бесед. Очевидно, все эти варианты могут использоваться на практике при условии составления соответствующих должностных инструкций, определения прав и обязанностей всех сторон.

Обсуждался также вопрос оплаты труда священника, не входящего в штат учреждения. Было высказано предложение создать ассоциацию тюремных служителей, через которую привлекать необходимые средства — государственные, благотворительные и общественные. С одной стороны, эта ассоциация будет решать задачу объединения таких священников, обмена опытом, определения наиболее эффективных форм организации тюремного служения, а с другой стороны, собирать средства для оплаты труда священников. В мире существуют различные ассоциации тюремного служения, которые решают многообразные задачи – обмена опытом, взаимной поддержки, в том числе и финансовой. Членам рабочей группы было предложено подготовить соответствующий проект документов для создания такой ассоциации.

Если штатную должность тюремного служителя будет занимать светский человек, то встает вопрос о его подготовке. В этой связи было высказано предложение создать специальные курсы обучения для мирян в духовных учебных заведениях Русской Православной Церкви. Такие курсы уже существуют, например в Нижнем Новгороде. В результате обсуждения было рекомендовано разработать учебное пособие для таких курсов на основе сборника материалов «Тюремное служение Русской Православной Церкви», изданного Синодальным отделом по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями. Важно, чтобы уровень образования тех, кто служит в тюрьме, был достаточно высок. Например, в Эстонии тюремным капелланом может быть принят на работу только человек с ученой степенью магистра.

Участники рабочей группы сформировали итоговый документ, основные положения которого должны быть согласованы с ФСИН. Для продолжения обсуждения актуальных вопросов участники обсуждения решили использовать современные средства мобильной связи. На секции была представлена программа «Скайп» для создания интернет-конференций, все священники получили в подарок гарнитуру к программе. С помощью этой связи в ближайшее время участники секции получат все документы, составленные рабочей группой, и будет назначена «Скайп-конференция» для дальнейшего обсуждения затронутых вопросов.

О программах тюремного служения

Участники конференции обсудили и конкретные программы работы в исправительных учреждениях. Опыт показывает, что большую часть времени занимает работа с такими проблемами осужденных, как алкоголизм и наркомания, незрелость личности, подготовка к освобождению, примирения с ближними. Для их успешного решения необходимы соответствующие программы.

Руководитель Центра духовного просвещения Синодального отдела Наталья Пономарева рассказала о программах примирения, которые направлены на улучшение отношений в семье осужденного. Например, на Украине волонтеры приезжают в колонии с видеокамерой, разговаривают с осужденными, и если у кого-то из них возникли покаянные чувства по отношению к своим родным и близким, то человек рассказывает об этом перед камерой и просит прощения у родственников. Эту запись потом показывают его родственникам, и если они готовы простить, то также перед камерой говорят об этом, и затем волонтеры везут эту запись обратно в колонию. По мнению Натальи Пономаревой любые программы примирения очень важны и имеют большое духовное значение, «потому что если одна сторона не прощает, а другая не просит прощения по тем или иным причинам, то этот «узел» в духовном мире и в сердце человека остается не развязан, что имеет самые негативные духовные последствия. Ведь, читая молитву «Отче наш», мы говорим, что если я не прощаю, то Бог меня тоже не прощает («…и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим…»), а если меня не прощает Бог, то какова после этого моя жизнь? И это проблема не только двух человек, но и духовной атмосферы во всем обществе. Например, в России в заключении находится около миллиона человек, и если еще по крайней мере два миллиона с другой стороны не прощают, то какова духовная атмосфера в обществе? Получается огромное число богопротивных людей, потому что если человек не прощает, то он богопротивник, он не может наладить правильные отношения с Богом». Поэтому все программы, на примирение осужденного с его родственниками, очень важны. Заключенные участвуют в них на добровольной основе. Намного сложнее способствовать примирению с жертвами преступлений, так как их местожительство бывает трудно определить.

Особое внимание программам примирения — «Смоковница», «Дерево ангела» — уделил в своем выступлении представитель Международной ассоциации тюремного служения из Венгрии Габор Росик. Представители Армении, Болгарии и Чехии рассказали о том, как устроено тюремное служение в их странах.

На конференции была также представлена программа «Миссионерское служение в СИЗО». Следственный изолятор — достаточно сложная структура и с точки зрения действующих там законов, и с точки зрения внутреннего устройства. Программа служения в этих непростых условиях была создана в результате регулярного посещения московского Бутырского СИЗО группой студентов Свято-Тихоновского университета во главе с Натальей Пономаревой. В хозяйственном отряде там был создан кружок чтения Священного Писания, участники которого стали охотно посещать храм, познакомились со священником, начали исповедоваться и причащаться. По большим праздникам руководство следственного изолятора разрешает миссионерам проходить по камерам — разносить подарки и духовную литературу. Для программы служения в СИЗО специально разработан трехмесячный курс дистанционного обучения основам православной веры по «Катехизису» архиепископа Александра (Семенова-Тян-Шанского). Это учебное пособие раздают всем желающим. Проходя по камерам, миссионеры оставляют адрес, по которому с ними можно связаться, если возникли вопросы, записывают просьбы, потребности и проблемы заключенных и составляют списки тех, кто хочет посетить богослужение, поговорить со священником. Эти списки затем передают священнику, и он идет к тем, кто его ждет, не тратя времени на посещение всех камер. Таким образом, значительно облегчается работа священника, и его служение становится более эффективным.

В связи с возможной перспективой введения священников в штат учреждений ФСИН России вопрос о разработке подобных программ становится актуальным, потому что систематическая работа потребует использования методик для решения специфических проблема заключенных, а также новых миссионерских и образовательных форм.

Ольга ЕРМАКОВА

Мир всем, № 2/86, 2010 год

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Мой Мир

Написать ответ