Сен 14

12 сентября в здание Синодального отдела по тюремному служению состоялось совещание московских тюремных священников. Его возглавил преосвященный Иринарх, епископ Красногорский, Председатель Отдела.

Началось совещание словом преосвященного владыки. Он вкратце дал оценку состоянию основных направлений тюремного служения. Но основной темой конференции была богослужебная духовно-просветительская деятельность священнослужителей в СИЗО. На ней преосвященный владыка и сконцентрировал внимание присутствующих. Особое внимание владыка обратил на организацию воскресных школ, видеотек и библиотек в системе исправительных учреждений. Сейчас Отделом внешних церковных связей был издан Новый Завет с Псалтырью для военнослужащих и осужденных, и сейчас эти книги распространяются по московским СИЗО.

Далее владыка остановился на вопросе о статусе тюремного храма. Обращаясь к собравшимся, он сказал: «Сегодня мы должны обсудить вопрос о статусе тюремного храма. В июне прошлого года по инициативе ФСИН началась регистрация приходов из числа сотрудников. И в прошлом году в Воронежской, Белгородской, Смоленской и Липецкой епархиях было создано 27 приходов, и 23 прихода находились в стадии завершения регистрации. Эта инициатива не была поддержана Святейшим Патриархом по причине нецелесообразности, так как такие приходы не имели бы поддержки у заключенных. Епархиальные архиереи попали бы в существенную зависимость от ФСИН, так члены Приходских советов и бухгалтера будут избираться из числа сотрудников этой организации. Приход должен быть самостоятельным юридическим лицом, но в виду специфики организаций системы исправления наказаний некоторые виды деятельности (например, сбор пожертвований) затруднены. Это может стать причиной исключения приходов из ЕГРЮ на основании ст. 21.1 Федерального закона о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. По этим причинам Святейший Патриарх и Высший Церковный Совет не поддержали эту инициативу, но 50 подобных приходов уже существует. Наша позиция: такие храмы могут быть приписными или создаваться по примеру подворья. То есть настоятель назначается архиереем, настоятель подбирает бухгалтера и хозяйственника и согласовывает их кандидатуры с администрацией. Но возникают финансовые вопросы, ведь у храма на территории ФСИН нет доходов.

В Воронеже есть хорошая практика. Там храм построен не внутри колонии-поселения, а рядом с входом, в метрах двухстах. То есть храм имеет и своих прихожан, и из колонии могут ходить. Но это исключение, такой вариант в колониях строго режима, воспитательных колониях не пройдет.

И последнее, храм может находиться в помещении, временно выделенном администрацией. Тогда заключается соглашение. Форма такого соглашения выработана и согласовывается сейчас с Министерством юстиции. Надо отметить, что если храм будет на балансе учреждения, то ремонт и прочие затраты по содержанию храма лягут на учреждение. Если он передается в собственность (есть бывшие монастыри и храмы, в которых размешаются исправительные учреждения), тогда все обеспечение ложится на церковь. Можно передать храм Церкви в пользование. Есть форма соглашения, но, по сути, наличие храма на территории любого государственного объекта незаконно. Но это реальность, продиктованная необходимостью, и сейчас готовятся поправки. Как сказал Святейший Патриарх, пока все затраты по тюремному служению ложатся на церковь. И ФСИН должна взять на себя хотя бы оплату коммунальных платежей.

Но вопрос этот непростой, например. Бутырский храм можно взять только в пользование, но это будет решаться Министерством юстиции. Надо будет заключать соглашение, но всякое соглашение имеет срок, а церковь строится на века».

Также владыка поднял вопрос о защите прав и достоинств заключенных.

Он отметил, что в первую очередь речь идет об Общественных наблюдательных комиссиях. Священнослужители туда не могут быть назначены, но могут быть избраны через общественные организации. Члены ОНК очень разные люди, иногда они не находят общего языка. А священник, как отмечают многие, вносит мир в эти собрания, что позволяет комиссии работать плодотворно. Кроме того Церковь имеет свою программу защиты прав, свободы и достоинства человека. По этому поводу был принят соответствующий документ. В нем есть п. 5, в котором говорится о правозащитной деятельности Церкви. С одной стороны Церковь не занимается политикой, но с другой стороны благословляет правозащитную деятельность. Это печалование перед властью о судьбе людей невинно осужденных известно еще с древности.

Преосвященный владыка передал собравшимся мнение министра о том, что священники могли бы принимать более активное участие в вопросах помилования и УДО. Конечно, ходатайствовать о помиловании осужденного может только священник, служащий в этой колонии, который знает его совесть и информирован о его поведении. В этом смысле священник может принимать в участие в помиловании. Владыка отметил, что он как епископ отказывал в подобных просьбах или направлял к священникам, так как не был знаком с этими осужденными.

Далее владыка проинформировал собравшихся, что согласно решению Архиерейского собора 2011 года, все правящие архиереи к первому сентября должны составить списки духовенства, служащего в исправительных учреждениях на постоянной основе. А к февралю месяцу все должны окончательно определиться с этими списками. Поэтому московским старшим священникам СИЗО надо обратиться к викарным епископам, чтобы те восполнили вакантные места тюремных священников. Владыка отметил, что ранее вопрос о штатном тюремном духовенстве упирался в финансирование, но сейчас идут переговоры со ФСИН о содержании тюремного духовенства, и надо надеяться, что они пройдут успешно. По крайней мере, надо обеспечить по одному священнику из тюремного храма. А сейчас действует 501 храм. У нас 1100 священнослужителей, но точной цифры пока нет это данные двухлетней давности. Если планировать зарплату на уровне уборщицы: 15 тыс. рублей, то без налога это где-то 240 млн. руб. Если на уровне младшего лейтенанта (30 тысяч) – полмиллиарда в год. Далее священнослужителям был поднят ряд вопросов.

Источник

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Мой Мир

2 комментария to “Совещание московского тюремного духовенства. Ч I”

  1. Коваленко Лев Николаевич написал(а):

    Слов нет, это крайне важный и нужный материал. Теперь по порядку:
    — хотелось бы знать подробно весь перечень направлений тюремного служения, а в статье говориться, что Владыка дал оценку только ОСНОВНЫМ НАПРАВЛЕНИЯМ тюремного служения (но и об этих направлениях, пожалуйста, поподробнее);
    — где нам иногородним можно скачать или получить Новый Завет с Псалтырью для военнослужащих и осужденных, который был издан отделом внешних церковных связей?;
    — строго говоря, вопрос о статусе тюремного храма должен был стоять прежде всех других вопросах еще год-два назад. С него надо было начинать! Но уж теперь вышло, как вышло. Значит с помощью юристов, священноначалия и других заинтересованных, надо находить консенсус, причем, не откладывая в долгий ящик. Конечно, это трудно, но другого не дано;
    — далее говориться, что «Церковь имеет свою программу защиты прав, свободы и достоинства человека». Где можно ознакомиться с этой Программой, и с ее пунктом 5?
    — «Преосвященный Владыка передал собравшимся мнение министра о том, что священники могли бы принимать более активное участие в вопросах помилования и УДО». Если даже министр ставит этот вопрос, то дело чести Церкви немедленно положительно откликнуться на это чрезвычайно значимое предложение. Однако это может стать одним из направлений коррупции. (Будем вещи называть своими именами).
    — вопрос о денежном довольствии священников – болезненный и щепетильный. Нельзя уравнивать в оплате священников всех регионов. Общеизвестно, что в Москве заработные платы значительно выше, чем на периферии. Но даже и сама постановка вопроса: «на уровне УБОРЩИЦЫ: 15 тыс. рублей», является весьма не корректной. Приемлемым здесь будет расчет каждой Митрополии своей средней заработной платы священнослужителей, плюс упущенная возможность, т.е. как бы компенсация за время, которое он затрачивает на тюремное служение, а мог бы совершать требы. И еще чуточку больше, для поощрения и чтобы не было стыдно говорить младшим лейтенантам, сколько батюшка получает. А так же обязательно должна применяться ротация, скажем каждые пять лет.

  2. д. Петр Пахомов написал(а):

    О ротации есть во второй части. По поводу Нового Завета можно обращаться в Синодальный отдел по тюремного служению. Вопрос о статусе храма совсем не прост. Там же говорится, что у ФСИН и церкви было разные видения этого вопроса. Так же и УДО. Мало, что считает министр. Но реально мало священников включают в ОНК. Да многие особо и не рвутся. Не так просто взаимодействовать с системой.Насчет пункта 5 надо обратиться за разъяснением к владыке

Написать ответ