Апр 19

Тысячу раз приходится повторять простую истину: служение священника в тюрьме особенное. И не только потому, что он имеет общение с преступным миром. Есть ещё ряд удивительных особенностей.

Например, мне пришлось встречать эту Пасху трижды. Дело в том, что из-за невозможности проводить пасхальную службу ночью, как она совершается на приходах, здесь ее проводят в ближайшие дни: в Светлый Понедельник или в Светлый Вторник. Вот и я был в понедельник на службе в Бутырке, а во вторник в СИЗО-5. Если учесть еще и службу на приходе, – получается три раза. Так что вот какая радость может выпасть тюремному служителю.

Настоятель тюремного храма протоиерей Константин Кобелев сказал, что состоявшееся богослужение было едва ли не первым пасхальным в истории Бутырской тюрьмы. Неразбирающиеся в мелочах светские журналисты решили, что оно было первым архиерейским богослужением. Но каждый год на Покров здесь служил владыка Александр, тогда Дмитровский, ныне Брянский. Нет, исключительность этого события относилась именно к Пасхе. Служил преосвященный Иринарх, епископ Красногорский, Председатель Синодального отдела по тюремному служению. Интерес к этому богослужению был чрезвычайно высок. Но у всех он был разный: православные люди радовались архиерейскому Богослужению, которое отличается особой торжественностью и красотой. Владыке сослужило много священнослужителей: можно было увидеть известных московских священников, которые находят возможность помимо приходского служения приходить еще и в здешние стены, освященные молитвой многих новомучеников и исповедников.

Другие же пришли сюда по долгу службы. Их интересовало это уникальное богослужение в плане взаимодействия ФСИН и Церкви. Тут кроме местного начальника Сергея Вениаминовича Телятникова, был и московский тюремный начальник Тихомиров Анатолий Николаевич, и другие чины. Кроме корреспондентов много было и разных других лиц: и ветераны системы исполнения наказаний, и приглашенные о. Константином, и многие, которых нельзя отнести ни к одной из этих групп.

Святитель Иоанн Златоуст говорит о том, что по евангельской притче в этот пасхальный день каждый принимаем вне зависимости от трудов и заслуг: и тот, кто немало потрудился, и тот, кто сделал только один шаг ко Христу. Это особенно важно для тюрьмы, где Господь ждет этого первого и пусть самого малого шага к Нему, чтобы заключить в свои объятия блудного сына. И поэтому радостный возглас: «Христос Воскресе!» наполнявший эти скорбные помещения имел особое значение.

Затем была трапеза, на которой владыка сказал слово. И заметил, что, по словам того же свт. Иоанна Пасха – это победа над адом. А тюрьма это самый вернейший аналог ада, который можно испробовать на земле, но из которого можно выйти. Так тюрьма зовет человека к воскресению, пока еще духовному. И наша цель протянуть руку этим людям и, подобно Спасителю, вывести их из ада.

Источник: Блог Петра Пахомова

См. также Фотогалерею Пасха в Бутырке

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Мой Мир

3 комментария to “Пасха в Бутырке”

  1. Светлана - Казань написал(а):

    Я НЕ ЗНАЮ.КАК ДРУГИЕ,НО У МЕНЯ СЛЕЗЫ РАДОСТИ ЗА ТЕХ, К КОМУ ПРОТЯГИВАЕТ РУКИ СПАСЕНИЯ ХРИСТОС,
    ЧЕРЕЗ ЦЕРКОВЬ. НЕВОЗМОЖНО ОСТАВАТЬСЯ РАВНОДУШНЫМ ПОБЫВАВ НА САЙТАХ ТЮРЕМНОГО ЗАКЛЮЧЕНИЯ.
    ОСТАЕТСЯ ТОЛЬКО НАДЕЯТЬСЯ, ЧТО В КАЖДУЮ ДУШУ ВОШЛО ОБОЖЕСТВЛЕНИЕ И СОЕДИНЕНИЕ С БОЖЕСТВЕННОЙ ЭНЕРГИЕЙ.
    НИЗКИЙ ПОКЛОН И МОЕ УВАЖЕНИЕ ВАМ, КТО ПОСВЯТИЛ ЭТОМУ ДЕЛУ СВОИ ТРУДЫ.

    ХРИСТОС ВОСКРЕС!

  2. Коваленко Лев Николаевич написал(а):

    Прочитав оба сообщения, подумалось: если почти в каждой публикации подчеркивается, что служба тюремного священника во многом отличается от службы мирского священника – прихожане специфические! Поэтому и писать и снимать на фото должны специально подготовленные тюремные репортеры. И вот почему: вчитайтесь, о чем последний репортаж? Это взгляд человека очень далекого от тюремной специфики, да и церковной тоже. Очень поверхностное описание происходящего. Так по версии корреспондента, основную мысль проповеди Владыка сказал не во время богослужения, а в трапезной!? А где описание восприятия осужденными праздничного богослужения (ведь в первую очередь это для них оно совершается, а не для нач. ФСИН, нач. тюрьмы и прочих присутствующих, хотя и для них тоже).
    Еще раз. Если для тюремного церковного служения должны специально отбираться священники, то и для освещения этого служения, также должны быть специально подготовленные корреспонденты.

  3. иерей Роман Цуркан, капеллан написал(а):

    Христос воскресе!
    Дай Бог, чтобы такие богослужения не воспринимались как аналог «Экстремальных игр» («Жестоких игр»): есть батюшки, которые прыгают с парашюта или ныряют на глубину, а есть, которые ходят в тюрьму — тоже для адреналина. И экзистенциально это может быть понято неверно: раз Христос с грешниками, так мы к Нему! Но капелланство есть в своем роде призвание. У меня перед глазами один мой коллега священник, который за четыре года служения незаметно превратился в чиновника и лезет из кожи, делая все (к сожалению, слепо!), что скажет ему начальство. Plus стабильный заработок, возможность взять кредит…

Написать ответ