Дек 03

28 ноября 2011 года в столице Армении в спортивно-концертном комплексе «Ереван» открылось заседание Президиума Межрелигиозного совета Содружества Независимых Государств.

Предстоятель Русской Православной Церкви принял участие в заседании Президиума Межрелигиозного совета СНГ

В работе Президиума приняли участие: Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл; глава Управления мусульман Кавказа шейх-уль-ислам Аллахшукюр Паша-заде; Верховный Патриарх и Католикос всех армян Гарегин II; митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир; митрополит Астанайский и Казахстанский Александр; митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий; архиепископ Переяслав-Хмельницкий и Вишневский Александр; А.М. Борода, президент Федерации еврейских общин России; А.С. Шаевич, главный раввин России; Яков Дов Блайх, главный раввин Украины; Дид хамбо лама Дагба Очиров, заместитель главы Буддийской традиционной сангхи России; Санжей лама, постоянный представитель главы Буддийской сангхи России; Абсаттар Дербисалиев, муфтий, глава Духовного управления мусульман Казахстана; Саидмулин Муродов, представитель главы Духовного управления мусульман Таджикистана; Талгат Таджуддин, верховный муфтий, глава Центрального духовного управления мусульман России; Равиль Гайнутдин, муфтий-шейх, глава Совета муфтиев России; Харис Саубянов, заместитель главы Совета муфтиев России; Шафиг Пшихачев, президент Международной исламской миссии; протоиерей Всеволод Чаплин, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества; протоиерей Георгий Рощин, заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества.

В качестве гостей на заседании присутствовали: епископ Бакинский и Азербайджанский Александр; Сабир Гасанли, заместитель председателя Управления мусульман Кавказа; Рашад Алиярлы, заместитель председателя Управления мусульман Кавказа; Ильдус Файзов, муфтий, глава Духовного управления мусульман Татарстана; Ришат Хамидуллин, начальник отдела пропаганды и информации Духовного управления мусульман Татарстана; Тагир Саматов, муфтий, первый заместитель главы Центрального духовного управления мусульман РФ; Солейджон Завкиев, глава государственного комитета по делам религий Таджикистана; Адриано Рокуччи, генеральный секретарь Общины святого Эгидия; Нуржан Маханов, глава Международного отдела Духовного управления мусульман Казахстана; З.Л. Коган, раввин, вице-президент Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений в России.

На заседании также присутствовали члены делегации Русской Православной Церкви, прибывшие в Ереван со Святейшим Патриархом Кириллом: председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий, председатель Синодального информационного отдела В.Р. Легойда, и.о. руководителя личного секретариата Святейшего Патриарха М.Г. Куксов.

На заседание прибыл Президент Армении Серж Саргсян.

Встречу открыл Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Отметив в своем  вступительном слове, что сотрудничество представителей традиционных религий Содружества Независимых Государств успешно развивается как на платформе Межрелигиозного Совета, так и в рамках двусторонних контактов, Святейший Патриарх Кирилл сказал:

«Можно сказать, что по целому ряду вопросов мы являемся единомышленниками. Причем по таким вопросам, от решения которых зависит судьба человеческого рода. Я имею в виду вопросы духовной, нравственной жизни человека. И здесь роль традиционных религий, к которым мы с вами принадлежим, особенно высока. Сохранение нравственных основ жизни сегодня не является приоритетом общественного развития. Если вы возьмете любую политическую программу, то увидите, что вопросы нравственной жизни человека либо присутствуют в ней имплицитно, либо им отведено очень малое место. Сознание людей в первую очередь ориентировано на успехи в области экономики, на решение политических вопросов. Но внутренняя жизнь человека остается вне сферы особого внимания как политических, так и общественных организаций. Именно религия ставит проблемы морали в качестве главной темы своего служения и своего свидетельства. Именно традиционные религии являются теми институтами, которые призваны сохранять нравственные устои. И конфликты, которые возникают в сфере межличностных, межобщинных, межнациональных, межгосударственных отношений, не могут не беспокоить представителей традиционных религий: ведь в основе любого конфликта — разрушение нравственного основания, некая нравственная коррозия».

Предстоятель Русской Православной Церкви назвал проведение в Ереване очередного заседания Межрелигиозного совета СНГ знаковым событием, сердечно поблагодарив Верховного Патриарха и Католикоса всех армян Гарегина II за приглашение прибыть в страну. Предстоятель Русской Православной Церкви также обратился со словами благодарности к Президенту Армении за содействие в организации заседания.

Далее прозвучало выступление Святейшего Патриарха и Католикоса всех армян Гарегина II.

Предстоятель Армянской Апостольской Церкви напомнил о вызовах, перед которыми стоит современный мир: «В условиях современных процессов глобализации на фоне экономических, научных и культурных достижений — вызывают глубокую озабоченность продолжающиеся насилие и войны, не преодоленные до сих пор экономический и финансовый кризис, социальные и политические волнения в Северной Африке и на Ближнем Востоке».

«Мы собрались сегодня, чтобы найти пути разрешения вопросов, тревожащих наши народы, — отметил далее Гарегин II. — К сожалению, немало еще насущных проблем, являющихся следствием противостояний и нуждающихся в решении. В ряду их — и карабахская проблема… Мы рады, что под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла параллельно с заседаниями Президиума Межрелигиозного совета Содружества Независимых Государств проводятся также трехсторонние встречи духовных лидеров Кавказского региона. С глубоким уважением друг к другу, с братской любовью, заповеданной и дарованной Всевышним, мы стремимся способствовать разрешению проблем между нашими народами, укреплению духа взаимопонимания и доброй воли, продуктивности диалога. Уверены: миру нет альтернативы, а противостояние и проблемы должны найти свое решение в процессе мирных переговоров путем защиты фундаментальных человеческих прав и соблюдения международных законов».

В заключение своего выступления Святейший Патриарх-Католикос Гарегин поздравил Предстоятеля Русской Православной Церкви с 65-летием со дня рождения, пожелав ему долгих лет жизни, доброго здравия и помощи Божией в первосвятительских трудах.

С приветствием к участникам заседания Президиума Межрелигиозного совета СНГ обратился Президент Армении Серж Саргсян. Проходящий в Ереване саммит есть свидетельство того, что единственный правильный путь решения проблем современного мира — это объединение сил перед лицом общих вызовов, укрепление солидарности людей независимо от национальной принадлежности и религиозных убеждений, подчеркнул Глава Республики Армения: «Сегодня миру нужен мир, а не раздоры, на этом пути следует не принижать и подчинять, а поощрять и укреплять духовные чаяния людей — чаяния, которые зарождают в душах любовь, доброту, уважение, снисхождение друг к другу, способствовать установлению мира и согласия».

Коснувшись карабахской проблемы, которую он охарактеризовал как «нашу великую боль», Серж Саргсян отметил, что единственный путь разрешения этой проблемы — процесс мирного урегулирования.

Глава армянского государства приветствовал диалог между Патриархом и Католикосом всех армян Гарегином II и шейх-уль-исламом Аллахшукюром Паша-заде при посредничестве Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. «Я благодарю вас за усилия, которые способствуют разрешению этого конфликта», — сказал он.

С. Саргсян также обратился к Предстоятелю Русской Православной Церкви с поздравлением в связи с 65-летием со дня рождения.

Приветствие Президента Российской Федерации Д.А. Медведева в адрес участников заседания огласил Чрезвычайный и Полномочный Посол России в Армении В.Е. Коваленко.

«Ваше взаимодействие основано на уважении общечеловеческих ценностей и принципов толерантности, на традициях добрососедства и сотрудничества, исторически накопленных народами СНГ, — говорится, в частности, в послании Президента России. — Такая совместная деятельность необходима для духовно-нравственного воспитания молодого поколения и решения актуальных социальных проблем, для противодействия экстремизму и терроризму, поддержания межнационального согласия во имя мира и прогресса в наших странах. Убежден, этим целям послужит и нынешнее заседание Президиума». Д.А. Медведев пожелал участникам заседания Президиума Межрелигиозного совета СНГ плодотворной работы и дальнейших успехов.

Затем прозвучали выступления сопредседателей Межрелигиозного совета Содружества Независимых Государств — Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и шейх-уль-ислама Аллахшукюра Паша-заде.

Обращаясь к участникам заседания, Предстоятель Русской Православной Церкви сказал:

«Наша сегодняшняя встреча имеет большое значение, потому что мы встречаемся в особое время. На пространствах стран СНГ происходят важные события. Мы являемся свидетелями очень непростых процессов, которые идут на Ближнем Востоке, в Северной Африке, и каждый из нас, несомненно, обращает внимание на то, что происходит сегодня с современным человеком, что происходит в жизни наших людей.

Я искренне рад той обстановке дружбы, которой нас заботливо окружили в Ереване. Но, к великой скорби, добрые отношения религиозных лидеров лишь сильнее подчеркивают одиночество и разобщенность многих людей современного мира, особенно тех, кто либо формально, либо фактически лишен веры. С одной стороны, для многих, даже неверующих, людей очевидно: кризис нравственности, кризис личности привел к деградации общественные отношения. Но, с другой стороны, невозможно понять, как это произошло — ведь весь прошлый век и начало нынешнего ознаменовались общемировой борьбой за права человека, революционными изменениями в сфере науки, образования, медицины, в сфере техники, в индустриальной, социальной активности человека.

Религиозные люди знают: все эти блага, которые явились результатом цивилизационного, технического прогресса, могут пойти не только во благо, но и во вред, и это является прописной истиной. Вера, соединенная с совестью, дает человеку способность распознавать добро и зло, понимать, где проходит граница, которую запрещено переступать. Одна из самых больших опасностей в жизни современного человека заключается в том, что теряется понятие границы. Любая граница может быть нарушена, нет никаких сдерживающих факторов, которые бы определяли как норму человеческое поведение, кроме предписаний светского закона. Но мы знаем, что именно в глубине человеческой души созревают, в том числе, и те поступки, которые приводят к нарушению государственных законов.

Потеря веры и испорченность совести приводят к тяжелым последствиям. Человек, имеющий сильную волю, но ставший безумцем или фанатиком, несет огромное зло и себе, и окружающим. И мы знаем множество примеров террора и других преступлений, совершаемых такими «сильными» личностями, а также организованными группами.

Другое зло, вроде бы меньшее, но равно смертельное для души, совершает человек, который расслабляет себя удовольствиями и похотью. Пусть он внешне благонамерен — не имея воли и затуманив разум, такой член общества становится как бы черной дырой, поглощающей земные блага, подчас сомнительные и не дающие ничего взамен. Итак, мы видим, что сильная воля, как и отсутствие воли, при определенных условиях могут быть причиной многих бед.

Сегодня многие говорят, что необходимо провести унификацию культур, не только создав общее экономическое пространство, но и перестроив религиозные взгляды и народные традиции. Отказаться от своей воли, забыть свою веру и предать свои традиции — такой путь предлагают нам сегодня некоторые представители господствующих элит, грозя отлучением от прогресса с его материальными благами и внешним общественным признанием.

Но ни один верующий человек не может согласиться с таким предложением. И ему есть альтернатива: твердая воля, искренняя вера и светлая совесть вместе образуют основу личной и общественной нравственности. Возобновление этой основы способно сотворить чудо в нашем мире, способно изменить человека к лучшему, а вместе с личностью изменить и исцелить многие конфликты и болезни современной цивилизации.

Мы подошли к тому пределу, когда необходимо твердо и со своей решимостью заявить: только нравственная оценка и нравственная самооценка, сопровождающие все значимые поступки политиков, педагогов, журналистов, врачей, ученых сможет исправить ситуацию. Каждый человек должен обратить внимание на свое духовное состояние. Все общество должно задуматься о своем нравственном облике. Оказать существенную помощь в этом процессе могут и должны традиционные религии. Пробудить совесть в человеке; твердо сказать, где добро, а где зло; направить людей к свободе от греха и к следованию неизменным нравственным идеалам, — вот задача для настоящих религиозных лидеров и для тех, кто предан своей вере и кто эту веру несет в мир.

Есть основания полагать, что XXI век не будет легким и безоблачным. Множество опасностей и трудностей стоят перед нашими народами. Все потуги социальной инженерии оказываются тщетными перед лицом вызовов современности. Единственное, что готов предложить мир без Бога современному человеку, — это ампутация души в обмен на обещание мира и безопасности. Но это обещание — обман. В наших силах принять иное решение, которое позволит сохранить индивидуальность каждого человека, культурные особенности каждого народа и в то же время победить конфликты и прийти к согласию. Это превращение XXI века в век нравственного обновления. И вот на этом пути представители традиционных религий, ответственные представители, за спиной которых огромные общины, должны объединить свои усилия. Потому что если не мы, то кто тогда? Это особый вызов, который современный этап развития человеческой цивилизации бросает религиозным лидерам, да и всем верующим людям.

Существует много проблем, о которых стоит поговорить. Некоторые из них возникают в связи с тем, что мир глобализируется. Раньше религии жили в своих собственных ареалах, чаще всего в границах религиозно однородных государств. Были чисто православные, чисто католические, чисто мусульманские, чисто буддийские государства. Сегодня мир пришел в движение, люди перемещаются не только для того, чтобы посетить те или иные страны в качестве туристов или отдохнуть, но для того, чтобы заняться бизнесом, начать работать, учиться, а иногда и обзавестись семьей. Все это приводит в более тесное соприкосновение представителей наших религиозных общин. Легко было поддерживать мир, в том числе и межрелигиозный, когда религии жили в своем собственном ареале, но гораздо сложнее поддерживать межрелигиозный мир, когда происходит эта диффузия, взаимное проникновение, жизнь бок о бок.

И здесь, конечно, возникает большая проблема, которую необходимо решать, в том числе, и при участии традиционных религий. Эта проблема связана с миграцией людей. Религиозные общины должны проявить особую инициативу, в том числе, и по воспитанию мигрантов, чтобы помочь им адаптироваться в культурной среде, чтобы развивалось сознание, направленное на сотрудничество, на взаимодействие, а не на самоизоляцию, потому что всякая изоляция в условиях большинства может рано или поздно заканчиваться конфронтацией. И потому мне кажется важной для всех нас задачей работа с мигрантами, которая помогла бы людям, переехавшим на другое место работы, с одной стороны, сохранить свою веру, свои обычаи, свои традиции, а с другой стороны — адаптироваться к местным условиям жизни.

Сегодня миллионы русских и русскоязычных людей живут за рубежами не только России, но и стран СНГ. Русская Православная Церковь сталкивается с этим вызовом и в Западной Европе, и в Соединенных Штатах, и в Латинской Америке, и даже в Азии и в Австралии. Я знаю, что и представители религиозных общин, собранных за этим столом, также сталкиваются с аналогичными проблемами как в дальнем, так и в ближнем зарубежье.

Мы с вами собрались в то время, когда очень неспокойно на Ближнем Востоке. Я не буду давать политическую оценку событиям, которые там происходят, но меня очень беспокоит гуманитарное измерение всего происходящего. Многие из нас из информационных источников знают о том, что происходит в Египте, в Ливии, в Ираке. Самым страшным последствием происходящего является разрушение межрелигиозного мира, грубейшее нарушение прав человека, насилие над религиозными меньшинствами. И то, что происходит в одном месте, не может не отозваться болью в других местах.

Поэтому, мне кажется, очень важно, чтобы мы имели мужество возвысить свой голос в защиту всех тех, кто угнетаем по религиозному признаку, в защиту меньшинств, где бы они ни проживали, потому что риск, которому подвергаются люди в момент политических потрясений, очень высок. В этот момент я, конечно, думаю о христианских общинах в Египте, в других странах Ближнего Востока, особенно в Ираке. Хотя знаю, что в некоторых местах представители других религий также подвергаются опасности. Полагаю, что мы должны быть солидарны со всеми, кто страдает.

Я хотел бы еще раз сердечно поблагодарить Вас, Ваше Святейшество, за устроение этого заседания, а также Вас, дорогой брат, за активное участие в подготовке этого мероприятия, и благодарю всех собравшихся. Считаю, что Межрелигиозный совет СНГ является организацией жизнеспособной, творческой и ответственной. Пусть Господь помогает нам в исполнении нашего долга. Благодарю за внимание».

В своем выступлении глава Управления мусульман Кавказа отметил значение нынешней встречи членов Межрелигиозного совета СНГ: «Уверен, что она войдет как важное событие в историю межрелигиозного диалога не только в рамках СНГ, но и на международном уровне».

Шейх-уль-ислам Аллахшукюр Паша-заде подчеркнул роль Межрелигиозного совета Содружества в противостоянии попыткам посеять межнациональную, межрелигиозную рознь, напомнил о миротворческих усилиях Совета.

«Так как воцарение мира является жизненно важным, мы, религиозные деятели, должны стремиться к решению всех конфликтных ситуаций на территории СНГ исключительно мирным путем и оказывать в этом всемерную помощь политическим руководителям», — уверен он.

Как отметил глава Духовного управления мусульман Кавказа, тяжелые последствия Нагорно-Карабахского конфликта продолжают тяжким бременем лежать на плечах азербайджанского народов, поэтому для решения проблемы мирным путем необходимо продолжать усилия как на региональном, так и на международном уровне.

В ходе заседания также выступили: главный раввин России Адольф Шаевич, председатель Духовного управления мусульман Казахстана муфтий Абсаттар Дербисалиев, председатель Отдела внешних церковных связей Украинской Православной Церкви архиепископ Переяслав-Хмельницкий и Вишневский Александр, глава Совета муфтиев России муфтий Равиль Гайнутдин, президент Федерации еврейских организаций России А.М.Борода, заместитель главы Буддийской традиционной сангхи России Дагба Очиров, главный раввин Украины Яков Дов Блайх.

По итогам заседания Президиума Межрелигиозного совета России единогласно было принято коммюнике.

***

Межрелигиозный совет Содружества Независимых Государств является общественной организацией, созданной традиционными религиозными объединениями Содружества. Решение об учреждении Совета было принято участниками прошедшего в марте 2004 года в Москве Второго Межрелигиозного миротворческого форума СНГ.

Учредителями Совета являются (в алфавитном порядке): Армянская Апостольская Церковь; Буддийская традиционная сангха России; Грузинская Православная Церковь; Духовное управление мусульман Республики Казахстан; Духовное управление мусульман Республики Кыргызстан; Духовное управление мусульман Республики Таджикистан; Духовное управление мусульман Республики Узбекистан; Конгресс еврейских религиозных организаций и объединений в России; Координационный центр мусульман Северного Кавказа; Русская Православная Церковь; Совет муфтиев России; Управление мусульман Кавказа; Федерация еврейских общин Содружества Независимых Государств; Центральное духовное управление мусульман России.

В Президиуме Совета — 22 человека: девять христиан, восемь мусульман, четыре иудея и один буддист. Сопредседателями Президиума Межрелигиозного совета Содружества Независимых Государств являются Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и Председатель Управления мусульман Кавказа шейх-уль-ислам АллахшукюрПаша-заде.

В промежутках между заседаниями Президиума Совета управление деятельностью Совета осуществляет его Исполнительный комитет, в который входят полномочные представители организаций — учредителей Совета.

Основной целью Межрелигиозного совета СНГ является координация совместной деятельности традиционных религиозных организаций Содружества по укреплению межнационального и межрелигиозного мира, достижению согласия и стабильности в обществе. Совет призван объединять усилия духовных лидеров в борьбе с общими вызовами, в том числе экстремизмом и терроризмом.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Мой Мир

One Response to “Предстоятель Русской Православной Церкви принял участие в заседании Президиума Межрелигиозного совета СНГ”

  1. Коваленко Лев Николаевич написал(а):

    Честные отцы. Слов нет, проведенное заседание Президиума Межрелигиозного совета СНГ, весьма важно и своевременно. Спору нет, что здесь обсуждались самые насущные проблемы современности. Все говорили нужное и правильное. Но вот обращая свой взор на свой приход, просто оторопь берет: да кто же у нас эти важные и правильные задачи решать-то будет???
    Возможно в Митрополии, Епархии совместными усилиями как-то детализируют высочайшие решения, адаптировав их до СВОЕГО уровня. Ну а дальше-то что? Кто на приходе исполнитель?
    В нашей Митрополии очень правильно делают, когда повышают профессиональный уровень священников, в рабочем порядке, без отрыва от «производства». Наверно кроме богослужебных вопросов, здесь следовало бы доводить и межконфессиональные вопросы. Но сделать это будет ЧРЕЗВЫЧАЙНО сложно.И вы лучше меня знаете почему.
    И еще. Для меня было просто откровением, когда я узнал, что Православные священники Америки кроме основного служения в церкви, вынуждены, для содержания семьи, подрабатывать в миру на производствах. Представляете: собирают значительные суммы пожертвований для обездоленных и себе не берут!

Написать ответ