------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ Главная  Карта сайта  English

О нас

Новости

Дистанционное
обучение

Переписка

Центры поддержки

Творчество
заключенных

Статьи и интервью

Отчеты и документы

Семинары, выставки и конференции

Просьба о помощи

Полезные ссылки

Контакты

Подписка на новости сайта

Наш баннер


Отдел по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями Московского патриархата

Патриархия.RU

МИР ВСЕМ. Издание Синодального отдела по взаимодеюствию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями

Оставить стены, а дух поменять.
(Обзор выступлений на Рождественских чтениях 2009 года.)

17-18-го февраля 2009 года в рамках XXVII Международных Рождественских чтений в Синодальном отделе по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями состоялась конференция «Практика тюремного служения Русской Православной Церкви в пенитенциарной системе России, опыт и перспективы». Второй день конференции – 18-го февраля был рабочим. Основные обсуждавшиеся в этот день темы: реабилитация освободившихся из мест лишения свободы, статус тюремного священника, проблемы связанные с кастовой системой в местах заключения, проблемы алкоголизма и наркомании.

 

Рабочий день конференции открыл своим выступлением заведующий Сектором по взаимодействию с УИС Синодального Отдела иерей Александр Добродеев. Он рассказал о работе Сектора, представил сборник материалов в помощь организации служения в местах лишения свободы «Тюремное служение Русской Православной Церкви», вышедший в начале 2009-го года, привел некоторые статистические данные. На сегодняшний день в местах лишения свободы находится около 890 тысяч узников, в том числе 68 тысяч женщин и 12, 5 тысяч детей. В Уголовно-исправительной системе работает 350 тысяч сотрудников. Каждый год на свободу выходят примерно 250 тысяч бывших осужденных.  В год количество заключенных в России увеличивается на 30-50 тысяч человек, то есть наша пенитенциарная система развивается. В то же время, например, в Германии  за решеткой находится всего 69 тысяч человек, на Украине 150 тысяч. На Украине существует альтернативная система наказаний, при которой осужденный находится дома, и контролируют его с помощью электронных средств слежения. В Европе нет общего режима содержания как у нас, там люди отбывают свой срок в отдельных камерах. Отец Александр отметил, что «общий режим не улучшает, а ухудшает ситуацию. Если в группе людей есть человек с низменными настроениями, то он обязательно всех испортит. Это такой закон. И когда мы их всех вместе содержим – год, полтора, то они вольно или невольно пропитываются этим духом. Хотя во всех местах лишения свободы есть храмы, молитвенные комнаты, православные общины, колонии регулярно посещают батюшки, но дух там не совсем здоровый. И если оставить форму, то есть: заборы, храмы, оставить людей, но дух поменять, то, может, это было бы самое главное дело, которое мы бы сделали. Тогда, может быть, эти тюрьмы превратились не в места лишения свободы, а в места, где мы могли бы исправлять людей».

В выступлении говорилось также, что Церкви следует обратить внимание и на жертв преступлений и на сотрудников колоний, которые тоже нуждаются в поддержке и окормлении. Если на одного осужденного в месяц государство тратит сейчас 6400 рублей, то зарплата сотрудников отличается не намного. Но как самую больную проблему Отец Александр выделил проблему реабилитации бывших осужденных: «Может быть, это не впрямую нас касается. Ведь мы с вами призваны быть во взаимодействии с уголовно-исполнительной системой, то есть с той системой, которая содержит преступивших закон людей, но когда эти люди выходят на свободу, они оказываются вне поля деятельности правоохранительной системы, то есть она о них сразу забывает.  Может быть, какое-то короткое время о них еще помнят, но потом почему-то эти люди уже никому не интересны становятся. Они становятся интересны тогда, когда снова повторяют свое преступление и опять возвращаются в места лишения свободы… Как мы понимаем – исправили мы человека или не исправили? Готов он жить в этом обществе или не готов? С точки зрения всех формальных моментов он готов к жизни: у него есть паспорт, у него есть ноги, у него есть документы, деньги. Но выходя на свободу, он теряется, ничего не может здесь сделать, он не может сам себя разбудить утром, не знает, как работать. Потому что, надо же быстро работать, делать все качественно, а он привык получать все даром, при этом ничего не делая. И вот такие люди, походив два-три дня, возвращаются обратно в колонию… Посадить человека нет проблемы. Эта система у нас работает очень четко. Вопрос стоит о реабилитации. Уже пять или шесть лет в Госдуме идет спор, нужен ли такой закон. У нас такого закона нет - о ресоциализации,  реабилитации людей, вышедших из мест лишения свободы. Будем молиться о том, чтобы этот закон был, потому что без этого закона 250000 человек, которые ежегодно выходят из наших мест лишения свободы, не понятно куда деваются и кто за ними смотрит. А это ведь критическая масса... Если детских домов у нас 20000, то на всю страну есть всего 150 реабилитационных центров, и все они работают в основном на общественных началах. То есть, никакого государственного подхода вообще нет. Эта тема для нас открыта».

Затем сотрудник Сектора взаимодействия с УИС Пономарева Н.В. рассказала о Концепции тюремного служения, разработанной в Секторе. Концепция включает в себя основные направления работы в данном виде служения: пастырское окормление сотрудников УИС и осужденных, подготовку к освобождению, миссионерскую работу, организацию молитвенных комнат и строительства храмов, работу с семьями осужденных и с пострадавшими от преступлений, обучение сотрудников УИС и осужденных, материальную поддержку, реабилитацию и трудоустройство освободившихся, проблемы ВИЧ-инфицированных, наркомании, алкоголизма, и другие. Цель работы над этой концепцией - создание единого информационного центра, такого своеобразного справочника, размещенного, например, в интернете или изданного в виде электронной или обычной книги, где были бы собраны полезные сведения,  касающиеся тюремного  служения: методики обучения, адреса реабилитационных центров по всей стране, адреса организаций, оказывающих помощь в трудоустройстве и т.д. Есть, например, монастыри, которые готовы принять людей на реабилитацию, но о них мало кто знает. Часть таких материалов уже размещена на сайте Центра духовной поддержки заключенных при Православном Свято-Тихоновском университете www.prison.ru , эта работа будет вестись и дальше.         

 

О статусе тюремного священника.

Далее обсуждался вопрос статуса тюремного священника. Быть ли священнику, окормляющему заключенных, капелланом, то есть профессиональным тюремным священником, освобожденным от служения на приходе, или лучше, если он не будет терять связи с приходом?  Обсуждались различные варианты того, как священник может служить в местах заключения на законном основании. По этим темам  выступило несколько докладчиков, причем им можно было задавать вопросы, завязывались диалоги, высказывались различные точки зрения, и на протяжении всего  рабочего дня конференции было много живого общения, обмена опытом.

Заведующий Сектором тюремного служения Отдела по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями Санкт-Петербургской епархии протоиерей Олег Скоморох рассказал об опыте введения священников в штат сотрудников питерского Следственного изолятора «Кресты». Результат такого эксперимента оказался неудачным, но поучительным. Целью эксперимента,  начатого два года назад, было отработать модель ежедневного официального присутствия священника в условиях следственного изолятора. Первая проблема, с которой пришлось столкнуться, заключалась в том, что за год в Санкт-Петербургской епархии не смогли найти священника, который согласился бы каждый день ходить в тюрьму и быть оторванным от прихода и от приходской жизни. «Лично мне эта позиция глубоко понятна. Потому что, работая над архивными документами, над воспоминаниями дореволюционных священников,  обращаясь к опыту православных священников, которые работают сейчас в местах лишения свободы за границей как профессиональные тюремные служители и члены администрации, - приходишь к выводу, что этот момент действительно является очень важным. С моей точки зрения, и в принципе эту точку зрения разделяют все священники, которые уже многие годы посещают места лишения свободы, священнику как глоток свежего воздуха необходимо общение с приходом и с прихожанами, то есть замыкаться только в  тюремном служении – это если не губительно, то очень-очень трудно. И поэтому возможность обычное приходское пастырское служение совмещать в большей или меньшей степени с тюремным, - по возможности каждого конкретного священника, либо по потребности тюремного прихода – это, с моей же опять точки зрения, идеальный вариант», - сказал отец Олег.

Следующей проблемой, возникшей в ходе эксперимента, оказалось то, что за год  не удалось выработать принципов построения взаимоотношений между тюремным священником и тюремной администрацией. Идея была в том, чтобы священник  имел свободу передвижений по территории учреждения и на законных основаниях имел доступ, в том числе,  в камеры. Был создан примерный проект соответствующего документа, который планировалось выпустить как приложение к общему договору Православной Церкви со Службой исполнения наказании. Этот документ обсуждался работниками епархиального отдела, работниками воспитательного отдела психологической лаборатории в «Крестах», потом его проверили юристы Санкт-Петербургской епархии. Но юридический отдел Главного управления исполнения наказаний сказал, что на законном уровне они ничего такого подписать не могут. И когда священника для работы в СИЗО все же удалось найти, то в его жизни фактически ничего не изменилось, потому что он точно так же не имел возможности по закону никуда ходить, а  имел право лишь дойти до церкви и ждать, пока воспитательные работники по заявлениям приведут туда тех, кому это положено. Причем, чем больше у священника потребности встречаться с подследственными и заключенными, тем больше воспитательный работник тратит свое рабочее время на организацию таких встреч, и не может заниматься своими прямыми обязанностями. Конечно, не было смысла оставлять священников в СИЗО именно на такой основе. Сейчас, как и раньше, туда ходят несколько батюшек и совершают еженедельные богослужения. Отец Олег считает, что эксперимент не удался, так как неудачно было выбрано учреждение – в СИЗО более строгие порядки, чем в колониях в плане передвижения по территории. Кроме того, «Кресты» всегда на виду у средств массовой информации и правозащитников, поэтому администрация этого учреждения ведет себя очень настороженно и недоверчиво, опасаясь каких-либо неприятностей.  Эксперимент по организации работы тюремного священника на законном уровне предполагается продолжить, выбрав более подходящее для этого место – колонию, где пастырское служение уже налажено, и есть сложившаяся община верующих.

Также протоиерей Олег Скоморох поделился своим опытом участия в Международной ассоциации тюремных капелланов, членом которой он является с 2004-го года. Законодательства разных европейских стран, в том числе и постсоветского пространства, предусматривают различные способы того, как священники могут находиться в тюрьмах на законном основании. Не обязательно, чтобы они получали зарплату от государства и ходили в колонию как чиновники. Существуют другие схемы. Служение в тюрьме может входить в рабочие часы на приходе, и тогда день, проведенный в учреждении, засчитывается как день, проведенный на приходе, то есть это входит в обычные обязанности пастыря. Или заключается договор между Церковью и Управлением исполнения наказаний, они производят между собой соответствующие расчеты, и деньги перечисляются по договору в епархию, где священник получает свою зарплату. Есть большое количество приходов, где священники заняты не каждый день, особенно в сельской местности, там служат только по праздникам, субботам и воскресеньям, и им приходится искать какой-то дополнительной занятости на городских приходах. Эти батюшки могли бы два-три раза в неделю посещать тюрьмы. Что касается опыта западных стран, то у них капеллан  это совсем не обязательно священник. Капелланом может быть и простой мирянин с богословским образованием.  У нас эту работу могут также выполнять, подготовленные люди, в том числе и из сотрудников учреждений, среди которых сейчас есть желающие заниматься только этой работой.

Другой вариант служения священника в тюрьме заключается в том, что его работу оплачивает какая-то третья сторона, например, какой-либо фонд, и священник освобожден от работы на приходе. Такой вариант более трех лет практикуется в Воронежской епархии. Четыре священника освобождены от приходской и другой работы, и занимаются только тюремным служением. Отец Алексей Острик, председатель епархиального отдела по взаимодействию с пенитенциарными учреждениями в Воронежской епархии считает этот вариант оптимальным. И, по его мнению, если оформить все на законодательном уровне, то священник может потерять доверие у заключенных.  Кроме того, если вспомнить дореволюционный опыт, когда священник был на уровне начальника тюрьмы,  то его полномочия были гораздо шире, чем сейчас, когда его ставят на уровне младшего замполита, или он оформлен как вольнонаемный не аттестованный  сотрудник – в таком случае его полномочия сужаются.

Об опыте пастырского служения в республике Беларусь рассказал старший тюремный священник Витебской епархии иерей Александр Харламов. В Белорусских колониях введена должность «руководителя кружка духовно-нравственного воспитания» - специально для священников, чтобы они имели возможность получать денежное вознаграждение за свою работу, и чтобы повышалась их ответственность при служении в колониях. Разработаны «типовые обязанности руководителя кружка» и инструкция о порядке работы священнослужителей в исправительных учреждениях. Руководитель кружка приходит в колонию два раза в неделю – один раз проводит службу, другой раз - ведет образовательные занятия. В качестве эксперимента в нескольких учреждениях Витебской епархии на должность руководителя кружка назначают священника, который  работает только в колонии, а от остальных служений его освобождают. Отец Александр Харламов один из таких священников. Каждый день он ходит на работу в колонию, но не оторван и от приходской жизни, раз в неделю по субботам служит в храме Рождества Христова г. Орши. Проблему свободного перемещения по территории колонии о. Александр, как и многие другие священники, решает с помощью установления хороших личных отношений с работниками администрации учреждения.

В Красноярской епархии, также в качестве эксперимента, который долго подготавливался, введена должность выделенного тюремного священника. Его оформляют на ставку вольнонаемного социального работника. Эта должность отдана под эксперимент. Разработаны соответствующие  должностные инструкции, которые регламентируют деятельность пастыря, его права и обязанности, в частности он может посещать штрафной изолятор и помещения камерного типа и даже обязан это делать.

Исполнительный директор Международной ассоциации тюремного служения Сатиров И.К. рассказал об опыте такого служения в других странах. Ассоциация объединяет христиан  разных традиций в 113-ти странах. В выступлении говорилось о  том, что в других странах сталкиваются с теми же проблемами, что и у нас. Там также обсуждают статус тюремного священника, и скорее склоняются к тому, чтобы он не терял связи с приходом. Капелланское служение практикуется в США, на примерно девяносто колоний там 183 капеллана, их назначают архиереи согласованно с начальниками учреждений. Зарплата капеллана там больше, чем у  начальника отряда, ее платят федеральные службы.  Есть пять тюрем в США, где жизнь строится на христианских ценностях: день начинается с молитвы, вечером изучают Библию и т.д. В других учреждениях христиане обычно живут в отдельном блоке тюрьмы, в отдельном здании, где чистота,  порядок и нет внутритюремной жестокости. И люди из других отрядов просят их перевести туда. Здесь американцам приходится сталкиваться с незнакомой для  нас проблемой: гражданские адвокаты протестуют против таких христианских программ, считают, что надо их запретить, так как, по их мнению, христиане создали себе привилегию в тюрьме и портят все, что сложилось в американской системы юстиции.

В связи с обсуждением статуса тюремного священника был поднят вопрос о том, как и по каким критериям оценивать эффективность пастырской работы. Обсуждался также статус храмов в местах лишения свободы. Многие храмы имеют статус помещения, и высказывалось опасение, что если отношение администрации колонии к Церкви изменится не в лучшую сторону, то из храма могут все вынести, и будут использовать его в каких-то других, не богослужебных целях. Православные общины колоний тоже нигде не значатся, и их статус неясен. Храмы колоний сейчас приписаны к приходам, которые предоставляют все необходимое священнику для служения в тюрьме: свечи, нательные крестики, молитвословы и т.д., то есть окормление колонии осуществляется за счет средств прихода. И если храм не будет приписан к приходу, а некоторые учреждения готовы отдать храм на балансе Церкви, то священник должен будет откуда-то изыскивать эти средства, и кроме того платить за свет, отопление, ремонт храма и т.д.  Это не самоокупаемо. Кроме того, прежде чем оформить здание в свою епархиальную собственность, сначала нужно решить вопрос с землей, потому что регпалата не оформит здание, если оно находится на юрисдикции другого учреждения, то есть на земле другого учреждения. В одной из Ивановских колоний вопрос со статусом храма решается следующим образом: между епархией и администрацией учреждения подписано соглашение, согласно которому колония обязуется использовать здание только в религиозных целях. Соглашение подписано начальником колонии, и если поменяется руководство, то положение вещей может измениться. Что касается статуса общин, то есть две формы существования религиозных организаций – это форма юридического лица и форма религиозной группы. По законодательству организовать общину на территории учреждения как юридическое лицо невозможно, а как религиозную группу оформить можно, и это уже делается. Создается устав, его утверждают архиерей и начальник учреждения. Такой устав регламентирует жизнь общины, ее взаимоотношения с администрацией, священником и другие вопросы.

 

Мы все от единой чаши причащаемся.
(Проблемы кастовой системы.)

Следующей темой обсуждения, по которой также высказывались несколько докладчиков, были проблемы связанные с таким элементом тюремной субкультуры как разделение заключенных на касты. В частности с представителями низшей касты, так называемыми обиженными, не принято, например, здороваться за руку, есть из одной посуды и т.д. В связи с этим возникает проблема с причастием. Заключенных смущает то, что причащаются все из одной чаши, и многие из-за этого отказываются от участия в Таинствах. На конференции был рассказан случай, когда после горячей проповеди батюшки о том что «все равны», один осужденный подошел к чаше после представителя низшей касты, и его «опустили». Жизнь такого человека, официально называемого  «лицом с пониженным социальным статусом», превращается в кошмар, и покинуть эту касту он уже не сможет никогда. Конечно же, чаша со Святыми дарами – это не посуда, кощунственно даже так думать, а кощунственное отношение к Таинствам может привести и к гибели человека. Но как объяснить все это осужденным, причем не только тем, кто желает участвовать в Таинствах Церкви, но и тем кто устанавливает тюремные порядки. Часто приходят к такой практике, когда обиженные подходят к чаше последними, соборуют их также последними. По крайней мере, в Воронежской епархии эта проблема решена таким образом. Причем для ее решения священникам пришлось вести переговоры с так называемыми «смотрящими», то есть людьми, которые имеют авторитет среди заключенных, и следят за поддержанием неофициальных тюремных порядков.

Председатель Епархиального Отдела по взаимодействию с правоохранительными учреждениями Красноярской епархии протоиерей Александр Косов говорил о недопустимости использования двух чаш для причастия и о том, как священник может подойти к решению данного рода проблем: «Здесь очень важно правильно расставить акценты и объяснить где сфера действия их законов, а где сфера действия наших законов. Пытаться просто, скажем так, этого не замечать – это те ошибки, которые потом отражаются на жизни людей, или вы просто не будете знать о том, что их не подпускают к храму и т.д.  Этот «посудный» закон действует только на территории колонии, то есть у него  ограниченная сфера действия. Выходя оттуда, и приходя, например, в кафе, они уже не спрашивают, здравая ли это посуда. В изоляторе временного содержания также нет этого разделения - в чем принесли, в том и ешь. И есть место, где действует только Закон Божий, и там, скажем так, не человек оскверняет храм, приходя туда, а  святость этих сосудов освещает каждого человека. Поэтому чаша может быть только одна. Мы все от единой чаши причащаемся, и к ней никакая скверна не липнет. Из чаши чифирь не пьют. Чаша это тот предмет, который выделен из всего мира,  соответственно он используется только по этому назначению. Это наша позиция, которую мы можем и должны отстоять. Если мы это отстоим, потом уже объяснять ничего не надо будет. И то, что кто-то последним подходит к чаше, это уже софистические, в принципе вполне уместные вещи, чтобы никого потом под сомнение не ставили, чтобы не было каких-то конфликтных ситуаций в их среде…»

В связи с обсуждением данной темы, Отец Алексей Острик из Воронежа говорил о том, что тюремные священники должны понимать ту атмосферу, в которой они служат, а неподготовленный человек поневоле может сделать что-то такое, что не соответствует  тому месту, куда он пришел. Представитель Иваново-Вознесенской епархии иеромонах Макарий Маркиш предложил решать проблему радикально: для того чтобы «уничтожить тюремную субкультуру» нужно поместить каждого заключенного в отдельную камеру. Отец Макарий призвал участников конференции ставить и решать глобальные вопросы, он говорил о необходимости реформы  исправительно-трудовой системы и о важности активного участия в этом Церкви, о нашей  ответственности за то, чтобы такая реформа проходила в соответствии с социальной концепцией Русской Православной Церкви.

           

Как остаться трезвым?
(Четыре варианта решения проблемы).

 По статистике до 95% преступлений совершается в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.  И следующая часть конференции была посвящена способам решения проблем химической зависимости. Было представлено четыре таких метода: принятие обета трезвости, методика отца Анатолия Берестова, программа реабилитации «Старый свет» и 12-ти шаговая программа Анонимных Алкоголиков. Все перечисленные ниже организации оказывают помощь бесплатно, причем не только химически зависимым людям, но и их родственникам.

Общество трезвости. Об этом обществе рассказал протоиерей  Алексей Елисеев заведующий Сектором тюремного служения Отдела по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями Екатеринбургской епархии. Члены общества дают «обет трезвости». Чин обета относится к церковным требам, которые совершаются священнослужителями по просьбе верующих, то есть это молебен, который длится минут тридцать-сорок. На Руси издавна существовала традиция принятия различного рода зароков, согласно которой  человек, понимая, что его что-то губит, давал обещание Богу этого не делать. Традиция принятия обетов трезвости существует с конца девятнадцатого века и имеет целью помочь людям,  страдающим алкогольным и табачным пристрастиями. Чин принятия обета проходит в присутствии священника и членов общества трезвости. Дающие обет, произносят особую молитву перед Богом, Его Святым Крестом, Евангелием и иконой Божией Матери "Неупиваемая Чаша", они обещают: «не пить спиртного и не употреблять ничего наркотического, не склонять к тому других, не принимать никакого участия в различного рода предосудительных играх и не произносить скверных слов». Обет трезвости может даваться на определенный срок от полугода до нескольких лет и на всю жизнь. Несколько участников конференции говорили  об опасных последствиях нарушения такого обета – при этом падение происходит еще хуже, чем если бы человек обета не давал. Был приведен пример, когда современный священник дал обет трезвости, но потом сорвался и умер в запое. Сейчас традиция принятия обета трезвости только возрождается. И видимо, человек должен быть хорошо подготовлен к такому серьезному шагу и информирован о последствиях нарушения своего обещания.

Отец  Алексей сказал также о роли государства в решении алкогольной проблемы: «У нас нет до сих пор государственной алкогольной политики. Хотя очевидно от чего гибнет страна. И тому, что эта проблема замалчивается, есть только два объяснения: либо наши политические деятели наивны, не видят что происходит, - но это же не так! Либо это делается сознательно, - скорее всего, так и есть. Такой вывод можно сделать по нашему телевидению, по средствам массовой информации, где пропагандируется разного рода безнравственность, разврат, винопитие, табакокурение, и стиль жизни с уголовным наклоном преподносится как норма жизни. Понимаете, нас просто в скотину превращают откровенно, а мы: «Спаси, Господи!.. Простите... Благословите...» Батюшка призвал к активным действиям по решению данных проблем.  В Екатеринбурге общество «Трезвение» организовано при храме св. благ. князя Александра Невского. Подробную информацию о нем можно узнать на сайте: www.prosvetcentr.ru . Чудотворный образ иконы Божией Матери «Неупиваемая чаша», которой молятся об исцелении недуга пьянства,  находится в Высотском монастыре г. Серпухова Московской области. Копии  этой иконы есть почти в каждом православном храме.

Методика отца Анатолия (Берестова). Следующую методику помощи химически зависимым представил Кулагин О. М., заместитель председателя благотворительного совета г. Москвы. Методику разработал иеромонах Анатолий (Берестов), в прошлом профессор, доктор медицинских наук. Он возглавляет Душепопечительский православный центр св. прав. Иоанна Кронштадского созданный в 1996 г. по благословению святейшего патриарха Алексия II, центр находится на  Крутицком Патриаршем подворье в г. Москве. Методика включает в себя три этапа. Первый этап – медикаментозный,  это курс дезинтоксикации и общеукрепляющей терапии. Он проводится в условиях стационара или в амбулаторных условиях под активным наблюдением врача-нарколога и других специалистов. Второй этап осуществляется в монастыре, общинах монастырского типа или путем смены места жительства с целью удаления человека из опасной для него социальной среды. На этом этапе применяются различные психотерапевтические методики. Третий этап включает семейно-бытовую и социально-трудовую реабилитацию тех, кто находится в состоянии устойчивой ремиссии, то есть уже довольно долгое время не употребляет изменяющих сознание веществ. Им помогают в трудоустройстве; психологи и психотерапевты помогают адаптироваться в семье. На всех трех этапах ведется пастырская работа по воцерковлению и духовному развитию личности,  оказывается душевная и духовная поддержка. Центров, работающих по данной методике, в Российской федерации открыто свыше пятидесяти. Планируется увеличение их количества. В Душепопечительском центре св. прав. Иоанна Кронштадского также идет работа над созданием девятидневного учебного курса для священников - о том, как лучше и эффективнее помочь людям избавиться от пристрастия к алкоголю, наркотикам и табакокурению. Адрес Крутицкого подворья: г. Москва, ул. Крутицкая, 11.

Реабилитационная программа «Старый свет». О христианском  общественном благотворительном фонде «Старый свет» мы писали уже не раз. На конференции его представляла руководитель данного проекта Юрпольская А.Б.  Уже более шестнадцати лет фонд ведет работу в области помощи алкоголикам, наркоманам и их родственникам, проводит реабилитацию тех, кто уже каким-то образом прекратил употребление изменяющих сознание веществ. Программа реабилитации рассчитана на 2-3 года, включает в себя групповую и индивидуальную работу с психологом, трудовую и хозяйственную деятельность, занятия по 12-ти шаговой программе, приобщение к церковной жизни. Медикаментозное лечение не применяется. Основная цель этой программы – формирование общности, восстановление здоровых связей с людьми, утраченных в результате болезни. В Москве более пятнадцати лет работает амбулаторный вариант этой программы, ее посещают три раза в неделю, живут при этом дома. Пять лет назад фондом «Старый свет» на территории православного храма в Подмосковье открыт стационарный  реабилитационный центр, где желающие избавиться от зависимости проживают постоянно на протяжении всего периода реабилитации. Подробнее о фонде можно узнать на сайте: www.resource-center.narod.ru . В разделе сайта «где искать помощь» размещены адреса различных организаций, оказывающих помощь химически зависимым людям и их родственникам по всей стране, в том числе адреса групп Анонимных алкоголиков и наркоманов.

Сообщество Анонимных алкоголиков. О группах самопомощи, которые работают по 12-ти шаговой программе Анонимных Алкоголиков, мы также уже писали. Если коротко, то суть программы в том, что человек признает бессилие перед пагубной привычкой и просит помощи у Бога. Звучит вроде просто, но осуществить это на деле оказывается не так-то легко: обычно человек до последнего надеется на себя, и не хочет признавать свое бессилие перед чем-либо, и доверить Богу настолько, чтобы искренне попросить Его избавить от пристрастия тоже не так-то легко.  На собраниях групп самопомощи люди делятся своим опытом прохождения этих этапов.  12-ти шаговая программа скорее вспомогательная – как средство борьбы со страстями,  члены анонимных сообществ часто параллельно обращаются и за медицинской помощью, и к психологам, занимаются в различных программах реабилитации, приобщаются к церковной жизни. Эта программа особенно удобна для применения в местах лишения свободы, так как не требует материальных затрат и участия каких-либо специалистов. Группу Анонимных алкоголиков могут создать два или более алкоголика, желающие выздоравливать от зависимости.  Адрес Содружества Анонимных Алкоголиков в России: 129128 РФ, Москва, а/я 33. Официальный сайт: www.aarus.ru.  Сайт общества Анонимных Наркоманов: www.na-msk.ru. Аналогичные общества существуют для родственников алкоголиков и наркоманов (Ал-Анон и Нар-Анон), для людей, страдающих депрессией, перееданием, эмоциональными проблемами, игровой зависимостью и т.д.

На конференции своим опытом работы в группах самопомощи поделился В.: «Меня зовут В. Я член содружества Анонимных алкоголиков. В первую очередь я хотел бы сказать, что мы – алкоголики все-таки другие люди. Я это знаю изнутри. Я постоянно искал выход, искал решение проблемы, но не находил нигде. Почему не находил? Потому что, все-таки правильно здесь говорили –  физиология другая, социальное положение другое, образ мышления совершенно другой. И когда мне нормальный человек говорил о какой-то силе, о Боге, о любви, еще о чем-то, я, честно говоря, не понимал. Это не проходило в мою душу. Я думал: что? Какой Бог? Какая любовь? О чем это? И стакан был единственным средством ухода от самого себя, от тех проблем, которые были внутри меня. В конце концов, я оказался в местах лишения свободы. И, слава Богу, что там была группа Анонимных алкоголиков. Пришел туда, чисто из любопытства, честно говоря. Но что меня зацепило. Зацепило то, что люди, которые остаются трезвыми, - это люди с таким же образом мышления, с такой же деградацией ума, и они остаются трезвыми, развивается их социальная жизнь, они обзаводятся семьями, машинами, меня поразило это. Но это не главное. Главное то, что люди обрели себя. Я увидел ту силу, о которой я мечтал. Я увидел, что люди решили свои внутренние проблемы каким-то невероятным образом. И освободившись, я стал ходить на группы Анонимных алкоголиков. Сейчас я четвертый год трезвый. Но трезвость – не самоцель, трезвость – просто условие моей жизни. Это значит, что если я начну пить, то умру. Но мне нужна жизнь во всех ее проявлениях, жизнь во всех ее красках. И эти краски я получил только от тех людей, от алкоголиков, которые сами оставались трезвыми. В принципе, от анонимных алкоголиков я слышал элементарные вещи, те же самые, что говорят и в других местах, в тех же храмах, еще где-то, в семье я это слышал. Но это мне преподносилось так, что я не понимал. Вот, они говорили, а я не понимал. И только от алкоголика, который обрел трезвость, я начал понимать, я почувствовал близкую душу. И еще хочу сказать, что по моим наблюдениям 90% людей, работающих по этой программе, все-таки воцерковляются. На сегодняшний день моя настольная книга «Невидимая брань» Никодима  Святогорца, я каждый день ее читаю…»

 

О темах других выступлений.

Всего во время рабочего дня конференции выступило девятнадцать человек. Представляем коротко темы других докладов:        

О методиках очного и дистанционного образования, разработанных в Рязанской  духовной семинарии  рассказал председатель Епархиального Отдела по взаимодействию с правоохранительными учреждениями Рязанской епархии протоиерей Сергий Сальцов. Второй год в Рязанской духовной семинарии для священников преподается курс тюремного служения, направленный на обучение тому, как строить свою работу в тюрьме. Разработана учебная программа для сотрудников колоний, рассчитанная на 36 часов. Этот курс сначала планировали назвать «Основы православной веры», но такое название не вызвало интереса у учащихся, и название изменили на «Проблемы духовной безопасности общества и государства». Создана  также методичка для обучения основам веры детей, находящихся в колониях для несовершеннолетних.

Руководитель Центра дистанционного обучения заключенных Уфимской епархии Антонова И.А. представила несколько курсов дистанционного образования: по Закону Божию, по православным праздникам и по посланиям святых апостолов, а также курс основ православной веры для солдат «Береги честь смолоду». Методики ценны тем, что просты в применении, рассчитаны на молодежную аудиторию, и что особенно актуально – рассчитаны на индивидуальное обучение тех, кто содержится в камерах и не имеет возможности участвовать в общинной жизни.

Журнала «Фома» готовит специальный тираж объемом 10000 экземпляров, предназначенный для распространения в местах лишения свободы, он содержит в себе специальную вкладку под названием «Добрая воля», обращенную непосредственно к осужденным и отчасти к  сотрудникам системы исполнения наказаний. В течение 2009-го года вкладка будет выходить четыре раза в год - раз в квартал. Если этот эксперимент удастся, то с 2010-го года она станет ежемесячным приложением к журналу.

Начальник отдела по воспитательной работе с осужденными женской колонии ИК-3 Костромской области Быстрякова Н. Е. говорила об исключительно важной роли Православной Церкви в духовно-нравственном воспитании своих подопечных, о том, что как только православный священник перестает окормлять колонию или посещения становятся более редкими, то тут же активизируют свою работу различные секты. И как только Православная церковь возобновляет окормление, сектанты отступают,  на их  занятия приходит меньше народу. Обращаясь к священнослужителям, Быстрякова Н. Е. сказала: «Без вас, без вашего участия в нашей воспитательной работе, мы не в состоянии осуществлять духовно-нравственное воспитание осужденных. Мы не справимся без вас… В наших словах, словах сотрудников, осужденные все-таки не видят того утешения и духовного возрождения, которое они видят в ваших словах. Поэтому вы нам нужны, спасибо вам за вашу работу, и низкий поклон!»

В связи с тем, что на конференции были подняты такие  важные вопросы как статус тюремного священника, проблемы тюремной субкультуры, алкоголизма, наркомании, реабилитации бывших осужденных и другие, и эти вопросы требуют дальнейшего обсуждения и выработки плана действий, было принято решение: между ежегодными встречами организовывать в течение года какое-то количество рабочих групп. Будет намечена тематика таких групп, вопросы которые предстоит решать. С учетом размеров нашей страны, тех огромных расстояний, которые приходится преодолевать людям, чтобы встретиться вместе на конференции,  рабочие группы целесообразно проводить, в том числе, используя современные возможности связи, например интернет-конференцию (программу телефонной связи по интернету с использованием видеокамеры), позволяющую участникам конференции не только разговаривать, но и видеть друг друга.

С материалами прошедшей конференции, а также с адресами реабилитационных центров, уставом православной общины в колонии, методиками дистанционного обучения, можно ознакомиться на сайте Центра поддержки заключенных при ПСТГУ: www.4prison.ru.

 

Ольга Ермакова.

 


©"Центр духовной поддержки православных общин в заключении"
Любое цитирование - с указанием автора "Центр духовной поддержки православных общин в заключении" и ссылки на
www.4prison.ru
Письмо web-мастеру

Яндекс цитирования     Rambler's Top100     Рейтинг@Mail.ru