------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ Главная  Карта сайта  English

О нас

Новости

Дистанционное
обучение

Переписка

Центры поддержки

Творчество
заключенных

Статьи и интервью

Отчеты и документы

Семинары, выставки и конференции

Просьба о помощи

Полезные ссылки

Контакты

Подписка на новости сайта

Наш баннер


Отдел по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями Московского патриархата

Патриархия.RU

МИР ВСЕМ. Издание Синодального отдела по взаимодеюствию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями

Учиться никогда не поздно

Участники состоявшегося в Москве учебно-методического семинара познакомились с международными методиками тюремного служения

В начале октября 2006 года в конференц-зале Синодального Отдела Московского Патриархата по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями прошел международный семинар, посвященный знакомству с зарубежными методиками работы с осужденными. Организованный усилиями сотрудников сектора уголовно-исполнительной системы и представителей Международной ассоциации тюремного служения (МАТС), семинар собрал множество священнослужителей, окормляющих тюрьмы, а также мирян, оказывающих попечение о заключенных.

 

Миссия Церкви

Конференции и симпозиумы тюремных пастырей стали уже привычным делом, но интерактивный семинар, где все присутствующие являются не просто слушателями, а активными участниками учебно-методического процесса, проводился у нас впервые. Огромную роль в создании конструктивной рабочей атмосферы сыграли яркие, живые выступления ведущих семинара: руководителя Ассоциации тюремного служения Англии и Уэльса Питера Уокера и представителя Ассоциации тюремного служения Венгрии, лютеранского пастора Габора Рожика. Им удалось так «завести» аудиторию, что уже через полчаса незнакомые до этого люди оживленно общались друг с другом, задавали вопросы, участвовали в обсуждении проблем и выполнении письменных заданий, предложенных лекторами.

Семинар длился два дня. Первый день был посвящен, главным образом, теоретическим вопросам. А уже во второй день участники семинар узнали о практическом применении рассмотренных теоретических выкладок. Как известно, лучше научить человека ловить рыбу, чем просто отдать ему часть своего улова. Руководствуясь этим правилом, действовали и зарубежные гости. Вместо того, чтобы предложить готовые программы, которые действуют на Западе, они постарались рассказать о методиках их создания и разработки применительно к конкретным условиям страны, региона, отдельного учреждения или прихода.

Вначале участники при помощи ведущих определили цели и задачи пенитенциарной системы. В числе наиболее важных были названы наказание человека, совершившего преступление, защита общественного спокойствия и реабилитация. Стоит оговориться, что под наказанием в данном случае понималось собственно лишение человека свободы, его изоляция от привычного окружения. По меткому выражению Питера Уокера, «преступника помещают в тюрьму в качестве наказания, но не для того, чтобы наказывать». Что касается реабилитации, то здесь также речь шла не столько о социальном, сколько о внутреннем, сердечном восстановлении грешника. На семинаре не раз подчеркивалось, что только изменение души влечет за собой восстановление человека в обществе, а не наоборот.

По словам ведущих, любое государство, если оно заботится о своих гражданах и печется о внутренней стабильности, рано или поздно понимает значение Церкви и духовности в исправлении преступника. Примером относительного забвения роли духовенства в воспитательном процессе и повторного пробуждения интереса к душепопечительской деятельности Церкви может служить Великобритания. По словам англичанина, в его стране после второй мировой войны администрация тюрем и чиновники практически не обращали никакого внимания на работавших там капелланов. Однако сейчас ситуация изменилось. Правительство поняло, что никакие даже самые лучшие социальные и реабилитационные программы оказываются бесполезными без веры в Бога, потому что не затрагивают сердце человека. Именно отсутствие духовного содержания в работе с заключенными приводит к рецидивам и росту преступности. В результате внутренняя устойчивость государства подрывается, а расходование бюджетных денег на поимку и содержание осужденных, вновь и вновь совершающих преступления, становится нерациональным. По глубокому убеждению докладчика, правительство России в скором времени неизбежно придет к аналогичному выводу и воззовет к Церкви о помощи.

 

Что может священник?

По мнению руководителей семинара, Церковь может не только оказать духовную помощь, но и помочь удовлетворить душевные и материальные потребности осужденного. Именно для этого создаются программы, в рамках которых людям рассказывают, как стать хорошим родителем, или учат заключенных разумно тратить деньги. Однако чему бы не была посвящена программа, она должна соответствовать контексту. Прежде чем взяться за ее разработку, нужно задать себе несколько важных вопросов. К примеру, священник, решивший развивать какую-либо социальную программу, должен задуматься – действительно ли это то, чем ему следует заниматься? Не приведет ли новое дело к забвению им своих духовных обязанностей? Очевидно, что и в Англии, и в России священнослужителей не хватает. Поэтому, задумывая реализацию программы, направленной, например, на обучение заключенных какой-либо профессии, священнику следует подумать о непосредственных исполнителях, волонтерах. Ему нужно собрать их вокруг себя, дать идею и вдохновить на подвиг. По словам докладчика, после этого добровольцы способны сами воплотить программу в жизнь и тем самым усилить эффективность труда священнослужителя.

Второй вопрос, возникающий при создании программы, уже непосредственно связан с контекстом. Разработчики должны спросить себя – является ли их затея верным подходом к тем людям, которым они служат? Проще говоря, если в данной  местности есть спрос на строителей, не нужно обучать заключенных ремеслу токаря.

Немаловажное значение имеет и вопрос о богословском основании задуманной программы. Нередко, пытаясь выстроить реабилитационный план на основах веры, уверенности в том, что только с помощью внешней силы, Христа возможно исправление человека, священник и верующие волонтеры встречают сопротивление со стороны тюремных психологов, воспитателей и т.д. В ряде случаев в ходе совместных обсуждений можно пойти на компромисс с иной точкой зрения, но иногда он равносилен отказу от веры и христианских убеждений. Очевидно, что последний вариант абсолютно неприемлем.

Наконец, необходимо задуматься о том, владеем ли мы силами и средствами для осуществления программы. Можно создавать программы, требующие больших финансовых вложений и привлечения огромного числа людей. Однако куда более эффективны простые локальные программы, которые могут быть реализованы усилиями энтузиастов, без привлечения больших капиталовложений.

 

Итоги и перспективы

На встрече слово было предоставлено практически всем участникам. Обсуждение наиболее актуальных вопросов не ограничивалось пределами конференц-зала и продолжалось как в перерывах, так и после окончания семинара .

Наиболее острая полемика развернулась вокруг вопроса о введении и применении курса «Альфа» в России, в частности в тюремном служении (см. «Мир всем» №   ). Об этой программе рассказал известный миссионер игумен Евмений (Перистый). Альфа - это курс, на котором рассматриваются ключевые вопросы христианской веры. Он предназначен для людей, которые не являются членами Церкви или только недавно пришли к вере. В настоящее время 32 000 Альфа-курсов проводятся в 156 странах мира, их материалы переведены на 62 языка. Многие из участников дискуссии отмечали, что «Альфа-курс» обладает интересными, практичными методическими разработками, и их можно использовать, наполняя их содержание духом и традициями Русской Православной Церкви.

Также на семинаре были приняты некоторые решения относительно усовершенствования системы духовного окормления тюрем в России. В частности, теперь встречи тюремных священников станут регулярными (не реже трех раз в год). Кроме того в скором будущем запланировано создание Совета, который будет заниматься адаптацией и внедрением новых программ тюремного служения, рассмотрены предложения по развитию системы духовной переписки православных с заключенными.

Как уже было сказано выше, такой семинар проводится в России впервые. Неудивительно, что реакция участников на содержание и выводы ведущих была неоднозначной. Кто-то воспринял новую информацию с энтузиазмом, кто-то - с известной долей скепсиса. Однако довольными остались все. Как сказал председатель Отдела, протоиерей Димитрий Смирнов, «окно в Европу существует в России с давних пор. И сегодня, перенимая готовый продукт и адаптируя его на нашей, российской почве, мы экономим силы и эффективнее решаем задачи, которые стоят перед Церковью». Предваряя вопрос о возможной опасности инославных методик, отец Димитрий заметил, что подобные опасения могут выражать только те люди, которые неспособны отличить добро от зла, понять, что можно принять, а от чего нужно отказаться. Он напомнил также, что у истоков гуманного отношения к узникам в России стоит лютеранин, доктор Гааз, посвятивший свою жизнь служению Богу и заключенным.

Хочется надеяться, что знания и опыт, полученные участниками семинара найдут практическое применение в епархиях. Ну а дальше – время покажет. Возможно, следующая подобная встреча тюремных тружеников будет носить уже иной характер и будет представлять не знакомство с новыми иностранными методиками, а обмен программами тюремного служения Русской Православной Церкви, апробированными на российской почве.

 

Евгений Мурзин

По материалам газеты Мир всем.

 


©"Центр духовной поддержки православных общин в заключении"
Любое цитирование - с указанием автора "Центр духовной поддержки православных общин в заключении" и ссылки на
www.4prison.ru
Письмо web-мастеру

Яндекс цитирования     Rambler's Top100     Рейтинг@Mail.ru