------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ Главная  Карта сайта  English

О нас

Новости

Дистанционное
обучение

Переписка

Центры поддержки

Творчество
заключенных

Статьи и интервью

Отчеты и документы

Семинары, выставки и конференции

Просьба о помощи

Полезные ссылки

Контакты

Подписка на новости сайта

Наш баннер


Отдел по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями Московского патриархата

Патриархия.RU

МИР ВСЕМ. Издание Синодального отдела по взаимодеюствию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями

Размышления о тюремном служении и переписке
(Кочетова Л.Ф.)

  • Кочетова Л.Ф.Катехизатор, ведущий переписку с заключёнными, всегда должен быть искренним, говоря о вере, ведь  фальшь всегда чувствуется интуитивно, и поэтому она принесет больше вреда, чем пользы.

  • Не надо стремиться к тому, чтобы перенасытить свое письмо к заключенному религиозной информацией. Пресыщение бывает небезопасно. Лучше меньше, но вразумительней.

  • В первых письмах лучше побольше задавать вопросов, чтобы определить духовный уровень своего корреспондента, а так же его духовное устроение и способность к восприятию церковных учений о Боге.

  • Был такой казус: некий катехизатор сказал хорошо всем известную фразу -"Не хлебом единым жив человек!" и в ответ услышал насмешку - "Конечно, ведь кроме хлеба еще существует колбаса!" Человек, который голоден, не всегда способен воспринимать духовное.

  • Очень важно с первых писем установить со своим будущим корреспондентом правильные отношения, иначе трудно будет говорить о Боге или вовсе невозможно. Опасна любая крайность, как чересчур малая дистанция, так и чересчур большая дистанция между участниками переписки с обеих сторон.

  • Еще раз о взаимоотношениях, их формула следующая: "Я уважаю вас, вы уважаете меня, и тогда у нас получится диалог". Нельзя беспомощно разводить руками и не замечать хамских выходок  своих корреспондентов, если они будут иметь место. Нужно твердо призвать к дисциплине. Человека, которого не уважают, уже не слушают и не слышат, даже если он говорит о Боге.

  • Хорошо понимаются и усваиваются те знания о вере, которые имеют актуальность в жизни повседневной. Неактуально, например, говорить о жизни подвижников-пустынножителей, когда заключенные задыхаются в камере от тесноты и ссор друг с другом. Здесь нужны образы христиан, прощающих своих врагов и терпящих без ропота тесноту и скорби. Разговор о молитве в клети своей души и т. д.

  • Если человек еще не встретил Бога на личном уровне, то все наши слова о Боге для него останутся не услышанными и ему больше поможет наша молитва и любовь, нежели знания.

  • Апостолы никогда не разворачивали перед своими слушателями панорам ветхозаветной истории и не углублялись в детали и частности, их проповедь была очень краткой. Самая лучшая тема, заставляющая задуматься о Боге, это тема о смысле жизни.

  • Теоретические знания о Боге никогда не приводили людей к вере. К тому же они очень скоро забываются. Задача в другом, дать чувство, что Бог рядом, что Он любит нас, что мы можем соединиться с Богом через покаяние и любовь к ближним. Но интересно то, что, не имея религиозной эрудиции, с этой задачей можно не справиться.

  • Очень хорошо в простые и добрые письма, где о Боге мы пишем как о самом близком и милосердном Отце, вкладывать небольшие подарочки религиозного характера: закладка, календарик, открытка с видом храма или монастыря, с иконкой и молитвой. Помню несколько лет назад я написала длинное письмо одному известному старцу со множеством тяжелейших (для новоначального) духовных вопросов. И получила ответ на одну   страничку, написанный очень простым языком и несколько бумажных иконок. Эти иконки так тронули мою душу и так утешили, как ни одна из купленных мною лично. В этом я увидела святую любовь старца к человеку, которого он никогда не видел и вряд ли увидит.

  • Для знакомых с религиозной литературой заключённых можно предложить известный прием обучения: Указав на фрагмент из Священного Писания, попросить его прокомментировать. Получив ответ, написать как на самом деле следует толковать это место по святым Отцам. В толковании Святого Писания не должно быть места безграмотному плюрализму.

  • Бесспорно, заключенным очень тяжело в тюрьме, но нельзя позволять им представлять себя в ореоле мучеников. ("Терпением спасайте души ваши", "Без терпения нет спасения" и т.д.)

  • Если ты говоришь о Боге, о вере, а в ответ тебе пишут о чем-то отвлеченном, значит, говоришь плохо, скучно или человек этот ищет совсем другого в переписке с тобою. Стоит подумать над этим, чтобы изменить тональность письма.

  • После насыщенного информацией письма, необходимо снять напряжение, для этого хорошо бы  вставить добрую шутку. Для этого же неплохо дать какие-нибудь  иллюстрации к теме, например, рассказ из патерика, или своей жизни, или жизни своего прихода, или придумать притчу.

  • Если ты проповедуешь, ты обязан молиться, ибо молитва - живое дыхание души, - сказал один известный миссионер. А ты молишься?

  • Катехизатор, помни, что на Суде Божьем тебе придется отвечать за каждое слово в твоих письмах к заключенным!

  • Сердца многих наших корреспондентов из мест заключения загрубели от долгой порочной жизни, часто они страдают от неразвитости духовно-нравственных сил, цинизма, неспособности переживать возвышенное, святое, благородное и поэтому никак не могут согреться душой. Нередко святые Заповеди Христа они пытаются превратить в пошлое насыщение своих потребностей, спекулируя тем, что мы христиане и значит, мы им должны, обязаны... Тем более нам следует помнить, что мы призваны любить их, бороться за воскресение их душ. Для этого нужны мудрость и терпение. То есть, терпение в союзе с мудростью.

  • Православный миссионер, в отличии от протестантского,  должен отличаться умением ЖДАТЬ ВОПРОСА.

  • Не ошибается тот, кто ничего не делает. В начале тюремной переписки ошибки обязательно будут, любой опыт приобретается путем шишек и синяков.

  • Миссионерство - это одна из форм экзорцизма, изгнания духов тьмы, - сказал один миссионер, поэтому  не удивительно, что иногда эти духи  очень мстят нам. Но не будем страшиться - Бог рядом!

  • Миссионер не должен быть навязчив, ведь насилие отнимает свободу и гасит любовь.

  • Нужно ли задумываться над тем, простил(а) бы я или нет этого осужденного, с которым я переписываюсь, окажись я на месте жертвы? Мне думается это в корне неправильная установка, она недуховна и даже вредна. Послушание катехизатора по переписке является по сути духовной миссией, суть которой помочь павшему найти свое  спасение, восстать от греха, и тогда, может быть, ни мы, ни наши родные, ни кто-то еще, не станут жертвами нового преступления этого человека. Один священник признался своему наставнику, что его очень смущают тяжелые грехи некоторых исповедников. Настоятель посмотрел на него строго, но с любовью: "Зачем ты сюда пришел, брат? Исцеляй свою душу молитвой о тех, кто тебя соблазняет". В переписке с заключенными тоже может быть очень много соблазнов и чтобы наша душа не помрачилась, необходимо помнить о духовной "технике безопасности", никого не осуждать и всегда молиться о своих корреспондентах, находящихся в узах. БОГ ИМ СУДЬЯ!

  • Очень важно научиться нам (миссионерам и катехизаторам) чувствовать духовный рост наших заключенных. Для этого в первую очередь нужно быть очень внимательными к нашим корреспондентам, помнить о необходимости вести диалог и как огня опасаться монологов, которые легко могут увести нас в прелесть и самомнение, которые станут соблазном для немощных в вере заключенных.

  • Самое главное в переписке с заключенными раскрыть образ Божий, а все остальные знания уже накладывать на главное, по мере сил и необходимости.

  • У миссионера, ведущего духовную переписку, должна быть достаточно обширная православная библиотека, чтобы не возникало проблем с поисками ответов на вопросы о вере и спасении, а так же, чтобы ответы эти соответствовали святоотеческому учению.

  • Нужно ли прочитывать все те книги, которые мы посылаем в тюрьмы? Это физически невозможно, тем более, если у вас не два-три корреспондента, а значительно больше. Здесь лучше всего обращать внимание на авторов книг. Авторы есть авторитетные, есть вызывающие сомнение или явно с противоположной стороны. Еще бывают авторы, которых мы не знаем, книги последних требуют внимательного изучения. Я держусь принципа, если сомневаюсь в полезности книги, то придерживаю оную до полного выяснения ее качеств.

  • К заключенным нужно относиться, как к новоначальным и не ставить им высоких планок: Слава Богу, хоть лоб свой перекрестил! Другой, может быть, на соседних нарах вообще богохульствует.

Дорогие братия и сестры, а что вы думаете о своем тюремном служении?
Поделитесь пожалуйста своими мыслями и приобретенным опытом переписки с заключенными.

С уважением и любовью к вам, сестра Христова, Любовь.
Спаси вас, Господи!

г. Москва
апрель 2004 год.  


©"Центр духовной поддержки православных общин в заключении"
Любое цитирование - с указанием автора "Центр духовной поддержки православных общин в заключении" и ссылки на
www.4prison.ru
Письмо web-мастеру

Яндекс цитирования     Rambler's Top100     Рейтинг@Mail.ru