------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ Главная  Карта сайта  English

О нас

Новости

Дистанционное
обучение

Переписка

Центры поддержки

Творчество
заключенных

Статьи и интервью

Отчеты и документы

Семинары, выставки и конференции

Просьба о помощи

Полезные ссылки

Контакты

Подписка на новости сайта

Наш баннер


Отдел по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями Московского патриархата

Патриархия.RU

МИР ВСЕМ. Издание Синодального отдела по взаимодеюствию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями

ТРЕТЬЯ  ЗАПОВЕДЬ  СЧАСТЬЯ.
Размышления о заповедях блаженства.

«Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю (Мф.5,5).

 

Первое с чем сталкиваюсь, читая заповеди блаженства это то, что не совсем понимаю значение самого слова «блаженство». Поэтому приходится открыть Словарь малопонятных слов, встречающихся при чтении Псалтири и молитв, где написано, что блаженство – это благополучие, счастье, не подлежащее переменам и превратностям, а в словаре В. Даля указано еще – «высшая степень духовного наслаждения». И если десять заповедей, переданных Господом через Моисея, учат тому, что должно делать и чего нельзя делать, то в Заповедях блаженства Христос учит нас как стать действительно, по-настоящему счастливыми. Не просто послушными и праведными, но и счастливыми.

Все мы желаем быть счастливыми. И на первый взгляд, если особо не задумываться, может показаться, что чтобы обрести счастье, надо быть наглым, богатым, жестоким и хитрым. Но, оказывается, что к счастью ведут совершенно противоположные качества, и чтобы стать счастливым, согласно Заповедям блаженства, следует быть милостивым, миротворцем, чистым сердцем, нищим духом и кротким. Довольно неожиданно. Ведь я привыкла думать, что нищие и кроткие – это самые несчастные люди, а оказывается наоборот.

Слова вынесенные в эпиграф, Господь говорит в Нагорной проповеди. Тоже мы читаем и в 36-м псалме: «А кроткие же наследуют землю, и насладятся множеством мира» (Пс.36,11), то есть будут счастливыми. Но ведь людей нельзя строго разделить на кротких и не кротких, так же как на милостивых и немилостивых. Все эти качества в какой-то мере присущи каждому. Кто-то победнее, кто-то побогаче, у кого-то, что называется, средний достаток. Кротость тоже в разной мере у всех проявляется, и один и тот же человек сегодня более печален, завтра менее и т.д. Поэтому Заповеди блаженства не звучат категорично. Вряд ли найдется идеально радостный, абсолютно не кроткий или совершенно немилостивый человек. В какой-то мере каждый из нас бывает кроток, печален и милостив. Сегодня меньше, завтра больше. В полной мере обладает всеми хорошими качествами только Бог. А мы можем с Божией помощью развивать в себе  эти свойства. Заповеди же блаженства учат смирению, которое является противоположностью гордости. Кротость это и есть смирение, скромность. Про  кроткого человека можно сказать, что  это тот, кто достиг смирения. Не в совершенстве, конечно, но в значительной, заметной для окружающих степени.

При слове «кроткий» иногда возникает образ некой беспомощной и беззащитной овечки. Но это образ ложный. Такое представление складывается, может быть, потому, что это слово сейчас мало употребляемо и поэтому не совсем понятно его значение, или потому, что кроткого человека сейчас, пожалуй, и не встретишь. Образцом кротости и смирения для нас является Иисус Христос, Который Сам говорил: «…научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем…» (Мф.11,29). Однако надо помнить, как повел Себя Спаситель, выгоняя торгующих из храма: «И, сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, также и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул. И сказал продающим голубей: возьмите это отсюда и дома Отца Моего не делайте домом торговли» (Ин.2,15-16) – то есть кроткий человек может и должен в определенных ситуациях повести себя и так. Или можно вспомнить еще, как Христос сурово обращается к Петру: «…отойди от меня, сатана, потому что ты думаешь не о том, что Божие, но что человеческое» (Мк.8,33). Это когда Петр возражал словам Спасителя о том, что: «Сыну Человеческому много должно пострадать, быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть» (Мк.8,31). Таким образом, кротость отнюдь не должна мешать пресечению неугодных Богу действий. В толковании блаженного Феофилакта Болгарского также говорится, что: «кроткие не те, которые вовсе не гневаются, таковы бывают только лишенные разума: но те, которые могут гневаться и воздерживаются, а гневаются только тогда, когда должно».

Итак, то, что кроткие счастливы становится уже понятным, а вот что значит «наследуют землю»? Блаженный Феофилакт разъясняет это так: «Некоторые под землею разумеют землю только духовную, то есть небо: но ты разумей и сию землю. Кроткие почитаются презренными и бедными: а Он, напротив, говорит что они-то имеют все». Действительно, опыт свидетельствует что прочного, не сиюминутного успеха на земле достигают люди и трудолюбивые, а стоит только загордится, как все начинает рушиться. Об этом говорится и в том же 36-м псалме: «Не ревнуй злодеям, не завидуй делающим беззаконие, ибо они, как трава, скоро будут подкошены и, как зеленеющий злак, увянут» (Пс.36,1-2). «Наблюдай за непорочными и смотри на праведного, ибо будущность такого человека есть мир; а беззаконники все истребятся; будущность нечестивых погибнет» (Пс.36,37-38). С этими фразами созвучны и слова апостола Иакова: «…Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак.4,6).

Заповеди блаженства не звучат категорично. Христос не предлагает в них сделать какой-то конкретный поступок, как, например,  Он предложил юноше раздать все свое имение нищим, чтобы иметь «сокровище на небесах» или подставить левую щеку, когда тебя ударили по правой , или не разводиться с женой. Заповеди блаженства не столько учат, сколько показывают  безграничную любовь Бога, Который утешает плачущих, милует милостивых, награждает неправедно гонимых, насыщает алчущих правды, и безмерно щедр к тем, кто кроток. Это заповеди любви, смирения и счастья.

Смирению больше всего мешает гордость, поэтому, чтобы стать счастливым, приходится бороться с  гордостью. Сложность состоит в том, что гордость часто приобретает скрытые формы. Она даже может маскироваться под кротость. Например, одно из проявлений гордости – это стеснительность, внешне так похожая на скромность. Стесняюсь что-то спросить, сказать, потому что беспокоюсь – а как я буду выглядеть? А что обо мне подумают? Вдруг подумают плохо. А для гордого человека очень важно чтобы о нем все думали только хорошо. Поэтому  лучше промолчу, «скромно» так и застенчиво – глядишь, за умную сойду. Гордость может проявляться и в виде ложной скромности. Меня хвалят, а я: «Да ну что вы, не стоит!» - а то вдруг подумают, что я нескромная и наглая, а мне как гордому человеку очень важно, чтобы обо мне думали хорошо, притворюсь скромной – это опять гордость. Или иногда, беседуя с человеком, постоянно думаешь: а вдруг я ему мешаю или не вовремя пришел, а вдруг ему не до меня. Гордому человеку очень важно, какое он производит  впечатление на собеседника, этим заняты все его мысли, и уже не до того, чтобы дать возможность собеседнику получить радость от взаимного общения.  Таким образом, упущен еще один шанс проявить любовь к ближнему – то, ради чего, собственно, и живешь. Любовь – мерило правильности и неправильности любого поступка. И смирение – там, где любовь, а там, где напускная застенчивость и ложная скромность, – любви нет.

Заповеди блаженства предлагают путь к счастью, и каждый может их исполнить настолько, насколько он в состоянии их понять именно сейчас. А если покажется, что все это слишком сложно – побороть гордость, научиться смирению и любви, а это действительно не просто, то утешение и совет на этот счет  можно найти  в том же 36-м псалме: «Передай Господу путь твой и уповай на Него и Он совершит» (Пс.36,5).   

 

Ольга Ермакова.

Газета «Мир всем» №1/73, 2009 г.

 


©"Центр духовной поддержки православных общин в заключении"
Любое цитирование - с указанием автора "Центр духовной поддержки православных общин в заключении" и ссылки на
www.4prison.ru
Письмо web-мастеру

Яндекс цитирования     Rambler's Top100     Рейтинг@Mail.ru