------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ Главная  Карта сайта  English

О нас

Новости

Дистанционное
обучение

Переписка

Центры поддержки

Творчество
заключенных

Статьи и интервью

Отчеты и документы

Семинары, выставки и конференции

Просьба о помощи

Полезные ссылки

Контакты

Подписка на новости сайта

Наш баннер


Отдел по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями Московского патриархата

Патриархия.RU

МИР ВСЕМ. Издание Синодального отдела по взаимодеюствию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями

ГЛАВНАЯ  ЗАПОВЕДЬ.

 «И возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостью твоею, - вот первая заповедь!» (Мк.12,30).

 Так Иисус отвечает на вопрос книжника о том «какая первая из всех заповедей?» То есть речь идет о самом главном, о смысле всей нашей жизни. И от того, как мы исполним эту заповедь, зависит – зря мы жили или не зря. Цель нашей жизни – возлюбить Бога. И Иисус Христос подсказывает - как это сделать.

Прежде чем пуститься в рассуждения, что значит - возлюбить сердцем, а что значит – душою, надо понимать, что рассуждения эти будут бессмысленны, если в результате не научишься любить Бога больше, чем до этого. И понятия эти – душа, разум, сердце – разделить нельзя, также как нельзя разделить тело и душу, потому что тогда получится страшная вещь – получится смерть. Сердце, разум, душа, сила – неразрывные понятия, которые переплетены неведомым для нас образом и неразделимы. Что конкретно за ними стоит – проблема филологическая. Произнося эти слова, Иисус не дает какую-то новую заповедь, а просто цитирует книгу «Второзаконие»: «И возлюби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всеми силами твоими» (Втор.6,5). Какую область значений имело слово «душа» в то время, когда писалась эта книга, и почему Иисус добавляет слова «и разумением» - вопрос филологический. Возможно, в ветхозаветные времена понятие разума явным образом входило в область значений слова душа (или сердце), а во время земной жизни Христа стало более самостоятельным понятием, поэтому имело смысл таким образом дополнить заповедь, данную Господом Моисею. (Например, слова «зависть» и «ревность» в английском и французском языке обозначаются одним словом - jealousy, jalousie). Главное, что смысл перечисления этих слов - душа, сердце и т. д. в том, что полюбить Бога нужно, используя все способности, которыми Он нас наделил.

Бл. Феофилакт Болгарский в связи с этим перечислением отмечает в человеке «три части – растительную, животную и разумную.» (Толкование на Евангелие от Мф.) Но какая из этих частей соответствует сердцу, какая душе - толкователь видимо до конца не определился, т.к. в толковании на аналогичный стих из Евангелия от Матфея животной части человека он приписывает сердце, а растительной – душу, а в толковании на Евангелие от Луки – наоборот. «Возлюби Бога твоего всем сердцем твоим, - вот животная часть человека; и всею душою твоею, - это растительная (ибо растения имеют своего рода душу). » (Толкование на Евангелие от Мф.) «Посему Закон, желая показать, что человек всецело во всем должен предать себя Богу и все душевные силы пленить в любовь Божию, словами «всем сердцем» указал на силу более грубую и свойственную растениям, словами «всею душою» - на силу более тонкую и приличную существам, одаренным чувствами. » (Толкование на Евангелие от Луки.) С разумом – отличительной чертой человека – все понятно. «Слова «всею крепостью» мы должны применить ко всему этому» - пишет Бл. Феофилакт. Но суть его толкования опять же в том, что любить Бога нужно всеми способностями, которые у нас есть. Способностей у нас очень много, и чтобы не забыть про какую-то из них, стоит все же подробнее остановиться на понятиях души и сердца.

В статье архим. Аверкия «Душевность и духовность» (Мюнхен 1949г.) говорится, что действия души «для удобства различения принято разделять на три вида, три разряда: мысли, чувства и желания… Органом тела, с помощью которого душа производит свою мыслительную работу, является мозг. Центральным органом чувства принято считать сердце. Оно является мерилом того, что нам приятно и что не приятно. Сердце естественно рассматривается, как некий центр жизни человека, центр, в котором вмещается все, что входит в душу совне, из которого исходит все, что обнаруживается душою вовне. Желаниями человека руководит воля, которая не имеет для себя вещественного органа в нашем теле… Результаты деятельности нашего ума и чувства, порожденные сердцем, оказывают то или иное давление на волю и наше тело производит то или иное движение». Вот здесь появляется еще одно очень важное слово – «воля». О ней еще будет идти речь, но хотелось бы сначала подробнее остановиться на сердце. Это орган, которым мы любим. Даже слово любовь часто заменяется рисунком сердца. И всем понятны слова: «тяжело на сердце», «легко на сердце», «от всего сердца». Что же еще о сердце можно узнать из Библии?  «И сказал Господь (Бог) в сердце своем: не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого – зло от юности его; и не буду больше поражать всего живущего» (Быт.8,21), - решил Бог после потопа. Из начала этой фразы следует, что и у Бога тоже есть сердце («И сказал Господь Бог в сердце своем»), а наше, видимо, создано «по образу и подобию». Но сердце человека вследствие греха претерпело изменения: «Лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено» (Иер.17,9). (Кстати, в современном переводе вместо слова сердце тут используется слово разум: «Человеческий разум обманчив, порою испорчен».) О том каким порокам стало подвержено сердце человека говорит Иисус Христос: «Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, - все это зло извнутрь исходит и оскверняет человека». (Мк.7,21-22). Но надо помнить, что не смотря на все эти негативные изменения, мы все же не потеряли способность любить. Священник Александр Коник советует не отождествлять слово сердце с физическим органом. «Сердце глубже, чем психологический центр сознания, чем душа или ум. Поэтому Господь заповедал любить сначала сердцем, а затем уже душою и помышлением» (о.Александр, «Любовь земная и небесная»). То есть не случайно в заповеди сердце в перечислении стоит первым.

Итак,  мы имеем способность мыслить, любить, эмоции, силу (крепость) и волю. Как же можно использовать все эти качества, чтобы возлюбить Бога? Это можно понять на примере того, как используются эти способности для борьбы с грехом – одним из способов выражения любви к Богу. Порой приходится  приложить просто физические усилия, чтобы не совершить грех – стиснув зубы промолчать, потерпеть. Задействуется также воля (свойство души). Усилием воли, например, переключаешь мысли на другое: вместо гнева - на молитву за ближнего. Любовь (свойство сердца) тоже служит этой борьбе – если любишь человека, то не стащишь его кошелек! Используется и разум. Его трезвые рассуждения позволяют понять, что – это не полезно, не рационально, следовательно, этого не стоит делать – осуждать, допустим. А это вообще всего на всего ощущение (желание сигарету закурить, например) - и его не стоит бояться. Глупо ведь бояться ощущения! – это мы понимаем разумом.

Все перечисленные качества мы используем и для выражения нашей земной любви, которая как более знакомая нам, может служить прообразом любви к Богу. Для проявления любви мы используем и физическую силу – это стремление прижаться как можно крепче, слиться, стать одним целым с любимым человеком. Силы прилагаются, чтобы сделать что-то хорошее для любимого (огород вскопать, например, или посуду вымыть). Да что уж говорить, даже «с неба звездочку достать» мы готовы для любимого человека. Разум задействовать можно тоже, не только для того, чтобы кого-то обмануть или вычислить – как побольше денег заработать, но и для того, чтобы придумать - как порадовать любимого. Мы выражаем свою любовь взглядом, словами, вниманием, своим творчеством (стихи, музыка), жертвами, подарками. Кстати, по подарку можно понять – сколько любви в том, кто его дарит. Это видно даже по тому, как человек наливает чай, с каким отношением берет в руки молитвослов… Для выражения любви мы используем все наши эмоции: радость - общения с любимым человеком, грусть – что могли его чем-то обидеть, надежда - на взаимные чувства, доверие, отказ от своей воли и готовность исполнить волю того, кого любишь.

Отрицательные эмоции (страсти) также могут быть использованы во благо, если они направлены туда куда нужно. По учению Аввы Исаии Отшельника страсти имеют естественное происхождение, просто в результате воздействия на человека темных сил они используются во зло. Например, «естественное вожделение к Богу превращено врагом в страстное похотение» (из «Отечника» Игнатия Бренчанинова) и т. д. Также гнев естественен, если он направлен на врага человеческого, ненависть – на грехи и бесов, гордость – на возвышенное презрение к ним, зависть - на естественное восхищение величием Божиим.

Но, все же, как трудно полюбить того, кого не видишь, не слышишь и не знаешь. Чтобы понять это, можно вспомнить опять же опыт своей земной любви, который у каждого есть. Когда любишь человека, то любишь и журнал, который он читает, и одежду его, и вообще все, что с ним (с ней) связано. Потому что это его – любимого человека вещи, его голос, его улыбка. Как родители любят картинку нарисованную их ребенком. И если к вам в гости придет человек и скажет, что ему не нравится цвет ваших занавесок, то вы это, пожалуй, воспримете как нелюбовь к себе. Если кто-то любит вас, то полюбит и ваши занавески, и ваши очки с лысиной и даже ваш носовой платок! Также и Бог хочет, чтобы мы полюбили то, что Он создал – весь этот мир, все – начиная от нашего собственного тела, заканчивая самой дальней звездочкой во вселенной. И если мы полюбим все созданное в этом мире Богом – каждую пылинку, каждую козявку, воду, снег, людей (всех!), то это и будет означать, что мы полюбили Бога. Все нужно полюбить – и ветер, и температуру +30, и – 18, и старушку, ругающуюся в очереди, скрип двери, пыльный город. Это очень трудно и, кажется, невозможно, особенно старушку эту злую полюбить, с ее носовым платком! Идеала мы достичь, конечно, не можем, идеален только Бог, но стремиться к этому всем сердцем, душой, разумом и силами – возможно вполне. По крайней мере, уже понятно как это делать. Мы же знаем, что можно полюбить какой-то предмет, дерево, зверушку. И процесс этот перехода от нелюбви к любви нам очень хорошо знаком. Вот человек какой-то неделю назад казался обыкновенным, ни чем на себя внимания не обращал. И вдруг он как-то по особенному посмотрел, голову повернул, улыбнулся – и возникает любовь, и уже любишь и его, и радиостанцию, которую он слушает, и его тапочки. Много раз в жизни нам случалось полюбить то, что мы до этого не любили, и мы знаем, как это происходит. Только от нас требуется полюбить все – весь мир. И если трудно полюбить сразу всего человека, то можно полюбить хотя бы складку на его одежде, ведь с таких мелочей любовь обычно и начинается.

И, наконец, можно обратиться к Самому Богу, чтобы Он дал эту любовь: «просвети ум мой светом разума святаго Евангелия Твоего, душу любовию Креста Твоего, сердце чистотою словесе Твоего, тело мое Твоею страстию безстрастною, мысль мою Твоим смирением сохрани, и воздвигни мя во время подобно на Твое славословие». (Из вечерних молитв).  

 

Ольга Ермакова.

См. продолжение в статье "Возлюби ближнего твоего как самого себя". Далее...


©"Центр духовной поддержки православных общин в заключении"
Любое цитирование - с указанием автора "Центр духовной поддержки православных общин в заключении" и ссылки на
www.4prison.ru
Письмо web-мастеру

Яндекс цитирования     Rambler's Top100     Рейтинг@Mail.ru